Полярная история фильм

Фильм Полярная история

Очень интересно наблюдать за малышами, только что родившимися на Севере. Суровый край — любимая среда обитания маленького медвежонка Нану и моржонка Силу, которые растут и охотятся на наших глазах. В борьбе за жизнь их подстерегают разные опасности.

Мы видим, что благодаря зимнему покрову их поступь бесшумна — съедобные вкусные тюлени их не слышат. Для нерп тоже необходим арктический лед, который защищает их от непогоды в море и позволяют охотится на обитателей вод. Многие моржи гибнут во время штормов. Потепление заставляет страдать животных, потому что во время таяния они попадают в ледоход, тогда очень немногие из них добираются до земли.

Долго длящийся теплый сезон становится также причиной гибели от голода. Например, у нашего героя братик умирает от голода, а моржонку Силу грозит опасностью не только разбушевавшаяся стихия, но и огромный медведь, который едва не съедает его. Взрослый медведь, не имея доступа к рыбе из-за тонкого ненадежного льда, вынужден искать другую пищу. Итак, мы видим, что многие звери не доживают до сезона охоты. И в этом отчасти виноваты мы, люди.

Стоит задуматься об экологической проблеме, которая не несет ничего хорошего нашей планете.

Летопись крушений и пожаров судов русского флота 1713—1853/1855 (ВТ:Ё)/1740 г. Дубель-шлюпка Якутск

1740 год. Дубель-шлюпка Якутск. Командир лейтенант X. П. Лаптев. (Ледовитое море.) Будучи на съёмке берегов Таймурского полуострова и проведя зиму в Хатангской губе, по выходе из неё, 13 августа, в 9 часов утра, в широте около 75,5° затёрт льдами. Несколько часов носимое с ними судно наконец остановилось, совершенно сжатое, на глубине 12 сажен. Ветер был свежий, от востока; пасмурно, дождь и снег. Спущенные со всех сторон в воду брёвна не помогли: борта были помяты и форштевень надломлен; течь открылась большая. В следующее утро, «видя что спасение судна не в нашей воле», стали выгружать провиант, и в 9 часов вечера, когда судно снова понеслось со льдами по течению к OSO, все сошли на лёд. Сделав из вёсел и реев санки, с помощью бывших на судне нескольких собак на другой день отправились к берегу, отстоявшему миль на пятнадцать, которого достигли уже около полудня 16-го. Отыскав на нём несколько плавничного лесу, обогрелись и отдохнули после трёхсуточного беспрерывного труда; потом построили юрты, а между тем перевозили провиант. Морозы стояли жестокие; половина команды были больные, все остальные изнурены. Послышался наконец ропот, и некоторые покушались не оказать уважения к власти, говоря что «одна смерть;» но мужество начальника смирило возмутившихся. Только чрез полтора месяца, 21 сентября, несчастные могли отправиться к месту прежней зимовки, до которого едва добрались в половине октября.

Прибавление

1740 год. Дубель-шлюпка Якутск. Командир лейтенант X. П. Лаптев. (Ледовитое море). Для полнейшего объяснения обстоятельств этого необычайного крушения, совершившегося под 75,5° северной широты в Ледовитом море, представляю здесь более полную выписку из шканечного журнала его, найденного мною впоследствии:

«13 августа. Первый час пополудни. В начале сего часа стало льдом тереть дубель-шлюпку, и одною льдиною, прижав, надломило форштевень, такожде и всеё дубель-шлюпку помяло; хотя подле бортов были бревна запущены, токмо то не помогало, и учинилась великая течь; того ради мы, поставя три помпы, стали выливать воду, а дрова из интрюма, воду (пресную) и провиант, выбрав наверх, стали искать течи, вырубая подтоварник (нижняя палуба) в носу и между кнопами (кокоры, связывающие штевни с килем, заменяющие дейдвуд и старн-кницу).

Второй час. Засыпа́ли мукою и пеплом; в тоже время погрузило у дубель-шлюпки корму, а нос на льдину приподняло; и мы с наружной стороны на носу то место законопатили. Выливали из дубель-шлюпки воду в три помпы и ведрами; токмо воды не убывает.

Третий час. Сделали доску и наложили небольшой мешок муки на то место, где течь пробилась, с наружную сторону, у надломленного форштевня.

Четвертый час. Положили на носу драй, чтоб не так льдом ломило нос, и лили воду в три помпы и ведрами в грот- и фор-люке; токмо от упомянутой течи воды в дубель-шлюпке не убывает, а больше прежнего еще прибывает.

С пятого часа ветер затих. Туман и снег. Беспрерывно отливали воду, а вода все не убывала. Наступила ночь.

Одиннадцатый час. В начале сего часа стало очень тереть дубель-шлюпку льдами, и мы запускали около бортов балки, которые льдом приломало, и отломило у дубель-шлюпки, пониже ватерштага, весь форштевень, из нутренних и наружных досок, от киля и по ватер-штаг, и выбросило на лед; отчего течь учинилась больше прежнего, и нос погрузило, а корму приподняло; и вдруг воды в дубель-шлюпке прибыло очень много.

В это время стало свежеть от NNO; льды тронулись, и дубель-шлюпку понесло вместе с ними к западу; через час времени ее прижало к стоячей льдине. Течь все усиливалась. «Поврежденное место засыпа́ли мукою с пеплом и закладывали старою парусиною; токмо от того помочи не имели.

14 августа. Третий час ночи. Течь стала становиться весьма велика, так что уже более половины налилась дубель-шлюпка и потопила весь погруженной в ней провиант; а льдом корму высоко подняло и нос очень погрузило; и мы, искав способу, подвели под нос грот-стаксель и засыпали между им и дубель-шлюпки мукою, и наложили грунтов, чтоб льдом не так стирало долой. Токмо тем способом не получили, чтоб унять течь; но вяшще умножается.

Четвёртый час. Выливали из дубель-шлюпки беспрестанно воду; токмо течь весьма велика стала, и льдом наклонило дубель-шлюпку на правой борт очень низко. Того ради, сняв фока-рей и гик, подвели (их) под тот борт близ форштевня.

Ветер между тем все становился свежее, а течь все усиливалась. Утро наступило весьма морозное, и в тоже время не переставал идти снег.

Седьмой час. Видя, что спасение судна не в нашей воле, стали доставать из трюма, какой было можно достать провиант, выкидывая его на лед и продолжая в тоже время отливать воду. Так прошел целый день. К вечеру вода налилась уже по самую палубу.

Девятый час вечера. Ветер (NtW) велик. Сего часа прибылою водою и ветром тронуло лед и понесло дубель-шлюпку со льдом к OSO, ибо туда течение воды. Того ради командующий с унтер-офицерами сделав консилиум, что дубель-шлюпки спасти никак уже невозможно, и дабы спасти хотя людей, сошли все служители на стоячий лед».

Всё остальное приключение несчастливых пловцов, рассказано при описании этого крушения в тексте. Здесь только прибавлю, что с места берега, на который прибыли около полудни 16 августа, отправились к месту предшествовавшего зимовья 21 сентября, сперва командир с геодезистом, подлекарем, боцманматом и восемью рядовыми; потом, вслед за ними остальные нижние чины, и только трёх человек, больных и потому не могших следовать с другими, оставили на месте, с одним при них здоровым служителем, за которыми уже по прибытии к зимовью посланы нарты с собаками, на которых они и были привезены.

Размерения дубель-шлюпки были следующие: длина 70 фут, ширина 15 фут, глубина 7 фут. Команды около 50 человек.

Выбор редакции

Поэтому, не стоит ждать появления в топе об Арктике и Антарктике таких фильмов, как «Повесть о настоящем человеке» (1948) 7.93, «В белом плену» (2012) 7.21 и той же «Альфы» (2018) 6.59. Эти киноленты тоже превосходны, и в них действие также разворачивается в снегах и жутком холоде, но события происходят за чертой полярного круга, а значит география фильмов, увы, к Арктике и Антарктике никакого отношения не имеет.

Итак, поехали.

1. Белый плен (2005) 8.12

Несмотря на то, что фильм является своеобразной перепевкой японского блокбастера «Антарктическая повесть» (1983), который в нашем топе находится чуть ниже, адаптированный Голливудом сиквел оказался успешнее и обошел первоисточник как по рейтингу, так и по кассовым сборам.

Здесь главными героями-выживателями стали собаки, которые, ввиду стечения обстоятельств, оказались брошенными на дальней стоянке в Антарктиде без надежды на выживание. Эвакуируясь на вертолете с места происшествия, герой Пола Уокера Джерри Шепард надеялся в скором времени вернуться за животными, но погодные условия не позволили этого сделать. Таким образом 8 ездовых собак, посаженных на цепь, остались одни посреди бескрайних снегов Антарктики один на один с ненастьем и лютым морозом.

Уже ясно, что Шепард вовсю будет рваться выручать собак, из которых до прибытия людей доживут, увы, не все. Но отпустят его, конечно же, далеко не сразу.

2. Дважды рожденный (1984) 7.86

Советская кинокартина, рассказывающая о подвиге простого русского солдата, которому единственному повезло выжить при столкновении нашего с фашистскими самолетами.

Действие разворачивается весной 1942 года, восточнее южного побережья Кольского полуострова, в, так называемом, «горле» Белого моря. Небольшое судно прибыло на линию фронта с боеприпасами и, взяв на борт тяжело раненных бойцов, отправилось назад. Но по пути на них напала вражеская авиация.

Помощнику пулеметчика, новобранцу Андрею Булыгину удалось перебраться с тонущего судна на лед. Но не тут-то было. Упертый немецкий пилот ни в какую не хочет отпускать единственного выжившего.

Что сможет противопоставить ему единственный советский боец?

3. Антарктическая повесть (1983) 7.80

Эта история послужила толчком к созданию картины «Белый плен». Она основана на реальных событиях, случившихся в 1958 г. с японской полярной антарктической экспедицией.

Если в случае с «Белым пленом» эвакуация случилась во время путешествия за упавшим неподалеку метеоритом, то тут японцы отправились в экспедицию, целью которой было точное определение местоположения возвышенности Боттнутен.

Тут-то все и случилось. Неожиданное ненастье заставило всею группу спешно вернуться в то время, когда уже полным ходом шла эвакуация. И так же, как и в случае с американским ремейком, на собак в первом рейсе места не хватило, а во второй раз самолет уже не вернулся, поскольку погода еще больше испортилась, да и с судном были проблемы.

Если в том случае посреди снегов Антарктиды осталось всего 8 собак, то тут (и это на самом деле было так) люди были вынуждены бросить на произвол судьбы целых 15 животных. И выжило из них…

Посмотрим фильм, узнаем.

Затерянные в Антарктиде (2002) 7.69

Несмотря на то, что официально Южного полюса достиг Руаль Амундсен в 1911 году, поперек антарктический континент еще не пересекал никто. Именно это и попытался сделать сэр Эрнест Шеклтон в своей горемычной трансантарктической экспедицией.

Почему горемычной? Да потому, что при всем том, что длилась она целых три года, командам кораблей «Аврора» и «Эндьюранс» (который и вовсе затонул) равно как и членам всех экспедиций пришлось перетерпеть столько лишений и опасных моментов, что в пору каждому из участников отдельный памятник ставить и медаль «За отвагу!» давать.

Но, увы. В то время как раз полным ходом шла Первая мировая, в связи с чем мужественного подвига Шеклтона никто особо и не заметил. А замечать было что. Фильм поистине захватывающий и стоит обязательного просмотра в числе первых.

5. Потерянный в снегах / Идущий по снегу (2003) 7.41

Чарли Холлидей — настоящий полярный летчик-одиночка. А грузы он перевозит самые разнообразные. Какая ему разница что за груз он везет и в какую погоду, если знает, что за рейс ему будет хорошо заплачено.

Но очередная его «ходка» выдалась не такой удачной. Вылетев в надвигающуюся бурю с больной местной эскимосской на борту, он был вынужден совершить аварийную посадку, после чего самолет его пришел в негодность, а до цивилизованного мира пришлось добираться пешком, что в 50-е годы было сделать не так легко. Ведь тогда люди еще не «расплодились» так далеко на север, как сейчас.

В глубине души относясь к местному населению с предубеждением он, впоследствии, кардинально меняет свое мнение об этих людях. Ведь, если бы не местная больная девушка, замерз бы и помер с голоду наш бравый летчик еще на начальных этапах своего долгого вынужденного путешествия.

6. Затерянные во льдах (2018) 7.32

На сей раз из арктического плена придется выбираться самому Мадсу Миккельсену, а точнее – его герою, которого угораздило совершить аварийную посадку далеко за чертой полярного круга.

Самое интересное, что вертолет, прилетевший к нему на помощь, тоже потерпел крушение. Из спасательного экипажа удалось выжить единственной женщине, получившей при этом серьезную травму. Теперь герою Микельсена стало совершенно непонятно что делать. Если в одиночку, хотя и при температуре ниже 60 градусов по Цельсию, он еще мог рассчитывать куда-то добраться, то с травмированной женщиной на плечах…

Интересно, какое решение примет наш герой? Останется, или поволочет раненную горе-спасительницу на встречу неизвестности?

7. Территория (2014) 7.06

Отечественная картина, рассказывающая о нелегкой доле советских золотоискателей в послевоенные годы. Район северной части Чукотского нагорья славится своими морозами. А еще, по мнению некоторых, он богат золотом. Но как эти «некоторые» не старались раннее, золота найти в этой местности (тут ее называют емким словом «Территория») так и не удалось.

И вот, когда власти уже были готовы свернуть работы по поиску месторождений, активист-затейник Илья Чирков взваливает на себя обязательство во что бы то ни стало найти месторождение драгоценных пород за один следующий сезон.

И тут началось. Там вертолет сломался, и люди в голоде и холоде выживают как могут. Тут одновременно и трактор сломался, и тракторист помер (Ха! Только у нас такое бывает!) вследствие чего жена одного из работников была вынуждена выживать среди заполярной тайги в одиночку. А тут еще и самого Чиркова подстрелили.

В общем, сплошное выживание по-русски.

8. Схватка (2011) 7.05

На восьмом месте нашего топа о выживании в условиях заполярья картина режиссера Джо Карнахана, знакомого нам по прикольному боевику «Команда «А»» (2010). И тут также в главной роли мы видим все того же Лиама Нисона.

Самолет, на котором в числе других возвращался с буровой герой Лиама, снайпер в отставке Джон Оттуэй, попадает в жесткую турбулентность, после чего вынужден совершить аварийную посадку среди лесов северной части Аляски.

И здесь основным врагом выживших станет не зверский холод, а, собственно, сами звери, а если быть точнее – волки, возле логова которых угораздило упасть горемычным буровикам.

9. Амундсен (2019) 6.81

Амундсен с рожденья был просто одержим заполярьем и жаждой открытий неизведанных и недоступных земель. Ему удалось, то что не удалось Франклину – открыть Северо-западный проход. Он свершил то, что не смог свершить Скотт – побывать первым на Южном полюсе и вернуться оттуда живым и невредимым.

И хотя фильм больше является байоликом, повествующим о всей его жизни, а ни о какой-то определенной экспедиции, заполярья в нем предостаточно. Причем, как северного, так и южного.

10. Север (2009) 6.80

Это единственная комедия в нашем топе фильмов об Арктике и Антарктике. В прошлом спортсмен, а ныне законченный пьюшка Йомар прозябает на нелюбимой работе и мечтает о возвращении в теплую и уютную психушку.

Но вдруг, нежданно-негаданно, он узнает о том, что является отцом ребенка, проживающего где-то в Норвежском заполярье. Невзирая на свои «панические атаки», он прыгает на снегоход и мчит сквозь арктические снега навстречу со своим сыном, который, как оказывается, уже вот-вот станет совершеннолетним.

Только путь предстоит неблизкий, а Йомар с собой кроме литрухи самогона ничего не взял. То-то будет комедия.

11. Челюскинцы (1984) 6.79

Еще один советский фильм, повествующий о том, чем занимались члены экспедиции Шмидта в феврале 1934 года, когда их экспедиционный корабль «Челюскин» был затерт во льдах и, в дальнейшем, ими раздавлен и пущен на дно.

Несмотря на жуткий февральский мороз, среди людей не было никакой паники. 104 человека превосходно проводили время, занимаясь подготовкой посадочных полос для спасательных самолетов, катались на лыжах, играли в футбол и даже слушали патефон.

Так выживали при советской власти. Чудеса, да и только. Конечно, помогла сравнительно хорошая погода, но снято, все же, излишне пафосно. Хотя, ведь реально никто не помер.

12. Новая земля (2011) 6.59

Да, именно Новая земля стала последним пристанищем знаменитого мореплавателя и первооткрывателя Виллема Баренца. И несмотря на то, что во время своей первой экспедиции 1594 года он достиг Новой земли и благополучно вернулся назад (тогда проход севернее островов архипелага был полностью заблокирован льдом), во время своей третьей попытки его корабль хоть и обогнул северную оконечность Новой земли, но был блокирован и раздавлен льдами.

Экипажу удалось высадиться на берег, но не всем посчастливилось удачно перезимовать. И хотя поначалу все было превосходно, дальнейшей участи членов экипажа никто бы не позавидовал.

13. Ледокол (2016) 6.50

Вторая по счету российская кинолента, попавшая в список лучших фильмов об Арктике и Антарктике. Фильм, как утверждают «знатоки-википедисты», частично основан на реальных событиях. В частности, сочинители сценария взяли за основу события, происшедшие с ледоколом под названием «Михаил Сомов», зажатом арктическими льдами и вынужденном дрейфовать на протяжении четырех с половиной месяцев (133 дня).

В этой интерпретации среди начальства ледокола имеют место очень напряженные отношения, под давлением которых (а может и в силу своей малоопытности или бездарности) некоторые властью облеченные принимают ряд неверных решений, приводящих к тому, что корабль оказывается в ледяном плену.

Как выжить 133 дня среди льдов в то время, когда страсти-мордасти на борту все более и более раскаляются? Узнаем только посмотрев весь фильм, который в открытом доступе можно засмотреть просто вогнав его название в поисковик на Яндексе.

14. Дневник полярной экспедиции (2005) 6.16

Этот триллер от корейских кинематографистов будет интересно посмотреть любому, несмотря на своеобразную подачу.

Экспедиция под началом Чхве До-хёна отправляется в пеший поход до северного Полюса недоступности, точки, до которой ранее добирались лишь единицы. Каждый вынужден тащить с собой 100-килограммовую поклажу, которая в себя включает как средства защиты от морозов и ветра, так и провиант на много дней вперед.

Трудно, конечно, но все было терпимо, пока участники не нашли в снегах закоченевший труп и дневник британской экспедиции 80-летней давности, картинки в котором подозрительно напоминают членов их теперешней группы…

15. Выжить в Арктике (2014) 6.15

В норвежском приключенческом фильме на северном полюсе оказываются трое детей. Причем, оказываются совершенно одни, без каких-либо взрослых.

Как и по какой счастливой (или несчастной) случайности они туда попали – вопрос другого плана. Главное, как они будут выживать в арктических условиях, пока их не кинутся тупорылые «внимательные» взрослые и не прилетят к ним на помощь.

Судя по тому, что в информации к фильму числится слово «семейный», фильм не совсем серьезный, но, между тем, не все же нам бояться да переживать. А учитывая, что рейтинг у фильма выше шести, картина просмотра стоит однозначно.

На этом пока все. На следующей неделе мы выпустим для вас очередной интересный топ. А пока, прекрасного всем настроения, почаще ходите в кино, и пусть вам попадаются только стоящие просмотра картины!

Вторая Камчатская (она же Великая Северная) экспедиция — это беспримерные плавания вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии, предпринятые русскими моряками в 1733-1743 годах. Цель — исследование и описание российского Севера от Печоры до Чукотки.

Начальником одного из отрядов был назначен лейтенант Василий Васильевич Прончищев. Вместе с ним в море вышла молодая жена. Первый случай в истории великих арктических экcпедиций…

Василий Васильевич Прончищев руководил одним из отрядов Великой Северной экспедиции. Великая Северная экспедиция (1733-1743г.г.), официальное название – Вторая Камчатская, по сути, являлась глобальным проектом Российской империи не знавшим себе равных. В рамках этого проекта, которым руководил Витус Беринг, было несколько самостоятельных экспедиций, цель которых заключалась в описании и составлении карт российских территорий. Великая Северная экспедиция потребовала привлечения огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, которые были построены в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске обслуживали семь исследовательских отрядов. Последние были в достаточной степени обеспечены оборудованием и провиантом, экипажи кораблей полностью укомплектованы. Число участников основных и вспомогательных отрядов составило около 5000 человек.

Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, «лучшего штурмана Кронштадта» (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств — коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.

Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г. , после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна — дубель — шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель — шлюпа «Якуцк». Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель — шлюпу идти «из Якуцка — Леною — рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья», то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.

Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель — шлюпе «Якутск», находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне «незаконно», вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения Беринга, остается загадкой. Во всяком случае, жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась — именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.

До конца лета 1735 г. «Якутск» прошел с инструментальной съемкой 1800 километров вниз по Лене и вышел в Ледовитый океан. Здесь простились со вторым кораблем экспедиции — ботом «Иркутск», получившим задание пройти Беринговым проливом в Тихий океан. На зимовку встали в устье реки Оленек. Команда благополучно перенесла зимовку, но к весне 1736 г. у некоторых членов экипажа, в том числе у капитана и его жены, обнаружились признаки цинги. Однако Прончищев не придал значения болезни и решил продолжать путь вперед.

Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель — шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие — остров Преображения (там нам ещё предстоит побывать). Далее повернули на север, и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды.

Утром 19 августа, когда «Якутск» находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена (получается, что действительно тогда климат был более суровым, мы в эти числа также будем на восточном берегу Таймыра, но всё будет не так жёстко). На корабельном совете было решено возвращаться назад.

Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и «Якутск» под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью (на самом деле в Хатангском заливе и в устье Хатанги мало плавника).

Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось, нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы. 28 августа «Якутск» вошел в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог, так как дул сильный южный ветер и от сгона воды обмелел фарватер. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. В восемь часов вечера 29 августа 1736 г. Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался.

Из-за сильного ветра «Якутск» еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: «Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег». 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль. А через шесть дней, 12 сентября 1736 г. , Челюскин записал в журнале: «В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель — шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре».

Могила лейтенанта Василия Прончищева и его жены Марии

Ее похоронили рядом с мужем. Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский.

Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте, в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале «Якутска». Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем. Не сохранилось имя первой полярной путешественницы и на могильном кресте.

Имя «Мария» появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись «м. Прончищевой» (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как «бухта М. Прончищевой». Так это название закрепилось на картах. Лишь только в 1983-м году исследователи выяснили подлинное имя Прончищевой – Татьяна.

Жители Крайнего Севера почти три сотни лет место захоронения Татьяны и Василия Прончищевых возле Усть-Оленека зовут «землей испытания любви».

Почти все участники Второй камчатской экспе­диции погибли. Описание самой северной части полуострова Таймыр было завершено бессменным штурманом отряда Прончищева Семеном Челюски­ным и явилось итогом непосильных семилетних трудов горстки русских моряков в славном деле рас­ширения и приращивания России новыми землями. Увы, такова была цена карты Великой России с ее бескрайними просторами.

Память о бессмертном подвиге исследователей русского Севера увековечена во многих географических названиях. Именем Татьяны Фёдоровны Прончищевой, героической женщины, первой полярной путешественницы назван полуостров на востоке Таймыра, бухта и гора на берегу этой бухты. Имя её супруга носит восточный берег Таймырского полуострова, мыс, озеро, река и горный кряж. А морскую вахту несёт ледокол «Василий Прончищев». В Калуге есть улица Прончищева, а в Якутске героическим супругам установлен памятник.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *