Психология православная

Основы православной и просто здравой психологии

Раздел публикаций о вопросах психологии и психотерапии детей и взрослых в контексте православной антропологии…

  • Психические расстройства и методы их лечения — беседа с врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым
  • Как понять, что у родителей психическое расстройство (и что теперь делать) — Мария Пушкина
  • Гиперчувствительные скандалисты: 8 причин бояться поколения Z — Реми Блюменфельд
  • Фрейд и Православие: незримая война — Максим Солохин
  • Осторожно, Юлия Гиппенрейтер! — Асия Кадырова
  • Я – хуже всех? Покаяние и комплекс неполноценности — Борис Херсонский
  • Типы студентов. Дореволюционные карикатуры — Владимир Кадулин
  • Нашествие хикикомори — Александр Данилин
  • Артефакты психологических экспериментов — Людмила Копец
  • Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики — игумен Агафангел Гагуа
  • Пустые мысли изнуряют душу — архимандрит Андрей Конанос
  • У созависимых родственников наркозависимых своя «ломка»- Нина Кайшаури
  • Инфантилизм, как явление. Почему не все умеют любить? — Евгения Белякова
  • Симулякры в современном мире — Марина Бигнова
  • Признаки деструктивного тренинга — Александр Невеев
  • Позитивное мышление — Александр Невеев
  • Когда страх мешает жить. Интервью сотрудником центра психологической помощи МЧС — Ларина Пыжьянова
  • Сверхидеи как мост в никуда — Михаил Вершинин
  • Реабилитация детей с ДЦП — Елена Семенова, Екатерина Клочкова, Александра Коршикова-Морозова, Анна Трухачева, Елена Заблоцкис
  • Как отличить конструктивную критику от обесценивания — Яна Филимонова
  • Девять поступков епископа, из-за которых уходят лучшие сотрудники из Церкви — Тревис Бредберри
  • То, что мы считаем грехом, порой имеет медицинскую причину — Наталия Скуратовская, Ксения Смирнова
  • 5 простых правил для победы над прокрастинацией — Екатерина Демина
  • Психотерапевт или психиатр? Как понять, когда и к кому обращаться за помощью — Александр Невеев
  • Остановить безумие. Если близкий сходит с ума у вас на руках. Опыт родственника и рекомендации психиатра — Борис Веркс, Мария Лейбович
  • Люди с комплексом спасателя. Об эмоциональном выгорании благотворителей и читателей — Людмила Петрановская
  • Как справиться с эмоциональным выгоранием — Марина Бочарова
  • Проблемы внутрицерковных отношений в психотерапии священнослужителей — Наталия Скуратовская
  • 10 секретов человеческой психики, о которых мало кто знает — Фактрум
  • Поколение ЯЯЯ. О том, почему современное поколение обречено на провал — Джоэл Штейн
  • 20 отвлекающих маневров, с помощью которых манипулируют вами и затыкают вам рот — Lifter
  • Как перестать ненавидеть себя? — Даниил Гуляев
  • Невроз: замкнутый круг — Ирина Терентьева
  • Невроз и депрессия: в чем разница? — Ирина Терентьева
  • Пограничное расстройство личности — звучит страшно? — Оксана Богданова
  • 55 советов для улучшения работы мозга — Ментальная инженерия
  • Как избавиться от слов-паразитов — Скот Янг
  • Цыганский гипноз. Как не попасть под влияние? — Ментальная инженерия
  • Список лжепсихологий — Александр Невеев
  • Люди заполняют свою пустоту алхимией и шаманством — Александр Невеев
  • 26 причин кажущейся эффективности психотерапии — Александр Невеев
  • Отец психоанализа Зигмунд Фрейд против Святых Отцов — иерей Михаил Дронов
  • Критика психоанализа Зигмунда Фрейда — Карл Поппер
  • Святоотеческое отношение к болезни — Юрий Максимов
  • Как правильно разубеждать людей в мифах и лжи — Кристофер Грэйвс
  • Осторожно, психолог! — Евгения Белякова
  • Синдром медсестры. Почему некоторые женщины любят слабых мужчин? — Татьяна Суржко
  • 5 навыков зрелости — Юлия Пирумова
  • Без вины виноватые. Психология жертвы — Наталья Фомичева
  • Нужна ли церковным людям помощь психолога? — протоиерей, психолог Давид Цицкишвили
  • Делает ли психология человека счастливее? — ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус
  • Как не надо говорить с мамами детей-инвалидов — Екатерина Савостьянова
  • К кому приходит рак: психосоматические причины онкологии — Александр Данилин
  • Воспитание воина — Олег Верещагин
  • Записки психиатра. Избранные размышления о болезни, «опиуме народа» и шестом чувстве — Борис Херсонский
  • Секреты усталости: как научиться отдыхать? — психотерапевт, старший научный сотрудник Института психиатрии Алексей Паршин
  • Настоящему мужчине карьера ни к чему — Татьяна Соломатина
  • Что такое социопатия, и как с ней бороться — беседа с детским психиатром профессором Галиной Козловской
  • Пастырская психиатрия: разграничение духовных и психических расстройств — Василий Каледа
  • Как лечить душу — Сергей Белорусов
  • Смиренный лидер? — игумен Петр Еремеев
  • Практика самообмана — Алексей Березин, Нина Березина
  • Об особенностях женской природы — иерей Вадим Коржевский
  • Живу в эпоху головастиков (интервью с психологом Ольгой Лысовой-Бродиной) — Татьяна Вигилянская
  • Лечение депрессии — Игорь Олейчик
  • Вера никогда не приведет к шизофрении — Дмитрий Авдеев
  • Особенности православного подхода в психотерапии — Дмитрий Авдеев
  • Душевные состояния в христианской психологии — Юрий Зенько
  • Актуальность богословского взгляда на современную психологию — Николай Лагутов

Детская психология:

  • Психология подросткового возраста: проблема буллинга — Кирилл Хломов
  • Ни одна травля в школе не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые — Наталья Цимбаленко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
  • Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия — Марина Мелия
  • Привет, Чучело. Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее? — Мария Новикова
  • Подросток попался в сеть — Наталья Крамаренко, Марина Тылкина
  • Не погружайте детей в болото претензий — Катерина Мурашова
  • Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться — Александр Лобок
  • Воровство в детском возрасте — Med o’key
  • Мама, купи мне монстра — коррекционный педагог Анастасия Дуброва
  • Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите — Юлия Гиппенрейтер
  • Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) — Катерина Мурашова
  • Пограничные психические состояния у детей — семинар психолога Ирины Медведевой
  • Больше доминант, хороших и разных. Детские зависимости и способы их преодоления — иерей Владимиром Сергачевым
  • Когда дети хамят — Анна Сапрыкина
  • Детские коллективы для ребенка вредны или Как пережить каникулы — Александр Колмановский
  • Как прогнать бабайку? — Оксана Головко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
  • Детская болезнь — Дмитрий Соколов-Митрич
  • Ябеда-карябеда — Инна Карпова
  • Гиперактивный ребенок — Галина Козловская
  • Почему не хочется хвалить ребенка? — Татьяна Шишова
  • Как стать моральным уродом? — интервью с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Марковой
  • Читая Спока — Владимир Ошеров
  • Я сердита, я сердита! — Ирина Лукьянова
  • Подросток: одиночество в сети? — Мария Руднева
  • Психофизиологические особенности десятиклассников — Наталия Суворова

Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева:

  • Фильм первый. Любовь и влюблённость — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм второй. Первая любовь — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм третий. Как правильно вступить в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четвертый. Как не нужно вступать в брак — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятый. Отношения между мужем и женой — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм шестой. Появление детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм седьмой. Планирование семьи. Аборты и контрацепция — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм восьмой. Многодетность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм девятый. Глава семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм десятый. Мужественность и женственность — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм одиннадцатый. Взрослость молодых людей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм двенадцатый. Внутренний уклад семьи — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм тринадцатый. Воспитание будущего семьянина — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм четырнадцатый. Капризы и непослушание детей — протоиерей Илия Шугаев
  • Фильм пятнадцатый. Как уберечь детей от курения, алкоголизма и наркомании — протоиерей Илия Шугаев
  • Смотрите другие фильмы раздела «Беседы о семье протоиерея Илии Шугаева»

Психологические аспекты самоубийства (суицида) и психологическая помощь:

  • Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) — Катерина Мурашова
  • Психические расстройства и методы их лечения — беседа с врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым
  • Больше уделяйте внимание другу другу — интервью с главным психиатром г. Уфы Юрием Анохиным о проблеме самоубийств
  • Самоубийство: психологические аспекты и помощь людям, склоняющимся к суициду — методические указания
  • Детский суицид — Елена Белая
  • Святое шпионство — Елена Чудинова
  • Подростковый суицид: почему и что делать? — Ольга Исаева
  • Детские суициды — проклятие нашей страны — Анатолий Артюх
  • Лечение депрессии — Игорь Олейчик
  • Самоубийство способно навечно закрепить в душе состояние уныния и тоски, в котором невозможно никакое общение с Богом — диакон Михаил Першин
  • Легализация эвтаназии – это самоубийство совести — Ирина Силуянова
  • Осторожно: сайты «взаимопомощи» для самоубийц — Андрей Калитин, Рубен Искандарян
  • Ответы на вопросы: смертная казнь, эвтаназия, самоубийство — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
  • Десять мифов о самоубийстве с посторонней помощью — Кевин Юилл
  • На кого похож самоубийца? — психолог Михаил Хасьминский
  • Самое глупое самоубийство — Андрей Ломаничский
  • Я просто умерла (История самоубийства) — Наташа
  • Способы самоубийств — психолог Михаил Хасьминский
  • Имейте веру и терпение, просите помощи у Бога и людей – помощь и правильное решение обязательно будут скоро… (Ответ на вопрос) — Максим Степаненко

Православная психология — что это?

Русская православная психология — что это за явление, зачем нужны православные психологи? И какое отношение Церкви к психологии? Ответы в нашей статье!

Православная психология

Нужно ли со своими «болячками» идти к психологу? Особенно если ты — верующий православный христианин? Если есть священники, Церковь, Евангелие и святоотеческое наследие, зачем еще нужна психология?

Все мы знаем, что в вопросах веры ничто так не ценно, как опыт. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос «Нужна ли православному психология?», в первую очередь оглядываешься на реальный опыт своих близких. А он разный.

У одной из моих верующих, православных подруг была невыносимого характера и нрава сестра-подросток. Не получая от матери или сестры желаемого, кидалась утюгами, будильниками, громила мебель. В том, что подруга не преувеличивает, мы и сами убедились, когда однажды она привезла ее в нашу подмосковную общину при храме, куда мы съезжались на субботу-воскресенье под крыло своего духовника. До метания утюгов и будильников дело не дошло, но по речам и мелким поступкам, по увлеченному передразниванию взрослых было заметно, что подросток явно без тормозов. «Для меня нет авторитетов» — сквозило в бесшабашном ее тоне.

Дело дошло до того, что чрезвычайно умудренный, хорошо нас знающий священник однажды даже благословил Машу в период особо неукротимого буйства сестры… вызывать домой милицию.

Маша уходила от родных, чтобы не сталкиваться с сестрой, жила у друзей. Потом наше общение стало не таким тесным, а когда спустя какое-то время, встретившись, мы поинтересовались у Маши, в каком состоянии сестра, оказалось, что метательница утюгов и будильников — отличница юридической академии и уже давно не тиранит семью. «Что же произошло?!» — ахнули мы. «Я сводила ее к психологу в православный центр. Она с ней, видимо, точно и убедительно поговорила, и — как отрезало. Сестре вдруг стало все понятно и про себя, и про последствия своего поведения».

«Может быть, девочка «переросла» свое буйство, вышла из трудного подросткового возраста?» — не доверяли мы Машиному рассказу. «И это могло сказаться, — отвечала Маша, — но именно разговор с психологом оказался для нас тем самым ключом, который открыл ей дверь понимания — и себя, и других».

А вот совсем другая история. Еще одна моя знакомая, верующий человек, без особой нужды, ради любопытства к внутреннему миру стала ходить к давно знакомому и когда-то сыгравшему хорошую роль в ее жизни психологу на что-то вроде психоаналитических сеансов.

Над нею посмеивались даже неверующие — смотрите, она и на исповедь ходит, и к психоаналитику. Подруга поясняла: исповедь — целительное Таинство, а встречи с психологом — что-то вроде перестройки душевной архитектуры. Ей казалось, что они с ее знакомым психологом хорошие «прорабы» этой перестройки.

Спустя три года после начала этого интеллектуального и душевного приключения я встретила ее в состоянии мучительного кризиса. Она попала в тяжелые испытания, несчастья преследовали ее и ее родных, и она забыла обо всем на свете, кроме молитвы, постов, Церкви. На мой вопрос о психологе замахала руками: «Все это игрушки. И я не уверена, не опасные ли». Прочитав удивление в моих глазах, уточнила: «Я передоверилась тому психологу, он сказал, что мы занимаемся с ним “психодрамой”, а на поверку оказалось — чем-то непонятным. Похоже, он применял ко мне полугипнотические практики, а след этих практик я, несмотря на университетское образование и всегдашний интерес к гуманитарным текстам и практикам, сейчас не могу “считать”».

Та плотность боли и тот мучительный опыт реальных событий и переживаний, через которые моя подруга прошла потом, не оставил камня на камне от интереса к такого рода практической психологии, а подозрение к ней — оставил.

«Мне кажется, я развинтила себе душу этими странными самокопаниями и фантазиями, а когда пришли реальные испытания, встретила их в ослабленном состоянии, и чуть не погибла. В конце концов, Господь дает каждому то устроение души, которое дает. Надо терпеть в том числе и свои психологические слабости», — такую позицию заняла она в итоге.

Кризисный психолог: Как вернуть базовое чувство безопасности

Она не согласилась даже с моим соображением, что опасны, скорее всего, вот такие психоаналитические методы смутной духовной этимологии, ну а уж обычный-то разговор с хорошо образованным психологом — дело полезное. «Все нам дано, все у нас есть — в духовном опыте святых отцов. А психология — это “лабиринт, из которого нет выхода”».

Почему для кого-то психология становится нитью Ариадны, выводящей из лабиринта трудностей, а для кого-то — самим лабиринтом?

Сказать ли психологии решительное православное «нет»? Но не поскальзываемся ли мы тут на том самом обскурантизме, на который много раз указывала русская интеллигенция, говоря о церковном опыте?

Ведь у психологов в арсенале немало практических навыков. Недаром же на всех пресс-конференциях в дни напряженного поиска решений «что же делать с сидельцами пензенского оврага?» рядом со священниками сидела психолог и говорила дельные вещи. И из сект, все знают, людей лучше вытаскивать, опираясь на помощь профессионального психолога.

Ну и в конце концов: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Психология как идея фикс, как нечто формирующее предельный мировоззренческий горизонт — вот это уже, может быть, «превышение полномочий». А психология как опыт, как умное профессиональное знание — почему нет? Было бы большой гордостью пренебрегать и психологической культурой. Если, конечно, это не попытка вогнать в культурный слой нашей жизни бетонный раствор хамства и эпатажа.

Но всячески «снимая шляпу» перед психологической культурой, я бы, честно говоря, медлила восторги, когда речь заходит о психологии как таковой.

Конечно, любой предмет во всем великолепии своих глубоких смыслов предстает отнюдь не в учебниках. Честь всякой науки составляют авторы, первооткрыватели законов. И вот тут надо, мне кажется, заметить еще одну ахиллесову пяту психологии как науки — отсутствие жестких законов, если речь не идет о рефлексах и собаках Павлова. И присутствие авторов — часто ярких, но очень субъективных. В вершинах своих психология — это как раз набор ярких и противоречащих друг другу в позициях и взглядах фигур. Мне кажется, неискушенному легко оказаться в дебрях, может быть и весьма соблазнительных.

Спор одного из психологических столпов века Зигмунда Фрейда с религиозными основаниями наших мировоззрений меня лично и не страшит, и не отталкивает. Не страшит, потому что всякие системные наезды такого рода внутри нашей души и головы быстро рушатся. Это как интеллектуальная закалка. А не отталкивает, потому что, например, из лекций известного современного христианского философа Владимира Бибихина, ученика Лосева, я знаю о последнем развороте Фрейда в сторону религии. Просто этот разворот не успел отлиться в тексты, но все, что говорит о его духовном итоге Бибихин, цитируя Фрейда, мне кажется убедительным.

Однако молодой зеленый ум, руководимый страстью к оригинальности и ниспровергательству, склонный к шоку и эпатажу, вполне может вписать позиции Фрейда в число излюбленных постулатов. И тут, конечно, встает вопрос о том, не приготовляют ли такого рода позиции человеческую душу, ту самую, которая, как мы любим повторять вслед за Тертуллианом, по природе своей христианка, — к инфицированию грехом?

Вопрос о соблазнах — духовных, мыслительных — почти всегда будет вставать, когда речь будет заходить о постижении психологии, ее теориях и теоретиках.

Елена ЯКОВЛЕВА

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *