Пушкин два чувства

Любовь к отеческим гробам

Ровно за три недели до начала Великой Отечественной Войны, 19 мая (1 июня) 1941 года, в далеком Шанхае святитель Иоанн (Максимович) обратился к своей пастве с таким указом:

«Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники…

Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно сделать гораздо теплее лично.

Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.

Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары!

Что же именно доставит отраду душе умершего?

Прежде всего – искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и в особенности молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии…»

По мере того, как год за годом все меньше и меньше остается на земле участников и современников той войны, мы обнаруживаем, что память о ней (слава Богу!) не исчезает и не размывается в нашем сознании, общенародном и личном, а напротив, усиливается и обостряется. И поневоле требуется прибавить нечто очень важное ко всему тому, что вкратце суммирует в своем указе свт. Иоанн.

…Сейчас всё это странно,
звучит всё это глупо:
в пяти соседних странах
зарыты наши трупы,
и мрамор лейтенантов –
фанерный монумент –
венчанье тех талантов,
развязка тех легенд.
(Б. Слуцкий. «Голос погибшего друга»)

Мы ставим памятники, бережем их и украшаем, как умеем, и когда заходит речь о памяти прошлых поколений, на чьих плечах мы сегодня стоим, то не стесняемся своей скорби в речах и журнальных статьях, цветов, венков и значительных средств, расходуемых на замену фанеры мрамором и бронзой. Почему так? И правильно ли это?…

Да, правильно, – подтверждает Святейший Патриарх Кирилл (телепередача «Слово Пастыря»):

«Для нас нужны могилы, памятники, чтобы сохранять нашу память об умершем, чтобы иметь возможность прийти и помолиться. И это прекрасный обычай, его надо сохранять. И нужно оберегать наши памятники, сохранять могилы в чистоте и порядке; по нашему отношению к могилам можно судить о нашем отношении к предкам, можно судить о нашем нравственном состоянии».
Так было всегда, и так должно быть.

Два чувства дивно близки нам,
в них обретает сердце пищу:
любовь к родному пепелищу,
любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
как безотрадная пустыня
и как алтарь без Божества.
(А.С. Пушкин)

Почему к гробам, а не к чему-то живому и бодрому? Почему к пепелищу, а не к сияющим дворцам, шумным площадям и магистралям, кипящим жизнью индустриальным комплексам и другим многоценным плодам цивилизации? Сомнение вполне обоснованное для сегодняшнего дня, когда наша страна наперекор всем «международным сообществам» восстанавливает свои дворцы, площади, магистрали и комплексы, а кое-кто, якобы опираясь на «исконно-духовное наследие», требует ограничиться гробами и пепелищами.

Благодаря трудам ученых-историков, пепелища и останки умерших, захоронения и гробницы раскрывают перед нами – к радости одних, к удивлению других и к затаенному негодованию третьих – глубочайшую религиозную направленность доисторических культур и цивилизаций. С колоссальным напряжением сил наши далекие предки, не знавшие ни колесных повозок, ни тягловых животных, сооружали гигантские каменные гробницы, частично дошедшие до нашего времени: до 80% всей своей жизненной энергии затрачивали они на зримое, материальное выражение «любви к отеческим гробам»… Позже эта мегалитическая культура распространилась на юг и породила другие, еще более известные символы вечности на быстропеременчивой земле – египетские пирамиды.

Да и сам переход древнего человека от кочевого к оседлому образу жизни неразрывно связан с похоронным обрядом, как об этом сообщает проф. А.Б. Зубов («Лекции по истории религиозных идей»):

«…Захоронения, никогда раньше не встречавшиеся, характерны для всех поселений раннего неолита. Кости умерших погребены на священном участке, расположенном между очагом и противоположной от входа стеной. Иногда черепа умерших предков просто стоят на полочках в этой священной части жилища… Человек еще не умел разводить растения и выращивать животных, а уже стал обитателем оседлых поселений – его понудила к этому новая идея. В самом деле, не возить же кости умерших с собой, их надо предать земле; а если они вложены в земную утробу, их нельзя оставить. Значит, надо жить с ними. В этом и кроется причина оседлой жизни».

Итак, Пушкин полностью прав: его короткий отрывок от слова до слова раскрывает перед нами роль материальной памяти предков в культуре человечества… Как это нередко бывает в разных отраслях знания, кропотливая работа ученых – не только историков и археологов, но и биологов, психологов, физиков, математиков, лингвистов – доказывает упрямым людям истинность того, что им следовало бы усвоить из духовной сокровищницы прошлого.

Мы не отвергаем даров цивилизации, мы нуждаемся в них, – но они не дарят пищи нашему сердцу и не способны заменить нам святыню. Причина тому крайне проста: сердце ищет вечности и прикасается к ней на пороге смерти.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» ( А.С.Пушкин)

Я соглашаюсь высказыванием А.С. Пушкина и считаю, что нужно гордиться славою своих предков, стыдно не чтить их память

Я не представляю, как можно жить и не гордиться славой своих предков. Какой велкий труд они вложили в наше светлое будущее, к которому люди постоянно будут стремиться! Сколько пережили наши предки, страшно представить. В современном мире, оказывается, не все ценят и помнят подвиги наших предшественников, и я этого не понимаю и не признаю.

Стоит только вспомнить одно слово- война! Самое страшное слово. Бесчисленное колличество смертей, нескончаемые страдания и самые жуткие, до костей пробирающие вопоминания об этом времени. Стоит только представить голод, холод и бесконечено проливаемую кровь, сердце сжимается, а слезы невозможно сдержать, ибо на наших предков легло тяжкое бремя войны, которое выдерживали немногие. Люди старались выжить, но я даже не представляю как. Ужасные условия для жизни, каждый день пролетает в страхе, женщины лишаются мужей, матери получают очередную похоронку, мужчины лишаются возможности жить на этом свете. По рассказам моей прабабушки, которой, к сожалению, нет на этом свете, я узнала, что она пережила Великую Отечественную войну 1941 года, будучи еще пятнадцатилетним подростком. Приходилось прятаться от фашистов, еды не было, воды тоже, холод пробирал до костей. Прабабушка рассказывала, что немцы были жестоки. Я очень сожалею, что, когда была жива прабабушка, я еще многого не понимала и не расспрашивала её, насколько ей было тяжело, как она смогла выжить в таких условиях. Все же люди пережили эти времена, благодаря своей могучей силе духа, отваге, крепкой воли и смелости.

По моему мнению, не многие в наше время отважились бы на такие подвиги, которые совершали предки. Может, даже есть такие люди в нашей стране, которые думают, что наши предки жили плохо исключительно из-за войны, но нет, было множество других событий, например, революции, реформы, перестройки, голодные времена. Увы, они прошли слишком много испытаний ради того, чтобы в будущем мы жили лучше, платили своей жизнью ради будущего, ради нас. А реформы и революции? Революция, как и война, вызывали недовольство в лице народа, обязательно какая-либо революция уносила за собой жизни людей. А стоит вспомнить 1861 год, крестьянская реформа. Крепостоное право – еще один мрачный период в истории России. Крестьяне не жили, а существовали. Росло недовольсво крестьян условиями жизни и своим положением, они работали, «не разгибая спины». Крестьяне были бесправными, а помещики были крайне жестокими. На примере Дарьи Салтыковой, как ее еще называют, Кровавой Барыни, мы можем заметить жестокость со стороны помещиков. Салтычиха за всю свою жизнь убила 140 человек лишь потому, что ей это нравилось. Как-то днем она встала утром в недобром расположении духа и, увидев осенний лист, залетевший к ней в комнату, пришла в бешенство, после чего избила палкой служанку до смерти. Страшно это представить, насколько нужно быть жестокой и бесчеловечной, чтобы так распоряжаться судьбами людей, да, кто ей вообще дал на это право? Только представьте, что ваша судьба зависит от того, в какой семье вы родитесь, например, в крестьянской или в дворянской, есть отличие? Конечно, есть и очень значительное. В кретьянской семье родился, значит, на всю жизнь остался крестьянином, тоесть будешь вечной прислугой для помещика, а помещики бывают разными, жестокими и очень жестокими. В дворянской семье родился уже огромный плюс, множество привелегий в твоем распоряжении.

А если заглянуть еще дальше? Что было в те далекие давние времена, когда люди не знали, что такое наука и не могли много объяснить, когда виновен или не виновен человек решался «Божим судом»? В те времена было страшно, когда тебя в чем-то обвиняют. Улики не всегда были, любой человек мог «тыкнуть пальцем» на другого и сказать, что тот сделал что-то нехорошее. А раз улик нет, то судебное дело можно отдать в «Божьи руки». Каких только испытаний не было, чтобы выявить, виновен человек или нет. Я знаю несколько таких испытаний. Например, испытание ядом, где обвиняемому полагалось выпить яд, и в зависимости от того, какое воздействие тот окажет на его организм через определённое время, принималось решение о том, виновен он или нет. Согласитесь, что не каждый человек, выпив яд, вообще сможет выжить. Это были времена, когда ордалии ( испытания «Божьего суда») решали судьбы людей. Но люди пережили эти времена, сейчас в России нет таких методов, что не может не радовать, сейчас у нас гуманные методы.

Я с ужасом сейчас воспринимаю новости о вандализме. Акты вандализма в России по-прежнему совершаются регулярно. Например, в Вологде совершен поджог исторического дома на Пречистенской набережной. Чаще всего акты вандализма в отношении советских воинских захоронений происходят Польше, Венгрии и Румынии. Как люди смеют разрушать и оскверняться памятники, музеи, могилы. Это страшно. Я считаю, таких людей аморальными и не признаю их действий. Наши предки стремились к улучшению жизни, к светлому будущему, и многие люди, которые ценят это и чтят их память, строят памятники, восхваляя великих людей, которые проложили великий путь к развитию страны и не только страны, целогого мира. У меня часто возникает такой вопрос, почему молодежь не чтит память предков? Нет, я ни в коем случае не говорю, что все молодые люди не гордятся, но все же есть и такие и их, к сожалению, не так уж и мало. Сколько фотографий в социальных сетях я видела, где подростки переодеваются в Гитлера, рисуют фашистскую свастику. Для них это смешно, но я не воспринимаю такие шутки, мне наоборот не смешно, а страшно и мерзко. Может у них нет точного представленияо тех временах, когда А. Гитлер жестоко расправлялся с русскими или же они не достигли некого нового уровня, того уровня, где не компьютер все решает, где нет виртуальной реальности, а где все решает человеческий ум, интеллект, где люди помнят о былых временах, содрагаются и учатся на ошибках прошлого.

В заключение я бы хотела сказать, что люди должны помнить о подвигах своего народа, должны чтить их память, иначе это будет постыдынм малодушием, я бы сказала бесчеловечностью. Люди, вспомните о своем долге – свято чтить память погибших. Не забывайте о тяжелых временах, которые пережили предки, помните, что вы живете лучше, благодаря нашим предкам.

Смотреть что такое «Любовь к отеческим гробам» в других словарях:

  • Два чувства дивно близки к нам: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам — Два чувства дивно близки къ намъ: Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. С. Пушкинъ. Черновые наброски. 10. См. И дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • два чувства дивно близки к нам{:} — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин. Черновые наброски. 10. См. и дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • чувство — , а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка

  • ПАМЯТЬ ДУШИ — (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и… … Большая психологическая энциклопедия

  • Усадьба дворянская — комплекс жилых, хоз., парковых и др. построек, составляющих одно хоз. и архит. целое; феномен рус. бытовой культуры 18 1 й пол. 19 в. Чтобы создать усадеб, ансамбль, требовались специалисты в архитектуре и садовом иск ве, часто это были… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Русская философия — органическая часть всеобщей истории философии, являющаяся специфическим отображением многовековой истории развития рус. самосознания, выраженная в идеях, взглядах и концепциях, отражающих национально своеобразное осмысление универсальных… … Русская Философия. Энциклопедия

  • ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ — «ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/ЛАДОГА, 1989, ч/б, 72 мин. Социально психологическая драма. «Зеленинский погост», снятый в 1989 году на Ленфильме, провалился в черную дыру постсоветского небытия и лишь благодаря счастливому стечению… … Энциклопедия кино

  • Ишимбай — Запрос «Ишимбай» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ишимбай башк. Ишембай … Википедия

  • бастион — а м. bastion m. 1. форт. Земляное или каменное укрепление в форме пятиугольника. Сл. 18. Полубастиона фас увышен, для настоящаго действия через палисад, на 2 1/2 фута. 1759. Р. Томилов Объяснение работ в Познани. // Ласковский 3 776. Бог судил… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Галстян, Бениамин Оганесович — Бениамин Оганесович Галстян Б. О. Галстян в форме бригадного комиссара (1942 год) Дата рождения … Википедия

«Два чувства дивно близки нам»: анализ стихотворения

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в Болдине в 1830 году. Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

Пушкин сам интересовался своей родословной. В его бумагах обнаружены наброски будущих произведений. Возможно, собственный интерес «к отеческим гробам» и вдохновил Пушкина на создание этого небольшого стихотворения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *