Психолог Дмитрий зицер

Дима Зицер

Я — Дима Зицер.

Родился в 1966 году в Ленинграде.

Закончил Педагогический университет (филология) и Санкт-Петербургскую академию Театрального искусства (режиссура).

Ph.D по педагогике 1

Давным-давно я начал заниматься педагогическим творчеством, поскольку больше всего меня интересует взаимодействие человека с другим человеком, с миром вокруг него, с профессией, со знаниями, с самим собой, наконец.

Я не сомневаюсь, что в любом возрасте человек имеет право на счастье, что наше общение с детьми, равно как и их общение с нами, может быть самым прекрасным времяпрепровождением. Этому и посвящена большая часть моих книг, статей, выступлений, теле- и радиопередач, с которыми вы можете познакомиться в разделах «статьи» и «видео»

Названия книг «Свобода от воспитания» , «Любить нельзя воспитывать», «Современное педагогическое искусство: азбука НО», «(НЕ) Зачем идти в школу», «О бессмысленности воспитания подростков», полагаю, говорят сами за себя.

На радиостанции «Маяк» веду еженедельную программу «Любить нельзя воспитывать». Послушать выпуски можно

Я искренне верю, что любой человек рождается свободным, что он не может и не должен быть дискриминирован по полу, национальности, интересам, возрасту. Если по первым пунктам в мире худо-бедно существует некоторый консенсус, относительно возраста (в первую очередь раннего) этого сказать никак нельзя: дети — самая большая дискриминируемая группа людей. Такое положение дел кажется мне несправедливым и опасным, причем не только для детей, но и для человечества в целом. Я честно стараюсь это поменять.

Вместе с коллегами я развиваю и реализовываю педагогический подход, который мы называем Неформальное образование (см. книгу «Современное педагогическое искусство: азбука НО») и получаю от этого огромное удовольствие. Именно на таких принципах основывается и один из наших главных проектов — школа НО «АПЕЛЬСИН» в Санкт-Петербурге.

Поближе мы можем познакомиться так:

Подкаст «Любить нельзя воспитывать» (iOS)

Подкаст «Любить нельзя воспитывать» (андроид)

Мой канал YouTube

Мой блог в журнале «Сноб»

Подборка статей и интервью Мой профиль в Facebook

Дима Зицер: 3 совета мамам, воспитывающим ребёнка после развода

Что происходит, когда в семье мама и папа решают, что больше не будут жить вместе? Разводятся, попросту говоря. Ничего не происходит, уверен Дима Зицер

Советы семьям, воспитывающим ребёнка после развода

Что происходит, когда в семье мама и папа решают, что больше не будут жить вместе? Разводятся, попросту говоря. Ничего не происходит, уверен Дима Зицер.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Во-первых, семья всегда полная

Один из самых странных, безобразных, тупых (я могу разные плохие слова говорить) определений и терминов − это «неполная» или «полная» семья. Семья всегда полная.

В семье − то количество людей, которое в этой семье оказалось, которые здесь объединены. И в этом смысле бывает семья из двух человек, из трех, из пяти, из семи…

Семья – это (даю вам почти классическое определение) пространство для личного развития каждого из ее членов, каждого представителя семьи. В этом смысле бывает, что мама с ребенком живут вдвоем, а бывает, что мама с папой живут с ребенком втроем, вчетвером, впятером и так далее. Сколько бог детей дал.

Во-вторых, ничего страшного не происходит

Что происходит, если в семье так произошло, что родители решили, что мама с папой будут жить раздельно, и папа будет появляться по выходным дням? Развелись, попросту говоря.

Ничего не происходит! Мы сейчас убираем реакцию ребенка. Убираем надрыв, который так или иначе, больше или меньше сопровождает развод.

Ничего не происходит – есть разные модели взаимодействия. Ситуация глазами ребенка: «Я живу с мамой, мне с мамой очень хорошо, весело, интересно. У меня есть папа, который появляется в ту самую субботу и воскресенье, с которым я провожу время, получаю удовольствие от жизни».

Не хочется говорить банальности, но когда папа появляется в субботу и воскресенье, часто он проводит времени с ребенком больше, чем тот папа, который не уходил из семьи, который всегда рядом.

В-третьих, важен тот, кто любит

Еще раз: не пугайте себя – от того, что нет папы. Что грозит мальчику, если нет папы? Я скажу правду – если рядом с ним есть человек, которому на этого мальчика не наплевать, то абсолютно неважно, что у этого человека между ног. Это женщина или мужчина, это мама или папа.

Ничего страшного, если мальчик не научится делать скворечник (сейчас вспомню, делал ли я скворечник? Не делал − и при этом считаю себя мужчиной), строгать досочку, если он научится на уроке труда, или его научит сосед.

Ничего страшного в этом нет. Аналогично, и с девочкой ничего страшного не произойдет, если она не научится делать макароны по-флотски, ежели кто-то из вас считает, что это очень важная женская функция. Не в этом дело. Дело в том, что рядом со мной человек, которого я очень люблю. Это очевидная штука – ребенок любит родителей. У него нет вот этих наших замутов: «я полюблю его через годик, или через два года, или посмотрю, как он будет себя вести». Он просто любит.

Если я сталкиваюсь с тем, что какой-то человек отодвигает меня, не интересуется мной, я начинаю подозревать, что я в его жизни ничего не значу, то очевидно, что произойдет. Еще раз повторяю – это не связано с мальчиком или девочкой, с мужчиной или женщиной.опубликовано econet.ru.

Дима Зицер

Остались вопросы — задайте их

Правила для родителей подростков

Поделиться:

Правило номер один

Займитесь собой. Если до этого момента у вас не было личной практики осознанности, самое время ее завести. Найдите то, что вам по душе. В противном случае, вы постоянно будете искать к чему придраться в своем ребенке.

Правило номер два

Дышите. Когда вы разговариваете с человеком, у которого внутри революция (в данном случае — революция, связанная с т.н. “переходным возрастом”), всегда в начале разговора нужно физически вдохнуть. Это не фигуральное выражение. Глубокий вдох — и поехали. Всегда-всегда, даже если мы разговариваем на приятную тему.

Правило номер три

Принимать их такими, какие они есть. Но это легко сказать, а что это такое и как это — принимать? Напоминайте себе, что вы находитесь сейчас с любимым человеком, которому больно, да-да: больно, даже если вам кажется, что ему хорошо. Помните сказку Ганса Христиана Андерсена о Русалочке, которой ужасно больно, когда она ходит? Человек в переходном возрасте примерно так и живет: он все чувствует намного ярче, чем мы с вами — и когда ему хорошо, и когда плохо.

Правило номер четыре

Идите у него на поводу. Даю этот совет с осторожностью, но всем сердцем. Если, например, человек в возрасте 15 лет приходит домой и говорит: “Я хочу мороженое”, значит, он верит в то, что вы ему это мороженое дадите, что вы — партнер. Ведь он достиг возраста, когда может и сам взять все, что хочет. Помните это, восхищайтесь тем, что ваши отношения таковы и “дайте мороженое”.

Правило номер пять

Напоминайте себе, что это ваш любимый человек. Он пробует разные способы взаимодействия с действительностью. И если он валяется на кровати и смотрит в потолок, это не значит, что он бездельничает. В этот момент у него проходит колоссальная душевная работа. Как каждый из нас, он имеет право лежать и думать.

Не правда ли, когда у нас начинается новый роман, нам вдруг становится безумно важно, что этот человек любит, чего не любит, какую еду ест, какие фильмы смотрит, в какие компьютерные игры играет. И если он лежит на кровати и смотрит в потолок, нам кажется, что он лучше всех в мире лежит на кровати и смотрит в потолок… Так вот, я желаю вам такого же отношения к вашему ребёнку – головокружительного романа с ним.

Правило номер шесть

Рассказывайте о себе. Даже если вам кажется, что его это не интересует. Как ваш день прошел, что у вас получилось, что нет, чего вы боитесь. Это ваш шанс на связь сейчас и в дальнейшем. Не работает с людьми в этом возрасте “Что было в школе? Как прошел день?”. Он уже рассказал, кому надо, как прошел его день. Все, что вам остается, это рассказать, как прошел ваш. И тогда не исключено, что он расскажет о себе. Или, во всяком случае, будет знать, что если ему захочется поделиться, есть ухо, готовое выслушать.

Правило номер семь

Помните о том, что у него появляется много новых интересов. И это будет сумасшедшее счастье, если он пустит в эти новые интересы вас. Бессмысленно затягивать его в старые. Поздно. Если вы — любитель-рыболов, и до 11 лет он не “подсел” вместе с вами на рыбную ловлю, шансы, что он полюбит это занятие, невелики. Зато, если вместо рыбалки он начнет метать копье, у вас появляется шанс пометать копье вместе с ним. Помните, что рядом с вами находится цельная, органичная, самостоятельная личность, и вы можете познакомиться с этим человеком заново.

Главное правило:

Создайте ребенку тыл. Человеку он нужен. Особенно в переходном возрасте. “Передовой” ему хватает и без вас. Пусть дом станет для него тылом – где можно побыть слабым, помолчать когда хочется, просто отдохнуть.

О кризисах

У нас и до подросткового много кризисов проходит самых разных. Мы действительно, как учат нас психологи, во многом замешаны на том, что с нами происходит в первые три года жизни. Около трех лет мне становится вдруг ясно, что я — самостоятельная личность. Огромное количество моделей и привычек остаются со мной с того возраста. И способ, которым я проживаю подростковый период, на 90% зависит от того, что было раньше в моей жизни.

Около семи лет приходит открытие, что вокруг много личностей-миров помимо меня, с которыми я могу вступать во взаимоотношения.

А в так называемом переходном возрасте, при сумасшедшей условности этого определения, я начинаю двигаться совсем-совсем самостоятельно и понимаю, насколько мой мир определяет мою жизнь. Открываю, что вообще-то огромное количество того, что в моей жизни происходит, очень во многом зависит от меня, моего внутреннего состояния, моего отношения к событиями.

И это, конечно, революция. Она не обязана быть кровавой: экзистенциальная революция не равна Октябрьскому перевороту. Это пересмотр модели, в которой мы живем: чем больше я всего попробую в этот период, тем интереснее мне будет жить дальше. Проще или нет, это другой разговор. Но интереснее, точно.

Конечно, как во всякую революцию, мне живется непросто. Нужно понимать, условно говоря, кто за красных, а кто за белых. И, к счастью или сожалению, именно поэтому возникают полюса: когда я сначала кого-то или что-то безраздельно люблю, а потом так же безраздельно ненавижу. В этот момент я пробую мир на ощупь, учусь понимать его интуитивно, и от этого зависит очень много.

О человечности

Что такое человечность? Мое право сомневаться, ошибаться, брать назад свое обещание, не брать и выполнять, право противостоять инстинктам или следовать за ними. Проверка собственной человечности, в прикладном смысле этого слова, и есть переходный возраст. Мне кажется, фраза из Священного Писания “Царство Божие в тебе самом” — это слова переходного возраста. Все в тебе самом, все внутри, огромный мир.

Наша задача, окружающего мира, взрослого мира, — свести понятия свободы и ответственности. К сожалению, принято считать, что человека в этом возрасте надо опекать со всех сторон. А я могу посоветовать в этом возрасте как можно больше “отпускать его в самостоятельное плавание”, давайте ему возможность и право трогать мир на ощупь и проверять. Это может выражаться в самых разных действиях, как близких сердцу родителей, например, читать, смотреть спектакли, получать новые культурные впечатления, так и не близких им, например, знакомиться с большим количеством людей, пробовать разные модели коммуникации.

Об изменениях в отношениях

Сомнение — главное качество переходного возраста. 13-17 — это возраст сомнения и лихорадочной проверки всего на свете. Ведь у меня теперь появились силы отказаться, сказать: “Не хочу, и все!”. Я честно могу задать себе разные вопросы: люблю я Оскара Уайльда или нет? Люблю я проводить вечер за компьютером, или это навязано моими сверстниками? А на самом деле я люблю суп? Я осознаю, что имею право не полюбить суп, не вдохновиться фильмом, про который родители сказали: “Ты обязан его посмотреть!”. У меня появляется право сказать “нет” и сказать “да”.

У родителей в этот период тоже происходит открытие. Это ведь колоссально — смотреть на сына или дочку в переходном возрасте и понимать, что любимый человек около тебя является огромным миром, часто новым и незнакомым. Другая сторона этого открытия: вас могут послать к черту, по-настоящему. Если в 10 лет родитель произносит: “Доешь суп, иначе ты не встанешь из-за стола”, и, давясь, ребенок этот суп доедает, то в 14 лет нет никакого шанса, что он его доест. Он просто встает и уходит, и взрослый в этот момент теряет с ним связь и ужасается: “Он, что, сейчас навсегда ушел из-за стола?”

О тыле

Ребенок должен знать, что у него есть убежище. Если у него дома передовая, он будет оттуда убегать. Каждый из нас ищет такое убежище. Это может быть другой человек, компания, группа Вконтакте. Все, на самом деле, очень просто: мы уходим от тех, с кем нам плохо. И хотим быть с теми, с кем нам хорошо.

Когда я сам был в переходном возрасте, мне повезло, у меня был адрес, место, куда можно было уйти, потому что там хорошо и тебя понимают. Куда ты идешь не из чувства противоречия, не потому, что никого больше нет, а совершенно наоборот. Это было делегатское собрание ТЮЗа, околотеатральная организация, которую когда-то придумал сам Брянцев для беспризорников, веря в то, что театр — гениальное структурирующее и изменяющее пространство.

Я туда пришел, и оказалось, что там много таких, как я. А вместе переживать намного легче. Задним числом я могу точно сказать, что меня это во многом спасло. Такое “спасение” должно быть у каждого. Естественно, своё.

О родительских страхах

Родительское дело — бояться. Если взрослые отдадут себе отчет в том, что они боятся, это станет первым шагом к пониманию, что дело в них. И что мучить из собственного страха другого человека — это, как минимум, неприлично. Бояться и понимать, что я боюсь, — дело хорошее.

Ни в коем случае нельзя шпионить: читать личные дневники, переписку, копаться в вещах. Это точно предательство. Объявление войны. Что вы потом будете делать? Просить прощения всю жизнь? А главное, это ничего не дает.

Надо помнить, что я сделать уже ничего не могу. В 10 мог, в 14 уже нет.

Что мне остается? Только встать на его сторону. Только оттуда я могу получить доступ к влиянию: взаимодействовать, спорить, убеждать.

Допустим, мой 14-летний сын или моя дочь поздно приходят вечером, и у нас настолько потерян контакт, что я не знаю, где он и с кем. Я могу запретить ему поздно приходить, и мы понимаем, что будет после запрета: скандал и ломка отношений. Альтернатива: признать, что я боюсь. Я лежу в кровати и боюсь, и жду, когда он придет, и засыпаю только когда слышу, что хлопнула входная дверь. Это родительство, ничего с этим не поделаешь.

Я могу сказать ему о том, что я боюсь, рассказать, что чувствую. Могу попросить его приходить не поздно, звонить мне. Потому что это нормально — просить любимого человека что-то сделать для нас, особенно, если мы тоже что-то делаем для него.

Переходный возраст — штука сложная. Это период единения с близкими, а вовсе не сражение не на жизнь, а на смерть, как иногда принято его представлять. И самые замечательные родители, перепутав первое со вторым, могут запросто испортить отношения со своими детьми. Причём надолго.

Никогда не поздно начать. Если вы потеряли связь и доверие, просто вернитесь к тому, о чем мы говорили выше.

И — чудесных вам приключений переходного возраста!

Судебная экспертиза подтвердила: уфимца Диму Герауфа загрызли собаки
ufa.kp.ru, 14.04.2015

Тело ребенка нашли разодранным на пустыре.
Следователи сообщили результаты судебно-медицинской экспертизы по настоятельной просьбе «КП».
Напомним, обезображенное детское тело нашли на пустыре в Калининском районе 12 октября прошлого года. Останки были настолько изуродованы, что опознать их смогли лишь только по одежде и детским сапожкам с вышитыми инициалами. Позднее установили, что погибший — четвероклашка Дима Герауф.
-У него все руки покусаны, одежда разодрана. Приятель Димы, перед тем, как убежать, видел, как сзади на приятеля бросается собака, — рассказали «КП» родственники мальчика. – Но мы не поверили, слишком уж чудовищной казалась правда.
Следователи отрабатывали множество версий трагической гибели мальчика: от продажи внутренностей на органы до причастности обезумевшего маньяка.
Подтвердилась самая страшная из них.
-Смерть ребенка наступила от множественных повреждений на теле, возникших от зубов собак, — сообщила старший помощник руководителя СУ СК по республике Светлана Абрамова.

Собаки заживо растерзали ребенка в Башкирии
Тело мальчика было обнаружено в частном секторе на окраине Уфы.
lifenews.ru, 13.10.2014 По предварительной версии, стая бездомных собак заживо растерзала школьника. На вид жертве животных 8-13 лет. Программа по отлову потенциально опасных животных в России так и не стала достаточно эффективной.

– На данный момент устанавливают личность погибшего ребенка, проводятся следственно-оперативные действия на предмет получения объективной информации произошедшего, – рассказал LifeNews источник в правоохранительных органах.
Сейчас на месте происшествия работают следователи и полицейские.
Это далеко не первый случай нападения бродячих собак на людей. Так, в сентябре текущего года от ран, нанесенных стаей собак, скончалась 9-летняя воспитанница школы-интерната в Находке. А в начале октября от укусов бездомной собаки пострадали семь жителей Ноябрьска в ЯМАО. Таким образом, ежедневно жертвами бродячих собак становятся десятки россиян, при этом, к счастью, большинство их них отделываются легкими царапинами и укусами.
Напомним, что, согласно закону «О защите животных от жестокого обращения», бродячих собак нельзя убивать. Их нужно отлавливать, стерилизовать и помещать в специальные питомники. Однако в региональных бюджетах далеко не всегда находятся средства на организацию этого процесса и тем более на содержание приютов.


Незадолго до страшной гибели мальчика местные жители просили отстрелять одичавших псов.
Несмотря на все просьбы жителей и ответы администрации, собаки загрызли мальчика. Это не первая их жертва.
lifenews.ru, 14.10.2014

Обглоданную половину трупа подростка местный житель Владимир Вахнин обнаружил на пустыре. До этого он сутки не выходил сюда пасти коз, потому что шел сильный дождь. Особенно тяжелой осенняя непогода казалась из-за тишины – обычный собачий лай, который оглашал в течение всего дня округу, смолк.
– Обгладывали они его, что ли, весь день. Шел дождик, и я никуда не выходил, а с утра пришел сюда, смотрю – сапог лежит. А поодаль – другой, с костью. Я еще думаю, а как это собаки кость смогли в сапог засунуть, а потом понял, – рассказывает напуганный уфимец.
По словам Владимира Вахнина, в окрестностях улицы Ушаково, где произошла трагедия, не первый месяц живет свора бродячих собак. 15 голов огромных дворняг не дают проходу даже взрослым – норовят укусить за ногу, отбиться от них можно только палкой. Напасть на ребенка для них не составляет труда. Причем неизвестный мальчик, чье тело обнаружили на пустыре, не первая жертва стаи – год назад на том же месте было обнаружено тело девушки.
– Я спросил у следователя в этот раз, что было причиной предыдущей смерти? – Он мне ответил, что она умерла от разрыва сердца, но потом ее все равно разорвали собаки, – рассказывает Владимир.
Его соседи подтверждают: стая бродячих собак уже несколько месяцев терроризирует эту окраину Уфы. Жители даже обращались в различные инстанции и даже получали ответы, что отстрел собак произвели.
– Но они, наверное, только щенков смогли отловить, а большие собаки так и гуляют, – сетует Николай Фомичев.
По мнению экспертов-кинологов, с такими бродягами поступать нужно как можно жестче.
– Их необходимо отловить, и там уже смотреть, что они собой представляют. Наибольший смысл имеет усыпление, хотя это кажется не гуманным. В первую очередь, это в любом случае отлов. Отстрел у нас же происходит не очень корректно, не очень красиво. Я бы не хотела видеть, как отстреливают собак, или тем более чтобы это увидели дети, – рассказала LifeNews инструктор кинологической службы Башкирии Елена Ибрагимова. – Если подходят бродячие собаки, нужно сделать вид или на самом деле на них чем-нибудь замахнуться. Все-таки у бродячих очень развит страх перед человеком, такой жест их напугает. Они всегда боятся, и нападают поэтому тоже со спины, – поясняет кинолог.

Пока люди думают, как им защититься от одичавших псов, следователи пытаются установить личность погибшего подростка, а также как он оказался в этом районе – школ и детских учреждений поблизости не расположено.
По факту обнаружения тела сильно поврежденного, фактически сохранилась только верхняя часть, возбуждено уголовное дело по статье «Убийство малолетнего».
Напомним, в одном из пригородов Уфы, недалеко от железной дороги, было обнаружено тело мальчика на вид от 8 до 13 лет. По предварительной версии, школьника заживо загрызла стая бродячих собак.

Подробности шокирующего ЧП в Уфе: мальчика, растерзанного собаками, нашел пастух
КП, 14.10.2014

По его словам, псы терроризируют округу не первый год «КП» стали известны подробности трагедии в Черниковке, где стая собак загрызла мальчика. Тело обнаружил местный житель Владимир, который пошел на ближайший пустырь пасти коз. По этой поляне ежедневно ходит много людей — это ближайшая дорога до Тимашево. В траве мужчина увидел резиновый сапожок с торчащей из него костью, а рядом лежало обглоданное тело.
— Тут живет примерно 15 собак и они давно терроризируют округу, — рассказал «КП» Владимир. – Летом они напали на бабушку. Ладно, что рядом люди были – палками свору отогнали. А в прошлом году тут тело девушки нашли. У этой стаи знаете какой вожак огромный. И по одному его рыку вся свора бежит и лает.
Напомним, что в минувшее воскресение на северной окраине города обнаружили тело мальчика 10-лет. У ребенка сильно пострадало лицо, а также практически полностью, до самой кости обглоданы ноги. По предварительной версии, на него напала стая диких собак.

В Уфе жертвой собак едва не стал знакомый растерзанного стаей мальчика. Он же был свидетелем нападения бродячих собак на погибшено Диму.
proufu.ru, 24.10.2014

Он дал показания о том, что случилось в день трагедии в Орджоникидзевском районе Уфы.
12 дней прошло с момента страшной трагедии, случившейся в Орджоникидзевском районе Уфы. Тело 10-летнего Димы Г., истерзанное собаками, нашли на пустыре рядом с железной дорогой. Как сообщил ProUfu.ru источник в следственных органах, в ходе расследования был допрошен очевидец случившегося, чудом избежавший смерти в тот день. Как пояснил знакомый Димы, который старше погибшего мальчика на несколько лет, на них набросились собаки. Отбиваясь палкой, одному мальчику удалось спастись, но вот Диме помочь не удалось…
Долгое время ребенок был в состоянии шока, поэтому не мог рассказать о произошедшем. Как пояснил наш собеседник, о причинах смерти Димы Г. судить рано, даже несмотря на эти показания – нужно дождаться окончания экспертизы.
Напомним, 12 октября по улице Ушакова было найдено тело мальчика. По одной из версий, мальчика загрызли собаки. Трагедия вызвала широкий резонанс у общественности и в очередной раз обратила внимание властей на ситуацию с безнадзорными животными. Было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство малолетнего». Расследование продолжается. Родные погибшего мальчика не верят, что ребенка погубили собаки – они считают, что это может быть убийством.
Администрация Уфы оплатила похороны Димы, а также планирует выделить его семье трехкомнатную квартиру в Инорсе. ProUfu.ru следит за развитием событий.

Друг мальчика, растерзанного собаками: «Димка сказал, что смелый и останется. Вот и остался…»
proufu.ru, 29.10.2014

Стали известны подробности событий того страшного дня
Вчера похоронили четвероклассника Диму Г., чье тело (а точнее, все, что от него осталось) нашли в Черниковке в начале октября. По одной из версий, ребенка растерзала стая одичавших собак. Впрочем, следователи до сих пор разбираются в этом деле – официального заключения пока нет.
В день гибели Дима отправился на пустырь в компании друга – десятилетнего Коли (имя изменено). Разрешение на беседу с ребенком мы выпрашивали у его мамы всем миром – к полуторачасовым уговорам подключились пятеро коллег женщины.
— Поймите, я боюсь. И за себя, и за своего ребенка: вдруг после интервью нам хуже будет? — вздыхает измученная мать. Красноречивей слов ввалившиеся глаза: похоже, женщине и ее сыну действительно изрядно досталось. На следующий день после трагедии мальчишку разбудили в полседьмого утра — спросонья велели опознавать по фотографии истерзанные останки друга…
— Он плакал два дня, не переставая, — вздыхает мама мальчика. О том, чтобы ребенку помог пережить стресс психолог, речь даже не шла. – Его протестировали на склонность к вранью, вот и вся «помощь»…
Как теперь с этой травмой должен жить десятилетний мальчишка, похоже, никого не волнует. — Это вы следователи? Мама сказала, что у вас ко мне есть вопросы, — сорванец прыгает в редакционную машину. Взгляд васильковых глаз не по-детски проницателен.
Да, малыш, у всех взрослых в городе сейчас к тебе много вопросов. И главный: зачем, ну зачем вы пошли на тот злосчастный пустырь?!
На днях Диму Г. похоронили
По словам Колиной мамы, Курочкина гора, до которой, кстати, от их дома рукой подать, притягивала всю местную детвору, как магнит. Бетонная стена, за которой расположилась собачья свора, сплошь изрисована затейливыми граффити. С другой стороны, а куда еще податься ребятишкам? В окрестных дворах царит скука смертная – нет ни качелей, ни каруселей.
Как говорит Коля, заводилой во всех играх был неутомимый Дима. Бесстрашный и веселый, в компании он особо не нуждался – мог в одиночку доехать до Шакши или ДОКа, в карманах всегда имел набор юного путешественника: зажигалку, маркер, перочинный ножик и плеер. В тот день он придумал разводить на пустыре костер.
— Мы пришли на Курочкину, и сразу же одна собака выскочила. Я схватил палку и отходил ее по морде. Она убежала, а я сказал Димке: «Давай уйдем? Страшно!». А он ответил, что смелый и там останется, место для костра поищет. Вот и остался… — всхлипывает ребенок.
Кстати, семья погибшего мальчика собирается переезжать в новую квартиру, которую вместе с деньгами на похороны им выделила мэрия.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *