Примеры проявления совести

Содержание

Совесть может умереть!

Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения определённых поступков. Совесть подобно компасу, она указывает человеку направление, в котором он должен идти. Когда человек отклоняется от прямого пути, в глубине сердца он чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал это. Это ощущение страдания и называется «муками совести».

Когда человек слышит голос совести? Совесть начинает свою работу, главным образом, после того, как действие уже совершено, а не во время самого действия, т.к. во время совершения действия человек занят собой. Муки совести часто приходят ночью. В это время человек не занят, у него есть время прислушаться к голосу совести.

Выделение времени на «вслушивание» в голос совести. Поскольку, человек способен слушать голос совести, когда он не занят, очень важно в течение каждого дня выделить себе некоторое время, чтобы оценить свои действия и прислушаться к голосу совести.

Совесть указывает верный путь. Внутренний голос предостерегает нас от дурных поступков и заставляет раскаиваться, когда мы их уже совершили. Кроме того, тот, кто умеет к нему прислушиваться, может узнать, какой путь является верным.

Возможность проигнорировать голос совести. Не существует человека, у которого нет и никогда не было совести. Каждый рождается с той или иной мерой совести. ОДНАКО СОВЕСТЬ МОЖНО УБИТЬ! Вот, что пишет Хаим Фридлендер в книге Сифтей Хаим: «Человек создан с внутренними чувствами, называемыми совестью, и он совершает свои действия в соответствии с совестью. И когда он терпит неудачу, совершая грех, совесть кричит изнутри, чтобы он исправил сделанное, раскаялся и привёл свои действия в соответствие со своим внутренним миром. Но, конечно, необходимо ухо, способное услышать крик совести. Человек может также проигнорировать или заглушить этот крик, но, в любом случае, когда он первый раз совершает грех, совесть его кричит, и мучает его, и требует раскаяться. Но если человек проигнорирует её крик, он уже не будет чувствовать, как совесть мучает его и побуждает к раскаянию. А если он повторит свой грех, то на этот раз грех убьёт совесть. С этого момента совесть не кричит и не побуждает. Совесть уже не требует от него ничего, она уже мертва».

Без страха перед Небесами совесть не имеет достаточной силы. Страх перед Небесами помогает человеку всегда прислушиваться к голосу совести. В противоположность этому, человек, у которого есть страх перед Небесами, чаще всего прислушивается к голосу совести и не снижает уровня, т.к. всегда помнит, что Всевышний — «вся земля полна Славы Его!» — видит все его дела.

Заключение. Совесть — внутренний голос, который Всевышний «встроил» в человека, чтобы тот мог исправлять свои поступки. Но человек не всегда прислушивается к этому голосу.

Важно научиться слышать и то и другое, делать выводы и действовать с чистыми помыслами и во благо не только себе, но и другим. Цель — увидеть ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ и двигаться к ней, слушаясь ГОЛОС СОВЕСТИ, который есть не что иное, как ГОЛОС БОЖИЙ.

Можно продолжить разбираться , если появился интерес в следующей статье:

«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА и МЕЖДУ — одно и то же».

Бим-Бад Б. М. «Когтистый зверь, скребущий сердце…»

«Когтистый зверь, скребущий сердце…»
И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится: «Что я наделал?»,
можно сделать с землей кое-что.
Евгений Евтушенко
Воспитатели частенько взывают к совести своих подопечных. Бессовестность осуждают. Нередко удрученно, а то и гневно констатируют: «У тебя ни стыда, ни совести…». Стыдом пугают: «Как ты можешь? Тебя совесть замучит!»
Между тем психология суда над собой сегодняшним и над своим прошлым (а совесть и есть самосознание, восседающее на судейском кресле в нашем сердце, как определил ее Иммануил Кант) весьма сложна и в полной мере недоступна маленькому ребенку. А вот с подростками и юношами полезно обсуждать вопросы житейской мудрости, связанные с повадками этого мучителя. Чем хороша совестливость, почему она ценится среди людей? Потому ли только, что незапятнанная совесть облегчает и сон, и бодрствование? Кого и за что мучит совесть, как она это делает?

Главное же – ясный ответ на вопрос, зачем человека отягощает совесть. В чем смысл ее бдительности, ее голоса, укоров, предупреждений, терзаний.
Почему никто не безгрешен? В чем здесь дело? Человек иногда совершает неожиданные для себя поступки и произносит нежданные им самим слова. Нам кажется, что уж мы-то хорошо знаем себя. Но нет — не до конца.
Человеку свойственно и ошибаться. Он мог совершить ошибку: «Как я ошибся, как наказан!»
Каждому есть, чем совеститься. Но не все это делают.
Есть ли люди совсем без совести? Нет, таких людей не бывает, не может быть. Человек приобретает в «лице» совести судью самого себя вместе с самосознанием. Когда говорят: у этого человека нет совести, то этим хотят сказать, что он не обращает внимания на ее суждение. Отсюда и спокойствие совести у столь многих (по их мнению, добросовестных) людей, когда они удачно избежали дурных последствий каких-то поступков, при совершении которых они не спрашивали у нравственного закона совета, во всяком случае он не имел решающего голоса, – убедительно показал Иммануил Кант.
С Кантом согласен и поэт (в наибольшей степени ярко и впечатляюще о совести говорят именно поэты):
– Ведь у тех, кто у кривды на страже,
Кто давно потерял свою честь,
Если нету и совести даже –
Муки совести вроде бы есть. (Евгений Евтушенко).
Братья-разбойники у Пушкина «Забыли робость и печали, / А совесть отогнали прочь.» Но перед смертью совесть роптала, она жгла их, пока не испепелила.
Совесть до поры до времени молчит у тех, кто привык считать себя всегда и во всем правым. Но наступает момент, когда человек иронически начинает относиться к себе прежнему. Так, Анна Ахматова с горечью вспоминает, как струился «поток доказательств / Несравненной моей правоты».
Когда люди не чувствуют себя виновными в таких проступках, которыми, как они считают, отягощены другие, они не стараются разузнать, не заслуга ли это одной лишь счастливой случайности. А не совершили бы они в равной мере нечто порочное, если бы они оказались в обстоятельствах места и времени, вводящих в искушение?
Например, я никогда не получил ни единой взятки. Но мне, правда, никто еще не предложил ни единой взятки. Вот если бы я отказался от взятки в сто миллионов…
Эта нечестность – самому себе пускать пыль в глаза – мешает утверждению в нас подлинно морального образа мыслей, превращает нас в лицемеров и служит одурачиванию других.
Долг здесь лишь следующее: культивировать свою совесть, все больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства. (Иммануил Кант).
Сваливать вину на других! Постараться свалить вину на кого-нибудь другого или на внешние обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля, – проще простого, и к этому привыкают еще в раннем детстве: «Это не я чашку разбил, а Чебурашка». У взрослых на такой случай есть сглаз, нечистая сила, лукавый, домовой, правительство, международная политика…
А можно свалить наши неблаговидные деяния на генетику, на предков. Среди всех способов самоосвобождения от ответственности подобного рода самый неприличный – когда морально злое представляют себе как переходящее к нам по наследству от прародителей, справедливо замечал Кант.
Помните «Обыкновенное чудо», где король вопил: «Нечего улыбаться! Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им все равно, а мне полегче.» (Евгений Шварц).
Это приносит несказанный вред раскрытию нашего глубинного подлинного Я. Перестав оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Самооправдания мешают нам управлять своей судьбой.
Обретение способности честно и беспристрастно, без всяких уверток признаваться себе в своих ошибках, – это важная веха на пути к подлинному Я. Мы начинаем признавать ответственность за свои ошибочные слова или роковые поступки. Благодаря этим усилиям человек обретает подлинную смелость и духовное мужество. (Гарри Бенджамин).
«Работа» совести часто протекает во время воспоминаний.
Мы не можем не вспоминать своей жизни. «Когда порой воспоминанье / Грызет мне сердце в тишине, / И отдаленное страданье / Как тень опять бежит ко мне…» (Александр Пушкин), человек, мучимый угрызениями совести, желал бы ликвидировать прошлое… Но это невозможно… Помнить о своем грехе – единственное воздаяние тому, кому уже нельзя воздать иначе.
ВОСПОМИНАНИЕ.
Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Лирический герой Пушкина испытывает здесь жгучую сердечную муку, мысленно оглядывая картины прошлого, воскрешаемые его памятью. Муки раскаяния, излияние совестливого сознания. Но исправить прошлого нельзя! Освободиться так или иначе от своей вины, сделать бывшее как бы не бывшим – значит перестать быть самим собой, отказаться от своей личности. Переживание своих падений и проступков уже вошло в состав души как она теперь есть и создало ее неповторимую судьбу. (Рената Гальцева).
«Исправлять прошлое» – значит отрицать свою внутреннюю свободу. Свободный человек только в таком случае может упрекать себя в совершении известного поступка, если предполагает, что от него зависело и не совершать его.
Стыд свойственен только человеку. Мне стыдно, значит я человек.
Насколько страшен голос совести? Вложенный в уста Бориса Годунова ответ Пушкина звучит так: голос чистой совести примиряет с жизнью, какой бы трудной она ни оказалась. А греховная совесть чудовищно тяжка.
– Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося;
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах……
И рад бежать, да некуда…. ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Скупой рыцарь, безжалостный ростовщик, скупщик краденого, еще горше жалуется на совесть и дает ей весьма точные определения и характеристики:
– Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают…
Пройти через горнило, чтобы выйти навстречу будущему с ясным взглядом на себя. Одного только сожаления о невозвратимом и угрызений совести по поводу необратимого недостаточно. Сами по себе они выражают бессилие человека и отчаяние перед лицом временности.
Надобно раскаяние, обращенное к будущему. Оно свидетельствует о том, что, руководствуясь нравственными принципами, человек распоряжается своим временем и преобразует свою жизнь по собственному разумению. (Владимир Янкелевич).
Не прощения ищет он, ибо прощение часто невозможно. Он ищет правды о себе.
Поняв, что он ошибался, он не станет счастливее, но станет впредь умнее. Возникает спасительное реалистическое недоверие к себе и страх самого себя (оба хороши в умеренных размерах).
Как не дурак тот, кто понимает, что иногда он и глуп, так и не безнадежен человек, понимающий, что он может быть неправым.
Рефлексия, самосознание необходимы, какую бы боль они ни несли с собой. Необходимо предстать перед судом памяти. Необходима исповедь перед самим собой, где присутствуют все беды и неурядицы своей жизни, ошибки и промахи, где покаяние переплетается с проклятием, плач – с иронией… Покаяние – без надежды на прощение. Проклятие – без гнева. (Павел Фокин).
Цель – не остановиться в развитии, не уснуть, развиваться к лучшему, совершенствоваться в лучшем.
«Наиболее изобилующий жизнью тип – это человек, открытый своим вниманием к текущей реальности, заранее готовый принять действительность, какова она есть, увлеченный искатель истины, который не цепляется за первоначально избранные координатные оси, понимая их относительность, и до конца, до последнего момента, не останавливается на тех положениях, на которых, казалось бы, с экономической стороны можно было бы уже успокоиться, а идет все дальше и дальше, назойливо учитывая недооцененные детали, с готовностью ради этих деталей, может быть, радикально изменить свой первоначальный путь. Вот опять доминанта, хотелось бы сказать — доминанта юности, в которой еще нет ничего подвергнувшегося склерозу и омертвению, а жизнь широка и целиком открыта к тому, что впереди.» (Алексей Ухтомский).
Без самолюбования (ах, какой же я правильный, какой молодец, что вижу, что я не молодец), а умно и честно.
Борис Бим-Бад

Примеры из жизни для сочинения 15.3 на тему: Совесть (ОГЭ по русскому языку)

Примеры из жизненного опыта наиболее точно подтверждают осведомлённость ученика о теме сочинения, поэтому многие ребята выбирают для аргументации именно их. Многомудрый Литрекон рад пойти навстречу и представить читателю различные аргументы из кино, истории, СМИ и личной жизни для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Также Вы можете найти примеры из книг о совести.

  1. Русская история: Настоящие муки совести, по свидетельствам историков, испытал Иван Грозный. Он тиранил свой народ и доводил жен до смерти, но к концу своей жизни он осознал, что вел себя чудовищно. Чтобы хоть как-то унять жар адского пламени в груди, он молился и постился, часами постаивая на коленях. Его состояние говорит о том, что совесть – строгий судья, который выносит справедливый и суровый приговор.
  2. Личный опыт: Однажды я увидел, как мой друг угнал чужой велосипед. Во дворе сразу поднялся шум, соседи хотели найти виновного, а я стыдился назвать известное мне имя. Однако в тот момент я понял, что жить по совести – это поступать так, как должно, а не так, как хочется. Я признался, что видел вора. Потом друг понял меня и простил. Мой опыт и ему помог исправиться – вернуть вещь и искренне попросить прощения.
  3. СМИ: Российская певица Пелагея стала жертвой клеветы: ее упрекнули в бессовестности. Долгое время ее обвиняли в том, что она увела мужа из семьи, однако женщина решительно опровергла эти сведения. Она познакомилась с уже свободным человеком, и не препятствовала его общению с ребенком от первого брака. В одном из своих интервью Пелагея сказала: «Чистая совесть – лучшая подружка» — и акцентировала внимание публики на том, что никогда бы не смогла спать спокойно, если бы то, что о ней говорили, было правдой.
  4. Русское кино: В знаменитом фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит» герой бросил беременную от него подругу. На этом настояла мама Родиона, ведь она рассчитывала женить сына на богатой наследнице, а не на бедной провинциалке. Спустя годы мужчина вновь встретил Екатерину и понял, как был неправ. Совесть пробудилась в этом герое, и он попытался наладить отношения с дочерью. Значит, определение данного понятия можно сформулировать так: «Совесть — это моральный ориентир человека, который подсказывает ему, как правильно поступить».
  5. Личный опыт: Как-то раз я случайно испортил новые обои в гостиной. Страх наказания помешал мне сознаться, и я все свалил на собаку, которую из-за моей лжи лишили игр на прогулке. Не выдержав грусти в преданных собачьих глазах, я сознался. Родители тогда не стали ругать меня, а объяснили, что пробуждение совести у ребенка означает появление морально-нравственных принципов. Они были рады, что я смог поступить честно.
  6. СМИ: Совесть имеет важное значение в семейной жизни. Так, российская певица Валерия призналась, что нравственная щепетильность мешала ей наслаждаться отдыхом в одиночку: она всегда брала с собой детей, хоть они и отягощали поездку лишними хлопотами. Только когда они, наконец, повзрослели, мать смогла планировать свой досуг иначе. Значит, совесть – это не только личный измеритель правоты, но и важное материнское качество, позволяющее сочетать личные нужды с семейными интересами.
  7. Личный опыт: Однажды моя подруга получила от бабушки подарок для всех детей в семье – большой пакет сладостей. Не выдержав искушения, она съела большую часть, а остальным поделилась с друзьями. Придя домой, она узнала, что младший брат получил травму на футбольном поле и очень расстроился. Тогда она поняла, что зря так поступила с бабушкиным подарком. Какое-то щемящее чувство не дало ей спать спокойно, и наутро она призналась в содеянном. На ее примере я понял, что совесть – это личный контролер, который проверяет не билеты, а чистоту души: если человек совершил что-то плохое, она не пропустит его в состояние покоя.
  8. Зарубежное кино: В фильме Клэя Кэйтиса «Рождественские хроники» герой связался с дурной компанией и даже стал угонять машины. Подросток очень переживал из-за смерти отца и совсем забросил свою маленькую сестру. Но волшебная встреча с Сантой перевернула его жизнь: он понял, что был несправедлив по отношению к семье и зря угонял машины. Он раскаялся в своих дурных поступках. Очевидно, что осознать вину ему помогла совесть – обостренное чувство личной ответственности за происходящее.
  9. Русская история: Когда царь Николай Второй узнал о трагических последствиях давки на Ходынском поле, он лично распорядился найти родственников погибших и дать им материальную компенсацию. Несмотря на то, что он не был виноват в сложившейся ситуации, царь воспринял боль народа как свою собственную. Именно совесть не позволила ему пройти мимо беды. На его примере мы видим, что данное качество можно назвать нравственным чутьем, направляющим человека на правильный путь.
  10. Зарубежное кино: В анимационном фильме Ярроу Чейни и Скотта Моужера «Гринч» главный герой из-за детской травмы решил похитить рождество у добрых жителей городка. Он украл все украшения и подарки. Однако знакомство с маленькой девочкой пробудило в его сердце осознание собственной неправоты. Гринч вернул людям праздник, и они пригласили его на торжественный ужин. Так, совесть помогла герою исправиться и очистить душу от зла.

Примеры на тему «Совесть» для сочинения.

Аргументы и примеры на тему «Совесть» из литературы. Герои русской литературы, которые испытывали муки совести, у которых не было совести и др.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

Пример 1. АКСИНЬЯ и ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ.

Несмотря на отцовский гнев и угрозы, Григорий каждую ночь пробирается к Аксинье. «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них уже при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Пример 2. Муки совести на войне. (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

Долго еще чудился Григорию первый убитый им неприятель. «Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза».

И другие казаки, замечает Григорий, после боя переменились. Прохор Зыков, выживший под копытами конницы, вернулся из лазарета, все еще тая на лице боль и недоумение; другой при всяком случае ругался тяжко и непристойно; третий «нелепо похохатывал, смех его был непроизволен, угрюм. Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной».

Изменился и Петро, которого Григорий встретил во время передышки, данной их полку после боя. Он признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули. <…> Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?»

Когда Наталья Мелехова раздраженно и ревниво упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть!… Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась… Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу…», Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь… Мало через тебя, черта, я лиха приняла?» И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить».

Пример 3. Муки совести из-за смерти жены (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

Григорий страдает не только потому, что по-своему любил Наталью, свыкся с ней за шесть лет, но и потому, что чувствует себя виноватым в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — забрав детей, ушла жить к своей матери; если бы там умерла, ожесточенная в ненависти к своему неверному мужу, то Григорий не с такой бы силой испытывал тяжесть утраты, раскаяние не так бы яростно его терзало. Но со слов матери своей он узнал, что Наталья простила ему все, что любила она его и вспоминала до самой смерти. Это увеличивает страдания Григория, отягощает совесть несмолкающим укором, заставляет по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. Тургенева

Пример 1. Отсутствие совести (БАЗАРОВ)

Идя на поводу своих «ощущений», которые, по утверждению Базарова, определяют сущность человеческих действий, он без малейших колебаний нарушает элементарную мораль (целует Фенечку). Правда, вспомнив «другую недавнюю сцену» (с Одинцовой), Базарову стало «совестно… и презрительно досадно». Однако причина этой досады не столько в недовольстве собой, сколько в том, что свидетелем его поступка стал Павел Петрович. О самолюбии других Базаров и не помышляет. «Ситниковы нам необходимы, – говорит он Аркадию. – Мне, пойми ты это, — мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» «Нам других ломать надо!» Ни тени сомнения не возникает у Базарова в том, что другие не ровня ему. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Пример 2. Проявление совести (НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ)

Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив, пространно повествует о своих заботах по хозяйству, хотя и чувствует, что сына этот предмет мало интересует. Наконец Николай Петрович, явно смущаясь, приступает к наиболее важному и деликатному обстоятельству, переходя на французский язык, дабы скрыть разговор от слуги и кучера. «…Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета… Словом, эта… эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал…» При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести. Почувствовав в сыне «чувство снисходительной нежности… смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства», он испытывает душевную боль, «что-то кольнуло его в сердце… Но он тут же обвинил себя».

Для Николая Петровича Фенечка — «не легкомысленная прихоть», и он испытывает облегчение оттого, что объяснился с Аркадием. И все же что-то смущает его. «Сердце его забилось… Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось».

Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «НА ДНЕ» М. Горького

Пример 1. Проявление совести (ПЕПЕЛ)

Для ночлежников Пепел свой человек. У Пепла водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку: «Надо скорее дать… пока рубля не попросите». «Никто здесь тебя не хуже», – заявляет он Клещу, презирающему ночлежников. А на возражение Клеща, что живут здесь люди «без чести, без совести», отвечает: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь — совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». И все же совесть у Пепла есть. Он отвергает предложение Василисы убить ее мужа, несмотря на обещание больших денег.

Пример 2. О совести (КЛЕЩ)

К обитателям ночлежки Клещ относится с презрением: «…Какие они, живут без чести, без совести… Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот… умрет жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть лет…»; «Не о чем мне с ними говорить…».

Аргументы на тему «Совесть» из повести «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя

Пример. Недолгое угрызение совести (ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО)

А значительное лицо по мере того, как изгладился эффект, произведенный его нахлобучкой Башмачкин, начал испытывать угрызения совести. Он послал узнать о нем с целью как-нибудь помочь бедняге и даже расстроился, узнав о кончине бедного чиновника. Чтобы развеяться, он отправился в своем экипаже на вечер к одному из приятелей своих, а оттуда, в самом приятном расположении духа, к любовнице.

Аргументы на тему «Совесть» из повести «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н.С. Лескова

Пример. Отказ от совести, заглушение голоса совести (КНЯЗЬ)

Натура Князя раскрывается в сравнении с Иваном Северьянычем. Он однажды говорит ему: «Я и сам такой же, как ты, беспутный», а потом сам себе противоречит, утверждая: «Ты не такой, как я, свистун…» Противоречивость его натуры видна и в делах: он то за одно хватается, то за другое. «Но чуть за что принялись, замечает Иван Северьяныч, — князь так и унесся в эту страсть». С завидным упорством он собирает деньги на покупку суконной фабрики, ловчит и обманывает окружающих, пускает пыль в глаза своим мнимым богатством. Поглощенный какой-либо страстью, Князь забывает все остальное («Оставь, пожалуйста, мою совесть. Ей-богу, мне теперь не до нее»).

Аргументы на тему «Совесть» из драмы «БОРИС ГОДУНОВ» А.С. Пушкина

Пример 1. Проявление совести (САМОЗВАНЕЦ)

Несмотря на беспринципность, Самозванец способен испытать муки нечистой совести. Приближаясь с войском к литовской границе, Самозванец завидует Курбскому, готовому сражаться за правое дело: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась». Сам же Самозванец «едет тихо с поникшей головой». Его терзает мысль, что должна пролиться русская кровь, что он врагов «позвал на Русь» и ведет их «заветной дорогой» «в красную Москву». Но Самозванец находит способ себя оправдать, лицемеря перед Курбским и самим собой: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»

Пример 2. Муки нечистой совести. (БОРИС ГОДУНОВ)

Изображая Бориса Годунова виновным в убийстве царевича Димитрия, Пушкин следует версии Карамзина. Но ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов прямо не признается в содеянном преступлении. Уличают его тревожные сны («…тринадцать лет мне сряду Все снилося убитое дитя») и муки нечистой совести, вызываемые кровавыми видениями:

И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Бледнеет он и при простодушном рассказе патриарха Иова о чудотворных мощах Димитрия.

источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести. Глубина и сила переживаний Бориса Годунова свидетельствуют о незаурядности его личности, о его могучей душе. Тем более что монолог этот не «на публику», а имеет исповедальный характер.

Мучаясь и страдая, он ищет утешения и опоры не у земных сил, Борис Годунов обращается к кудесникам и гадателям, обращается к религии. Когда царь велит собрать войско, он приказывает не трогать монахов: «Пусть молятся за нас они…» В надежде искупить свою вину перед Богом он просит Юродивого помолиться за него. Но ничто не может успокоить его беспокойную совесть.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого

Пример 1. Муки совести АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Поправившись, Андрей возвращается в Лысые Горы, его приезд совпал с родами и смертью жены, оставившей ему сына. Обостренная совесть не дает Андрею покоя, и на лице мертвой маленькой княгини он читает: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» Андрей чувствует, «что виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть».

Пример 2. Муки совести на войне НИКОЛАЯ РОСТОВА

Преследуя противника, Николай, впервые ударив саблей человека, ранил французского офицера. «В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло». Он «скакал… испытывая какое-то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце, что-то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему». И лестные слова начальника, и обещание награды не устранило этого неприятного чувства. Ему было «все так же неловко и чего-то совестно». Весь этот и следующий день Николай был «молчалив, задумчив и сосредоточен… неохотно пил, старался оставаться один и о чем-то все думал». «Так только-то и есть всего то, что называется геройством? И разве я это сделал для отечества? И в чем он виноват?.. А как он испугался!.. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне Георгиевский крест…» – размышляет Николай.

Пример 3. Муки совести МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ

Все герои Толстого совершают жизненные ошибки, мучаются, проходят через глубокие духовные страдания. Не избегает их и княжна. «И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, она мучается и стыдится, но не может перебороть себя. Ведь «никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспомнила всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней».

Пример 4. Человек большой совести – ПЬЕР.

Брак Пьера и Элен не был счастливым. Он приносит Пьеру страдания и разочарования.

Как человек большой совести он не склонен был всю вину взваливать на Элен. Прежде всего Пьер обвиняет самого себя. Перед ним встали главные вопросы, которые он постоянно задавал себе: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: “Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать”. Но и умереть было страшно».

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. Грибоедова.

Пример. Отсутствие совести (РЕПЕТИЛОВ)

Зови меня вандалом: Я это имя заслужил. Людьми пустыми дорожил! Сам бредил целый век обедом или балом! Об детях забывал! обманывал жену! <…> Танцовщицу держал! и не одну: Трех разом! Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру!

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского

Пример 1. Оправдание отсутствия совести великими целями. (РАСКОЛЬНИКОВ)

Учение о двух типах людей.

Первый разряд — «господин настоящего» — сохраняет мир и приумножает его численно. Люди этого разряда, «по натуре своей консервативные, чинные», любят и «обязаны быть послушными». Они «для того только и существуют на свете, чтобы… поднатужиться и породить наконец… сколько-нибудь самостоятельного человека». Второй разряд — «господин будущего» — двигает мир и ведет его к «цели». Как правило, люди этого типа — «законо-датели и установители человечества» — требуют «разрушения настоящего во имя лучшего». Они имеют «право разрешить своей совести перешагнуть… «для своей идеи» «через кровь», устранить «…десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Все они «преступают закон» (он для них «не писан») и по природе своей должны быть «непременно преступниками». Такие «гениальные люди» рождаются по одному «из миллионов, а великие гении, завершители человечества, — может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле». Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», — по мнению Разумихина и Порфирия Петровича, — страшнее «официального», «законного» разрешения «кровь проливать».

Пример 2. Муки совести Раскольникова.

Соня Мармеладова стала совестью Раскольникова. Он стыдился перед ней и мучил ее за это «своим презрительным и грубым обращением». Когда же наконец «он воскрес», и Соня поняла, что он «бесконечно любит ее», она — живущая «только одною его жизнью» — «была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья».

Пример 3. Муки совести СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ из-за положения, образа жизни.

Сама Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает она своей очереди проститься с умирающим отцом; боится сесть в присутствии «дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о «бесчестном и позорном ее положении» давно истерзала Соню до «чудовищной боли».

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского

Пример 1. Мнимая совесть. (БОЛЬШОВ)

Настоящее потрясение испытывает Большов, когда понимает, что дочь и зять его предали. Тут-то он вспомнил и о совести, и о грехе, и об Иудином предательстве. Он знает, что совершил тягчайшее преступление, и напоминает молодым, какова цена их нынешнего благополучия: «Ведь я злостный — умышленный… Ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради».

Он осознал, что теперь сила — это Подхалюзин, а не он, Большов, доселе всех державший в страхе и повиновении. Страдает он не оттого, что совершил безнравственный поступок, а оттого, что его надул недавний мальчишка, находившийся у него в услужении, что он, Самсон Силыч Болыпов, позволил себя обвести вокруг пальца, что так жестоко обманулся, положившись на «своих людей». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» — это вывод не раскаявшегося грешника, а обманутого плута.

Пример 2. Отсутствие совести. (ПОДХАЛЮЗИН)

Почтительностью, лицемерием, притворным смирением и усердием Подхалюзин добивается особого расположения у Большова, чем умеет воспользоваться для своей выгоды. Узнав о намерении хозяина обмануть кредиторов, Подхалюзин тотчас задумал свою аферу. Ловко играя на тщеславии и самоуверенности Большова, он практически подтолкнул его к решению объявиться несостоятельным и своими руками все (капитал и имущество) отдать ему, приказчику. «Уж вы во мне-то не сумневайтесь», – заверяет Лазарь Самсона Силыча. Подхалюзин действует хитро и осторожно — склоняет стряпчего Рисположенского оформить все дело так, чтобы стать фактическим хозяином состояния Большова. Ему хорошо известно, что юридическое преступление может положить конец экономической карьере, поэтому он обдумал все детали своего участия в преступной акции Большова. Со стряпчим заключили устное соглашение («Я вам две тысячи-с за этот же самый предмет-с»), но строго при этом предупредил: «Только, Сысой Псоич, уж хвостом не вертеть туда и сюда, а ходи в аккурате, — попал на эту точку и вертись на этой линии». Подхалюзин не оставляет никаких следов в истории банкротства «благодетеля». Не давал он письменных обещаний и свахе Устинье Наумовне, расстроившей свадьбу Липочки с благородным женихом.

Предусмотрительный Подхалюзин остался чист перед законом юридическим, нарушив законы нравственные. Большов был прав, когда говорил о Лазаре: «Он у меня парень дельный, ему только мигни, он и понимает. А уж сделает-то что, так пальца не подсунешь». Он действительно все обделал «лучшим образом», да еще и надул самого Самсона Силыча. Сомнения в правомерности своих действий Подхалюзин отвергает с самого начала: «Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!»

Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «БЕСПРИДАННИЦА» А.Н. Островского

Пример. Отсутствие угрызений совести, договор с совестью (ПАРАТОВ)

Прощаясь с холостяцкой жизнью, Паратов собирается «как можно повеселей провести последние дни». Его настроение значительно повысилось, когда он узнал о предстоящем замужестве Ларисы. Это известие полностью освобождает его от каких бы то ни было угрызений совести и окончательно развязывает ему руки: «Это даже лучше. Я немножко перед ней виноват, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать; ну, а теперь она выходит замуж, значит, старые счеты покончены… Это очень мило с ее стороны; все-таки на душе у меня немного полегче».

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

Пример. Совестливый человек, уроки совести (СТАРОДУМ)

Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.

Стародум учит Софью добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы.

Аргументы на тему «Совесть» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова

Пример 1. Сделка с совестью (САФРОНОВ)

Вообще Сафронов — наиболее противоречивая фигура на котловане. Он нередко идет на сделки с совестью. Например, с едкой иронией благословляет рвущегося к власти Козлова после того, как тот пригрозил Сафронову разоблачением его прошлых ошибок. «Прощай, – сказал ему Сафронов, – ты теперь как передовой ангел от рабочего состава в виду вознесения его в служебные учреждения…»

Пример 2. Совестливый человек ВОЩЕВ

Вощев понимает, что строители котлована не знают истины. «Говорили, что все на свете знаете… а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду… все равно мне без истины стыдно жить». От сознания «неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал.

Вощев — один из немногих на котловане, кто не поддается влиянию политических лозунгов. Ему «беспричинно стыдно от долгих речей по радио». Правда, в отличие от Жачева, он не протестует против угнетения души, он лишь все больше грустит.

Вощев не может участвовать в строительстве, ради которого у крестьян отбирается их последняя собственность.

Несмотря на яркое солнце, у Вощева нерадостно на душе.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. Лермонтова

Пример 1. Неспокойная совесть (ГРУШНИЦКИЙ)

Тогда Печорин, испытывая Грушницкого, ужесточил условия дуэли — на краю пропасти, куда противники будут вставать по очереди, даже легкая рана окажется смертельной. Грушницкий колебался: стреляясь при обыкновенных условиях, хотя бы и на шести шагах, он мог целить Печорину в ногу, легко его ранить и удовлетворить свою месть, не отягощая слишком своей совести; теперь же он должен был или стрелять в воздух, или сделаться убийцей, или оставить свой подлый замысел.

Лицо Грушницкого ежеминутно менялось — Печорин поставил его в затруднительное положение, — теперь он оказался лишен возможности удовлетворить свою месть легким ранением Печорина, совесть его теперь должна быть неспокойна. Он с жаром начал убеждать капитана в чем-то, очевидно, отказаться от их замысла, посиневшие губы его дрожали. Капитан его не слушал.

Печорин предложил ему помолиться Богу — Грушницкий отказался, посоветовав не заботиться о его душе больше, чем о своей. Печорин призвал его прислушаться к голосу совести, но капитан прервал его. Когда же Печорин уличил их обман и капитан не решался принять его вызов, Грушницкий признался, «смущенный и мрачный», — и в первый раз не послушался указаний капитана.

Пример 2. Договор с совестью (ПЕЧОРИН)

Продолжая испытание Грушницкого, Печорин решил предоставить ему все выгоды, ожидая от него великодушия, но самолюбие и слабость характера Грушницкого должны были победить. Состоялся договор Печорина с совестью — он давал себе право не щадить Грушницкого, если тот не будет великодушен.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример 1. Муки нечистой совести (ЖИВАГО)

Вскоре любовь к Ларисе властно вторгается в жизнь доктора. Любовь кажется ему предопределенной, и он не в силах бороться с ней. Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя «неуличенным преступником». Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком. Живаго особенно тяжело потому, что идеи «свободной любви» ему чужды. «Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».

Пример 2. Совесть на войне. (ПАМФИЛ ПАЛЫХ)

Например, вечно подавленный и угрюмый Памфил Палых признается доктору, что его мучает кровь невинного молодого кадета, пролитая им еще в февральскую революцию: «Оголец один у меня из головы нейдет, огольца одного я стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру, ни за что». Так из разговора с Памфилом Живаго узнает имя убийцы комиссара Гинца и еще раз удивляется величайшей тайне жизни на земле, где все взаимосвязано, и тысячи судеб тесно переплетены в один неразрывный узел.

С тех пор прошло много времени, но по ночам Памфилу не дает уснуть беспокойная совесть, и все мерещится станция, на которой он совершил тяжкое убийство. Палых боится, что за содеянное им преступление придется расплачиваться не только ему, но и горячо любимым жене и детям. Не желая отдавать семью на поругание белым, Памфил в припадке тоски зарубил всех насмерть.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А.Н. Толстого

Пример. Совестливый человек – АЛЕКСЕЙ БРОВКИН

Алешка с детства отличается основательностью в делах, совестливостью, терпением. От отца переходит к нему убеждение: «дело мужицкое, надо терпеть».

Аргументы на тему «Совесть» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Пример. Совестливый человек -Петр ГРИНЕВ

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.

Что такое совесть? (примеры из жизни для сочинения 15.3)

Пример 1
Родители мальчика Тимми, страдающего аутизмом, заказали ему подарок, который пришел им посылкой. Посылку курьер оставил на крыльце частного дома. Не найдя посылку, отец, которого звали Серхио, посмотрел камеры видеонаблюдения и увидел, что подарок мальчика был украден двумя женщинами. Тогда отец мальчика через телевидение обратился к воришкам, сказав о том, что они лишили его пятилетнего ребенка надежды и разбили его детское сердце. Через несколько дней посылка была возвращена. Вместе с ней было письмо, в котором женщины извинялись за то, что они обокрали больного ребенка. Женщины, укравшие подарок, извинялись и говорили, что им безумно стыдно за свой поступок. Они сказали, что больше никогда так не поступят, несмотря на их тяжелые жизненные ситуации. Оказалось, что женщинам негде было жить, поэтому они решились на воровство. Отец отказался выдвигать обвинения против женщин и простил покаявшихся женщин. Серхио сказал, что подарок будет для его сына Тимми символом веры в людей, которые решили исправить свою ошибку. Отец рад тому, что совесть женщин не позволила им оставить у себя вещь, предназначенную для другого человека.
Пример 2
Десмонд Томас Досс – участник Второй мировой войны. По своим убеждения Досс был человеком, который отрицал войну. Он не позволял себе носить оружие и каким-либо образом участвовать в военных действиях. Однако совесть Досса не позволила ему предать свою Родину. Когда была война, он пошел на нее, несмотря на то что его мировоззрение противоречило этому. На войне Десмонд Томас Досс все же не носил оружие, потому что был санитаром. Многие сослуживцы Досса смеялись над ним и говорили о том, что его действия нельзя назвать исполнением служебного долга. Однако совесть Десмонда Томаса Досса была чиста: и без оружия ему удавалось приносить пользу своему государству. Поступки Досса легли в основу фильма «По соображениям совести» (2016), который как раз-таки поднимает проблему совести человека, отказавшегося от войны, но ради Родины служившего на ней.

Пример 3
В фильме «Гринч – похититель Рождества» рассказывается о том, как Гринч собирался похитить Рождество у жителей города Ктоград, которые любят праздновать Рождество. Похищение Рождества было связано с тем, что он враждовал с жителями города, которые с самого детства издевались над ним. Желая их проучить, Гринч строит план похищения. Однако он знакомится с маленькой девочкой, которая способствует внутренним изменениям Гринча. Он становится добрее, и теперь совесть Гринча не позволяет ему отбирать у жителей Ктограда их любимый праздник. Герой возвращает Рождество благодаря своей совести.
Пример 4
В Интернете есть социальный эксперимент, который называется «Деньги или совесть?». Два парня проверяют реакцию людей. Они проходят мимо незнакомцев и специально роняют деньги. Данный социальный эксперимент сделан для того, чтобы посмотреть, сильна ли совесть у людей: скажут ли прохожие потерявшему деньги человеку о потере или заберут их себе? Всего было показано поведение шести прохожих. Только трое из них сказали потерявшему, что он обронил деньги. Остальные забрали их себе. Это позволяет сказать о том, что у некоторых людей совесть развита плохо, они не гнушаются забрать чужое, чтобы принести прибыль самому себе. Но можно сделать и другой вывод: в обществе все же есть люди, которые поступают по совести. Именно совесть не позволяет им брать чужое и обманывать других людей. Авторы же ролика пришли к следующему выводу: «3 из 6 людей вернули деньги… Нужно, чтобы таких людей было больше». С этим нельзя не согласиться.

Еще примеры из жизни:

  • Что такое добро? (примеры из жизни для сочинения 15.3)
  • Что такое память? (примеры из жизни для сочинения 15.3)
  • Что такое преданность? (примеры из жизни для сочинения 15.3)
  • Что такое материнская любовь? (примеры из жизни для сочинения 15.3)
  • Закладка Постоянная ссылка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *