Проблемы детей сирот

О наиболее распространенных диагнозах детей из детского дома

Вот еще статья о наиболее распространенных диагнозах детей-сирот.
Знакомясь с медицинской картой приемного ребенка?
У каждого ребенка есть история болезни, история развития. И всегда из нее можно что-то почерпнуть. Во-первых, в большинстве случаев, есть выписка из роддома. И первое, на что обращают внимание, с каким весом и ростом ребенок родился? Если указано, что с очень большим весом и с очень маленьким весом, это должно насторожить.
Следующий показатель – шкала Апгар. Это чисто акушерский показатель из пяти составляющих: частота сердечных сокращений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска кожных покровов. Его оценивают по десятибалльной шкале: сразу после рождения и определенное время спустя. В идеале должно быть 10/10.
А обычно 7/8. Самое главное если вторая цифра больше, значит мероприятия, которые проводились в родильном зале, были правильными.
Еще людей пугает внутриутробная гипоксия плода. Внутриутробная гипоксия – это когда ребенок не получает необходимого количества кислорода. Здесь важно учитывать степень тяжести. Если не указана степень тяжести, то гипоксия была в достаточно легкой форме и должна была быстро пройти.
Внутриутробная гипотрофия – это когда ребенок не получил достаточного количества питания и родился с малым весом. В небольшой степени она встречается часто. Особенно в условиях больших городов. При желании ее можно поставить каждому второму ребенку.
Часто указывается синдром отмены, синдром гипервозбудимости. Синдром отмены часто указывает на то, что во время беременности женщина употребляла алкоголь или наркотики, даже могла поступить в роды в таком состоянии, ребенок рождается во время наркотической ломки. Но в роддоме это снимают достаточно быстро, потому что физическую зависимость снять легко, а психологическую ребенок не помнит.
Инфекции, передающиеся половым путем. По опыту, в роддомах такие инфекции выявляются у мам достаточно быстро, даже если сама женщина ничего не говорит. Чаще всего делается экспресс-анализ на сифилис, и если сифилис обнаруживают, то ребенку назначается профилактический курс антибиотикотерапии, он попадает под наблюдение кожно-венерологического диспансера. Обычно, этого курса бывает достаточно, чтобы ребенка к полугоду сняли с диспансерного учета.
Другие инфекции, например гонорея, пролечиваются еще быстрее. Все это в выписке указывается, и даже если не пролечили в роддоме, то в доме ребенка это все пролечивают достаточно быстро.
Если ребенок из роддома выписан на 12 день, это ненормально, такого не должно быть, потому что из роддома в нормальных случаях выписывают на 4-6 день. Далее малыши поступают в дом ребенка, и историю его развития ведут врачи. Два раза в год по приказу Министерства здравоохранения, малыши проходят диспансеризацию, и здесь возможны уже другие диагнозы.
Анемия практически у всех детей. Почти у всех детей до года – рахит. Но при нормальных условиях и питании после года анемия и рахит проходят.
Практически у всех детей стоит ЗПРР-ЗПМР – задержка психоречевого, задержка психомоторного развития. Это достаточно среднестатистические показатели, которые учитывают невропатологи, и на которые в обычных семьях не обращают внимания. Такие диагнозы ставят только в сиротских учреждениях. И в большинстве случаев это все проходит при попадании ребенка в семью.
Надо понимать, что диагноз может только звучать страшно. Например, ВПС – врожденный порок сердца – а это всего лишь открытое овальное окно, 2 мм, которое видят благодаря современной технике, 10 лет назад его еще никто не видел. В норме открытое овальное окно должно к году закрыться. Другие пороки могут требовать операции.
Перинатальное поражение ЦНС, ишемически- гипоксического генеза – ПЭП.
ПЭП – собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношенных). Здесь обязателен уточняющий диагноз, например, «ПЭП. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», т.е. обязательно уточнить, в чем выражается ПЭП, иначе этот диагноз, и без того бессмысленный, т.к. становится очень общим и размытым.
В заключение хотелось бы пожелать будущим родителям постараться соблюсти золотую середину: как нельзя зациклиться на выяснении всех диагнозов, так и нельзя махнуть рукой и не смотреть вообще ни на что.
Грубая патология видна сразу, и тогда нужно советоваться с врачами.
Краевое Государственное Казенное Образовательное учреждение
Коррекционный детский дом 2,
Служба по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей

Вопрос: Добрый вечер! У меня удочеренная девочка. Ей 4 года. Она не слушается, не понимает запреты ни дома, ни в детском саду. Поначалу старалась разговаривать с ней, а сейчас терпения не хватает, могу и шлепнуть. Угол не помогает. Ребенок, кстати, гиперактивный. Например, участились случаи: я говорю, что чужого без спросу нельзя брать, но она не слушается. Мне жалуются, что дочка без спросу забирает у детей конфеты, печенье…

Дома у нас сладости без запрета, но, конечно, под контролем — в пределах разумного. И каждый раз она мне в слезах обещает, что это больше не повторится, и снова и снова берет без спроса чужие вещи.

Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести с ребенком? А, может, это гены такие и это будет по жизни, мне очень страшно, ужас охватывает.

Отвечает детский психолог Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА:

Постарайтесь успокоиться и не делайте сейчас такие глобальные выводы. Сдерживайте свои порывы гнева, будьте терпеливы, как бы трудно вам ни было. Своим гневом вы можете создать еще большие проблемы, потерять взаимопонимание между вами и девочкой. Выброс своих негативных эмоций не решит проблему. Ребенок может озлобиться и отдалиться от вас.

Выбрать правильное решение, как вести себя в этой ситуации, поможет вам понимание мотива, который двигал ребенком.

Постарайтесь понять, для чего ребенок это делает: ей очень хочется конфету, ну очень: (для этого возраста такое поведение может быть), девочке не хватает вашего внимания, ласки, заботы, и она пытается получить ваше внимание таким способом.

Не забывайте, что дошкольники чаще всего берут вещи без спроса по недомыслию. Маленькие дети еще не владеют моральными нормами и не совсем представляют себе, что можно, а что нет. Им нравится, вот они и берут.

  • Поговорите с девочкой, будьте максимально честными. Атмосфера доверия очень важна в разговоре и не говорите ребенку, что он плохой. Ребенок всегда хороший, но иногда поступает плохо. Обговаривайте только сам поступок девочки.
  • Критика, оскорбительные и унизительные замечания — недопустимые методы воспитания, так как единственное, чего можно достичь с помощью таких методов, это пробудить гнев и агрессию.
  • Помогите ребенку увериться, что вы его любите и тогда, когда не согласны с его точкой зрения, и даже тогда, когда оскорблены его словами или поступками. Отделите от него его ошибки и неправильные действия (ребенок — хороший, поступок — плохой).
  • Ребенку важно знать, что он любим просто за то, что он есть, и таким, какой он есть.

  • Необходимо научиться вести доверительные, спокойные беседы. Такие беседы помогут вам в любой ситуации найти выход и оказывать влияние на девочку.
  • Не обсуждайте проблемы вашей девочки с посторонними людьми в ее присутствии.
  • Не надейтесь, что ребенок поймет правильно с первого раза. Запаситесь терпением и доброжелательностью, объясняйте еще и еще раз, почему нельзя брать чужое, не спросив разрешения.
  • Самое важное правило — учите ребенка честности на собственном примере: неискренность, обманы «по мелочам», атмосфера недоверия и неправды в семье — все это приводит к нечестности ребенка. Он начинает считать, что так жить — единственно правильно.

Если вы говорите ребенку, что он поступил плохо, объясняете, как нельзя и как надо поступать в таких ситуациях, а ребенок продолжает такое поведение, возможны два объяснения:

  • либо вы избаловали ребенка до такой степени, что он ни в чем не может и не желает себе отказывать,
  • либо вы не донесли до ребенка свою любовь и он не чувствует, что вы его любите, ощущает избыток давления и недостаток внимания.

В первом случае придется прекратить баловство и менять стиль воспитания (начать воспитание с себя), во втором — почаще хвалить ребенка, показывать, насколько он и его благополучие важны для вас, и давать ему возможность самому принимать решения.

Воспитывать гиперактивного ребенка очень тяжело: это требует большого понимания, терпения и огромной любви. Любите свою девочку, говорите ей об этом, донесите до нее свою любовь!

Удачи вам и терпения!

О воспитании приемных детей и о сложностях, с которыми сталкиваются приемные родители, мы поговорили с Татьяной Панюшевой, кандидатом психологических наук, психологом, сотрудником Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», одним из авторов книги «Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка».

Чужих детей не бывает. И нам кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы вырастить приемного ребенка. Какая разница – приемный или кровиночка? Дети есть дети. Всем нужны любовь и ласка, правила, подарки, сказки на ночь… Или все-таки с приемным ребенком нужно вести себя как-то иначе? С точки зрения воспитания, оказывается, что да.

Приемные дети проходят разный путь до того, как попадут в новую семью. Они могут быть «отказниками» с момента рождения или могут быть «подкидышами», найденными на улице, или изъятыми из своих кровных семей. Общее для них то, что, так или иначе, они лишились своих кровных семей – лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми, получать от них внимание и заботу. И это вот разделение – самое страшное в жизни малыша. Это травма для психики маленького человека, которую мы часто недооцениваем.

Был маленький, но помнит

Травма утраты кровной семьи есть у каждого приемного ребенка. И она не проходит бесследно. Не стоит думать, что ребенок «был маленький и не помнит». Конечно, они могут не помнить это так, чтобы описать словами или понять произошедшее без помощи взрослых, но на эмоциональном уровне эта травма реальна, и она никуда не пропадает сама по себе. Так или иначе, они лишились родителей.

Нужен взрослый, который не бросит

Для младенца очень важно, чтобы рядом был взрослый, не кто-нибудь, не разные, сменяющие друг друга медсестры в больнице, не воспитатели в детском доме… Ведь родитель – это тот взрослый, который всегда рядом, даже если иногда уходит ненадолго. А у «отказника» такого взрослого нет, он исчезает, и появляются люди, которые ухаживают, но они всегда разные, они не родители, никому конкретному именно он не нужен. Для маленького человека практически невыносимо такое существование, без защиты, опоры и любви. Давно доказано, что потребность в привязанности является биологически заданной, ребенок рождается с готовностью установить тесную связь с близким человеком. Эта потребность не менее важна, чем физиологические потребности (в еде, сне и т.п.).

Именно когда в жизни ребенка все спокойно, понятно и предсказуемо, он может развиваться, верить в себя, справляясь со всеми тревогами с поддержкой близких. Он чувствует, что нужен и важен кому-то, и на этом начинает строиться детская самооценка и ощущение безопасности и стабильности мира. Именно мама обычно учит ребенка распознавать и понимать свои и чужие эмоции, мама успокаивает, говорит, что бояться, злиться, грустить – нормально. И позже ребенок сам учится контролировать свои переживания. Когда рядом забота, любовь и мама, ребенок растет любознательным, не боится познавать и совершать ошибки, ведь мама, если что, спасет и поможет.

У ребенка в детском доме нет этого самого важного любящего взрослого. Если такой «каменной стены» у ребенка нет, то ему становится не до изучения мира, потому что постоянно приходится выживать в одиночку, что вызывает тревогу, неуверенность и постоянное напряжение. Это оттягивает все силы и ресурсы ребенка.

Некого любить?

Есть и еще один важный момент. Ребенок, у которого с детства есть родители, умеет любить, не боится привязываться к людям. Если у ребенка в жизни были только сменяющие друг друга воспитатели и медсестры (пусть даже самые добрые и хорошие), то у него может нарушаться способность устанавливать отношения привязанности и близкие отношения с другими людьми.

При этом страдает самооценка, мотивация к учебе, и возникают сложности в общении с другими людьми.

Приходит «приемыш» в новую семью, и не знает, как себя вести – кому можно доверять? Он ведь одиночка, он привык выживать, сам справляться со всеми ситуациями.

Поэтому же приемный ребенок может решить, что слушаться новых родителей совсем не обязательно. Родные дети слушаются маму с папой, потому что им важна связь с родителями, для сохранения этих отношений они готовы следовать правилам, внутри этих отношений они развиваются.

Приемных родителей может удивить поведение нового члена семьи. Почему он не слушается? Почему так резко реагирует на нежность и ласку? Не пугайтесь, это нормально, ребенок просто не привык быть кому-то нужным, не знает, что такое отношения с родителями. И всему этому приемным родителям придется терпеливо учить своего нового ребенка.

Они не злые, они сильно пострадали в жизни

Дети могут выплескивать боль и злость на окружающих их людей и мир в целом, поведение может выглядеть жестоким, но это не потому, что дети «злые», а оттого, что с ними было… За этим, как правило, стоит очень большая боль, с которой ребенок один справиться не может. Дети могут умело манипулировать взрослыми, потому что это помогало им выживать в детском доме. Детям сложно расстаться с теми привычками, которые появились у них в детском доме.

«Я плохой»

Не ждите от приемного ребенка, что он будет веселым, любопытным и успешным в школе. У детей, которые жили в детском доме, самооценка и вера в себя «на нуле», к сожалению, они чувствуют свою непохожесть на других детей, знают свой статус «детдомовских». А, поскольку у детей все просто, они быстренько «вешают на себя ярлык» — «я плохой». Ведь от других, хороших, не отказывались, а от них отказались, значит, они плохие.

«Мне все должны»

Иногда родители приходят к психологам с таким наблюдением – приемные дети ведут себя, как «потребители», с уверенностью в том, что им «все должны». Они сами не желают ни во что вкладываться, не желают стараться. Почему так?

Во-первых, опыт жизни в детских учреждениях напрямую этому учит. Все появляется само собой, у ребенка практически нет своих личных обязанностей и зоны ответственности, как это происходит дома (убирать свою комнату не надо, помогать маме не надо, получать подарок за какое-то достижение он не привык).

Во-вторых, у детей в учреждении сама жизнь – это пассивное существование. Они не влияют на происходящее, не делают выбор в собственной жизни, их просто «перемещают» из учреждения в учреждение, им дают еду, им дают одежду. У них нет активного и ответственного участия в собственной жизни. У ребенка в семье этот опыт начинается с очень раннего детства, когда от его поведения напрямую зависит, разрешат ему что-то или нет, он даже может выбрать, какую шапку надеть, с какими игрушками играть…

Нужно терпение

Приемные дети не хуже и не лучше, а такие же дети, как и все другие, и это правда, просто они очень сильно пострадали, даже если были в хорошем детском доме, где за ними ухаживали. Необходимо понимать, что для помощи им просто любви и ласки не хватит, не обойтись без огромного количества труда и сил.

Родителям придется провести немалую работу над собой. Эта работа во многом касается собственной жизненной истории – понимания непростых событий в своей биографии, болезненных воспоминаний, сложных для родителей тем.

Почему это оказывается важным в контексте воспитания приемных детей?

Во-первых, потому что дети проверяют «новых взрослых» на прочность, чтобы убедиться, что этим людям можно доверять, чтобы проверить, «сдадут или нет». В своей жизни они уже немало людей потеряли, видели много не самых сильных и надежных взрослых возле себя. И проверяют дети взрослых на прочность по самым их «болезненным точкам», которые они легко находят.

Во-вторых, давно доказано, что травматичный опыт приемных детей быстро возрождает к жизни и травмы, бывшие когда-то в жизни приемных родителей.

Приемным родителям нужно знать, что в их случае обратиться за помощью к психологам – это не просто нормально, но и мудро. Не нужно считать себя плохим родителем, который не справляется, плохим неумелым взрослым, который не может убедить малыша… Это не простой малыш, теперь вы это знаете.

Благодарим программу «Реальное усыновление» на канале TLC за помощь в подготовке материала.

Особенности поведения подростков-сирот

«Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

что они не такие, как «те другие», а гораздо хуже

и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности».

Ф. М. Достоевский

Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остаётся очень сложной. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что происходят масштабные изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Возрастание психического напряжения социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые формы психологической помощи населению, и, в первую очередь,- социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к неблагополучным. Последняя группа людей более других нуждается в психологической поддержке дети-сироты подростки, воспитывающиеся вне семьи. Большинство из них дети, родители которых живы, но лишены родительских прав по причине разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания условия и пр.) Тем не менее родители остаются для ребёнка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни. И это надо учитывать при работе с детьми-сиротами.

Обобщённый портрет таких подростков можно описать следующим образом: интеллектуальное отставание, агрессивность, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе. Для них характерно большое количество межличностных контактов, но они все поверхностны, безэмоциональны, формальны. Друзья легко заменяются другими, если они не оправдывают ожиданий. Подростку сироте легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.

При работе воспитателей с детьми-сиротами необходимо добиваться, чтобы в основе послушания требованиям взрослых лежало доверие к воспитателю, убеждённость в его правоте. В жизни такие отношения замечены не часто. Причина спрятана в прошлом подростков – в негативном опыте взаимоотношений со взрослыми – родителями и учителями.

Агрессивность является одной из характеристик личности подростка-сироты. Негативное и агрессивное отношение к другим людям является следствием недостаточности теплоты и принятия в обществе. Она проявляется в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны, формальны.

У детей-сирот, проживших какое-то время в детском доме и общаясь с ограниченным количеством людей в результате своеобразной идентификации друг с другом складывается детдомовское «МЫ», которое выражается в совместном обособлении от других, «чужих» людей и в результате этого возникает негативное отношение к ним, что создаёт внутренние условия, которые могут стать благоприятной почвой для правонарушений.

Воспитателю важно учитывать и то, что подросток, воспитывающийся в детском доме, мог общаться постоянно с одной и той же группой лиц. Причём сам он не мог поменять её на какую-то другу или по своей инициативе быть исключённым из неё. Поэтому у таких детей высокая интенсивность контактов со сверстниками, хотя часто у таких подростков наблюдается недоразвитие интимноличностной стороны общения. В основе этого отставания лежит отсутствие сопереживания, сочувствия, умения и, главное, потребности разделять свои переживания с другим человеком.

Дети, которые выросли без близких и родных людей, не способны к сильным эмоциональным переживаниям, так как способность ребёнка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви получил он сам и в какой форме она выражалась.

При сильно выраженном стремлении подростков-сирот к общению со взрослыми и при этом повышенной зависимости от взрослых проявляются неоднозначные отношения подростка к воспитателю в разных «трудных» жизненных ситуациях: запрет, замечания взрослых, столкновения различных интересов. Обвинения со стороны сверстников. Неумение брать на себя ответственность показывает «потребительское» отношение ко взрослым, возможность ожидать и даже требовать решения своих проблем от окружающих его людей. Агрессивные, грубые ответы подростков взрослым показывают на то, что у этих детей не сформирована «дистанция» в общении со взрослым.

Другой очень важной и существенной особенностью детей из детских домов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого в том, что ребёнок, социально выбитый из колеи, не может использовать свою энергию позитивно.

Гиперсексуальность проявляется в повышенном интересе ко всему, что связано так или иначе с половой жизнью, в ранних половых связях, нецензурной брани и т. д. события и поведение людей, не имеющие никакой сексуальной подоплеки, они окрашивают в своём сознании в сексуальные оттенки.

У подростков из детских домов импульсивность в удовлетворении своих потребностей часто сочетается с приступами агрессии. Агрессивные реакции часто бывают жестокими, даже садистскими. Такие люди свои побуждения считают неотложными и неумолимыми. Откладывать их реализацию или заменить чем-либо другим немыслимо. Удовлетворение таких побуждений ведёт к распущенности, состоянию пресыщения, но не к чувству счастья с присущим ему чувством повышения самоуважения.

Такие реакции можно наблюдать, например, тогда когда подростку-сироте надо соблюдать формальные правила социального поведения. При получении различных социальных пособий, стипендии, пенсии т. п. эти дети очень агрессивно себя ведут, если им приходится стоять в очереди, сходить с просьбой по другому адресу. Собирать различные необходимые документы и т. п. В таких случаях воспитанники детских домов, как правило, показывают не только психическую , но и физическую агрессию, причём последняя может быть направлена на самого себя и на окружающих.

У подростка-сироты, как правило, складывается заниженная самооценка. Это происходит из-за недостатка родительской любви и как следствие- отсутствие у ребёнка чувства уверенности в себе. Низкая самооценка проявляется у сирот в их нерешительности, избегании нового, неуверенности в незнакомой ситуации. Они стараются выбирать такие ситуации и жизненные задачи, в которых им был бы гарантирован успех. Неуверенность в своих возможностях способствует формированию у социальных сирот пассивность. Лень, нежелание делать то, что могло бы принести неудачу.

В результате того, что у ребёнка нет постоянной заботящейся значимой фигуры и постоянная необходимость приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни, развивается зависимость от других, что делает подростков-сирот лёгкой добычей для криминальных структур.

У сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого заключается в том, что дети-сироты очень мало знают о себе и о своём прошлом, о своей семье. Необходимо объяснить ребёнку в простой, понятной и правдивой форме о том, что с ним было раньше и как обстоит сейчас. Это способствует его успокоению, приобретению им жизненной уверенности. Отношение к себе у подростков сирот повторяет оценку окружающих.

Таким образом, личностное развитие детей-сирот и их психическое развитие носит специфический характер. Все особенности развития подростков-сирот определяются теми условиями, в которых они жили и живут. Наиболее значимым условием развития является отсутствие близкого взрослого человека, который бы любил и принимал ребёнка безоговорочно. Очень большое влияние оказывает на становление подростка негативное отношение к этим детям со стороны социума. Всё это приводит к формированию агрессивной, но очень ранимой, неуверенной в себе личности, которая в большей степени защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.

Задачи воспитателя по отношению к детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечительства состоят в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении исключить позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к тем взрослым и сверстникам с которыми вынужден общаться, но и к людям вообще.

Эти под ростки нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном сопровождении, Подростку-сироте нужен друг, способный понять его, тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Литература:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *