Почему тишина?

Содержание

Иван Калита (103 стр.)

Сообщив о приходе Калиты на великое княжение в 1328 году, он добавляет: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли» (25, 90).

Эта «великая тишина» продолжалась, по мнению летописца, сорок лет – с 1328 года до начала московско-литовских войн в 1368 году. Задумаемся над этим суждением. В нем отражены религиозно-политические теории ранней Москвы. Конечно, число лет «великой тишины» названо условно. В той же Симеоновской летописи под 1368 годом летописец указывает, что «от Федорчюковы рати до Олгердовы лет 41» (25, 109). Но его явно увлекло число 40 – одно из самых многозначительных в христианской символике. Это и сорок дней искушения Спасителя в пустыне, и «сороковница» Рождественского поста, и «четыредесятница» Великого поста. Число «сорок» в христианском сознании ассоциировалось с идеей очищения от грехов. Летописец словно намекает на то, что продолжительность установленной московскими князьями «великой тишины» – парафраза «Великого поста» – есть новое свидетельство богоугодности их деятельности.

Многозначительное число «сорок» книжники находили и в истории правления предков Ивана Калиты, сыновей Александра Невского. «Бысть же княжения сынов Александровых и великаго князя Даниила Московскаго лет 40» (8, 197). Но то были сорок лет раздоров и бед. Князь Иван подарил Руси сорок лет «великой тишины».

Конечно, «великая тишина» существовала не только в воображении московских книжников. Это была политическая реальность, вселявшая надежду на перемены. Она стала возможной только благодаря тому, что князь Иван, а позднее его сыновья Семен Гордый и Иван Красный, сумели обеспечить полную и своевременную выплату ордынской дани с русских земель. Правители Орды ханы Узбек (1313 – 1341) и Джанибек (1341 – 1357) были вполне удовлетворены таким положением дел и не препятствовали постепенному усилению московского княжеского дома. Начавшаяся в Орде после смерти Джа-нибека длительная смута («замятия великая», по выражению русских летописей) открыла новые возможности для Москвы, которыми не преминул воспользоваться внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович Донской. Объединив под своим началом большинство князей Северо-Восточной Руси, Дмитрий начал открытую вооруженную борьбу с Ордой, увенчавшуюся великой победой на Куликовом поле. С этого времени, несмотря на все последующие неудачи и промахи московских князей, Москва окончательно стала центром формирующегося единого Русского государства.

Историк В. О. Ключевский справедливо отмечал благотворное воздействие этой «великой тишины» на духовное, нравственное развитие русского народа, которое, в свою очередь, содействовало успехам московской государственности. «Русские люди, сражавшиеся и уцелевшие в бою на Сити (3 марта 1238 года. – Н. Б.), сошли в могилу со своими сверстниками, безнадежно оглядываясь вокруг, не займется ли где заря освобождения. За ними последовали их дети, тревожно наблюдавшие, как многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом. Но подросли внуки, сверстники Ивана Калиты, и стали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. В то время как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда и простые люди. В то же время московские князьки, братья Юрий и этот самый Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее Владимирское княжение, и при содействии самой Орды отбили его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли.

Не бойся

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Что будет, если молчать 7 дней? Рассказываем только правду

Ты разучишься говорить! Шутка.

Фото @ricardomancia_, unsplash.com

Сразу оговоримся, в конце есть бонус — впечатления тех, кто сам попробовал молчать много дней подряд.

Голосовые связки могут атрофироваться?

Нет, даже если человек сознательно откажется от использования голосовых связок на очень длительный период, это не повлечет за собой таких кардинальных последствий.

Изменения в мышцах, предназначенных для фонации, конечно, произойдут, но незначительные. Человек не онемеет и полной атрофии голосовых мышц не случится. Максимум, что его ждет — это некоторые сложности с голосовым контролем, когда он попробует снова заговорить. Чтобы вернуть прежний голос, ему придется немного потренироваться.

То есть человек не может разучиться говорить?

Не совсем так. Голосовые связки действительно останутся в норме, но спустя несколько лет сознательного отказа от определенных телесных функций, неизбежно произойдут неврологические изменения в мозге.

Проще говоря, если вы надолго прекратите говорить, число активных или потенциально активных нейронов для этого процесса станет меньше, потому что задействованные в процессе речи нейроны будут использованы мозгом для других задач.

В качестве примера можно привести полную потерю зрения. Через определенное время после нее нейроны, ответственные за зрение, начинают содействовать другим когнитивным функциям — это является одной из причин, почему слепые люди зачастую лучше слышат.

Что же будет, если молчать 7 дней?

Практика десятидневного молчания распространена в восточных традициях, к ней прибегают, чтобы справиться со стрессом, успокоить нервы, лучше понять себя, стать добрее и просто почувствовать себя лучше.

Например, существует одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии, — випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле».

Спустя сотни лет это все еще один из самых популярных видов медитации во всем мире. Люди добровольно принимают десятидневный обет молчания, отказываются от связи с внешним миром и остаются наедине с собой (и зачастую платят за это немалые деньги).

Зачем же это нужно? Давай перейдем к бонусам недельной «молчанки».

1. Ты начнешь лучше понимать себя

Сначала слушать свой внутренний голос может быть странно и не очень комфортно, но скоро к этому привыкаешь.

Ты начнешь с большим уважением относиться к своему телу и его потребностям, прислушиваться к собственным ощущениям.

Твой мозг станет прокручивать ситуации из прошлого, разбирая их по полочкам, так что, возможно, ты переосмыслишь свою жизнь.

2. Будешь сильнее ценить слова

Ты поймешь, что слова не требуются и в половине случаев. Осознаешь, сколько лишнего говоришь за день. Как много мусорных фраз отнимают энергию, которую можно направлять внутрь себя.

Ты будешь избавлен от нежелательных споров, расшатывающих нервную систему, а также пустых разговоров с друзьями и родственниками, отнимающих бесценное время.

3. Познаешь прелесть одиночества

В нашей культуре не принято любить одиночество. Навязывается схема, согласно которой быть одиноким — почти всегда означает быть проигравшим (грустным, лузером, неудачником).

Из-за этой кривизны массового сознания, сначала ты можешь почувствовать дискомфорт, находясь большую часть времени наедине с собой, но уже в процессе этого опыта испытаешь ни на что не похожее чувство свободы и радости.

4. Приобретешь ценный опыт

Ты начнешь больше ценить жизнь, а еще узнаешь много нового. Например, что кивок головой и вежливая улыбка хорошо заменяют приветствие, прощание, благодарность и много всего другого, даже ругательства.

Что говорят те, кто пробовал?

Чтобы узнать, что чувствовали те, кто практиковал длительное молчание, мы прибегли к популярному порталу TheQuestion.

Анна Ткаченко, студентка, архитектор, фотограф

«Я как-то, еще учась в школе, проводила такой эксперимент. Очень понравилось, сейчас хочу повторить, но уже на месяц. Я знала, что мои знакомые и родители этого не поймут, поэтому в письменной форме объяснила, что простудила горло и потеряла голос. Меня стали меньше дергать, иногда казалось, что люди вообще не помнят о том, что ты рядом. Сложнее всего было сдержать себя и не начать говорить, когда хотелось высказать свое мнение по какому-либо вопросу. Так за неделю я осознала, что твое мнение никому не интересно, высказываешь ты его или нет. Было интересно на неделю превратится в стороннего наблюдателя, много узнаешь о себе, своем месте в обществе и отношении к тебе окружающих. Становишься спокойнее, сдержаннее, терпеливее».

Михаил Козырев, музыкальный журналист

«Я был вынужден молчать три недели по медицинским обстоятельствам. Сделал два вывода. Первый: большинство слов и фраз, которые мы употребляем, вообще не нужны. Вот это меня искренне удивило. Ты все время ловишь себя на импульсе что-то сказать, но если не можешь это сделать, а должен взять карандаш и специально написать на бумажке — за это время необходимость в словах уже отпадает.

А второй вывод был таким: без голоса воспитывать детей нельзя. Самый тяжелый момент был, когда я со своими девочками — а у меня двойняшки Лиза и Соня — пошел в лес. Ошибка! Вообще ошибка! Я в какой-то момент, будучи неспособным крикнуть: «Соня, куда пошла, возвращайся!», взял палку и начал ею истошно колотить по стволам деревьев. И только на это они начали реагировать. Так что все можно пережить, но воспитывать детей без голоса — нельзя».

Вадим Цыбин, координатор «Випассана центра»

«За семь дней сам с собой не начнешь разговаривать. Наоборот, будет лучше, если нет бессмысленных разговоров. Конечно, у всех свои тараканы — большие или маленькие — и они рано или поздно придут, как бы вы от них не закрывались пустыми разговорами, просмотром телевизора, музыкой. После молчания вы начинаете выстраивать свой внутренний диалог, начинаете понимать себя, потому что ничто не отвлекает. Вы остаетесь наедине с самим с собой.

С человеком ничего плохого не происходит. Молчание не будет его беспокоить, это всего лишь страх. Например, человек боится того, что он лишится на неделю мобильного телефона. А ничего не будет.

Суть практики випассаны состоит не в том, чтобы просто молчать, это просто одно из ее правил — соблюдать молчание. Суть практики совсем в другом. После прохождения випассаны люди начинают ценить уединение или то чувство, когда тебя ничто не отвлекает, и ты можешь посвятить время себе. После випассаны вы найдете мир в себе, мир с самим с собой и успокоение. В зависимости от того, как долго вы практикуете, вы откроете новые грани».

Кстати, недавно мы рассказывали, что будет, если не спать: удивительные и опасные трансформации организма.

  • Лариса Стебенева
    • Иван Калита и его значение для формирования Московского государства
    • Золотая Орда на Руси к началу правления Ивана Калиты
    • Иван Калита и причина его политического успеха
    • Где Иван Калита брал средства?
    • Иван Калита и формирование Москвы как духовного, политического и экономического центра русских земель
    • Иван Калита и строительство Московского Кремля
    • Кризис политической и церковной власти в начале XIV века
    • Деятельность митрополита Петра и его влияние на Ивана Калиту
    • Подавление восстания в Твери
    • Историческое значение правления Ивана Калиты
    • Как был использован потенциал, накопленный Иваном Калитой?

    Иван Калита и его значение для формирования Московского государства

    Святой благоверный князь Иван Калита (род. ок.1283, умер 31 марта 1340 г, годы правления- 1325-1340)- одна из знаковых фигур русской истории. Это имя, которое известно нам со школьной скамьи, поэтому к нему всегда был особый интерес. Почему этот человек получил такую известность в истории? Да потому, что с его именем связано великое явление нашей истории- создание единого Русского государства, Московского государства. Иван Калита был основателем могущества Москвы. При нём Москва стала центром Великого княжения, центром Русской Церкви.

    Великий князь Иван Данилович Калита. Портрет из «Титулярника». XVII в

    Иван Данилович- фигура уникальная и своеобразная. Он относится к тем великим государственным деятелям, которые созидали нашу державу, наш народ. Его имя внесено Русской Православной Церковью в церковные святцы.

    Исторические мифы о личности Ивана Калиты, как о фигуре негативной, жадной, коварной, льстивой, жестокой не имеют под собой никаких исторических оснований. Как раз наоборот. Даже своё прозвище «Калита», что значит кошель с деньгами, висящий на поясе, Иван Данилович получил за то, что щедро раздавал из кошеля, привязанного к поясу, милостыню нищим. Вся Русь в то время была нищая, и со всей Руси в Москву стекались люди, зная, что здесь помогут. В одной из новгородских летописей есть другое имя Ивана Калиты, которое раскрывает смысл его личности- Иван Добрый. Учитывая, что новгородцы всегда соперничали с Москвой, появление в их летописях такого имени говорит о том, что даже они ценили и уважали этого великого князя.

    Иван Калита раздаёт милостыню

    Сведения о личной жизни Ивана Калиты очень незначительны. Известно, что он был четвёртым сыном первого Московского князя Даниила (годы правления 1263-1303). Его отец Даниил Александрович- младший сын святого благоверного князя Александра Невского. О князе Данииле известно очень немного. В летописях о нём всего несколько строк. Однако анализ источников позволяет сделать заключение, что Даниил был человеком очень осторожным, целенаправленным. Несмотря на то, что ему приходилось участвовать в военных походах, он был человеком мира, а не войны. Его братья сражались между собой, а он жил спокойно, понимал значение мира для его маленького Московского княжества.

    Иван Калита пришёл к власти во многом случайно: ведь он был младшим сыном. Но по Божьему промыслу старшие его братья Юрий, Александр и Борис умерли, не оставив прямых наследников. Поэтому в 1325 году Иван по праву наследования начал править Москвой. Иван Калита вместе с московским княжеством унаследовал от отца житейскую и политическую мудрость, которую он и положил в основу своей собственной политики. Он понимал величие ответственности места, которое он унаследовал. Он ещё не был царём, он был Великий князем Владимирским, но после него Москва уже фактически подошла к тому, чтобы глава Московского княжества возвысился до звания царя.

    Иван Калита вёл очень тонкую политику с Ордой и, самое главное, он перевёл митрополичью церковную кафедру из Владимира в Москву. Великий князь Владимирский был номинальной главой Русской земли, ответственной за эту землю перед Господом, перед своими подданными и перед Ордой. Великий князь был главным поставщиком дани в Орду. Через него шли все финансовые потоки.

    На Руси дань была известна с IX века. Подчиняя себе отдельные племена, князья облагали их данью. К XI веку слово «дань» означало налог и феодальную ренту. Начиная с XII века существовала отдельная разновидность дани, которая взималась с Русских земель в пользу Золотой Орды.

    Золотая Орда на Руси к началу правления Ивана Калиты

    К началу XIV века место Руси на политической карте мира уверенно заняла Золотая Орда. Она раскинулась от низовий Дуная на западе до Оби на востоке. В Азии она простиралась от Ташкента на юге до Тюмени на севере. В Европе, помимо Руси, под власть Орды попали земли между Волгой и Уралом, Северный Кавказ, Крым и причерноморские степи. Столицей Золотой Орды вначале был Сарай, основанный в низовьях Волги в 1250-х годах, а позже- Сарай ал-Джедид, располагавшийся на левом берегу Ахтубы чуть южнее нынешнего Волгограда.

    Карта Золотой Орды во времена Ивана Калиты

    На землях Золотой Орды оказалось множество старинных городов, однако немногим из них удалось сохранить своё значение после монгольского разорения. Погибла Рязань, от Киева осталось около двухсот домов. Однако торговые города северо-западной Руси- Полоцк, Смоленск и Новгород— по-прежнему связывали Северную Европу с Ордой и Востоком. Даже в северной, восточной и южной частях Руси, куда пришелся основной удар монгольских полчищ, многие города возродились уже через несколько лет. Города были нужны монголам как центры ремесла и торговли, с которых можно регулярно собирать дань. Как правило, они не разрушали их, если жители соглашались сдаться. В самой Орде строились новые города. Эти города становились монгольскими административными центрами. Пленников монголы обычно обращали в рабов. Одних через крымские порты продавали на Восток и даже в Западную Европу, другие должны были работать на своих хозяев в Орде.

    В конце XIII века положение русских людей в Золотой Орде стало понемногу улучшаться. К этому времени началась борьба за власть, и противоборствующие партии в Орде стремились привлечь на свою сторону русских князей, оказывая им всяческие послабления и всё меньше вмешиваясь во внутреннюю жизнь русских княжеств. В следующем столетии история Руси и Золотой Орды тесно переплелись. Князья то участвовали в распрях монгольских Ханов и вельмож, то, стремясь хоть немного расширить пределы своих княжеств, сами приводили на Русь монгольские войска или доносили друг на друга хану и его приближенным. В свою очередь, монголы поддерживали конфликты между русскими князьями, устраняли тех, что были не угодны, устраивали браки русских князей и дочерей монгольских вельмож.

    Иван Калита и причина его политического успеха

    В чём же причина политического успеха Ивана Калиты?

    Иван Калита. Роспись Грановитой палаты

    Во-первых, Иван Данилович вовремя платил дань Орде. Сбор дани был делом очень непростым. Доход на душу населения составлял примерно полтора рубля в год. А дань составляла от полтины до полутора рублей в год. Это были огромные деньги, на которые можно было жить целый год. Заплатить дань было очень непросто. И тем не менее Иван Калита сумел не только платить дань Орде, но и дать жить своим подданным. Земля русская богатела.

    Во-вторых, Иван Калита поддерживал хорошие отношения с Ордой, что тоже было трудным делом. В это время в Орде также происходили изменения. Именно при хане Узбеке, во времена которого правил Иван Данилович Калита, Орда принимает ислам. Во времена языческой Орды религиозных проблем не стояло. В религиозные дела они не вмешивались. Главное для язычников-ордынцев было то, чтобы в русских храмах славили ордынских ханов. С принятием воинственной религии- ислама встали проблемы ещё и религиозные. В те времена ислам насаждался силой оружия.

    Мудрость московских князей Даниила Московского и Ивана Калиты- наследников Александра Невского была в том, что они продолжали политику Александра Невского: договариваться с Ордой; везти туда огромные деньги; давать взятки; ползать на коленках, если нужно, лишь бы не было набегов, лишь бы ордынцы не лезли на русскую землю. И в тоже время на западных рубежах Руси проводилась жёсткая политика. Здесь вопросы решались как дипломатическим, так и военным путём, в чём Иван Данилович тоже был удивительным мастером.

    Московскому княжеству удалось стараниями Ивана Калиты избежать разорения. Как Ивану Даниловичу удалось сохранить ту «великую тишину», за которую его хвалят летописцы? В летописи есть знаменитая фраза о том, что пришёл на княжение Иван Данилович и «оттоле бысть тишина великая на русской земле, и престаше поганые воевать русскую землю и опочиша православные от томления басурменского». Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный обеспечили Московскому княжеству сорок лет покоя- с 1328 по 1368 год. В 1368 году началась большая война с Литвой.

    Все князья имели неприятности в первую очередь из-за того, что они вовремя не могли заплатить дань. Они начинали устраивать авантюры, которые проваливались. В результате приходила карательные отряды из Орды, и дань собиралась уже путём грабежа. А Иван Данилович всегда находил деньги для расчётов с Ордой. Кроме того, поездки в Орду требовали денег на подношения и подарки всем ханским родственникам и влиятельным лицам. Поездка в Орду была серьёзным и затратным мероприятием, перед которым каждый раз писали завещание, потому что не знали, вернутся ли оттуда живыми. Иван Данилович ездил в Орду регулярно, знал татарский язык.

    Где Иван Калита брал средства?

    Во-первых, став великим князем, он навёл порядок в сборе дани в подвластных ему землях. Денежные средства в большом количестве просто разворовывались. Местные бояре и князья собирали деньги на Орду, а оставляли в своих карманах. Иван твёрдой рукой «очистил землю русскую от разбойников и от татей», как говорят летописи. Он устраивал экзекуции неплательщикам. Так в ростовской земле местного боярина он приказал подвесить за ноги и держать так до тех пор, пока родственники не принесут долг. И деньги тут же нашлись.

    Во-вторых, из-за грабежей на дорогах останавливалась торговля. Он выловил всех разбойников.

    В-третьих, Иван Калита стал проникать на русский север. Север славился пушниной, которую называли мягким золотом. Пушнина была валютой во все времена. Там правил Новгород, живший на торговле северной пушниной. Но Иван Данилович сумел пробиться на этот рынок. Он посылал на север свои артели, которые занимались заготовкой пушнины, а также ловили соколов, кречетов- ловчих птиц, которые тоже высоко ценились, особенно в Орде.

    В-четвертых, Иван Данилович был мастером придумывать новые налоги, а также собирать налоги.

    В-пятых, он начал производство хмельных напитков. В Москве при нём стали производить «хмельной мёд»- «медовуху». При Иване Калите «медовуха» поставлялась в страны восточной Европы и в Золотую Орду, что приносило неплохой доход.

    Иван Калита и формирование Москвы как духовного, политического и экономического центра русских земель

    Продолжая политику своего отца Даниила Александровича, Иван Калита старался не воевать. Сорок лет «тишины», то есть мира, во время правления Ивана Калиты и его сыновей дали свои плоды. Москва стала собирать под себя не только земли и средства, она стала собирать людей. В Москву потянулись люди, особенно из западных княжеств: ремесленники, бояре, нанимавшиеся на службу. Люди шли на землю, на которую нет набегов, где их не будут грабить, где князья берут под свою защиту. Они стали спокойно распахивать землю, выращивать урожай, продавать его, торговать. Иван Калита был успешный предприниматель, создавший экономическую мощь княжества. Он дал мастеровым людям возможность жить, работать и зарабатывать, привлекал их льготами. Всё это способствовало развитию ремёсел, торговли и в целом экономики московского княжества.

    Одной из причин возвышения Москвы было то, что она стояла на пересечении торговых путей: один путь проходил с Балтики на Каспий по системе рек, другой древний торговый путь шёл из Киева в Ростов. Выгодное положение Москвы способствовало тому, что она сильно богатела на таможенных пошлинах.

    Сорок лет «тишины» позволили вырасти двум поколениям, которые перестали бояться татар. Именно эти поколения пришли затем на Куликово поле, чем положили начало освобождению Руси от татарского ига.

    Русские князья понимали, что они служат прежде всего не своим подданным, а Господу и должны утверждать на земле христианскую правду. Русский народ начал понимать, что только общая вера может объединить разрозненные и разграбленные земли Руси и помочь им выйти из-под страшного ордынского ига. Именно в конце XIII- начале XIV века появляется термин, обозначающий земледельца,- «крестьянин», то есть «христианин». Население северорусских начало воспринимать себя, прежде всего, как христиан. Это христианское объединение, духовное единство стало основой будущего политического единства. Осознавая необходимость духовного единства русских людей, Иван Калита, пригласил митрополита Петра и убедил его перенести митрополичий стол в Москву. Тем самым он обеспечил условия, чтобы именно Москва стала духовным центром Руси. В 1330 году по приказу Ивана Калиты начинается ведение московского летописания.

    Иван Калита и строительство Московского Кремля

    При Иване Калите были построены первые каменные храмы Московского Кремля. Это была грандиозная строительная программа- за семь лет в Кремле было построено один за другим пять каменных храмов: Успенский собор, Спасский собор, храм Иоанна Лествичника, Архангельский собор и собор в честь апостола Петра. В то время в северной деревянной Руси каждый каменный храм был событием, о котором все говорили. Иван Калита показал тем самым, что он умеет не только собирать деньги, но и тратить, он умеет рисковать. Этим строительством Калита показал, что у него есть средства. В то время это было очень опасно. Ведь если у тебя есть деньги, то их нужно отнять. Делалось это для того, чтобы привлечь в Москву митрополита.

    Московский Кремль при Иване Калите. Художник Апполинарий Васнецов 1921 год.

    Кризис политической и церковной власти в начале XIV века

    В начале XIV века возникла проблема в отношениях между светскими правителями и Церковью. Умер митрополит Максим Грек, который в это время перенёс свой митрополичий стол из Киева, окончательно разорённого татарскими набегами, во Владимир. Встал вопрос: кто займёт его место? Разные светские правители стремились к тому, чтобы именно их представитель из церковной среды, которому они доверяют, занял церковный стол. Дело в том, что слово русского митрополита было очень весомым в Орде. На него очень ориентировались при принятии решений. Поэтому было очень важно, чтобы церковный стол занял человек, связанный добрыми отношениями с тем или иным правителем. Это был важный момент для политического подъёма того или иного княжества. Случилось так, что тверские князья, которые в это время боролись за великокняжеский титул, выдвинули своего кандидата, но в Константинополе на место митрополита утвердили совсем другого человека из южной Руси. Этим человеком был будущий митрополит Пётр. Он приехал из галицких земель в северо-восточные русские земли и отношения с тверскими князьями у него не сложились. Князь Иван с горечью наблюдал, как разодранная на 27 княжеских уделов Русь теряет своё единство. Десятилетия монгольского ига привели к оскудению Русской земли. Нищали и гибли люди в бесконечных междоусобных войнах. Ослабляя этими войнами друг друга, князья выслуживались перед Ордой во имя вожделенного ханского ярлыка. В который раз Русь переживала кризис власти, усугублявшийся кризисом церковным. В душах царил разброд. Вера слабела, и Калита полагал, что причиной тому было церковное нестроение. Храмы повсеместно обветшали, а некоторые вовсе были разрушены. Даже рукописных книг, по которым совершались богослужение, не хватало. Ситуацию следовало исправлять. Этим занимался возглавлявший русскую православную церковь митрополит Пётр.

    Деятельность митрополита Петра и его влияние на Ивана Калиту

    Образ «Митрополит Петр с житием»

    Митрополит Пётр без устали ездил по стране, наставлял священников, примирял князей, а также защищал церковное имущество от Орды. Летом 1312 года наставник и любимый собеседник Калиты митрополит Пётр приехал к грозному хану Узбеку для подтверждения прежних грамот, освобождающих духовенство от ордынских налогов. Узбек был поражён манерой Петра держаться: в каждом движении митрополита ощущалось глубочайшая любовь к людям. И, хотя святитель вопреки обычаям времени не плел интриг и не подкупал ханских придворных, его миссия увенчалась полным успехом. Выданной Узбеком митрополиту грамоте Хан запретил всем своим князьям, баскакам и прочим чиновникам, приезжавшим на Русь, трогать что-либо церковное или митрополичье. Хан подчинил всех церковных людей и всё церковное имущество власти митрополита, а людям, подчиненным митрополиту, приказал во всех делах слушаться его суда. За нарушение прав митрополита и Церкви хан угрожал не только гневом Божьим, но и казнью от себя. Казнью же грозит хан и за осуждение православной веры. От митрополита и всего духовенства русского хан требовал только одного: чтобы они молились Богу за него и за его семейство. Историки утверждают, что эта грамота была самой благосклонной к Православной Церкви из всех ярлыков, выданных Ордой.

    Иван Калита искренне восхищался Петром- крестьянским сыном, отданным семи лет в книжное учение, и очень быстро ставшим выдающимся мыслителем и церковным политиком своего времени. Этим Пётр вызвал зависть у Тверского архиепископа, пославшего лживый донос Вселенскому Патриарху. Калита бросился было защищать Петра на церковном судилище, но, пожалуй, напрасно. Ложь, что Пётр брал взятки со священников, и так была всем очевидна. Митрополита единодушно и полностью оправдали. Калиту поразило, что клеветника своего Пётр тут же простил: «Мир тебе, чадо! Отныне оберегай свою душу от лжи, а прошедшее да простит тебе Господь!»

    Каждая встреча с Петром была для князя долгожданной возможностью обсудить государственные дела. Позиции князя и святителя совпадали. Оба хотели видеть Русь единой и впоследствии свободной от ордынского ига. И вот однажды Калита услышал от Митрополита пророчество: «Если ты успокоишь здесь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится. Кости мои останутся в этом граде. Святители захотят обитать в нём и могущества града сего устрашатся враги». Митрополит предсказывал захолустной Москве государственное величие. В это с трудом верилось даже москвичу Калите. Неподалёку, всего лишь в восьмидесяти верстах от Москвы, набирала мощь претендующая на роль государственного центра Тверь.

    Митрополит Пётр скончался 21 декабря 1326 года, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил, в Успенском соборе Московского Кремля. Уже в 1339 году по настоянию Ивана Даниловича Калиты митрополита Петра канонизировали в лике святых, в чине святителя, причём эту канонизацию утвердили в Константинополе, и в Москве появился первый русский святой. До сих пор на мощах митрополита Петра и жезлом митрополита Петра поставляются на престол нынешние российские патриархи.

    После Петра митрополитом стал грек Феогност, и Калита вовсе не был уверен, что митрополит Феогност будет жить в Москве, а не уедет в Тверь или в Новгород. Однако, на свой страх и риск, Иван Данилович продолжил строительство каменных храмов, построил дворец для митрополита. Так Калита добился того, что митрополит Феогност остался в Москве, а после него все митрополиты и патриархи автоматически базировались в Москве.

    Подавление восстания в Твери

    Однако, сорок лет тишины не были так уж безоблачны. Иван Калита всё же ходил в военные походы. Так в 1327 году была война с тверскими князьями, которая окончилась разорением Твери, исходом тверских князей в Литву. Соборный колокол был снят и увезён в Москву, что было символическим унизительным актом для тверичей. В чём была причина такой жёсткой междоусобной войны между русскими? Что же, Иван Калита был пособником ордынского хана?

    Восстание в Твери против Чолхана

    Тверское великое княжество было главным соперником Москвы в борьбе за великое владимирское княжение и объединение северо-восточной Руси. Тверские князья при всех своих положительных чертах, были очень самоуверенными и безответственными. Они долгое время имели ярлык на великое княжение. Этот ярлык получали князья, которые обещали собрать самую большую дань. Тверской князь Михаил Ярославич, а затем его сыновья, брали на себя невероятные обязательства по дани, которые впоследствии не могли выполнить. Не сумев собрать дань, они начинали грабить всех и вся. В результате дань всё равно не собирали, но вызывали к себе всеобщую ненависть.

    Кроме того, тверские князья отдали собственную землю на разорение самому страшному баскаку Чолхану (Щелкану). Баскак- откупщик, купивший право собирать дань. Он был настолько жесток, что его имя осталось в истории Руси. Баскаки для собственного обогащения выбивали дани в десять раз больше, чем должны были собрать. Против Чолхана в Твери поднялось народное восстание, которое князья не сумели усмирить. Чолхан был убит. Дело закончилось тем, что из Орды пришла карательная экспедиция и тверская земля была разорена. Хан направил в Тверь пятидесятитысячное войско и велел участвовать в карательной экспедиции всем князьям. И Иван Калита тоже участвовал. Ведь если бы он отказался, были бы разорены и Тверь, и Москва.

    Историческое значение правления Ивана Калиты

    Благодаря усилиям Ивана Даниловича Калиты, центр государственной и церковной власти переместился в Москву. Как историческая столица Русской земли этот город утвердился на веки. Иван Калита стал называть себя Великим князем всея Руси. Этот титул он принял по праву. В его землю больше не заходили ордынцы. А удельную вольницу русских князей Калита смирил железной рукой. Вот что пишет историк Карамзин: «Уже купцы не боялись в окрестностях Владимира или Ярославля встретиться с шайками Татарских разбойников: милостивые грамоты Узбековы, данные Великому Князю, служили щитом для путешественников и жителей. Открылись новые способы мены, новые торжища в России: так в Ярославской области, на устье Мологи, где существовал Холопий городок, съезжались купцы Немецкие, Греческие, Италиянские, Персидские, и казна в течение летних месяцев собирала множество пошлинного серебра, как уверяет один писатель XVII века: бесчисленные суда покрывали Волгу, а шатры — прекрасный, необозримый луг Моложский, и народ веселился в семидесяти питейных домах. Сия ярмонка слыла первою в России до самого XVI столетия».

    Военная сила, дипломатический талант, а главное- высокий уровень государственных доходов, которые Калита никогда не путал с личными, позволили князю прикупить множество ближних и дальних земель, деревень, сёл, городов. Там он селил бояр, потянувшихся к нему от других князей. Тысячу семьсот воинов привёл и поставил под стяг великого князя храбрый боярин Родион Несторович. При дворе Калиты стало тесно, но по первому его зову перед князем вставало могучее войско. Он гордился Московской княжеской цитаделью, которую выстроил заново, заменив сосновые стены и башни времён Юрия Долгорукого дубовыми, чтобы каждый, входящий в Москву видел — это крепость на века.

    Благодаря Калите, сорок лет страна жила без войн. В эти спокойные годы успели народиться и вырасти успели родиться и вырасти целых два поколения, которым впечатления детства не привили безотчётного ужаса отцов и дедов перед татарином. Они-то и вышли на Куликово поле. Калита первым начал взращивать новое государство- Московскую Русью. Потому и изображен он на иконе Богоматерь Владимирская, насаждающим древо Государства Российского рядом с митрополитом Петром.

    Симон Ушаков. Владимирская Богоматерь (Древо государства Московского). Икона из церкви Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве. 1668 год

    Как был использован потенциал, накопленный Иваном Калитой?

    Иван Калита был редким политическим деятелем, обладавшим стратегическим мышлением, то есть умевшим заглядывать на несколько десятилетий вперёд, работать на будущее.

    Целью жизни Ивана Даниловича Калиты было возвышение Москвы, строительство Московской Руси, Московского княжества. Естественно, он думал о том, как сохранить своё дело. Чувствуя, что силы покидают его, он решил он заранее, при жизни, передать власть своему старшему сыну Симеону Гордому (правил с 1340 по 1353 год). Для этого он повёз Симеона в Орду, представил его хану, поручился, что Симеон будет делать всё так, как делал он. Хан утвердил завещание Ивана Калиты. После возвращения из Орды Иван Калита передал фактическую власть Симеону, посадив его княжить.

    Симеон Гордый

    Перед самой смертью Иван Данилович ушёл в Спасский монастырь Московского Кремля, где принял великую схиму. Эта традиция была принята Иваном Калитой от деда- Александра Невского, который также перед смертью принял великую схиму. Это было естественно, ведь человеку, стоящему у власти, принимающему решения о смерти людей, участвующего в военных походах, в жизни много грехов, несмотря на все благие начинания. Сознавая, что скоро предстанет перед Господом, человек хочет очиститься от бремени грехов. Именно поэтому, заботясь о душе, Иван Калита уходит в монастырь и принимает постриг.

    Симеон Гордый воспринял все политические традиции отца. Его политика повторяла политику Ивана Калиты, сочетающую в себе осторожность и силу, умение рисковать, но рисковать с умом. Симеон Гордый был великолепным правителем. При нём Москва очень усилилась.

    Но в 1353 году прошла страшная эпидемия чумы. От этой «чёрной смерти» вымирали целые города. Во время эпидемии заболели и умерли Симеон и вся его семья. Совершенно неожиданно для современников власть перешла к среднему сыну Ивана Калиты Ивану Красному. Иван Красный не готов был править ни по характеру, ни по подготовке. Тем не менее он оказался во главе Московского княжества и правил им с 1353 по 1359 годы. И княжество начинает распадаться, начинаются распри между боярами, начинается ослабление авторитета Москвы. В 1359 году, когда Иван Красный тоже внезапно скончался, Москва была в очень тяжёлом положении. И вот тут огромную роль сыграла Церковь. То, что Иван Данилович Церковь сделал союзником Москвы, очень помогло. В это время митрополит Алексий взял на свои плечи всю политическую жизнь Москвы.

    Таким образом, Иван Калита создал внешнеэкономические условия, благоприятные для развития Московского государства; проводил внутреннюю политику умиротворения и наведения порядка; дал основание святителю Петру принять решение, что именно Москва должна стать духовным центром Руси, откуда и пойдёт объединение русских земель. Он был одним из редких политических деятелей, обладавших стратегическим мышлением, умевших заглядывать на несколько десятилетий вперёд и работать на будущее.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *