Пстгу исторический факультет

Русская Православная Церковь

На сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета размещена База данных памятников восточнохристианского искусства, созданная на факультете церковных художеств ПСТГУ.

Проект объединяет в один свод иконографию восточнохристианской Церкви в произведениях иконописи, монументальной живописи и лицевого шитья, что позволяет сформировать максимально полную базу данных иконографических изводов, встречающихся во всех видах восточнохристианского искусства на всем протяжении его истории от эпохи поздней античности до современного периода, без региональных ограничений.

Критерием отбора памятников служит их принадлежность православной традиции (произведения христианского искусства, созданные не только на Востоке, но, также включая те, что созданы в западной Европе до разделения Церквей).

Особенность проекта состоит в том, что впервые компонентами базы данных становятся не только конкретные памятники как целостные объекты, но также их детали (как фрагменты монументальных росписей интерьера, так и мельчайшие особенности лицевого шитья). Пользователь получает возможность сопоставлять отдельные ряды элементов сакральных изображений, например детали облачений, отдельные фигуры, жесты, архитектурные стаффажи, текстовые и орнаментальные фрагменты и т.д. Многоуровневые взаимосвязи объектов в базе данных позволяют анализировать стилистические особенности, нюансы рисунка и колористического решения максимально широкого круга памятников, а также рассматривать варианты конкретных сюжетов в произведениях различных эпох в различных видах изобразительного искусства. В базе данных каждое изображение сопровождается аннотацией, включающей историю изучения памятника, вопросы его происхождения и датировки, а также искусствоведческий и богословский комментарий

Программный интерфейс, разработанный авторским коллективом на основе программы НИКА-Музей, позволяет систематизировать материал по разным параметрам и выстраивать любые выбранные типологические ряды. Система НИКА-Музей давно получила признание, ее используют для описания своих коллекций Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Государственный исторический музей, Академия художеств в Санкт-Петербурге и др.

С 2005 по 2007 год работа по созданию Базы данных выполнялась при поддержке гранта РГНФ (руководитель — проф., д.т.н. Н.Е. Емельянов; зав. отделом «База данных ФЦХ» — зав. кафедрой иконописи ПСТГУ Е.Д. Шеко, программист — С.Г. Хайдар); в 2008-2009 гг. — при поддержке гранта Президента Российской Федерации, как проект национального значения в области культуры и искусства.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Исторический факультет ПСТГУ

Исторический факультет

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Год основания

2000 (1994)

Декан

священник Андрей Постернак

Место расположения

Москва, Иловайская ул., д. 9

Официальный
сайт

Исторический факультет — факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, созданный в 2000 году.

Осуществляет подготовку специалистов по направлению «История», а также обеспечивает университет комплексом общих учебных дисциплин по истории России с древнейших времён до конца XX века, источниковедению и историографии, методики преподавания истории и другим спецдисциплинам.

История

В 1994 году было создано на историческое отделение историко-филологического факультета ПСТБИ, на который были переведены несколько студентов второго курса миссионерского факультета и начат набор на первый курс. Ключевую роль в рождении и становлении нового учебного подразделения сыграли профессор Д. В. Деопик, старший преподаватель М. Н. Воробьев, доцент Б. А. Филиппов, историк А. В. Постернак. По словам ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва: «мы с самого начала хотели чтобы у нас были студенты, которые будут становиться историками. По образу Московского университета, ещё императорского университета мы открыли сначала историко-филологический факультет».

В 2000 году на базе исторического отделения был создан самостоятельный исторический факультет, на котором стала осуществляться подготовка студентов по специальности, а потом и направлению «История» по дневной форме обучения. На факультете были сформированы три кафедры: истории России, всеобщей истории и иностранных языков.

В 2003 году на историческом факультете открылась государственная аспирантура по двум научным направлениям: 07.00.02 — Отечественная история, 05.25.02 — Документалистика, документоведение, архивоведение.

В 2007 году было открыто вечернее отделение исторического факультета.

28 января 2008 года при историческом факультете ПСТГУ был открыт филиал Исследовательского Фонда Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов.

С 2007 года на факультете действует Научное студенческое общество. С 2008 года на историческом факультете регулярно проводится студенческая научная конференция.

В 2010 году в связи с реорганизацией управления кафедра иностранных языков была расформирована, и преподавание французского, немецкого и английского языков осуществлялось после этого силами филологического факультета ПСТГУ.

28 мая 2010 года при ПСТГУ был открыт собственный диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 — Отечественная история. В 2012 году диссертационный совет по историческим наукам был закрыт, так как был признан неэффективным.

2 сентября 2010 года состоялось освящение нового учебного корпуса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по адресу ул. Иловайская, д. 9, после чего исторический факультет переместился туда.

В 2014 году в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского организовал научные чтения, посвященные сергиевской традиции в жизни святых Русского Севера XIV—XVI вв.

Деятельность

На историческом факультете осуществляется подготовка специалистов по Отечественной истории и историко-архивоведению, преподавателей истории России и Всеобщей истории для средних общеобразовательных школ. Имеются государственные лицензия и аккредитация. Срок обучения на очной (дневной) форме 4 года по программе бакалавриата и ещё 2 года по программе магистратуры. На очно-заочной (вечерней) форме 5 лет. Существует отделение аспирантуры, по направлению «Отечественная история» (07.00.02). Студентам факультета преподаются богословские дисциплины. Студенты Исторического и Филологического факультетов в основном проходят практику в общеобразовательных средних школах.

По словам преподавателя факультета, священника Филиппа Ильяшенко:

Набор предметов у нас стандартный — как и на любом другом истфаке. Другой вопрос, что при изучении фактов мы стремимся иначе расставлять приоритеты. Вопросы чисто экономические и политические для нас второстепенны. Приоритетным для нас является мировоззрение людей прошлого. Нам интересно, как они сами себя воспринимали, оценивали. Нельзя сказать, что это какой-то специфически православный взгляд на историю. Наши историки изучают широкий спектр богословских дисциплин (как и на других факультетах ПСТГУ, которые не готовят собственно богословов). Этот комплекс предметов и помогает сформировать определенную позицию православного человека. Ценность нашего образования состоит в соединении церковно-богословской специфики с исторической.

Факультет издаёт журнал «Вестник ПСТГУ. История. История РПЦ», выключающий статьи по истории Древней Руси синодального периода, новейшей истории РПЦ, публикациями ранее недоступных архивных материалов. Приоритетом журнала является повествование о подвигах исповедников и новомучеников и исповедников Церкви Русской (вообще для ПСТГУ характерно уделение особого внимания теме новомучеников). В номерах, подготовленных Историческим факультетом, размещены материалы о проблемах социального служения Церкви, меценатстве в Российской Империи, становлении высшей бюрократии государственного управления в дореволюционной России.

Изучается проблемы социального служения Церкви, взаимоотношениям Церкви и общества, церковной благотворительности этого периода. Группой преподавателей исторического факультета был организован Филаретовский семинар, занимающийся изучением жизни и творчества митрополита Филарета (Дроздова). Выпускался Филаретовский альманах.

Руководство факультета уделяет внимание организации внеучебной жизни студентов. Преподаватели и учащиеся Исторического факультета регулярно посещают московские музеи, организуют поездки по городам России. Однодневные путешествия совершаются раз в месяц, более продолжительные — 1-2 раза в год. Сборная факультета участвует в соревнованиях по игре «Что? Где? Когда?».

С 2004 года каждым летом силами студентов и преподавателей факультета организуется миссионерская поездка на север Пермского края. Студенты посещают больницы, детские сады и приюты, встречаются с местной интеллигенцией, поют во время богослужений, помогают в совершении крещений. Поездки проходили под руководством священников Андрея Постернака, Алексия Емельянова и Александра Ильяшенко.

Проводится Ежегодная научная студенческая конференция Исторического факультета ПСТГУ, в котором принимают участие студенты, аспиранты и преподаватели исторического факультета, представители других факультетов ПСТГУ.

28 января 2008 г. при историческом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета был открыт филиал Исследовательского Фонда «Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов», председатель которой Леонов Иван Сергеевич и его заместитель Мельков Андрей Сергеевич известны как либеральные деятели, последний ныне позиционирует себя как сторонник раскольнической Украинской автокефальной православной церкви. Директором филиала Исследовательского Фонда «Межвузовской ассоциации молодых историков-филологов» при ПСТГУ была назначена заместитель декана исторического факультета по учебной работе кандидат исторических наук Юлия Игоревна Белоногова.

После того, как в 2012 г. Исследовательский фонд «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» фактически прекратил свою деятельность, была основана автономная некоммерческая организация «Институт современных гуманитарных исследований» (зарегистрирована 15 февраля 2012 года), президентом которой избран историк Андрей Мельков. Представительство данного института при ПСТГУ возглавила Юлия Белоногова, ставшая секретарем научно-экспертного совета в указанном учреждении.

По состоянию на ноябрь 2016 года, 22 выпускника факультета исторического факультета ПСТГУ, имели учёную степень кандидата наук

Каждую третью субботу месяца в храме святителя Николы в Кузнецах проходит факультетская Литургия, которую совершают преподаватели, имеющие священный сан.

Кафедры

Кафедра истории России и архивоведения

Кафедра истории России и архивоведения осуществляет подготовку по направлению и специальности История России, обеспечивает университет комплексом общих учебных дисциплин по истории России с древнейших времен до конца XX века, источниковедению и историографии, методики преподавания истории и другим спецдисциплинам.

Заведующие:

  • д.и.н. профессор Александр Яковлев (2000—2006);
  • к.и.н., доцент Фёдор Гайда (2006—2011)
  • к.и.н., доцент Дмитрий Цыганков (с 2011)

Кафедра всеобщей истории

Кафедра всеобщей истории обеспечивает комплекс учебных дисциплин по истории Древнего мира, истории Средних веков, Новой и новейшей истории стран Западной Европы и Америки, Библейской археологии, истории стран Азии и Африки, истории южных и западных славян и т. д.

Заведующий — д.и.н., профессор Д. В. Деопик (с 2000)

Кафедра иностранных языков

На кафедре осуществлялось преподавание студентам факультета иностранных языков. Кафедра не являлась выпускающей. Упразднена в 2010 году после чего преподавание французского, немецкого и английского языков осуществлялось силами филологического факультета ПСТГУ.

Заведующая — к.ф.н., доцент Вера Олевская (2000—2010).

  1. 1,0 1,1 ПСТГУ › Факультеты и отделения › Исторический факультет › Кафедры › Кафедра истории России
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 К 10-летию исторического факультета // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви Выпуск № 38 / 2011
  3. К 15-летию Исторического факультета ПСТГУ см. 0:25 — 0:44
  4. Филиал ИФ МАМИФ при историческом факультете ПСТГУ
  5. ПСТГУ › Факультеты и отделения › Исторический факультет › Научная работа › Научная работа студентов
  6. ПСТГУ › Факультеты и отделения › Исторический факультет › События ИФ › Студенческая конференция исторического факультета
  7. В ПСТГУ открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций // Православие.Ru, 25 июня 2010 г.
  8. Архиепископ Верейский Евгений освятил новый учебный корпус Свято-Тихоновского университета // Патриархия.ru, 2 сентября 2010
  9. В Питкярантском районе состоялись Сергиевские чтения // ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ, Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии
  10. ПРАВИЛА ПРИЕМА ТРЕБОВАНИЯ И ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ Москва, 2005 г., стр. 7
  11. 11,0 11,1 ПСТГУ › Факультеты и отделения › Исторический факультет › Специальности
  12. священник Георгий Ореханов, Галина Давлеева Молодежь должна иметь возможность найти ответы на все свои вопросы // Православие и мир, 27 июля 2010
  13. Свято-Тихоновский университет отмечает пятнадцатилетие (комментарий в свете веры) // Седмица.ру, 5 декабря 2007
  14. «Студенты нацелены получать знания»
  15. Мария Хорькова История Церкви: взгляд молодых ученых // «Татьянин день», 14/04/2010
  16. Исторические издания // сайт Всероссийского конкурса на лучшую работу по русской истории «Наследие предков — молодым»
  17. Д. А. Цыганков Рец.: Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы. Вторая половина XIX — начало ХХ столетия. М.: Изд-во ПСТГУ. 2011. 192 с.
  18. 8 декабря ПСТГУ и Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры проводят XII Филаретовский семинар // patriarchia.ru, 7 декабря 2006
  19. НОВЫЕ КНИГИ О РЕЛИГИИ В ВГБИЛ. Александр Гуревич, ст. научный сотр. Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы — Поступления за март 2007 года, portal-credo.ru
  20. 20,0 20,1 ПСТГУ › Факультеты и отделения › Исторический факультет › О факультете
  21. Первый Интеллектуальный турнир «Кубок святого князя Димитрия Донского» | Храм преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной (Москва-Сити)
  22. Второй Интеллектуальный турнир «Кубок святого князя Димитрия Донского»: ВИДЕО // сайт Храма благоверного князя Димитрия Донского, 1 марта 2016
  23. ПСТГУ › Новости › Повестка дня › Записки миссионера › «Пермяк — соленые уши»
  24. СТУДЕНТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПСТГУ ОТПРАВИЛИСЬ В МИССИОНЕРСКУЮ ПОЕЗДКУ В ПЕРМСКИЙ КРАЙ // DNKRUS.RU: Духовно-нравственная культура, 16.07.2009
  25. Студенты и преподаватели исторического факультета ПСТГУ совершили очередное миссионерское путешествие // официальный сайт Московской епархии Русской Православной Церкви, 10 августа 2012
  26. диакон Стахий Колотвин 15 лет миссионерских поездок Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Богослов.ру, 5 декабря 2011
  27. Ежегодная научная студенческая конференция Исторического факультета ПСТГУ // Портал Богослов.Ru, 23 апреля 2008
  28. Филиал ИФ МАМИФ при историческом факультете ПСТГУ
  29. Елена Копылова стала двадцать вторым выпускником исторического факультета ПСТГУ, получившим ученую степень
  30. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  31. ПСТГУ › Факультеты и отделения › Исторический факультет › Кафедры › Кафедра всеобщей истории

Ссылки

  • Новости, связанные с Историческим факультетом, на официальном сайте ПСТГУ
  • К 15-летию Исторического факультета ПСТГУ (видео)
  • сообщество в социальной сети «В контакте»

Факультеты

Богословский • Миссионерский • Педагогический • Филологический • Исторический • Церковного пения • Церковных художеств • Социальных наук • Информатики и прикладной математики • Дополнительного образования

Помещения

Храм Святителя Николая в Кузнецах (Вишняковский пер., 15) • Храм Троицы Живоначальной в Вишняках (ул. Пятницкая, 51) • Студенческий городок ПСТГУ (ул. Иловайская, 9) • Московский епархиальный дом (Лихов пер., 6)

Издания

«Акты святейшего патриарх Тихона» • Богословский сборник • Искусство христианского мира • Вестник ПСТГУ • Филаретовский альманах

Другое

Братство всемилостивого спаса • База данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» • Издательство ПСТГУ

Слово Первосвятителя

Зачем иконописцу получать специальное художественное и богословское образование, разбираться в технологии? Как правильно определить, где «канон», а где «творчество» в иконописи? О главном в иконе и о нашем к ней отношении мы поговорили с Андреем Павловичем Жаровым – первым выпускником Иконописного отделения, а сегодня его преподавателем.

Андрей Павлович, когда у вас возникла мысль связать свою жизнь с иконописью? Это было мечтой детства или решение пришло позже?

Мой отец занимался иконописью, и я пошел по его стопам. Мне всегда нравилось, с каким настроем и с каким качеством отец работает. С детства я помогал ему на подготовительных стадиях написания икон и постепенно оказался вовлечен в тему церковного искусства. Вот почему этот выбор был органичным и естественным для меня.

Как вы считаете, нужно ли сегодня поступающему в иконописную школу иметь художественное образование и владеть академическим рисунком?

Эта тема как была спорной многие годы, так и остается до сих пор. Бытует мнение, что светское художественное образование иконописцу мешает и вовсе не нужно. Однако опыт многих иконописных школ в последнее время показывает, что такая подготовка весьма полезна. Для иконописца важно понимать, что между академическим рисунком с натуры и тем, который применяется в иконописи, есть общие принципы, заключающиеся в правилах построения формы и композиции.

Не зря сегодня при поступлении на иконописное отделение предпочтение отдается тем абитуриентам, которые учились в художественных училищах и школах, владеют основами рисунка и живописи. В учебную программу иконописных школ сейчас включен и академический рисунок. Например, в Свято-Тихоновском православном гуманитарном университете целых пять лет изучается живопись и академический рисунок. Все это помогает иконописцу глубже понять законы рисунка и цветовых отношений в иконе.

Помните ли вы о своих вступительных экзаменах в СПбДА?

Конечно, помню. Это был самый первый набор в январе 1998 года. Преподаватели были настроены очень доброжелательно. Запомнилось знакомство с архимандритом Александром (Федоровым) и его участие, доброе отношение, расположение к нам на экзаменах. Он был рад, что приехали молодые люди, которые стремятся стать иконописцами. Прежде здесь существовали курсы иконописи, но не школа в академическом понимании. Курсы были организованы благодаря трудам ректора протоиерея Владимира Сорокина, причем некоторые ученики, посещавшие их, например, Анна Карагина, поступали вместе с нами, уже имея некоторый предварительный опыт иконописи.

Что бы вы посоветовали поступающим, исходя из вашего опыта?

Не сомневаясь, поступать! Сегодня у многих возникает вопрос: поступать или не поступать в иконописную школу, есть ли в этом смысл? Кто-то, впрочем, избирает сугубо практический, ремесленный подход, работая с наставником-иконописцем и через это осваивая специальность.

Но я уверен, что профессия иконописца требует не только владения практическими приемами и навыками. Важен и высокий образовательный, общекультурный уровень, те знания, навыки и умения, которые могут быть получены систематическим образом.

Расскажите о вашей учебе в Академии.

Многие студенты, которые учились вместе со мной, уже возглавили какие-то учебные заведения, некоторые стали священниками, являются настоятелями храмов. Думаю, что определенный творческий и духовный заряд они получили именно здесь, в alma mater. Конечно, были и непростые моменты, как и в любой учебе, да и время было экономически сложное – 1990-е годы. Но, в целом, остались только хорошие воспоминания. Так как мы были первыми, многих учебных материалов, которыми пользуются сегодня студенты, тогда еще не существовало. Например, не было учебных таблиц и пособий по иконописи, я уже не говорю об электронных носителях. Сейчас учиться намного удобнее, накоплен большой объем иллюстративного материала, сформировались традиции школы – все это очень ценно.

Как сегодня развивается зарубежная иконопись, есть ли чему поучиться у иностранных мастеров?

Опыт общения с профессионалами всегда полезен и ценен. Самое важное, что может принести практическую пользу иконописцу за рубежом, – это знакомство с оригиналами работ старых мастеров. Не только с иконами, но и с храмами, росписями, мозаиками, с теми произведениями искусства, которые хранятся в музеях.

Очень важно иметь верное представление о лучших образцах церковного искусства не только иконописцу, но и будущему священнослужителю. Ведь только их совместными усилиями и желанием можно совершенствовать сегодняшний уровень церковного искусства в храме.

Икона Богоматери Одигитрия (восковая темпера)

В каких странах вы побывали и что смогли почерпнуть там нового?

Большое впечатление на меня произвела Италия, особенно Рим и Равенна, где сохранилось много храмов с древними росписями и мозаиками. И конечно, лучшие музейные собрания: Пинакотека в Ватикане, Лувр с его прекрасным собранием произведений искусства. В Бельгии – замечательные музеи в Брюсселе и Брюгге.

Вы упоминали, что любите работать в технике энкаустики, расскажите, где вы впервые с ней ознакомились?

Впервые я услышал об энкаустике еще во время учебы в СПбДА. Об этой технике нам рассказал замечательный преподаватель, реставратор Евгений Павлович Большаков, он много лет занимался реставрацией настенных росписей на Валааме. При укреплении настенных росписей в Никольском скиту и Преображенском соборе выяснилось, что в качестве добавки в связующее пигментов использовался воск. Евгений Павлович и его помощники стали использовать пчелиный воск, для того чтобы восстановить росписи в аутентичной технике. Тогда у меня и зародился интерес к энкаустике, ведь эта живопись благодаря воску смогла сохраниться в экстремальных условиях.

Позже, во время обучения на факультете церковных художеств ПСТГУ, у меня была возможность копировать шедевры живописи в Третьяковской галерее, Успенском соборе Московского кремля, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, где меня особенно поразила сохранность фаюмских портретов, созданных в Египте еще в I-III веках. Тогда же удалось выполнить и ряд копий этих произведений античности.

Этот опыт оказался очень полезным, поскольку сейчас в работе над иконами я использую различные техники восковой живописи. Энкаустика – это не только самая долговечная техника, она обладает еще и уникальными художественными возможностями. Оптические возможности красочного слоя, разнообразие фактур живописи, особенности цветового решения — все это очень важно для того, чтобы создать глубокий по содержанию образ. Сегодня при восстановлении храмов XIX века эпохи классицизма, использование раннехристианской традиции энкаустических икон, может быть лучшим решением при восстановлении интерьера. Стилистика свойственная энкаустике, в отличии от академического стиля икон ориентированных на позднюю западную традицию, имеет непосредственное отношение к основам раннехристианской иконографии. Эта техника имеет большие перспективы для развития.

Спаситель (энкаустика)

Многие говорят, что им больше нравятся иконы, написанные в академическом стиле. Какому стилю иконописцы сегодня отдают предпочтение?

Существует достаточно много разных иконописных мастерских и школ, и все они работают очень разнообразно. Не могу согласиться с тем, что сейчас преобладает какой-то один общий стиль. Некоторые иконописцы ориентируются, например, на стиль московской иконописи XVI- XVII века, который у нас принято считать каноническим (хотя вопрос о каноничности иконы достаточно сложный). Многие мастера интересуются ранне-христианской традицией. Процесс формирование стиля современной иконы достаточно сложный и длительный.

Как вы относитесь к тому, что некоторые современные иконописцы пытаются создать собственный стиль? Нужно ли как-то ограничивать творчество иконописца?

Здесь важно определиться с тем, что мы понимаем под словами «творчество» и «канон». Думаю, что творчество – это дар Божий человеку. И лучшее, что может привнести мастер в иконописный образ, – дух подлинного сотворчества Богу. Гораздо хуже такое положение вещей, когда иконописец ставит целью только копирование известных икон, считая, что вовсе не нужно проявлять творчество.

С другой стороны, иконописание не может быть каким-то самовыражением. В первую очередь, иконописец должен следовать церковной традиции, а она видимо проявляется как раз в лучших произведениях церковного искусства.

Существуют различные определения термина «канон». Мне ближе определение канона как действия благодати Святого Духа в человеке. Это действие благодатное, радостное, оно не закрепощает и не мешает иконописцу, а дает возможность совершенствования.

Ефросиния Полоцкая (фрагмент) (восковая темпера)

Расскажите, где и как сегодня можно приобрести или заказать икону.

Надо понимать, что заказ иконы – это не просто покупка какого-то предмета, а прежде всего молитвенный труд – и иконописца, и заказчика. Именно с таким настроением надо искать иконописца, и тогда найдется мастер, с которым сложится общее верное понимание. Да и иконописцу будет не лишней молитвенная помощь. Работая, например, для Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, мы чувствуем поддержку сестер, которые понимают, что это труд совместный.

Сейчас часто заказывают так называемые ростовые, «родильные» иконы, написанные в рост родившегося младенца. Как вы относитесь к этому?

Традиция эта появилась еще в XVI веке. Думаю, что плохого в этом ничего нет. Единственной ошибкой, наверное, будет утверждать, что эта икона должна быть на первом месте в домашнем иконостасе, где главным должен все-таки быть образ Христа. Нужно не забывать, что мы в молитве обращаемся в первую очередь к Богу.

Происходили ли в вашей жизни чудесные происшествия, связанные с определённой иконой или иконописью в целом?

Назначение и смысл иконы в Церкви не сводится к чудотворению. Самым важным является то, что несет в себе икона – Благую весть о воплощении Господа и о том, что мы имеем возможность изображать Бога, святых. Это то, чего не было во время Ветхого Завета. Возможность изображения Второй ипостаси Святой Троицы – Христа, а также Богоматери и святых, стала возможной лишь после Боговоплощения. Вот это и есть главное чудо, а икона – это прежде всего свидетельство о Христе, о Евангелии.

Запрестольный образ Воскресение Христово. Феодоровский собор в Санкт-Петербурге. Восковая темпера. (мастерская Жаровых)

Влияет ли внутреннее состояние иконописца на написанный им образ? Какой образ жизни должен вести иконописец?

Безусловно, влияет. В иконе невозможно слукавить. Что внутри человека, то отображается и на иконе. Примеры преподобных Алипия и Григория Печерских, Андрея Рублева и Даниила Черного свидетельствуют об особом служении Богу через икону.

В то же время иконописцы могли быть и семейными людьми. Например, один из лучших московских мастеров начала XVI века Дионисий был мирянином, его сыновья – Феодосий и Владимир, также писали иконы. Я считаю, что иконопись хоть и благочестивое дело, но не сугубо монашеское.

В наше время много женщин пишут иконы. Вдохновимся здесь примерами известной монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой), а также Ирины Васильевны Ватагиной, которая была одним из первых преподавателей факультета иконописи Свято-Тихоновского университета.

Какие советы вы можете дать начинающим иконописцам? С чего лучше начать свой путь после выпуска?

Самое главное, иконописец не должен представлять, что он уже состоявшийся мастер, может спокойно писать и не задаваться никакими вопросами. В наше время каждый иконописец должен считать себя в какой-то степени учеником. Но здесь есть большая разница между просто ученичеством и постоянным ощущением себя человеком, которому необходимо совершенствовать свое мастерство. А выпускнику нужно понимать, что тот курс, который он прошел, – это только ознакомление с широким спектром знаний по иконописи и богословию. И дальше он должен продолжать совершенствоваться, насколько это возможно. Очень важно иметь профессиональное общение и обмен опытом с другими иконописцами. Иначе человек может деградировать как мастер, потерять те навыки, которые он приобрел за годы обучения.

Поэтому мой совет – постоянно развиваться, учиться и совершенствоваться.

Анна Сухорукова, студентка II курса отделения иконописи ФЦИ при СПбДА

Интервью подготовлено в рамках факультатива по журналистике СПбДА

Справка:

Андрей Павлович Жаров – выпускник Отделения иконописи СПбДА (мастерская В.Т. Ждановой). Также закончил факультет церковных художеств ПСТГУ. Автор серии научных статей по современному церковному искусству и технологии иконописи. Мастерской Жарова создан ряд иконостасов для храмов России и Белоруссии. Член Архитектурно-художественного совета при Минском епархиальном управлении, сотрудник иконописной школы-студии Минской епархии, регулярно проводит международные мастер-классы по иконописи.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *