Псков княгиня Ольга

Князь Игорь и Княгиня Ольга

Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Её мужем был князь Игорь. Сменивший Олега на киевском княжеском престоле Игорь подобно его предшественнику изображён в древнерусских летописях во многом как легендарная личность. Вещий Олег приходился родственником и опекуном молодому князю.

Легенда XVI века передаёт сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своём пути реку и увидел стоявший у берега чёлн. Перевозчиком оказалась девушка Ольга. Игорь попросил перевезти его, он был поражён её умом. Когда же он, «некие глаголы претворяше к ней», получил отпор на свои «стыдные словеса», девушка отказала Игорю столь искусно, воззвав к его княжеской чести, что Игорь не только не обиделся, но, согласно легенде, тут же посватался к ней.

Биография Ольги в большей её части загадочна. Даже само появление её на исторической сцене различные летописи датируют по-разному. В «Повести временных лет» под 903 годом читаем: «Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». А в Новгородской первой летописи младшего извода в недатированной части, но непосредственно перед статьёй 920 года, сказано, что Игорь «привёл себе жену из Плескова, по имени Ольгу, была она мудрой и смышлёной, от неё родился сын Святослав».

Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых, богословы создали её Краткое и Пространное житие. Житие считает Ольгу уроженкой псковского села Выбуто, дочерью незнатных родителей. Напротив, известная в пересказе В. Н. Татищева поздняя Иоакимовская летопись выводит Ольгу от новгородского князя, или посадника — легендарного Гостомысла. Вряд ли можно сомневаться в том, что она была из знатной семьи, а не крестьянской девушкой.

Девушка пленила Игоря красотой, благонравием и скромностью. Любовь к юной Ольге ослепила Игоря, который, не раздумывая, пожелал взять её в жёны, предпочтя другим, более родовитым невестам.

О времени, месте рождения и происхождении самого Игоря нам ничего с достоверностью не известно. Рождение в Новгороде на Волхове около 879 года вызывает сомнение, поскольку в момент похода Игоря на Константинополь, в 941 году, ему должно было быть от 20 до 25 лет.

Поход Игоря на Константинополь в 941 году отмечен «Повестью временных лет» и упоминается в византийских историографических сочинениях. Но вызывает сомнение сорокалетнее (!) бесплодие Ольги. Весьма сомнительно, что Игорь женился на Ольге в 903 году и в течение 39 лет не имел детей, как и тому, что он взял её в преклонные годы не первым для себя браком. Скорее всего, к моменту рождения Святослава оба они, Ольга и Игорь, были молоды и полны сил.

Кончина Олега побудила древлянские племена к восстанию. Нестор следующим образом описывает вступление Игоря на киевский княжеский престол: «После смерти Олега стал княжить Игорь… И затворились от Игоря древляне по смерти Олега». В следующем году, по свидетельству Нестора, «пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней».

Жаждавшие захватить власть в Киеве древляне замыслили убить Игоря и ждали удобного случая, чтобы расправиться с ним.

Но прежде чем столкнуться в смертельной схватке с вождями племенного союза древлян, князь Игорь предпринял под 941 год поход на Константинополь.

Ольга обладала даром предвидения — она чувствовала опасность, грозившую мужу, и изо всех сил старалась уберечь его от беды. Пророческий сон приснился ей, когда князь Игорь собирался в поход на Константинополь. Ольге привиделись сожжённые ладьи, мёртвые воины, чёрные вороны, кружившие над полем брани… Поражение дружины Игоря представлялось неизбежным.

Встревоженная Ольга пыталась остановить мужа, рассказав о дурных знаках, которые видела во сне, но он не сомневался в скорой победе.

Пророчество княгини сбылось, и войско было разбито. Впоследствии князь Игорь всегда прислушивался к словам Ольги, не раз предсказывавшей ему победу или поражение в ратных делах, следовал её мудрым советам.

Супруги жили счастливо. Вернувшись из похода на Константинополь, князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав.

В 944 году князь организовал новый поход на Византию. На этот раз дело кончилось подписанием мирного договора.

Летопись Нестора под 945 годом повествует: «И пришла осень, и стал он (Игорь) замышлять поход на древлян, желая взять с них ещё больше дани. В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы“. И послушал их Игорь — пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот, если не убьём его, то всех нас погубит“. И послали к нему, говоря: „Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань“. И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было её мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Деревской земле, и до сего времени».

Настоящее погребение зверски убитого Игоря, по прадедовским обычаям языческой веры, не состоялось. Между тем в соответствии с народными поверьями покойник, которого не похоронили согласно обычаю, блуждал среди людей и тревожил их.

Следуя языческим традициям, княгиня Ольга надеялась, что безжалостная месть за смерть мужа исцелит её душу от страданий. Она поклонялась умершему супругу, который, по древним славянским верованиям, и в загробной жизни продолжал следить за своим родом и оказывать ему покровительство.

В годы замужества Ольга обрела ту самую «мудрость», которая позволила ей выдвинуться после смерти князя Игоря в правительницы Русского государства.

Минуло полгода после смерти Игоря, как вдруг весной следующего, 945 года верхушка древлянского союза племён решила восстановить дружеские отношения с Киевом и направила послов к Ольге с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.

Ольга ответила послам, что они могут привести сватов в ладьях к её терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян двойной смысл: и оказание почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне последовали её совету, а Ольга приказала их сбросить в яму и живыми закопать. Памятуя о мучительной смерти казнённого древлянами мужа, княгиня коварно поинтересовалась у обречённых: «Добра ли вам честь?» Послы ей будто бы ответили: «Пуще Игоревы смерти» (греческий историк Лев Дьякон сообщал, что «Игорь привязан был к двум деревам и разорван на две части»).

Второе посольство «мужей нарочитых» было сожжено, а вдова отправилась на землю древлян якобы для того, чтобы «створить трызну мужу своему». Когда войска встретились, юный Святослав, сын Ольги и Игоря, начал битву, метнув копьё в неприятеля. Пущенное детской рукой, оно не долетело до вражеских рядов. Однако опытные полководцы ободрили своих воинов примером юного князя. Здесь её «отроки» напали на «упившихся» после тризны древлян и перебили их множество — «иссекоша их 5000», как утверждает летопись.

Овладев Искоростенем, Ольга «сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, заставила платить дань… И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов. И существуют места её стоянок и охот до сих пор».

Но княгиня на этом не успокоилась. Через год, продолжает свой рассказ Нестор, «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани. Ловища её сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места её, и погосты…»

Сказание о мести Ольги отчасти, вероятно, легенда. Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд.

Месть за гибель мужа не избавила Ольгу от душевных мук, а скорее добавила новые терзания. Покой и исцеление обрела она в христианстве, смирившись со своей участью и отказавшись от желания уничтожить всех врагов.

Отказалась Ольга и от брачного союза с византийским императором Константином Багрянородным, храня верность памяти мужа.

В 964 году Ольга уступила престол совершеннолетнему сыну. Но «възрастъший и възмужавший» Святослав длительное время находился в походах, и во главе государства по-прежнему оставалась его мать. Так, во время печенежского нашествия на Киев в 968 году Ольга возглавила оборону города. Предание нарекло княгиню хитрой, церковь — святой, а история — мудрой.

Судя по летописи, Святослав испытывал к матери почтительное уважение до самой её смерти. Когда она стала совсем больной, по её просьбе он вернулся из похода и был с матерью до её последнего часа.

Накануне своей кончины — все летописи датируют её 969 годом — «Ольга завещала не совершать по ней тризны (составной части языческого обряда похорон), так как имела при себе священника втайне».

Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено её внуком, Владимиром Святославичем.

По-видимому, язычник Святослав запретил публичное отправление христианского культа (молебны, водосвятия, крестные ходы), выдвинул на первое место «норовы поганьские», то есть языческие.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ПОГОСТ

Значения в других словарях

  1. погост — Погост, погосты, погоста, погостов, погосту, погостам, погост, погосты, погостом, погостами, погосте, погостах Грамматический словарь Зализняка
  2. погост — пого́ст род. п. -а «церковная община, приход, церковь с жилыми домами, службы», диал. «кладбище», пово́ст – то же, вятск.1, «подворье, одинокий постоялый двор», оренб. (Преобр.), др.-русск. Этимологический словарь Макса Фасмера
  3. погост — ПОГОСТ -а; м. Сельское кладбище (в старину — рядом с церковью). Снести на п. кого-л. (похоронить). ◁ Погостный, -ая, -ое. П-ые кресты. Толковый словарь Кузнецова
  4. погост — Пого́ст/. Морфемно-орфографический словарь
  5. погост — ПОГ’ОСТ, погоста, ·муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (·устар. ). Толковый словарь Ушакова
  6. погост — ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого-н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил. погостный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  7. Погост — , 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11—18 вв. Постепенно… Большая советская энциклопедия
  8. погост — -а, м. 1. Сельское кладбище. На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая. 2. устар. Малый академический словарь
  9. ПОГОСТ — ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище. Большой энциклопедический словарь
  10. погост — Др.-рус. производное от погостити «побывать в гостях», преф. образования от гостити. См. гость. Развитие значения шло следующим образом: «место гощения купцов (т. Этимологический словарь Шанского
  11. погост — орф. погост, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. погост — погост м. 1. Сельское кладбище. 2. устар. Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения. 3. местн. Название деревни, поселка, населенного саами. 4. местн. Постоялый двор вдали от селений, на дороге. Толковый словарь Ефремовой
  13. погост — Это слово, имеющее значение «кладбище», произведено от глагола (по)гостити – «(по)бывать в гостях», восходящего к существительному гость. Что, казалось бы, общего между «гостем» и «местом захоронения»?… Этимологический словарь Крылова
  14. погост — ПОГОСТ м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнегор. заволжье и новг. Толковый словарь Даля
  15. погост — сущ., кол-во синонимов: 21 боженивка 5 божья нивка 4 борок 6 буй 12 буйвище 4 гробовище 3 деревня 39 жальник 10 земля родительская 6 земля священная 3 кладбище 30 место вечного упокоения 4 некрополь 4 община 45 селение 20 село 24 скудельница 4 торг 14 цвынтарь 3 центр 105 церковь 23 Словарь синонимов русского языка

Первое имя, связанное с историей нашего города – это имя основательницы города Пскова — княгини Ольги. Это имя появляется на первых же страницах русской истории, ее называли «святая» и «мудрейшая из людей».
В первой русской летописи «Повести временных лет», составленной монахом Киево — Печерского монастыря Нестором, впервые упоминаются Псков и псковитянка Ольга в 903 году: «…Игорь возмужал и привели ему жену из Пскова именем Ольга…». Каждый пскович, будь то школьник или убеленный сединами пенсионер, что – нибудь да слышал о своей землячке. Ведь именно псковитянка стала женой первого русского князя Игоря и после его смерти управляла всем Киевским государством. При Ольге начинается внутреннее укрепление русского государства.
Однако не только это прославило имя Ольги в глазах людей. Приняв христианство, Ольга открыла для Руси дорогу к просвещению. Недаром княгиня Ольга народом была названа мудрой, а Русской Православной Церковью наименована равноапостольной.


Ни точная дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. А в этом и нет необходимости, так как легенды и предания об её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях.
Родилась Ольга в нынешней Псковской (города Пскова тогда еще не было), а по житию – стране Плесковской, от веси Выбутцая (это в 12 км от Пскова выше по реке Великой).
Год за годом, долго, долго
Время тянет нить веков.
Говорят, крестьянка Ольга
Основала город Псков.
Князь Игорь – будущий муж – встретил ее на охоте и влюбился в прекрасную молодую перевозчицу, переправившую его через реку и поразившую князя весьма умными речами, скромностью и красотой. После этой встречи он не хотел и слышать о других невестах, а затем и женился на ней.
В Пскове сохранились устные предания, связанные с княгиней Ольгой. До сих пор местные жители указывают те места, о которых молчат письменные источники: Ольгин перевоз, Ольгин мост, Ольгины ворота; есть деревня Ольгины кресты. Нестор-летописец пишет, что в его время в Пскове, в Троицком соборе, еще хранились сани княгини Ольги.
О происхождении Ольги существуют разные мнения историков.
Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга». Но даже если древние письменные исторические источники и не дают возможности с точностью судить о ее происхождении, все равно следует сказать, что великая княгиня Ольга «была первой русской женщиной, оставившей по себе неизгладимый след в истории». Так писал о ней крупнейший историк, академик Михаил Николаевич Тихомиров.
В «Повести временных лет» подробно рассказывается о мести Ольги за убийство ее мужа князя Игоря. После смерти князя Игоря, княгиня Ольга принимает на себя правление в Киеве, так как ее сын Святослав был еще несовершеннолетним.

При Ольге и начинается укрепление Древнерусского государства. Летописи полны сведений о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью благоустройства жизни всех подданных. Княгиня Ольга устанавливает размеры даней, определяет места для их сбора. По Днепру и Десне были разбросаны указанные княгиней Ольгой места для ловли зверей и птиц — Ольгины «перевесища» и «ловища». Эти места включались в великокняжеские владения. Устроенные княгиней Ольгой погосты помогали гражданскому становлению и хозяйственному благоустройству страны. Позднее, когда Ольга стала христианкой, по погостам (места, куда съезжались купцы-гости для торговли) стали возводиться первые храмы на Руси. Погост и храм стали неразрывными понятиями (впоследствии, из-за того, что при храмах устраивались кладбища, слово «погост» стало употребляться для обозначения кладбища).

Много заботилась княгиня Ольга об укреплении обороны русских городов. Города застраивались, обрастая каменными и дубовыми стенами (забралами), валами и частоколами. Сама княгиня жила в Вышгороде — крепости «на горе», над Днепром. При княгине Ольге в Киеве начинается каменное строительство.
Объехав все земли русские из конца в конец и увидев разницу в жизни и нравах язычников и христиан, княгиня Ольга сама решается принять христианскую веру. Уже готовая принять святое крещение, она получает приглашение из Константинополя от византийского императора и направляется в столицу Византии. Здесь княгиню Ольгу и крестил Константинопольский патриарх.
Греческий император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора» оставил подробное описание пребывания княгини Ольги в Константинополе. Многие из сопровождавших княгиню также приняли крещение.
В «Повести временных лет» сохранились слова, сказанные патриархом княгине Ольге после крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!»
аудио

Проповедь митрополита Святогорского Арсения, произнесённая в 2007 году в 6-ю Неделю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня, братья и сестры, празднуем день памяти угодницы Божией, святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены. Имя в крещении «Елена» ей было даровано потому, что в древнеславянском произношении оно звучало как Олена и созвучно было имени Ольга. И до сих пор на Украине Елену называют Олена, до сих пор эта старая славянская форма произношения имени осталась, и была она в крещении созвучна с именем царицы Елены, тоже равноапостольной, матери византийского царя, Константина Боговенчанного, равноапостольного.

Часто можно услышать, что Церковь уничижает женщину, что она унижает её достоинство. Да нет, братья и сестры, посмотрите, как возвышено женское естество и наравне с мужеским поставлено в Церкви Христовой! Божья Матерь, перед Которой и цари преклоняются, и патриархи; равноапостольная княгиня Ольга. Равноапостольная — равная апостолам царица Елена, равноапостольная царица Нина, просветительница Грузии — вот какую силу и благодать даровал Господь женскому естеству. Все они прославляли Бога жизнью своею, наставляя и Отечество своё, и ближних своих примером благочестия.

А сколько, братья и сестры, говорит Церковь Христова и народ наш богомудрый о молитве материнской и пословицы слагает: «Молитва материнская небеса потрясает и со дна моря достаёт»! Такое вот дерзновение даруется молитве матери. Недаром и в Писании сказано: «Проклят Господом раздражающий матерь свою». Какое страшное пресечение попускает Господь за раздражение матери её непослушному чаду!

И мы сегодня одну из жен святых прославляем — княгиню Ольгу. За мудрость свою ещё в девичестве была она избрана князем Игорем Киевским себе в супруги, а впоследствии назовут её «мужемудренной». Как у великого мудреца разум был у неё, когда она осталась вдовой после смерти князя Игоря и управляла русским государством. И впоследствии свой мужемудренный разум, дарованный ей от Бога за её благочестие, она ещё больше усугубила благодатью и силой Божией. И подумайте, за 33 года до Крещения Руси её внуком — князем Владимиром, приняла она христианство в Константинополе. Княгиня-христианка управляла языческим государством ― и все преклонялись перед её разумом и её мудростью. Житие княгини Ольги говорит о том, что когда она приехала в Константинополь, в свите у неё уже был священник Григорий, который, видимо, наставлял её и в дороге, и до этого в Киеве, на путь христианской жизни. И она приехала в Константинополь, чтобы воочию убедиться в торжестве Православия и истинности Православной веры. Внук её, Владимир, в своё время будет посылать послов, чтобы узнать, какова христианская вера и какова вера различных государств. Она же поехала сама испытать веру христианскую. Император Константинопольский, поражённый её мудростью, красотою, достоинством, которые она имела, предложил Ольге стать его супругой. Видимо, и политические взгляды на это толкали ― он думал через этот брак присоединить земли Северной Руси.

И Ольга поступила мудро, сказав: «Я приму Крещение только в том случае, если крестить меня будет Патриарх, а ты будешь мне крестным отцом». На что император с радостью согласился.

И вот торжественное Крещение в Софии Константинопольской русской княгини Ольги свершилось. Но когда император напомнил, что она обещала ему стать супругой, Ольга, улыбнувшись, ответила: «А как же ты будешь мне теперь супругом, если ты мне крестный отец? Не может крестный отец с дочерью сочетаться браком».

И вновь подивился император мудрости её и отпустил с богатыми подарками. И поехала она в город Киев и была как утренняя заря, предваряющая солнце христианского просвещения равноапостольного князя Владимира.

Житие говорит, что она объезжала государство христианское сама, устрояя его везде — строя города, погосты, укрепляя селения. На местах своих остановок она ставила кресты. И когда она прибыла на свою родину, то за рекой Пскова, на холме, после видения трёх лучей солнечных, упавших на это место, поставила крест. Чудесным образом она провидела явление Святой Троицы в этих лучах. И по сегодняшний день на том месте стоит Псковский кремль, а на месте воздвижения ею креста стоит Троицкий собор ― самый первый храм, который построила княгиня Ольга.

Господь прославил угодницу Божию нетлением мощей, которые до Батыева нашествия были в Десятинной церкви. И многие дивились чудному виду её, потому что лежала она во гробе, как живая и уснувшая. Многие получали исцеление от мощей её. Но в Батыево нашествие почитателями княгини Ольги мощи были спрятаны в церкви, которая татарами была превращена в руины. В ХVII веке Петр Могила, святитель Киевский, разбирая завалы Десятинной церкви, нашёл гробницу с мощами княгини Ольги, и даже было зарисовано, как они в нетлении почивают в каменном гробе. Но тогда шла борьба с поляками, было постоянное перехождение от католиков к православным столицы Святой Руси города Киева ― и мощи пришлось снова спрятать. Те, кто спрятал мощи княгини Ольги, преставились без известности, а тайна сокрытия мощей по сегодняшний день неизвестна. Где-то у нас, на Святой Руси, где-то в Десятинной церкви или в другом месте, но сокрыты мощи святой угодницы Божией, княгини русской Ольги, которую называли «мудрейшей из жен русских».

Но княгиня Ольга стоит на небесах у Престола Вседержителя и в сегодняшний день с дерзновением молится за нас, расслабленных. Любя своё Отечество, любя нас, грешных, потомков её, она не перестаёт воздевать руки перед престолом Вседержителя за наши грешные души.

И каждый сегодня, братья и сестры, пусть помолится великой угоднице Божией. Много бед сегодня и в нашей личной жизни, и в нравственном состоянии нашего Отечества. Много бед и в государственном устроении нашего многострадального Отечества мы имеем. Имеем причины мириться и просить княгиню Ольгу о многих благах. Но прежде всего мы не должны забывать, братья и сестры, что говорил Господь: «Ищите прежде Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Поэтому чего просить и о чём молиться ― это об исправлении нашего греховного и окаянного греха, об исцелении нашей расслабленности духовной, о возрождении той веры, в которой жили наши благочестивые предки, о возрождении молитвенного настроения, которое нами утрачено. А Господь потом устроит всё остальное. Потому что мы сейчас в таком греховном состоянии находимся, что нам хоть святого поставь правителем государства, он с нами с ума сойдет.

Каждый народ достоин своего правительства. И мы, братья и сестры, имеем то, что по грехам своим заслужили. Не надо винить правителей, экономическую или политическую ситуацию, а надо винить самих себя. За грехи наши попущено с нами такое бедствие, такое нестроение и расстройство общества и в духовно-нравственной жизни, и в экономической, и политической государственной. И прежде всего, надо восстановить в себе падшее естество, по образу и подобию Божию призвать его жить, и по заповедям Господним.

Вот хорошо мы сегодня, братья и сестры, сотворили, что по заповеди Божией пришли в храм… Но вопрос: какими мы выйдем из храма? То ли такими же расслабленными, то ли вразумлёнными словом Божиим выйдем. И за стенами храма продолжим образ жизни христианский, за стенами храма будем являть свет Христов людям окружающим, как являла его княгиня Ольга и другие наши соотечественники, как являли свет Христовой правды в своей жизни наши прадеды, деды, бабушки, отцы, матери наши.

Дай, Боже, нам в сегодняшний день, выйдя из храма, не забыть о Боге и Его заповедях: с кем-то примириться, с кем мы поругались, где-то подать милостыню, где кого-то простить от сердца, где больного проведать ― то есть быть Христовыми не только здесь стоя и молясь, но и за стены храма выходя. Хоть бы чуть-чуть мы подвиглись к исправлению, и тогда Господь, увидя добрые зачатки в наших душах, увидя добрые ростки в наших душах, скажет нам слова, как тому расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой, встань и ходи». И будем ходить в правде Божией пред лицом Божиим, с радостью служа Господу жизнью своей, а в день пришествия вместе с Иоанном Богословом воскликнем Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Аминь.

Проповедь архиепископа Арсения в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и в день памяти равноап. кн. Ольги. 24 июля 2011 г.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *