Причины перехода на семейное образование

Содержание

Переход на семейное образование: с чего начать?

Конституция РФ гарантирует право на образование каждому россиянину. Она же –статьей 43 Основного закона – обязывает граждан его получить. Другими словами, не учиться вообще у нас нельзя. Государство устанавливает общефедеральные образовательные стандарты, но выбор формы обучения, согласно п. 5 той же статьи, остается за учащимися. Можно стандартно посещать школу, заниматься дома самостоятельно или дистанционно. Стереотип, что учиться на дому могут только дети, имеющие проблемы со здоровьем, остался в прошлом, не имея юридического обоснования. Для перевода на семейное образование достаточно желания ученика и родителей.

По результатам опросов, традиционная школа не устраивает многие семьи и они готовы от нее отказаться. И хотя, по имеющейся статистике, реальное количество таковых пока невелико, однако оно неуклонно растет. Причиной нерешительности родителей при переводе ребенка на новую современную форму обучения чаще всего становится незнание нормативной базы. Как следствие – ложное представление, что такое решение связано с большими сложностями.

Разберемся подробнее, что представляет собой семейное образование и какие правила надо соблюдать, чтобы получить возможность учиться самостоятельно, не стесняя себя школьными стенами.

Юридическая основа

Регламентирующих процедуру перехода на семейное образование ключевых документов всего два: Закон «Об образовании в РФ» последней версии и Письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме». Оба документа поясняют этапы перехода от привычной школы к домашнему обучению.

В Законе «Об образовании», в статье 17, говорится прямо: учеба может проходить как внутри школьных стен, так и вне общеобразовательных учреждений. Примечательно, что приоритета не дается ни одной из форм. Ребенок, обучающийся дома, имеет те же права, что и школьник. Он получает такой же аттестат, где зафиксирован факт получения знаний, а не особенности обучения. В высшее или средне-специальное учебное заведение он поступает на общих основаниях.

Право «семейного» ученика проходить промежуточные, переводные и итоговые экзамены на одинаковых условиях со школьниками прописано тем же законом (ФЗ):

  • Часть 3 статьи 34 говорит о праве проходить все виды аттестации в общеобразовательных учреждениях. Слово «право» не касается итоговой государственной аттестации – не сдав ее, невозможно получить аттестат, так что это скорее обязанность. А вот промежуточные контрольные, экзамены, практические работы ученик сдает так, как это прописано в договоре между родителями и учебным заведением.
  • Статья 34 ограничивает учебные организации рамками федерального образовательного стандарта (ФГОС) в отношении объемов и количества аттестационных работ. Ни одна школа не вправе спрашивать с «домашника» больше, чем предусмотрено основной программой по предмету, или проводить контрольные по предметам, не входящим в стандарты. Но и родителям нужно правильно понимать это положение закона: знания по любому предмету, входящему в стандарт (ИЗО, физкультура, музыка), могут быть проверены.
  • Статья 34 определяет возможность пройти аттестацию в любое время. Даже если ребенок, не посещавший школу несколько лет, заявит о желании сдать экзамен, ему должны предоставить такую возможность. Перевод на семейное образование подразумевает заключение договора между родителями и школой. Договор включает график аттестации по всем предметам. Беспричинно не выполнить контрольную работу нельзя – такое упущение грозит неудовлетворительной отметкой.
  • Пункт 5 статьи 63 оговаривает порядок перехода на семейное образование. Нельзя просто перестать ходить в школу, не уведомив о своих намерениях местный департамент образования. При этом важно знать, что департамент не решает, позволить вам это или нет. Он лишь принимает ваше уведомление. Никто не вправе запретить вам осуществить законное желание заняться обучением ребенка самостоятельно.

Из оговоренного закона следует, что переход от школьного образования к самостоятельному – это право каждого ребенка. Ни один родитель не обязан ни перед кем обосновывать причины принятого решения. Это право заложено в Конституции (статья 44). Чтобы начать учиться дома, не требуется никаких медицинских справок, врачебных показаний. Не имеет значения и образование самих родителей, берущих на себя обязанности по обучению ребенка. Его может не быть вовсе. И это не повод отказать в переводе.

Важный вопрос: «Когда можно перевести ученика из школы на домашнее обучение?». Согласно букве закона, родители вправе: сделать это в любой момент, не дожидаясь окончания учебного года.

Как оформить семейное образование для будущего первоклассника?

Главные опасения родителей, желающих учить детей самостоятельно, связаны с локальными органами образования и органами опеки. Как сделать все так, чтобы ни у тех, ни у других не возникло нареканий?

Есть несколько шагов, которые необходимо совершить. Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются.

Чтобы будущий первоклассник начал учебу дома, его родителям или опекунам необходимо сделать следующее:

  1. Поставить в известность о своем решении местный департамент образования. Данное уведомление потребуется в двух экземплярах – первый для отчетности департаменту, второй останется у вас.
  2. Узнать, какие общеобразовательные учреждения поддерживают подобную форму образования, чтобы прикрепиться к одному из них для последующего прохождения аттестации. Не у любой школы такая возможность прописана Уставом. Лучше заранее обойти их и выписать те, аттестат которых хотелось бы получить. Узнать, по какой форме они проводят аттестацию экстернов.
  3. Выбрать школу для оформления. Место регистрации ребенка значения не имеет. Родители могут прикрепиться к любому понравившемуся учебному заведению города и даже страны.
  4. Получить в департаменте образования направление. Отказать в осуществлении намерения обучаться самостоятельно, согласно закону, вам не могут.
  5. Встретиться с директором школы для подписания договора о прикреплении. К договору надо отнестись внимательно. Он должен затрагивать все вопросы, касающиеся аттестации: точный график с указанием дат, времени, список предметов, график консультаций (экстерны имеют право на получение двух часов бесплатных консультаций преподавателя, принимающего аттестацию).

Это все. Никаких заявлений о приеме в школу заранее писать не надо. Как правило, от родителей (опекунов) требуется заполнить лишь один документ – уведомление для департамента. Форма уведомления обычно размещена на стенде для объявлений департамента или на его сайте. Выглядит оно так:

Начальнику отдела образования города… (Ф.И.О. начальника)

от (Ф.И.О. родителя), проживающего по адресу…

паспорт (серия, номер, дата, место выдачи)

контактный телефон

Уведомление

Согласно статье 63, п. 5, 273-ФЗ «Об образовании в РФ» уведомляю, что мною, родителем (либо опекуном) несовершеннолетнего (указать полностью Ф.И.О., дату рождения), выбрана форма обучения вне образовательной организации (форма семейного обучения).

При принятии решения учитывалось мнение ребенка.

С положением управления образования города … об организации прохождения и усвоения учебной программы без привлечения организации, осуществляющей образовательную деятельность, ознакомлен.

«Дата, подпись»

К документу необходимо прикрепить копии:

  • свидетельства о рождении либо паспорта несовершеннолетнего;
  • паспорта одного из родителей (опекуна).

Порядок перевода на семейное образование школьника

Для детей постарше, уже отучившихся определенное время в школе, процедура перевода оформляется немного иначе. Для этого нужно выполнить следующее.

  • Подать директору школы заявление на отчисление ученика, мотивированное решением учиться дома. Школы не всегда позитивно реагируют на подобные переводы. Впоследствии директору придется объясняться перед департаментом, почему конкретную семью не устроило обучение в его учебном заведении. Поэтому иногда следуют уговоры и даже запугивания отделом опеки или комиссией по делам несовершеннолетних. Родителей это волновать не должно – закон полностью на их стороне, они изъявляют желание воспользоваться своим правом. Если вам отказывают в приеме заявления, отправьте его по почте заказным письмом. У вас на руках будет подтверждение отправки.
  • Отправить в департамент оповещение о переводе сына или дочери на домашнее обучение. Его можно отнести самостоятельно или передать через администрацию школы. Уведомление пишется в двух экземплярах. Первый остается в отделе образования, второй с подписью начальника хранится у вас.
  • Выбрать новую школу либо остаться в той, которую ребенок посещал до сих пор, если ее Устав позволяет такой вид работы.
  • Написать на имя директора выбранной школы заявление с просьбой прикрепить к ней учащегося для сдачи экзаменов.
  • Заключить со школой договор, регламентирующий нюансы экзаменации: периодичность, сроки консультаций, участие в общешкольных, районных, муниципальных этапах предметных олимпиад, конкурсов.

Родителям нужно быть готовым к звонку или визиту представителей отдела образования. Это не попытка отговорить от намерения заняться обучением ребенка самостоятельно, а один из этапов работы чиновников. Они обязаны заполнить личное дело нового «домашника». Объяснять им или кому-либо еще, почему принято такое решение, вы не обязаны.

Образец заявления школьному руководителю вы можете найти на сайте департамента образования или на доске объявлений.

Образец заявления для перехода на семейную форму обучения

Директору (название образовательной организации) (Ф.И.О.)

от родителя ученика (-цы)… класса (Ф.И.О.)

Заявление

«Дата, подпись»

Порядок получения семейного образования предусматривает подачу подобного заявления в любой момент, не дожидаясь окончания учебного года. Это можно сделать даже посреди четверти. Ребенок считается перешедшим на новую форму учебы с того дня, когда об этом был уведомлен департамент образования.

О чем еще нужно помнить?

Подавая уведомление отделу образования, родители берут на себя ответственность за освоение ребенком учебной программы. Это значит, что школа не обязана предоставлять им учителей. Но это не означает, что они остаются с проблемой объяснения школьных предметов один на один. Существует немало возможностей получить хороший уровень знаний вне учебной организации. Одна из них – дистанционное обучение. Видеоуроки, написанный понятным языком лекционный материал, большая онлайн-библиотека помогут разобраться в предметах.

Не стоит бояться расхождений учебных программ. Родители вправе выбирать, по какой программе будут учиться их дети дома. При сдаче промежуточной аттестации главное значение имеют образовательные стандарты (ФГОС), а не то, по каким программам занимается ученик. ФГОСы для этого и разработаны – в них прописаны результаты обучения на каждый класс, каждую ступень. Как идти к этим результатам – право выбора ученика и его родителей.

Почему-то все больше учителей ждут, что родители будут учиться вместе с детьми. Но как же детская самостоятельность? Иногда за нее приходится вести настоящую войну, ведь дети начинают привыкать к тому, что мама напишет, нарисует, сделает проект… Как победить в этой схватке «родитель vs учитель» рассказала в своем блоге опытный психолог Екатерина Бурмистрова.

Что происходит сегодня со школой? Почему родители вдруг стали так плотно вовлекаться в учебный процесс?

– Сегодня очень сильно изменилась школа, изменились ожидания школы от родителей, причем не только в Москве, но и в маленьких городах, в обычных, не специализированных школах. Учителя предполагают, что родители будут контролировать, помогать, а фактически – будут учиться вместе с ребенком.

Как сказала одна очень достойная учительница в возрасте, не желая брать ребенка в свой класс: «Вы с ней уроки делать не будете. Да, девочка, конечно, способная, но я одна точно ребенка не потяну». И это не критика, а некая квинтэссенция подхода.

Несколько лет назад изменились образовательные стандарты. Программа начальной школы сделалась более интенсивной. Когда-то никто не учил иностранные языки в начальной школе, например. Их начинали учить с четвертого-пятого класса (кроме специализированных языковых школ), когда ребенок был уже сам в состоянии осваивать грамматику другого языка в достаточном темпе.

Сейчас одна из самых проблемных областей – это как раз иностранные языки. Изучение в любой школе построено так, что ребенок без взрослого не может справиться с программой, выполнить задания. Причем на иностранные языки выделено совсем не то количество часов, за которые ребенок в состоянии освоить сложный материал.

Это либо концептуальные недоработки, либо специально сделано так, чтобы больше было выполнено заданий за короткое время, хотя теряется качество. Главное – выдать какой-то освоенный учебный материал, а каким образом освоенный, это уже никого не волнует. Учитель оказывается вынужден программой строить свои запросы так, чтобы родители включались в обучение. А ведь есть и русский язык, математика, где требования стали более интенсивными.

В итоге от родителей требуется колоссальная включенность: кроме собственно домашних заданий – еще и чаты, и участие в делах класса и школы. Как будто при ребенке-школьнике есть неработающий взрослый.

А если все-таки пытаться ребенка делать ответственным за собственную учебу?

– Это ставит его в безвыходную ситуацию. Если со всеми учатся родители, а ваш ребенок пытается учиться сам, он оказывается в очень сложном положении и фактически может стать изгоем, если учитель еще немного поднажмет на него. И это очень грустно.

Ведь учитель начальной школы ребенка выпустит и дальше учить не будет, а мы останемся с человеком, который сам не умеет выполнять домашние задания, не может даже контролировать, записаны ли они у него.

Поэтому мне кажется, что, учитывая всю сложность ситуации, за время с первого по четвертый класс мы, родители, должны каким-то образом ухитриться сами сформировать учебную самостоятельность. Ведь теперь учитель этого делать не будет. Это больше не то, что делает учитель в школе.

Я, как и психологи, которые работают с возрастом начальных классов, понимаю, что, если родитель будет завязан с каждодневным выполнением уроков, однозначно почти у всех будет конфликт. Причем мы рассматриваем норму, ребенка без образовательных трудностей.

Так вот, этот ребенок будет сопротивляться, потому что роль родителей и роль учителя – это совершенно разные роли. Они не должны совпадать. Мама должна хвалить, поддерживать, вдохновлять, быть на стороне ребенка. А роль педагога – требовать выполнения, следить за качеством. Когда мама делает уроки с ребенком – это однозначный ролевой конфликт, а ребенок сам не поймет, почему обижается.

Родителям есть за что бороться. Прежде всего речь о формировании самостоятельности ребенка, ответственности за то, что он делает. Хотя технически достичь поставленной цели очень сложно – задания большие, и если ребенок их не сделал, учитель обращается не к ребенку, а к родителю: «Почему вы не сделали?»

На пользу или во вред: нужно ли указывать ребенку на его ошибки?

Если вам вдруг повезло и позиция ваших учителей такая, что ребенка, несмотря на все требования программы, прежде всего важно обучить самостоятельности, – это просто счастье. Вы сможете сформировать учебную самостоятельность буквально за полгода.

А если не повезло?

– Если нет, если учитель уверен, что родители должны быть полностью включены в учебный процесс, надо понимать это и объяснять ребенку, почему вы не включаетесь так, как ждет учитель. Главное, что должен понять ребенок в первом классе: выполнение уроков – зона его ответственности.

Он должен сам про них помнить, сам контролировать, что задано. А сейчас у нас сплошь и рядом – запись домашнего задания не в бумажном дневнике, а электронном, или в родительском блоге. Это тоже передоверие родителям того, за что должен отвечать ребенок. Значит, нужно обратно отдавать ответственность. Следить, чтобы были записаны домашние задания. Если учитель пишет их у вас в родительском блоге, пусть ребенок переписывает их себе в блокнотик.

Родителю нужно позиционировать себя как помощника, а не как человека, который будет руководить и следить за тем, сделаны уроки или нет. Помогать – только по просьбе ребенка.

Но в таком случае учитель начнет давить на родителей, те – на ребенка, вновь начнутся сидения за уроками вместе. Как все-таки разорвать этот замкнутый круг?

– Надо четко поставить себе задачу: передать ответственность ребенку и делать это постепенно. Если, скажем, он очень невнимательный, непоседливый, можно поделить ту же математику или русский на части, сказать: «Вот ты это сделаешь, мне покажешь». Но ни в коем случае не сидеть рядом.

Можно мотивировать. Скажем, самостоятельно сделанные уроки, причем сделанные достаточно качественно – какой-то бонус. Это не покупка и не торговля. Это система положительного подкрепления, и она работает. Лучше мотивировать не экранным временем, не сладостями.

Лучше, если это какое-то совместное с родителями дело. Скажем, ты уроки сделал, мы вечером погуляли, на следующий день – кино вместе посмотрели, на следующий – после выполнения домашнего задания пошли в кафе. Бонусы можно копить, чтобы потом ребенок мог потратить их на что-то, что ему хочется.

Если есть какие-то образовательные затруднения и ребенок на самом деле самостоятельно не может, то при минимальной возможности нужно брать тьютора, репетитора, соседскую маму, старшего ребенка соседей, а вы позанимаетесь с их ребенком.

Только не смешивать роли мамы и учителя!

Нужно понимать, что если вы отдаете ребенку самостоятельность, то на время будет спад успеваемости. Причем спад довольно сильный. Потому что ребенок первое время сам делать уроки не будет так, как делал их с вами. И этот спад нужно пережить. Не запаниковать, не поссориться с учителем и со всеми в семье, а верить в то, что постепенно ребенок выйдет из пике и начнет делать чуть лучше, чуть внимательней, он поймет, что это действительно его работа.

Как в этой ситуации грамотно строить отношения с учителем, чтобы обошлось без конфликтов?

– Очень сложно, потому что сама по себе ситуация конфликтная, если у учителя позиция, согласно которой родители должны учиться вместе с детьми. При этом учителям тоже непросто – классы большие, по тридцать и более человек, программа плотная. И часто они позиционируют все так: если вы, родители, не будете участвовать в обучении, мы просто не справимся.

Надо отдавать себе отчет, ради чего вы решились на все это: скажем, у моего ребенка не будет, условно говоря, пятерок в начальной школе, хотя способности на пять, а из-за отсутствия контроля будут четверки. Зато в среднюю и старшую школу он перейдет спокойно, потому что будет уметь брать задание, удерживать и даже уже немного контролировать качество.

Уроками надо интересоваться. Надо вдохновлять. Находить удачные моменты. Но ни в коем случае не контролировать.

Можно позволить забыть тетрадь. Кстати, есть люди очень рассеянные, требующие особенного подхода, и им можно позволить забыть тетрадь, но так, чтобы он расстроился и в следующий раз взял. Иначе сформируется комплекс разгильдяя, и тогда тоже может быть очень сложно.

Вообще все, что я говорю сейчас, – это общие рекомендации, которые не могут подойти всем. Мы говорим о детях, которые в норме. У которых достаточная воля, нет образовательных особенностей: дислексии, дисграфии, гиперактивности. И у этих детей нужно воспитывать самостоятельность и ответственность, но здесь – свои нюансы и нужно в каждом конкретном случае советоваться с психологом и логопедом.

Стоит ли специально оговорить с учителем такую установку, что родители планируют давать ребенку самостоятельность?

– Можно поговорить заранее. Но сначала нужно понять, насколько будет адекватным ответ. Если у вас есть какое-то единомыслие, если учитель и хотел бы, чтобы ответственность за учебу полностью лежала на детях, но просто он не может из-за современных требований к школе, это один вариант. Идеально, если концепция школы и концепция учителя совпадает с вашей концепцией.

А если учитель категорически настроен на то, что родитель должен быть включен и активно участвовать в учебной жизни ребенка, то, возможно, речь может идти о смене педагога или о том, чтобы работать над самостоятельностью ребенка «партизанским образом». Хотя это сложно: ребенок маленький, ему трудно вписаться в системы разных требований.

В такой непростой ситуации родителям нужно находить пути минимального сопротивления. Если вы не хотите сидеть над уроками, недовольны концепцией учителя, вы можете работать в родительском комитете или организовывать какие-то поездки, или еще как-то помогать, чтобы учитель понимал: вы не делаете домашние задания с ребенком не потому, что вам все равно.

20 лучших высказываний о воспитании: психолог Михаил Лабковский

А для ребенка, кстати, может стать полезным опыт умения приспосабливаться к очень разным сложным условиям и строить свои отношения с разными людьми. Надо просто родителям четко видеть ситуацию, быть последовательными и терпеливыми. Здесь нет такого, что обстоятельства формируются: раз, два и сам сел за уроки. Самотеком формируется лишь несамостоятельность в уроках. И это стандартная ситуация сейчас.

Вы не раз говорили, что самостоятельности в школьных делах способствует загрузка соответственно возрасту домашними делами.

– Да, учебную самостоятельность нужно формировать через домашние обязанности, включенность ребенка в жизнь семьи. Чтобы он не был королем на троне, которого все обслуживают, а был человеком, который заботится и о других. Для этого нужно включать ребенка в домашнее хозяйство по мере его сил. В первом классе эта включенность может быть символической, но все равно она формирует такую ответственность и целеполагание.

Еще один момент – формированию учебной самостоятельности очень мешает экранная зависимость, когда ребенок дома только и делает, что играет на планшете или смотрит телевизор. Он не будет сам делать уроки, потому что телевизор – дело поинтересней. И вот, чтобы ответить на вопрос, как сформировать самостоятельность, надо для начала исключить длительное экранное время или, по крайней мере, вернуть контроль над этим временем. До класса пятого-седьмого это возможно.

Мы все говорили про то, что школа требует включенности родителей. Но нередко родители сами требуют от учителей, чтобы их по максимуму вовлекали в учебный процесс. Раньше такого не было. Что происходит?

– Отчасти это действительно связано с тем, что много однокарьерных семей, где мама уделяет ребенку много времени. Вообще ценность каждого ребенка очень сильно выросла.

К тому же сильно удлинилось детство, статистически достоверно, что сегодня дети взрослеют позже, и если мы в 14 лет, в 15 были более-менее самостоятельны – могли приготовить обед, поехать в другой город, то сегодня в этом возрасте подросток еще сам в метро не перемещается. Потому что есть готовность и желание взрослого подстраховывать.

Мне кажется, что изменились не столько дети, сколько возможность и желание родителей продолжать участвовать как можно дольше в жизни детей, гиперопекать, контролировать, неровно дышать над каждым действием ребенка. И в школе сложилась печальная ситуация, что там не могут создать условия, чтобы дети учились сами по себе. И нередко в средней школе продолжают требовать родительского контроля, поощряя так гиперопекающих родителей.

У таких родителей вокруг школы часто формируется вся жизнь, круг общения. Они контролируют всю программу обучения, контролируют учителей.

Сегодня и на законодательном уровне все изменилось. По действующему законодательству у родительского коллектива огромная власть – по его требованию могут и учителя заменить, и сменить программу…

Как выжить учителю в этой ситуации? Родители могут в выходной в родительском чате спросить учителя, что задали по тому или иному предмету…

– А что, удобно. И почти все учителя отвечают сразу, кстати. Родительские чаты живут своей жизнью. Это одна из примет времени, демонстрация степени включенности. Люди же уверены, что так они проявляют любовь. Потом эти же мамы несут с ребенком документы в институт, решают проблемы, возникшие на первой сессии, а потом приходят на собеседование к потенциальным работодателям со взрослым ребенком.

А как выжить учителю… Либо искать места, где учатся все-таки дети, а не родители. Их мало, но они есть. Либо отключаться от чатов и ограничивать свое внерабочее пространство.

В период пандемии внимание к здоровью будущей мамы и ребенка возрастает. О том, как защитить себя и малыша в это непростое время рассказала опытный гинеколог с 15-летним стажем Наталья Силина.

Популярная актриса, певица и блогер Анна Тринчер в эксклюзивном интервью для Clutch рассказала о любимых персонажах в кино, вдохновляющих режиссерах и призналась, в каком образе намерена получить премию «Оскар».

Ведущая YouTube-шоу “Ходят слухи” и бывшая участница романтического реалити “Холостяк” Рамина Эсхакзай рассказала и своих любимых фильмах и сериалах.

Лучший подарок для родителей — внимание их детей. Поэтому одной из прекрасных семейных традиций может стать просмотр интересного фильма с попкорном. Смотри ТОП-5 фильмов, которые стоит посмотреть вместе с родителями.

Посещая новые города, мы мечтаем испытать незабываемые эмоции — влюбиться, рискнуть, удивиться. И пусть счастье путешествий нам временно недоступно, эти 9 фильмов помогут перенести вас в самые прекрасные уголки нашей планеты.

Проводишь вечера дома и не знаешь, чем себя занять? Предлагаем 5 комедий, которые пропитаны хорошим настроением, позитивом и добром.

Если оглянуться вокруг, то можно увидеть сотни ярких историй взрослых героев. Вот ТОП-7 фильмов о том, что возраст — не помеха в достижении целей, умении радоваться и получать от жизни удовольствия.

Людмила Барбир — ведущая Сніданку з 1+1, актриса и, как оказалось, настоящая киноманка. Смотри список любимых фильмов украинской телезвезды.

Виктория Пруд — магистр в области профессиональной терапии в Медицинской школе Торонтского университета и бакалавр в области кинезиологии и здравоохранения Йоркского университета. Она основатель и директор многопрофильной клиники в Торонто для детей с поведенческими, социальными, эмоциональными и академическими проблемами.

Виктория вместе с ее командой помогает сотням семей по всей Канаде и во всем мире и часто выступает с лекциями для преподавателей, родителей и профессионалов.

Она считает, что современные школьники эмоционально не способны учиться, и этому способствует множество факторов.

«Новая украинская школа» публикует главные тезисы из колонки Виктории на сайте deeprootsathome.com.

Я — физиотерапевт с годами опыта работы с детьми, родителями и учителями. Я полностью согласна с утверждением, что наши дети портятся во многих аспектах. Я слышу то же самое от каждого учителя, которого встречаю. Понятно, что благодаря своей профессии я вижу снижение социальной активности детей, академического и эмоционального функционирования, а также резкое увеличение трудностей в обучении и другие диагнозы.

Самыми добрыми намерениями, мы, к сожалению, меняем мозг детей в неправильном направлении. Вот почему.

технологии

Технологии, как и бесплатные услуги няни — на самом деле совсем не бесплатны. Мы платим нервной системой детей, их вниманием и способностью откладывать удовольствие. По сравнению с виртуальной реальностью повседневная жизнь — скучна. После часов виртуальной реальности обработка информации в классах становится все большим вызовом для наших детей, потому что их мозг привык к высоким уровням стимуляции, которые дают видеоигры. Это делает их уязвимыми к академических проблем.

Технологии также эмоционально разъединяют нас с детьми. А эмоциональная чувствительность родителей является главным питательным элементом для детского мозга.

Дети получают все немедленно

«Я голоден!» — «Сейчас остановимся, поедим», «Мне скучно» — «Вот мой телефон».

Способность отложить удовольствие — один из ключевых факторов будущего успеха.

Наши лучшие намерения — сделать ребенка счастливым, но, к сожалению, делаем его счастливым сразу и несчастным в долгосрочной перспективе. Уметь отложить удовольствие значит уметь работать в стрессовых условиях. Наши дети постепенно становятся менее способными иметь дело с незначительными раздражителями, в итоге это становится большим препятствием их успеха в жизни.

Дети управляют миром

«Мой сын не любит овощи», «Она не любит ложиться спать рано», «Он не любит есть завтраки» … Я слышу это от родителей все время. С каких пор дети говорят нам, как их воспитывать? Если мы отдадим всю инициативу им — все, что они будут делать — будут есть макароны с сыром, играть на планшетах и ​​никогда не ложиться спать.

Без необходимых питательных веществ и хорошего сна наши дети будут приходить в школу раздраженными, истощенными и невнимательными.

Кроме того, из-за вседозволенности у современных детей отсутствует концепт «нужно сделать». К сожалению, чтобы достичь целей в жизни, мы должны делать то, что необходимо, а это не всегда совпадает с тем, что мы хотим.

Например, если ребенок хочет быть студентом, он должен учиться. Чтобы быть успешным футболистом — нужно ежедневно тренироваться. Наши дети очень хорошо знают, что они хотят. Но тяжелые периоды работы, которую «нужно сделать», — необходимы для достижения цели. Если ребенок этого не умеет — цели становятся недостижимыми, а ребенок разочарованным.

бесконечные веселье

Мы создали для детей искусственный веселый мир, в котором нет скучных моментов. Когда становится тихо, мы бежим развлекать их снова и снова, иначе чувствуем, что не выполняем родительский долг. Мы живем в разных мирах. У них — веселый, у нас — рабочий.

Почему дети не помогают нам на кухне или со стиркой? Это монотонная работа, которая тренирует мозг работать во время скуки. Это та самая мышца, которая необходима, чтобы быть способным к обучению в школе.

Когда на уроке дают задание писать от руки, ответ ученика обычно такой: «Я не могу, это слишком трудно, слишком скучно». Почему? Потому что рабочая мышца не тренируется бесконечным весельем, она тренируется трудом.

Ограниченное социальное взаимодействие

Мы все заняты, поэтому даем детям гаджеты, чтобы они становились занятыми. Раньше дети играли на улице, где в естественном пространстве учились и практиковали социальные навыки. К сожалению, технологии забрали это время на улице. А наиболее успешные люди обладают превосходными социальными навыками. Это приоритет.

Тренируй мозг

Вы можете сделать ребенка успешным на социальном эмоциональном и академическом уровнях, тренируя его мозг.

1. Ограничьте технологии и найдите заново эмоциональную связь с ребенком: удивите его цветами, улыбнитесь, пощекочите, подбросьте милую записку в рюкзак или под подушку, танцуйте вместе, устройте бои подушками. Делайте родственные обеды, вечера настольных игр, ходите на прогулки.

2. Тренируйте отсроченное удовольствие:

  • заставьте ребенка ждать. Это нормально иметь периоды времени, когда «мне скучно» — это первый шаг к креативу.
  • постепенно повышайте время ожидания между «я хочу» и «я получаю».
  • избегайте использования гаджетов в машинах и ресторанах. Зато учите ждать во время разговоров и игр.
  • ограничьте постоянные перекусы.

3. Не бойтесь устанавливать ограничения. Дети нуждаются в ограничениях, чтобы расти счастливыми и здоровыми:

  • сделайте расписание питания, сна и времени на использование технологий.
  • думайте, что для них хорошо, а не что они хотят или не хотят. Они поблагодарят за это позже. Отцовство — сложное дело. Вы должны быть креативными, чтобы поощрить детей делать то, что для них полезно, большую часть времени, потому что это противоположное тому, что они хотят делать.
  • детям нужны завтраки и полезная еда, быть на воздухе и ложиться спать в одно время, чтобы приходить в школу способными к обучению.
  • превратите вещи, которые они не любят делать или пробовать, в веселье, эмоционально стимулирующие игры.

4. Приучайте своего ребенка к монотонной работе с детства, потому что это основа их будущей работоспособности: приучайте складывать белье, убирать игрушки, застилать кровать. Будьте креативными. Делайте это весело. Так, чтобы мозг ассоциировал работу с чем-то положительным.

5. Учите социальным навыкам: научите их делиться, терять / выигрывать, идти на компромиссы, используя «пожалуйста» и «спасибо».

Дети меняются с того момента, когда родители меняют свой способ воспитания.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *