Провидения поселок

Если посмотреть карту мира и найти там крошечное село Лаврентия, то окажется, что оно, да еще село Уэлен – самые крайние населенные пункты Чукотки и это место, где встречаются два великих океана мира: Северный Ледовитый и Тихий.

Может показаться, что это забытое богом место вообще лишено истории или какого-либо интереса, однако, не смотря на свой незначительный возраст – 91 год, я нашла много интересных фактов об этом месте.
Село получило своё название по одноименному заливу, название которому дал в 1778 году британский путешественник Джеймс Кук по церковному календарю в честь святого Лаврентия.


Село Лаврентия основано в 1928 году, когда здесь начала функционировать чукотская культбаза, которая должна была соединить различные административно-хозяйственные учреждения региона и способствовать закреплению советской власти.
Во исполнение постановления Далькрайисполкома 23 августа 1927 года в залив Лаврентия вошел пароход, фрахтованный в Японии (лесовоз), «с построечными лесоматериалами и рабочими в количестве 60 человек… 31 августа, закончив разгрузку, корабль ушел в Японию».

Началось строительство культбазы.
Из газетных источников известно, что культбаза начала функционировать с октября 1928 года. Тогда начались занятия в шко­ле, в больницу были помещены первые больные.


Те, кто начинал работать на культбазе в заливе Лаврентия, мечтали, что со временем тут вырастет городок, ничем не ху­же американских на Аляске.


В нем будет электричество, деревянные мостовые, кинематог­раф, клуб и другие учреждения. Спустя столько лет можно сказать, что все эти мечты не были столь уж нереальными, хотя конечно центром цивилизации это место и не назовешь.
Говорят, что сейчас Лаврентия больше и красивее, чем прославленный Ном по ту сторону Берингова пролива, но утверждать этого я не могу, потому как не видела ТУ СТОРОНУ на Аляске.
Это место вызвало у меня немало удивительных моментов, первым из которых был самолёт, приземлившийся практически в самом центре этого села. Увидев, как самолёт пролетая в нескольких метрах над головой вдруг садится на соседней улице я была просто в шокеJ Прочитала в одном из блогов про Чукотку интересные моменты о том, что международная авиаклассификация этого аэропорта под названием «Залив Лаврентия» имеет код «ЗЛА», а рейс, который совершает посадку в этом далёком месте России самолёта АН-24 имеет номер АД 17J Но думаю, что это вряд ли кого-то останавливает от покупки авиабилетов на те редкие рейсы, которые этот самолёт совершает всего лишь с апреля по октябрь.
Но просто так прилететь или приплыть (как в нашем варианте) в Лаврентия нельзя. Для начала вам предстоит встреча с пограничниками, которые будут проверять ваши документы и цели визита. Даже прилетев в аэропорт Анадыря из Москвы, мы столкнулись с тем, что пограничники удостоверились в том, что мы были гражданами России. И хотя, как говорят, что в прошлом году вроде как отменили статус Чукотки как пограничной зоны, тем не менее, иностранцы просто так сюда не попадут.
Есть сайт, где подробно расписано, что потребуется простому туристу, чтобы удовлетворить своё любопытство и побывать в этом селе:

В связи с высадкой в село такого огромного количества туристов, местные жители устроили для нас настоящий праздник.
Они приготовили много вкусностей и организовали этнический концерт. Вокруг бегали нарядные милые детишки
Умилила огромная скульптура ПЕЛИКЕНА – чукотского талисмана, широко улыбающегося существа, традиционно изображающегося с большими ушами, круглым животиком и длинными, прижатыми к бокам ручками. Он является хранителем домашнего очага, пожирающий человеческую зависть, глупость и житейские неурядицы и нехорошие мысли, переваривающий всю эту поставляемую в изобилии людьми пищу в своём безразмерном животе. При этом он остаётся непорочным и чистым в помыслах и поступках, излучая смех, добро и справедливость. Приносит радость, богатство и удачу. Существует поверье, что если потереть его по животику по часовой стрелке, то человек становится удачливым и неуязвимым для темных сил.
Когда бродили по селу, местные были очень доброжелательными и даже старались говорить несколько слов по-английски и были крайне удивлены, когда мы отвечали им на нашем, русском языке. Я подумала о том, что это несправедливо, что в эти места туристы приезжают с самых отдаленных уголков мира, а не из России. Мы же предпочитаем «берег турецкий», и да чего греха таить – сама такаяL
P.S. А еще наткнулась в интернете на интересную информацию о том, что певица Диана Арбенина («Ночные снайперы») провела несколько лет своей жизни в детстве именно в селе Лаврентия и именно здесь она пошла в начальную школу. В одном из своих интервью она сказала «Я несколько лет прожила в Магадане, Анадыре, Лаврентии — самом маленьком поселке. Немного не добралась до Аляски, так как наш населенный пункт стоял на границе, где обрывается Чукотка и начинается Америка».

Провидения

Провидения — посёлок городского типа, административный центр Провиденского городского округа Чукотского автономного округа. Расположен на востоке округа, на Чукотском полуострове. Население по переписи 2002 года составило 2 723 человека, по переписи 2010г — 1970 чел., 2034 чел.(2015), 2151 чел. (2018). В 2009г 1119 избирателей.
Тысячелетиями никто не селился на берегах бухты Эммы.
Неприветлив, скалист и обрывист северный берег этой бухты, которая является восточным ответвлением глубоководной бухты Провидения, на которой и расположен одноимённый посёлок.
Только в начале ХХ века, в связи с освоением Северного морского пути, бухта Эмма стала всё больше привлекать внимание государства. С 1928 года на небольшом мыске появилась куча угля, которую использовали торговые суда, идущие в Арктику. Само развитие мореплавания в Восточном секторе Арктики не могло не потребовать строительства морского порта и, как следствие, появления на картах нового населённого пункта. В 1933 году рядом с угольной кучей появилось первое более-менее постоянное строение – землянка начальника базы ГУ СМП. Но уже на следующий год были построены два засыпных домика полярной станции. С этих строений и ведёт своё начало порт Провидения, который стал градообразующим предприятием для одноимённого посёлка. С тех пор и до настоящего времени порт остаётся основной существования и развития посёлка. Интересно отметить, что ещё в начале 1960-х на конвертах писали следующий адрес «б/х Провидения».
Планомерное развитие порта Провидения и «посёлка при базе ГУ СМП» началось в 1937 году. Летом и осенью 1937 года в бухту прибыли пароходы с грузом строительных материалов и рабочими. Уже зимой 1938 года был заложен первый двухэтажный деревянный дом для работников морского порта. С 1938 года строительство порта и посёлка ведёт строительная организация «Провиденстрой». Быстрыми темпами строились причалы, различные портовые сооружения. Вмести с ними рос и посёлок – пекарня, клуб, жилые дома.
Даже война не смогла остановить развитие Провидения – были введены в строй новые причалы, построены складские помещения, жильё. Провиденцы и сегодня живут в домах, построенных в 1940-е гг.
В ноябре 1945 года Камчатский обком ВКП (б) принимает постановление о создании «в Чукотском районе рабочего посёлка Провидения на базе населённого пункта Главсевморпути в бухте Провидения». На следующий год, вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании п.Провидения.
10 мая 1946 года дата и считается датой образования посёлка «де-юре». В конце 1940-х – начале 50-х гг. посёлок Провидения довольно быстро строится, что связано с развитием морского порта, и нахождением на территории значительного воинского контингента.
В 1947 году появляется первое каменное общественное здание – столовая, постепенно оформляется центральная часть улица Набережная Дежнёва, сохранившая свой «сталинский» облик до наших дней.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1957 года были образованы Беринговский и Провиденский районы в составе Чукотского национального округа Магаданской области. Населённый пункт Провидения (рабочий посёлок) стал посёлком городского типа и центром одноимённого района. Численность посёлка Провидения тогда составляла 2 454 человека.
В 1959 году институтом «Гипроарктика» был выполнен проект планировочного решения посёлка исходя из особенностей рельефа местности. Посёлок вытянулся узкой полосой, повторяющей очертания береговой линии северного побережья бухты Эмма. Ограниченность площадок для строительства посёлка заставило дома «подниматься» вверх по склону горы Портовая. Особенности рельефа и вертикальной планировки застройки посёлка создали неповторимый облик Провидения, дома которого смотрят в голубую гладь бухты Эмма и встречают солнце.
В 1961 году был построен первый блочный дом. В архитектурный облик посёлка вошли и прочно заняли своё место унылые коробки панельных домов. Только последние серии «Арктик» отличались какими-то архитектурными изысками. Серую унылость бетонных домов 1970-х и 1980-х гг. удавалось скрывать за разноцветной окраской.
Рост населения посёлка в 1960-х годах был настолько стремителен, что в 1975 году был разработан генеральный план застройки посёлка, который по замыслу проектировщиков, к 2000 году должен стать городом с двенадцатитысячным населением. Всерьёз обсуждался и проект переименование города. Один из вариантов был предложен начальником Провиденской гидробазы Ю.М. Бабаевым – город Дежнёв. Последующая история посёлка Провидения вроде бы подтверждала прогнозы проектантов.
К 1989 году население посёлка достигло 5,4 тысяч человек (это был максимум), шло активное строительство в морском порту, жилья, объектов соцкультбыта. Реконструкция причалов, строительство современных складских помещений, современная бункерная база и база для приёма лихтеров, реконструкция кожевенного завода, пиво-безалкогольный завод, школа на 800 мест, Дом Культуры, спортивно-культурный комплекс, плавательный бассейн с профилакторием, гостиница – всё это было построено в 1980-е годы. Заключительным аккордом стал жилой дом со встроенной библиотекой, открывшей свои двери в 1994 году – так сказать «лебединая песня» работников СМУ «Провиденстрой».
Потом произошёл обвал – канули в Лету мечты о городе с 12-тысячным населением.
Сейчас в Провидения проживает менее 2000 человек. С 1994 по 2002 гг. в посёлке не велось никакого строительства. Только в 2002 году начались восстановительные и ремонтные работы в жилых домах. За последние годы полностью восстановлена и реконструирована система тепло-водоснабжения поселка, произведён косметический ремонт некоторых домов. В конце 2003 года первую продукцию дал новый пищекомбинат.
Всё это приметы нового времени, хотя до полного возрождения Провидения ещё очень и очень далеко.
www.provideniya.ru
Фото photofile.ru/users/pajero90.fotoplenka/140147640/

zorinanata.ru

Google ____________________________________________________________________

Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня начинаю новую серию выпусков о городах и поселках Чукотки. Следующий район на нашем сайте –Провиденский. И, конечно же, первый – поселок Провидения. Итак…

Провидения. Города и поселки Чукотки.
Провиденский район.

Провидения — поселок городского типа, районный центр Провиденского района. Расположен он на юго-восточной части Чукотского полуострова, на берегу
Берингова моря, в бухте с одноименным названием. Это географическое расположение. А теперь давайте приступим к описанию истории, природы и т.д.

Сначала была открыта бухта провидения, в которой находится сейчас поселок. Это было в 1660 году русской экспедицией Курбата Иванова. Но изначально заселена она не была. Здесь проводились промысел и зимовки китобойных и торговых судов. В состав ее входит еще одна бухта под названием бухта Эммы. Здесь очень скалистый и обрывистый берег. Только в начале XX века эта маленькая бухточка стала привлекать внимание государства благодаря освоению Северного морского пути. Появился порт (два засыпных домика полярной станции) в 1934 году. С этого времени и до сегодняшних дней порт является градообразующим предприятием и основой существования и развития поселка, о котором мы и поговорим сейчас. Поселок начали строить в 1937 году, а через год был заложен первый дом для работников морского порта. Строились причалы, портовые сооружения, пекарня, клуб… 1946 год – официальная дата основания поселка. Поселок разрастался, причем, учитывая особенности рельефа местности, вытягивался вдоль побережья бухты и даже вверх по склону горы. А в 1957 году Провидения стал поселком городского типа и районным центром в составе Чукотского национального округа Магаданской области. Численность населения росла с геометрической прогрессией, и в 1989 году составляла пять с половиной человек.

К 2000 году планировалось выстроить целый город с населением в 12 000 человек, но, как мы все понимаем, этому осуществиться не пришлось в связи с обстановкой в нашей стране.

Строительство прекратилось, по крайней мере, не такими темпами как планировалось. И сейчас в поселке проживает около 2000 человек.
Вот, такова судьбы рабочего поселка Провидения. Поселок потихоньку возрождается, реконструируется, восстанавливается. Это хорошая судьба, в отличии от многих и многих других поселков и сел Чукотки.

Давайте-ка рассмотрим главную причину появления поселка – порт. Изначально он снабжал углем суда, которые шли в Арктику. Сейчас он служит для осуществления грузопассажирских перевозок из Анадыря, Лаврентия, Новое Чаплино Уэлен и многих других пунктов Чукотского полуострова. Сюда приходят и суда с иностранными туристами с Аляски. Здесь происходит выгрузка угля из порта Беринговский, пиломатериалов с Камчатки, нефтепродуктов и другого штучного (генерального) груза из портов Приморья…

Летняя навигация длится с начала мая и до начала января. Зимой суда проводят ледоколы.

А какая красота вокруг! Вы просто не представляете. Точнее, тот, кто жил или живет сейчас в поселке, прекрасно это представляет. Более того тысячи фотографий можно найти в интернете, представляющие красоту местной природы поселка Проведения.

Рекомендую тем, кто еще не видел набрать в поисковике «Бухта Провидения фото», и Вам представится одно из самых красивых мест Чукотки. А я в свою очередь могу только показать видео на тему: «Чукотка. Провидения».

И не забывайте делиться с друзьями — это прекрасный поселок! Дополнения, как всегда, придутся к стати.

НАЖИМАЯ НА КНОПКИ, ВЫ ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЖИЗНЬ САЙТА — СПАСИБО)

dials ›
Блог ›
Чукотка. Угольные Копи, как призрак былого ядерного величия СССР.

Этому месту стоило бы посвятить отдельную историю в нашем путешествии по Чукотке. Но увы, перемещались мы по этому поселку преимущественно в темное время, за те трое суток, что провели в окрестностях Анадыря.
Угольные Копи — «поселок-спутник» столицы Чукотского Автономного Округа, расположенный на противоположном от Анадыря берегу анадырского лимана.

Поселок трудной судьбы и некогда один из крупнейших населенных пунктов Чукотки.

Именно здесь, во времена СССР, располагалась значительная группировка военных на Чукотке.
Эта группировка военных обеспечивала функционирование советской базы РВСН — «Гудым».
Той самой ядерной ракетной базы, которая была едва ли не одним из самых секретных объектов на территории СССР. Ядерный арсенал состоял из ракет малой и средней дальности и за несколько десятков минут мог покрыть большую часть Северной Америки и именно поэтому вся территория Чукотки была зоной особого контроля.

Официальное население поселка в конце 1980-х годов превышало 12 тысяч человек, что было сопоставимо с населением Анадыря.
Вообще, история поселка берет свое начало в конце 1920-х годов, когда здесь были обнаружены залежи угля и началась его разработка.
Позднее, в начале 1950-х годов сюда пришли военные и основу населения поселка стали составлять военнослужащие, был построен аэропорт.
Районы поселка назывались по порядковым номерам военных городков — «первый», «второй», «третий», «четвертый», «пятый»…
В конце 1980-х годов рядом с аэропортом был построен новый микрорайон для шахтеров — Первомайский.
Но даже несмотря на бурную жизнь во времена расцвета, основная жизнь всё — равно была в городе. Там были магазины, клубы, магазины и гражданские…
А потом все развалилось. Внезапно и очень быстро.
В 1987 был подписан договор об ограничении распространения РСМД ( Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ) и с этого момента база стала не нужна…
В 1990-е годы большая страна распадалась на части и ядерный арсенал РВСН был эвакуирован на «материк», военные городки стали не нужны и военные покинули это суровое место на краю земли.
Военные покидали поселок в режиме эвакуации и многочисленные инженерные сооружения, как и жилые здания оказались идеальным полигоном для съемок очередного эпизода «Сталкера».
Мы же въезжали в Угольные Копи с той стороны, с которой гостей, обычно не ждут — из тундры. Где нет дорог и только одинокий след гусеничного вездехода уходит в сторону Эгвекинота.
И перед нами предстала жалкая картина былого величия и военной мощи несуществующей страны.
Безусловно, за прошедшие четверть века многое уже разрушено, что-то растащили на материалы, но все-равно масштабы поражают.
Но жизнь в Угольных Копях все еще теплится. В отличии от других поселков с похожей судьбой, на этой стороне лимана живут около 3 тысяч человек — шахтеры и персонал аэропорта Анадыря.
Международный аэропорт Анадыря является аэродромом совместного базирования с ВВС РФ.
Уголь городу нужен, разработка шахт продолжается, аэропорт также — основные «ворота» города, поэтому поддержание жизнедеятельности поселка продолжается.
Одну из трех ночей нам пришлось ночевать в Угольных Копях. Такое странное ощущение было наблюдать светящийся город на другой стороне лимана и почти полностью вымерший поселок — спутник на этой.
Это ощущение особенно обостряется, наверное, в период межсезонья, когда добраться из Анадыря в аэропорт можно только на вертолете за 4-5 тысяч рублей. Но если погода нелетная, то дорога из аэропорта в Анадырь может оказаться в разы труднее, чем дорогостоящий многочасовой перелет из Москвы в Анадырь.
Пожалуй самое комфортное время для жителей поселка и города — зима. И только потому, что действует ледовая переправа, а время в пути на автомобиле или автобусе из Анадыря до Копей не более 30 минут.
Границей между двумя мирами Копей, мертвым и живым, является район «Пехота». Крайняя автобусная остановка, магазин и несколько жилых домов.
За остановкой уже оказываешься в «мертвом» — гаражи и кладовки, а за ними объекты военных городков, дом офицеров, жилые дома и торговый центр, памятник.
Оказавшись между этих символов ушедшей эпохи уже даже не по себе, ежишься от холода и быстрее садишься в автомобиль.
Но покидая Угольные Копи по следу вездехода и наблюдая отдаляющиеся силуэты зданий в зеркале заднего вида, уже не возникает никаких вопросов. Потому что ответы на не заданные вопросы и так очевидны.
Мы обязательно сюда вернемся, но в другое время года — Гудым заслуживает отдельного и обстоятельного визита.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *