Православие

Движение четников часто ассоциируется исключительно со Второй мировой войной. Именно тогда про отряды лесных воинов с сербскими стягами узнали обе основные стороны конфликта. Но зарождение партизанского самообразования случилось задолго до самой кровавой войны в истории человечества. И связано появление четников с их освободительной борьбой против турецкого нашествия.

Четники с Балкан

Развал большой империи и закат ее могущества — это всегда начало рождения новых государств и даже образование новых народов. Ровно то же самое должно было произойти с крахом Османской Империи. И чем слабее было ее влияние, тем сильнее активизировались народные волнения в тех или иных частях прежнего государства. А Балканы, которые всегда были бурлящим котлом, находящимся на пограничной зоне цивилизаций, стали символом националистических движений, во главе которых при всем при этом стояли греки, македонцы и болгары.

Слово «четники» не принадлежит какому-то одному народу. Это распространенное название в регионе, обозначавшее по нашей аналогии партизанское движение и добровольческое ополчение. Но именно сербы стали ассоциироваться с этим названием, пошедшего от слова ‘Чета’ — ‘отряд’.

Сербские четники

Датой основания движения четников из Сербии считается 29 мая 1903, когда в Белграде под командование Илии Славы встало 8 человек, решивших во что бы то ни стало вернуть свободу своему народу как от турецких войск, так и от влияния ВМРО (Внутренняя македонская революционная организация), стремительно набиравшей силу в регионе. Эти 9 человек в дальнейшем стали предвестниками образования «Сербской революционной организации», интересы которой были непосредственно связаны с дарованием сербам суверенитета от кого бы то ни было. Ведущими представителями данной организации были Васа Йованович, Лука Челович, генерал Йован Атанацкович, Любомир Давидович, Голуб Янич, академик Любомир Стоянович и капитан Живоин Рафайлович.

Правильно будет упомянуть, что в простонародье термин ‘четники’ использовался уже давным-давно, чуть ли не с начала XIX века, приняв постоянную основу в середине того же столетия.

В 1905 году независимо от «Сербской революционной организации» в Скопье образуется «Сербская оборона». Удивительно, но подобные инициативы со стороны простого населения крайне негативно воспринимались тогдашними первыми лицами сербской интеллигенции. Ввиду настороженности со стороны европейских наций и естественного неприятия турецких элит сербские высокопоставленные чиновники как минимум нейтрально смотрели на своих соотечественников, а как максимум периодически оказывали содействие в подавлении восстаний.

Масла в огонь подлила Австро-Венгрия, которая с легкой руки аннексировала Боснию и Герцеговину фактически у турков, но практически у сербского народа. К длинной череде неприятелей добавился могущественнейший враг, действия которого побудили сербов сначала объединиться под предводительством «Народной обороны», но затем ввиду слабости своих позиций принять отторжение столь важного для нации региона. Под шумок на волне морального упадка оппонентов болгары и албанцы провели грандиозные погромы в южной Сербии и частично в Македонии. Первая Балканская война вот-вот вспыхнет, а за ней потянется целая цепочка событий, обернувшихся Первой мировой войной.

Первая мировая война

Основными соперниками в Первой мировой войне конкретно для Сербии стали Австро-Венгрия и Болгария. Несмотря на то, что четники продолжали проводить мятежные спецоперации против турков, основное направление ударов стало очевидным, особенно после того злополучного и дерзкого шага австро-венгерского правительства относительно Боснии и Герцеговины. Боевые отряды сербов трудно было назвать боеспособными в сравнении с передовыми частями Австро-Венгрии, но благодаря движению четников они могли влиять на ход общих событий и контролировать переломные моменты войны.

Автрийцы и болгары отмечали, что стоило только армейским отрядами Сербии быть разбитыми, как обнаруживалось, что ее части не сбегали и не сдавались. Они уходили в подполье, организовывая на завоеванных территориях отряды четников, тех самых партизан, которые в значительной степени мешали захватчикам вольготно себя чувствовать в оккупированных городах и селениях. И одновременно данное явление действовало в противоположную сторону. Стоило только добровольческим отрядам четников быть разбитыми, как они укрепляли сербскую армию, при первой же возможности примыкая к ней.

Именно благодаря движению четников удалось организоваться на территории Балкан такому государству как Королевство сербов, хорватов и словенцев, названное впоследствии Югославией. Чистейший геополитический проект, вобрал под свой стяг много народов, которые согласны были ужиться друг с другом (хотя и не охотно), лишь бы не вернулись времена вольготного положения турков и австро-венгров. И Вторая мировая война лишь подтвердила это мнимое единство.

Вторая мировая война

Хорваты всегда особо рьяно выражали свое неприятие новым союзом, что особо ярко выразилось в период Апрельской войны, когда в одноименном месяце 1941 года союзники Национал-социалистической Германии приняли в свои ряды хорватов и единым кулаком ударили по Югославии. Выдержать столь мощный удар было невозможно, поэтому вопрос оккупации был решен сам собой. При этом особым зверством отличались именно хорваты, формирования которых под названием «усташи» устроили откровенный геноцид сербского населения на своей территории. А новое коллаборационистское правительство Сербии смотрело на происходящее сквозь пальцы.

Но как это обычно бывает, когда национальные элиты смотрят на что-то с равнодушием, в дело вступают народные ополчения. Уже в мае 1941 года преданные своему народу и стране офицеры объединяются вокруг Драголюба «Драже» Михайловича, назвавшись «Равногорским движением». К ним начинают примыкать обычные люди. На базе офицерского состава и добровольческих сил ополчения родились полноценные отряды четников.

На примере Второй мировой войны можно наглядно проследить отличие четников от партизан, которые якобы были синонимами, но на деле являлись противоположностями ввиду политических разногласий. Четники — это очень верующие воины, грезившие восстановлением монархии в Сербии; партизаны же — это типичные коммунистические части пролетариев по аналогу с СССР, верившие только в Великую социалистическую революцию. Поэтому несмотря на общего врага первые совместные боевые операции оказались последними, слишком велико было идеологическое различие между ними, что потом обернулось в военные столкновения друг с другом.

Чтобы избавиться от коммунистов, получавших поддержку от Советского союза, многие части четников пошли на компромисс с захватчиками со стороны Немецко-итальянских сил. Многие называют те события главным пятном на движении четников, сравнивавшихся коммунистической пропагандой не иначе как с русскими белогвардейцами, пошедшими на аналогичные коллаборационистские уступки с некогда врагами. И самое удивительное, что многие четники также сотрудничали с усташами, которые были до недавнего времени самыми лютыми врагами всего сербского народа. Но главная идея такого шага заключалась не только в уничтожении сил коммунистических соотечественников, но и заполучении мнимого доверия сил захватчиков с целью последующих диверсий. Именно этим в последствии большая часть четников и занималась, за что жесткого каралась немецкими и итальянскими частями.

То смутное время привело одни отряды четников к сотрудничеству с советскими отрядами и статусу героев, а других к расстрельной стенке после депортации из освобожденных британцами и американцами территорий. Многие национальные герои Сербии были обвинены в пособничестве нацисткой Германии и без суда и следствия получили расстрельные приговоры. В том числе и Драголюб Михаилович, которого в мае 2015 года оправдали и реабилитировали.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь!

Я, , клянусь перед Господом Богом, Господом Сыном Иисусом Христом и Господом Духом Святым: клянусь перед хлебом этим, клянусь перед крестом этим, клянусь перед ножом этим и револьвером, что буду точно и полностью, безусловно исполнять все приказы Комитета, которые мне будут давать, которые идут на пользу нашего освобождения и объединения с Матушкой Сербией, под управлением Комитета.

Если я намеренно нарушу эту клятву, пусть меня Бог, Крест, Имя, Слава и хлеб судят, а нож и револьвер исполнят наказание.

Аминь!

Слоганы, девизы, лозунги

База слоганов, девизов, лозунгов

Все слоганы

Афоризмы не из интернета
Прикольные выражения и Смешные фразы диджея

Слоганы, девизы, лозунги: Церковь

Мы просто рады, что вы смогли сделать это. Наши двери открыты.
ОБЪЕДИНЁННАЯ ЦЕРКОВЬ КАНАДЫ. Слоган для прихода в Норвале для привлечения новых прихожан среди тех, кто по какой-либо причине боится быть не принятым, 2009
Изображены сидящими в церкви: заключённый, пара нудистов и …русский хоккеист

Миллионы нью-йоркцев хороши без Бога. А вы?
A million New Yorkers are good without God. Are you?
BIG APPLE CoR, коалиция атеистических организаций Нью-Йорка. Слоган в поддержку атеизма, 2009
По утверждению рекламодателей, кампания не направлена против какой-либо религии

И Он разбил свой шатёр среди нас.
Лозунг над церковной палаткой в палаточном городке жителей итальянской Аквилы, разрушенной 6 апреля 2009 года землетрясением

Православие или смерть.
Девиз на стягах, которые можно видеть в афонских монастырях
Патриарх Кирилл назвал этот лозунг «греховным и внутренне противоречивым»

Солидный Господь для солидных господ.
The shining Word for your shining world.
Слоган Виктора Пелевина, который он сам перевёл на английский, заменив рекламу Бога рекламой Библии

Ты возьмёшь с собой Бога на летние каникулы?
Will you take God on your summer vacation with you?
CALVARY BAPTIST CHURCH. Слоган церкви, США

Бог принимает разбитые сердца, но ему потребуются все осколки.
God will accept broken hearts, but He must have all the pieces.
BROWN MEMORIAL BAPTIST CHURCH. Девиз церкви, США

Но, святой Пётр… как же мои гражданские права?
But St.Peter… what about my civil right?
CALVARY TABERNACLE UNITED PENTECOSTAL CHURCH. Слоган церковной проповеди, США

Если бы эволюция существовала, у матерей была бы третья рука.
If evolution were true, mothers would have 3 arms.
COMMUNITY BAPTIST CHURCH. Рекламный слоган проповеди, США

Станьте ловцами человеков. Вы наловите, а Он почистит.
Be ye fishers of men. You catch them – He will clean them.
LA CROSSE CHRISTIAN CHURCH. Слоган, призывающий приводить в церковь новых прихожан, США

Иисус возвращается. Сопротивление бесполезно.
Jesus is returning. Resistance is futile.
NEW LIFE BAPTIST CHURCH. Церковный слоган, США

Когда будешь помирать, у тебя небось не окажется неотложных дел.
You won’t be too busy to die.
Баптистская церковь, США

Незаконное проникновение на церковную парковку карается крещением.
Church parking trespassers will be baptised.
CHRISTIAN FELLOWSHIP CHURCH. Шутливый слоган баптистской церкви, США

Иисус – твоя бесплатная карточка «освободитесь из ада».
Jesus, your get out of hell free card.
CROSSROADS OF FAITH CHURCH. Церковный слоган, США

Почему Ной не прихлопнул тех двух москитов?
Why didn’t Noah swat the two mosquitoes?
PROVIDENCE PRESBYTERIAN CHURCH. Рекламный слоган проповеди, США

Санта-Клаус никогда ни за кого не умирал.
Santa Claus never died for anyone.
Церковь в США. Рекламный слоган

Тебя придумали для Божьего удовольствия.
You were planned for God’s pleasure.
CLAWSON UNITED METHODIST CHURCH. Рекламный девиз церкви, США

Вечность надвигается. Быстро.
Eternity is approaching. Quickly.
STAFFORD CHURCH. Церковный слоган, США

Не сдавайся. Моисея тоже нашли на помойке.
Don’t give up. Moses was once a basket case too.
HORNSBY BEND ASSEMBLY OF GOD. Церковный девиз, США

Пока твоя религия не привела тебя в церковь, она не приведёт тебя на небо.
If your religion will not bring you to church it will not take u to heaven.
THE CHURCH OF GOD. Рекламный девиз церкви, США

Для тебя ещё осталось место на кресте. Живи для Христа.
There is still room at the cross for you. Live for Jesus.
BETHEL CHURCH. Церковный слоган, США

Ты можешь купить огнетушитель, но в аду он тебе не поможет.
Stop drop roll: it won’t work in hell.
SOUTH WATERBORO BIBLE CHAPEL. Церковный девиз, США

Ну церковь. Чего беспокоиться?
Church. Why bother?
NORTHEAST CHRISTIAN CHUTCH. Церковный слоган, США

Что хуже – дитя, испугавшееся темноты, или взрослый, испугавшийся света?
Which is worse: a child afraid of the dark or an adult afraid of the light?
THE CHURCH OF CHRIST. Рекламный девиз церкви, США

Когда-нибудь думал стать католиком? Вот тебе знак.
Thinking about becoming catholic? Here’s a sign.
IMMACULATE CONCEPTION CATHOLIC CHURCH. Рекламный девиз церкви, США

Эй, снайпер, Иисус любит тебя. Покайся и сдайся.
Hey sniper, Jesus luvs u 2. Repent and turn yourself in.
SHREWSBURY CHURCH OF GOD. Слоган, обращённый к преступнику, стрелявшему в людей из оптической винтовки, США

Молитва – самое надёжное беспроводное соединение.
Prayer is the ultimate wireless connection!
BETHEL ASSEMBLY OF GOD. Церковный слоган, США

Бог не верит в атеистов, значит, их не существует.
God does not believe in atheists, therefore atheists do not exist.
Баптистская церковь в США. Рекламный слоган

Существует ли Бог? Мы покажем тебе Бога или дадим 10 баксов.
Where is God? We’ll show you or pay you $10.
COVENANT CHRISTIAN CHURCH. Рекламный слоган церкви, США

Гибридные христиане: ездят на правде и любви.
Hybrid Christians runs on truth and love.
DOVERCOURT BAPTIST CHURCH. Церковный рекламный девиз, США

Устал быть неудачником? Обратись к Богу.
Tired of being a loser? Turn to God.
FIRST PENTECOSTAL CHURCH. Церковный рекламный слоган, США

Иисус идёт! Притворись, что занят делом.
Jesus is coming. Look busy.
ALL SAINTS LUTHERAN CHURCH. Рекламный девиз церкви, США

СПИД лечит от содомии.
AIDS cures sodomy.
Баптистская церковь в США. Церковный слоган

Счастливый час каждое воскресенье.
Happy hour here every Sunday.
WESTVIEW CHRISTIAN CHURCH. Рекламный лозунг церкви, США

Кто хочет стать христионером?
Who wants to be a christianaire?
GOSPEL ASSEMBLY CHUTCH. Рекламный девиз церкви, США

Я создал Чака Норриса. Бог.
I created Chuck Norris. God.
NEW LIFE CHURCH OF THE NAZARENE. Церковный слоган, США

Иисус любит тебя. Буш – нет.
Jesus loves you. Bush doesn’t.
FIRST BAPTIST CHURCH. Церковный девиз, США, 2000-е годы

ФУТУРАМА.
FUTURAMA.
WESTMINSTER PRESBYTERIAN CHURCH. Рекламный слоган, зовущий подростков в церковь на проповеди, США

Бог, как кока-кола, всегда настоящая вещь!
God is like Coca-Cola – He’s the real thing!
PRYORSBURG BAPTIST CHURCH. Церковный девиз, обыгрывающий известный слоган Coca-Cola, США

Жизнь – не генеральная репетиция.
Life ain’t no dress rehersal.
FAITH UNITED METHODIST CHUTCH. Церковный лозунг, США

Иисус смотрит на тебя.
Jesus is watching you.
Церковь в Америке. Рекламный слоган

Встань на колени и дерись как мужчина!
Get on your knees and fight like a real man!
NEW HARVEST ASSEMBLY CHURCH. Рекламный лозунг церкви, США

Шокируй маму, сходи в церковь.
Shock your mom, go to church.
TURNING POINT, церковь в Америке. Рекламный слоган

Он умер за тебя! Подробности внутри.
He died for you!
Церковь в Америке. Рекламный слоган

Духовная Олимпиада.
Spiritual Olympics.
NORTHWEST BAPTIST CHURCH. Рекламный девиз церкви, приуроченный к Олимпиаде в Пекине, США, 2008

По-любому.
Whatever.
MORROW MEMORIAL UNITED METHODIST CHURCH. Церковный слоган, США

Кто твой папа?
Who’s your daddy?
FIRST BAPTIST CHURCH. Церковный девиз, США

Потраченное впустую время – это мусор, который нельзя переработать.
One thing you cannot recycle is wasted time.
CARLISLE BAPTIST CHURCH. Церковный лозунг, США

Как бы поступил Христос? Просто делай так!
What would Jesus do? Just do it!
RIVER OF LIFE, церковь в США. Церковный лозунг, использующий знаменитый слоган Nike

Постоянное алиби.
Persistent alibi.
NORTHWEST HILLS CHURCH. Слоган, приглашающий в церковь на проповеди, США

Зачем платить за GPS? Иисус направит вас бесплатно.
Why pay for GPS? Jesus gives direction for free.
UNITED NEW CHURCH OF CHRIST. Рекламный девиз церкви, США

Сейчас хоть кто-нибудь верит хоть во что-то?
Can anyone believe anything anymore?
TWIN BRANCH BIBLE CHURCH. Церковный слоган, США

Тебе кажется, тут жарко? Вообрази себе ад.
If you think it’s hot here imagine hell.
CHURCH OF GOD. Церковный девиз, США

Христиане! Берегите веру, но не от ближних.
Christians! Keep the faith, but not from others.
MAGNOLIA BAPTIST CHURCH. Церковный лозунг, США

Бог – как алкозельцер. Попробуй – тебе понравится.
God is like alka seltzer. Try Him, you’ll like Him.
CALVARY-ASBURY UNITED METHODIST CHUTCH. Рекламный церковный девиз, США

2000 лет с одним и тем же менеджментом.
Under same mgmnt over 2000 years.
SKYVIEW BAPTIST CHURCH. Лозунг церкви, США

Бог благословит Америку, если… См. Вторую книгу Паралипоменона, 7:14.
God will bless America if… 2 Chronicles 7 vs 14.
OLD FORT BAPTIST CHURCH. Рекламный слоган церкви

Тебе интересно, что здесь происходит между свадьбами и похоронами?
Wonder what goes on here between weddings and funerals?
FIRST PRESBYTERIAN CHURCH. Девиз церковной рекламы, США

Кричать в постели «Боже!» – не замена походу в церковь.
Staying in bed shouting, Oh God! doesn’t not constitute going to church.
ST.CYRIL OF ALEXANDRIA CATHOLIC CHURCH. Церковный слоган, США

Друзья не дают друзьям попадать в ад.
Friends don’t let friends go to hell.
ASSEMBLY OF GOD, церковь в США. Рекламный слоган

Если Бог – твой второй пилот, поменяйся с ним местами.
If God is your copilot, switch seats.
RICH POND BAPTIST CHURCH. Церковный рекламный девиз, США

Нет вечеринки круче, чем у Святого Духа. Она длится вечно.
Ain’t no party like Holy Ghost party, cause a Holy Ghost party don’t stop.
MEMORIAL BAPTIST CHUTCH. Девиз церкви, США

«Гугл» отвечает не на все запросы.
Google can’t satisfy every search.
NORTH SHORE ASSEMBLY OF GOD. Рекламный девиз церкви, США

Гарантируем спасение! В противном случае вернём ваши грехи.
Salvation guaranteed – or your sins cheerfully refunded!
Церковь в Америке. Рекламный лозунг

В воскресенье ты в церкви с Иисусом или дома один?
On Sunday will you be at church with Jesus or home alone?
Церковь в США. Рекламный девиз

Привилегии для прихожан: бесплатный кофе, вечная жизнь.
Free coffee. Eternal life. Membership has its privileges.
JEFFERSONTOWN UNITED METHODIST CHURCH. Церковный рекламный лозунг, США

Первое апреля: День эволюциониста.
April 1st: Happy evolutionist day.
CEDAR RIDGE BAPTIST CHURCH. Церковный девиз, США

Наука подтверждает правоту Библии.
Science proves the Bible truth.
CHRISTADELPHIAN HALL, церковь в Америке. Рекламный слоган

Не заставляйте меня спускаться. Бог.
Don’t make me come down there. God.
CORNERSTONE CHRISTIAN CHURCH. Церковный девиз, США

Наши цветы сделают вашу жизнь ярче, а овощи – намного дольше!
Лозунг над входом в учебный центр (с теплицей) Заокского Адвентистского университета, Тульская область

Религия – яд. Береги ребят.
Антирелигиозный лозунг в СССР, 1930-е годы

Каждый день с Иисусом.
Девиз христианской церкви

Что бы сделал Иисус?
What would Jesus do? (WWJD)
Девиз христиан США в конце XIX века

ТЕРРИТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА

Многие считают этот лозунг экстримистским, но для православных это значит, что будучи в Церкви — будешь преисполнен жизнью, вне Церкви будешь вне жизни, то есть жить будешь себе в смерть.
Девиз «Православие или смерть!» (греч. Ορθοδοξία ή θάνατος!) на греческом языке начертан с 1970-х годов и по настоящее время на чёрном знамени афонского монастыря Эсфигмен, братия которого отказалась поминать правящего архиерея Святой Горы — Константинопольского Патриарха в знак протеста против богословского диалога с РКЦ и иных экуменических контактов последнего.
Суть этого выражения носит исключительно религиозный характер и относится к православным христианам, которые таким образом заявляют о своем жизненном выборе и готовности умереть за Христа подобно всем святым мученикам, если им даже под угрозой смерти предложат отречься от Православия или согласиться с искажением Православного вероучения.
Выражение «Чаю Воскрешения мертвых и жизни будущего века» — девиз царского казачьего полка «Баклановцы».
Те, кто не постыдился и не побоялся носить на груди надпись «Православие или смерть» разбудили совесть одних, непонимание других и ненависть третьих.
Иметь на груди такую надпись, значит иметь мужество обратить её требование к себе. Не меньшее мужество – открыто сообщать России, невеселую истину о том, что ждет нас при дальнейшем отступлении от Христа. Правдивое, но горькое предупреждение обычно мало кому нравится.
Тех же, кто враждебен к православному христианству оно однозначно изобличает как «легион смерти». Именно этим и вызвано злобное отторжение, попытка гонений.
Кроме того, заявленная аксиома обязывает, побуждает человека к христианству не на словах, но на деле, не «в душе», но в жизни.
Предельно просто и предельно сложно одновременно.
Понять, что, только выбрав христианский путь, русские не погибнут как народ и не войдут каждый по отдельности в духовную погибель – просто.
Трудно перейти к осуществлению. Не только носить крестик на шее. Не только посещать церковь. Участие в таинствах и чтение Евангелия – тоже не всё. Надо пытаться жить по Христу, служить делами Христу.
Как сам Он сказал «Кто не в Бога богатеет, тот расточает».
Разве могут служить Христу те, кто грабит казну, оставляя без помощи больных, сирот, стариков?
Разве могут служить Ему те, кто растлевает людей, распространяя порок, низкую похоть по медиаканалам?
Все те, кто унижает Россию, средствами материального принуждения и информационного насилия загоняет ее детей в неприкаянные пьянство, наркоманию, блуд, преступность и прочие виды медленного самоубийства.
Кто по существу продает людей, рядом с которыми родился и вырос в рабство, продает свою и их землю.
Современный мир соткал для сознания такие пелены, что, даже совершая все это, иные могут мнить себя православными христианами. В упор не видя, кого и как обрекают на смерть. Не видя смерть и собственной души.
Хоругвеносцы ужаснули тем, что напомнили о самом существовании смерти.
На земле есть страдание, есть смерть и только Православие как учение Христа избавляет от них. Такой ужасный экстремизм позволили себе хоругвеносцы.
Почему Православие? Потому что оно и есть нелицемерное, не расслабленное, бесстрашное христианство. Только через него сегодня человек вполне приходит к Учению, срывающему пелены благостности.
Православие содержит в себе страшное оружие против всемирного помутнения человеческой природы. Оно способно разбудить совесть, назвать вещи своими именами, вырвать человека из обволакивающего потока современности, привести к красоте.
Не случайно кощунники от «запретного искусства» выбрали объектом глумления именно православные ценности.
Замазать черным лик Богородицы или приклеить на икону Христа мышиную голову – откровенный сатанизм. Сатанисты попытались глумиться над Православием не потому что они не бояться миролюбивой религии.
Как раз, потому что именно её, а не какую-либо другую они считают своим настоящим врагом и на духовном уровне боятся по пословице, как черт ладана. Но их темный повелитель приказывает им гадить.
Однако совсем неожиданно в общественном сознании возник не прогнозируемо прямолинейный ответ на подлую провокацию, а написанное белым по черному: «Православие или смерть».
Надпись же, взятая с флага афонского монастыря заставляет думать и определяться.

«Православие или смерть» – это экстремизм?

Автор Дарья Сивашенкова 19.01.2012 12:36

Экстремизм стремительно проникает в наше общество. То, что вчера еще казалось нормальным и благоразумным — сегодня в глазах правоохранительных органов приобретает зловещий оттенок нетерпимости и призыва к насилию. Например, прокурорскому осуждению подвергся лозунг на листовке «Убей в себе раба!». Как показалось мнительным экспертам, призыв косвенно утверждает, что в России — рабовладельческий строй, и призывает на борьбу с ним. А теперь осуждению подвергся девиз афонских монахов — «Православие или смерть».

«Разжигает национальную и религиозную вражду, пропагандируют превосходство граждан одной религии по отношению к другой», — именно с такой формулировкой Черемушинский суд Москвы признал экстремистской фразу «Православие или смерть». Это решение вынесено относительно рекламы футболок, выложенной в интернете.

Еще не так давно черные легкоузнаваемые майки с белым изображением черепов, православного креста и осужденной надписью были отличительным знаком ряда граждан. Например — практически униформой Союза православных хоругвеносцев. В такой майке давал интервью солист группы «Алиса» Костя Кинчев. В «экстремистской» футболке видели и Ивана Охлобыстина. Никаких претензий к ним не было (по крайней мере, в плане их одежды). И тут вдруг — на тебе. Экстремизм и разжигание вражды. А все, кто их носит, что теперь — экстремисты, хватай да сажай?

Абсурдности судебному решению добавляет то, что реклама футболок с лозунгом-пропагандой «религиозного превосходства» была выложена в социальной сети «Вконтакте», в группе под названием «Антирелигия». Согласитесь, трудно заподозрить участников этой группы в симпатиях к какой бы то ни было религии. Тем более, неразумно обвинять их в пропаганде православия, а на основании их издевок — запрещать православные лозунги. Что за фантасмагория? Это все равно, что прочитать на заборе надпись «Вася — дурак» и на этом основании упечь несчастного Васю в сумасшедший дом.

Повинны ли евреи в распятии Христа?

Прокуратура на слово «смерть» реагирует, как хорошая охотничья собака на зайца: сразу в стойку. Так же, как на призыв «убей» в лозунге «убей в себе раба» — полностью вырывая слово из контекста. Но зачем так-то уж демонстрировать невежество экспертов? Даже стыдно. Ведь лозунг «Православие или смерть!» придуман вовсе не в подвалах националистов. Это — надпись на флаге, развевающемся над афонским монастырем Эсфигмен.

И, значит, эта надпись — вовсе не то, чего боится российская прокуратура. «Православие или смерть» вовсе не тождественно общеизвестному «кошелек или жизнь». Лозунг не значит, что любому неправославному надо непременно бить морду или вонзать нож под ребро. Это краткий символ веры — все, что не православие, то для человека — смерть. И человек готов даже до последнего своего дыхания отстаивать чистоту православия и свое право верить. Поэтому на футболке такой вызывающий рисунок: череп с зажатым в зубах ножом.

Вот как объяснял несколько лет назад Константин Кинчев, почему он ходит в футболке с этим лозунгом: «Для меня в этом нет ничего своеобразного. Просто я вспоминаю слова чтимого мною святого Феофана Затворника. Он говорил: «Не знаю, как кому, а мне без православия не спастись». Я всего лишь повторяю эти слова».

Но окрик прокуратуры — это все-таки повод задуматься. Сразу в нескольких направлениях.

Идея не отвечает за тех, кто в нее верит, а лозунг — за тех, кто его использует. Извратить — нечаянно или злонамеренно — можно любой призыв. А в бездумных запрещениях недолго дойти до чего угодно. Например, до мысли, что объявить «разжигающими вражду» следует все священные книги, начиная с Библии. Да чего там, экстремистские мысли можно почерпнуть даже в инструкции по использованию пылесоса. Было бы желание, а прикопаться, как известно, можно даже к столбу.

И где тот разумный «стоп», который скажет сама себе прокуратура? Запнется ли она, допустим, на чеховской фразе про «выдавить из себя раба по капле»? Или обвинит писателя в жестоком обращении с живой рабсилой?

В стране победившего православия…

Но при этом, положа руку на сердце, можно ли с чистой совестью сказать, что афонский монашеский лозунг в нашей стране используют люди, которые действительно готовы умереть за православие? Ведь недаром еще три года назад патриарх Кирилл предупреждал, что к проповедникам, использующим «православие или смерть» в своих речах, следует относиться с осторожностью. Хороший лозунг в России попал в не очень хорошие руки.

Слишком часто в наших реалиях эти слова прикрывают обычных церковных раскольников, которые под «православием» мнят вовсе не апостольское учение, а набор странных представлений, не подкрепленных ничем, кроме непрошибаемой самоуверенности, заносчивости, видений и утверждений неких безымянных «старцев» и самозваных «святых».

И под девизом афонских монахов такие «защитники» проповедуют банальный раскол и ненависть ко всем, кто не с ними. Черная футболка с белыми черепами на таких людях становится настоящим пиратским флагом. Эти «ревнители», которые уверены, что именно они «спасают» православие, позволяют себе вполне хамские и хулиганские выходки.

Например, бравые молодцы из «Союза православных хоругвеносцев» под видом «борьбы с сатанизмом» сожгли перед храмом Христа Спасителя седьмую книгу про Гарри Поттера, полную христианских цитат и мыслей.

Следует задуматься и тем, кто надевает на себя такую майку бездумно, просто ради красоты или жеста. Ведь в какой-то степени верующие — действительно экстремисты. И да, чего скрывать, действительно, христиане отстаивают «превосходство» своей религии перед всеми другими. Что, собственно, делают и представители всех других вероисповеданий. Надеть такую футболку — все равно, что молча заявить: да, я тоже готов умереть за свою веру. И готов к гонениям за нее. А точно готов?

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

«Православие или смерть?»: Русская Церковь — последняя надежда Греческого мира

События последних двух лет внесли в Православный мир невиданную доселе смуту. Ни XV столетие, когда Константинопольский патриархат впервые отпал от Православия, присоединившись к Римско-католической церкви в результате Флорентийской унии 1439 года, ни русский церковный Раскол второй половины XVII века, ни многочисленные церковные разделения века XX настолько не пошатнули православное единство.

Парадоксально, но факт: именно украинский вопрос оказался той «миной замедленного действия», которая сначала подорвала Российскую Империю, затем — Советский Союз и наконец — Мировое Православие (как единый организм, состоящий из Поместных Церквей).

Однако было бы слишком большим упрощением утверждать, что именно Украина и украинские раскольники-националисты оказались той мощной разрушительной силой, которая сломала то, что сломать невозможно в принципе, по утверждению Самого Христа:

Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей

(Мф. 16, 18).

Эти слова Спасителя в последнее время приводятся нередко. Но надо понимать, что обращены они к Церкви Христовой, Богочеловеческому организму, а не к какой-то конкретной исторической Поместной Церкви. Увы, за два тысячелетия новозаветной христианской истории не раз случались падения вплоть до полного краха различных Поместных Церквей, и современная архитектура Православного мира — порождение XX века, времени множества церковных разделений, в том числе украинских.

Но если копнуть чуть глубже, то можно увидеть, что разрушение единства православной цивилизации началось не с локальных самостийнических расколов, порождённых русской революционной смутой 1917 года, но долго тлело именно в колыбели Православия — мире греческом. И «мировой пожар», полыхнувший в наши дни, — не неожиданное «стихийное бедствие», а итог долгих либерально-обновленческих реформ, помноженных на тоталитарную идею восточного папизма и на греческий этнический национализм, в корне противоречащих идее Вселенского Православия.

Попробуем разобраться, «откуда есть пошло» это отступление от святоотеческого Православия, породившее многие церковные расколы и нестроения, а в итоге приведшее к сегодняшнему кризису Православного мира. А также в том, сохранились ли в мире греческом центры сопротивления этому либерально-обновленческому кризису.

Фанар на пути к вероотступничеству

Как уже было сказано, Константинопольский патриархат, некогда бывший Поместной Церковью великой Христианской Империи — Ромейского Царства (Византии), уже в середине XV века отпал от Православия. Тогда это случилось по военно-политическим причинам: Империя находилась на пороге краха, и от западно-христианского католического мира в Константинополе ждали военной поддержки в борьбе с турками-османами. Но реальной серьёзной помощи оказано не было, и в 1453 году ветхий Царьград пал (Царьградом новым стало молодое православное Государство Российское, менее века спустя ставшее Царством).

Вступление Мехмеда II в Константинополь. Фото: Benjamin-Constant / Globallookpress

Тем не менее уже под османским владычеством Константинопольская Церковь отреклась от недавней Флорентийской греко-католической унии, вновь став православной. С одним немаловажным аспектом, на который другие Поместные Церкви, включая Церковь Русскую, «закрыли глаза». Архиереи Константинопольского патриархата публично не приносили покаяния за отступление от Православия, но, разорвав с римо-католиками и «для верности» в очередной раз предав их анафеме, вновь возомнили себя центром Православного мира.

Никто не возражал. Разве только православное большинство считало Константинопольскую Церковь и её Предстоятелей «первыми среди равных». Сами же фанариоты, находившиеся под турецким владычеством и веками получавшие от Москвы щедрую помощь, публично не озвучивали то, что думали сами о себе. Среди равных, так среди равных, только мы, конечно же, куда «равнее». Хотя кое-когда эта эллинская этническая гордыня проявлялась и до новейшей истории.

Так было в 1686 году, когда Фанар согласился с переходом Киевской Митрополии под омофор молодого Московского Патриархата, однако подготовил томос (указ) об этом столь двусмысленно, что 333 года спустя, как говорится, «взял свои слова обратно». Так было и в 1872 году, когда уже после признания автокефалии Элладской Церкви Фанар предал анафеме болгарских архиереев за церковный национализм — этнофилетизм (это было бы вполне справедливо, если бы сами греки были лишены националистических настроений). Так случилось и в XX веке, когда фанариоты, почувствовав слабость гонимой Русской Церкви, набросились на её наследие.

К слову, ещё в 1913 году советник константинопольского посольства Б. С. Серафимов докладывал русскому послу М. С. Гирсу в Константинополь о том, как его приняли на Афоне, где к тому времени большинство монахов имели русское происхождение, священноначалие же Святой горы проводило откровенно русофобскую политику:

Холодный, почти невежливый приём Кинота, попытка удалить меня из Андреевского скита, демонстративное преследование русских монахов, передаваемые через наших иноков угрозы расправиться со мною силою; торжественные клятвы перед иконой Божией Матери до последней капли крови защищать свои права и не допустить на Афоне никакой власти, кроме греческой, и невообразимый шум, поднятый в греческих газетах.

Одним из организаторов этой русофобской кампании стал скандально известный церковный авантюрист, либерал-обновленец и экуменист (а также, согласно ряду источников, член английской масонской ложи) Мелетий (Метаксакис). В 1918 году он стал первоиерархом Элладской Церкви, но спустя два года был свергнут и даже лишён сана. За политические интриги против греческой монархии, экуменические заигрывания с протестантами-англиканами, а также «ряд церковных проступков, в том числе за учинение раскола».

Но уже в 1921 году Метаксакису под давлением Запада не только возвратили архиерейский сан, но и «избрали» его Константинопольским патриархом. В реальности и это «избрание» было самым настоящим переворотом, инициированным всё теми же «западными партнёрами». Вот как в ряде источников описывается это позорное для Константинопольской Церкви событие:

В 1921 году в Стамбуле произошло избрание нового Вселенского Патриарха Германоса (за него проголосовали 16 из 17 членов Синода). Но к новоизбранному Патриарху явилась некая делегация, которая сообщила, что «Мелетий имеет возможность внести 100 тысяч долларов на нужды патриархии», поэтому национальные интересы требуют, чтобы Патриархом был избран именно он. «Ради блага народа я принял это предложение», — пишет Германос. Вскоре для избрания Мелетия был полностью заменён состав Константинопольского Синода, который и избрал его Патриархом.

Всё это происходило в условиях оккупации Константинополя войсками Антанты, и патриарх Мелетий явно рассчитывал получить не только церковную, но и политическую власть над территориями бывшей Османской империи. Но этого не случилось, и Метаксакис переключился на диаспору, подчинив себе греческие приходы в Америке, вторгся на каноническую территорию Русской Церкви в Польше и Эстонии и наконец в 1923-24 годах совершил попытку либерально-обновленческой календарной революции во всём Православном мире.

Календарная революция и старостильный раскол

Мелетий (Метаксакис) и англиканский архиепископ Ланг. Фото: www.pravoslavie.ru

В мае-июне 1923 года патриарх Мелетий (Метаксакис) созвал в Константинополе (в который ещё не вступили турецкие войска) «Всеправославный синедрион». Это совещание претендовало на статус «Всеправославного собора», однако в реальности в нём приняли участие представители абсолютного меньшинства Поместных Церквей. Тем не менее его ключевое либерально-обновленческое решение в итоге было принято многими. Речь о календарной реформе, переходе с древнего юлианского календаря на новоюлианский (в основном совпадающий с западным григорианским).

Параллельно Метаксакис пытался протащить и куда более сомнительные с точки зрения православного канонического права решения: возможность второбрачия духовенства, сокращение постов и тому подобное. Однако столь радикальные меры не нашли поддержки в других Поместных Церквах, а вот на новый календарь перешли почти все, за исключением Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской. Но и в Греческом мире началось движение консервативного сопротивления этой либерально-обновленческой реформе, получившее название «старостильного» или «старостильнического».

Уже в 1924 году греческие православные традиционалисты, противники либерально-обновленческих реформ создали «Общество Православных», ставшее центром церковной контрреволюции. В это общество вошло немало мирян и клириков (в том числе афонских монахов), поддерживали старостильников и некоторые архиереи. Особенно много мирян к старостильному движению присоединилось после того, как в 1925 году в день Крестовоздвижения, в ходе богослужения, совершённого священником-старостильником Иоанном Флоросом в пригороде Афин, в небе явился Крест Господень.

Явление Креста греческим старостильникам в 1925 году. Фреска в одном из старостильнических храмов. Фото: pravoslavie.ru

Официальная Элладская Церковь, почувствовав опасность раскола, начала активную пропаганду против старостильников, обвиняя их в сектантстве. В ответ сыпались не менее жёсткие обвинения в адрес греческого священноначалия (в основном в вероотступничестве и масонстве). В итоге в 1926 году Афинский Синод объявил старостильников «отделившимися от Церкви».

Начались антистаростильнические гонения с участием греческих властей и сотрудников полиции, результатом которых стал реальный раскол и создание в 1930-х годах параллельной иерархии (три архиерея вышли из Элладской Церкви и присоединились к старостильникам). Как и любой раскол, старостильный очень быстро стал разделяться сам в себе, вскоре превратившись в целый ряд иерархий, не признающих друг друга.

Консервативная «внутренняя оппозиция» в Элладской Церкви

В итоге в Элладской Церкви образовалась консервативная «внутренняя оппозиция», ярчайшим представителем которой стал один из самых известных православных богословов второй половины XX века, архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Он до последнего надеялся на покаяние ученика патриарха Мелетия (Метаксакиса) и учителя сегодняшнего Константинопольского патриарха Варфоломея (Архондониса), патриарха Афинагора (Спиру), направляя ему послания, исполненные искренней скорби:

Вы зашли уже слишком далеко. Ваши стопы касаются потоков Рубикона. Терпение тысяч благочестивых душ — священнослужителей и мирян — непрерывно истощается. Ради Господней любви поверните назад! Не надо производить в Церкви расколы и разделения. Пытаясь не замечать разногласия, Вы добьётесь одного — разорвёте единое и вызовете появление трещин на почве, доныне твёрдой и монолитной. Осознайте это и опомнитесь!

Разумеется, речь шла уже не о календарной реформе, а о куда более серьёзных отступлениях от святоотеческого Православия. Так, патриарх Афинагор, подобно патриарху Мелетию, был возведён на Константинопольский престол в результате политического переворота (в 1949 году он был десантирован в Стамбул из Америки личным спецбортом президента США Гарри Трумэна). И сразу же занялся подготовкой очередного «Всеправославного собора», который должен был довести до логического конца либерально-обновленческие реформы 1920-х годов.

Будущий патриарх Афинагор и президент США Гарри Трумэн. Фото: Keystone Pictures USA / Globallookpress

Забегая вперёд, хотелось бы напомнить, что эта идея была реализована лишь в 2016 году, но в силу отказа от участия в Критском соборе части Поместных Церквей, включая Русскую, он так и не принял опасные для Православия решения, а сам получил ничтожный статус. Впрочем, именно с этого момента патриарх Варфоломей и начал мстить Русской Церкви, что в итоге и привело к антиканоническим беззакониям последних двух лет.

Но вернёмся к патриарху Афинагору (Спиру). Самым показательным его деянием стала его иерусалимская встреча с папой римским Павлом VI (первая встреча предстоятелей Православной и Римско-католической церквей с 1439-го), после чего были отменены взаимные анафемы православных и римо-католиков, наложенные ещё в 1054 году. Это вызвало недоумение многих консервативных богословов, в частности известного сербского святого XX века, преподобного Иустина (Поповича), автора нескольких работ, обличающих экуменизм.

Встреча Патриарха Афинагора и Римского папы Павла VI в Иерусалиме в январе 1964 года. Фото: Keystone Pictures USA / Globallookpress

В самой же Элладской Церкви большинство архиереев на тот момент были противниками либерально-обновленческого экуменического курса Фанара, хотя и не были готовы выступить против него единым фронтом. Это подтверждает одно из писем ранее упомянутого архимандрита Епифания (Феодоропулоса) патриарху Афинагору.

Ваше Святейшество, очнитесь! Полнота Церкви, верующая не по форме, а, по сути, едва терпит Ваши поступки. Не обманывайтесь и не обольщайтесь: ни народ церковный, ни пастыри Церкви не разделяют Ваших убеждений. Не знаю, как дело обстоит в других Поместных Церквах, но в Элладской Церкви едва ли найдётся более шести-семи Ваших последователей среди епископов. Остальные архиереи наблюдают за Вашими действиями с внутренней скорбью, но не высказываются публично, выжидая «до времени»…

Подобная ситуация сохраняется и сегодня, когда Синод Элладской Церкви и её первоиерарх, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним выступают в поддержку беззаконных действий Константинопольского патриарха Варфоломея, а большинство греческих архиереев молчат, выжидая «до времени». И только два иерарха Элладской Церкви — митрополиты Серафим Кифирский и Антикифирский и Серафим Пирейский — бесстрашно выступают в защиту православного канонического права против признания украинских раскольников-националистов «автокефальной Церковью», а их руководителей, ряженых самозванцев, «православными архиереями».

Так, как стало известно на прошлой неделе, 15 октября 2019 года митрополит Серафим Пирейский публично выразил глубокую благодарность митрополиту Серафиму Кифирскому и Антикифирскому, а также всем членам Элладской Церкви, отказавшимся признать автокефалию укрораскольнической ПЦУ (также известной как СЦУ): «раскольников, низложенных, преданных анафеме и нерукоположенных».

На данный момент сложно сказать, как много архиереев Элладской Церкви откажутся признавать и вступать в евхаристические отношения с ПЦУ-СЦУ. Однако активная и бескомпромиссная деятельность тезоименитых митрополитов Серафимов вселяет надежды, что и консервативная оппозиция в Элладской Церкви не только существует, но и способна публично бороться за святоотеческое Православие.

Актуальность диалога со старостильниками

Теперь что касается греческого старостильного движения. Как уже было сказано, на сегодняшний день оно весьма разрознено. Тем не менее в числе многочисленных старостильных иерархий выделяется относительно умеренная «Церковь истинно-православных христиан Греции». Эта самая многочисленная греческая старостильная юрисдикция объединяет несколько десятков архиереев, более 300 клириков, около 300 приходов и более 100 монастырей и скитов.

Более того, к этому старостильному Синоду примыкает и широко известный афонский монастырь Эсфигмен, монахи которого ещё в 1970-х годов отказались богослужебно поминать, а соответственно, и подчиняться Константинопольским патриархам как экуменистам и либеральным обновленцам. Именно в этом монастыре был провозглашён лозунг «Православие или смерть!», по какому-то странному недоразумению признанный в России экстремистским. Разумеется, речь шла о том, что без Православия христиан ждёт неизбежная духовная смерть.

Да, существуют вопросы относительно канонического статуса старостильников, включая то, можно ли признать апостольское преемство их клириков. Но факт остаётся фактом: свою иерархию они получили во многом благодаря Русской Зарубежной Церкви, которая долгое время находилась с этими греками-старостильниками в евхаристическом общении.

Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 13 августа 1983 года, провозгласивший анафему экуменизму. Фото: www.pravoslavie.ru

И именно потому в нынешних условиях, когда священноначалие Элладской Церкви стремительно отдаляется от Православия, с этой юрисдикцией (часто именуемой «Синодом Хризостома») стоит начать диалог. Разумеется, не об их каноническом признании, но на уровне академических церковно-исторических и богословско-канонических дискуссий. В том числе с привлечением консервативных богословов из той же Элладской Церкви.

Практически инициатором этого диалога вполне могла бы выступить та же Русская Зарубежная Церковь, которая, с одной стороны, является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата, а с другой — многие её клирики лично знакомы с клириками греков-старостильников. В условиях, когда именно Русская Церковь может стать единственным центром сохранения канонического Православия, этот диалог был бы очень полезен.

К сожалению, в течение последнего столетия к православным традиционалистам прислушивались нечасто. Но именно сейчас, когда Константинопольский патриархат совершает каноническое преступление за каноническим преступлением, пытаясь втянуть в это другие Поместные Церкви, именно Московский Патриархат может возглавить православное консервативное, а точнее, традиционалистское сопротивление.

Да, для этого потребуется определённая экклесиологическая (церковно-политическая) смелость, подобная той, которая в 2007 году уже привела нас к воссоединению с Русской Зарубежной Церковью. Но продемонстрировать традиционалистскому большинству Православного мира и в первую очередь мира греческого, что существует Церковь, не претендующая на восточно-папистскую власть и лишённая этнической гордыни, но отказавшаяся от либеральных компромиссов, сегодня не просто можно, но и должно.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *