Патриарх во время смуты

Патриарх Иов и его роль в событиях Смутного времени

При упоминании Смуты обычно речь заходит о лицах, занимавших первые светские посты в государстве. Вспоминаются Борис и Федор Годуновы, самозванцы начиная с Лжедмитрия Первого, Петр Басманов и другие.

Немалую роль в истории того времени сыграл человек, тоже бывший представителем верхушки власти – но не светской, а духовной.

Патриарх Иов был одним из тех, кто нашел в себе силы воспротивиться самозванцу и влекомой им на Русь орде интервентов. Святитель Иов мог бы ограничиться пассивным протестом, а то и вовсе признать незаконного властителя, чтобы сохранить собственную жизнь и привилегии, но он этого не сделал.

Годы взросления

Будущий святой Иов, первый патриарх московский и всея Руси, родился в городке Старицы в 1525 году. Его родители были посадскими людьми, не имели никаких родственных связей с представителями знатных боярских родов. Маленького Ивана (это имя было дано ребенку при крещении) отдали в обитель для обучения грамоте.

Учеником он показал себя внимательным, талантливым, богобоязненным. После окончания периода обучения вернулся в мир к родителям. Те задумали женить сына, поскольку пришло время. Будущий патриарх перед заключением брака попросил разрешения посетить своего духовного наставника, чтобы получить благословение на семейный союз. Вышло так, что он так и остался в обители, приняв постриг и став монахом. Имя в монашестве получил «Иов».

Карьерный рост

Если понятие «карьерный рост» применимо к духовным лицам, то можно сказать, что Иов быстро шел по ступенькам карьерной лестницы, при этом не имея каких-то тайных притязаний на занятие важных постов. Он просто честно и ревностно выполнял свои обязанности.

Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины. Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.

Спустя некоторое время Иов становится архимандритом. 1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие.

Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.

Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.

В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.

Деятельность

В истории России годы пребывания Иова у вершины духовной власти были отмечены активным распространением христианской веры в Поволжье и Сибири, канонизацией Василия Блаженного, распространением грамотности.

Иов занимался книгопечатанием, стремился к тому, чтобы как можно больше людей познакомилось с заветами Христа, всеми доступными ему способами старался укрепить на Руси православие. Поскольку выполнение этой задачи облегчалось при условии обучения людей грамоте, патриарх выступал за просвещение.

Он и сам занимался написанием богословских трактатов. Сохранились его обращения к народу, к верующим. К нему за помощью и поддержкой в трудную минуту обращались высшие лица государства. Так, Ирина, сестра Бориса Годунова, получила от него пространное утешительное послание после смерти единственной, долгожданной и горячо оплакиваемой дочери. Иов перешел с «высокого» книжного слога, которым обычно составлял свои послания, к простому народному языку, утешая царственную особу.

Иов успевал и оказывать помощь частным лицам, и заниматься важными для государства делами. По его инициативе появились на Руси 4 митрополии: Казанская, Новгородская, Крутицкая, Ростовская. Это облегчало высшей духовной власти задачу наблюдения за подвластными ей территориями. Везде строились каменные храмы. Сам Иов вкладывал в строительство личные средства, пожалованные ему царями.

Понимая, что единство церковной и светской властей могут обеспечить целостность и относительную стабильность государства, Иов оказывал всяческую помощь и поддержку Годуновым – сначала Борису, затем его сыну Федору.

Судьба первого патриарха всея Руси

Когда после смерти Бориса Годунова стало ясно, что Россию ожидают страшные времена, когда к границам ее двинулись полки интервентов во главе с беглым монахом Григорием Отрепьевым (кстати, по одной из версий, Григорий некоторое время якобы подвизался монахом там же, где нес службу Иов), патриарх первым начал распространять грамоты с призывом к русским людям не поддаваться панике и защищать свою землю и веру.

Он отказался присягнуть Лжедмитрию Первому. Приспешники самозванца ворвались к патриарху, когда тот творил молитву. Не дав ему закончить беседу с Богом, они сорвали со священнослужителя ризы и поволокли его на Лобное место, по пути избивая и всячески понося старца. Иов держался стойко, вынес побои и издевательства, но слову своему не изменил.

Его низложили, отправили в ссылку в Старицкую обитель, откуда он начинал путь. В течение двух лет Иов оставался там. Он вел смиренную жизнь простого инока, по-прежнему оставаясь верным сброшенным с трона Годуновым.

Через 2 года ссылка закончилась, однако Иов не смог вернуться к прежней должности: его здоровье было подорвано. Он практически ослеп, с трудом передвигался. Вскоре Иов скончался.

Похоронили первого патриарха в Старицком монастыре. Затем его нетленные мощи перенесли в Москву. В 1989 году был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви.

Патриарх Иов стал одним из первых, кто оказал интервентам активное сопротивление. Он пытался сделать все возможное для предотвращения Смуты. Будь на Руси побольше таких людей, возможно, история пошла бы по иному пути, без смертей и страшных кровопролитий.

Картину Николая Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» по иронии судьбы в советские времена часто использовали для обличения «темного прошлого». В качестве иллюстрации того, как оборванные крестьянские дети рвутся к знаниям. Ирония заключалась в том, что на самом деле картину впору было обвинять в «контрреволюционной» пропаганде. Достаточно вглядеться в ту задачу для устного счета, которую решают мальчишки (см. репродукцию). Попробуйте решить в уме этот пример… Есть опасение, что сравнение математических навыков выпускников советских школ и деревенских пацанов из ХIХ века, «угнетаемых царизмом», будет не в нашу пользу.

А ведь со школьной скамьи у нас сложилось четкое представление о дикой и необразованной царской России, которую представители правящего класса стремились держать в невежестве. На поверку этот тезис — всего лишь удачный образец черного пиара революционных политтехнологов. Попробуем разобраться в этих мифах.

1. ДИКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

Советские историки часто ссылались на перепись 1897 года, она свидетельствовала, что в Российской империи только 21 процент населения умеет читать и писать. Однако то, что происходило в дальнейшем, предпочитали не замечать. Но вот данные первого издания Большой советской энциклопедии об уровне образования новобранцев в Российской империи. В 1900 году насчитывалось 49 процентов грамотных призывников. А накануне Первой мировой войны уже 73 процента новобранцев были обучены грамоте.

Получается, за 13 лет в царской России почти ликвидировали неграмотность! Это неудивительно, учитывая, что каждый год в империи открывалось 10 тысяч школ. Согласно переписи 1911 года начальную школу посещали только 43 процента детей. Но надо учесть, что в те годы в крестьянских семьях отправлять девочек учиться было не принято (эмансипация еще не осчастливила человечество, и это отражено в картине Богданова-Бельского). Это позволило академику Сапрыкину утверждать, что «к 1917 году в великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков и 50 процентов девочек».

Обратите внимание на задачу, которую Рачинский предложил крестьянским детям (он учил их по собственной методике). А теперь, образованные дяди и тети, попробуйте сами решить ее в уме. Ответ дан внизу статьи. Только, чур, не подглядывать.

2. НИКОЛАЙ II — ВРАГ ОБРАЗОВАНИЯ

Последний император вошел в отечественную историю как единственный государственный лидер ХХ века, при котором расходы на образование росли быстрее, чем военные расходы. По расходам на обучение на душу населения мы опережали другие страны Европы. В Англии тратили 2,84 рубля в год на человека, в Германии — 1,89, а в России — 3,7 рубля. Такой финансовой экспансией царь хотел ликвидировать отставание страны от конкурентов. Это было для Николая своего рода «нацпроектом».

При нем в 1908 году было введено бесплатное начальное образование.

Кстати, учителя тогда были уважаемым сословием. Минимальная зарплата школьного преподавателя составляла около 1000 рублей в год (рабочий получал 260 — 270 рублей). За рубль 1913 года историки дают 1100 современных рублей. В итоге получаем 1,1 миллиона наших рублей в год. Нетрудно высчитать месячный оклад: царский педагог получал 91 тысячу рублей ежемесячно в пересчете на наши деньги. Заметьте, отец Владимира Ленина в качестве директора народных училищ Симбирской губернии зарабатывал в общей сложности 3500 рублей в год. Это около 300 тысяч рублей в месяц в условиях нынешней России, зарплата топ-менеджера крупной компании.

3. КУХАРКИНЫХ ДЕТЕЙ НЕ ПУСКАЛИ В ВУЗЫ

Бытует расхожий тезис, что при царе пропуск в университеты для «кухаркиных детей» был заказан. Безусловно, общество было разделено сословными барьерами. Но недавно центр социологических исследований Московского государственного университета составил портрет студента МГУ образца 1904 года. Выяснилось, что 19 процентов студентов были выходцами из деревни. При этом каждый пятый учащийся происходил из семьи, имущественное положение которой оценивалось ниже среднего. Стоит добавить, что только у каждого четвертого студента отец имел высшее образование. Это говорит о том, что изрядное число студентов самого престижного вуза империи были представителями социальных низов.

Доктор исторических наук Сергей Волков приводит другие цифры: в 1897 году доля потомственных дворян среди студентов всех вузов составляла 22,8 процента. Через 20 лет, перед революцией 1917 года, их прослойка сократилась до 10 процентов за счет притока в вузы представителей «подлого племени». Именно эта волна дала миру основателя вертолетостроения Сикорского, крестного отца телевидения Зворыкина, выдающегося авиаконструктора Туполева…

Как сложились судьбы героев картины

Профессор Московского университета Сергей Рачинский (он изображен на картине среди детей), который более 30 лет на собственные деньги содержал школу и общежитие, умер в 1902 году. Он был одним из идеологов создания церковно-приходских школ, пользовался не только уважением местных крестьян, но и благосклонностью Николая II. С приходом советской власти детище Рачинского ждала печальная судьба. Учителей разогнали, останки профессора выбросили из фамильного склепа. Имя Рачинского на десятилетия было забыто.

Раскол страны на красных и белых отразился на судьбе знаменитых выпускников школы. Автор картины Богданов-Бельский (внебрачный сын батрачки, он изображен на переднем плане) после революции уехал из России в Латвию. В 1945 году его, тяжелобольного, привезла в Берлин на операцию жена. Художник погиб 19 февраля во время бомбежки больницы. Священник Александр Васильев, ставший духовником царской семьи, был расстрелян в первые дни красного террора в 1918-м. А вот другой ученик, Николай Синев, стал профессором, доктором технических наук и 30 лет руководил Госкомитетом СССР по использованию атомной энергии.

КСТАТИ

Почему Васисуалий Лоханкин не дошел до физики Краевича?

Какое образование получил Остап Бендер.

Вы наверняка помните этот диалог из «Золотого теленка» между Остапом Бендером и Васисуалием Лоханкиным:

«… — Скажите честно, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность?..

— Из пятого, — ответил Лоханкин.

— Золотой класс! Значит, до физики Краевича вы не дошли?..»

Этот пассаж полон тайных смыслов, которые легко расшифровывали современники Ильфа и Петрова. Константин Дмитриевич Краевич, однокурсник Менделеева, был автором «Курса физики», изучать который начинали в 6-м классе царской классической гимназии. Он был написан исключительно тяжеловесным, заумным и сложным для понимания языком. Чаще всего из гимназии исключали именно в связи с неуспеваемостью по физике. Авторы «Золотого теленка» подчеркивают, что Лоханкина исключили еще до начала изучения физики Краевича, для того чтобы сделать образ «интеллектуала» еще карикатурнее. Ильф и Петров отказали своему сатирическому герою, либеральному интеллигенту, не только в силе воли и мужестве, но и в уме.

Кроме того, этот эпизод лестно характеризует уровень образования Остапа Бендера. Он не только знаком с физикой Краевича, но и сохранил довольно точные представления об этой науке. Впоследствии мы встретим такую цитату: «Вы знаете, Зося, — сказал Остап, — что на каждого человека, даже партийного, давит атмосферный столб весом в 214 кило. Вы этого не замечали?»

В книге есть указание на учебное заведение, где учился великий комбинатор. Это частная гимназия Илиади, которая была открыта в Одессе в 1906 году (сейчас школа № 68). Выпускник гимназии должен был свободно владеть двумя иностранными языками, помимо латинского и древнегреческого! Помните, как с помощью латинских исключений «Пуэр, соцер, веспер, генер, либер, мизер, аспер, тенер!» Остап поверг в смятение ксендзов и выиграл битву за бессмертную душу Козлевича? Вероятно, Остап Ибрагимович окончил курс гимназии, а значит, его уровень образования можно сравнить с багажом знаний выпускника современного университета.

Правильный ответ: 2.

Разрешительная грамота

Смотреть что такое «Разрешительная грамота» в других словарях:

  • АБОЛИЦИОННАЯ ГРАМОТА — (этим. см. след. слово). Разрешительная грамота. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБОЛИЦИОННАЯ ГРАМОТА от слова аболиция. Разрешительная грамота. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ИНДУЛЬГЕНЦИЯ — Грамота о предоставлении индульгенции. 1399 г. (ГИМ) Грамота о предоставлении индульгенции. 1399 г. (ГИМ) [лат. indulgentia снисхождение, милость, освобождение от долга; англ., франц. indulgence; итал. indulgenza; испан. indulgencia; нем. Ablass … Православная энциклопедия

  • Восстание тюшенов — Лесная засада тюшенов. Средневековая миниатюра Восстание тюшенов, или тюшинат (от фр. tuchins лесные люди, возможно от ср. франц. touche рощица, лесок) … Википедия

  • Тимофеев, Богдан — дьяк монастырского прихода. В 1606 г. имя его впервые встречается на жалованной грамоте Кириллову монастырю «об изъятии из ведомства городовых местных начальств сбора денег и даточных людей» с крестьян означенного монастыря. В 1613 г.… … Большая биографическая энциклопедия

  • Каперы — Запрос «Корсары» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

  • Никон, патриарх московский и всея Руси — шестой патриарх московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского уезда Нижегородской губернии); в миру его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик… … Большая биографическая энциклопедия

  • Паисий Лигарид — Митрополит Паисий Лигарид (греч. Παΐσιος Λιγαρίδης; в миру Пантелеимон; 1610(1610), о. Хиос 1678, Киев) епископ Иерусалимской Церкви; православный митрополит Газы. Активный участник церковно политической борьбы в Московском… … Википедия

  • ВАССИАН II — (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475 1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого. В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от… … Православная энциклопедия

  • Погребение христианское — В первые три века христиане не имели возможности по причине гонений обставлять П. своих умерших какими либо особыми церемониями и обрядами: немедленно по смерти их переносили, большею частью ночью, в места погребений и погребали наскоро, в страхе … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Никон — шестой патриарх — московский и всея Руси. Род. в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова (Княгининского у., Нижегородской губ.); в мире его звали Никитой. В раннем возрасте Н. много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик тайно ушел в Макарьев… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иов

Иов (в миру Иван) был первым московским патриархом. Он происходил из посадской семьи города Старицы. С ранних лет испытывал интерес к чтению, поэтому был отдан на обучение в местный Успенский монастырь. Под влиянием архимандрита Германа в 1556 году принял постриг. В 1569 году после посещения монастыря Иваном Грозным был назначен его архимандритом.

В 1571 году по приказу Ивана Грозного Иов был переведен в Москву и сначала стал архимандритом Симонова монастыря, потом – Новоспасского. В 1581 году он стал епископом Коломенским, в 1586 году – архиепископом Ростовским. После опалы, наложенной на митрополита Дионисия, в конце 1586 года Иов был возведен в сан митрополита Московского.

В январе 1589 года, когда был решен вопрос об учреждении московской патриархии, Иов был провозглашен первым Патриархом Московским. Современники объясняли особую любовь царей к Иову тем, что он был высокообразованным, обладал хорошей памятью и красивым голосом. Во время проводимой им службы присутствующие не могли удержаться от слез, так проникновенно он говорил и пел.

Иов во всем поддерживал царя Федора и его супругу. Поэтому он оказал большую помощь их ставленнику Б. Ф. Годунову в избрании на престол. После смерти царя Федора и ухода царицы Ирины в монастырь именно Иов возглавил временное правительство. Затем организовал созыв Земского собора для царского избрания и на его заседании зачитал свое сочинение «Повесть о честном житии царя Федора Ивановича». В нем не столько прославлялся умерший государь, сколько доказывалось, что главным участником всех царских дел и начинаний был Б. Ф. Годунов. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола.

Поскольку иных кандидатов на престол не было, то 17 февраля 1598 г. участники собора избрали новым царем Бориса Годунова. Затем Иов организовал народные шествия в Новодевичий монастырь, где находились Борис с сестрой, для умоления всенародного избранника принять царский титул. Поскольку Годунов постоянно отвечал отказом, Иов объявил 21 февраля новым праздником в честь Богоматери Одигитрии и во главе бояр, служителей двора и большой толпы народа сам отправился в монастырь. Там в ходе обряда «умоления иконой» Б. Ф. Годунов согласился стать царем.

После восшествия царя Бориса на престол патриарх Иов стал его надежной опорой. Он не осудил решение царя выдать свою дочь за одного из иностранных принцев – шведского Густава или датского Иоганна, хотя те были иной веры. Он выступил с разоблачением самозваного царевича Дмитрия. По его указанию представители духовенства выяснили настоящее имя авантюриста, им оказался беглый монах Гришка Отрепьев, живший в кремлевском Чудове монастыре и служивший у Иова келейником.

После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. Иов поддержал его сына царевича Федора как нареченного царя и начал подготовку к его венчанию на царство. Но из-за измены царского войска под Кромами в мае того же года не успел осуществить эту церемонию. В июне Годуновы были свергнуты, а Иов по приказу Лжедмитрия был отправлен в Старицкий Успенский монастырь. Там он через некоторое время ослеп.

В 1607 году по просьбе нового царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена Иов приехал в Москву и принял участие в церемонии покаяния москвичей. Со слезами на глазах они просили прощения у бывшего пастыря за изгнание. Он всех прощал. После возвращения в Старицу Иов вскоре умер. Сохранилось около 20-ти его посланий разным лицам, а также ряд других сочинений.

Л.Е. Морозова, доктор исторических наук

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *