Пьяницы царствия божия не наследуют

Новый Завет

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Глава 6.

1Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела’ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела’ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Чиновники против Евангелия — в чем причина?

Сергей Худиев

Есть Царство Божие и есть государство человеческое

Некоторое время назад владелица рекламного агентства Ольга Вековшинина разместила на рекламных щитах в Екатеринбурге цитату из Евангелия от Луки: «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует, и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует».

Цитаты вызвали претензии со стороны антимонопольной службы: эксперты УФАС сочли, что библейские цитаты противоречат Семейному кодексу РФ, который предусматривает за супругами право на развод.

На фоне общей политики государства, поощряющей брак и чадородие, это решение выглядит резким диссонансом — и скорее выглядит ошибкой конкретных людей, чем проявлением какой-то общей политики. Но в чем причины такой ошибки? Похоже, в том, что люди не понимают разницы между двумя разными царствами.

Есть Царство Божие и есть государство человеческое. Их требования (например, «не укради) могут перекрываться, и, в нормальном, благоустроенном государстве они не противоречат друг другу. Но эти царства устроены принципиально по-разному. Человеческое государство опирается на принуждение — это не упрек ему, это описание реальности нашего падшего мира, где начальствующий не напрасно носит меч. Он имеет обязанность обуздывать злодеев и собирать налоги, необходимые для поддержания в порядке дорог и мостов. Царство Божие основано на любви и доверии, и в него можно войти только по доброй воле.

Христос приходит без меча, он никого не принуждает, Он только призывает тех, кто желает довериться Ему и последовать за Ним. Те, кто по своей воле признают Его своим Царем и Господом, составляют Его Царство, которое на земле представлено Его Церковью. Церковь есть сообщество принципиально добровольное. Никого невозможно принудить быть христианином.

Государство принуждает людей к исполнению своих установлений различными санкциями — от денежных штрафов до лишения свободы. Христос не принуждает никого.

Вы оказываетесь под властью государства независимо от вашей воли — максимум, вы можете переехать и сменить одно государство на другое. В Царство Божие вы можете войти, только захотев этого, и отозвавшись на призыв Христа покаянием и верой.

На что мы имеем право

Но если вы хотите войти в Царство, вы должны принять его законы. А они больше, чем законы государства. Государство не запрещает прелюбодеяния. Вы можете быть превосходно законопослушным гражданином — и прелюбодеем. А вот быть прелюбодеем и подданным Царства — невозможно. Можно войти в Царство покаявшись и оставив этот грех. Но пребывать во Христе и одновременно в грехе не получится.

Как об этом пишет святой Апостол Павел, «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:9-11)

Писание требует от христианина быть законопослушным подданым Кесаря; но обратное не верно — законопослушный подданный совершенно не обязательно христианин.

С этим связана путаница с выражением «иметь право». Мы можем иметь в виду довольно разные вещи. Человек «имеет право» совершить какой-то поступок, если он не наказуем по закону. Например, в ряде мусульманских стран закон воспрещает пить спиртное, а в нашей стране (как и в большинстве других) человек имеет право напиваться до потери сознания хоть каждый день — государство не будет преследовать его за это.

Есть еще множество ненаказуемых поступков — например, бросить друга в беде. Или разгласить доверенную вам личную тайну. Или обмануть доверие людей в условиях, когда формального договора не было.

Недавно в США был случай, когда фармацевт задирал цену на запатентованное им лекарство, так, что множество людей, которым оно было необходимо по жизненным показаниям, не могли его получить. Его судили — но были вынуждены признать, что по закону он имеет такое право.

Люди могут «иметь право» на какие-то безответственные, глупые, аморальные и бессовестные поступки — в том смысле, что государство их не наказывает и их признает. Но они не перестают быть дурными.

Такое положение дел неизбежно — государство не может сделать людей нравственными, закон не может заменить совесть, все, что он делает — это сдерживает зло чисто внешним образом, по определенным формальным правилам.

Но законное и нравственное — это не одно и то же

По закону люди имеют право на развод — как допускал развод и ветхозаветный закон, «по жестокосердию» людей. Мы не можем требовать от нехристиан, чтобы они строго руководствовались евангельской этикой в этом вопросе. Более того, бывают ситуации, когда, например, очаровательный ухажер и блистательный жених оказывается мужем-психопатом, который бьет жену смертным боем — тут уж развод всяко лучше смертоубийства.

Но «законное» и «нравственное» — это не одно и то же, мужчина, который бросает постаревшую жену ради свеженькой пассии, поступает законно — но безнравственно. И Царства Божия такой мужчина, определенно, не наследует — пока не покается во вретище и пепле.

Нарушает ли евангельское обличение его права? Никоим образом. Вернемся к примеру с американским фармацевтом — хотя его так и не принудили снижать цену, СМИ и социальные сети высказали ему много соображений о его моральном облике, и о том, что, являясь, формально, законопослушным гражданином, он является весьма плохим примером для подражания.

Говоря, что человек поступил бессовестно, мы не говорим о том, что он «не имел права» так поступать. Право, очень может быть, и имел.

Социальная реклама как раз и говорит о морали — да, по закону вы имеете право безобразно напиваться, забывать о родителях, не уступать места в транспорте — но вас увещевают этого не делать, потому что это аморально, бессовестно, хорошие люди так не поступают.

Увещевание людей хранить брак, и не бросать своих жен — определенно служит общественно полезной цели. Потому что отвергая верный брак, можно не только небесного царства лишиться, но и земное уступить народам, которые с большим уважением относятся к семейным узам.

Это, учитывая наш уровень разводов, для многих может быть болезненным и неприятным. Нам всем не нравится, когда нам напоминают о наших грехах. Но, говоря формально, люди имеют право провозглашать моральные принципы — даже если для нас это оказывается неприятным обличением.

А говоря по-христиански — Евангелие есть благая весть о прощении грехов. Никто не обязан, упав в ров беззакония, сидеть там вечно. Можно признать, что Христос был прав все это время, а мы неправы, попросить — и получить прощение, начать новую жизнь с чистого листа. Но это уже совершенно не находится в ведении УФАС.

1-е послание Коринфянам 6 глава

Комментарии из Женевской Библии: 1 Коринфянам 6 глава

6:1 Как смеет кто у вас… судиться у нечестивых..? Павел переходит от темы нравственных недостатков к проблеме судебных тяжб между христианами. Однако вопрос нравственности, хотя и в иной форме, снова всплывает в ст. 9. Кроме того, рассмотрение недостойного поведения коринфян, обратившихся в гражданский суд для решения внутриобщинных вопросов, вновь поднимает проблему, обсуждавшуюся в гл. 5, – слабого понимания коринфянами учения о Церкви. Как христианам не следует брать на себя обязанности регламентировать жизнь нехристиан, так и нехристиане не могут управлять церковной общиной. Если бы коринфяне постигли связь между общиной Израиля и христианским сообществом (см. ком. к 5,12.13), они бы поняли, насколько нелепо для верующих искать разрешения своих внутренних споров вне церкви. Разве можно представить, что язычник улаживает споры между израильтянами в пустыне? Этот текст, вероятно, касается церковных и духовных дел, подлежащих юрисдикции церкви. Он не отрицает законной роли мирского суда, разбирающего дела, которые подлежат его компетенции и власти, полученным им от Бога.

6:2-5 Абсурдность ситуации в Коринфе становится еще яснее, если принять во внимание, что при завершении истории (но не теперь, 5,12.13) христиане вместе со Христом будут судить не только неверующих, но и падших ангелов. Даже наименее компетентный член коринфской общины более способен разрешать споры внутри церкви, чем любой неверующий.

6:7 Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Иной перевод: «Почему не предпочитаете вы терпеть обиду?» Этот примечательный вопрос ясно показывает, до какой степени для апостола важен сам принцип общинности. Разумеется, речь не идет о том, будто он призывает одних христиан терпеть злоупотребления других – обман и несправедливость вообще не должны были существовать в общине! Сам факт их наличия показывает, как низко пали коринфяне. Тем не менее, если бы коринфяне понимали горестный смысл того, что происходит в церкви, и ценили бы качества, которые должны отличать верующего (ср. 13,4-7), они скорее терпели бы несправедливость, чем решились навлечь бесчестие на христианскую общину.

6:9 неправедные Царства Божия не наследуют. Принадлежность миру сему несовместима с Царством Божиим; это неизменный принцип Писания (15,50; Гал. 5,21). Тогда встает вопрос: может ли вообще кто-либо из нас спастись, поскольку все мы порочны? Ответ Павла двойствен: с одной стороны, Бог рад оправдать нечестивого (Рим. 4,5), с другой – тех, кого Бог оправдывает, Он же и освящает (Рим. 6,1-4). Павел твердо надеется, что коринфяне – истинно верующие, оправданные и освященные (ст. 11), и что их теперешнее недостойное поведение – поддающееся исправлению отклонение. Но оно должно быть исправлено. Упорство в зле указывало бы, что их вера не истинна и что им нет места в Царстве Божием.

6:11 омылись. См. ком. к 1,2; 5,7.

6:12-13 Возможно, слова «все мне позволено» являются поговоркой, популярной в Коринфе. Возражения апостола свидетельствуют, что даже если и есть в этом изречении доля истины, коринфяне извратили ее. Добавленные им слова на деле опровергают саму суть высказывания. В заключение апостол подчеркивает высокое предназначение данного нам Богом тела.

6:14 воскресит и нас. Под влиянием греческой философии (стоицизма) некоторые из коринфян, вероятно, выражали пренебрежение к телу, доходившее до отрицания будущего телесного воскресения (гл. 15; ком. к 15,35). Некоторые из них, возможно, впали в крайности и считали половые отношения греховными вообще (7,1-5). Другая группа как будто склонилась к противоположному мнению: даже разврат допустим, поскольку то, что мы делаем со своим телом, не имеет принципиального значения.

6:15 тела ваши суть члены Христовы. Доктрина о единении верующего со Христом – один из основополагающих моментов учения апостола. Важно, что, согласно этому стиху, такое единение объемлет всего человека, включая и тело (Рим. 12,1). Следовательно, коринфяне заблуждаются, полагая, что телесное общение с блудницей, поскольку оно только физическое, не отражается на их отношениях со Христом.

6:16-17 становится одно тело с нею… есть один дух с Господом. Контраст не в том, что единение со Христом – духовное, а с блудницей – телесное; в ст. 15 Павел уже указал, что единение со Христом включает и тело, и эта мысль получает дальнейшее развитие в ст. 18-20 (судя по ст. 19, слово «дух» в ст. 17 следует писать с прописной буквы). Духом Святым мы (духом и плотью) стали едины со Христом, и этот возвышеннейший союз – препятствие тому, чтобы отдать наше тело блуду.

6:18 всякий грех… есть вне тела. Значение этого места спорно. Очевидно же, что и многие другие грехи отражаются на теле. Тем не менее ясно, что, по учению Павла, половой разврат, особенно чреват последствиями. Не случайно запрет Павла в этом стихе («бегайте блуда») выражен в той же форме, что и заповедь против идолослужения (10,14).

6:19 храм живущего в вас Святого Духа. Здесь Павел конкретизирует понятие Церкви как нового храма (см. ком. к 3,16). Верующие должны осознавать глубоко личностный характер пребывания в них Святого Духа; но стоит помнить и то, что Писание подчеркивает единство народа Божия как священного храма и духовного дома (1 Пет. 2,4.5; Еф. 2,19-22).

← 1 Коринфянам 5 • →

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *