Православие и музыка

О музыке, живописи, театре

Оптинские старцы высказывали свое мнение о посещении мирянами театра, о пристрастии к чтению романов, об увлечении полотнами живописцев, о желании часами или даже постоянно слушать музыку.

Чтобы не повредить душе

Отдых необходим, но увлечения, по совету преподобного Варсонофия, следует выбирать очень осторожно, чтобы не повредить своей душе. Старец приводил пример безгрешного отдыха святых:

«Однажды святой апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал:

– Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь?

Апостол ответил:

– Ты охотник, кажется: у тебя лук и стрелы. Если перетянуть лук, что сделается с ним?

– Он оборвется, – был ответ.

– Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов.

Надо всё делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму».

Не забывать о мире горнем

Преподобный Варсонофий объяснял, что нет греха в наслаждении красотой природы – это невинное утешение даровал человеку Сам Господь, но «нынешний мир есть лишь слабое подобие мира, бывшего до грехопадения», и мы не должны забывать о мире горнем, где «высшее блаженство»:

«Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности…

Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился.

Всё равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир».

За мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть

Преподобный Анатолий (Зерцалов) в письме к духовной дочери предостерегал ее от излишних светских удовольствий. Музыка и театр, танцы и балы развлекают, и за развлечениями люди забывают о духовной жизни, которая одна – во спасение души:

«…Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала поста – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих поддается и рассыпается, как песок.

…И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Об этом же напоминал преподобный Варсонофий:

«Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Воспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин – женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными. А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: “В чем застану, в том и сужу”. А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!»

С точки зрения полезности для души

Оптинские старцы не отвергали искусство, но рассматривали его с точки зрения полезности для души человека, с точки зрения спасения. Старцы критиковали лишь те произведения искусства, которые распаляли страсти человеческие, привязывали сердца к земному, тварному, вместо того чтобы возносить сердца людей горе, к духовному. Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:

«Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение. В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают.

Виктор Гюго в защиту сказал: “Взгляд на небо – это уже дело”.

…Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что для понимания серьезной музыки нужно иметь художественный вкус, и вспоминал следующий случай:

«В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила одно из лучших произведений Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: “И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалаечке…”

Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения даже земного искусства, и то надо иметь художественный вкус».

Старец Варсонофий напоминал о том, что душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». Старец утверждал, что у художников всегда есть «огонек религиозного мистицизма», и ему самому в течение всей жизни нравились только те люди и разговоры, которые пробуждали высшие идеальные стремления:

«У художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма».

«В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни».

Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они «эту искру не раздували», не трудились в выполнении заповедей:

«Огромное большинство наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали такие люди у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилий. Кое-что из богослужения доносится и сюда: Херувимская песнь, “Тебе поем”, “Господи, помилуй”; так постояли, постояли и ушли, не побывав в самом храме… Души их, как динамит, вспыхивали от малейшей искры, но, к сожалению, они эту искру не раздували, и она погасла».

Всё надо делать как бы перед взором Божиим

Преподобный Нектарий наставлял творческих людей:

«Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки и неслышимые звуки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука.

Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют.

Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели…»

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Проверка слова

НАСТОЯЩИЙ — ПОДДЕЛЬНЫЙ
Настоящее золою — поддельное золото. Ο Он хромал на левую ногу; утверждали, что эта нога поддельная, а что настоящую сломали ему… в Париже, зато приставили новую, какую-то особенную, пробочную. Достоевский. Дядюшкин сон. Мне нужна шуба, которая бы… имела воротник из хорошего меха, не поддельного, не крысиного, а настоящего. Чехов. Письмо О. Л. Книппер, 17ноября 1903. Яни швырнул на стол две лиры….Через полчаса выяснилось, что одна лира была фальшивая. Вообще поддельных лир ходило по Батуму гораздо больше, чем настоящих. Паустовский. Бросок на юг. — Кассиан Дамианович… Почему вы с вашими способностями так свободно мыслить… Почему вы не займетесь настоящей наукой? — Хых-х!.. Настоящей… А у меня какая? Поддельная? Дудинцев. Белые одежды. ~ В знач. сущ. ср. р. Все было перемешано в этом человеке — высокое и низкое, дурное и хорошее, настоящее и поддельное. Ю. Герман. Дорогой мой человек.
НАСТОЯЩИЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Настоящие документы — фальшивые документы. Настоящие драгоценности — фальшивые драгоценности. Ο Он не держит при себе денег, потому что никак не может отличить настоящих от фальшивых. Чехов. В овраге. До сих пор Настя со страхом и подозрением смотрела на людей: а вдруг раскусят, что тогда? Ненастоящая, случайная, фальшивый камешек в сережке. И вот сейчас не умом, а нутром уловила — люди хотят верить в нее, людям это нужно. И фальшивые камешки вставляют в оправу, когда нет под рукой настоящего. Тендряков. Поденка — век короткий. Вы настоящих людей от фальшивых отличить не можете. А. Софронов. Летят женихи.
НАСТОЯЩИЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что настоящая. Чехов. Дядя Ваня.
ПОДЛИННЫЙ — ПОДДЕЛЬНЫЙ
Подлинно — поддельно
подлинник — подделка
Подлинные драгоценности — поддельные драгоценности. Ο В Испанском дворце совсем другое. Тут ничего нет поддельного, а все подлинное, весьма редкое и весьма ценное. М. Антокольский. О декадентах и о Парижской всемирной выставке. Говорят, что учитель чистописания, написавший эти слова, разбогател на поддельных брильянтах, как на подлинных алмазных копях. Инбер. Америка в Париже.
ПОДЛИННЫЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Подлинно — фальшиво
подлинник — фальшивка
Подлинные документы — фальшивые документы. Подлинные деньги — фальшивые деньги. Ο Дамы дипломатического корпуса… блистали туалетами, подлинными или фальшивыми драгоценностями, поражали необозримостью своих декольте. Б. Полевой. До Берлина — 896 километров. Мы умеем отличать подлинных друзей от фальшивых. Эренбург. Люди, годы, жизнь. ~ В знач. сущ. ср. р.— Запомните: человек должен пользоваться и украшаться — если уж он решил украшаться! — только настоящим, подлинным… Ничего поддельного, фальшивого! Катаев. Трава забвения.
Ср. Настоящий — будущий. Прошлый — настоящий
ИСКРЕННИЙ — ЛИЦЕМЕРНЫЙ
Искренно(-е) — лицемерно
искренность — лицемерие
Искренний человек — лицемерный человек. Искренняя улыбка — лицемерная улыбка. Ο бывают двух сортов: лицемерные, сознательно-лгущие, и искренние, фанатические. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи. Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы, Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы, — То слезы бедных матерей! Я. Некрасов. Внимая ужасам войны…
ИСКРЕННИЙ — НЕИСКРЕННИЙ
Искренно(-е) — неискренно(-е)
искренность — неискренность
Искренний человек — неискренний человек. Искреннее письмо — неискреннее письмо. Ο — Игорь неискренний, а ты искренний,— сказала Майка. Рыбаков. Приключения Кроша. Искренние и неискренние побуждения, сознательная ложь и самообман, вся относительность качественной оценки внутренней жизни человека проходит перед нами с первых до последних страниц «Дон-Жуана». А. Виноградов. Байрон.
ИСКРЕННИЙ — ЛУКАВЫЙ
Как быть с ним, с этим лукавым человеком? Как узнать, когда слово его искренне, когда нет? Н. Ильина. Дороги и судьбы.
ИСКРЕННИЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Искренно(-е) — фальшиво
искренность — фальшь
Искренняя улыбка — фальшивая улыбка. Ο Маленькие несчастья соседей вызывали у них искреннюю радость, они прятали ее за фальшивым сочувствием. М. Горький. О том, как я учился писать.
ИСКРЕННИЙ — ДВОЕДУШНЫЙ (устар.)
Искренность — двоедушие
Читая эти письма , невольно сравниваешь их с записками Корфа. Пушкин — искренний, благодарный за всякое к нему малейшее внимание со стороны товарища… И Корф — двоедушный, словно носящий за пазухой камни, предназначенные поэту и Лицею. М. и С. Руденские. Они учились с Пушкиным.
ИСКРЕННИЙ — ПРИТВОРНЫЙ
Искренно(-е) — притворно
искренность — притворство
Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. Пушкин. Капитанская дочка. любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга тогда, когда были еще ничем; теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Л. Толстой. Война и мир.
ИСКРЕННИЙ — ЛЖИВЫЙ
Искренно(-е) — лживо
искренность — лживость
Искренний человек — лживый человек. Искренние слова — лживые слова. ~ В знач. сущ. ср. р. Для того чтобы отличить настоящее от поддельного — искреннее от лживого,… нужна такая степень развития, до которой в наше время не достиг почти никто. Блок. Дневник женщины, которую никто не любил.
НАСТОЯЩИЙ — ПОДДЕЛЬНЫЙ
Настоящее золою — поддельное золото. Ο Он хромал на левую ногу; утверждали, что эта нога поддельная, а что настоящую сломали ему… в Париже, зато приставили новую, какую-то особенную, пробочную. Достоевский. Дядюшкин сон. Мне нужна шуба, которая бы… имела воротник из хорошего меха, не поддельного, не крысиного, а настоящего. Чехов. Письмо О. Л. Книппер, 17ноября 1903. Яни швырнул на стол две лиры….Через полчаса выяснилось, что одна лира была фальшивая. Вообще поддельных лир ходило по Батуму гораздо больше, чем настоящих. Паустовский. Бросок на юг. — Кассиан Дамианович… Почему вы с вашими способностями так свободно мыслить… Почему вы не займетесь настоящей наукой? — Хых-х!.. Настоящей… А у меня какая? Поддельная? Дудинцев. Белые одежды. ~ В знач. сущ. ср. р. Все было перемешано в этом человеке — высокое и низкое, дурное и хорошее, настоящее и поддельное. Ю. Герман. Дорогой мой человек.
НАСТОЯЩИЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Настоящие документы — фальшивые документы. Настоящие драгоценности — фальшивые драгоценности. Ο Он не держит при себе денег, потому что никак не может отличить настоящих от фальшивых. Чехов. В овраге. До сих пор Настя со страхом и подозрением смотрела на людей: а вдруг раскусят, что тогда? Ненастоящая, случайная, фальшивый камешек в сережке. И вот сейчас не умом, а нутром уловила — люди хотят верить в нее, людям это нужно. И фальшивые камешки вставляют в оправу, когда нет под рукой настоящего. Тендряков. Поденка — век короткий. Вы настоящих людей от фальшивых отличить не можете. А. Софронов. Летят женихи.
НАСТОЯЩИЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что настоящая. Чехов. Дядя Ваня.
ПОДЛИННЫЙ — ПОДДЕЛЬНЫЙ
Подлинно — поддельно
подлинник — подделка
Подлинные драгоценности — поддельные драгоценности. Ο В Испанском дворце совсем другое. Тут ничего нет поддельного, а все подлинное, весьма редкое и весьма ценное. М. Антокольский. О декадентах и о Парижской всемирной выставке. Говорят, что учитель чистописания, написавший эти слова, разбогател на поддельных брильянтах, как на подлинных алмазных копях. Инбер. Америка в Париже.
ПОДЛИННЫЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Подлинно — фальшиво
подлинник — фальшивка
Подлинные документы — фальшивые документы. Подлинные деньги — фальшивые деньги. Ο Дамы дипломатического корпуса… блистали туалетами, подлинными или фальшивыми драгоценностями, поражали необозримостью своих декольте. Б. Полевой. До Берлина — 896 километров. Мы умеем отличать подлинных друзей от фальшивых. Эренбург. Люди, годы, жизнь. ~ В знач. сущ. ср. р.— Запомните: человек должен пользоваться и украшаться — если уж он решил украшаться! — только настоящим, подлинным… Ничего поддельного, фальшивого! Катаев. Трава забвения.
Ср. Настоящий — будущий. Прошлый — настоящий
ИСКРЕННИЙ — ЛИЦЕМЕРНЫЙ
Искренно(-е) — лицемерно
искренность — лицемерие
Искренний человек — лицемерный человек. Искренняя улыбка — лицемерная улыбка. Ο бывают двух сортов: лицемерные, сознательно-лгущие, и искренние, фанатические. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи. Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы, Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы, — То слезы бедных матерей! Я. Некрасов. Внимая ужасам войны…
ИСКРЕННИЙ — НЕИСКРЕННИЙ
Искренно(-е) — неискренно(-е)
искренность — неискренность
Искренний человек — неискренний человек. Искреннее письмо — неискреннее письмо. Ο — Игорь неискренний, а ты искренний,— сказала Майка. Рыбаков. Приключения Кроша. Искренние и неискренние побуждения, сознательная ложь и самообман, вся относительность качественной оценки внутренней жизни человека проходит перед нами с первых до последних страниц «Дон-Жуана». А. Виноградов. Байрон.
ИСКРЕННИЙ — ЛУКАВЫЙ
Как быть с ним, с этим лукавым человеком? Как узнать, когда слово его искренне, когда нет? Н. Ильина. Дороги и судьбы.
ИСКРЕННИЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Искренно(-е) — фальшиво
искренность — фальшь
Искренняя улыбка — фальшивая улыбка. Ο Маленькие несчастья соседей вызывали у них искреннюю радость, они прятали ее за фальшивым сочувствием. М. Горький. О том, как я учился писать.
ИСКРЕННИЙ — ДВОЕДУШНЫЙ (устар.)
Искренность — двоедушие
Читая эти письма , невольно сравниваешь их с записками Корфа. Пушкин — искренний, благодарный за всякое к нему малейшее внимание со стороны товарища… И Корф — двоедушный, словно носящий за пазухой камни, предназначенные поэту и Лицею. М. и С. Руденские. Они учились с Пушкиным.
ИСКРЕННИЙ — ПРИТВОРНЫЙ
Искренно(-е) — притворно
искренность — притворство
Взоры наши встретились; в моем он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. Пушкин. Капитанская дочка. любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга тогда, когда были еще ничем; теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Л. Толстой. Война и мир.
ИСКРЕННИЙ — ЛЖИВЫЙ
Искренно(-е) — лживо
искренность — лживость
Искренний человек — лживый человек. Искренние слова — лживые слова. ~ В знач. сущ. ср. р. Для того чтобы отличить настоящее от поддельного — искреннее от лживого,… нужна такая степень развития, до которой в наше время не достиг почти никто. Блок. Дневник женщины, которую никто не любил.
НАСТОЯЩИЙ — ПОДДЕЛЬНЫЙ
Настоящее золою — поддельное золото. Ο Он хромал на левую ногу; утверждали, что эта нога поддельная, а что настоящую сломали ему… в Париже, зато приставили новую, какую-то особенную, пробочную. Достоевский. Дядюшкин сон. Мне нужна шуба, которая бы… имела воротник из хорошего меха, не поддельного, не крысиного, а настоящего. Чехов. Письмо О. Л. Книппер, 17ноября 1903. Яни швырнул на стол две лиры….Через полчаса выяснилось, что одна лира была фальшивая. Вообще поддельных лир ходило по Батуму гораздо больше, чем настоящих. Паустовский. Бросок на юг. — Кассиан Дамианович… Почему вы с вашими способностями так свободно мыслить… Почему вы не займетесь настоящей наукой? — Хых-х!.. Настоящей… А у меня какая? Поддельная? Дудинцев. Белые одежды. ~ В знач. сущ. ср. р. Все было перемешано в этом человеке — высокое и низкое, дурное и хорошее, настоящее и поддельное. Ю. Герман. Дорогой мой человек.
НАСТОЯЩИЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Настоящие документы — фальшивые документы. Настоящие драгоценности — фальшивые драгоценности. Ο Он не держит при себе денег, потому что никак не может отличить настоящих от фальшивых. Чехов. В овраге. До сих пор Настя со страхом и подозрением смотрела на людей: а вдруг раскусят, что тогда? Ненастоящая, случайная, фальшивый камешек в сережке. И вот сейчас не умом, а нутром уловила — люди хотят верить в нее, людям это нужно. И фальшивые камешки вставляют в оправу, когда нет под рукой настоящего. Тендряков. Поденка — век короткий. Вы настоящих людей от фальшивых отличить не можете. А. Софронов. Летят женихи.
НАСТОЯЩИЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что настоящая. Чехов. Дядя Ваня.
ПОДЛИННЫЙ — ПОДДЕЛЬНЫЙ
Подлинно — поддельно
подлинник — подделка
Подлинные драгоценности — поддельные драгоценности. Ο В Испанском дворце совсем другое. Тут ничего нет поддельного, а все подлинное, весьма редкое и весьма ценное. М. Антокольский. О декадентах и о Парижской всемирной выставке. Говорят, что учитель чистописания, написавший эти слова, разбогател на поддельных брильянтах, как на подлинных алмазных копях. Инбер. Америка в Париже.
ПОДЛИННЫЙ — ФАЛЬШИВЫЙ
Подлинно — фальшиво
подлинник — фальшивка
Подлинные документы — фальшивые документы. Подлинные деньги — фальшивые деньги. Ο Дамы дипломатического корпуса… блистали туалетами, подлинными или фальшивыми драгоценностями, поражали необозримостью своих декольте. Б. Полевой. До Берлина — 896 километров. Мы умеем отличать подлинных друзей от фальшивых. Эренбург. Люди, годы, жизнь. ~ В знач. сущ. ср. р.— Запомните: человек должен пользоваться и украшаться — если уж он решил украшаться! — только настоящим, подлинным… Ничего поддельного, фальшивого! Катаев. Трава забвения.
Ср. Настоящий — будущий. Прошлый — настоящий
ИСКРЕННОСТЬ — ЛИЦЕМЕРИЕ
Убедиться в чьей-л. искренности — убедиться в чьем-л. лицемерии. Ο Но где же ее рассудок, где чутье, то самое, которое позволяет людям по одному намеку отличать искренность от лицемерия? Бахметьев. Преступление Мартына. Письмо твое меня огорчило. Если действительно нет искренности, так к чему же надевать маску лицемерия? Есенин. Письмо М.П. Бальзамовой, 10 дек. 1913.
ИСКРЕННОСТЬ — НЕИСКРЕННОСТЬ
Искренность в разговоре — неискренность в разговоре. Ο Он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих люден. Л. Толстой. Война и мир. Жизненный опыт говорит мне, что абсолютная неискренность так же редка, как и абсолютная искренность. А. Крон. Бессонница. Не следует отказывать Фаине в искренности. Потому что и неискренности мы отдаемся. Во всяком случае, она отдавалась ей вполне. А. Битов. Пушкинский дом.
ИСКРЕННОСТЬ — ЛУКАВСТВО
Такой стиль построения личности… Александр I воспринимался современниками как «лукавство», отсутствие искренности. Ю. Лотман. Беседы о русской культуре.
ИСКРЕННОСТЬ — ФАЛЬШЬ
В детстве или любят, или ненавидят, поступок здесь может быть или хорошим, или плохим, но не средним. Опыта, знаний еще нет, но до крайности обострено восприятие прекрасного и уродливого, искренности и фальши. С. Михалков. Все начинается с детства. Умею и не разучусь различать лицемерие и фальшь от искренности. П. Быков. Силуэты далекого прошлого.
ИСКРЕННОСТЬ — ПРИТВОРСТВО
— Я чувствую, что я говорю искренно, и мне удивительно, что вы, образованные люди, не можете отличить искренность от притворства! Чехов. Драма на охоте. В Ознобишине он не замечал ни капли притворства и хотел разгадать, не наиграна ли его искренность, не дальновидностью ли подсказано ему чистосердечие. Федин. Необыкновенное лето.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *