Прп иоанн кассиан римлянин

Содержание

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

День памяти: в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), в високосные годы 29 февраля (13 марта)

Предварительные сведения

Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.

Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.

Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.

В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.

Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.

Монашество

Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.

Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.

Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.

Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.

Египетский период

Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.

По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.

Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.

Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.

Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.

Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.

Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.

Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.

Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.

Константинопольский и римский периоды

В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.

Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.

Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.

В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.

И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.

Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.

В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.

Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.

После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.

В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.

За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Галльский период

В 415 году, не то стремясь к уединенному созерцанию, не то из-за нашествия готов, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне — Марсель) в Южной Галлии, где сблизился с местным архиереем Прокулом.

Вскоре его стараниями было создано два монастыря: мужской и женский. Мужскую обитель возглавил сам отец Иоанн. Впоследствии эта обитель стала именоваться обителью святого Виктора (по причине того, что она располагалась рядом с гробницей этого мученика).

Постепенно обитель приумножилась братиями. Опыт пребывания отца Иоанна Кассиана в Египте способствовал хорошей организации внутренней жизни монастыря.

Со временем слава о нём как о хорошем духовном руководителе перешагнула границы Массилии, и распространилась по всей Южной Галии.

В 20-х годах V века отец Иоанн, по просьбе местных епископов, составил свод правил для общежительных монастырей. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».

Около 426 года преподобный отец Иоанн принял участие в полупелагианских спорах (в полемике, связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения).

Как опытный пастырь и трудолюбивый монах он не мог согласиться ни с учением, обнуляющим значимость личных усилий подвижника, ни с противоположной ему крайностью — учением, минимизирующим значимость роли Божественной благодати. В этой связи Иоанн Кассиан Римлянин мягко указывал на неточности, допущенные блаженным Августином.

В то же время отец Иоанн был занят написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

В конце жизни преподобный Иоанн Кассиан Римлянин стал терять физические силы. Смерть подвижника наступила около 435 года. Его тело было погребено в обители святого Виктора.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Православная электронная библиотека

Главная / Все авторы

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клар направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.
В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй – о чине ночных псалмов и молитв; в третьей – о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой – о чине отвержения от мира; в восьми остальных – о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю».
В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня) что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Книги автора:

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга восьмая. О духе гнева

Четвертый подвиг предлежит нам против гнева, смертоносный яд которого…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга вторая. О правилах ночной молитвы и псалмопения

Нам известно, что в разных странах установлены разные правила ночной…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга двенадцатая. О духе гордости

Восьмой и последний подвиг предлежит нам против духа гордости* (*Гордость…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга девятая. О духе печали

Пятый подвиг — притупить жало едкой печали, которая если будет овладевать…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга десятая. О духе уныния

Шестой подвиг предлежит нам против духа уныния* (*Уныние — acedia [от…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга одиннадцатая. О духе тщеславия

Седьмой подвиг предлежит нам против духа тщеславия — многообразного,…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга первая. Об одеянии монашеском

Намереваясь говорить о правилах монастырских, думаю, что приличнее…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга пятая. О духе чревобесия

При помощи Божией составляется нами эта пятая книга. Ибо после четырех…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга седьмая. О духе сребролюбия

Третий подвиг предстоит нам против духа сребролюбия, которое можем…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга третья. О правилах, касающихся дневных молитв и псалмопения

Сказав, по мере сил моих, о правилах ночных молитв и псалмопения, соблюдаемых…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга четвертая. О правилах касательно отрекающихся от мира

После правил псалмопения и молитв, какие нужно соблюдать по монастырям…

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания. Книга шестая. О духе блуда

По преданию отцов, второй подвиг предлежит нам против духа блуда,…

Иоанн Кассиан Римлянин — не понятый в народе святой

Скачать эту статью

Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это выдающийся христианский деятель, праведник, богослов и проповедник. Несмотря на это, на Руси в народе он считался злым, завистливым, скупым. Такое отношение к нему вызвано тем, что день памяти святого приходиться на самое страшное для крестьян время — время перехода от зимы к лету, когда приходилось потуже затягивать пояса, готовясь к долгой зимовке.

Русская Православная Церковь считает все народные легенды о святом Иоанне Кассиане суевериями, которые не имеют никакого отношения к его реальной личности.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин — это монах и богослов, видный теоретик христианской монашеской жизни

Иоанн Кассиан Римлянин (Иоанн Массалийский) — это христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик и практик монашеской жизни. Значение имени святого состоит в том, что оно указывает на римский род, из которого он происходил — Касииев.

Первое же его имя, которое обязательно имелось у римлян, заменено им на Иоанн. Сведений о его детстве и юношестве крайне мало. Считается, что родился он в Малой Скифии (ныне — Добруджа, территория Румынии) в период с 360 по 365 год. Умер около 435 года в Массилии, ныне Марсель.

Святой Иоанн Кассиан родился в период с 360 по 365 год.

Достоверно неизвестно когда и от кого святой получил имя Иоанн. Она версия говорит о том, что ему оно было дано при крещении, по другой получено при пострижении в монашество. Кроме того, некоторые исследователи говорят о том, что святой Кассиан взял это имя себе сам, прославив тем самым своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Около 1800 года (частное собрание) Кассиан — это видный теоретик и практик монашеской жизни, основатель монастырей в Галлии

Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой семьи. Его родители имели достаточный доход, чтобы дать своему сыну хорошее разносторонне образование классического типа. Так святой изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику.

Кроме латинского языка он также прекрасно владел греческим. При этом юноше уже с детства прививались начальные правила веры и христианской нравственности. В результате Иоанн в дальнейшем решил предпочесть блестящей светской карьере путь служения Господу — монашества.

Монахом святой Иоанн Кассиан стал на Святой Земле в Палестине

Около 380 года преподобный Кассиан отправился в Палестину, в паломничество. В путешествии его сопровождал его близкий друг, Герман. На святой Земле друзья приняли решение отрешиться от суеты мира.

Для этого они получили благословение настоятеля Вифлеемского монастыря и приняли в нем монашество. Исследователи говорят о том, что обитель в то время находилась на Поле Пастырей.

Современный монастырь на Поле Пастырей. Предание говорит о том, что святой Иоанн Кассиан Римлянин поступил в Вифлеемский монастырь, который в то время находился на Поле Пастырей

Начиная с 390 года, святой в течение 10 лет предавался молитве, исполнял послушание, соблюдал посты в монастыре. За это время он посетил много скитов и других обителей. Преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом овладел лишь начатками аскетического опыта.

Именно поэтому ему захотелось больше узнать о подвижничестве. Для этого он решил отправиться на родину иночества, в Египет.

В Египте преподобный Кассиан учился у известных авв (учителей)

Преподобный Кассиан отправился в Египет по благословению настоятеля Вифлеемского монастыря, при этом обещая ему вернуться после завершения своей миссии. Вместе с ним в дорогу отправился его друг, брат Герман.

Современная Эль-Манзала (древний Панефис). В окресностях Панефиса жил авва Пинуфий, который стал первым учителем в монашестве святого Иоанна Кассиана Римлянина

Монахи доплыли по морю до порта Танис и оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Здесь стола обитель популярного аввы Пинуфия. Кроме него Кассиан и Герман познакомились с монахами, жившими среди солёных озёр и на местных холмах. Их звали авва Нестор и Херемон. Аваа Пинуфий жил рядом в келье.

Аскетическим практикам и монашескому житию святой Кассиан обучился в Египте.

Поле паломники отправились в город Лиолк. Здесь они обучались у отцов Архебия, Иоанна, Пиаммона и других. Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. Здесь в IV веке жило множество благочестивых отшельников.

У них святой учился пазличным аскетическим упражнениям, а также получал от них советы и душеполезные увещевания.

Нитрия, Келлии и Вади-Натрун (карта из книги Roger S. Bagnall, etc. Egypt from Alexander to the early Christians: An Archaeological and Historical Guide, Getty Publications, 2004, p. 109 ). Прподоьный Иоанн Кассиан Римлянин и брат Герман во время пребывания в Египте посетили пустыню Скит, где жили многие известные отшельники и аввы

Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва относился к монахам-оригенистам и служил пресвитером в одном из храмов Скита. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.

В Египте святой Иоанн Кассиан Римлянин провёл 10 лет

Исследователи утверждают, что во время пребывания в Египте святой Иоанн Кассиан вместе с Германом посетил Келлию, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Здесь друзья виделись с аввой Феодором.

В Египте преподобный находился 7 лет. После этого вместе со своим духовным братом он отправился в Палестину. Пришло время исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря.

Келлия. Монастырь монахов-пустынников. После пребывания в скитской пустыне преподобный Иоанн Кассиан Римлянин посетил Келлию

Прибыв в Вифлеем, монахи оставались недолго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет. Исследователи утверждают, что в общей сложности Иоанн Кассиан пробыл на территории Египта 10 лет.

400 в этом году святому Иоанну Кассиану Римскому пришлось покинуть Вифлеем из-за гонений

В 399 году в Египте из-за критики учения антропоморфитов – еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу, возникли волнения. Архиепископ Александрийский Феофил выступил с критикой еретиков. Его поддержали аввы и пустынники.

Ориген. Средневековая миниатюра. После осуждения Александрийским архиепископом учения Оригена, святому Кассиану пришлось покинуть Египет

Еретики собрались в Александрии и стали угрожать архиепископу. Они требовали от него отречения от оригенистских воззрений, и Феофил пошёл у них на поводу. В 400 году он обличил лжеучение Оригена публично. После этого состоялись Соборы в Александрии и Нитрии. Они официально осудили оригенизм.

Из-за гонений на монахов оригенистов святой Иоанн Кассиан Римский бежал в Константинополь

После выступления Феофила монахи-оригенисты подверглись гонениям, и они стали бежать из Египта, опасаясь преследования, как духовных, так и государственных властей. Именно поэтому 50 монахов, в том числе Иоанн Кассиан Римлянин и Герман, нашли свою поддержку в лице святителя Иоанна Златоуста, главы Константинопольской Церкви.

Святой Иоанн Златоуст. Мозаика «северного» тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век. Святой Иоанн Кассиан Римлянин и брат Герман отправились в 405 году в Рим с посланием о заступничестве за святителя Иоанна Златоуста, обвиненного в злоупотреблениях

В Константинополе святого возвели в сан диакона, а также доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. Германа рукоположили в священники.

Когда святителя Иоанна Златоуста в 405 году незаслуженно обвинили в злоупотреблениях и выслали из Константинополя, клир отправил их с посланием к Римскому епископу Иннокентия I. После этого Иоанн Кассиан и Герман остались в Риме.

12 лет Преподобный Кассиан прожил в Риме

В Вечном городе святой Иоанн Кассиан пробыл 12 лет. Имеются сведения о том, что здесь его рукоположили во священники. После этого он получил должность советника Римского епископа. Во время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.

Из-за нашествия готов святой Кассиан переехал жить в Марсель

В 415 году преподобный Иоанн Кассиан Римлянин прибыл в город Массилию (ныне – Марсель) в Южной Галлии. Произошло это из-за нашествия готов на Рим. Здесь он сблизился с местным архиереем Прокулом.

В Марселе Иоанн Кассиан Римлянин создал по образу египетских два монастыря: мужской и женский. Настоятелем мужского монастыря стал сам отец Иоанн, позже обитель получила название обители святого Виктора, чья гробница располагалась рядом.

Внутри собора аббаства Сен-Виктор. Монастрь аббаства — это один из двух монастырей, заложенных святым Иоанном Кассианом Римлянином в Марселе. В VIII-IX вв. древний монастырь разрушен сарацинами

Так как отец Иоанн во время пребывания в Египте получил богатый опыт организации внутренней жизни монастыря, обитель стала разрастаться и перемножаться братиями. Со временем слава о нём, как о выдающемся духовном руководителе распространилась по всей Южной Галлии.

В 20- годы V века местные епископы попросили Иоанна Кассиана составить свод правил для общежительных монастырей, что он с честью выполнил. Кроме того в этот период он работал над не менее значимым трудом «Собеседования…».

До самой своей смерти преподобный Иоанн Кассиан Римлянин активно участвовал в жизни Церкви

Примерно в 126 году святой Кассиан участвовал в полупелагианских спорах. Это полемика связанной с пониманием роли личной свободы и роли Божественной благодати в деле спасения.

Обладая богатым опытом пастырской деятельности и монашеской жизни, преподобный не мог согласиться с учением, говорящем о неважности личных усилий подвижника. Также он выступил и против противоположной точки зрения в её крайности, а именно против минимизации значимости роли Божественной благодати.

Глава преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. После смерти святой Кассиан похоронен в обители святого Виктора в Марселе. Его мощи хранятся здесь и поныне

Таким образом, святой мягко указывал на те неточности, которые допустил блаженный Августин. Кроме богословских споров святой занимался в это время написанием трактата против еретика Нестория «О воплощении Господа».

Здоровье преподобного в конце жизни стало ухудшаться и он начал физически слабеть. Умер он около 435 года. Тело святого Иоанна Кассиана Римлянина погребли в обители святого Виктора.

Святой Кассиан много писал о монашестве

Святой Иоанн Касан Римлянин за свою жизнь написал 12 книг «О правилах общежительных монастырей» и 24 «Собесодования». Последние сочинения посвящены беседам с египетскими аввами (духовными отцами, учителями) о разных понятиях нравственного христианского учения.

В 429—430 годах святой Иоанн написал сочинение «О воплощении Господа, против Нестора». Это догматический трактат, написанный по просьбе будущего папы Римского архидиакона Льва. Он признан богословами одним из самых ранних сочинений преподобного против ереси несторианства.

Добротолюбие (Москва, 1905 год). Высказывания святого Иоанна Кассиана Римлянина включены в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие», переведенный на русский язык

Писания Иоанна Кассиана и его высказывания вошли в сборник «Филокалия» или «Добротолюбие». Он содержит писания и речения Отцов церкви, начиная с III века н.э. Это сочинение переведено на славянский язык в России в 1793 году Паисием Величковским.

Основные труды святого Иоанна Кассиана Римлянина посвящены монашеству.

В своих трудах часто описывал монашескую жизнь. Так, например, в «Уставе ионического общежития он тщательно описал монашескую одежду своего времени. Она состояла из:

  • кукуля (чепчика);
  • коловия;
  • нарамника;
  • мафория (плаща);
  • милоти (кожаной куртки).

Кроме того, во времена Иоанна Кассия Римлянина монахи также носили жезл и сандалии. Святой также описывает, как монах, вступая на иноческий путь, отказывается от всего мирского и, в том числе, имущества и поступает в распоряжение старца.

Во время пребывания в монастыре он читает общие молитве, в том числе славословие и пение псалмов. Для общих молитв выбирается третий, шестой и девятый часы (от восхода солнца). Кроме того, также читается Писание и монах участвует в общих трапезах. Остальное время монахи проводят в рукоделии или выполнении поручений.

Борьба со страстями — основа учения преподобного Иоанна Кссиана Римлянина

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин оставил после себя большое богословское наследство. Основа его учения — это борьба с человеческими страстями. Среди них он назвал следующие:

  • чревоугодие;
  • блуд;
  • сребролюбие;
  • гнев;
  • печаль;
  • уныние;
  • тщеславие и гордость.

Кроме описания этих страстей, святой также давал свои советы по борьбе с ними. Так, например, легко гневающимся он советовал направить свой гнев на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Это позволяет направить гнев в нужное русло, сделав его спасительным.

Иоанн Кассиан Римлянин призывал бороться с 8 человеческими страстями.

Бороться с блудом святой советовал при помощи не только молитвы и поста, но и физического труда. Причиной сребролюбия он называл недостаток любви к Богу, а также вялость и расслабление духа.

При этом он отмечал, что сребролюбие, как и любая страсть, развивается постепенно: стоит привязаться к одному динарию, как можно погрязнуть в грехе полностью.

Видеоролик: На 3 минуте автор говорит о том, что святой Иоанн Кассиан Римлянин утверждал, что причина человеческих страданий — страсти.

Как опытный монах Кассиан говорил о том, что излечиться от уныния можно только лишь при помощи труда. Именно поэтому, говорил святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Гордость же, по его мнению, встречается «встречается везде и во всем».

В народе святого Кассиана невзлюбили, несмотря на то, что его жизнь — это образец аскезы

Православная Церковь прославила Иоанна Кассиана Римлянина в лике святых. Католическая же Церковь осудила отдельные его взгляды после его смерти как полупелигианские. При этом папа Урбан V упоминал его как святого, а в Марселе Кассиан всегда почитался в этом качестве неофициально.

Почитание святому в православии установлено в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), а в високосные годы 29 февраля (13 марта).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. В народе святого Иоанна Кассиана Римлянина не любят, несмотря на его аскетическую и подвижническую жизнь. Связанно это с народными суевериями

К сожалению, несмотря на подвижническую и аскетичную жизнь святого Кассиана, среди славянских народов он заслужил дурную славу. Частично это произошло из-за того, что дни памяти преподобного переносились в невисокосные годы, что рождало различные суеверия и народные приметы.

Касьянов день в народе считался опасным, демоническим днем. В этот день опасались выходить на улицу, чтобы не заболеть или умереть, не работали, так как считалась, что работа не будет спориться.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *