Православный календарь православие

Пожалуйста, поддержите наш проект!

Чтения на этот год не определены

Тропари и кондаки дня:

Воспоминание явления на небе Креста Господня. Тропарь, глас 8.

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия, / егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси / и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси. / сим укрепляя нас / и спасай выну в мире / молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак, глас 4.

Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира\ непобедимую победу.

Прп. Нила Сорского. Тропарь, глас 4.

Удалився бегая Давидски мира, / и вся яже в нем яко уметы вменив, / и в месте безмолвне вселився, / духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: / и Единому Богу изволив служити, / процвел еси яко финикс, / и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. / Темже благодарственно вопием: / слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, / слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, / слава молитвами твоими и нас Спасающем

Жировицкой иконы Богородицы. Тропарь, глас 5.

Пред святою Твоею иконою, Владычице, / молящиися исцелений сподобляются, / веры истинныя познание приемлют / и агарянская нашествия отражают / Темже и нам, к Тебе припадающим, / грехов оставления испроси, / помыслами благочестия сердца наша просвети / и к Сыну Твоему молитву вознеси / о спасении душ наших.

Любечской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

Преблагословенная Царице, / Пречистая Дево Богородице, / прославльшая град Любеч / угодника Твоего преподобнаго Антония Печерскаго рождением и чудотворныя иконы Твоея явлением, / молим Тя, Всеблагая: / моли за ны рождшагося от Тебе Царя, / Христа Бога нашего, / и Матерним Твоим к Нему предстательством избави нас от всякаго зла, / недуги наша исцели, печали наша утоли / и наследники яви нас Царствия Небеснаго, / яко Милосердна.

Богослужебные указания:

Богослужебные указания не определены

Дорогие братья и сестры! Рады приветствовать вас на нашем сайте «Церковный праздник». На страницах этого христианского православного ресурса вы всегда можете получить достоверную и актуальную информацию о том, какие даты отмечают верующие сегодня, завтра, а также в любой другой день месяца или года. Узнайте о том, день памяти какого святого, великомученика или исповедника отмечает сегодня Русская Православная Церковь, порядковые номера седмиц, совершаются ли венчания в этот день. Какие чтения дня проходят в церквах и храмах, подробные богослужебные указания.

Какие сегодня церковные праздники

*Примечание: дата в календаре обновляется ежесуточно в 00:01 по московскому времени. Если в вашем часовом поясе следующий день уже наступил, перейдите:

Дата сегодня:

Среда, 20 мая 2020 г. (Какое сегодня число по старому стилю: 7 мая)

Седмица 5-я по Пасхе
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы.
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)
Мучен. Акакия сотника (303)
Соборы святых, день памяти которых приходится на сегодняшнюю дату:
Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Каких святых вспоминаем сегодня:
Преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе, епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского, Шио Мгвимского (VI) (Грузин.). Преподоб. Нила Сорского (1508). Обретение мощей Нила Мироточивого, Афонского (1815).
День памяти икон:
Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Матери Божией.
Постные дни и светлые седмицы:
Постный день.
Расписание чтений на сегодня:
Евангелие и Апостол:
На лит.: — Ап.: Деяния 13:13-24 Ев.: От Иоанна 6:5-14
Псалтирь:
На утр.: — Псалом 70-76; Псалом 77-84; Псалом 85-90 На веч.: — Псалом 119-133

Онлайн-трансляция богослужений

Случайная цитата

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. …» (Прит.23:13-14)

Поделитесь информацией в соцсетях:

Скоро

Ближайшие значимые события:

21 мая (8 мая ст.ст.)
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117)
22 мая (9 мая ст.ст.)
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)
23 мая (10 мая ст.ст.)
Апостола Симона Зилота (I)
24 мая (11 мая ст.ст.)
Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских
28 мая (15 мая ст.ст.)
Вознесение Господне
1 июня (19 мая ст.ст.)
Преподоб. Корнилия, чудотворца Комельского (1537)
Благоверных велик. кн. Димитрия Донского (1389) и велик. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407)
2 июня (20 мая ст.ст.)
Обретение мощей святит. Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431)
3 июня (21 мая ст.ст.)
Владимирской иконы Матери Божией (1521)
Владимирской иконы Матери Божией (1521)
Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327)

Православный календарь на текущий месяц:

<< Май 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Полезная информация:

Календарь церковных праздников на 2020 год >>>

Богослужебные указания на сегодня, завтра, послезавтра >>>

Поделитесь информацией в соцсетях:

  • Как разобраться в значении православных праздников? — Читайте далее

В Православии каждый день посвящен какому-то событию или святому. Здесь вы узнаете об особенностях христианского календаря, датах и значении основных праздников, о том по каким признакам делятся церковные праздники.

Христианские церковные праздники связаны с событиями из Евангелия или жизни святых.

Особенности православного календаря

Православие сыграло огромную роль в мировой культуре. Во многих странах широко празднуют красные дни христианского календаря. Однако православный календарь существенно отличается от гражданского. Вот основные отличия:

  1. Церковный год начинается с сентября.
  2. Первый день недели – воскресенье
  3. Богослужебные сутки начинаются с вечера.

Какие бывают праздники

Христианские праздники делятся по разрядам на великие, средние и малые.
Пасха или Воскресение Христово – это особый день, который по значимости стоит выше всех остальных праздников. В этот день Христос воскрес после трёхдневного пребывания во гробе. Нельзя переоценить значение этого события в деле спасения человечества. В этот день снова открылись двери Рая, затворенные после грехопадения первых людей -Адама и Евы.
Сегодня, как и в прежние времена, на Пасху люди приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!» Также на этот праздник принято дарить друг другу красные яйца. С этим связано такое предание:
После Воскресения Христова, Мария Магдалина пришла во дворец к императору Тиверию и протянула ему яйцо со словами: «Христос Воскрес!» На это Тиверий сказал: «Не может умерший воскреснуть, как не может белое яйцо стать красным». И на глазах изумлённого императора яйцо стало менять свой цвет. С тех пор и пошла традиция красить пасхальные яйца в красный цвет.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – это двенадцать самых главных церковных праздников, в которые вспоминаются самые важные события из жизни Спасителя и Божией Матери. По этому признаку их делят на Господские и Богородичные.

Господские праздники

  1. Рождество Христово
  2. Крещение Господне
  3. Вход Господень в Иерусалим
  4. Преображение
  5. Воздвижение Креста
  6. Вознесение Господне
  7. День Святой Троицы

Богородичные

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Введение во храм
  3. Благовещение
  4. Успение

Один из двунадесятых праздников, Сретение, имеет признаки и Господского и Богородичного.

Пять великих не двунадесятых праздников

Следом за двунадесятыми идут пять великих праздников:

  1. Покров Пресвятой Богородицы
  2. Обрезание Господне и память свят. Василия Великого
  3. Рождество Иоанна Крестителя
  4. Память первоверховных апп. Петра и Павла
  5. Усекновение главы Иоанна Крестителя

Любой воскресный день в году

Воскресенье в православии называется «малая Пасха». В этот день Церковь вспоминает Воскресение Христово. На Богослужения поются песнопения, в которых восхваляется это великое событие: «Воскресение Христово видевше», «Воскрес Иисус от гроба» и другие.

Если в воскресенье выпадает двунадесятый Господский праздник, то воскресные песнопения на Богослужении не поются, а заменяются праздничными.

В воскресенье православному христианину нужно обязательно быть на Литургии. В этот день нельзя выполнять домашние работы, кроме самых необходимых, а лучше всего посвятить его молитве, чтению духовных книг и добрым делам.

Средние праздники

Эти праздники в православном Богослужебной практике делятся на два вида: с бдением и с полиелеем. К первым относятся дни памяти: апостола Иоанна Богослова, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца и другие. Сюда же относятся и престольные праздники, а также дни особо чтимых святых.
К праздникам с полиелеем относятся: Владимирской иконы, равноапостольных Константина и Елены, Казанской, пророка Илии.

Малые праздники

Малые праздники в уставе называются «славословными», так как накануне их на утрени поётся «Великое славословие». Таких дней в церковном календаре очень много. Это дни памяти мучеников, пророков, апостолов и т.д.

Переходящие

К переходящим относятся праздники, связанные с Пасхой. Это Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье, за неделю перед Пасхой), Вознесение (на 40-й день после Пасхи), Троица (на 50-й день после Пасхи). Интересно, что переходящие праздники связаны с определенным днем недели: Вход Господень в Иерусалим и Троица всегда отмечаются в воскресенье, а Вознесение в четверг.

Непереходящие

Все остальные праздники в православном календаре непереходящие, то есть привязанные к определенной неизменяемой дате. Поэтому непереходящие праздники выпадают всегда в разные дни недели.

Главные празднования христианства

Пасха

Пасха не относится ни к какому разряду праздников, а стоит выше их. Ни один из больших праздников не сравнится с ней по торжественности. Слово «пасха» переводится с еврейского как «исход». Прообразом Пасхи христианской была еврейская Пасха – день, когда пророк Моисей вывел евреев из Египетского рабства. Тогда евреи закололи агнца и обмазывали его кровью двери домов, чтобы ангел-губитель прошел мимо. В новозаветной же Пасхе заклался Христос, Агнец Божий, и воскрес, чтобы освободить людей от смерти вечной. Ветхозаветную Пасху иудеи праздновали в память об избавлении от рабства египтян, а новозаветную христиане сегодня празднуют в память избавления от рабства диавола. Целых сорок дней празднуется Светлое Христово Воскресение и все это время в церквях звучит победная песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Дата Пасхи изменяется.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Этим праздником начинается церковный год и начинается история нашего спасения. Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна дожили до глубокой старости и не имели детей. Однажды праведный Иоаким пошел в храм принести жертву Богу. Но священник прогнал его, так как бездетные люди у евреев считались оставленными Богом. В глубокой скорби ушел Иоаким в пустыню и стал молиться. Там явился ему Ангел и возвестил, что его жена зачнет девочку, которая станет Матерью Спасителя мира.
Анна в это время сидела в саду. На дереве было гнездо, в котором щебетали птенцы. Глядя на это, Анна печалилась об отсутствии детей. В это время явился ей Ангел и сообщил благую весть.
И Анна и Иоаким сразу же отправились в храм, чтобы поблагодарить Господа. У ворот Иерусалима они встретились и сообщили друг другу о радостном видении.
Через положенный срок Анна родила Дочь Марию – будущую Божию Матерь.
Этот праздник сегодня, как и прежде, особо почитается на Руси. Множество русских православных церквей освящено в честь праздника.

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

В царствование императора Константина Великого, при котором прекратилось преследование христиан, был найден Пречестный Крест Господень. На его поиски отправилась в Иерусалим мать императора, благоверная царица Елена. Когда стали копать на месте Распятия, обнаружили три креста. Как раз в это время мимо шла похоронная процессия. Тогда патриарх стал поочередно прикладывать кресты к умершему. Когда его коснулся третий крест, тот встал живым. После этого патриарх высоко поднял (воздвиг) Крест Христов и осенял им людей. Народ же пел: «Господи помилуй!».
Это событие празднуется в Церкви как Воздвижение Животворящего Креста. В храмах, где служит архиерей, совершается чин Воздвижения: архиерей медленно поднимает и опускает Крест при пении «Господи помилуй!».

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Когда Деве Марии исполнилось три года, родители отдали ее в храм на воспитание. На пути Ее сопровождали юные девы в белых одеждах и со свечами в руках.
К дверям храма вели тринадцать крутых ступеней и юная Отроковица, укрепляемая силой Божией, взошла по ним без посторонней помощи. Наверху Ее встретил первосвященник Захария (отец Иоанна Предтечи) и ввел во Святая Святых. Это самое главное место в храме, куда мог входить только первосвященник и то один раз в год. Там хранились самые важные святыни иудеев: Ковчег Завета со скрижалями, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной. В это место по внушению Духа Святого и ввел Захария Пречистую Деву.
В храме Дева Мария росла до 14 лет. Она изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием.

Рождество Христово (7 января)

Этот праздник проникнут таинственностью и радостью. Божественный Младенец родился не в царских чертогах, а в пещере, в яслях для скота. Для ребёнка Создателя вселенной не нашлось в Вифлееме места в домах.
В момент Рождества пастухи пасли стада рядом с городом. Внезапно возсиял яркий свет, с неба спустились Ангелы и запели: «Слава в вышних Богу». Пастухи в страхе упали на землю, но Ангел успокоил их и возвестил о рождении Мессии. Те тут же пошли поклониться Христу.
В рождественскую ночь в небе появилась необыкновенная звезда. Ее заметили восточные мудрецы и поняли, что родился кто-то великий. Звезда двигалась и волхвы пошли за ней. Над Вифлеемской пещерой звезда остановилась. Войдя внутрь, волхвы нашли Богомладенца, поклонились Ему и принесли дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как человеку (смирной оттирали тела умерших перед погребением).

Крещение Господне (19 января)

Когда Спасителю исполнилось тридцать лет, Он пошел на Иордан креститься. Когда Христос погрузился в воды Иордана вдруг раскрылись небеса, явился Дух Святой в виде голубя и послышался голос Бога-Отца: «Это Сын Мой Возлюбленный, о котором Мое благоволение».
Крещение еще называют Богоявлением, так как в этот день явилась Святая Троица: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствует о Сыне и Дух Святой является в виде голубя.
В этот день освящаются все воды на земном шаре. И, несмотря на зимние морозы, люди стремятся окунуться в освящённые источники.

Сретение Господне (15 февраля)

На восьмой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф пошли в храм, чтобы принести жертву по закону. На пороге их встретил старец Симеон, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..». Обратившись к Богородице, он произнес: «Се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили. И Тебе же Самой душу пройдет оружие». Эти слова старца означали, что Богородица переживет сильную скорбь.

Благовещение (7 апреля)

Это событие случилось, когда Дева Мария жила в доме Обручника Иосифа. Она читала книгу пророка Исаии и дойдя до места, где говорилось о рождении Мессии от Девы произнесла: «Как бы я хотела быть хотя бы служанкой у той Девы». В этот момент явился Ей архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная!» Смутилась Дева от такого приветствия, а Ангел продолжал: «Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус. Это будет Спаситель мира». В ответ на удивление Девы, как это может быть, если Она не знает мужа, был ответ: «Дух Святой сойдёт на Тебя».
И после этого Богородица произносит полные преданности Воле Божией слова: «Я раба Господня, буди мне по глаголу Твоему».
Благовещение – благая весть о зачатии Спасителя мира.

Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой)

Последнее воскресенье перед православной Пасхой называется «Вербное» или «Вход Господень в Иерусалим». Незадолго до крестных страданий, Спаситель повелел ученикам привести ослицу и молодого осленка. Сев на осленка, он въехал в Иерусалим. На пути Его встречали толпы народа, бросая на пути пальмовые ветви, постилая одежды и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Идущий во имя Господне!»
Необъезженный осленок символизирует язычников, которые не были под ярмом Закона. Однако они первыми приняли Евангельское учение и взяли иго Христово. Ослица же означала иудеев, которые были под Законом Моисеевым, но не познали Христа.

Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)

На сороковой день после Воскресения Христос собрал своих учеников и пошел на гору Елеон. Там Он начал возноситься от них на небо, пока совершенно не скрылся с глаз. А те стояли и смотрели вслед пока не явились ангелы и сказали: «Что смотрите на небо? Христос, вознесшийся на небо, придет также, как видели Его идущим на небо».
Вознесшись, Христос обожил человека. А слова ангелов возвещали о Втором Пришествии Христовом, которое будет со славой.

День Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи)

Перед вознесением Господь обещал ученикам послать им Духа Утешителя. И вот наступил этот момент. На 10-й день после Вознесения ученики были в храме. Вдруг с неба сошел Дух Святой в виде огненных языков. И апостолы заговорили на разных языках и стали понимать Писания.
День Святой Троицы сегодня называют Днем рождения Церкви.

Преображение Господне (19 августа)

Это самый любимый многими летний праздник. В народе его называют «Яблочный Спас», так как по традиции освящаются яблоки и другие плоды нового урожая. Сам же праздник посвящен следующему событию:
Однажды Христос взял трёх учеников – Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор. Там он внезапно преобразился: засиял небесной славой, одежды стали белоснежными, а рядом явились пророки Моисей и Илия. Ученики в страхе пали ниц, а когда встали, видение прекратилось.
Христос явился им в небесной славе, чтобы видя Его униженным и распятым, они не засомневались в Его Божестве.

Каждый год в Иерусалиме на этот праздник происходит чудо: на Фавор спускается облако и окутывает всех находящихся там.

Успение Богородицы (28 августа)

С этим событием связано много чудес. Первое – чудесное перенесение апостолов на облаках к дому Иоанна Богослова, где жила Богородица. Второе – чудесное вразумление иудея Афонии во время погребения. Когда апостолы несли тело Пречистой к месту погребения, иудеи хотели помешать им. Один из них, по имени Афония, даже посмел прикоснуться к гробу, чтобы опрокинуть его.

Усекновение главы Ионна Предтечи (11 сентября)

Пророк неоднократно обличал царя Ирода за то, что он взял за себя жену брата. Последняя ненавидела его за это и стремилась убить. Вскоре настал удобный момент. Дочь Иродиады плясала на пиру в честь дня рождения Ирода и так понравилась ему, что он пообещал дать ей все, что захочет. Девица по наущению матери попросила голову Иоанна Крестителя. Опечалился Ирод, но из-за стыда перед гостями не посмел отказать и повелел усечь пророка.
Страшное дело: из ложного стыда совершено убийство пророка Божия. В память об этом событии в православной церкви установлен в день праздника строгий пост.

Иконы

В честь каждого церковного события написаны иконы, сюжеты которых раскрывают основные условия и значение празднования. Приведем несколько примеров:

На иконе праздника изображается епископ в окружении священников, который стоит на возвышении и осеняет народ Крестом. Позже на иконе стали изображать царицу Елену. Она стоит рядом с епископом и держит блюдо с гвоздями, которыми прибивали руки и ноги Спасителя.
Народ символизирует на иконе всех православных христиан, поклоняющихся Кресту как орудию нашего спасения.

Покров (14 октября)

На иконе изображено явление Богородицы Андрею Юродивому во время землетрясения в Константинополе. Испуганный народ собирался в храме и начал горячо молиться о спасении. Во время молитвы блаженный увидел Богоматерь, простирающую на городом Свой омофор. Он понял, что Богородица защитит Константинополь от разрушения. И в самом деле, землетрясение прекратилось.
На иконе праздника изображается Богоматерь, держащая простертым омофор ( головное покрывало). Внизу молящийся народ, в числе которого и блаженный Андрей.

На иконе Богородица изображается поднимающейся по ступенькам церкви. Внизу стоят Ее родители и девы с зажженными свечами, а в дверях храма Деву встречает первосвященник Захария.

Поделитесь информацией в соцсетях:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *