Прокл философ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Значения в других словарях

  1. провиденциализм — ПРОВИДЕНЦИАЛ’ИЗМ , провиденциализма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). 1. ·отвлеч. сущ. к провиденщиальный. 2. Направление в идеалистической философии, стремящееся объяснить исторические события непосредственным проявлением в них воли провидения. Толковый словарь Ушакова
  2. провиденциализм — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ -а; м. Теологическая концепция, согласно которой ход истории объясняется волей провидения, божественной силой. Сторонники и противники провиденциализма. Толковый словарь Кузнецова
  3. Провиденциализм — (от лат. providentia — провидение) религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. П. присущ всем теистическим (см. Теизм) религиям — Иудаизму, христианству (См. Большая советская энциклопедия
  4. провиденциализм — -а, м. Религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провидения, божественной силой. Малый академический словарь
  5. провиденциализм — – религиозно-идеалистическое воззрение, объясняющая ход исторических событий волей провидения (божества). Большой словарь иностранных слов
  6. провиденциализм — сущ., кол-во синонимов: 1 предопределенность 17 Словарь синонимов русского языка
  7. провиденциализм — орф. провиденциализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. provideo — заранее предвижу, предусматриваю) — представление, согласно к-рому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного «божественного плана». П., идущий от богословско-ист. Советская историческая энциклопедия
  9. Провиденциализм — (в философии истории) — так называется историко-философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. провиденциализм — Провиденциализм, провиденциализмы, провиденциализма, провиденциализмов, провиденциализму, провиденциализмам, провиденциализм, провиденциализмы, провиденциализмом, провиденциализмами, провиденциализме, провиденциализмах Грамматический словарь Зализняка
  11. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение) — истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.). Большой энциклопедический словарь
  12. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — англ. providentialism; нем. Providentialis-mus. 1. Объяснение истор. или соц. событий волей провидения или Бога. 2. Религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Социологический словарь
  13. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – «провидение») – западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. Новая философская энциклопедия
  14. Провиденциализм — (лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии. Словарь по культурологии
  15. провиденциализм — провиденциализм м. 1. Предопределенность. 2. Направление в философии, объясняющее исторические события проявлением воли провидения. Толковый словарь Ефремовой

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος) (ок. 345, Антиохия – 14 сентября 407, Команы) –христианский проповедник и церковный деятель. Ученик ритора Ливания и Диодора Тарсского, с 381 – дьякон, с 386 – пресвитер в Антиохии, с 398 – епископ Константинопольский; из-за вражды императорского двора и части духовенства был низложен и сослан в Армению, а затем в Питиунт (Пицунду), на пути к которому умер в местечке Команы. Канонизирован. Автор многочисленных толкований на библейские тексты, проповедей, бесед (гомилий), полемических сочинений, обширной переписки периода ссылки (сохранилось 236 писем). Ему приписывается ряд псалмов и Божественная Литургия.

Для стиля Иоанна Златоуста характерно приспособление приемов античной риторики к целям христианской проповеди. Его интересовали в первую очередь этические проблемы. Нравственную жизнь он понимал как свободное произволение к добру. С нравственной чистотой жизни связана чистота веры. В Церкви Иоанн Златоуст видел новое бытие человека, основанное целиком на принципах добра, свободы и любви; поэтому она противостоит государству, основанному на принуждении; она не отменяет его, так как после грехопадения испорченной природе человека необходимо внешнее принуждение, но подвергает его моральному суду. Религиозный, нравственный и социальный идеал для Иоанна Златоуста един: по его мнению, христианам следует добровольно стремиться к изживанию как чрезмерного богатства, так и чрезмерной бедности, так как и то и другое вызывает в людях зависть, злобу и отчаяние и мешает спасению. В отклонениях от христианского идеала нравственной жизни он видит источник как ересей, так и социальной несправедливости.

Как экзегет Иоанн Златоуст был представителем антиохийской традиции толкования текста Св. Писания: ветхозаветные сюжеты не аллегория, но прообразы, провозвестники событий, позволяющие человеку безошибочно ориентироваться в духовных и нравственных делах; историчность библейских событий лишь подтверждает их истинность.

Сочинения:

1. MPG, t. 47–64;

2. в рус. пер.: Творения, т. 1–12. СПб., 1895–1906.

Литература:

1. Ваиr Р.С. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Bd. 1–2, Münch., 1929–30.

M.Л.Хорьков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

  1. ИОАНН ЗЛАТОУСТ — ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407) — один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398) — представитель греческого церковного красноречия. Большой энциклопедический словарь
  2. Иоанн Златоуст — (Ioánnes Chrysóstomos) (между 344 и 354, Антиохия — 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви. Получил образование в школе языческого ритора Ливания (Антиохия). Большая советская энциклопедия
  3. Иоанн Златоуст — Св., один из величайших отцов церкви; род. в Антиохии (347 г.); научное образование, самое лучшее того времени, получил под руководством матери, умственным и нравственным качествам которой удивлялся Ливаний, учитель И. в ораторском искусстве. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Иоанн Златоуст — Иоанн Златоуст Иоанн Златоуст — величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее «вселенских учителей». Родился около 344 г. в Антиохии, в богатой, блестящей семье. Большая биографическая энциклопедия
  5. Иоанн Златоуст — орф. Иоанн Златоуст Орфографический словарь Лопатина
  6. ИОАНН ЗЛАТОУСТ — (‘Ioannns o Xrysostomos) (р. между 345 и 347 — ум. 407) — один из виднейших идеологов вост.-христ. церкви, в 398-404 константинопольский патриарх. Получил образование в школе языч. ритора Ливания. Демагогически используя демократич. Советская историческая энциклопедия
  7. Иоанн Златоуст — ИОАНН ЗЛАТОУСТ — см. Византийская литература. Литературная энциклопедия
  8. Иоанн Златоуст — Иоанн Златоуст Орфографический словарь. Одно Н или два?

ПРОКЛ

ПРОКЛ (412–485) – древнегреческий философ-неоплатоник, глава Афинской школы, крупнейший и влиятельнейший философ поздней античности (см. также НЕОПЛАТОНИЗМ).

О жизни Прокла известно из биографии, написанной его учеником Марином (Прокл, или О счастье), а также из фрагментов Жизни Исидора Дамаския. В возрасте 19 лет Прокл становится учеником Плутарха Афинского, после смерти Плутарха продолжает учение у Сириана, а в 437 сам становится во главе платоновской Академии в Афинах (отсюда вторая часть его имени – Прокл Диадох, то есть преемник (в данном случае – на посту схоларха)).

Сочинения Прокла тесно связаны с его преподавательской деятельностью. Основу его наследия составляют комментарии к сочинениям Платона, Аристотеля и Плотина, а также собственные трактаты. Прокл составил введение к философии Аристотеля, комментарий к Введению Порфирия и к логическим сочинениям Аристотеля (Категории, Герменевтика, Аналитики), ко всем основным диалогам Платона, входившим в школьный курс платоновской экзегезы (т.н. «канон Ямвлиха»), из них дошли целиком или частично комментарии к Алкивиаду, Кратилу, Государству, Тимею и Пармениду. Прокл написал также толкования отдельных мест из Гомера и Гесиода, а также Орфическую теологию и Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами. Составил комментарий к Плотину, а также начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших трактатов Прокла посвящен отдельным проблемам – промыслу, року, существованию зла и т.п. Свод основных понятий и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонической метафизики представляют собой Начала физики и Начала теологии. Одним из самых значительных собственных произведений Прокла является систематический труд Теология Платона.

Иерархия универсума строится у Прокла по схеме платоновского Парменида: сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее генады – сверхсущие единицы-боги, которым причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых богов, или бытие, синтетически объединяющее принципы предела и беспредельного. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыслящие боги, которые связаны с умопостигаемыми через умопостигаемо-мыслящих богов. С мыслящими богами-умами связаны надкосмические боги и мыслящие души. Следующая ступень – внутрикосмические боги, универсальные души, демонические «просто души»: ангелы, демоны в собственном смысле и герои. Еще ниже – «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего – неодушевленные тела.

В эту иерархическую структуру Прокл включает традиционных олимпийских богов, распределяя их по триадам и разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознательная сила, тождественная с силой рока. Низшим онтологическим уровнем, но все-таки производным от высшего, является материя.

Наряду с иерархией бытия Прокл строит иерархию наук и добродетелей: физике, этике, математике, философии соответствуют теоретические добродетели, которые приобщают человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и гиератические, характеризующие более высокий тип жизни, чем научное познание: парадигматические – слияние человека со сферой ума, гиератические – выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; если любовь (эрос) связывает с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, то вера соединяет с благостью богов.

Философия Прокла – наиболее подробный вариант школьного платонизма – оказала громадное влияние на всю средневековую философию, а также философию Возрождения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *