Переход через залив сиваш

Последняя крупная битва Гражданской войны

Штурм Перекопа стал последним крупным сражением Гражданской войны. Эта битва продемонстрировала существенный прогресс, достигнутый Красной армией в боевом искусстве за короткий срок. Как писали в истории 51-й дивизии, «от малой полевой войны мы здесь перешли к позиционной, с хорошей техникой и организацией войск». Признавал этот факт и поверженный противник. Вспомним, как происходил прорыв красноармейцев в Крым.

Однажды белым уже удалось отстоять Крым – в марте 1920 года благодаря усилиям генерала Слащёва. Но с тех пор многое изменилось. Успешная оборона Каховки и завершение войны с Польшей дали Красной армии долгожданную возможность окончательно разобраться с армией Врангеля. Ударная Перекопская группа (прославленная 51-я стрелковая дивизия, кавалерия, дивизион тяжелой артиллерии, 18 броневиков и аэропланы) должна была броском через Перекоп ворваться «на плечах» отступающих белых в Крым.

В это же время 1-я конная армия Будённого наступала через Аскания-Нову на Сальково и Геническ. Этими ударами армия Врангеля отрезалась от спасительных путей в Крым. Однако неточные данные разведки и превосходство врангелевцев в технике (особенно в броневиках и авиации) позволили им отбросить силы красных и прорваться в Крым – пусть с потерей более чем половины войск (включая 20 000 пленных), свыше 100 орудий и почти всего железнодорожного состава (по данным красных). По оценке белых, они бросили 5 бронепоездов, множество орудий, около 100 вагонов со снарядами, 10 млн. патронов, 25 паровозов и более 2 млн. пудов хлеба. Только брошенным хлебом можно было бы прокормить население Крыма в течение всей грядущей зимней осады.

Советский плакат времён гражданской войны
propagandahistory.ru

Утром 30 октября части 51-й дивизии попытались с ходу ворваться в Крым. Но попытки взять Турецкий вал на Перекопе без артиллерии, силами одной лишь уставшей пехоты, привели к большим потерям. Красноармейцы, по их словам, вели уже не бой с отступающим противником, а настоящий штурм укрепленного врангелевского «Вердена».

По описанию «красной» стороны, этот «Верден» представлял собой полоску суши шириной в 8–9 верст между Перекопским заливом с запада и Сивашем с востока, на которой был издавна насыпан Турецкий вал, имевший от 8–10 до 15–20 м в высоту и 12–15 м – в ширину. Перед валом находился ров глубиной от 8–10 до 15–20 м (по разным источникам) и шириной 40–45 м. Однако оборона Перекопа строилась не только на старинной фортификации. Первая линия окопов проходила в 600 шагах от вала и имела заграждения из колючей проволоки в 3–5 кольев. Вторая линия окопов, в которой находилось свыше 70 орудий и около 150 пулеметов, шла по самому Турецкому валу. Впереди вала были установлены две полосы колючей проволоки по 4–6 кольев. Скат вала также был опутан колючей проволокой. Южнее, в промежутках между несколькими непроходимыми соляными озерами, находились Юшуньские позиции – 3–4 ряда «лучших окопов с колючей проволокой, сильной дальнобойной артиллерией» (некоторые окопы были бетонированы). Наиболее сильные укрепления со множеством бетонированных огневых точек и укрытий были обустроены на Чонгаре (полуострове в северной части Сиваша к востоку от Перекопа).

Белогвардейские укрепления на Перекопе и Чонгаре красные считали почти неприступными. Интересно, что такая же оценка дается им и в советском художественном фильме «Служили два товарища», вышедшем на экраны в 1968 году.

Однако белые оценивали собственные укрепления куда более скептически. По словам А. А. Валентинова, офицера полевой ставки Врангеля, укреплений, способных противостоять огню тяжелых, а в 90% случаев и лёгких батарей… не было. Существовавшие полевые укрепления были весьма примитивны: «Вместо обшитых, подготовленных для осенней слякоти и зимней стужи окопов были почти повсеместно традиционные российские канавы». При пересечении Перекопа с юга на север от Юшуни до Перекопского вала к началу осени 1920 года насчитывалось всего 17 рядов колючей проволоки – столько же, а то и больше, в Первую мировую войну могло находиться всего перед одной позицией. Не было построено и четверти железной дороги от Юшуни к Перекопу – крайне важной для подвоза боеприпасов, так как осенние дожди превращали грунтовые дороги в непролазную грязь. Хотя дорогу строили с ранней весны, и надо было проложить всего 20 верст, даже по построенной ее части нельзя было перевозить грузы. Разрекламированные электризуемые заграждения и фугасы оставались на страницах газет, а колючую проволоку, предназначенную для укреплений Перекопа, распродавали в… Константинополе. Что же касается укреплений на Литовском полуострове, то даже по оценке красных, они не были закончены и представляли собой лишь отдельные окопы, нередко даже без проволоки перед ними.

В октябре 1920 года морозы на Перекопе доходили до 10–16 градусов, а у большинства красноармейцев не было ни теплого обмундирования, ни крыши над головой. Базы снабжения Красной армии находились за сотни километров, местность перед Перекопом была малонаселённой и безлесной, остро не хватало топлива, а местами и обычной пресной воды. Зимовка в этих местах обещала быть исключительно тяжёлой, поэтому перед командованием Красной армии вставала необходимость штурма вражеских позиций.

Карта Перекопско-Чонгарской операции
bse.sci-lib.com

Однако в планы красных вмешалась погода – из-за быстро вставшего льда Азовская флотилия не смогла выйти к Геническу, поэтому план наступления по Арабатской стрелке, ведущей прямо в Крым, пришлось отменить. Оставалось штурмовать Перекоп и Чонгар в лоб.

Врангель держал на Перекопе до 13 500 пехотинцев, до 6000 кавалеристов, около 750 пулеметов и 180 орудий (из них 12 шестидюймовых и 4 восьмидюймовых). Непосредственно Турецкий вал занимали три полка – сводногвардейский, а также 1-й и 4-й Дроздовские, при этом через 2–3 часа после начала боя им на помощь должны были прийти резервы.

По данным командующего 6-й армией РККА А. И. Корка, силы красных насчитывали около 35 000 пехотинцев, 4000 кавалеристов, 965 пулеметов, 165 орудий, 3 танка, 14 броневиков и 7 самолетов. При этом 1-я стрелковая дивизия (6000 пехотинцев и 511 кавалеристов, 24 орудия), охранявшая побережье Черного моря, в наступлении не участвовала. Что же касается танков, то добраться до Перекопа им не удалось – одна машина застряла в Бериславе (в 80 верстах от передовой), а вторая и третья (у которых «вследствие холода и отсутствия спирта» лопнули трубки радиаторов) – в 14 и 30 верстах от Берислава.

Артиллерия 51-й дивизии, которой предстояло атаковать Турецкий вал, насчитывала 34 лёгких орудия, семь 122-мм гаубиц, шесть 152-мм гаубиц, три 107-мм и пять 120-мм пушек. Перед атакой артиллерия наметила будущие цели, командиры батальонов рассказали своим бойцам о специфике штурма укрепленных позиций, а инженерные части сколотили мостики для перехода через ров и подготовили ножницы для резки проволоки. Наступление планировалось в лучших традициях Первой мировой войны – тремя волнами штурмовых полков. Первая волна должна была ножницами и гранатами пробивать проходы в колючей проволоке, вторая – штурмовать укрепления, третья («чистильщики») – уничтожать оставшиеся группы противника.

В ночь на 8 ноября две стрелковые дивизии (15-я и 52-я), две кавалерийские бригады, а также отряды махновцев под командованием Семёна Каретника должны были переправиться через Сиваш на Литовский полуостров, захватить его и ударить в тыл белогвардейцам, удерживавшим Турецкий вал. Из лучших бойцов формировались штурмовые колонны, затворы винтовок при необходимости заменялись на новые, и каждый боец получил две гранаты, брезентовую сумку и полный патронташ. Чтобы облегчить переправу через Сиваш, саперы сбрасывали в него возы с соломой, расставляли вехи. Известно, что красным помог западный ветер, отогнавший воду Сиваша в море и обнаживший броды, доступные даже для артиллерии. Перейдя «Гнилое море», первые группы красноармейцев ползком подобрались к проволоке и прорезали ее. Затем вперед пошли более крупные силы. После отчаянных рукопашных боев горстке уцелевших штурмовиков удалось прорваться за проволоку и закрепиться там.

Переход через Сиваш. Художник – М. И. Самсонов
armyansk.info

Тем временем на Перекопе части двух штурмовых полков перед рассветом подошли к укреплениям белых, окопались перед ними, а затем прорезали проходы в проволоке. Из-за густого тумана артиллерия красных не могла стрелять до 8–10 часов утра, но затем открыла такой огонь, что орудийные стволы раскалялись. Однако после полудня снаряды стали подходить к концу. Атакующим помогло то, что штурм застал белогвардейские войска во время смены частей, а потому многие позиции были заняты новоприбывшими солдатами, незнакомыми с местностью. Несколько раз пехота поднималась в атаку, но огневая завеса и колючая проволока не давали ей добраться до вала. Однако минометы, бомбометы и пироксилиновые шашки постепенно сносили колючую проволоку, и около 13 часов атакующие были в сорока шагах от противника. Группы, собранные из представителей различных родов войск – пехотинцев, гранатометчиков, саперов – несмотря на потери, упорно подходили все ближе. В рядах пехоты шли и пулеметчики, которые подавляли вражеские огневые точки. На проволочные заграждения летели доски, соломенные маты, шинели…

Несмотря на отчаянную храбрость красноармейцев, первые атаки успехом не увенчались. Белые расстреливали наступавших из пулеметов и винтовок, косили картечью, забрасывали гранатами. Красные несли тяжелые потери – так, 1-й огневой полк потерял 60% состава, а из команды разведчиков в 20 человек в строю осталось лишь двое. Был подбит и пушечный броневик «Гарфорд», который также принимал участие в штурме. Но и атака конницы Барбовича, одних из лучших частей белых, не удалась – казаки напоролись на пулеметы Каретника.

Штурм Турецкого вала
reenactors-krim.info

К 22 часам стало известно, что юго-восточный ветер гонит воду из Азовского моря в Сиваш – таким образом, части красных на Литовском полуострове могли быть отрезаны от основных сил. После полуночи бойцы пошли на последний штурм, карабкаясь по обледенелому валу. Часть из них вброд или вплавь в ледяной воде обошла вал по Перекопскому заливу и вышла в тыл оборонявшимся. 9 ноября около 3 часов ночи Перекопский вал был взят, и белые отошли к Юшуни. 10 ноября начался штурм Юшуньских позиций, а в ночь на 11 ноября через Сиваш удалось навести переправу в два бревна шириной. После кровопролитных боев последняя преграда пала, и войска красных устремились в Крым. В ночь с 11 на 12 ноября врангелевцы начали отход к портам, а 14 ноября последние суда покинули Севастополь. 16 ноября пала Керчь, 17 ноября – Ялта. Южный фронт был ликвидирован.

По данным А. И. Корка, за четверо суток штурма Красная армия потеряла 5027 человек, из них убитыми – 45 командиров и 605 красноармейцев, а остальные были ранены или контужены. Кроме того, немало бойцов получили обморожения.

Михаил Васильевич Фрунзе, командующий Южным фронтом
webhistoryrussia.ru

Штурм Перекопа стал последним крупным сражением Гражданской войны, продемонстрировав существенный прогресс, достигнутый Красной армией в боевом искусстве. Как писали в истории 51-й дивизии, «от малой полевой войны мы здесь перешли к позиционной, с хорошей техникой и организацией войск». Признавал этот факт и поверженный противник. К примеру, белогвардейский генерал Е. И. Достовалов писал:

«В Северной Таврии мы увидели применение в красных полках пулеметных групп в наступлении, в полках – команды гренадер и огнеметы, и в Крыму они победили нас не столько своим численным превосходством, сколько выучкой, организацией и лучшим нашего управлением войсками»

При этом можно утверждать, что белым в какой-то мере «повезло», так как из-за бездорожья красные не успели вовремя доставить к Перекопу тяжелую артиллерию, а также снаряды и баллоны с отравляющими газами. Если бы им это удалось, то штурм Турецкого вала и Юшуни осуществлялся бы «по заветам» Первой мировой войны – в облаках хлора и фосгена.

Сиваш

У этого термина существуют и другие значения, см. Сиваш (значения).

Сиваш

укр. Сиваш, крымско-тат. Sıvaş, Сываш


Северо-западная часть залива из космоса

Характеристики

Площадь

2560 км²

Наибольшая глубина

3 м

Средняя глубина

1 м

Солёность

50 ‰

Впадающая река

Салгир

Расположение

46°07′38″ с. ш. 34°22′38″ в. д.HGЯO

Вышестоящие акватории

Азовское море, Атлантический океан

Страна

  • Россия/Украина

Регионы

Крым, Херсонская область

Сиваш

Аудио, фото и видео на Викискладе

Сива́ш, или Гнило́е мо́ре (укр. Сиваш, Гниле Море, крымско-тат. Sıvaş, Çürük Deñiz, Сываш, Чюрюк Денъиз) — залив на западе Азовского моря. Сиваш отделяет Крымский полуостров от материка. По нему проходит граница между (Автономной) Республикой Крым и Херсонской областью Украины. Название Сиваш в переводе с крымскотатарского языка (крымско-тат. sıvaş, сываш) означает «грязь».

География

Сиваш

От Азовского моря Сиваш отделён длинной косой Арабатская Стрелка, соединяется с морем Геническим проливом и проливом Промоина. От Чёрного моря отделён узким Перекопским перешейком. Узкий Чонгарский пролив делит Сиваш на восточную и западную части.

Площадь Сиваша составляет около 2560 км². По причине мелководья (наибольшая его глубина не превышает 3 м, преобладающими глубинами являются 0,5—1,0 м) летом вода в нём сильно прогревается и издаёт гнилостный запах, из-за чего Сиваш называют Гнилым морем. По этой же причине морская вода интенсивно испаряется, из-за чего Сиваш сильно минерализован.

Состоит из 11 солёных и горько-солёных заливов. Длина — около 200 км. Ширина — 2—35 км. Рядовая площадь — 2500 км², из которых около 100 км² приходится на острова и 560 км² на участки, которые лишь периодически покрыты водой.

Питается водами Азовского моря. Берега Сиваша преимущественно низкие, пологие, топкие, летом покрываются слоем солей. Дно Сиваша покрыто слоем ила толщиной до 5 м и больше. Солёность от 22 ‰ (на севере) до 87 ‰ (на юге). В рассоле Сиваша есть хлористые соединения натрия, калия и магния, бромистый магний, сульфат магния и другие соли.

Добыча соли

Общие запасы солей Сиваша — около 200 млн т.

На базе минеральных богатств Сиваша построены заводы: Перекопский бромный, Крымский Титан с производством фосфорных удобрений и Крымский содовый.

Западная часть Сиваша, прилегающая к Перекопскому перешейку, отделена дамбой и превращена в гигантский отстойник химических отходов, как и несколько озёр на перешейке.

Галерея

  • Центральный Сиваш

Примечания

  1. 1 2 Северная часть залива Сиваш расположена в Херсонской области Украины. Южная часть расположена в акватории, являющейся объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей бо́льшую часть Крымского полуострова, и Украиной. Согласно административно-территориальному делению России, южная часть залива Сиваш расположена в акватории субъекта РФ — Республики Крым. Согласно административно-территориальному делению Украины, южная часть залива Сиваш расположена в акватории региона Украины — Автономной Республики Крым.

Ссылки

  • Озеро Сиваш. Прошлое и настоящее Сиваша.
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4271871-5

Сивашрасписание электричек (пригородных поездов)

Информация о расписании электричек (пригородных поездов) по станции Сиваш:

Актуальное расписание электричек по станции Сиваш содержит всего 6 электричек (пригородных поездов), которые соединяют Сиваш с такими станциями и населенными пунктами как Геническ, Новоалексеевка. Согласно расписанию, последняя электричка (пригородный поезд) отправляется в 20 ч 56 м до пункта назначения Новоалексеевка. Ближайшие станции и остановочные пункты Чонгар. Для всех маршрутов по вышеупомянутым населенным пунктам доступна полная информация о расписании — время отправления, время прибытия, маршруты и другая полезная информация. При планировании поездки стоить обратить внимание на то, что чаще всего электрички на станции Сиваш отправляются или прибывают утром — 4 электропоездов (пригородных поездов, дизелей) разных направлений, такими сообщениями как Мелитополь — Сиваш, Новоалексеевка — Сиваш, Сиваш — Геническ. Регулярно обновляемое расписание электричек (пригородных поездов) по станции Сиваш отображено на этой странице.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *