Почему князя Владимира причислили к лику святых?

Святой Владимир — почему князя Владимира прозвали святым — интересные факты

Многие исторические личности за свои деяния при жизни заслужили титул «святой». К ним относят князя Владимира, который известный своими поступками, ставшими значимыми для истории Руси. Благодаря его решению произошло крещение русского народа и распространение христианской веры.

Кто такой святой Владимир?

Язычник, принявший христианство и поменявший свою жизнь, князь, обративший Русь в православие, все это о Владимире, который после смерти был признан святым равноапостольным. В былинах люди называли его «Красным солнышком» и такое прозвище возникло за его добрый характер. Святой князь Владимир сделал все возможное, чтобы распространить веру во Христа.

Святой Владимир в православии

Согласно существующей информации, Владимир появился на свет примерно в 960 году (точная дата неизвестна). Его отец Святослав Игоревич был князем на Руси, а мать, на удивление многих, была обычной наложницей.

  1. Житие святого Владимира описывает, что первые пару лет своей жизни он жил вместе с мамой в селе и только через несколько лет переехал в Киев.
  2. В 972 году он стал правителем Новгорода, а через восемь лет завоевал Киев и стал правителем Руси.
  3. Он был язычником, но через время начал сомневаться в своих предубеждениях и начал приглашать к себе разных проповедников и наибольшее впечатление на него оказало православие, и он решил креститься.
  4. До принятия христианства у него было несколько языческих браков, а после он женился два раза. Владимир стал отцом 13 сыновей 10 (или более) дочек.

За что Владимира причислили к лику святых?

При жизни князь сделал огромный вклад в распространение христианства: он провел крещение Руси и построил много храмов, где люди могли узнавать о Боге. Многих интересует, почему князя Владимира прозвали святым, так вот свой титул он получил благодаря великому служению русскому народу и вере в православие. Равноапостольным его начали называть за то, что он был первым человеком, с которым крестился русский народ.

Выясняя, почему князь Владимир стал святым, стоит заметить, что сделали его таковым только через 100 лет после смерти. Многих интересует, с чем связана такая задержка. Все вполне объяснимо, в памяти народа еще были свежими воспоминания о его многочисленных пиршествах, на которых рекой текло вино. Руководители церкви длительное время спорили по поводу того, может ли человек с таким поведением, как Владимир претендовать на статус апостола Христа. На положительное решение повлияло желание еще больше упрочить союз церкви и государства.

Святой Владимир и крещение Руси?

Сначала князь решил креститься самостоятельно, но он не хотел подчиниться грекам. Крещение он принял в 988 году с именем Василий. После этого князь вернулся в Киев вместе с православными священниками. Первыми были крещены сыновья Владимира, а затем, бояре. Правление святого Владимира начало базироваться на активной борьбе с язычеством, например, уничтожались идолы, и священники проповедовали о Господе. В итоге Владимир приказал, чтобы все граждане пришли на берег Днепра и приняли крещение. После этого то же самое сделать и в других городах.

Как умер святой Владимир?

Последние годы своей жизни князь провел во вражде со своими старшими сыновьями. Он запланировал поход на Новгород, но это событие так и не произошло, поскольку Владимир серьезно заболел и в итоге умер, а произошло это 15 июля 1015 года. Для тех, кого интересует, кто такой Владимир, следует знать, что он был правителем Руси в течение 37 лет и 28 лет из них он был крещенным.

Мощи святого Владимира положили в раку из мрамора, которая была поставлена в Десятинном Успенском храме рядом с ракой царицы Анны. Когда произошло монголо-татарское нашествие, останки были похоронены под развалинами храма. Обрели их в 1635 году, и глава князя была помещена в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, а малые частицы в других местах. В разных городах построены соборы и поставлены памятники в честь князя Владимира.

Легенда о святом Владимире

Самая известная легенда, связанная с этой исторической фигурой, рассказывает, о выборе веры. Она описана в «Повести временных лет». Святой Владимир покровитель военных, когда был язычником, решил принимать у себя представителей разных религиозных течений.

  1. Приходили к нему болгары магометанской веры, которые сказали, что им Бог приказывает не есть мяса, делать обрезание, не пить вино, но блуд приветствуется.
  2. Немцы, пришедшие из Рима, рассказали, что они верят в Бога, который сотворил небо, землю и месяц, а их заповедь – поститься.
  3. От жидов хазарских святой Владимир узнал о том, что они верят в единого Бога. Их заповеди подразумевают обрезание, отказ от свинины и зайчатины, и соблюдение субботы.
  4. Последним к князю пришел философ Кирилл, которого послали греки. Он рассказал библейские истории, но это не убедило Владимира принять христианство.
  5. Выбор свой сделал он после совещания с боярами и анализа информации, полученной от послов.

Святой Владимир – интересные факты

С такой личностью связано много интересной информации, которая дает шанс узнать князя лучше.

  1. В Киеве была построена церковь в честь Богородицы и ее назвали «Десятиной», а связано это с тем, что Владимир ввел налог «десятину», то есть со всех доходов нужно было отдавать десятую часть.
  2. Не все добровольно согласились на крещение, проведенное святым Владимиром, поскольку люди не хотели забывать своих богов. Больше всего бунтовал Новгород, поэтому его крестили «огнем и мечом», то есть ярых противников убивали и воины поджигали дома новгородцев.
  3. Князь Владимир изображен на валюте Украины номиналом 1 гривна.

Молитва святому Владимиру о здравии

После того, как князя церковь признала святым, многие люди начали обращаться к нему, чтобы тот похлопотал за них перед Господом Богом. Есть специальная молитва святому Владимиру, которую можно читать, чтобы избавиться от разных болезней и улучшить свою жизнь. Произносить ее можно в любое время и в любом месте, но сначала рекомендуется прочитать «Отче наш». Молитва князю Владимиру помогает людям, которые искренне веруют в Бога.

«Странные» святые Борис и Глеб. Как извлечь пользу из старинного убийства

905 лет назад, 15 мая 1115 года, в городе Вышгород, что в 16 верстах от Киева, состоялось масштабное торжество, во многом определившее русское понимание святости и власти. Отчасти даже — святости власти. Из старой Борисоглебской церкви в новую Борисоглебскую церковь были перенесены мощи соответствующих святых — Бориса и Глеба.

Это дело было приурочено к столетию убийства братьев-князей Бориса и Глеба — они пали в ходе княжеской междоусобицы в 1015 году от рук подосланных убийц. Заказчиком политического убийства выступал князь Святополк, получивший за расправу с братьями прозвище «Окаянный», с которым навсегда вошёл в отечественную историю. Убитые братья, наоборот, были канонизированы в чине страстотерпцев и стали «заступниками Всей Русской Земли», а также покровителями князей и их дружин.

Примерно такие слова можно найти в любом справочнике. Их пробегаешь как что-то само собой разумеющееся. Разве что найдутся более любознательные, которых заинтересует причина канонизации. Дело в том, что братья-князья ничего не совершили — согласно всем источникам, они просто не желали вступать в борьбу за престол и позволили себя убить. Впрочем, церковь довольно-таки разумно объясняет эту странность. Дескать, в том и есть смысл подвига братьев — они отказались от царства земного, поскольку искали Царствия Небесного. Смерть их — как бы смерть «в доследование Христу», а значит, они задали высший идеал самоотверженности, жертвенности и святости.

Оспорить это трудно, да и не нужно, по большому-то счёту. Планка действительно высока. Другое дело, что этот самый идеал не был востребован Русью на протяжении как раз ста лет. А потом вдруг понадобился. Причём в высших эшелонах власти. Его извлекли, отреставрировали и окончательно утвердили, придав нужную направленность.

Потому что прежнее почитание Бориса и Глеба этой нужной направленностью как раз не обладало. Братьев чтили не как мучеников или страстотерпцев, а как чудотворцев, у мест погребения которых происходили разного рода чудеса, в основном исцеления. Причём почитал их простой народ — церковные иерархи долгое время отмахивались от святых. Митрополит Георгий, например, согласно свидетельствам, «не твёрдо верил в них». Меньше прочих верили князья — им такие святые были не нужны и даже опасны.

Причина проста. Поведение Бориса и Глеба, которое привело их к смерти, резко противоречило издавна сложившейся схеме отношений между князем и его главной опорой — дружиной. Особенно хорошо это видно на примере Бориса.

Все источники передают канву событий примерно одинаково. Вот в Киеве княжит престарелый Владимир Красно Солнышко. У него много сыновей от разных жён. Некоторые поднимают против него восстания. Например, Святополк, пока ещё не Окаянный, вроде как желает отвратить Русь от Византийского обряда и предать её Римскому папе. Окопавшийся в Новгороде Ярослав, пока ещё не Мудрый, и вовсе перестал платить в метрополию налоги. Но есть и любимый сын, Борис. Которому отец доверяет настолько, что посылает против печенегов со своей дружиной.

Тот отправляется в поход. Никаких печенегов не находит. И собирается возвращаться. Тут выясняется, что отец умер, а на престоле сидит Святополк, который после смерти отца легко вышел из узилища, и его поддержали бояре. Ну, потому что он старше прочих братьев, и всё вроде по закону.

И вот здесь начинается самое интересное. Бояре могут поддержать кого угодно — сила не за ними, а за княжеской дружиной. Которая у Бориса. И прямо говорит ему: «Иди в Киев и займи престол отца — мы все за тебя!»

Вот ответ князя: «Руку на старшего брата не подниму. Он теперь мне вместо отца».

После чего воины бросают князя. Расходятся, открыв тем самым путь убийцам, которые в противном случае сами были бы перебиты верной дружиной. То есть воины фактически предают князя.

«Святые Борис и Глеб на корабле». Иван Билибин

Однако по меркам того времени всё было ровным счётом наоборот. Ответ князя Бориса — это ответ не просто идиота, это ответ ещё и предателя, который посягнул на вековой принцип. Принцип этот, к слову, отлично показывает, что Русь и Россия — это Европа, и никак иначе.

Вот что писал Тацит о германском обществе периода военной демократии: «Вожди сражаются ради победы. Дружинники сражаются за своего вождя». Этот принцип был незыблем на протяжении столетий. Его исповедовали все европейские общества, где сложилась дружинная структура — и германские племена, включая Скандинавию, и западные славяне, и, разумеется, славяне восточные.

Что происходит между князем Борисом и дружиной его отца? Во-первых, дружина оказывает ему высшую честь — признаёт его своим законным вождём. Во-вторых, предлагает победу — высшую на тот момент. Занять трон в главном городе Руси.

Чем отвечает Борис? Он отказывается и от дружины, и от победы. Да что это за вождь? Стоит ли служить тому, кто тебя оскорбил? Стоит ли сражаться за того, кому не нужна победа? Конечно, не стоит.

А можно ли признать такого князя святым? То есть человеком, с которого, по идее, надлежит брать пример? С точки зрения современников, да и ближайших потомков — ни в коем случае. Князья сильны своей дружиной, и точка. Кто думает иначе — идиот и предатель, который может пустить под откос всю систему.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Святые правители православной Руси

Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители православной Руси — благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием.

Из этого лика святых российских всякому известен благоверный князь Александр Невский, победитель немцев и шведов, хранитель святого Православия во всей полноте, мудрый дипломат, подготовивший будущее возвышение Руси, перед кончиной принявший постриг с именем Алексий.

Но задумывались ли вы о том, что в лике святых благоверных князей прославлен и брат Александра Невского — князь Феодор Ярославич Новгородский, чью память мы совершаем 18 июня? Благочестивой жизнью, кротостью заслужил он обильные милости у Бога и почитание народа православного.

Святой благоверный князь Александр Невский

А младший сын святого Александра Невского Даниил Московский, также прославленный в лике святых благоверных князей? С успехом укреплял и расширял он свой удел, которому предстояло стать центром будущей великой державы. Здесь, на берегу Москвы-реки, построил князь первый московский монастырь в честь небесного покровителя своего — святого Даниила Столпника. Здесь принял он постриг в схиму и был погребен как простой член братии, на общем кладбище. А в царствование Алексея Михайловича были обретены святые чудотворные мощи его и перенесены в храм Свято-Данилова монастыря. Там, в сердце Русской Православной Церкви, официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, они и пребывают ныне на радость всем нам. Знаем мы и святого благоверного князя Димитрия Донского, правнука святого Александра Невского, победившего Мамая на поле Куликовом. Слышали мы и о схимниках Троице-Сергиевой Лавры — Александре Пересвете и Андрее Ослябе, посланных игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским в помощь благочестивому князю-воину, и об учреждении Димитриевской родительской субботы для всенародного поминовения павших за веру и Отечество воинов. Но мало кто вспомнит, что супруга великого князя Димитрия Евдокия, принявшая затем постриг с именем Евфросиния, также причислена к лику святых. Ее память мы совершаем 20 июня. А вот еще одно, позабытое, может быть, теми, кому не очень дороги ни вера отеческая, ни история России, но такое дорогое всякому православному человеку имя. 25 июня Русская Православная Церковь празднует обретение святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской. Уже в юности, точно зная, сколько душевных сил потребует жизнь, укрепляла дух молитвою и постом дочь ростовского князя Димитрия Борисовича. В родном Кашине, девочкою, кормила нищих, призревала сирых и убогих. Кротостью, добронравием полюбилась княжна великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу (1271-1318). Юноша был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого благоверного князя Александра Невского, то есть его племянником. Князем он стал после смерти брата своего Святослава и начал княжение свое с закладки в Твери величественного Спасо-Преображенского собора.

Святой благоверный князь Феодор Ярославич Новгородский

Михаил и Анна сочетались браком в Твери 8 ноября 1294 года. Четверо сыновей родились у них и дочь, и все бы ладно, но в тревогах удельных раздоров неспокойно было княгине за дом свой. Много слез она пролила, молясь о спасении, но настигла беда, от которой уже было не «воспрять в мире сем».

Святой благоверный князь Даниил Московский

В пределы тверской земли вторгся князь Георгий Московский, добившийся в Орде ярлыка на великое княжение, так как был он женат на сестре хана, во крещении принявшей имя Агафия. Князь Михаил разбил разбойную рать, взял в плен и жену князя Георгия, и брата его — князя Бориса, и ордынского посла. Тверской правитель принял пленников с честью, но Агафия внезапно занемогла и умерла. Тут же хану донесли, что ее отравили, и он вызвал князя Михаила в орду на суд. Это была верная погибель, и все умоляли Михаила не ехать. Но иначе тверской земле грозило полное разорение от ордынцев, и князь поехал, чтобы душу положить за други своя… Худшие предположения сбылись. Всяческие издевательства терпел князь Михаил, которому надели на шею колоду и так держали его постоянно. Одно утешение было страдальцу: к нему допустили сына Константина, который жил в Орде заложником. Подросток держал перед отцом Псалтирь, переворачивая страницы, ибо закованный и того сделать не мог. Михаил мог бы бежать благодаря преданным ему людям, но тогда погибли бы многие. И, как перед приездом в орду, князь выбрал мученическую смерть, а не гибель других. Он дал напутствие сыну, исповедался и причастился Святых Христовых Таин. 22 ноября 1318 года — а по новому стилю 5 декабря, когда мы и совершаем память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, — в орде принял супруг великой княгини Анны мученическую кончину.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

Когда нетленное тело его более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли поднять от гроба. Чудеса и исцеления от святых мощей страстотерпца начались сразу же, и в Твери князя начали почитать святым. Анна же после похорон ушла «единому Богу работати». И не было смиренней послушницы в тверском девичьем Софийском монастыре, не было суровей постницы, усерднее молитвенницы, чем инокиня София. Она молилась об отце, умершем в орде, о муже, о старшем сыне Димитрии, отмстившем за отца, но тоже погибшем по воле хана (1325), о сыне Александре и внуке Федоре, провидя ужасную казнь их от татар (1329). Она просила Бога умудрить князей, отвести их от усобиц, о ниспослании конца засилью басурман. По ее молитвам, равно как и по молитвам других угодников Божиих, крепло единение в земле Русской, копились силы для будущей победы над врагом.

Святые князь Димитрий Донской и княгиня Ефросинья

Да будут нам примером благочестивые предки наши — благоверные князья и княгини, «добре подвиг совершившие и веру соблюдши». Да испросят и нам святые угодники Божии спасение и верное утверждение на путях наших!

Борис Косинский

Источник: Покров

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *