Патриархальная семья

Брак — это пережиток прошлого

Мы живём в XXI веке, когда морально устаревшие традиционные и патриархальные общества наконец-то уходят в прошлое, уступая место прогрессу, свободе и равенству. И я искренне рада этому. Ведь многие традиции, которые считались неукоснительными в прежние времена, сейчас не несут за собой никакой рациональной подоплёки. Это всего лишь своеобразные догмы, которые избавляют среднестатистического человека от необходимости иметь собственное мнение, думать и нести ответственность за свои решения. Сделаем так, как поступали наши предки, а почему и зачем – стоит ли задумываться?
Я убеждена, что в наши дни институт брака полностью изжил себя. Конечно, если вы хотите юридически обезопасить своих детей, или планируете в будущем развод, при этом красиво «освободив» супруга от лишнего имущества, то о браке, наверное, еще стоит задуматься. В противном же случае штамп в паспорте не несёт ничего, лишь создаёт дополнительные проблемы. Почему? Обязательно расскажу, но сначала хочу поделиться некоторыми фактами, которые привели меня к такому выводу.
В давние времена социальный институт брака был очень важен.
В Древней Руси люди жили натуральным хозяйством. Семья держалась на плаву фактически за счет физического труда мужчины, будь то добыча пушнины, пахота, изготовление лодок. Даже починка рыболовных сетей в те времена была делом трудозатратным ввиду отсутствия современных инструментов. Женщина могла ухаживать за домашними животными, готовить, и, конечно, рожать будущих помощников по хозяйству. Тогда брак был экономически целесообразен, поскольку человек в одиночку не справился бы чисто физически. Жесткое разделение труда, общинная жизнь, множество детей, которые начинали помогать с шести-семи лет – только так люди могли поддерживать свою жизнь на достойном уровне.
В СССР крепкая семья считалась первичной ячейкой общества, брак был делом общественным и контролировался государством. Очень часто семейные дела – например, измены — выносились на всеобщее обозрение, разбирались в профкомах, тем самым лишая человека неприкосновенности частной жизни. Зачастую люди сочетались браком просто потому, что семейным было легче получить квартиру, выжить на маленькую зарплату, тогда как понятия «гражданский брак» в принципе не существовало. Множество пар расписывалось просто для того, чтобы «быть как все» — любое отклонение от навязанного стереотипного поведения воспринималось крайне негативно и даже могло отразиться на партийной деятельности или карьере.
В современной России до сих пор официально признаётся неравенство полов, значительное влияние патриархальных устоев и более тяжёлые условия для женщин. Именно в этом, как я полагаю, и кроются истоки повышенного желания у российской женщины выйти замуж. Всё ради мифической «стабильности» — красивой сказкой, навязанной мамами и бабушками.
Однако официальное замужество несет в себе гораздо больше минусов, нежели плюсов. Вот лишь некоторые из них.
Бытует стереотип, что наличие у человека супруга и детей свидетельствует о психологической зрелости. Не зря официальные источники, представляя какого-нибудь политика или бизнесмена, обязательно прибавит: «Женат, воспитывает двоих детей». При этом никто не интересуется психологическим климатом в этой семье. Может, образцовый кандидат злоупотребляет алкоголем, рукоприкладствует или просто ведёт аморальный образ жизни.
Увы, стереотипы награждают его положительными оценками в глазах общества, в то время как холостым труженикам приходится бороться за свою деловую репутацию.
Я считаю, что доказательством психологической зрелости является умение принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а не слепо идти на поводу общественности. Восхваляя примерного мужа, никто не может знать о том, что этот самый муж может возвращаться домой и избивать свою супругу. Ведь тема домашнего насилия в наши дни стоит не менее остро, чем в Древней Руси, и встречается оно не только среди маргиналов, но и среди тех, кто, по мнению окружающих, визуально является примером идеальной любящей пары. А ведь помимо физического насилия существует ещё и психологическое, финансовое – когда финансы семьи полностью контролируются одним человеком.
Росстат неумолим: каждая пятая женщина в нашей стране сталкивалась в своих отношениях с физическим насилием, а каждая третья — с эмоциональным. В 2017 году была принята поправка к статье № 116 УК РФ, согласно которой домашнее насилие больше не считается преступлением. Благодаря этому рукоприкладство в семье возросло в разы.
Кроме того, официальное супружество может нанести вред не только вашему здоровью, но и качеству Вашей жизни, карьерному росту и репутации.
Представьте, что вы строите карьеру, но при этом вышли замуж за человека, который в лихих девяностых был судим. Очень многие не афишируют или умышленно скрывают такие «мелкие», как им кажется, прегрешения. Мужчине-то уже неважно, он состоявшийся, успешный человек. А вот для его жены подобные «ошибки молодости» могут быть фатальными, поскольку во всех крупных компаниях при трудоустройстве проверяют не только потенциального сотрудника, но и его ближайших родственников.
Можно представить и противоположную ситуацию: муж, который работает на государственной должности и имеет ограничения (а то и вовсе запрет) выезда за границу. Его работа – это его проблемы, так почему же его женщина должна лишать себя удовольствия путешествий?
А чего стоит головная боль со сменой документов! Это значит не просто бегать по инстанциям и платить пошлину, нет, бедная дама теперь будет пожизненно указывать во всех анкетах и ФИО супруга, и дату\место заключения брака, свою девичью фамилию, причём данные супруга придётся заносить в анкеты даже в случае развода. Это те крупицы, которые съедают время впустую. Зачем, если можно избежать этой бюрократии и бумажной волокиты?
И таких примеров десятки, продолжать список можно до бесконечности.
Этой статьёй я хочу донести очень простую мысль. Если двум людям хорошо вместе и они хотят вести совместный быт – штамп роли не играет. Точно так же он не станет аргументом, если паре вздумается развестись.
Мы становимся свидетелями грандиозного события – расцвета женщины-Личности. Это время освобождения от рамок, стереотипов, условностей и навязанных клише. Это наше время, и мы его не упустим.

Кто в доме хозяин: патриархальный и его отличительные характеристики

В современном обществе патриархальный брак становится «атавизмом». Обусловлено это особенностями подобной формы семейных отношений. Узнаем подробнее, что собой представляет такая форма брака.

Что такое патриархальный брак?

Термин «патриархальный брак» наделен особой смысловой нагрузкой.

Основной составляющей является «патриархат» или «власть отца». Это означает:

  • доминирующее превосходство мужчины в семье;
  • его главенствующая роль в рамках «ячейки общества»;
  • высокий авторитет.

Бесспорно, мужчина в семье является главой, в семейных отношениях он играет ведущую роль, вокруг которой строится семейная жизнь. Такой «царь» обладает беспрекословной властью и может принимать решения, не обсуждая их с кем-либо.

В тот же момент именно на мужчине лежит ответственность в большей степени за:

  • благополучие детей и супруги;
  • обеспечение семьи материальными благами;
  • разумное ведение хозяйства;
  • накопление финансовых средств;
  • пожилое поколение.

Веками патриархальные семьи составляли прочную основу общества. В них сохранялись традиции, которых придерживались новые поколения. Семейные отношения в наше время все менее похожи на данную форму семейного уклада.

История

Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.

Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.

Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.

Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается рождение детей, уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.

Основные характеристики

Для классического патриархального брака присуще:

  • патрилинейность. Наследование осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
  • моногамия. В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в мусульманских странах многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
  • многопоколенные семьи. Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.

В патриархальной семье мужчина является:

  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • главным распорядителем денежных средств;
  • хозяином.

Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.

Плюсы и минусы

В патриархальных семьях жена полностью посвящает себя дому, детям и мужу. Решать совместно с супругом семейные вопросы у нее нет права. Мужчина один принимает все решения, не интересуясь мнением супруги.

В семьях с таким укладом женщины не могут даже и думать о работе или карьере, а это в наше время очень важно, ведь таким способом женщина показывает свои личностные качества, общается с интересными для нее людьми и занимается любимым делом.

Занимаясь домашним бытом и детьми, женщина не может получить должного образования. Она не имеет возможность расширять свои знания и жить полноценной жизнью. Финансово женщина полностью зависима от мужа, у нее не может быть личных денег и все совершаемые покупки она обязана обсуждать с мужем.

Если ответственность в семье лежит на муже, то жена и дети должны быть спокойны за свое финансовое благополучие, женщине не приходится думать о том, чем накормить мужа и детей. Дети, которые растут в патриархальных семьях, видя как глава семьи заботится о них, берут пример ответственности за своих близких.

Настоящие мужчины вырастают именно в патриархальных брачных союзах.

Патриархальный брак в астрологии

Согласно структурному гороскопу, есть пять типов брака: патриархальный, духовный, романтический, векторный и равный. Порой, именно патриархальный брак называют «детским браком», поскольку основным его предназначением считается рождение детей и их воспитание. Есть и другая цель – обретение свободы.

Вычислить патриархальный брак несложно, супруги или рождены в один год, или же разница в возрасте кратна 4, 8, 12 и т.д.

Существуют идеологические тройки знаков, определяющих патриархальный брак:

  • Лошадь, Тигр, Собака;
  • Петух, Змея, Бык;
  • Кабан, Кот, Коза;
  • Крыса, Обезьяна, Дракон.

Патриархальным будет считаться брак, пребывающий внутри одной из перечисленных троек.

Для патриархального типа брака характерны заповеди:

  • обоюдное желание продлить род считается идеальной ситуацией для заключения союза. Дети – цель и смысл подобного брака. В патриархальном союзе дети являются всем. Очень важно сохранить атмосферу детскости даже при отсутствии детей. Необходимо быть простодушными, наивными и чистыми как дети, в то же время это не означает, что нужно быть бестолковым;
  • хозяйственность. Большие доходы и наличие обслуги не избавляют от желания и возможности творить своими руками. Именно это и ценится высоко в таком союзе;
  • постоянные хлопоты по хозяйству отбирают слишком много времени, что не дает возможности для интеллектуального общения. Даже если такая возможность появилась, ею стоит пренебречь. Такой брак не приемлет обсуждений мировой политики, не стоит говорить о политических взглядах и не обсуждать взгляды своего мужа;
  • разделение территории семьи на мужскую и женскую. На практике это выглядит так: женщина занимается бытом, готовит, стирает, а мужу достается огород, сад, машина и добыча денег;
  • в споре может родиться истина. Возможно, так это и происходит, но только не в патриархальном браке. Споры и ссоры в этом браке немыслимы;
  • не проявлять любви. Свои чувства нужно держать при себе. Заменить любовь можно нежностью, дружбой, благодарностью за предоставленные блага;
  • не стоит ничего менять, касается это не только перестановки мебели, но и распорядка и обязанностей в доме;
  • не нужно укреплять и совершенствовать отношения. Чем меньше уделять внимание качеству отношений, тем лучше. Пусть будет так, как должно быть.

Патриархат в семье воспринимать как унижение женщины и власть мужчины не стоит. Мужчина обязан обеспечивать семью, а женщина должна ему помогать. Мудрая женщина такое свойство в мужчине всегда поддержит, а сама будет надежным тылом, в этом случае в семье воцарится гармония.

Советская «неопатриархальная» семья

Поделиться:

До этого было общее понимание, что такое брак и институт семьи, теперь же рассмотрим, что же было свойственно нам в России. Мы же всегда какие-то особенные. У нас с начала индустриализации формируется прослойка городской интеллигенции. Настоящая буржуазная семья как и у всех нормальных людей. Идет адекватная смены парадигма, когда семья становится «для человека», а не человек просто винтик и работник для семьи. Когда формируются демократичные отношения. Когда присутствует индивидуализм внутри брачного союза. Когда есть некая суверенность семьи. Есть её автономия: бытовая, социальная, культурная. Это всё у нас было. И та самая любимая всеми нами городская интеллигенция конца 19 — начала 20 века – это всё ровно про это.

И когда так, то это естественная эволюция. Когда новые возможности, открываемые растущей индустриализацией и урбанизацией, идут на улучшение и на развитие. От жесткого патриархального доминирования к демократичности буржуазной семьи, в которой ориентация идет на потребление и улучшение благополучия. Когда чувства выходят на первый план. Когда индивидуальный выбор определяет дальнейшее развитие.

Был условный деревенский мужик, но вот он перебрался в город. Обучился какой-то профессии. Освоился в городской среде. Затем завел здесь отношения. Женился «по любви» на той, кто тоже освоилась. У них родился ребенок. И у всей этой нуклеарной конструкции ориентация стала на образование, карьеру, улучшение бытовых условий, социализацию. Классно звучит, да?

Но не получилось у нас такое. И главная причина – это поздняя, а правильней даже запоздалая, и как следствие, форсированная индустриализация. Никакой плавной эволюции, когда поколение за поколением формируются класс образованной интеллигенции или буржуазной рабочей прослойки, и они начинают менять общественный уклад – такого не было. Влияние городской интеллигенции было минимальным.

В наши города хлынула патриархальная деревня, которой 80% населения, и доминанта резко стала рабоче-крестьянской. Кто и как этим воспользовался мы, я надеюсь, знаем и понимаем. Никакой эволюции – только революция! Уход от патриархального мира был радикальным. «Весь мир насилья мы разрушим. До основанья, а затем. Мы наш, мы новый мир построим».

Отношение к семье в революционной России было примерно такое:

«В коммунистическом обществе вместе с окончательным исчезновением частной собственности и угнетения женщины исчезнут и проституция, и семья». Это господин Бухарин размышляет. А Лев Троцкий говорил, что «место семьи, как замкнутого мелкого предприятия, должна занять законченная система общественного ухода и обслуживания». Такой комбинат вместо индивидуальных семейных ячеек. Коллектив.

И все это звучит, как авантюрная попытка раздать всем столько свободы и столько «нового и светлого», чтобы это опьянило настолько, что можно было и поубивать половину страны за такие «высшие идеалы». Что, к сожалению, и случилось. План сработал. Но как только революция и гражданская война стихли и власти поняли, что победили. Как только пришло время отстраивать новую государственность, то уже начиная с двадцатых годов двадцатого века происходит уход от радикально-революционных настроений.

Семья, брак еще разок делают резкий разворот: формируются отношения между семьей и новом советским государством. «Мы вам – вы нам»: такой принцип. Советская власть поняла, что молодая нуклеарная семья много в чем нуждается: жилье, садики, образование, рынок труда. Значит, давайте, через эти институты на семью и влиять. Тогда и закладываются основы, когда садики, школы, пионеры, рабочие коллективы – все вместе это становится фактором контроля и утраты для семьи возможности независимых решений. И принцип тут очень вроде и логичный: «мы же вам это всё даем – построили садик и микрорайон – так вот, вы теперь нам и обязаны за это. Слушайтесь. И этот принцип настолько прижился, что мы с ним под коркой живем до сих пор.

Формируется «неопатриархальная» советская семья. Где патриарх – это государство, общество, коллектив. И тут также, как и с патриархальной церковной надстройкой, экономика и демография выходят на первый план. Надо было быстро нарастить население Советского Союза. И проконтролировать становление советского человека, вот буквально, от зачатия до эффективного использования в качестве работника и строителя коммунизма.

И стоит сказать, получилось. Между 1926 и 1989 годами численность населения России увеличилась на 59 процентов. Городское население выросло в 6,6 раз. А число городских семьей увеличилось более чем в 8 раз. И это учитывая фактор Великой Отечественной войны.

За счет чего это произошло?

Первое: запрет абортов. Тут все понятно. Нужно было запустить воспроизводство населения, а то рождаемость и так упала из-за факторов индустриализации. Плюс общий демографический кризис после революции, гражданской войны, а до этого еще колоссальные потери во время Первой Мировой. Без запретов на аборты никуда.

Второе: тотальное ограничение разводов. Нарожали – воспитывайте. Несите ответственность. Тяжело. Нет денег. Или есть какие-то индивидуальные переживания и стремления, хочется нового — не важно. «Стерпится-слюбится». «Бог ребенка дал, и на ребенка даст». Простите, партия, а не Бог. В общем, новый светлый мир коммунизма без жертв не построишь.

Третье: запрет на незарегистрированные браки. Это важный пункт контроля и формирования общественной нормы, когда мужчина и женщина должны изначально подразумевать серьезные отношения. Никаких вот этих пожили и разбежались. Сразу брак и серьезные намерения. А там, когда партнеры уже вступят в зарегистрированный брак, то начнет работать второй пункт – запрет разводов, и всё: ловушка захлопнулась.

Еще появляется фактор: «морального облика советской семьи». Это когда первые три пункта строго контролируются. Должен быть ребенок, раз. Никакого развода, два. Никаких легкомысленных отношений, три. И все внешние проявления семейной жизни должны быть только положительные. И отсюда сразу все советские семьи стали аккуратненькие, высокоморальные, высоконравственные.

Это, конечно, не означало, что не было пьяниц, иждивенцев, бытового насилия, ссор, скандалов – всё это было. Но напоказ выставлялось что-то другое. Хотя, стоит признать, что осуждение и порицание бытового насилия, алкоголизации и дискриминации внутри семейных отношений – это всё в чем-то даже было эффективным моментом и где-то сдерживало рост этих пагубных моментов. Но проблема тут в том, что били жен и детей, насиловали и спивались совсем из-за иных факторов, а не так, что мало было «морали» и плохо следили за общественными нормами. Этой слежки было даже too much. И как это всегда бывает с радикальными перекосами,затем этот колоссальный общественный прессинг начал становиться контрпродуктивным.

В итоге получается, что советская семья приравнивалась к обществу, к коллективу. Та самая буржуазная обособленность семьи, она строго порицалась. Все должны были быть одинаковые, жить под надзором друг друга. Разделять общие проблемы и устремления. Конечно же к светлому и коммунистическому.

И еще последний важный пункт – искусство и культура проецировали в общество только нужные идеи. Никаких вольностей в раннесоветском и поствоенном периодах не было. Все строго по согласованию с линией партии.

Но были и плюсы советской семейной жизни. Одна революционная тенденция, направленная на разрушение патриархальных основ, все же сработала. Женщина получила тотальную эмансипацию. Мы почему-то не любим это подчеркивать, но именно у нас женщины с 1917 года получили безоговорочное избирательное право. Так рано и так полноценно не было ни у кого.

Еще доступ к образованию. А это важнейший фактор. Первая половина 30-х годов 20 века: на 1000 мужчин 333 мужчины получали среднее или высшее образование. Для женщин: на 1000/294 женщины. Всего через 30 лет, к первой половине 60-х годов, соответствующие показатели уже 1000/911 у мужчин и 1000/947 у женщин. Почти стопроцентное образование для женщин! Такого не было нигде в мире. А образование означает, что женщина могла выйти на рынок труда. У неё была профессия. И к 70-80 годам рынок труда и занятость женщин почти сравнялись с мужским. Тоже выдающийся показатель.

И это считывается с культурного кода. Позднесоветкая культура репрезентует реальное советское общество и уже умеет обходить давление линии партии. И поэтому многие фильмы, книги, музыка, артисты – это уже не идеология и пропаганда, а самоанализ и обособленный месседж искусства о том, как живут люди в СССР.

Поэтому вот «Служебный роман» и многие другие фильмы, а еще женщины-артисты, ученые, космонавты, руководители на разных ступенях — все вместе создает общественную норму равенства между мужчиной и женщиной.

То есть проблемы есть. И тогда были, и сейчас сохранились. Но такой дискриминационной политики, таких запретов, ограничений, узаконенных различий в категориях и статусов для мужчин и женщин – этого не было в нашем обществе. Мы не наследники жесткой дискриминационной гендерной политики. У нас есть гендерные аспекты в профессиональной деятельности. Когда не все профессии женщинами осваивались. Есть бытовой момент, когда проявлялась еще патриархальная стериопизация женской роли в хозяйстве и воспитании. Но она и до сих пор проявляется, и это отдельный разговор, почему так происходит, и как к этому относиться. Причины тут не в гендерных стереотипах даже, а в экономическом положении.

И вот одним из доказательств, что положение женщин к позднему СССР было достаточно адекватным, служит то, что именно женщины во многом и провоцируют снос этой надстройки «семья для государства». Происходит, как ни странно, кризис прогресса. Города растут. Промышленность растет. Продолжительность и качество жизни растут. Вовлечение женщин в общественные процессы становится повсеместными. И как следствие, семья в позднем СССР начинает формировать запрос на самостоятельность и суверенность.

Женщины тут стоят в авангарде перемен прежде всего потому, что на них проецируется одновременно необходимость отдавать всю себя государству и обществу, но в тоже время и семье, и детям, и мужу, и родителям. Тот же самый кризис «малого» и «большого», который был и у старой патриархальной надстройки.

Женщину провоцируют сделать выбор, куда прикладывать больше усилий, а это уже индивидуальное проявление. Это уже обособленность, а не тотальный контроль, четкие правила и установки. И женщины начинают выбирать: позже замуж, а пока карьеру. Мужа тоже желательно еще повыбирать, а не так, что все хорошие, просто потому что других в советском союзе не делали. В общем, в изначальном СССР с его контролируемым «неопатриархальным браком» героинь из «Москва слезам не верит» сложно себе было представить, а вот позднесоветкое общество – это уже совсем другая история.

Также еще маленькими шажочками в советскую городскую среду пробиваются элементы буржуазного суверенного уклада на уровне быта. Бытовая усредниловка и типизация – это работало на фазе становления. Когда разрушался аграрный уклад и рабоче-крестьянское население из бараков и изб перевозили в города, где даже минимально обустроенная квартира/коммуналка казалась чем-то невероятным.

А вот следующие поколения – уже запрос на улучшение. На индивидуальность. Типовые интерьеры и типовое потребление уже не давало эффекта адекватного уровня жизни. Нужно было что-то свое. Частное личное. Семьи уже хотели быть непохожими на соседей. Стремились в чем-то отличаться. Формировать свой индивидуальный уклад жизни. И это сильно разрушало контроль советской семейную политики.

А с уходом от СССР и с образованием РФ, все изменилось окончательно. И никакого жесткого контроля больше не было. Массово появились нерегистрируемые браки. Особенно в контексте повторного длительного союза. Появилась возможность разводиться. Появилась внебрачная рождаемость. И мы собственно вошли в эту мировую фазу, характеризуемую как кризис всех традиционных моделей и институтов семьи. Все общецивилизационные тренды стали работать и у нас.

Но обо всем этом, об «эпохе разводов» в девяностых и о том, почему «развод – это нормально», в следующей части цикла «Традиционный брак – мертв! Что дальше?»

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ — от слова патриарх. Безыскусственный; свойственный древним народам. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ по образу и обычаю праотцев. Употребляется… … Словарь иностранных слов русского языка

  • патриархальный — См … Словарь синонимов

  • ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ — ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. патриархат. 2. перен. Верный отжившей старине, старозаветный. П. обычай. Патриархальные нравы. | сущ. патриархальность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Патриархальный — прил. 1. соотн. с сущ. патриархат, связанный с ним 2. Свойственный патриархату, характерный для него. 3. Существовавший в старину, относящийся к старому времени. 4. Такой, как в старину, в прежнее время. отт. Верный старым традициям. отт. перен.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • патриархальный — патриархальный, патриархальная, патриархальное, патриархальные, патриархального, патриархальной, патриархального, патриархальных, патриархальному, патриархальной, патриархальному, патриархальным, патриархальный, патриархальную, патриархальное,… … Формы слов

  • патриархальный — патриарх альный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

  • патриархальный — кр.ф. патриарха/лен, патриарха/льна, льно, льны; патриарха/льнее … Орфографический словарь русского языка

  • патриархальный — ая, ое; лен, льна, льно. 1. только полн. к Патриархат. П. род. П ые времена. П ая семья. П ая эпоха. 2. Такой, как в старину, верный старым традициям, чуждый новой культуре; консервативный. П ое воспитание. П ые взгляды. П ые обычаи. П. уклад. П… … Энциклопедический словарь

  • патриархальный — ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. патриархально, патриархальность 1) только полн. к патриархат Патриарха/льный род. П ые времена … Словарь многих выражений

  • Патриархальный — ♦ (ENG patriarchal) термин, означающий статус мужчин и образ их действий по отношению к женщинам, к рый является угнетающим, так как повсеместно в культуре мужчины используют силу. Это доминирование мужчин в каждом аспекте жизни женщин:… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Сочинение на тему: Патриархальный мир в комедии Бедность не порок, Островский

Главная>Сочинения по произведению Бедность не порок

Патриархальный мир

Комедия в трех действиях «Бедность не порок» была написана А. Н. Островским в 1853 году, а напечатана уже через год. Первоначальное название комедии — «Гордым Бог противиться». Автора произведения когда-то называли «Колумбом Замоскворечья», так как он жил в «купеческом» районе Москвы и прекрасно знал порядки этого сословия. Он мастерски описывал весь драматизм, происходящий за высокими заборами купеческих домов. Порой шекспировские страсти разворачивались в душах как купеческого, так и простого сословия. Патриархальные законы уже уходили в прошлое, но все еще оставались пережитки. В своем произведении Островский показал как, несмотря на патриархальный мир, «горячие» сердца живут по своим собственным законам. Даже старые обычаи не в силах победить любовь и добро.

Главные герои произведения — бедный приказчик Митя и дочь богатого купца Любовь Гордеевна. Молодые давно влюблены друг в друга, но сказать не смеют, так как понимают, что отец девушки не даст своего согласия. В планах Гордея Карпыча выдать свою единственную дочь за богатого московского купца и перебраться поближе к столичной знати. Вскоре такой претендент нашелся. Это был пожилой и расчетливый фабрикант Африкан Савич Коршунов. Он когда-то хитростью в Москве разорил брата Гордея Карпыча, но сам Торцов об этом ничего не знал. Любим Карпыч пытался всячески вразумить брата и вернуть ему рассудок, который он потерял от жадности к деньгам и почестям. Когда в доме Торцовых стало известно о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны с Коршуновым, такой случай как раз выдался.

В этой патриархальной семье никто не смел перечить хозяину дома и идти против его воли. Даже Пелагея Егоровна, которая была против этого брака, ничего не могла поделать. Узнав, что их добрый и верный приказчик Митя давно влюблен в Любовь Гордеевну, она лишь может как сторонний наблюдатель посочувствовать молодым. Когда Митя просит ее разрешения увезти Любовь, Пелагея Егоровна восклицает, что не будет брать такой грех на душу, у них так не заведено. Да и сама Любовь Гордеевна, несмотря на то, что любит Митю всем сердцем, отказывается от своего счастья в угоду родительского решения. Она не смеет пойти против отцовской воли и нарушить издревле сложившиеся традиции. К счастью для всех в этом патриархальном мире находится человек, который открыто выражает свой протест.

Любим Карпыч появляется как раз вовремя, чтобы раскрыть всем глаза на старого фабриканта Коршунова, в свое время разорившего его. Он требует его вернуть долг, а заодно и приплатить огромный выкуп за племянницу. Оскорбленный гость покидает дом Торцовых и не желает больше жениться на дочери Гордея Карпыча, пока ему не выразят извинения. Но гордый хозяин не намерен унижаться перед каким-то фабрикантом, и заявляет, что выдаст свою дочь за любого, хотя бы за Митю. Это объявление настолько осчастливило молодых, что они сразу же попросили благословить их. Пользуясь моментом, благословения на брак попросил и племянник Торцова — Яша Гуслин. Вот так, благополучно завершилась пьеса «Бедность не порок», в которой любовь и добродетель восторжествовали над патриархальностью.

см. также:
Другие сочинения по произведению Бедность не порок, Островский

Характеристики главных героев произведения Бедность не порок, Островский

Краткое содержание Бедность не порок, Островский

Краткая биография Александра Островского

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *