Происхождение науки

Причины возникновения науки

Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

Предпосылки развития науки

Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

  • Формирование речи;

  • Развитие счёта;

  • Возникновение искусства;

  • Формирование письменности;

  • Формирование мировоззрения (миф);

  • Возникновение философии.

Периодизация науки

К одной из первоочередных проблем истории науки относят проблему периодизации. Обычно выделяют следующие периоды развития науки:

  • Преднаука — зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.

  • Античная наука — формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста,геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.

  • Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира.

  • Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

  • Неклассическая (постклассическая) наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Возможно другое деление на периоды:

  1. доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)

  2. классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)

  3. неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)

Христианская наука

Не следует путать с Сайентология. У этого термина существуют и другие значения, см. Христианская наука (значения).

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (26 июля 2017)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 июля 2017 года.

Христианская наука (англ. Christian Science) — парахристианское религиозное учение протестантского происхождения, основанное в 1866 году Мэри Бейкер Эдди. В основном приверженцами доктрин христианской науки являются члены так называемой Церкви Христа (Первой научной) (англ.), однако они имеют распространение и за пределами данной организации.

Священными книгами христианской науки считаются Библия и «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию» (англ. Science & Health With Key to the Scriptures). Автором последней является Мэри Бейкер Эдди. Она описывает свою доктрину как полную и непротиворечивую науку, которая может быть продемонстрирована на практических примерах и поддаётся верификации.

Мэри Бейкер Эдди писала, что в 1866 году была исцелена после того, как она прочитала в Библии описание того, как Христос исцелял больных. Она считала, что исцеление, подобное тому, что совершил Христос, доступно большинству людей, как и в новозаветные времена. После этого она посвятила многие годы изучению Библии и изложила своё понимание в книге «Наука и здоровье», первое издание которой вышло в 1875 году.

По её словам, до публикации книги она в течение двух лет была свидетелем исцелений больных, проникшихся учением христианской науки (описание этих случаев Мэри Бейкер Эдди включила в главу «Плоды» — англ. Fruitage). Сторонники учения считают, что и человек, и Вселенная по своей природе являются духовными, а не материальными, и что добро, здоровье и добродетель являются реальностью, тогда как зло, болезнь и грех являются мнимыми продуктами фиктивного материального существования. Сторонники христианской науки полагают, что через молитву, знание и понимание можно достичь практически всего посредством Бога — в частности, путём молитвы можно достичь исцеления от болезней.

Молитва, с точки зрения христианской науки, не просит Бога о вмешательстве, но скорее является процессом ознакомления с духовной реальностью Бога — «пробуждением мышления смертных» постепенно, вплоть до постижения духовной истины. Сторонники доктрины полагают, что всем методам лечения (медикаментозным, хирургическим и т. д.) следует предпочесть исцеление через особые молитвы, направленные на пробуждение духовности в мышлении.

Как писала Н. П. Савкина, Христианская наука рассматривает Зло как ошибку и заблуждение смертного разума, отказывая ему в реальности. Зло бессильно. Музыковед выдвинула не разделяемую научным сообществом гипотезу о том, что из многих причин, повлиявших на решение русского композитора С. С. Прокофьева покинуть Париж и переехать в СССР, главной стало воздействие Христианской науки. Марк Твен и Стефан Цвейг скептически относились к идеям Христианской науки.

Известные последователи

  • Астор, Нэнси (1879—1964) — первая женщина, ставшая депутатом Палаты общин, нижней палаты британского парламента.
  • Лерман, Александр Анатольевич (1952—2011) — советский музыкант, певец и композитор, впоследствии американский филолог.
  • Прокофьева, Лина Ивановна (Лина Любера или Льюбера))
  • Прокофьев, Сергей Сергеевич

Примечания

  1. 1 2 3 Савкина, 2007.
  2. С 2002 года / In Memoriam. Alexander Lehrman, Oct. 10, 2011

Литература

Ссылки

  • ChristianScience.com — FAQs on Christian Science (англ.)
  • Mary Baker Eddy Library Website (англ.)
  • Christian Way: Former Christian Scientists for Jesus Christ (англ.)
  • Christian Apologetics and Research Ministry Article (англ.)
  • Criticism by Frank R. Zindler (недоступная ссылка с 11-05-2013 ) (англ.)
  • Христианская Наука для всех. Сайт на русском языке (рус.)

Словари и энциклопедии

Что такое наука? И как она возникла и развивалась?

ние главы государства 4) многопартийность 2. Тоталитарный режим отличает 1) контроль государства над жизнью общества 2) гарантия прав и свобод граждан 3) деятельность свободной прессы 4) наличие государственного аппарата 3. Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют 1) гражданским обществом 2) многопартийностью 3) федерацией 4) правовым государством 4. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.? 1) конституционная монархия 2) парламентская республика 3) абсолютная монархия 4) президентская республика 5. Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии 1) авторитарного режима 2) гражданского общества 3) местного самоуправления 4) политической системы 6. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер? 1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах. 2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов. 3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы. 4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу. 7. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается 1) силой государственного принуждения 2) мнением юристов 3) силой общественного мнения 4) привычками и традициями общества 8. Семья, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию? 1) уголовного 2) административного 3) гражданского 4) трудового 9. Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан? 1) трудовое право 2) административное 3) уголовное 4) гражданское 10. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»? 1) деяние, виновность, общественная опасность 2) высшая юридическая сила, всенародное голосование 3) договор, право собственности, возмещение ущерба 4) правовой обычай, судебный прецедент

Возникновение науки и стадии ее развития

Появление науки

В современной исследовательской литературе нет единого мнения о времени появления науки. Одни считают, что момент ее рождения установить в принципе невозможно, она всегда сопутствовала жизни человека. Некоторые находят исток науки в античности, т.к. именно здесь было впервые применено доказательство (доказательство Пифагором теоремы в $VI в. до н.э.$). Также появление науки связывают с созданием классической методологии научного познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) или с идеей классического европейского университета, соединяющего в себе педагогические функции и функции научной лаборатории (А. фон Гумбольдт).

Этапы развития науки

Замечание 1

Наука в ходе своего развития прошла следующие этапы: древняя наука, средневековая наука, нововременная, классическая наука и современная наука.

  1. 1 этап. Наука в древности характеризует синкретичностью, нерасчлененностью знания. Знанием чаще всего становилось умение. Кроме этого, зачатки науки этого периода основывалась на религиозных, мифологических, магических воззрениях.

    Настоящий прорыв для науки древности и это открытия в геометрии, произведенные в Древнем Египте, Вавилоне и Древней Греции. Древние греки начинают мыслить мир абстрактными категориями, оказываются способными делать теоретические обобщения наблюдаемого. Этому доказательством служат рассуждения древнегреческих философов о первоначалах мира и природе.

    Предметом научных рассуждение на этапах ее зарождения являлся в целом универсум. Человек понимался как органического часть этой целостности.

  2. 2 этап. Христианский этап развития науки связан с переосмыслением античных научных достижений. Средневековая наука не отринула античное наследие, но по-своему его в себя включила. На первый план среди наук в эпоху христианства выходит теология.

    На развитие и уровень средневековой науки повлияло появление университетов.

    Предметом средневековой науки было прояснение природы Бога, мира как Его творения и взаимоотношения «Бог-человек».

  3. 3 этап. Наука Нового времени отличается антирелигиозной направленностью. Христианские максимы и положения выводятся из сферы науки, оставаясь всецело уделом теологии, которая также теряет приоритетное положение в данную эпоху. Авторитетом становится естествознание, основанное на математике. Начало эпохи Нового времени ознаменовано научной революцией.

    Нововременная эпоха занята выработкой методологии (Ф. Бэкон). Для Ф. Бэкона – наука это сбор эмпирических данных и их анализ. Достигнув определенного количества, знание может рождать новое качество, образовывать закономерности, тем самым расширяя представления человека о мире. Для нововременной науки крайне важен опыт и эксперимент.

    Наука Нового времени ввела новую онтологию, имеющую материалистические установки, окончательно утвердила гелиоцентрическую систему мира. Для ученого $XVII в.$ окружающий мир – это исследовательская лаборатория, открытое для исследования пространство.

    В $XVIII-XIX вв.$ указанные тенденции в развитии науки получили свое продолжение. Естественные науки окончательности закрепили за собой эталон научности. В эпоху Просвещения философы выступают с идеей популяризации науки. Посредством создаваемой ими «Энциклопедии» наука стала открыта более широкому кругу общественности. Наука XIX в. была ознаменована открытиями в области термодинамики и электричества, Ч. Дарвиным была сформулирована эволюционная теория и т.д. $XIX в.$ – расцвет классической науки.

    Предметом исследования нововременной науки является микромир.

  4. 4 этап. Появление современного этапа развития науки связано с развитием квантовой физики на рубеже XIX-XX вв. и открытием А. Эйнштейном теории относительности. Современная наука включает в себя неклассический и постнеклассический типы рациональности. Ее методология основывается на вероятностных и синергетических методах познания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Возникновение науки и стадии ее развития 450 руб.
  • Реферат Возникновение науки и стадии ее развития 220 руб.
  • Контрольная работа Возникновение науки и стадии ее развития 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 2

Предмет изучения современной науки – микро-, мезо — и макро- уровни реальности в их единстве.

Происхождение науки

Оказалось, существует множество мнений относительно «европейского чуда», возникновения европейской цивилизации. И существенная ее черта, уникальная — рождение науки. Поэтому интересно представить — а какие есть гипотезы относительно науки? Из чего она возникла? Почему?
Для затравки разговора можно высказать несколько гипотез. Но сначала хоть немного определим тему разговора. Давайте наукой называть ту науку, которая возникла к 17 веку и связана в своем возникновении с именами Галилея и Ньютона. Тем самым другие наукоподобные виды деятельности будут «альтернативными науками» — науками с альтернативной парадигмой, устроенной несколько иначе, чем то, что в конце концов победило. Эти анауки иногда существовали до развития науки (древнегреческая), иногда пересекались с временем существования науки (алхимическая), иногда — заключены внутри времени науки и в этом смысле в самом деле «альтернативны» (гетеанизм).
Сначала перечислим несколько «корневых» анаук. Первая и самая известная — древнегреческая традиция. Появление теории, наблюдения и эксперимента, первая формализация и математизация. Отличающие черты — принималось, что объектом являются наблюдаемые сущности, которые изучают непосредственным наблюдением. Ясно, что в этой греческой анауке было несколько различный традиций (натурфилософия, пифагореизм, платонизм, аристотелизм и т.п.), но мы сейчас смотрим на всё это многообразие в целом.
Следующая анаука — схоластическая. Чрезвычайно развитая логика доказательств, определение «формата» научной работы (параграфы, пагинация, система ссылок и цитирования и т.п.), диспут как основная форма научного взаимодействия. Отказ от развития экспериментов, опора на Писание, а не на Книгу Природы.
Эта анаука интенсивно взаимодействовала с «арабизмом», вернувшимся с Востока вариантом греческой анаучной традиции. Здесь логический анализ развертывается еще далее, идет отказ от умопостигаемых сущностей, развивается прагматизм познания, сопровождающийся отказом от опоры на наблюдаемое. Обычно схоластику не отличают от арабизма. Различия действительно сложно сформулировать, наиболее яркий маркер — течение номинализма, порожденное арабизмом.
Алхимическая анаука. Пожалуй, можно указать на признание умопостигаемых сущностей, экспериментальную парадигиму, работу с наблюдаемым и примат изменения исседователя перед изменением исследуемого. В этом смысле это не «естествоиспытание», а «человекоиспытание». Продолжается в таких вещах, как гомеопатия. Было развито во многих регионах — достаточно родственны алхимия Ал-Бируни, даосская и тибетская традиции и т.п. Хотя, конечно, и внутри каждой такой традиции имеется несколько течений, во многом различных.
Из крупных идейных традиций, замешанных в возникновение науки — пожалуй, всё. Наука в своем возникновении испытала сильнейшие влияния арабизма и схоластики. Возникновение ее связано с «революцией Галилея». Произошел отказ от «изучения наблюдаемого», от тезиса «человек есть лучший из приборов» — создана концепция «скрытых качеств», отказ от принятия наблюдаемых качеств как фундаментальных (нет цвета и звука — это субъективные человеческие иллюзии, наука должна обратиться к неназываемому, что выглядит для нас как цвет и звук). Эксперимент, правило воспроизводимости, отказ от диспута как основы взаимодействия научного сообщества и складывание системы научных публикаций — уникальная, форматообразующая черта науки. Особая проблема — выделение объекта науки. В анауках алхимической и гетеанской этому вопросу уделяется значительное внимание, поскольку само выделение объекта исследования в значительной мере предопределяет результаты, но внерациональным образом. В науке складывается иное отношение — выделение объекта принимается тривиальной операцией, временной гипотезой, которая всегда может быть исправлена и не имеет фундаментального значения. Развивается подчеркнутое внимание к форме утверждения в противовес его содержанию — не столь важно, что высказано, сколько то, является ли данное высказывание логичным, позитивным, верифицируемым, фальсифицируемым — в общем, «научным». Вместе с возникновением «машины публикаций» развивается «машина высказываний» — правил построения и предъявления научных высказываний. Если правила этих машин не соблюдены (нечто не опубликовано должным образом, высказано в «ненаучной» форме), работа не считается относящейся к науке. Одновременно происходит становление «машины университета», унаследованной от схоластической анауки. С реформой Гумбольдта университет становится полностью научной «машиной». и к правилам создания публикаций и высказываний добавляются правила создания людей — профессионалов, которые одни имеют право делать научные высказывания (исключения достаточно понятны). Еще одно звено — формализация эксперимента. Эксперимент в науке имеет принципиальные отличия от эксперимента в греческой анауке алхимической анауке и т.п. Например: вводится абстракция изолированного наблюдателя, который не изменяется при проведении опыта (обратное к установкам алхимического эксперимента). Вводится представление о «незаинтересованном свидетеле» — заимствование из еще одного «корня науки», не образовавшего собственную анауку — из юридизма. Из представления о суде присяжных возникло представление о свидетелях эксперимента — людях неквалифицированных, ничего не понимающих в происходящем, однако добросовестных. В дальнейшем заимствуется еще многое из систем доказательств.
Кроме идейных течений, к развитию науки имеет отношение многое в социальной и экономической истории. Здесь говорится о все том же университете, который сотни лет выпускал интеллектуалов и создал их перепроизводство — «лишние люди» с дипломами врачей, юристов и священников имелись во множестве, и они развивали массу «интеллектуального продукта». И готовы были влиться в те идейные и институционные формы, которые будут созданы и востребованы. В экономической части рассуждается о росте практических потребностей, о появлении элементарной технической базы, о возникновении финансовых возможностей. Сначала наука была придворной, «королевской» и жила дарами меценатов. Постепенно, по мере появления практического выхода и развития техники, а затем и технологий, наука становилась все более доходной. Появились профессиональные ученые, вырост статус университетского профессора. Затем технологии стали оказывать все большее влияние на науку и в значительной мере направлять ее развитие. Произошел «переворот оверкиль»: если прежде лидировала фундаментальная наука, у которой были немногочисленные и подчиненные прикладные аспекты, то потом развилась техника, у которой имелись фундаментальные приложения.
Отдельно идет методологическая история науки — возрастающая строгость требований к доказательству в математике, разработка формальных требований к экспериментальному методу, создание концепции вероятностной детерминированности популяционный стиль мышления, отказ от жестких причинно-следственных моделей в пользу вероятностных, феноменологических, эквифинальных и т.п. Осознание и оформление научной практики в виде теорий верификации, фальсификации, парадигмы, научных программ, незримых колледжей и т.п.
Уже из такого конспективного перечисления корешков науки и сходных с ней явлений встает ряд вопросов. Могла ли появиться мусульманская наука — из арабизма? В мире ислама были университеты, туда попала греческая анаука, и не только в виде текстов — в Гондишапур переехала Академия и в этом смысле попала личная традиция. Что помешало? Сковывающие силы быстро закосневшей мусульманской теологии? Монгольское завоевание? Отсутствие двоеваластия и «люфта», в котором могли бы вестись богословские споры или развиваться научные эксперименты?
Может ли развиваться научное знание из алхимической анауки? Если нет, в чем лежат существенные противопоказания? Важен ли тот импульс чрезвычайного развития логики доказательства, который пришел в науку из схоластики? Или без него можно было обойтись? Могла ли возникнуть наука без влияния юридизма, этих представлений о суде профессионлов и свидетельстве простецов? Обязательно ли представление об абстрактном неизменном наблюдателе?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *