Печенгский монастырь

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Мурманская митрополия, Североморская епархия

Контактная информация

Trifon-Luostari@yandex.ru +7 (911) 3174717, Игумен Давид https://www.facebook.com/iconalogos/posts/ Адрес: 184413. Мурманская область. Печенгский р-он. н/п Луостари. Трифонов Печенгский монастырь. Схема проезда: От ж/д вокзала — автобус Мурманск-Никель, Мурманск –Заполярный, поворот на пос. Луостари, ост. «31-й километр», далее 1,5 км. пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. Автомобиль. Трасса М-18 (Е105) СП-Б-госграница до 1531, далее поворот налево в пос. Луостари.

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Наместник:Игумен Давид (Дубинин) с 2014 г. по настоящее время
  • Престольные праздники:Прп. Трифона Печенгского — декабрь 15\28 декабря.
    Троицы Живоначальной. Пятидесятница.
  • Святыни:храмы: Свято-Троицкий собор в монастырском комплексе в п. Луостари, церковь Рождества Христова в п. Печенге, церковь св.мчч. Бориса и Глеба в п. Борисоглебском. Святыни: икона преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей, частица Креста Господня, крест-мощевик в Троицком соборе; надгробная плита 116 мучеников Печенгских в Печенге; крест на горе «Спасительной».
  • Деятельность:с момента создания в 2013 году Североморской епархии и усвоения Правящему архиерею титула Священноархимандрита Печенгского монастыря, основополагающей идеей, вокруг которой должна быть отныне сосредоточена вся монашеская жизнь обители преподобного Трифона, было провозглашено непрестанное молитвенное делание. В Печенгском монастыре совершается ежедневный монастырский круг богослужений. Братия обители принимает на постоянное молитвенное поминовение списки имен, ходатайствует перед Господом о здравии и жизненном благополучии всех тех, кто нам дорог и об упокоении душ наших усопших родных и близких. На воскресную Божественную Литургию в Свято-Троицкой церкви монастыря для поклонения верующих выносится величайшая святыня нашего края — старинная икона преподобного Трифона Печенгского чудотворца с частицей его святых мощей.
  • Краткая историческая справка:основанный в 1533 году преподобным Три­фоном Печенгским Свято-Троицкий ­ мужской монастырь — самая северная в мире пра­вославная обитель, в течение столетий являлся оплотом веры и государственности на север­ных рубежах России. За свою долгую историю монастырь пережил несколько жесточайших разорений. Отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, в канун Рождества Христова 1590 года вероломно напал на монастырь, уничтожили всех, кто находился в обители. 116 человек приняли мученическую смерть, еще раз подтверждая незыблемость веры православной. Указом от 12 марта 1886 года № 930 Святейший Синод принял решение о возобновлении Печенгского монастыря. Силами соловецкой братии Трифонов-Печенгский монастырь в начале 20 века при настоятеле архимандрите Ионафане (+1915) достиг высокого духовного и хозяйственного уровня. Представителями безбожной власти разорение Печенгской обители началось в конце 1920 г. Между Советской Россией и Финляндией был заключён Дерпский (Тартусский) мирный договор, согласно которому Печенга присоединилась к Финляндии. Ликвидированный для Советской России монастырь более 60 лет продолжил свою жизнь на чужой территории. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев), до принятия схимы — игумен Иакинф, в период с октября 1921 года по октябрь 1931 года был настоятелем Трифонов-Печенгского монастыря. 30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон монастырю и братии. 20 октября 1997 года Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонов Печенгского монастыря и был назначен первый наместник в пос. Печенга.
    В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге.
    В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари, и в 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.

ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ

Прп. Феодорит Кольский. Икона

Феодорит Кольский (1481 — 1571), архимандрит, просветитель лопарей, блаженный, преподобный

Память 17 августа, в Соборах Вологодских, Кольских, Новгородских, Соловецких святых

Практически единственным широко известным и наиболее полным дошедшим до нас источником исторических сведений об архимандрите Феодорите, просветителе лопарей, является посвященная ему глава в «Истории о великом князе Московском», написанная в XVI веке князем А. М. Курбским и озаглавленная «О преподобном Феодорите священномученике» .

Родился в 1481 году в Ростове, мирское имя неизвестно.

На тринадцатом году жизни, в 1493 году, юноша отойдя «от дому родителей своих», отправился на Север в Соловецкий монастырь, и через год, приняв постриг, был поручен на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме, который был учеником самого преподобного Зосимы Соловецкого. Феодорит прослужил при обители пятнадцать лет, и, навыкнув всякой духовной мудрости, укрепился в подвигах добродетели.

Тогда он был рукоположен новгородским архиепископом в иеродиакона, и, пробыв один год у своего старца, испросил у него дозволение посетить другие монастыри. Прежде всего, он направил свой путь к преподобному Александру Свирскому, который принял его любезно, назвав при встрече по имени; потом, обойдя другие монастыри, поселился в Кирилло-Белоезерском, где нашел старца Сергия и других святых мужей.

Пробыв года два в Кирилловской обители, он углубился в пустыни, окружающие этот монастырь, и здесь нашел Порфирия, бывшего игумена Сергиева монастыря, Артемия, Иоасафа и других пустынников высокой жизни, уже состарившихся в иноческих подвигах.

Феодорит, прожив здесь около четырех лет, получил от своего Соловецкого наставника письмо, в котором он, предчувствуя кончину, призывал своего ученика к себе. Ни отдаленность расстояния, ни трудности пути не удержали Феодорита: он поспешил к своему учителю, чтобы обнять многолетнего старца, облобызать его священные седины, и год служил ему в его немощах и недугах, до блаженной его кончины.

После этого Феодорит решился принять на себя подвиг апостольский: он отправился на устье Колы, в землю диких лопарей. С языком их он успел познакомиться в Соловецком монастыре, потому что, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, многие соседи инородцы: ижора, чудь, лопье, каяне и мурмане приходили в обитель преподобных и, принимая святое крещение, делались монахами.

Лопари были самые грубые идолопоклонники, кланялись истуканам, боготворили ночных нетопырей, гадов, и разных пресмыкающихся, ели нечистое и скверное, не знали жизни городской и селениями, а жили отдельными семьями. Но это были простые сердца, на которых семя слова Божия могло принести добрые плоды. Феодорит перевел некоторые славянские молитвы на язык лопарей и обучил их истинам веры. Помощником ему в христианском просвещении лопарей был старец Митрофан.

Двадцать лет Феодорит трудился в этом святом деле. В Новгороде он был рукоположен в иеромонаха, некоторое время был духовником митрополита и, возвратившись к лопарям, в 1540 году основал там Усть-Кольский Троицкий монастырь. Вскоре он был принужден оставить устроенную им обитель, будучи изгнан по ненависти иноков, не желавших строгих правил его устава. К тому времени между лопарями было уже две тысячи крещеных.

Удалившись в новгородскую область, и потом, вызванный в Москву, он был поставлен около 1549 года архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В монастыре обнаруживает «зело не обузданных монахов, своевольно не по уставам и святым правилам живущих». Их он «уздает и востязает страхом Божиим», но также обличает и епископа Суздальского Афанасия «за сребролюбие и пианство». В свою очередь Афанасий на Соборе по делу заволжских старцев Артемия и Саввы Шаха (кон. 1553 — янв. 1554), где в качестве свидетеля присутствовал прп. Феодорит, назвал преподобного «еретиком» и единомышленником Артемия. Это обвинение, по-видимому, было одной из причин того, что после осуждения Артемия, между 24 октября 1554 г. и 28 января 1556 г., прп. Феодорита отрешили от архимандритства и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь «в неволю», где полтора года претерпевал «ругание и бесчестие». После этого Феодорит отписал Курбскому и иным своим духовным чадам о своей нынешней скорби, и те, «саном почтенные», собравшись, пришли к архиепископу Макарию с ходатайством. И тот, «устыдившись нашего сана», также вспоминая и духовничество Феодорита, послал письмо в монастырь, «повелевающе отпустити мужа и жительствовати ему свободне, идеже хощет». И Феодорит поселяется в Ярославле, в монастыре .

Освобожденный из заточения, он некоторое время жил в Ярославском монастыре, откуда был вызван в Москву и в 1558 году отправлен царем Иоанном Васильевичем Грозным в Константинополь с вопросом к патриарху о благословении на коронацию по чину венчания на царство, как «цесари Римские». Возвратившись из Греции, Феодорит принес царю ответное послание патриарха, и за эту услугу ему была назначена награда, состоящая из 300 сребренников и собольей шубы, крытой аксамитом (парчой). Но Феодорит пожелал принять только 25 сребренников, и когда царь прислал ему и шубу, то инок продал шубу, деньги раздал бедным, а сам удалился на покой в Прилуцкий монастырь, Вологодской губернии.

Отсюда он два раза посещал просвещенных им лопарей и, наконец, после многотрудных подвигов и скорбей, скончался мирно на месте своего пострижения в Соловецком монастыре и погребен близ южной стены Преображенского собора. Над могилой его доселе сохранилась белая плита со следующей надписью: «Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священноархимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженник».

Церковь за подвижническую жизнь и просветительские труды нарекла его блаженным. У Курбского Феодорит назван «священномучеником», что было связано с дошедшими до находящегося уже в эмиграции Курбского слухами о мученической кончине Феодорита от руки Иоанна Грозного, который «повелел такого святого мужа в реке утопити». В то же время Курбский оговаривает наличие и других свидетельств об иной, мирной кончине старца.

Благословением епископа Симона, Мурманского и Мончегорского, 30 августа 2002 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что в городе Коле, состоялось местноепархиальное прославление святого Феодорита Кольского, просветителя лопарей, в лике преподобного.

В 2003 году был канонизирован Русской Православной Церковью.

Литература

  • Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г. .
  • Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г.
  • Изложение текста Соловецкого патерика

Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 324–347

Курбский умалчивает год рождения, у разных исследователей встречаются разнообразные варианты, от 1480 и до 1500 года. Здесь мы принимаем аргументы и датировку издания «Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский…».

Здесь и далее цитаты даны по вышеупомянутому писанию Курбского, если не оговорено иного.

Это замечательное исследование было лишь частично использовано при подготовке настоящей статьи. Данный обширный исторический материал, представляющий собой обобщение и анализ имеющихся источников, заслуживает отдельного внимания.

Феодорит Кольский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодорит.

Феодорит Кольский

Имя в миру:

Сергий

Рождение:

1481 год
Ростов

Смерть:

17 августа 1571
Соловецкий монастырь

Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

в 2003 году

В лике:

преподобных

День памяти:

28 (28) декабря и 30 (17) августа

Подвижничество:

проповедь христианства среди лопарей

Феодорит Кольский (в миру Сергий; 1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) — игумен Русской церкви, просветитель лопарей (саамов).

Прославлен в лике преподобных. Стал первым составителем письменности для саамов и первым переводчиком богослужебных текстов на саамский язык.

Жизнеописание

Преподобный Феодорит (до пострига — Сергий) родился в Ростове в 1481 году. Первоначальное обучение проходил в небольшом монастыре во имя святителя Григория Богослова. Некоторое время пребывал на послушании при архиерейском дворе в Великом Новгороде. С 11 лет подвизался в Соловецкой обители переписчиком книг. Примерно в 1494 году Феодорит поступил в послушание к старцу Зосиме в пу́стыне на реке Шуя, где в течение 12 лет постигал основы монашеской жизни.

В 1509 году Феодорит стал иеродиаконом. В это время он посещает преподобного Александра Свирского и заволжских старцев. По смерти своего духовного отца Феодорит удалился для уединённого жительства к необитаемому тогда устью Колы. Здесь он встретил некоего Митрофана (предположительно, Трифона Печенгского), построил келью и начал свои монашеские подвиги.

Вскоре пустынник Феодорит начал миссионерскую деятельность среди лопарей: летом — в становищах рек Ваенги и Туломы, зимой — среди тех лопарей, которые приходили к реке Коле для сезонной охоты. После семи лет непрестанных трудов были крещены лопари погостов на реке Ниве и часть северо-восточных лопарей.

В 1526 году в устье реки Нивы поставлена и освящена церковь во имя Иоанна Крестителя, ставшая началом погоста, а в настоящее время — города Кандалакши. К 1531 году в районе первоначальной кельи просветителя возник погост православных лопарей и построено две церкви — Благовещенская и Никольская, ставшие прообразом будущего города Колы. В 1532 году Феодорит с иеромонахом Илиёй освятили церкви на Ниве, Поное, Коле и Печенге.

В 1533 году Феодорит ушёл в Великий Новгород для рукоположения в сан священника. В 1534 году он был рукоположён во иеромонаха и стал духовником Макария, митрополита Московского.

Около 1540 года Феодорит вернулся в Колу. В этот период он крестил более двух тысяч лопарей и построил монастырь во имя Святой Троицы. Однако в 1548 году братия обители изгнала настоятеля из-за «слишком жёсткого» устава. Вскоре подвижник был назначен настоятелем Кандалакшского монастыря и продолжил просвещение лопарей.

В конце 1530-х годов в Белозерской Порфириевой пустыни Феодорит занимался составлением письменности для саамов и переводом c церковнославянского на саамский язык богослужебных текстов. За основу созданной им письменности была, вероятно, взята письменность, созданная в 1372 году для пермского (древнезырянского) языка святителем Стефаном Пермским (около 1340/1345 — 1396) на основе кириллицы и так называемых «пасов» (родовых значков).

В 1551 году царским указом Феодорит назначен игуменом Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Здесь он проявил себя как ревнитель благочестия и строгого монашеского устава, за что был подвергнут преследованию со стороны священноначалия и ложным обвинениям в ереси.

Феодорит подвергся опале. Лишь заступничеством митрополита Макария преподобный был освобождён из заточения и оказался в Москве. Последний период жизни святого связан с активным участием в государственных делах России. Он добился признания царского титула от восточных патриархов, посетил Афон и Иерусалим. После третьего пребывания на Кольском севере Феодорит удалился на Соловки, где мирно скончался 17 августа 1571 года и был погребён у южной стены Спасо-Преображенского собора.

Канонизация

В 2003 году преподобный Феодорит был прославлен в лике святых. Память совершается в Соборе Кольских святых — 28 (28) декабря и местно — в день смерти — 30 (17) августа. Служба совершается по Общей Минее в соединении со службой Попразднества Успения Пресвятой Богородицы (без чина погребения Богородицы). На данный момент существует деревянная церковь и две часовни во имя преподобного Феодорита. Стараниями игумена Митрофана (Боданина) были составлены житие, тропарь и кондак преподобного Феодорита Кольского.

Уже при жизни Феодорит прославился многими чудесами. В рукописях ходят народные канон, акафист и молитвы чудотворцу (спорные как по содержанию, так и по своим литературным достоинствам).

Едем в монастырь преподобного Трифона Печенгского

Трифонов Печенгский мужской монастырь в поселке Луостари Мурманской области. Фото: skyscrapercity.com

У кризиса есть свои положительные стороны. Так, он способствует проведению свободного времени не на стране далече (или турече), а узнаванию и изучению страны собственной. Например, Кольского полуострова. Много ли мы знаем о Православии на Русском Севере? Согласитесь, осознанные посещения монастырей делают наши знания лучше, а душу – чище. И если вы едете на Север, то появляется прекрасная возможность увидеть самую северную обитель – России, Европы, может, даже и мира: монастырь преподобного Трифона Печенгского. Мы посмотрели, как можно туда добраться. Будем рады и вашим дополнениям. Итак,

Монастырь преподобного Трифона Печенгского – самая северная обитель России, Европы, может, даже и мира

Адрес: 184410, Мурманская область, пос. Луостари, Трифонов Печенгский монастырь.

Престольные праздники:

  • преподобного Трифона Печенгского – 15/28 декабря;
  • Троицы Живоначальной. Пятидесятница.

Трифонов Печенгский монастырь. Фото: skyscrapercity.com

Храмы:

  • Свято-Троицкий собор в монастырском комплексе в п. Луостари;
  • церковь Рождества Христова в п. Печенга;
  • церковь святых мучеников Бориса и Глеба в п. Борисоглебский.

Фото: skyscrapercity.com

Святыни:

  • икона преподобного Трифона Печенгского с частицей его мощей;
  • частица Креста Господня;
  • крест-мощевик в Троицком соборе;
  • надгробная плита 116 мучеников Печенгских в Печенге;
  • крест на горе «Спасительной».

Братия монастыря

Расписание богослужений:

Понедельник, пятница:

17:00 – повечерие;

8:00 – полунощница.

Прпп..Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский

Вторник, среда, четверг, суббота:

17:00 – всенощное бдение или вечерня, утреня, 1-й час;

8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;

9:00 – Божественная литургия.

Фото: skyscrapercity.com

Воскресенье:

17:00 – всенощное бдение;

8:00 – полунощница, 3-й час, 6-й час; исповедь;

9:00 – Божественная литургия.

Как добраться

Поезд 016А «Арктика» Москва – Мурманск: 1 сутки 11 часов 14 минут. Отправление из Москвы в 00:41 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 11:55. Ориентировочная стоимость билетов: от 3355 рублей – плацкартный, 7380 рублей – купейный, 12 592 рублей – СВ. Плюс для жителей северо-запада России: поезд «Арктика» идет через Санкт-Петербург: 016А отправляется с Ладожского вокзала в 09:50.

Поезд 092А Москва – Мурманск: 1сутки 13 часов 17 минут. Отправление из Москвы в 19:53 (с Ленинградского вокзала), прибытие в Мурманск в 09:10.

Поезд 294С (Анапа – Мурманск): 1 сутки 11 часов 47 минут. Отправление из Москвы в 04:43 (с Курского вокзала), прибытие в Мурманск в 16:30.

Самолетом из Москвы можно добраться, например, рейсами:

  • компании «Северсталь», вылет из Домодедова в 15:05 – пересадка в Череповце (1 час 10 минут) – прилет в Мурманск в 18:55 (примерная стоимость билета – 8500 руб.);
  • той же компании, но вылет из Шереметьева в 09:55 – пересадка в Череповце (6 часов 20 минут) – прилет в Мурманск в 18:55 (примерная стоимость – 8500 руб.);
  • прямыми рейсами компаний «U Tair»: вылет из Внукова в 01:55 – прилет в Мурманск в 04:25 (ориентировочная стоимость билета – 9500 руб.) или
  • «Nordavia»: вылет из Домодедова в 21:55 – прилет в Мурманск в 00:35 (примерная стоимость билета – 9500 руб.).

Из Санкт-Петербурга есть прямые рейсы компании «Nordavia»: вылет в 09:10 – прилет в Мурманск в 11:05 (примерная стоимость билета – 6500 руб.).

Виды Кольского полуострова. Фото: Алексей Исаев

Схема проезда в монастырь из Мурманска:

от ж/д вокзала: автобус Мурманск – Никель, Мурманск – Заполярный, поворот на пос. Луостари, остановка «31-й километр», далее 1,5 км пешком или на попутном транспорте в сторону пос. Луостари. Автобус идет примерно 2,5–3 часа.

Трифонов Печенгский монастырь

Есть возможность поехать и на такси. Стоимость составит примерно 3000 рублей.

Если вы путешествуете на автомобиле, то вам следует ехать по трассе М-18 (Е105) СПБ–госграница до 1531 км, далее поверните налево в пос. Луостари.

Расстояние между Мурманском и монастырем примерно 160 км, в любое время года виды здесь впечатляющие, а в теплое – особенно.

Виды Кольского полуострова. Фото: Алексей Исаев

Где остановиться

Как сказал игумен Давид, в настоящее время у обители нет возможности приютить паломников на ночь, поэтому необходимо позаботиться о ночлеге самим. Ближайшая гостиница находится в п. Заполярном, называется «Печенга»: номеров 66, ресторан, парковка, прачечная. Цена номера в сутки 1880–8400 рублей. Но можно остановиться и в Мурманске, где гостиниц, хостелов, конечно, больше. Здесь, кстати, имеет смысл связаться с Паломническим духовно-культурным просветительским центром Мурманской и Мончегорской епархии, где находится не только храм во имя преподобного Трифона Печенгского, но и гостиница для паломников: 5 номеров, цены от 500 до 1000 рублей/ночь. Телефон центра: +7 8152 287522 или +7 908 6057359. Адрес: Мурманск, ул. Траловая, 22. Сотрудник паломнического центра сообщил нам, что здесь можно и заказать автобус для поездки в обитель преподобного Трифона, а также воспользоваться услугами такси.

Что еще посмотреть

Виды Кольского полуострова. Фото: Алексей Исаев

Можно съездить и в норвежский Киркенес, это всего 77 км от монастыря, но цены на ночлег не очень порадуют: от 4000 до 30 000 рублей. А можно, путешествуя по Кольскому полуострову, остановиться «дикарем» и романтически пожить в палатке рядом с автомобилем, но стоит помнить, что наши танки, которых в этой местности немало, могут нарушить романтический настрой, правда, будут способствовать усиленной молитве, на худой конец – ускорят пищеварение. Чуть меньше такое содействие может оказать беседа с представителями военной прокуратуры или ФСБ, если вы, не дай Бог, заберетесь куда не следует, так что просьба: учитывать наличие запретных для въезда зон. Страшнее танков и прокуроров могут оказаться комары, которых здесь в летнее время множество. Как пишут нам из Териберки, «да, местами они роем нападают. Иногда ветром сдувает, но лучше иметь средства защиты. Помогают репелленты. Клещей нет – комары в основном, и мошка есть».

***

Мы упомянули монастырских трудников. Если у вас есть желание потрудиться в этой святой обители, то необходимо обратиться к игумену Давиду – в зависимости от результатов беседы будет принято нужное решение. Полную информацию для паломников и трудников читайте здесь: http://trifon-luostari.cerkov.ru/informaciya-dlya-palomnikov-i-trudnikov/.

На севере дальнем…

За Полярным кругом, на Кольском полуострове находится самый старинный монастырь русского Севера.

Надпись над одним из стендов выставки «Благословенная Самара» так и притянула взгляд: «Православная Арктика»! Арктика — с ее северными сияниями и лютыми морозами; отважные полярники… Но еще интереснее стало, когда узнала, что Светлана Ивановна Левашова представляет на Православной выставке в Самаре Кольский монастырь, что в Мурманской митрополии.

— В Мурманске Правящий Архиерей — Митрополит Симон — наш, самарский, — со значением произнесла покупательница, приценивающаяся к лежащим на прилавке книгам. — Его и теперь еще помнят старые прихожане Петропавловской церкви, где он служил…

— А ведь Владыка Симон уже двадцать лет на Мурманской кафедре! — ответила Светлана Ивановна. — Владыка Симон был назначен на только что созданную епархию, а теперь это уже Митрополия. Двадцать лет назад в Мурманске был всего один храм. Всё было порушено. И видите, сколько за это время создано храмов по благословению Владыки! Не знаю, когда он вообще отдыхает. Утром Митрополит может служить вот здесь (она показала на прикрепленной к стене карте отдаленный уголок Кольского полуострова), а вечером уже приезжает на службу за пятьсот километров, в Мурманский кафедральный собор.

Непростая судьба обители

— Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь — самая старинная обитель русского Севера, он находится на границе с Норвегией, — продолжает Левашова. — Почти пятьсот лет назад, в 1533 году, выходец из Рязани Трифон, которого потом назвали Печенгским, основал монастырь на реке Печенге, в десяти верстах от границы с Норвегией.

Монастырь этот после запустения начал основательно возрождаться ближе к 2004 году. В финских архивах разыскали записи, документы монастырские, и даже какую-то утварь из обители. И благодаря этим документам, благодаря старым фотографиям, где храмы стоят на фоне сопок, а еще по снимкам из космоса были найдены фундаменты зданий. По ним и определили, где стоял монастырь.

— То есть сам монастырь был снесен с лица земли?

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь.

— И не один раз. Его еще финны в XVI веке сожгли дотла вместе со ста шестнадцатью монахами. Настоятель за трапезой читал молитву, и вдруг у него в молитвослове выступили капли крови. И он понял, что монахам предстоит мученичество. А вскоре предатель-саам привел отряд финнов, и монахов сожгли вместе с обителью.

После революции территория, где монастырь находится, отошла к Финляндии. И до «сороковых роковых» в Кольском монастыре шла молитвенная тихая жизнь. А в конце Великой Отечественной войны, когда наступали наши войска, монастырь бомбили с самолетов. Монахи успели убежать на финскую землю, захватив с собой всё, что смогли унести. И после этого здесь было запустение. С 1997 года пытались восстановить монастырь, ставили Поклонные кресты. Но лишь в начале третьего тысячелетия монастырь стал по-настоящему возрождаться.

Очень тяжело монастырю. Уже за эти последние годы он несколько раз горел. Судьба у монастыря непростая…

В Мурманске создано подворье Трифонова Печенгского монастыря, у наместника подворья иеромонаха Геронтия (Чудневича) настоящий строительский талант, и дело пошло быстрее. Сам он прошел суровую жизненную школу и при подворье создал мужской приют для бездомных, освободившихся из заключения. Кормит их, одевает, дает прописку, но и сами они трудятся, безделье там не в чести.

А в монастыре наместником сейчас игумен Давид (Дубинин), и с ним четверо священнослужителей и монах. Приезжают трудники, без их помощи, конечно, не восстановить бы такими малыми силами монастырь. Вот он какой красивый — бревенчатый, построенный, как встарь, без единого гвоздя. Рядом находится могилочка преподобного Трифона Печенгского.

— Мощи преподобного не обретены?

— Говорят, пока время не пришло. Но преподобный Трифон все равно приходит на помощь. Мне вот всегда в трудных случаях помогает, откликается на молитву. Да даже сюда, на выставку, я ехала одна с тяжеленными сумками. И всю дорогу мне помогали добрые люди. В поезд усадили, из вагона вынести сумки помогли, такси мне вызвали, отправили… — это ли не помощь, это ли не чудо? Он всегда рядом с нами, незримо. Мы и не ощущаем даже, что это чудо, а оно каждый день с нами.

Исчезнувшая икона

Если уж заговорили о чудесах, вот еще одно. При Никольском кафедральном соборе есть часовенка в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Так вот эта икона мироточит. То одно небольшое пятнышко появится, то другое…

— Тихое чудо…

— Да! При мне приезжали даже с Украины к этой иконе. А одна женщина из Владивостока прислала деньги, чтобы отслужили акафист пред иконой, купили иконочки «Спорительница хлебов» и освятили их на мироточивой иконе, а потом прислали ей.

А в поселке на Терском берегу я узнала о других, грозных чудесах.

В мурманской епархиальной просфорне работала кладовщицей Раечка. И как-то она говорит: «Еду в Кашкаранцы помогать восстанавливать церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери». Но для меня, хоть я сорок лет в Мурманске живу, само это слово было незнакомо, я и выговорить не могла: Кашкаранцы. А это сельцо в Терском районе Мурманской области.

Поехала и я туда, ведь Тихвинская икона покровительница моей семьи, у моей мамочки есть такая икона… И вот трудники восстанавливают кровлю на церкви, а я кашеварю. Рядом с этой беленькой церковью — берег Белого моря.

Примерно двести лет назад был сильный пожар, до сих пор еще видны следы того большого пожара на некоторых домах. Но главное, осталось село без церкви! А в это время местные рыбаки спасли на море купца-поляка, судно которого потерпело кораблекрушение. Он благодарит своих спасителей, а потом и спрашивает в удивлении: «Почему вы все такие унылые?» — «Беда у нас, — отвечают. — Сгорела наша церковь, остались мы без храма Божьего!» И он в благодарность пожертвовал деньги, на которые была восстановлена церковь.

В крещенский сочельник 1888 года здесь произошла удивительная история. Кашкаранцы были очень большим поселком — это сейчас в нем и ста жителей не насчитывается. В то утро жители проснулись от страшного грохота. В ужасе выскочили из своих изб и увидели, что с моря прямо на поселок надвигается огромная глыба льда! Уже снесены стоящие на берегу свинарники, рыбацкие карбасы подмяло льдом.

Отправили гонца за священником в Варзугу, за сорок километров оттуда. Отец Михаил приехал, и все стали в церкви молиться перед иконой. Кашкаранская Тихвинская икона Божией Матери — так она называется — отличается от других Тихвинских икон тем, что Пресвятая Богородица на ней написана в полный рост. Отслужили молебен и Крестным ходом с иконой вышли на берег моря. Стоял ужасающий несмолкаемый грохот, и вдруг — жители даже не сразу поняли, что происходит, — вдруг тишина! Всё словно бы замерло. И льды отступили. Все со слезами благодарили Божию Матушку за спасение.

Но всего лишь через полвека, в безбожном 1932 году церковь в Кашкаранцах разорили, обезглавили. Один местный житель подскочил к сброшенному наземь кресту и давай приплясывать на нем: «Ну что — где, где ваш Бог?!» Через три дня он умер от страшных гнойников в горле! Осталась вдова с двумя детьми, пришлось ей выйти в море на рыбный лов. Мать в море, а дети на берегу. Было очень жаркое лето. Дети пили из бочки дождевую воду. А к этой бочке, оказывается, прибегали попить и полевые мыши. Много зверушек сорвалось в воду и погибло. Дети отравились, и род кощунника пресекся. Господь поругаем не бывает!

И вот разорили храм, а чудотворную икону нигде не могут найти. Унести ее из храма никто не мог: она большая, как дверь. Икона исчезла! И отыскалась только в 1964 году.

Бегали мальчишки, играли. В церкви давно уже был клуб. На стене его висела большая доска объявлений, покрашенная зеленой краской. И вдруг эта доска падает прямо на мальчика Андрюшу, небольно стукнув его по голове. Посмотрели — да это же икона Пресвятой Богородицы! Кто-то ночью окрасил зеленым цветом обратную сторону иконы и прибил ее к стене. Так что была она у всех на виду — и никто ее не видел.

Неутомимый труженик

— …А вы знаете, что сам Александр Невский окрестил в этих северных краях местных жителей — коми-ижемцев, норгов, финнов, саамов-лопарей? Мы вот и не знали об этом, из истории святой князь был для нас защитником Отечества. Но Владыка Митрофан нашел и такие сведения о жизни благоверного князя. Креститель северных народов… Был XIII век, и норги, финны и лопари платили Руси дань мехами.

Много книг по истории Православного Русского Севера написано игуменом Митрофаном (Баданиным), ныне он Епископ Североморский и Умбский. Наверное, не случайно именно отец Митрофан стал Епископом Североморским. Владыка Митрофан — бывший моряк, потомственный морской офицер. Еще его прадед служил на Императорском флоте, под началом адмирала Макарова прошел два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках. Другой прадед Владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был управляющим дворцом Великого Князя Михаила Александровича Романова.

Будущий Епископ вспоминал о своем многолетнем трудном служении в Варзуге: «До меня в Варзуге сменилось четыре священника… Когда Владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырех человек, и они переставали быть священниками. Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима — нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб от холода становится жестким, как камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников…»

И мне Господь сподобил потрудиться в Варзуге, как раз когда там подвизался игумен Митрофан. Бывало, глубокой ночью глянешь — в окне его кельи горит свет, батюшка работает над книгами, молится после долгих трудов… Владыка Митрофан и теперь такой же неутомимый труженик!

Чтобы не пустели колыбели…

— Светлана Ивановна, а чем еще вы занимаетесь, кроме помощи монастырю?

— Я раньше работала при Никольском кафедральном соборе в Мурманске. Потом была в Умбе — там служил отец Давид. Как-то вот так и привел Бог помогать монастырю.

В Мурманске при социальном отделе епархии есть Центр защиты материнства «Колыбель». Помогаем многодетным семьям и беременным женщинам, которые встают перед выбором: родить ли данное Богом дитя или «избавиться» от него. Психологи Центра убеждают их не совершать греха. А я на складе принимаю вещи, которые приносят доброхоты, и выдаю нуждающимся. Женщина, уже решившаяся на аборт, оправдывается: нет у меня ничего для ребенка… Что ж — приди в «Колыбель» и возьми! Мы находим благотворителей, которые какую-то копеечку дают, продукты привозят.

— Много женщин приходят к вам в трудных обстоятельствах?

— Приходят. У нас при родильных домах и женских консультациях открыты кабинеты психологов, иногда и батюшки приходят на помощь. Слава Богу, благодаря этой работе много деток, которые уже были обречены, рождается на свет.

Но чаще всего с каменными лицами уходят, не слыша никаких уговоров, как раз женщины из обезпеченных семей. У них есть всё — кроме материнской любви и страха Божия.

Сама я большая грешница… Слава Богу, у меня трое деток, все выросли, выучились; есть уже и внуки. Но горько думать, что сделанное зло не исправить. Вот он, локоток, а не укусишь! В 1990-е годы был такой голод, дети до сих пор помнят, как на столе лежала одна корочка черного хлеба — на всех… Когда я родила третью девочку, меня еще и сократили на работе. И родные возмущались: куда тебе еще четвертый рот? Этих бы прокормить! Может быть, сейчас, работая в Центре, хоть что-то искуплю, пусть в малой мере.

…К стенду «Православная Арктика» подошли сразу несколько посетительниц выставки, заинтересовались иконочкой преподобного Варлаама Керетского. И Светлана Ивановна стала увлеченно рассказывать им то, что не вошло в журнальный вариант необычного жития этого святого, с которым они не так давно познакомились в нашей «Лампаде».

И далекий русский Север стал для них чуточку ближе.

Записала Ольга Ларькина.

Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей

Кондак 1

Избравшу тя Пастыреначальнику Христу во апостола страны северныя, абие отринул еси, досточудне Трифоне, мира сего красная, претерпел же всяко озлобление, благовестил еси седящым во тме и сени смертней Бога явльшагося плотию: темже со апостолы срадуется дух твой в небесных обителех. Имея убо дерзновение ко Христу Богу нашему, от всяких бед избави нас зовущих:

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Икос 1

Ангелы Своя странам и языком предстатели даровавый Бог, егда прииде времен исполнение, моления ради ангела страны, яже близ океана хладна, и народа лопска предстателя, призва тя во благовестие, всехвальный Трифоне, яко да спасени будут людие тии. Поминающе убо сия, вопием ти:

Радуйся, священнаго корене благое прозябение.

Радуйся, пустынным издетска житием сосуд избран себе Богови уготовавый.

Радуйся, зван быв свыше, к океану морю преселивыйся.

Радуйся, во Христе грядущее избавление тамо благовестивый.

Радуйся, поспешествующей ти благодати Божией, приведый ко Христу чад множество.

Радуйся, совершенною Христа любовию уязвився, образ по сем иноческий на себе приемый.

Радуйся, Троицы Живоначальныя обитель устроивый, и яже ко Христу монахов ликостояния.

Радуйся, велия ради смирения от начальства над обителию отрекийся, повелеваяй зверьми дивиими.

Радуйся, течение свое святолепне скончав, благочестне ко Христу отшедый.

Радуйся, яко обитель твоя, от враг разоренная, по словеси твоему паки возставится.

Радуйся, по преставлении твоем царя Феодора спасый и всем потребная скоро подаваяй.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 2

Видяща родителя твоя, досточудне Трифоне, издетска постническое твое житие, аще и стужастася о твоем терпении, обаче радовастася, проразумевающа, яко хощет Господь воздвигнути тебе нова миру светильника, и Тому воспеваста: Аллилуиа.

Икос 2

Разум свыше осени тя, преподобне, всего себе предати Христову изволению, имже в пустыню приведен был еси: тамо бо найде на тя Сила Божия, во еже благовестити Евангелие Хритово народу иному. Темже вопием ти:

Радуйся, иереа Божия радосте и матере твоея веселие.

Радуйся, родителей честных чадо, от Бога зело возлюбленное.

Радуйся, девство драгое и чистоту душевную соблюдый непорочны.

Радуйся, издетска в дому Божии, аки Христос отрок, приметатися изволивый.

Радуйся, услышавый тамо слово реченное: пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся.

Радуйся, оным гласом, яко воин, на служение Царю призванный.

Радуйся, пустынным житием себе в добрем изволении утвердивый.

Радуйся, во юности плотския страсти умертвивый.

Радуйся, постом душу свою, во еже глас свыше слышати, предочистивый.

Радуйся, от Христа языку лопску избранный благовестниче.

Радуйся, еже о мире сем отложивый попечение и абие вослед Христу последовавый.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 3

Силою во еже благовестити, свыше Христос облече тя, досточудне Трифоне. В пустыни бо, аки Моисеови древле в купине, глас ти бысть: «Иди в землю необетованную и рцы, яко любы обручения Моего не разорится». Егда же рекл еси: «Кто еси Господи»; отвеща ти: «Иисус Есмь, Егоже ты ищеши». Сия же слышав, со умилением преклонься, возопил еси Тому: Аллилуиа.

Икос 3

Имущу ти, аки Моисей, смирение велие, во еже отрещися такова звания, рекл еси, преподобне: «Невежда есмь, Господи, и малокнижен». Обаче Той заповеда ти: «Ничесоже вопреки глаголи, яко на вся послю тя, и идеши. вся, яже заповедаю ти, глаголи, не убойся, с тобою бо Есмь». Сего ради вопием ти:

Радуйся, радости родителей твоих оправдание.

Радуйся, видевый славы Отчия сияние.

Радуйся, яко благодать Божия излияся на тя богатно.

Радуйся, яко разумение ти языков дадеся.

Радуйся, яко найде на тя дух премудрости и ведения.

Радуйся, Духа Святаго приятелище.

Радуйся, силою Божиею аки мечем препоясанный.

Радуйся, яко рыбарь ко океану на уловление душ человеческих во спасение призванный.

Радуйся, Андреа Первозваннаго, на горах Киевских благовестника ревнителю.

Радуйся, Мефодиа и Кирилла избранный последователю.

Радуйся, Гуриа и Варсонофиа, Стефана и Иннокентиа достойный преемниче.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 4

Бури океана хладна не убоявся, любовию Христовою согреваемь, во страну северную преселился еси, досточудне Трифоне, да предложиши тамо народу Лопску огнь любве Божия, хлад и мрак души разгоняющ, во еже чистым сердцем и усты воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще идолов посрамление от тебе, злочестивии людий сих учителие, кебуни нарицаеми, злобу велию воздвигоша на тя, преподобне, по ланитома биюще, по каменем влачаще, и ины пакости деюще. Мы же зряще тя, со смирением таковая приемлюща, умильно вопием:

Радуйся, яко купец многоценна ради бисера ко океану устремивыйся.

Радуйся, ввергий мрежу свою на уловление душ во спасение.

Радуйся, тщету идолов обличивый.

Радуйся, сего ради аки Павлово от иудей страдание приемый.

Радуйся, яко слово Божие светлостию лица твоего утверждашеся.

Радуйся, яко слово твое пройде в сердца окамененная.

Радуйся, от Бога создание всея твари из небытия народу лопарску возвестивый.

Радуйся, благовестивый сим людем во Адаме наше падение, во Христе же обновление.

Радуйся, отриновенныя Христовым обручением утешивый.

Радуйся, благовестием твоим небесныя лики возвеселивый.

Радуйся, ангела предстателя страны северныя себе явивый.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобився, всю страну северную обтекл еси, досточудне Трифоне. Яко бо денница, солнцу преходящая, от языка лопска привел еси ко Христу чад множество, иже со умилением сердца приимше крещение, возопиша о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видение бе дивное, егда от мрачна неведения тобою приведеннии Христови сочеташася: земля бо и небо ликоваху, во струях Печенги, аки Иордана и Днепра, зряща множество крещаемых. Поминающе убо сия, восклицаем ти:

Радуйся, гласе вопиющаго, от народа лопска услышанный.

Радуйся, Крестителя Христова собеседниче.

Радуйся, яко тма идольская от тебе разорися.

Радуйся, яко крест, аки знамя победное, тобою зде водрузися.

Радуйся, яко трапеза бесовская ни во что же тамо вменися.

Радуйся, яко вместо тоя утвердися тамо трапеза Христова спасительная.

Радуйся, тобою бо Матерь Божия прославися.

Радуйся, яко святии просвященным тобою людем присни сташа.

Радуйся, яко Владимир святый, зря чад умножение, возвеселися.

Радуйся, в распутиях мира сего обретый на вечерю Христову избранныя.

Радуйся, Церкве от народа лопска создателю.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 6

Егда проповедано бысть Евангелие всей стране северней, ин подвиг приял еси на себе, досточудне Трифоне. Языку бо крещену бывшу, абие прием образ ангельский, создал еси обитель Живоначальныя Троицы, в нюже стечеся инок множество, во еже пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во мраце Севера, яко светильник света невечерняго, обитель от тебе созданная, светом Троическим вся осиявающая. Темже радующеся вопием ти:

Радуйся, апостолом веселие, преподобным же удобрение.

Радуйся, кукулем, аки венцем незлобия, главу свою увязивый.

Радуйся, поясом чресла своя во умерщвление плоти препоясавый.

Радуйся, Иоанну Богом возлюбленну поревновавый.

Радуйся, нестяжания учителю.

Радуйся, смирения великаго носителю.

Радуйся, каменю, на немже создася жилище Пресвятыя Троицы.

Радуйся, в жилищих тмы селение света невечерняго соделавый.

Радуйся, яко возстена князь мира сего, зря воинства Христова водворение.

Радуйся, яко зде ста колесница, Иезекиилем созерцанная.

Радуйся, яко вознесеся седящему на ней песнь великая, в вышних песнословимая.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй чада своя препитати и спасти, егда глад стране прилучися, блаженному Гурию предал еси, досточудне Трифоне, обитель от тебе созданную, сам же изшед во Отечествие, осмерицу лет по градом тамо прехождал еси, даяния блага приемля и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую яви тя Бог, преподобне, егда странен сый во Отечествии, приемля даяния, многоценна сокровища всем источал еси, тобою бо слепии прозираху, немии глаголаху, недужнии здравие улучаху. Чудящеся сему, ублажаем тя:

Радуйся, Моисеови уподобивыйся.

Радуйся, Товита праведна ревнителю.

Радуйся, яко Товиа в путех ангелом храненный.

Радуйся, святителя Николаа Мирликийскаго подражателю.

Радуйся, Сампсона страннолюбива и Филарета милостива увеселителю.

Радуйся, алчущих питателю.

Радуйся, сирых заступление.

Радуйся, вдовиц ограждение.

Радуйся, младенцев соблюдение.

Радуйся, милосердия учителю.

Радуйся, образе жития богоугоднаго.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 8

Странствие скончавая, к царствующему граду устремился еси, досточудне Трифоне, идеже новое о тебе чудо благоволи Бог сотворити: не сущу бо еще ти тамо, со единем от обители Соловецкия цареви предстал еси дивно. Темже последи той, приемль тя любовию, всякаго исполни даяния, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь благоговеинства исполнився, в тое же время царевич Феодор, изшед от церкве, посла ти, преподобне, одежды своя, яко да милостыня его предъидет царскому даянию, еже и бысть по сем велие. Темже вопием ти:

Радуйся, смирения ради вознесенный.

Радуйся, сильным мира сего явленный.

Радуйся, яко царь пришествию твоему удивися.

Радуйся, яко явлением двою той возвеселися.

Радуйся, от царя достойне почтенный.

Радуйся, от сына царева одаренный и возлюбленный.

Радуйся, от напастей сего выну соблюдавый.

Радуйся, яко милостынею его обитель твоя снабдеся.

Радуйся, яко благочестием его царство Российское увеселися.

Радуйся, яко царство наше цари благочестивыми украшается.

Радуйся, яко святыми мужи оное утверждается.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 9

Всяких дарований исполнен сый, паки во страну северную, аки солнце к захождению, притек, досточудне Трифоне, создал еси церковь благоверных князей Бориса и Глеба, и оставль обитель, в дольней пустыни водворився, остаток дний своих препроводил еси в терпении мнозе, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии от инок дивное еже ти тварей повиновение всюду возвестиша, преподобне: не сущу бо ти единожды в келлии, зверь дивий в ню вниде и начат бывшая ясти. Возвращшу же ти ся и наказавшу сего, николиже паки ко обители твоей от тацех приближатися смеяше. Сему же чудящеся, взываем ти:

Радуйся, ластовице пустыннолюбивая.

Радуйся, Успенския пустыни украшение.

Радуйся, молчания образе.

Радуйся, прилоги лукаваго уразумевый.

Радуйся, гордыни его не приложивыйся.

Радуйся, стрелы того безсильны явивый.

Радуйся, в конец сего посрамивый.

Радуйся, Адаму первозданну уподобивыйся.

Радуйся, яко тя зверие дивии царя себе познаша.

Радуйся, от земнородных прозябение дивное.

Радуйся, кораблю великий, ко пристанищу тихому приблизивыйся.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя собранныя, прежде кончины твоея досточудне Трифоне, паки во обитель твою прешел еси, и Богови служение заповедал еси братии: юже грядущаго ради озлобления Христовым утешив милосердием, в небесныя кровы отшел еси, идеже со святыми поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена был еси чадом обители твоея, преподобне, иже со умилением поюще надгробная, положиша святое тело твое, якоже заповедал еси, в пустыне тобою возлюбленней Зряще же оное токи чудес источающее, радостно возопиша:

Радуйся, Пресвятыя Троицы изрядный почитателю.

Радуйся, Девы Преблагословенныя ублажателю.

Радуйся, святым Зосиме, Савватию и Герману единонравный.

Радуйся, добре Богови поживый.

Радуйся, в старости мастите ко Христу преселивыйся.

Радуйся, яко глава твоя, приклонена сущи, труды извествоваше.

Радуйся, седина бо твою мудрость обличаше.

Радуйся, таланты, от Бога ти вданныя, приумноживый.

Радуйся, благий рабе, вшедый в радость Господа твоего.

Радуйся, честных монахов похвало и украшение.

Радуйся, обители твоея присный Богови предстателю.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, досточудне Трифоне! Обитель бо твоя, аще по словеси твоему от свеев разорися, обаче страданием братий прославльшися, паки возставися. Аще и вторицею опусте, силою же лучшею ныне обновися, в нюже иноцы текуще, о тебе радостно Богови поют песнь немолчную: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарней звезде уподобися обитель твоя, преподобне, егда ю свее разоряху: чада бо, тобою собранная, терпением враги посрамиша, венцы мученическими украсишася, и купно с церковию огнем попалившася, яко жертва угодна Богови принесошася. Поминающе убо таковая, умильно вопием ти:

Радуйся, грядущая в Бозе созерцаяй.

Радуйся, обители разорение предъявивый.

Радуйся, до времене ю вои небесными соблюдавый.

Радуйся, яко ученик твой Иона, молитвами тя выну чтый, в пустыни твоей от меча скончася.

Радуйся, Гуриа, Германа и иных прославленных Богом подвижников веры и благочестия наставниче.

Радуйся, яко вся чада твоя от Христа прияшася.

Радуйся, яко обитель твоя паки возставися.

Радуйся, яко паки тем светильник благочестия страны даровася.

Радуйся, тою лжеучения сокрушаются.

Радуйся, святыя бо твоя мощи аки камень краеуголен являются.

Радуйся, яко вся коемуждо полезная молитвами твоими даруеши.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 12

Благодати Христовы носителю, досточудне Трифоне! С верою тя призывающым полезная подаеши, от напастей же, яко царя Феодора, скоро избавляеши. Сему бо нощию явився во стане, рекл еси: «Скоро изыди, да не найдет на тя смерть нечаянная». Сия же сотворшу ему, абие от стреляния вражеска скиния опровержеся и ложе разметася, людие же чудящеся пояху: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Богу песнь благодарения, радуемся о тебе, преподобне, яко вся нам полезная даруеши. Тобою бо пагуба отгоняется, здравие улучается, мир и благоустроение водворяется: понеже на небесех присно ходатайствуеши о нас, взывающих ти сице:

Радуйся, на небесех о нас теплый предстателю.

Радуйся, почитающих тя верный хранителю.

Радуйся, не чтущих тебе вразумителю.

Радуйся, духов злобы отгонителю.

Радуйся, помраченных умы просветителю.

Радуйся, недугов изрядный целителю.

Радуйся, от потопления морскаго спасателю.

Радуйся, яко тобою царю Феодору даровася избавление.

Радуйся, яко тобою небесное царей наших познася соблюдение.

Радуйся, яко тобою всяка печаль отгоняется.

Радуйся, яко тобою благочестие во обители твоей и по всей стране сей утверждается.

Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и досточудне отче наш Трифоне! Живоначальней предстоя Троице, в неприступнем свете и радости неизглаголанней, приими сие от умиленнаго ти сердца возносимое хваление, и не престай моляся о нас, да поживше благочестне, по успении нашем сретени от тебе обрящемся на небесех, и воспоем Богови со ангельскими лики: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

Молитва святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу

О Всесвятыя Троицы угодниче, о блаженнейший и равноапостольный пастырю, преподобне отче наш Трифоне! Не забуди твоея паствы, поминай во святых твоих и богоприятных молитвах, приносимых в Троице славимому Богу, стадо твое, еже сам, по благовестию от ангела, пришествием твоим собрал и упасл еси. Понеже в сродстве твоего мирскаго жилища, слышав во святей церкви на утрени поющих: «Пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся»; и от того восперився божественною любовию, оставль дом и сродство, и пришед вскрай северныя страны, просветил еси святым крещением неведущий Творца, всех Бога, лопарский народ, за еже, во утверждении христианския веры, многа изгнания и злоключения подъял еси. И близ реки Печенги в пустыню вселився, братию из многих градов и весей собрав, велию обитель воздвигл еси, и при отшествии к небесным селением, о посещении твоея обители пророчествия дар от Бога восприял еси, и по смерти на мори и на суши многа чудеса и цельбы с верою просящым сотворил еси и ныне твориши. Темже молим тя, не забуди присещати чад твоих: моли за ны, преподобне отче, приходящыя к тебе с верою, и за вся христианы, яко имеяй дерзновение к Безсмертному Царю Христу всех Богу. Не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою. Аще бо ты и преставился еси от нас телом, но и по смерти живый духом, всегда чудодействуеши. Молитвами твоими сохраняй нас от стрел и козней вражиих, и всякия прелести бесовския, и от враг видимых и невидимых. Пастырю наш добрый! Аще мощи твоя в раце незрими нам суть, обаче, понеже всегда в Троице славимому Богу, при Престоле Его непостижимаго величествия неотступно в молитвах предстоиши, усердно к тебе прибегаем и просим: умоли и испроси нам время к покаянию, да в час исхода души прейдем от земных к небесным, мытарств же воздушных и вечныя муки избавимся, и Небесному Царствию наследницы будем со всеми от века угодившими. О всеблаженне отче наш Трифоне! Не презри и ныне нас, притекающих к тебе, яко да молитвами твоими и помощию спасаеми, славу и благодарение, хвалу и поклонение за вся в Троице единому Богу, всех Создателю возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *