Почему козел отпущения?

Что означает выражение «козел отпущения»

Каждый, находясь на работе, хоть раз в жизни слышал выражения о том, что нашли «козла отпущения» или «сделали козлом отпущения». Как правило, под «козлом отпущения» сейчас понимается некий человек (сотрудник организации), которого обвинили во всех бедах, неудачах и провалах. Тем не менее, он может быть вообще к этому непричастен, как это часто и бывает в условиях существующих реалий или иметь лишь опосредованное отношение. Делается это для того, чтобы скрыть истинные причины и сделать виновным одно конкретное лицо, которое и наказать проще.

У этого фразеологизма история очень даже интересная. Своими корнями она восходит еще к Ветхому Завету. Именно там (Левит, 16) описан ритуал, практиковавшийся в иудаизме. Назывался он по-разному. Есть сведения, что ритуал был известен, как «Азазель». По другим данным – «козлоотпущение». Проводилось сие действие во время праздника, известного, как Йом Кипур. Начиналось с того, что в Иерусалимский храм доставляли двух козлов одной масти. По выбору Первосвященника, который предварительно бросал жребий, одного козла приносили в жертву, сжигая на огне. На второго козла Первосвященник как бы символически переносил грехи, совершенные всем иудейским народом. Он возлагал руки к его голове, позже к нему поочередно прикасались собравшиеся, перенося свои грехи на животное. Затем, из одних источников известно, что второго козла просто отпускали в пустыню. Отсюда и идиома – «козел отпущения». По данным других источников – козла отводили в Иудейскую пустыню, после чего животное сбрасывали со скалы, называемой «Азазель», в глубокую пропасть.

В христианском учении о боге нередко можно встретить интерпретацию, согласно которой под «козлом отпущения» понимается Иисус Христос, пожертвовавший собой ради жизни других людей, желая принести искупление грехов. Однако некоторые видят в этом прообразе Сатану. Их позиция строится исходя из того, что Сатана должен понести страшные наказания за свои злодеяния в качестве первоисточника греха, распространившегося на земле.

Как бы там ни было, но обряда больше нет, а выражение кочует до сих пор.

Что означает?

1. Фразеологизм «Буриданов осел»?

Козел отпущения

Козел отпущения. Так называется в 16 главе кн. Левит (ст. Лев.16:8, 10, 26) тот из двух козлов в жертву за грех (Se’irim izzim lechattath, ст. Лев.16:5) всего общества израильского, который был намечен жребием с надписью: lа-azazel между тем как на другого падал жребий с надписью: la Jhovah, для Иеговы, для Господа (ст. Лев.16:8–10); если последний закалялся в жертву за грех, и кровь его вносилась первосвященником во святое святых (ст. Лев.16:9:15) для кропления над каппоретом или крышкою ковчега завета, то козел отпущения после того поставлялся пред Иеговою (ст. Лев.16:10) для совершения над ним очищения (евр. lekapper alav); первосвященник, возложив обе руки на голову этого козла, исповедовал над ним все грехи Израиля, – как бы возлагал все бремя их на голову козла, – и затеи, обремененного этою греховною тяжестью, отсылал его в пустыню с нарочным человеком, который и пускал (евр. schillach) козла в пустыню (Лев.16:21–22). Послепленная иудейская богослужебная практика далее развила и усложнила обряд. На голову козла отпущения полагалась красная лента, которая первоначально вывешивалась в храме и, по преданию, делалась немедленно белою (в исполнение Ис.1:18), как скоро козел достигал пустыни; позже лента отправлялась с козлом в пустыню: часть привязывалась к рогам низвергаемого козла, часть к скале (Мишна, тр. Иома , 6, 6). Отводил козла обычно не еврей (Иома 6, 3), во избежание запрещенных евреям в праздник отлучек, а также в предупреждение осквернения. По пути следования козла – от Иерусалима до скалы Цок – устроялись 10 палаток, одна от другой на расстоянии субботнего пути (2000 локтей), причем знатные иерусалимляне провожали до первой палатки (Иома 6, 4); подобные проводы совершали бывшие в других палатках люди. В каждой палатке для отводившего козла ставились хлеб и вода (ibid. 5). По достижении скалы и пропасти Цок, козел низвергался в пропасть и разбивался в куски (ibid. 6) – новшество, допущенное практикою, может быть, для предупреждения возвращения козла в город. О гибели козла давалось знать чрез сигналы флагами сторожей первосвященнику (ibid. 8).

О самом названии «козел отпущения» должно сказать, что термин этот – общепринятый, но происхождением обязан неудачной передаче древними и новыми переводами Библии евр. la-azazel, LXX χι’μαρος (или τρα’γος) ἀπποπομπαῖας. Симах: τρα’γος ἀπερχο’μενος, Акила: τρα’γος ἀπολελυμε’νος, Ynlg.: caper emissarius, Лютер: ledige Boeck. В этом смысле, придерживаясь видимо перевода LXX-ти, блаж. Феодорит говорит: «отпущением назван самый козел, как отпускаемый в пустыню» (Толков. на кн. Левит, вопр. 22; рус. пер. ч. I, стр.17 6). Видоизменение этого взгляда представляет понимание azazel в смысле абстрактном: отпущение, удаление (LXX в ст. Лев.16передают la-azazel словами: εἰς τὴν η’ν, в ст. Лев.16:26: εἰς ἀ’φεσιν -в обоих случаях абстрактно, в противность конкретному τῶ ἀποπομπαι’ω ст. Лев.16:8; рус. перев. в ст. Лев.16и Лев.16:26: «для отпущения»). Однако и филологически, и со стороны смысла Лев.16 и по аналогии других библейских и традиционно-иудейских данных, – более состоятельно мнение, видящее в Азазеле злое личное существо – демона, или весь мир злых духов вообще; в качестве одного из главных падших ангелов Азазел выступает в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (гл. 6, 7. 8,1. 10,12. 13,11). Мнение некоторых прежних западных библеистов (напр., J. Spencer, De legibus heb raeorum ritualibus, 1732, p. 1058; Henstiriberg, Die B ücher Moses und Aegypten 1841, S. 178–181) о заимствовании обряда козла отпущения из египетского культа Тифона, ввиду полного отсутствия сходства между одним и другим обрядами, теперь совершенно оставлено в науке. Установление дня Очищения и в частности рассматриваемого обряда должно быть, согласно кн. Левит, приурочено ко времени пребывания евреев в пустыне.

Смысл обряда: козел не был жертвою злому духу, а символически означал возвращение греховного бремени народа к источнику греха и зла. И. Флавий (Древн. 3, 103) и Варнава (Послан. гл. 7), в отличие от Лев.16, говорят о трех козлах дня Очищения. Варнава и блаж. Феодорит и др. усматривали в козле отпущения указание на страдания Христа.

Свящ. А. Глаголев.

«Козел отпущения». Кто им становится и почему?

Любой коллектив устроен так, что в какой-то степени ему нужен кто-то, на кого можно сливать негативные эмоции и иногда делать виноватым в общих проблемах. Особенно это ярко проявляется в неблагополучных, конфликтных коллективах, иногда в семьях. Подходящая кандидатура невольно попадает в определенные ситуации, а остальные члены коллектива, не сговариваясь, ведут себя соответствующим образом — возлагают вину за что-то на данного человека и относятся с некоторым пренебрежением. Знакома ситуация?

Дело в том, что такой человек используется как громоотвод негативных эмоций и выполняет в какой-то степени важную для коллектива функцию. К сожалению, все люди несовершенны и порой испытывают потребность в том, чтобы переложить долю ответственности на другого человека или обстоятельства. И здесь возникает человек, которого общность превращает в «козла отпущения».

Однако далеко не каждого человека можно поместить в данную роль. Иногда эта роль приклеивается к человеку, часто на длительное время, а иногда потенциальный кандидат на эту роль делает что-то, что выталкивает его из этой роли, несмотря на все попытки коллектива.

Давайте разберемся, какие качества человека позволяют поместить его в эту роль, а какие нет.

Заниженная самооценка.

Одним из основных качеств, которые можно наблюдать у всех «козлов отпущения», является низкая самооценка. Они как бы сами готовы, чтобы к ним относились весьма неуважительно, поскольку чувствуют себя такими. Причиной могут являться неблагоприятные отношения в семье или другие травматические переживания в коллективах сверстников.

Скрытые амбиции.

У любого человека, попавшего в роль «козла отпущения», наряду с отсутствием ощущения своей ценности есть очень сильное желание занять высокий статус в коллективе, ощущать свое превосходство над другими. Это желание возникает как противовес истинному положению среди людей — неприятию, отвержению. Другими словами это можно назвать ущемленной амбициозностью, когда основной потребностью становится не столько желание занять высокое место в иерархии, а стремление превосходить других, проявляя отвержение.

А дальше происходит самое интересное. Как относятся окружающие к тому, кто, с одной стороны, не ценит себя, а с другой, хочет чувствовать превосходство над окружающими? Такой человек вызывает неуважение и желание «поставить его на место», чем в дальнейшем коллектив с удовольствием и занимается, удовлетворяя уже свои потребности.

Неуважение к другим людям.

«Козел отпущения» обижен на весь мир и окружающих людей и не испытывает к ним уважения, и тем более любви. Это еще одна характеристика людей, попавших в эту нишу. Они безуспешно пытаются решить внутренний конфликт, мечтая когда-нибудь относиться к окружающим так, как сейчас окружающие относятся к ним.

Итак, в любом коллективе каждый человек вступает в определенные взаимодействия. Характер этого взаимодействия определяется качествами человека, благодаря которым оно может быть позитивным или негативным.

Теги: психологические трудности, психология общения, люди, общество, самооценка, поведение

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *