Протоиерей Андрей рахновский

Протоиерей Андрей Рахновский: «Я словно вскочил в разогнавшийся поезд»

36-летний отец Андрей — один из ярких священников нового поколения. Каждый его день расписан буквально по минутам. Он настоятель одного из старейших храмов Москвы, служит, восстанавливает здание, преподаёт в трёх вузах и окормляет больных заключённых в СИЗО. А недавно открыл своей лекцией начатый по инициативе Сретенского монастыря цикл «Мир Веры». Его путь от крещения до священства занял всего восемь лет, но был непростым.

Фото: rgsu.net

Разговор с монахами

Когда мама объявила, что поведёт меня креститься, я ответил, что не хочу. «Я тебя уже записала», — сказала мама. Прозвучало весомо, и я смирился.

Утром поехали в Покровский храм в Медведкове. Шёл 1990 год, людей на крещение — сотни, и стар и мал. Пожилой священник показал, как правильно складывать троеперстие и что оно означает. Я стоял в белой майке, а сверху — крестик. Батюшка заправил его и сказал: «Крест должен быть ближе к сердцу, чем рубашка».

Потом года полтора я не был в церкви. Учился в старших классах, занимался восточной борьбой, философией, начал даже учить китайский. Однажды увидел книгу «Люди и демоны». Автор — священник Родион. В ней говорилось, что восточные медитации несовместимы с православием. Это меня встревожило. Решил съездить в Сергиеву лавру, спросить. Со мной поехали двое друзей, тоже крещёные.

В лавре монахи куда-то спешили, и ответа мы не добились. Досадно. Напоследок решили помочь на церковной стройке, носили мусор, штробили стены. Вечером нас отвели в гостиницу, напоили чаем. Мы рассказали, зачем приехали. Монахи улыбались: «О, каратисты! Будете нас защищать!» Говорили они больше о своём — о вере, чудесах, случаях из жизни. Мы слушали и чувствовали удивительную теплоту на душе. Будто оказались среди родных. И стали ездить в лавру каждое воскресенье. А вскоре я познакомился там с иеромонахом, который до сих пор мой духовник.

Исповедь у старца Кирилла

У меня было странное явление: на каждом богослужении — приступ слабости, головокружение, я в обмороке опускался на скамью или прямо на пол. Объяснял это слабыми сосудами. И вот однажды мой духовник говорит: «Вечером отец Кирилл исповедует — пойдёшь к нему и все свои грехи как отцу родному расскажешь».

Тогда я впервые увидел старца Кирилла Павлова. Долго стоял в очереди на исповедь. Он строго, внушительно со мной поговорил. Но странно: не возникло ни тени обиды. Было ощущение, что при всей этой внешней суровости он меня любит. А после исповеди на душе радость. Наутро причастился — радость. И не возбужденная, а тихая, ясная.

Но самое удивительное — обмороки с тех пор прекратились.

Каратист-искуситель

С детства я мечтал стать врачом, хирургом. Ездил в Университет имени Сеченова на подготовительные курсы. А в 11-м классе захотелось служить в церкви. Думал подать документы в сеченовский, а если не поступлю — идти в семинарию. Но мой духовник этот план отменил: «Нельзя идти в Церковь по остаточному принципу. Решай заранее».

Как раз тогда возникло искушение. Еду я с курсов по биологии, и вдруг в метро подходит мужчина и говорит: «Я главный тренер спортивного клуба по карате. Хочу вас пригласить. У вас, я вижу, отличные данные, вас ждут большие успехи. У нас замечательная команда, много хороших девушек. Приезжайте!» Дал мне телефон, адрес. У меня внутри — буря: и хочется, и сомнения…

Дома позвонил другу, с которым мы ездили в лавру. Рассказываю ему о встрече, а он перебивает: «Такой невысокий мужик, в спортивной куртке?» — «Точно. А ты откуда знаешь?» Оказывается, в этот же вечер этот же тренер подходил в метро к моему другу. И предлагал ему то же самое: карате, успехи, девушки. Совпадение невероятное, и нам оно не понравилось.

На экзамены в медицинский я вообще не поехал. Для родителей это был шок, особенно для отца. Позже мы вместе побывали в лавре, он посмотрел на семинаристов и успокоился.

А за день до поступления — новая атака: внезапно заболел. Высокая температура, тошнота, слабость — явное отравление. Ночью не спал. Утром звоню духовнику: не могу приехать. А он мне: «Сейчас же собирайся и сюда!» Кое-как оделся, вышел — земля плывёт под ногами. Электричка забита, дышать нечем. Не помню, как доехал. Но в лавре стало легче. Особенно когда начал пить освящённую воду из источника на Соборной площади.

«Сделаешь ей предложение»

Для семинариста важно решить, будет ли он монахом или женится. Я задумался об этом на втором курсе. Решил обратиться к преподобному Сергию. Помолился у раки с мощами в Троицком соборе. А на следующий день мой духовник неожиданно говорит: «Тут ко мне приезжала Ульяна, ты её видел, студентка из Москвы. У неё есть духовные вопросы, я сказал, что ты сможешь ответить. Вот её телефон — позвони и поговори. А через два месяца сделаешь ей предложение».

Я вышел от батюшки в полной растерянности. Но противиться «диктату» не собирался: Ульяна мне нравилась. Просто не знал раньше, как к ней подступиться. А тут появился повод. Позвонил ей раз, другой. Через месяц телефонных бесед мы встретились, ещё через два сделал ей предложение. Обручились, венчались. Этой осенью исполнилось 17 лет нашей совместной жизни. Уверен: лучшей матушки нет на свете. У нас трое детей, старший в 9-м классе. Супруга занимается переводами духовных книг, знает французский, итальянский, английский, латынь. Ходим семьёй в наш любимый Историко-этнографический театр, летом ездим в Крым.

Укрепление фундамента

Священником я стал в 21 год, на последнем курсе духовной семинарии. 15 лет служил в одном приходе — преподобного Серафима в Раёве. А в конце прошлого года меня перевели настоятелем храма Ризоположения в Леонове. Здесь в разгаре были работы, требовалось укрепить фундамент. Я словно вскочил в разогнавшийся поезд, и нельзя было тормозить ни секунды. Пришлось по ходу дела учиться многим непривычным, чисто практическим вещам, связанным со стройкой.

Но посмотрите жития наших святителей, как много они строили. Ещё в семинарии я удивлялся: что ни святой, то основатель монастыря. Значит, в идеале духовность, молитва, аскеза вполне могут сочетаться с активной хозяйственной работой на благо Церкви. Как говорил святой Феофан, суета бывает не в жизни, а внутри нас.

Записал Михаил УСТЮГОВ

Лекция 6. Молитва

Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”». Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь». Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Александр Ужанков Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков. Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Александр Ужанков Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Главная задача встречи — рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского. Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии. Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор. Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В лекции рассматривается русская цивилизация как третья православная. Рассматриваются четыре краеугольных камня цивилизации: вера, язык, история и культура. Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Архиеп. Верейский Амвросий Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника. Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Протоиерей Вадим Леонов Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *