Поздравление священника с днем хиротонии

Уважаемый отец Ростислав!

Искренне поздравляем Вас со значимым и радостно-торжественным днем в Вашей жизни – днем священнической хиротонии!

В этот день Вы с благоговением и теплом вспоминаете, как Господь по Своей милости и любви соделал Вас незабвенной радости предстоять пред Престолом Божьим, служить в послушании Матери Церкви, созидать приход.

Ваше мудрое духовное руководство и образованность, молитвенный настрой, твердость и строгость в исповедании веры, ревность о Боге становятся примером в слове, образе служения, являют животворящую веру. Сердечное и доброе участие в деле спасения ближнего, усердные труды вводят в жизнь общения с Богом еще большее количество православных христиан.

Все вокруг Вас соединяет любовь – любовь к Богу, любовь к богослужению, любовь к пастве, образуется чувство духовной семьи.

Желаем Вам, наш дорогой батюшка, мирного состояния духа, со смиренномудрием и радостью трудиться на ниве пастырского служения и заботиться о благолепии православных храмов.

Многая, благая и спасительная Вам лета!

12 лет священнического служения

12 лет священнического служения
Сегодня 12 лет, как Господь меня сподобил быть священником.
Стою вчера на всенощной, молюсь, ловлю себя на мысли, что незаметно перенесся на двенадцать лет назад, в Казанский кафедральный… В тот самый вечер, когда все было решено.
…В это трудно поверить, но о своем рукоположении я узнал за 15 часов до хиротонии. Прихожу вечером в Казанский собор. Облачаюсь в диаконские доспехи. Подходит протодиакон: «Звонили из епархии. Завтра утром твоя хиротония в Никольском соборе. Эх, почему ты не предупредил? Отец Настоятель очень сердится…»
Что тут сказать? Что я и сам этого не знал? Не поверят.
Вопрос о моей хиротонии ставился последние несколько месяцев, но не был назван точный срок. И вот…
Вообще это очень странное состояние – представлять, что завтра утром твою голову придавит к престолу длань митрополита и над тобой будут произнесены слова священнического поставления. И отныне ты навсегда станешь иереем Божиим. Носитель священнического сана, человек, последний из недостойных, но раздающий благословение, своими нечистыми руками совершающий Божии Таинства…
Меня толкают в бок собратья диаконы: «Не спи, твоя ектения. Зазнался?»
Я не зазнался. Я просто думаю о том, что вот так просто, неумолимо, как бежит секундная стрелка, каждый миг меня приближает к Рубикону моей жизни. «Вписаться» в привычный ритм богослужения и жизни было непросто, столько нахлынуло мыслей, чувств, переживаний.
Эта всенощная, последняя моя диаконская всенощная, запомнилась отчетливо. А потом я вернулся домой. Поужинал, помолился, поиграл с дочкой…
Утром я чуть не проспал. У жены экзамен в Университете, но она обещает вырваться и прийти хоть на конец службы, со мной друзья. Как всегда, нет транспорта, опаздываем, наконец, я в Никольском соборе, в котором совершится моя хиротония. Состояние спокойное, как будто не с тобой это происходит.
Меня выводят под амвон. Собратья диаконы подхватывают меня под руки и ведут в алтарь, где ждет митрополит. По пути передают маститым священникам – без пяти минут моим собратьям. Справа и слева меня берут под руки настоятель Никольского собора прот. Богдан Сойко и наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (ныне епископ).
Очень кстати, когда тебя с двух сторон поддерживают и направляют, потому что от волнения ты плохо соображаешь, что происходит. Хор, ликование народа, возгласы «Аксиос!..» Меня облачают в священнические одежды.
О первых днях и месяцах своего священства я уже писал, и сейчас нет нужды это повторять: смотри запись от 22 мая 2010 на: https://azbyka.ru/parkhomenko/dnevnik_sviashennika/2010_1-all.shtml
Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, хочется сделать кое-какие выводы. К чему я пришел, что понял, в чем изменил взгляд?
Самое больше приобретение – изменение взгляда на людей. Именно священник знает людей, как никто больше. (Может быть, психолог также, но священник, как мне кажется, все же больше.) Став священником, я научился по-настоящему… любить людей. Человек, внешне выглядящий колючим, неприступным, злым, подлым, на исповеди открывается таким, какой он есть: ранимым, несчастным, желающим любить и мечтающим быть любимым… И, в общем-то, добрым и светлым. Это потрясающий опыт, который показал, как много в нас, людях, игры, неподлинного. Какое горе, что многие думают быть успешными, разыгрывая роль, навязанную стереотипами общественного мнения, стилизуясь под «бренд», придуманный лукавыми СМИ. Девушки ложатся в постель с молодыми людьми, потому что «все так делают», ругают власть и Церковь, потому что это признак светской «продвинутости», лукавят в бизнесе, обманывают, стремятся к наживе, потому что все и вся им внушили, что ты состоялся, только если имеешь то и это. И это на фоне оскудения чувств, собственно, того, что и нужно искать, за что и нужно бороться; на фоне опустошения души…
Общение с людьми очень скоро показывает священнику, что люди находятся как бы в тумане. Бредут на ощупь, ослепленные ложными идеалами и целями. Только став священником, я понял глубинную правду слова, которым в Церкви называется Таинство Крещения: Просвещение.
Почему Просвещение? Потому, что, по мысли святых отцов, после принятия христианской веры ум и вся душа человека должны просветиться, осветиться. Раньше – ты блуждал, ты был слепым котенком, теперь ты прозрел и знаешь, в каком направлении и как двигаться.
Пастырство открыло мне беззащитность и боголепность людей, всех без исключения. Я понял, как Господь видит человека и почему столько терпит и так с ним носится, желая его исцеления и прозрения.
В то же время пастырство открыло мне и другую сторону человека: тупость и лень.
Когда мне говорят, что вот этот священник сначала горел, а потом как-то погас, я говорю: «Не судите!» Есть от чего погаснуть приходскому священнику.
А именно: 95% твоих трудов никогда не будут восприняты людьми, они им попросту не нужны.
Ты готовишься к проповеди, к лекции, а сердитые прихожане ждут другого: удовлетворения их личных религиозных нужд: панихид и молебнов. Ты раздаешь всего себя людям, а они не видят хорошего, но заметят и будут обсуждать любую твою ошибку.
Несколько дней назад я говорил с молодым священником, назначенным настоятелем в Ярославскую деревню. Он чуть не плакал, рассказывая, как устраивает после каждой Литургии бесплатные обеды для прихожан, в конце каждой службы выходит на амвон и советуется с прихожанами, что еще сделать для прихода. Бабушки кивают и улыбаются. Но вот священника вызывает благочинный и говорит, что столько за глаза грязи на него льют, столько сплетен слагают… эти самые бабушки.
Вот это грустно… Самый горящий священник, столкнувшись с потребительством, жадностью, косностью, подлостью и проч. прихожан (чаще – прихожанок), через какое-то время делает вывод: а зачем это нужно? Если его овечки – глупое и злое стадо, то нужно их пасти и стричь. И все.
Господь меня удержал от подобных выводов. На моем пастырском пути встретились люди, которые своей любовью показали мне, что мой труд не тщетен. Но не всем священникам так повезло, как мне. Не все имеют такой запас жизненной энергии, природного оптимизма, какой Господь дал мне. Все слышали поговорку: Каков поп, таков и приход. На самом деле священники ее произносят иначе: Каков приход, таков и поп…
Итак, самым главным открытием для меня стало открытие человека.
Какие еще за пройденные 12 лет были у меня открытия и приобретения?
Конечно, сокровище пастырства – знание о действии Божием в нашем мире. Каждый день приходят люди, которые рассказывают о том, как Бог совершил в их жизни чудо. Наблюдая жизнь человека в вере, видишь, что вся его жизнь (как и твоя собственная) и без громких чудес является одним сплошным чудом.
Господь надоумил меня делиться с вами какими-то историями, свидетельствами. А ведь каждый священник обладает подобным опытом, просто многие не хотят об этом говорить. Если бы люди имели ум осмыслить всю ту чудесную заботу, которую Бог по отношению к ним проявляет, если бы умели выразить словами и, наконец, если бы захотели услышать и свое собственное, и чужие свидетельства… безверие в мире исчезло бы.
Беда в том, что не хотят прислушаться ни к другим, ни к самим себе и не хотят сделать никаких выводов.
Священнослужение открыло мне и другие тайны, например, тайну потрясающей действенности и, если так можно выразиться, эффективности священных обрядов и церковных священнодействий.
Поясню, что я имею в виду: Когда я учился в Духовной Академии, то многие реалии церковной жизни воспринимались мною через призму научно-критического отношения. Этот обряд появился тогда-то, эта традиция тогда-то… Для теоретика-богослова церковно-мистическая жизнь несколько абстрактна.
Но когда я стал служить, я увидел, как древние обряды и священнодействия действительно несут энергию исцеляющей и преображающей благодати. Все, что есть в нашей Церкви, появилось неспроста, но в процессе жизни Церкви. Это драгоценный опыт, это фонд нашей веры и духовной жизни. Все, что в эту сокровищницу положено, положено не случайно, но в помощь всем тем, кто собирается идти дорогами духовной жизни.
Если в жаркий летний день на Невском проспекте мы увидим группу альпинистов, во всем их профессиональном снаряжении, нам станет смешно. Смешно на залитой солнцем улице видеть людей, обвешанных крючьями, мотками веревки, ледорубами и проч. Да, на Невском проспеке это не нужно, но в холодных горах, когда они будут карабкаться ввысь, все это пригодится. Там это отнюдь не будет смешно… Вот так и в Церкви. Все наше колоссальное богатство веры и церковной культуры создано, чтобы помочь человеку восходить выше и выше к Небесам.
Порой это церковное наследие пугает своей огромностью, сложностью. Да, но зато это помогает взять любую вершину, преуспеть в любом направлении христианской жизни.
Одновременно, пастырствуя, я отметил, что жизнь людей слишком сложна, чтобы подогнать ее под рамки канонов и церковных уложений. То, что казалось правильным в 8-м или 16-м веке, сегодня нельзя применять к людям. Я о епитимьях за грехи.
Люди очень изменились, мир, общество… все изменилось. И пастыри Церкви должны это учитывать. Необходимо объяснять, просвещать, непонятное переводить на понятный язык. Самое грустное, что КПД все равно будет небольшим – люди в своей массе инертны и пассивны, но тут другого варианта не дано.
И Христос не всех встретившихся Ему людей обратил, и Апостолы не всех обратили. Но главное – идти этим путем.
…Я хочу поблагодарить всех, кто сопровождает меня в пастырском пути. Всех, кто оказывает помощь, кто поддерживает молитвой и добрым словом. Самой большой наградой для пастыря может быть то, что люди, которым он помог, наставил, сделают это для кого-то другого. Самое грустное, если ты раздаешь себя – а всё это принимают и в себе хоронят. Но очень радостно видеть, когда человек, которого ты зажег, передает огонек веры и любви другому. Если пастырь будет видеть, что его деятельность продолжается в других, распространяется от них… это будет высшей наградой для него.

К сожалению, не слишком качественная фотография (старый советский «Зенит» с отваливающимся объективом, отчего сбитый фокус), да вдобавок и рваная, но единственная и очень дорогая для меня. Это день моей хиротонии, 22 мая 2000 года. Фотографирует мой знакомый.
После рукоположения я вместе с женой вышел из храма на залитую солнцем улицу. Настроение – сами понимаете, какое.

«Театр вовсе не безделица, не пустая вещь. Есть много в мире такого, что для отдалившихся от христианства служит незримой ступенью к христианству. В том числе и театр, если будет он обращен к своему высшему предназначению».Н.В.Гоголь

Творческий вечер священника Владимира Флавьянова

22 апреля, в понедельник 6-ой седмицы Великого поста в Православном Драматическом театре «Странник» состоялся творческий вечер священника Владимира Флавьянова.

Отец Владимир — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Псковской епархии — частый гость «Православного радио Санкт-Петербурга» и сослужитель протоиерея Иоанна Миронова в храме «Неупиваемая Чаша» на Цветочной улице. На этот раз батюшка предстал перед пришедшими в театр братьями и сестрами в несколько неожиданной ипостаси. Вечер начался с исполненной им песни «Луч солнца золотого» из широко известного в советские годы мультфильма «Бременские музыканты». Окончив петь, батюшка прояснил своим слушателям заложенный в этой песне духовный смысл. Далее отец Владимир поделился со зрителями оригинальными мыслями, касающимися семейной жизни православных христиан и вообще наших современников, остающихся верными традиционным семейным ценностям.

В течение вечера отец Владимир читал стихи, пел песни собственного сочинения, прочёл несколько рассказов, представил свои рисунки. В целом встреча прошла, если можно так выразиться, в стиле «беседы на кухне», носила очень камерный и душевный характер. По словам отца Владимира, задачей вечера было дать пришедшим немного отдохнуть от волнений повседневной жизни, не предаваясь при этом пустым развлечениям. Пожалуй, батюшке вполне удалось соблюсти баланс между серьёзностью и лёгкостью общения с пришедшими братьями и сестрами, не нарушая великопостного настроя текущих дней.

Протоиерея Александра Ильяшенко с двадцатилетием хиротонии!

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов):

Дорогой отец Александр! Поздравляю тебя с днем твоей хиротонии! Благодарим за детей, которые есть у вас в семье. Эти дети много помогают и много делают для нас всех. Ваша семья является примером счастья и благополучия. Если о ней рассказать, то мне кажется, все семьи в России будут многодетными. Отец Александр, просим твоих молитв, чтобы ты молился не только за свою семью, но и за все семьи, и за мою тоже, если можно.

Протоиерей Владимир Воробьев:

Дорогой отец Александр! Поздравляю тебя с днем твоей хиротонии! Желаю помощи Божией во всех твоих трудах!

Протоиерей Александр Салтыков:

Ваше высокопреподобие, дорогой отец Александр! Поздравляем вас со значимым юбилеем! Для нас большая честь иметь знакомство с вами – авторитетным московским священником, мудрым пастырем и создателем замечательного портала «Православие и мир». Большое спасибо за возможность через ваш портал говорить, поистине на весь мир, правду о Православной Церкви! На вашем портале много рассказывается об истории Вселенской Церкви, об истории русского народа, защите исторического наследия. Надеемся, что и дальше вы продолжите говорить народу правду об истории и современности русской земли и Русской Церкви. Также благодарим вас за помощь в освящении тяжелой судьбы Кадашевской слободы.

Вы интересный и яркий публицист. Вашему перу принадлежат прекрасные исследования, посвященные героическим страницам русской истории, противостоянию нашествию двунадесяти язык в 1812 году и вторжению фашистских захватчиков.

Вашу многочисленную семью многие уже сравнивали с семейством патриарха Авраама, и вы, как мы надеемся, станете, как и он, родоначальником великого народа!

Ваше теплое сердце излучает много любви не только к окружающему вас многочисленному потомству, но и ко всем, кто с вами соприкасается. Многие задаются вопросом, в чем секрет популярности «Правмира»? Видимо, именно в этом – ваша любовь к людям и к правде привлекает умы и сердца читателей.

Многая вам и благая лета!

Протоиерей Лев Семенов:

Дорогой отец Александр! Я счастлив, что сподобился в этот день поздравить вас с этим знаменательным днем – 20-летием пребывания в этом великом сане – священнослужителя.

Еще задолго до того, как я имел счастье познакомиться с вами, я был много наслышан от отцов и братьев о таком удивительном московском пастыре, который, вдобавок к своему священническому и пастырскому служению, был широко известен такой замечательной семьей и таким многочадием.

После личного знакомства с вами я имел честь сослужить на различных литургиях, стоять с вами у престола Господня, общаться с вами на разные темы. Я потрясен вашей многогранной деятельностью, вашей бесконечной энергией, широтой ваших интересов, тем, как вы духовно окормляете замечательный интернет-портал «Православие и мир», как ваши интересы обращены к прошлому нашего земного отечества, к его истории, в том числе военной (достаточно взять ваши статьи о кампании Отечественной войны 1812 года, Отечественной войны 1941-1945 годов и ее начального периода), чтобы убедиться в этом. Еще раз желаю вам успеха! Многая и благая лета!

Протоиерей Алексей Емельянов:

Дорогой отец Александр! Поздравляю вас от всего сердца с юбилеем! Поздравляю и от всей многочисленной семьи Емельяновых всю многочисленную семью Ильяшенок с таким особым днем! Желаем вам сохранять тот энтузиазм, который всех нас зажигал с самого детства! Желаем вам больше правнуков и праправнуков!

Священник Филипп Ильяшенко:

Я рад поздравить отца Александра не только лично, но и на портале «Православие и мир», одним из основателей и председателем редакционного совета которого он является.

Сегодня я хочу вспомнить тот далекий день, когда папу рукополагал в Большом Соборе Донского монастыря у мощей святителя Патриарха Тихона сам Патриарх Алексий II.

Это событие, конечно, и лично сверхзначимое, и в нашем университетском сообществе оно было, безусловно, значимым.

Рукоположение произошло в день небесного покровителя ПСТГУ, в том месте, где Патриарх Тихон был заключен, а после смерти и погребен. Мы едва ли можем влиять на день рукоположения. Случилась вот такая «случайная неслучайность».

Я был тогда студентом. Папа не обсуждал с нами рукоположение, но было видно, как он волновался. Он приехал в монастырь, как положено, за час до службы, чтобы встретить архиерея – Патриарха Алексия. Тогда всех священников в Москве рукополагал лично святейший Патриарх Алексий. Первые непатриаршие хиротонии в ПСТГУ были, начиная с отца Константина Польскова.

Это замечательная когорта священников, прошедших одной чредой – отец Александр Ильяшенко, отец Николай Емельянов, отец Борис Левшенко, отец Валентин Уляхин и отец Олег Давыденков – были в одном, так сказать, призыве. Этот университетский призыв сейчас представляет его старейших преподавателей.

В священнической хиротонии мы можем видеть два типа запоминающихся моментов – это визуализированные: то, что все служат в золотых облачениях, а ставленники в белом; все идут на Малый вход, и ставленник идет с покрытой головой, все идут в алтарь, а он остается и ждет возгласа: «Повели, святейший владыко», начинается хождение вокруг престола, наподобие хождения в таинстве венчания – обручение престолу Божию, сопровождающееся пением, когда алтарь запевает, как мир горний, а храмовый хор, отвечая, подпевает ему, как будто небо и земля торжествует рождению нового служителя престола – носителя образа Христова. Это всё вещи с эстетической точки зрения очень красивые и глубоко символичные.

Но самое запоминающееся при всей красоте, символичности и, вместе с тем, буквальности того, что происходит, самое удивительное – это свет, очевидным образом почивающий на новопоставленном клирике. Это видно и в рамках литургического действия, когда он выходит причащать или дает прикладываться ко кресту в конце литургии. Но происходит и очень долго после литургии – рукоположенного человека отличишь в толпе за сто метров – все могут видеть свет благодати Божией, которая явственно почивает на нем.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *