Православие о пьянстве

Святые отцы о грехе винопития

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что «пьянство – вражда на Бога».

О причинах пьянства

Прп. авва Дорофей Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения.

Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, «суррогатное довольство», которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

В силу повреждения человеческой природы путь к Богу для человека стал тернистым. «Отдай кровь и прими дух», – такими словами определяют святые отцы положенный нам путь борьбы с грехом и научения добродетели, посредством которых человек может найти радость в Боге. И потому далеко не каждый желает следовать пути, содержащим в себе такие трудности, и предпочитает более легкими путями находить радость. Но душа, которая, по словам Тертуллиана, по природе христианка, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое по необходимости надо чем-то заполнять. В итоге человек, не ведущий пути к Богу, вынужден заполнять пустоту души все тем же бесплодным поиском утешений, одним из которых выбирает винопитие. Однако суррогатный источник радости не может принести счастья и становится для человека, в конечном счете, тем «райским плодом», который приносит ему одни беды.

Святые отцы, рассуждая о винопитии, основную причину видят в неверном использовании человеком исконной потребности в радости, которая принимает качественно иную форму сластолюбия. Сластолюбивый не хочет знать меры веселия, происходящего от вина, и безмерность производит во всем его существе чрезвычайное расстройство и порабощает диаволу. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наряду со сластолюбием, причиной пьянства становится сопутствующее сластолюбию невоздержание, способствующее образованию худого навыка к винопитию. «Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай».

О дозволенной мере

Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Источник: dionisy.com Употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив таким образом веселие на браке (Ин. 2: 1–11). Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что вино «дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких напитков даже в целях поддержания здоровья желательно сократить до самых редких случаев. Некоторые святые отцы из соображений духовно-нравственного преуспеяния рекомендуют и вовсе исключить употребление спиртного. «“Не упивайтеся вином”, – говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте, разве только в крайностях. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Святитель Феофан Затворник Объясняя те крайние случаи, в которых употребление вина дозволено, святитель Феофан Затворник ссылается на мнение святителя Иоанна Златоуста, который видит благотворность употребления вина, исходя из его целебного воздействия на душевно-телесные силы человека. «Святой Иоанн Златоуст хотя разрешает употребление вина для веселия, но не всем, а только сущим в печали и болезни. “Хочешь ли, говорит, знать, что вино хорошо? Послушай слов Писания: ‘дайте сикера сущим в печалех, и вино питии сущим в болезнех’ (Притч. 31: 6)”. И справедливо: ибо оно имеет силу смягчать огорчение и тоску и удалять печаль: “Вино веселит сердце человека” (Пс. 103: 15). Другое разумное употребление вина есть питие его для здоровья. Это и есть, по Златоусту, первоначальное его назначение. “Вино, – говорит он, – дано нам не для чего-нибудь другого, как для здоровья тела. Послушай сего блаженного (апостола Павла), который пишет и говорит Тимофею: ‘Мало вина приемли стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов’ (1 Тим. 5: 23)”». Но и этот совет более подходит для немощных телом людей, ибо «для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом».

Исключение составляет детский и юношеский возраст. По мнению исследователей, «алкоголь чрезвычайно опасен для детей и подростков. Прием алкоголя нарушает процессы созревания нейронов (нервных клеток). Отсюда у подростков будет страдать интеллект, память, мышление, поведение. Явления опьянения развиваются быстро и могут заканчиваться оглушенностью и комой. Организм подростка еще не окрепший, и под воздействием алкоголя быстро развивается целый “букет” заболеваний». Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Свобода и зависимость» рассказывает о подобном случае воздействия алкоголя на детский организм: «Один научный сотрудник, человек, казалось бы, вполне неглупый, однажды отправился на зимнюю рыбалку со своим девятилетним сыном. Приехали на машине на озеро, сделали лунку, ловят рыбу. Проходит некоторое время, собралось несколько рыбаков, решили “для согрева” выпить по 100 грамм. Показывают отцу на сына: мол, он тоже мерзнет. Ребенок сначала не хотел пить и отговаривался. Но его с аргументом: “Ты что, не мужик, что ли?” – все же уговаривают. Через десять минут парень побледнел, отец насторожился, еще через пять минут ребенок падает в обморок. Отец схватил ребенка и быстро понесся на машине в городскую больницу. Но спасти ребенка так и не удалось». Поскольку в молодом организме все процессы проходят быстрее, то разрушительное действие алкоголя происходит более интенсивно. По статистике, более половины смертей людей в возрасте от 20 до 40 лет так или иначе связаны с неумеренным употреблением алкоголя.

Святые отцы обращают внимание на разрушительное действие вина на нравственность именно молодых людей, более склонных к худому навыку. «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными». Преподобный Ефрем Сирин говорит о возбуждающем действии вина на плоть юноши. «Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания».

Отеческое обличение

Святоотеческая аргументация против винопития исходит из представления о человеке как образе Божием. Человек, будучи сотворен по образу Божию, имеет на земле цель уподобиться Богу и для достижения этой цели должен использовать все силы души и тела, данные ему Богом от рождения. Увлечение вином не только разрушает здоровье, но приводит в крайнее расстройство весь душевно-телесный состав человека, всю совокупность сил, которые по замыслу Божию должны быть направлены на достижение главной цели – единение с Богом. Поэтому пьянство становится деятельным богоборческим началом в человеке и представляет для него крайнюю опасность.

Ум по преимуществу служит в человеке начальному Богопознанию, поэтому неумеренное употребление вина, помрачающее в человеке ум, становится орудием, удаляющим человека от Бога. «Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог». Помраченный ум уже не способен контролировать и управлять ощущениями, исходящими из сердца человека, и человек становится жертвой разнообразных страстей. «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечет похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает».

Пьянство, как никакой другой грех, рождает множество других смертных грехов. В «Цветнике духовном» описывается следующий случай. «Однажды бес сказал египетскому пустынножителю: “Соверши один из грехов: убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя”. Пустынник подумал: “Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд – стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз – небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно”. Взявши рукоделие, пошел в город, продал все и упился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог умилостивить Бога, возвращающего кающимся прежние заслуги». Святитель Тихон Задонский подтверждает достоверность этого случая из «Цветника», говоря о том, что «пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».

Апостол Павел Любопытен тот факт, что апостол Павел, призывая христиан не упиваться вином, указует лишь на одно из греховных последствий винопития, а именно на блуд. Святитель Феофан трактует это понятие в более широком смысле, чем мы сейчас его понимаем. «Блуд – распутство, разгульная жизнь, всесторонняя распущенность и развратность. Упивание – матерь и питательница всех пороков; и раздражительную часть оно разжигает. Святой Златоуст говорит: “Оно делает нас вспыльчивыми и дерзкими, и стремительными, раздражительными и несносными”. Но прямее всего оно размножает блудные дела. Ибо “чрево, крайне разгоряченное, пенится похотию”, как выражается блаженный Иероним».

Нетрезвый образ жизни не только умножает грехи человека, не только расстраивает его здоровье, но приносит множество других бедствий, делая несчастными членов семьи недугующего, отнимая у него доброе имя и делая его бесполезным для общества. «Пьянство бывает причиной не только душевных, но и временных телесных зол, расслабляет тело и приводит к немощи. Поэтому написано: “Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино” (Сир. 31: 29). Пьянство приводит к убожеству и нищете. “Работник, склонный к пьянству, не обогатится”, – говорит Сирах (Сир. 19: 1). Оно отнимает славу и доброе имя; напротив, к бесславию, презрению и омерзению приводит, ибо никем так не гнушаются люди, как пьяницей. Домашним, родным, друзьям пьяный причиняет скорбь и печаль, а у врагов вызывает насмешку. Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу. В каком бы звании ни был пьяница, он больше принесет бед и напастей, чем пользы обществу». «Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех». Святитель Иоанн Златоуст добавляет, что предавшийся пьянству не только на земле лишается уважения и здоровья, но и на небе теряет все. «Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание».

«Пьяница – живой мертвец»: увлекающийся вином пророчески отождествляется святыми отцами с мертвецом. По статистике, около полумиллиона смертей в России так или иначе связано с болезнями, вызванными употреблением алкоголя.

Обыкновенно подвергшийся несчастью или тяжелой болезни человек испытывает некоторое облегчение и утешение от помощи и соболезнования со стороны других людей. Грех винопития лишает свою жертву и этого утешения. «Пьянство – несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства».

Наконец, такое бедственное положение пьющего человека, поверженного в бездну греха и претерпевающего разнообразные несчастья, свидетельствует о его крайнем отчуждении от Бога и пленении в рабство диаволу. «Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием… Кто проводит время в пьянстве… тот подпал жестокой власти диавола».

Путь к исцелению

Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст Итак, резюмируя все вышесказанное, можно безошибочно сказать, что «пьянство – корень всех зол» и для своего исцеления требует особенных усилий со стороны самого недугующего и особенной помощи Божией. Однако проблема усложняется тем обстоятельством, что большая часть зависимых не признают себя больными и не видят нужды в лечении. Такое самосознание больного пьянством было замечено и раньше, и об этом писал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст, замечая, что «особенно тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной». Но особенно заметно это стало в современной России. Больным алкоголизмом в современном обществе считается лишь тот, кто периодически «уходит» в более или менее затяжные запои и с трудом выходит из них. Поэтому ежедневный рацион в несколько банок (или бутылок) пива или алкогольного коктейля, не приводящий к тяжелой форме опьянения, стал устойчивой привычкой для многих и даже похвальным элементом имиджа современного человека. Напротив, человек, не употребляющий алкогольных напитков, рискует прослыть ригористом, не умеющим расслабляться и жить в свое удовольствие.

Ошибочность такой точки зрения заключается в слишком поверхностном взгляде на проблему зависимости от алкоголя и объясняется вполне понятным нежеланием глубже вникать в суть проблемы. Форма алкоголизма, включающая такой элемент, как запой, являет в человеке уже крайнюю стадию развития страсти, тогда как начальные стадии могут оставаться незаметны невнимательному взору.

Святые отцы учат судить о присутствии той или иной страсти в человеке исходя из наличия зависимости. Если, скажем, человек не может длительное время обходиться без своего любимого мороженого, значит, он подвержен страсти чревоугодия. Если не может пару дней не раздражаться при наличии всех к тому условий, следовательно, он подвержен страстям раздражительности и гнева. То же самое рассуждение применимо к употреблению алкогольных напитков. Если человек не может долгое время обходиться без своего любимого пива, не испытывая при этом хотя бы малейшего дискомфорта, значит, он в определенной степени уже алкоголик. А если алкоголик, то необходимо пересмотреть отношение к алкоголю, так как алкоголизм – это страсть, и, как и любая другая страсть, без борьбы будет интенсивно развиваться.

Думается, приведенных рассуждений достаточно, чтобы каждый из читающих эти строки определил в себе наличие (или отсутствие) зависимости от алкоголя.

Так как же бороться с этой страстью? Во-первых, как уже было отмечено, невозможно преодолеть в себе какую-либо страсть, не признав себя больным ею. Человек, не понимающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что не захочет этого. Поэтому, первый шаг – это увидеть, признать и захотеть. Во-вторых, так же, как и в отношении других страстей, здесь уместно святоотеческое правило, приведенное выше: «Отдай кровь и приими Дух». То есть для преодоления зависимости необходимо потрудиться и потерпеть.

Святитель Тихон Задонский предлагает следующие средства к преодолению пьянства: «От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо помнить, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против ее мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния». Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на необходимое постоянство для успеха в борьбе. «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает… увлекающегося ею».

Период борьбы всегда сопровождается обострениями. При воздержании телесном обостряются страсти душевные. Это происходит и при воздержании зависимого от алкоголя. Страсть требует удовлетворения и, не получая желаемого, возбуждает в душе различные иные страсти, такие как раздражительность, гнев и др. В таком случае святые отцы советуют в усиленной молитве обращаться к Богу за помощью. «Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий… помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов. Во время бури сердечной единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу».

Горячая и слезная молитва близкого человека за недугующего пьянством также может привести его к спасительному исходу. Жена одного служащего, некая Мария Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующую повесть о себе. «Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доходящей до отчаяния, я сидела одиноко в своей комнате и решила призвать на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что слезы лились потоком. Вдруг вижу: вся комната моя осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой духовной красоты и доброты… Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж больше нетрезвым к тебе не придет”. Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался в нашей квартире резкий звонок. Я отворила дверь и увидела мужа. Но он совсем не был таким буйным, каким являлся прежде. Войдя в переднюю, он опустился передо мною на колени, зарыдал и стал просить у меня прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиненные мне. После этого он сделался неузнаваемым, совершенно трезвым и достойным. И 35 лет нашей дальнейшей супружеской жизни я прожила с ним в мире и согласии».

Человеку, желающему исцелиться от пристрастия к «зелью», необходимо помнить, что одними медикаментозными средствами, даже совместно с серьезными личными усилиями, но без помощи Божией, невозможно исцелить его болезнь. «Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом». И эта сила Святого Духа подается в святой Церкви Христовой посредством святых таинств. По это причине успешная борьба с недугом пьянства возможна лишь при условии регулярного участия больного в церковных богослужениях и периодического причащения святых Христовых таин.

Итак, вино, как и все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1 Тим. 4: 4). «Виноградная лоза называется растением не диким, потому что вино, принятое вовремя и в меру, делает нас кроткими, служит людям залогом верности и дружбы, бывает причиною веселия, противоядием плачу, средством к истреблению лености. Для больных оно простое пособие и врачующее от разных немощей, для здоровых – подкрепление и средство к соблюдению здоровья».

Как творение Божие вино достойно особого отношения и еще по одной причине, о которой говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою» посредством участия вина в таинстве Евхаристии.

Но, если кто не уважает этого дара Божия и относится к нему с потребительским небрежением, того постигает справедливое возмездие. «Кто не уважает правил: “ничего слишком, и всего лучше – мера”, предается излишеству в вине, то оно отомстит ему за оскорбление, разломит и голову, и виски, отымет у человека силу, расслабит все тело, свяжет руки и ноги (о другом чем, более неприличном, нехорошо и сказать), и врагам и друзьям предаст на посмеяние».

Отношение к алкоголю в религиях мира

Алкоголь – одно из ключевых открытий человечества: состояние измененного сознания, достигаемое с помощью алкогольного опьянения, в разных народах в свое время воспринималось как акт божественного откровения, способ общения с «тонким» миром, путь познания скрытого. Именно под воздействием спиртного нередко создаются произведения искусства, решаются научные парадоксы и находятся ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.

Религиозные доктрины мира не могли не включить в свою концепцию такой значимый фактор человеческого психоэмоционального состояния, тем более что даже сегодня, в век научного знания и материализма, нет единого мнения, что же именно собой представляет состояние измененного сознания, и нет ли в нем сакральной (священной) подоплеки.

Алкоголь в христианстве

Эта религия относится к алкоголю положительно и даже с некоторым уважением: красное вино, в частности, считается Кровью Христовой и входит в таинство Причастия. Немало упоминаний перебродившего виноградного сока встречается и в Новом Завете: достаточно вспомнить известный сюжет о превращении воды в вино на свадьбе. В Ветхом Завете, в Песни Песней, влюбленный юноша (сам царь Соломон) сравнивается с виноградарем, и его возлюбленная Суламифь – сестра владельцев виноградника.

Вино – кровь Христова, хлеб – его плоть

Не попадают под запрет и другие напитки. Например, жена известного немецкого богослова, реформатора и переводчика Библии Мартина Лютера была пивоваром, а семейство Гиннес создало свой знаменитый сорт пива в честь поклонения Иисусу Христу.

С другой стороны, в христианстве порицается чрезмерное опьянение, когда человек не может контролировать себя и теряет достойный облик (сюжет о дочерях Лота, сюжет о сыновьях Ноя – Хаме, Симе и Иафете). Не находят сочувствия и запойные пьяницы, так как Священное Писание учит своих последователей всегда быть хозяевами своего тела, чтобы не совершить случайно предосудительный поступок и не нанести вред другим людям.

При желании в Библии можно найти цитаты как за, так и против алкоголя, одно можно сказать совершенно точно: спиртные напитки в христианстве не запрещены, а в определенных ритуальных ситуациях даже прямо показаны к употреблению.

Алкоголь в исламе

В этой религии алкоголь полностью запрещен – по легенде именно табу на спиртное в свое время стало причиной, почему князь Владимир решил крестить Русь, а не обратить ее в мусульманство. Коран считает: что запрещено в большом количестве, не разрешено и в малом, поэтому христианский подход, прославляющий умеренность, здесь неприменим: спиртное считается корнем зла и греха, нечистым и скверным порождением Иблиса – джинна, сбивающего верующих с истинного пути.

По одной из версий из-за запрета алкоголя в исламе князь Владимир принял христианство

Разумеется, этот запрет распространяется и на другие дурманящие вещества, однако доподлинно известно, что некоторые мусульмане все-таки не отказывают себе в простых радостях: например, большим любителем вина был великий иранский поэт и ученый Омар Хайям, многие современным исламские исследователи также находят в Коране подтверждения тому, что алкоголь не так страшен, как принято считать. Например, Аллах сказал, что «первая капля вина губит человека» – получается, если ее стряхнуть, то оставшийся в стакане напиток совершенно безвреден! Достаточно лояльное отношение к алкоголю в демократичной и светской Турции, в то время как в ОАЭ или Саудовской Аравии за появление на улице в нетрезвом виде можно угодить в тюрьму.

Официальная позиция ислама остается такой же, как и тысячу лет назад: алкоголь строжайше запрещен.

Буддизм и алкоголь

Концепция жесткого запрета чего-либо плохо соотносится с самой философской и гуманной из всех мировых религий, однако в буддизме отношение к алкоголю скорее негативное, чем позитивное. Например, «Восьмеричный путь» включает в себя следование канонам правильного поведения, которое подразумевает отказ от пьянства. Значит ли это, что буддисту нельзя даже пригубить полбокальчика легкого вина? Нет, только если монаху – ведь замутненное сознание отдаляется от просветления.

К мирянам же в буддизме требования минимальны, и бытовые «прегрешения» им прощаются. Состояние постоянной осознанности – обязанность того, кто идет по пути духовного совершенствования, а алкоголь, равно как и наркотики, затуманивает разум.

Буддизм неоднороден: в нем есть и Махаяна, и Хинаяна, и Тантризм, и Дзен, и другие направления, каждое из которых по-своему относится к алкоголю. В сухом остатке можно сказать следующее: буддизм не считает вино скверной и богомерзким напитком, но и не поощряет его употребление, особенно сверх меры.

Сегодня многие верующие искренне считают, что употребление спиртного – дело совершенно нормальное. Нередко нам приходится сталкиваться с людьми, выросшими в семьях православных верующих, легко позволяющими себе выпить бокал вина или немного водки.

Что о спиртном говорит Библия?

Фото: .com

В Библии имеется немало упоминаний об алкоголе. Еще больше в ней предостережений от злоупотребления спиртным.

«Не напивайтесь допьяна вином, от чего предаются разгулу». Эфесянам 5:18

Указывается об опасности чрезмерного пьянства и в Притче 23:20

«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют»

Предупреждением можно назвать и слова из Исаии 5:11

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином»

Словом, пьянство православием не приветствуется. Однако можно найти в Библии упоминания о пользе вина, правда, при его весьма умеренном потреблении. Так в Псалмах говориться о вине, которое веселит человека. Помня о целительных свойствах вина, в своих посланиях Тимофею апостол Павел рекомендовал:

«Воду больше не пей, но употребляй немного вина ради своего желудка и частых недомоганий» (1 Тимофею 5:23).

Как мы видим Библия вовсе не запрещает питие вина. Однако осуждение в ней находят злоупотребление алкоголем и пьянство. Кроме того в Библии четко указывается:

«Пьяницы царства Бога не наследуют» (1 Коринфянам 6:9, 10).

В Православии грех пьянства стоит в одном ряду с таким грехом как чревоугодие, а сама Библия говорит, что избегать следует как одно, так и другое.

Как поступить верующему человеку?

Фото: .com

Хотя библия и не содержит я категорического запрета употребления спиртного, это вовсе не означает, что алкоголь должен стать неотъемлемой частью нашей жизни. Встречается немало ситуаций, когда от спиртного разумнее отказаться. Так люди, страдавшие алкоголизмом, знают, какую опасность может нести даже единственный глоток алкоголя. Абсолютно исключить спиртное стоит беременным женщинам, дабы не навредить будущему малышу. Зная, насколько пагубно сказывается спиртное на реакции и рассудительности при вождении транспортных средств, управляющим им людям следует избегать даже минимального употребления спиртного, чтобы не подвергать опасности как свою жизнь, таки жизнь окружающих.

Верующий человек не станет чрезмерно употреблять алкоголь сам, и не будет искушать других. Следует упомянуть, что по Божьему Закону, священнослужителям запрещается употребление вина при выполнении своих обязанностей.

Хотя каждый самостоятельно решает, стоит ли и в каких количествах пить спиртное, Библия рекомендует помнить об умеренности. Верующий человек не станет омрачать свою жизнь пьянством, отдаляющим его от Бога.

«Едите ли вы, или пьете, или другое что делаете, все делайте во славу Бога»

Беседы с батюшкой. Алкоголизм

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. Передача из Москвы.

– Тема нашей сегодняшней передачи – алкоголизм. Отец Александр, что же это такое?

– Алкоголизм – это заболевание, характеризующееся тем, что у человека возникает зависимость. Под алкоголем мы понимаем различные напитки сильной и средней крепости, напитки-энергетики, баночные соки содержат алкоголь. Они также вызывают привыкание. Еще известен пивной алкоголизм. При зависимости человеку требуется выпивать каждый день, причем довольно много.

– А чем алкоголизм отличается от пьянства?

– Алкоголизм – это научный термин, определяющий зависимость человека от алкоголя. Пьянство – такое же строгое определение физиологической реакции на принятие алкоголя. Меняется поведение, нарушается логика, человек становится совсем другим. Святые отцы часто сравнивают состояние пьянства с беснованием – в частности, об этом пишут свт. Иоанн Златоуст и свт. Василий Великий. В людей словно вселяется бес – у них изменяется сознание.

– Умеренно пьющий человек считается в какой-то степени алкоголиком или пьяницей?

– «Умеренно пьющий» – это все равно что «умеренно убивающий себя». Можно ли провести такое разграничение? Думаю, что нет. Обычно так говорят люди, желающие оправдать свою зависимость от алкоголя. Человек устроен так, что не нуждается в допингах и стимулах для достижения духовного равновесия и счастья. Но враг рода человеческого через мысль и само греховное человеческое бытие привел к тому, что люди ищут стимуляторы счастья, причем временные.

В Библии упоминается история о том, как алкоголь опьянил Ноя. Об алкоголе сообщает также научная литература, посвященная шумерской и другим древним цивилизациям. Из этого следует, что люди уже давно умели делать опьяняющие напитки. Вместе с тем всегда осуждалось чрезмерное употребление веществ, изменяющих человеческое сознание.

– Но умеренное употребление допустимо? Ведь говорят, что «вино веселит сердце человека».

– Здесь не говорится о том, что сердце веселится именно от употребления вина, содержащего алкоголь. Обычно это происходит по другим физиологическим причинам. Генезис слова «вино» такой: оно означает – «то, что сделано из виноградных гроздьев». Вино необязательно содержало алкоголь, оно могло быть как перебродившим, так и нет. Например, могло быть уваренным со специями. Но важнее всего то, что такое вино – наиболее быстрый, общедоступный и физиологичный способ получения глюкозы. Даже перебродившее вино не имело столь высокого градуса, как сейчас. В нем содержался естественный алкоголь, не вызывавший таких изменений, которые вызывают современные винные напитки. Сегодня в вино добавляют экзогенный спирт, а раньше содержался только эндогенный. То есть сначала происходил процесс брожения, потом созревания. В результате получался совсем другой напиток в отличие от того, который сейчас продается в магазинах. И существовала культура пития перебродившего, созревшего вина. Его разводили водой в пропорции 1:3 или 1:4 и употребляли примерно как квас, который не замутнял рассудок.

В те времена люди тоже знали, как законсервировать виноградный сок. Существовал метод уваривания, когда сок варили в чанах в течение двенадцати часов. Получалась киселеобразная масса, которую заливали в бурдюки или другие сосуды для хранения и запечатывали. Затем добавляли немного серы или поливали маслом, чтобы не допустить проникновения кислорода. В результате бактерии, отвечающие за брожение, не активизировались, и полученную массу можно было хранить. Употребляли ее так: брали ложкой и разводили с водой, получая очень приятный, вкусный напиток, который действительно веселил сердце человека. Но не из-за того, что ты выпил алкоголь, а из-за того, что получил определенное количество глюкозы, фруктозы, минеральных и питательных веществ, необходимых для человеческого бытия.

– Может, стоит разводить и современное вино?

– Сейчас не те масштабы производства вина, оно не делается так, как раньше. Да и человек тогда жил в других условиях – не все пили вино, а только те, кто имел виноградники. Такие люди трудились целый день, и вино было наградой за их труды. Современное вино не веселит сердце человека, ведь алкоголь вызывает сердечно-сосудистую недостаточность. Это вино, которое сейчас продается по двести – триста рублей, становится наградой для алкоголика, который не трудился, ничего не делал. Например, взял деньги у жены или получил их по инвалидности, пошел в магазин и купил пойло. Употребляя его длительное время в больших концентрациях, он отравляет свой организм, издеваясь над своим мозгом и сердцем, которые уже совсем не веселятся, а плачут.

– Пьянство – это грех?

– Конечно. Пьянство осуждается на страницах Священного Писания – и Ветхого, и Нового Завета, и в Деяниях апостолов, и в святоотеческой литературе. Давайте произведем экскурс в прошлое. Даже в языческом мире пьянство осуждалось. В определенные дни, по праздникам, совершались возлияния. Только тогда и можно было пьянствовать, а в другие дни было нельзя, это осуждалось. И в Римской империи, и в эллинской языческой традиции пьянство осуждается как чрезмерное наслаждение, страсть, с которой нужно бороться. Такие люди лишались места в истории: воин не мог нести воинскую службу, правитель не мог править. Люди, страдавшие алкоголизмом, не могли исполнить свою историческую роль. Именно поэтому пьянство осуждалось в культурах всех эпох.

– Допустим, человек умеренно выпил. Никому не сделал зла, никого не оскорбил. Просто посидел в компании с друзьями, пообщался. Разве это грех? Ведь важно то, что выходит из человека, а не то, что входит.

– Об этом говорили свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий и более поздние отцы Церкви. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что человек, думающий, что вино входит и выходит, не причиняя никакого вреда, ошибается. Это приносит очень большой вред: вино, входя в уста, начинает действовать на ум и сердце. Отсюда рождаются и похоть, и блуд, и обман, и убийство – все те грехи, которые «развязывают человеку руки».

Поэтому мнение о том, что использовать алкоголь, к примеру, на вечеринке можно, что это принесет пользу, – заблуждение. Научно доказано, что если люди приносят на вечеринку алкоголь, это значит, что им не о чем поговорить на трезвую голову.

Могу сказать о себе. Я сторонник трезвого образа жизни и поддерживаю в этом концепцию убитого после падения царского режима митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Этого Божьего слугу убили за то, что он говорил правду, просвещал умы и души людей. Красноармейцы – безбожники не любили творение Божье. Они убили замечательного проповедника, митрополита. Тело его нашли в яме, с клобука был сорван бриллиантовый крест, весь череп был исколот штыками.

Концепция, которой он придерживался, была такой – человеку, особенно священнику, нужно придерживаться трезвого образа жизни. Имеется в виду трезвость духовная и физическая. Митрополит Владимир был сопредседателем народного общества трезвого образа жизни вместе с митрополитом Антоном Храповицким. Эти два мировых православных светила ратовали за то, чтобы люди не опьяняли себя одурманивающими средствами, а славили Бога так, как Он этого от нас хочет – трезвым умом.

– Как развивается алкогольная зависимость?

– Поэтапно – бывает быстро, бывает медленно. Это зависит от того, как работает ферментная система организма. Сейчас снизился возраст, когда впервые пробуют алкоголь. Уже в пять или шесть лет ребенок может попробовать его со стола родителей. Допустим, в день рождения оставили пиво, водку или вино. Ребенок этим обязательно воспользуется. Зафиксированы случаи, когда дети обращаются за медицинской помощью, потому что у них уже есть диагноз – алкоголизм, который стоит в их медицинской карточке. Зависимость развивается исподволь и у детей, и у взрослых.

В основном алкоголизм формируется в подростковом возрасте. Кого ни спроси – первый раз попробовали в 16 – 18 лет: проводы в армию, посиделки за столом, посиделки в бане. Образ жизни, который сегодня пропагандируется в средствах массовой информации, в фильмах, которые снимают и наши, и западные режиссеры, – это пьяный, наркоманский образ жизни. Это эпидемия, чума нашего века.

Каждый день от алкоголя умирает множество людей. Следствия алкогольного опьянения – это травмы, аварии, несчастные случаи. Люди попадают под поезд, захлебываются водой. Вследствие алкоголизма возникают и другие заболевания – сердечно-сосудистая недостаточность, гепатозы, гепатиты и другие.

– Слушая обо всех минусах употребления алкоголя, любой будет рассуждать так: «Уж я-то буду знать меру, со мной ничего такого не произойдет».

– Так и происходит, к сожалению. Человек занимается самооправданием, изолируется от проблемы. Это называется анозогнозия (отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания. – Прим. ред.) или инертность – когда люди думают, что такое может произойти с кем угодно, только не с ними.

– Еще есть фактор страха, когда человек боится стать белой вороной. Например, все пьют за столом, нужно поддержать компанию, чтобы не обидеть друзей.

– Мне кажется, если человек православный, он подумает, а не обидит ли он Бога своим поведением? Обидит ли он святого, имя которого носит, Христа, изображение Которого имеет на себе. Мне кажется, это правильные мотивы. Если мне станут наливать, я спрошу: «Зачем вы травите мои нервные клетки?» Когда человек чувствует физиологические проявления опьянения, такие как головокружение, это значит, что уже начинаются проблемы – миллионы нервных клеток умирают.

– Что еще происходит в организме?

– Алкоголь – гематологический и нейротоксический яд. Он убивает красные кровяные тельца, склеивая их. Почему человек начинает пьянеть? Потому что клетки головного мозга (так называемое «серое вещество») не получают достаточного количества кислорода. Попав в кровь, алкоголь начинает склеивать эритроциты. В нормальном состоянии они определенным образом проникают через мельчайшие кровеносные сосуды, отдавая тканям кислород. Когда же они склеиваются вместе словно монетки – в столбик по пять-десять, то закупоривают сосуд. Зона, которую мозг обслуживает, отмирает. К каждой такой зоне привязаны примерно сто – двести тел нейронов, которые запрашивают кислород, но не получают его. Этим клеткам нужно всего лишь семь минут, чтобы умереть, что и происходит.

В результате происходят изменения в головном мозге. Конечно, рассмотреть их можно только под микроскопом, ведь это происходит на наноуровне. Но когда человек постоянно приводит себя в опьяненное состояние, после вскрытия это видно визуально. Мне неоднократно приходилось видеть мозг алкоголика, он очень отличается от мозга человека, не страдающего алкоголизмом.

– То есть имеется и интеллектуальная, духовная деградация?

– Конечно, это обязательно развивается. Мы знаем, что головной мозг отвечает за поведение, память, эмоции, научную деятельность и мотивацию. Поэтому алкоголь действует не только на какую-то одну область, а сразу на весь головной мозг. К тканям для поддержания нормального функционирования должно непрерывно и в достаточном количестве поступать питание, то есть кислород. Если этого не происходит, головной мозг меняется, отмирая по частям. Господь создал человека, Его законы работают так и не иначе.

– Часто в пример приводят знаменитых людей из мира искусства – музыки, литературы. Мол, тот и этот пили – и ничего страшного, писали книги, творили.

– Не буду переходить на личности, но если вспомнить, творили такие люди до двадцати пяти – тридцати лет, пока не загубили свои нервные клетки. После этого, став алкогольными дегенератами, они жили за счет того, что заработали в молодости. А если посмотреть на произведения, созданные во время алкогольной интоксикации головного мозга, то просто разводишь руками – ничего нет выдающегося.

Люди пытаются себя выгородить, защищая алкоголизм. Все понятно, ведь это наркотик, зависимость. Если все скажут алкоголю «нет», то как тогда украшать себе жизнь? Это же трагедия, для многих людей это будет конец света! Потому что они не представляют себе существования без алкоголя. Рушится целая жизненная схема.

– Сейчас у многих общение завязано на алкоголе, и если эта основа теряется, человек теряет и свой круг общения.

– Да, не о чем же говорить. Придется думать. А когда выпьют, смеются над тем, как кто-то упал. Люди уходят в иллюзорный мир, их не интересует то, что сейчас происходит. Даже если они говорят, что интересуются, – обманывают. Такие люди хитры и изворотливы, как настоящие наркоманы, ведь им нужен субстрат для наслаждения.

На алкоголь завязана экономика нашей страны. Это один из важнейших источников дохода. Горбачев как-то в интервью сказал: «Если б я знал, что сделают алкаши нашей Родины, я бы не занимался здоровым образом жизни, а оставил бы все как есть». В стране произошли очень серьезные изменения – образ жизни стал более здоровым. Но в нашей стране победила партия наркоманов, которая употребляет алкоголь. И экономика очень сильно пострадала от «сухого закона».

Как и в царской России, алкоголь сейчас сильно влияет на нашу экономику. Когда царь Николай Александрович захотел убрать его из доходных статей бюджета, министр экономики сказал, что это одна из основных статей и если ее убрать, казна сильно пострадает. На наркотиках, как и на оружии, всегда делались большие деньги – это политика. Поэтому если хотите себя травить, делайте сами свой выбор.

– Получается, что человек травит себя и еще набивает кому-то карман.

– Сейчас запретили продавать алкоголь, но зато придумали тысячи лазеек, как его можно приобрести. Одной партии, которая ратовала за здоровый образ жизни, закрыли рот. А тем, кому это приносит доход, организовали еще более простой путь для пополнения своих карманов и казны. Но рубль, заработанный на алкоголе, никогда не принесет пользы. Мы знаем историю государств и целых цивилизаций, которые разрушались по причине коррупции и пьянства.

Люди не понимают, что созданы по образу и подобию Божию. Мы можем жить без этого. Алкоголь – инструмент для управления личностью, группой людей и нацией. Если человек хочет быть рабом, он и будет рабом – своих страстей и тех, кто хочет его поработить.

– Отец Александр, когда человек причащается, он тоже вкушает алкоголь. Может ли это подтолкнуть его к зависимости?

– Действительно, вино в Чаше не теряет своих неотъемлемых физических свойств. Но по Уставу Церкви оно разводится теплой водой до такого состояния, чтобы не потерять свои характерные оттенки. Вино сладкое и теплое, а значит спирт частично испаряется. При этом сахар, находящийся в вине, помогает алкоголю усвоиться. И потом, при Причащении в ложке находится максимум полтора миллилитра вина, что может сделаться с человеком? В таком количестве объемная доля алкоголя составит где-то 3%. Вот и делайте выводы.

– Скажите, какие особенности есть у алкоголизма людей разных возрастов?

– Я уже говорил, что алкогольная зависимость развивается в подростковом возрасте. Среди детей процент заболеваемости меньше, потому что не все родители – убийцы. Если родители приучают детей к алкоголю, то они именно таковы.

– Наверное, они рассуждают так: лучше пусть пьют дома, чем на улице.

– Эти родители – убийцы. Они будут отвечать за грехи своих детей и за то, что спаивают их. Настоящие христиане должны сами удаляться от греха и помогать удаляться от него тем людям, которые могут согрешить. Господь помилует тех, кто отталкивает от греха других. Это же касается родителей. Если у родителей такая политика: «мы пьем, и дети пусть пьют», то и они, и дети будут осуждены.

В среднем «алкогольная инициация» происходит в возрасте 16 – 25 лет. Алкоголизм и пьянство – это служение дьяволу. И инициация служения дьяволу происходит как раз в этом возрасте, что подтверждается научно. Если начало употребления алкоголя происходит после двадцати пяти, когда человек уже сформировавшаяся личность, то в дальнейшем оно будет эпизодическим, нечастым.

Есть те, кто начинает употреблять алкоголь в пожилом возрасте. Но после шестидесяти-семидесяти люди, страдающие алкоголизмом, сами бросают пить. Даже если имели третью степень алкогольной зависимости. Болезни говорят сами за себя – происходят морфологические, физиологические изменения в органах и тканях, которые и дают человеку об этом знать.

Люди, испытавшие сердечную, легочную недостаточность, боятся умереть. Они очень большие трусы. Хорохорятся, а на самом деле боятся. Соглашусь со святителем Иоанном Златоустом, что это беснование. Впадая в алкогольную зависимость, люди начинают общаться с какими-то «силами», их мыслями кто-то руководит.

– Употребление алкоголя часто связывают с полнотой жизни: «пускай в будущем я буду болеть, зато сейчас я буду пить и веселиться». Это считают показателем смелости и радостного существования.

– Так бывает не только с алкоголем – наркоманы и блудники думают так же. Они не задумываются, какие болезни получат, ведь им не пришлось испытать страдания, которые те приносят. Например, когда в морге медицинского института наглядно показывают, как изменяется печень, легкие, головной мозг, различные ткани, тогда и начинаешь задумываться: как сделать так, чтобы этого не произошло?

Человек, который якобы не боится болезней, просто не встречался с ними, не имеет такого опыта. Как только он столкнется с этими переживаниями, то начнет думать совсем по-другому. Но бывает поздно, потому что произошли изменения во внутренних органах – и обратный процесс уже невозможен.

– В Русской Православной Церкви есть программа по борьбе с алкогольной зависимостью?

– Есть программа, есть и священники-наркологи. К примеру, мой хороший знакомый Григорий Игоревич Григорьев в Петербурге, владыка Мефодий и многие другие. Церковь давно занимается этим. Существуют и способы избавления от этого греха, и способы, как воздержаться. От человека здесь нужна воля, желание и настойчивость. А от Церкви –знание, как привести человека в нормальное состояние, угодное Богу. Но основная ответственность все-таки лежит на том, кто хочет избавиться от недуга пьянства.

– Человек, прошедший через болезнь, уже понимает, к чему приводит алкоголизм. Поэтому он может отказаться от этой привычки, у него есть стимул для того, чтобы взять себя в руки. А как объяснить, что это порочный путь, человеку, который не видел таких последствий? Ведь для него они растянуты во времени, он может ссылаться на экологию, возраст, еще на что-то…

– Доказывать что-то пьянице – все равно что толочь воду в ступе: масла не взобьешь. Пока его болезнь в бараний рог не скрутит, достучаться почти невозможно. Помните притчу о богаче и Лазаре? Если человек богат своими страстями, глупыми мыслями и делами, тогда он обязательно умрет, прежде всего духовно. Потому что духу Божьему в таком месте обитать негде, он задыхается и уходит.

Тогда человек начинает взывать: «Авва, Отче, что делать?» Господь же говорит, что уже написано, как надо жить и действовать. Эта притча очень многозначна. Когда человек находится на своем духовном дне, в том состоянии, когда уже близка духовная смерть, для него есть один совет – читайте Священное Писание, там все написано. Священное Писание – это уникальная «инструкция» к нашей жизни.

В следующем примере хорошо показана природа нашей русской души. Когда мы покупаем электронику, то, как правило, сразу начинаем тыкать кнопки, подключать различные устройства, думая, что у нас хорошо получится. На самом деле в этот момент мы ее ломаем. Только потом берем инструкцию и читаем, что именно неправильно сделали. Привычка действовать в такой последовательности прослеживается на протяжении многих поколений русских людей: сначала ломают, а потом вспоминают, что была инструкция. И хорошо, если поломка только функциональная, а не органическая, когда уже ничего не сделаешь.

У нас есть прекрасная книга, которая является «инструкцией» к нашей жизни, – Библия. Каждый человек должен читать ее. И не просто как информацию, а чтобы уразуметь, что там написано – ведь бывает написано одно слово, а понимать его следует совсем по-другому, не в современном значении. Об этом рассказывают святые отцы Церкви, взять хотя бы Феофилакта Болгарского, который открывает нам глубинный смысл Священного Писания.

– Как относиться к целителям, кодировщикам, которые во множестве предлагают человеку избавиться от алкогольной зависимости?

– Бежать от них, чтобы аж пятки сверкали! Эти проходимцы и шарлатаны и карманы опустошат, и душу дьяволу продадут. Не бывает так – пилюльку принял и избавился от алкоголя. Алкоголизм – это болезнь, которая развивается определенным путем. Если такая «катушечка» наматывается за определенное время, в определенном ритме, то и разматывать ее нужно постепенно, не за один раз.

Бывает, человек приходит в церковь, ставит свечку и думает, что всё, бросил пить. Это не избавление от алкоголизма, а переход в состояние ремиссии. Ремиссия бывает долгосрочная или краткая. Если краткая, то, к примеру, когда через неделю выпадает возможность выпить, человек снова начинает пьянствовать, заливать свою душу огнем геенским. Потому что он уже забыл, что свечечку ставил, что обращался к Богу. Если ремиссия долгосрочная, можно продержаться три-четыре года. Но как только подворачивается удобный случай, человек опять падает лицом в грязь.

Прежде всего нужно трезвиться – и душой, и умом. Чудеса бывают, но не на дне стакана. Человек создан по образу и подобию Божию – внутри нас заложен биохимический механизм, который работает в определенных рамках и условиях. Господь так создал, и по-другому быть не может. Алкоголизм – такая страсть, такой грех, который в любой момент может вернуться. Поэтому тот, кто от этого недуга избавился, должен трезвиться и хранить себя на протяжении всей своей жизни.

– Может ли человек справиться с этим в одиночку, только своей волей?

– Своей волей – нет, не стоит даже пытаться. Если человек говорит, что сам это сделал, то он просто обманывает себя. Значит личность уже повреждена. Бес манифестирует: «Человек, оторвись от Бога и начинай развиваться сам, без Него». Это такая бесовская реклама. Но когда складываются определенные условия, такой человек ломается. Весь его красивый карточный домик рушится от одного дуновения ветерка. Если кто думает, что может что-то сделать без Бога, надо вспомнить пример Адама и Евы – они тоже захотели побыть без Бога.

Человечество на протяжении многих веков томится и страдает, находясь в состоянии безбожия. Чтобы не повторять свои грехи, нужно помнить, что без Бога ничего не получится. На Руси говорили: «Без Бога ни до порога». Нужно помнить, что всегда можно попросить у Него поддержки. Господь обязательно протянет руку помощи, если только мы сами этого захотим. Человек может по своей воле отвернуться от Бога, но и повернуться обратно тоже – таков замысел Божий о людях. Нужно дать поработать в себе Духу Святому. Эта работа происходит внутри нас. Человек – особое создание, он является храмом для Духа Святого, для Бога. Поэтому пьянство – прямая вражда на Бога.

– Бывает ли предрасположенность к пьянству?

– Конечно. Бывает генетическая предрасположенность. Медициной доказано, что пьянство передается по наследству. Повреждаются определенные участки генов, и происходят биохимические изменения в клетках организма, что приводит к высокому риску того, что у родителей-алкоголиков будут алкоголики-дети. Это токсичный яд и для ДНК, которая является носителем информации о человеке. Он повреждает также мужские и женские клетки, созданные Богом для зарождения человеческой жизни.

– То есть пьющий человек закладывает основу будущих страданий своих детей?

– Да. Этим также вызываются мутации.

– Какая среда препятствует, а какая способствует развитию алкоголизма?

– Апостол Павел пишет, что бездуховная среда всегда способствует развитию не только алкоголизма, но и блуда, разврата, убийства и воровства. Например, ребенок без родителей идет в какую-то «интересную» компанию. Компания собирается в подвалах и начинает вызывать различными химическими веществами «интересные» реакции организма. В дело идут алкоголь, наркотики, клеи, курительные смеси, различные медикаментозные средства – всё, что используется для достижения состояния измененного сознания. Меня Господь миловал, но я видел это все, хоть и не пробовал. Господь отвел, оградил. Потому что всегда в моей голове звучали гимны церковные и сердечные, в которых призывается имя Божие. И Он был всегда со мной.

В такой бездуховной среде и развивается зависимость. Человеческий организм так создан, что вызывающие зависимость химические вещества вырабатываются в небольших количествах естественным путем. И тут извне начинают вводить наркотики с измененной формулой, большим количеством шлаков, так что состояние клеток, ферментной и гормональной систем меняется. Начинается самоуничтожение. Богом заложено, что если происходит такое уродование извне, то такой человек не должен жить. Для популяции он является генетическим мусором. Присоединяются инфекции, различные внешние факторы, приводящие к тому, что такой «генетический аппарат» подвергается разложению. Он уже не человек, так как отделен от Бога.

– То есть в здоровом организме есть все для того, чтобы человек был счастлив, доволен и удовлетворен без всяких внешних к тому стимулов. А употребляя что-то искусственно, человек обкрадывает себя, заменяя этим естественные ферменты.

– Естественные ферменты перестают работать, потому что человек вмешивается в замысел Бога. Представьте себе: величайший композитор играет на фортепиано, а тут приходит какой-то жулик, отталкивает его в сторону и начинает бахать по клавишам. Своей грязью он испачкал инструмент. Примерно то же самое происходит и с человеческим организмом. Человек выгоняет Бога. Кто такой жулик? Это бес, сатана, который всегда борется с Богом.

– Что говорится о пьянстве в Священном Писании?

– Священное Писание осуждает пьянство прежде всего потому, что оно отвращает человека от Бога. Мы, христиане, живем по Новому Завету. Больше всего о пьянстве рассуждает апостол Павел. Он говорит, что «ни пьяницы, ни прелюбодеи, ни воры, ни идолослужители не спасутся». Как говорится, «Бог в чем застанет человека, в том и судит». Умер человек, положим, в пьяном состоянии, в грехе, в этом состоянии он и будет судим. Мы должны об этом помнить и рассказывать, что «пьяницы Царства Божия не наследуют».

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Отношение святых отцов к пьянству

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

  • Почему грех играть в карты
  • Грех любостяжания и борьба с ним
  • Грех сребролюбия

Святой Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст утверждал: вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь — средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, — это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил: алкоголизм — это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.

Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

Сущность пьянства в православной традиции

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

Грех пьянства и алкоголизма

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Структура алкоголизма в православии

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство — это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия — физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Патриарх Кирилл: пьянство — это начало безбожия.

Лечение алкоголизма в православии

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.

Еще молитвы от пьянства:

  • Молитва Николаю Чудотворцу
  • Молитва Иоанну Кронштадскому
  • Молитва Матроне Московской

Советы по борьбе с алкоголизмом

В одиночку человек практически не способен исцелиться от этого страшного недуга. Рекомендуется обратиться к хорошему специалисту, практикующему православные традиции. Добротных результатов добиваются в общинах, где собраны люди с похожими проблемами.

  • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
  • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
  • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
  • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь — молитвы и полезная деятельность во благо других.
  • Следует отдаться физической культуре, а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

Что говорит Церковь и Библия об алкоголе

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *