Отпевание младенца текст

Слово на отпевании

Слово на отпевании
(цель — призвать людей предстоящих к покаянию, и к молитве за успопших, и дать возможность им самим сделать некоторые выводы
о христианской или нехристианской смерти усопшего). Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего (…) со святыми, простив ему все согрешения вольные и невольные.(Смерть – как временное расставание). Расставание с усопшим можно сравнить с расставанием с живым человеком, отправляющимся в долгое путешествие. Расставаясь с живым человеком, мы печалимся и скорбим, но мы знаем, что с человеком, уехавшим мы снова можем увидеться. Подобно и с расставанием с усопшим – расставаясь, мы печалимся и скорбим, но мы также знаем, что всем нам предстоит встретиться, всем предстоит пройти этим путем – дорогой смерти.
(Как помочь усопшим?) И для того, чтобы встреча тогда оказалась радостной, для этого сейчас нам нужно жить подобно блж. Ксении Петербургской. Поскольку она также рассталась со своим мужем, когда ей было 26 лет. После этого она прожила еще 45 лет в течение которых старалась помогать своему мужу, и сама готовилась к вечной жизни. После смерти своего мужа, блж. Ксения совершенно изменила образ своей жизни, и жила уже для вечности, и для оказания помощи своему мужу. Каждый день она помогала своему мужу – ежедневной молитвой о нем, моля Бога о прощении его грехов. Также блж. Ксения помогала своему муже совершением различных добрых дел, которые она совершала с молитвой о своем муже, прося Бога, чтобы Он её добрые дела принял – как бы от рук её мужа, и ему подал милость за её дела. Помогала блж. Ксения своему мужу подачей милостыни нищим и всем нуждающимся, прося Бога, что жертву эту (милостыню) Господь принял как бы от рук её мужа, и ему подал милость.
Подобным же образом и мы можем помогать нашим усопшим: 1. Ежедневной молитвой о них. 2. Добрыми делами с молитвой о усопших. 3. Подачей милостыни с молитвой о усопших. Все перечисленные выше средства доступны для каждого человека. Поэтому если кто из вас желает помогать своим усопшим, то возможности для этого каждый из вас имеет.
Для человека, переступившего черту смерти, не представляют никакой ценности материальные предметы, ни какие пиршества и застолья, но самое ценное и дорогое для него — это ваша сердечная молитва о прощении его грехов, ваши добрые дела и милостыня с молитвенным воздыханием о усопшем. Именно этого ждут от вас усопшие, надеются на вашу поддержку, на ваши молитвы. Поэтому если усопшие дороги для вас, то не оставляйте их без вашей помощи, без вашей поддержки, без вашего ежедневного молитвенного ходатайства перед Богом. Два принципиально разных вида смерти.(Два принципиально разных вида смерти). Смерть предстоит перед каждым человеком, никто её не избежит. Но умереть можно по-разному – можно умереть во грехе, а можно умереть в покаянии. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу».
Поэтому смерть нужно принципиально разделить на два вида: одну можно назвать христианской, мирной или по-светски сказать – счастливой, а другую – нехристианской и несчастной. Какой смерти человек сподобится – зависит от его свободного жизненного выбора.
(О христианской смерти). Христианская смерть – это смерть с покаянием. Это смерть, которую мы празднуем каждый день вспоминая память святых. День памяти св. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, и других святых – что это за день? – Это день их смерти, дата их смерти. И этот день Церковь отмечает как великий праздник. Смерть отмечает – как праздник. Потому что смерть святого не является трагедией, но временем получения воздаяния – награды, успокоения. А святые есть и сейчас. Русская пословица говорит: «Не стоит город без святого, село без праведника». Если бы не было святых, то мир прекратил бы свое существование.(Слова ап. Павла перед смертью). Св. ап. Павел, зная о приближении своей кончины, сказал: «Я беговую дорожку закончил, дело совершил, и готовится мене венец праведности (готовится для меня награда), для меня жизнь – Христос, и смерть — приобретение». Но повторить эти слова за ап. Павлом может не всякий человек. Не каждый может сказать, что дело он совершил (дело Божие). Не каждый может сказать, что готовится для него награда от Бога, но напротив, многие если представят сейчас: если жизнь закончится в этот момент, и нужно будет сейчас предстать пред Богом, то совесть многих людей может засвидетельствовать, что не награду ожидает душа, но что Господь обличит душу во многих грехах. Поэтому не каждый может сказать, что смерть для него – приобретение. Но только тот, кто искал Бога в своей жизни, стремился познавать Его, интересовался Им, старался соединиться с Ним, насколько это возможно – в этой жизни. Кто в этой жизни искал Бога, как – Творца жизни, Источника жизни, тот со смертью достигает своей цели, и потому смерть для него – приобретение. И напротив, тот, кто поставил иные цели в своей жизни, у того со смертью все они рушатся, все цели человека в день смерти обращаются в полное ничтожество. Что толку – приобрести весь мир, а душу свою погубить?(Каково было отношение человека к Богу перед смертью?) Христианская смерть — это смерть человека, о котором мы знаем, что он не имел популярной на сегодняшний день отговорки, которая звучит обычно так: «Бог у меня в душе, в храм ходить – не обязательно». Когда говорит человек так, то хочется его спросить: «Скажите, как вы достигли такого результата, что Бог у вас в душе? – поделитесь своим опытом». Если бы так сказал св. Серафим Саровский, то его слова были бы для нас понятны и убедительны — он ходил в Храм на БОГОСЛУЖЕНИЯ, исповедовался, Причащался — Бога в себя принимал в таинстве Причастия, поэтому Бог действительно был в его душе. Каждую неделю он прочитывал весь Новый Завет.
Но обычно такую «пословицу» высказывает человек, который о Боге ничего не знает, и не пытается узнать, не читает регулярно Священное Писание, познание Бога находится вне сферы его интересов, и его представление о Боге обычно ограничивается такой формулировкой: «Что-то «там» есть». Вот и всё его познание о Боге. И Бог в его жизни стоит на самом последнем месте. На первом же месте для человека стоит различная житейская суета, а на втором — забота о развлечениях, об удовольствиях. И из уст такого человека «Бог у меня в душе» — слова эти вызывают справедливое сомнение и недоверие, скорее всего это обычная отговорка, которую выдумывает себе современный человек, для мнимого объяснения себе того – почему он проходит мимо храма.
Но если мы о усопшем знаем, что он такой отговорки не имел, но приходил в храм на богослужения и не для того только, чтобы свечки ставить, потому что — Богу свечки не нужны, никакая свечка душу человека не спасет, и никто от Бога свечками не откупится (свеча — есть символ горения нашей внутренней молитвы, и символ нашего пожертвования на храм Божий), но если человек усопший приходил в храм, чтобы душу свою очистить от грехов в таинстве Исповеди, в таинстве бесплатном, доступном для всех верных православных христиан, и если человек приходил в храм для того, чтобы принять Бога в себя в таинстве Причастия, без которого не может быть спасения души человека, тогда мы смерть ныне усопшего называем христианской и мирной.(О нехристианской смерти). И напротив, несчастная смерть – это смерть без покаяния. Когда человек откладывает всю свою жизнь покаяние «на потом», «на завтра», говоря примерно так: «Вот буду я пожилым человеком, как мои родители, и тогда я стану ходить в храм и каяться в своих грехах». Но жизненный опыт показывает, что человек, который так мыслил, придя в возраст вовсе теряет способность покаяться, потому что начинает считать себя праведником, говорит примерно так: «Я не украл, не убил, всю жизнь работал, грешить было некогда, поэтому мне каяться не в чем. У меня грехов нет». Но все эти формулировки, конечно же являются заблуждением, потому что нет праведного ни одного, и никогда не было на земле праведного человека, кроме Бога. Поэтому и все святые считали себя самыми грешными, и видели свои грехи как «песок морской». Потому что, чем ближе человек к Богу приближается – к Свету, тем больше видит свои грехи, свои недостатки.(Еще о помощи усопшим). К сожалению, большинство людей переступают черту смерти – не готовыми, без покаяния, и поэтому они особенно нуждаются в нашей молитвенной помощи (поскольку крещенный человек – имеет надежду…).
Молиться за усопших нужно каждый день. Православные христиане ежедневно читают утренние молитвы, в конце которых есть и молитва об усопших. Но если нет у человека привычки молиться каждое утро, или он никак не может рассчитать свое время, чтобы проснуться на 5-10 минут раньше, и посвятить 5 минут молитве Богу. То помолиться хотя бы об усопших в течение дня всё равно необходимо – в крайнем случае сделать это можно по пути на работу, находясь в транспорте, произнеся краткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (назвать имена, за кого молимся) и прости им вся согрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное». Чтобы произнести такое молитвенное ходатайство пред Богом за своих близких – займет у вас полминуты в день, поэтому никто не может оправдаться пред Богом нехваткой времени, никто не сможет сказать: «Господи, мне было некогда, я был сильно занят работой или огородом» — одну минуту, каждый человек может уделить.(Чтобы молитва была сильнее). Ну а чтобы ваша молитва имела большую силу пред Богом, большее дерзновение, для этого нужно вам самим с Богом примириться. Мы просим у Бога прощения грехов нашим усопшим, но если у нас самих руки в грехах, то молитва наша имеет не большую силу. Поэтому, кто действительно хочет помогать своим усопшим, я советую самим примириться с Богом, исповедоваться в своих грехах, и затем со спокойной совестью и с дерзновением просить Бога о прощении грехов усопших, ожидая (в надежде) радостную встречу с ними.(Ожидание воскресения мертвых). И мы ожидаем не просто встречи с душами усопших, но ожидаем того дня, когда все мы воскреснем из мертвых в своих телах на Суд Божий, как и Христос Воскрес, наш Судия. Потому что несправедливо получить воздаяние только душе, но воздаяние должны получить и душа, и тело, через которое душа совершала свои дела.
Образы того, что человек воскреснет Бог вложил и в нашу природу:
• Ночь сменяется днем, ночью человек во образ смерти засыпает, а днем во образ воскресения – пробуждается.
• Зима сменяется – летом, зимой вся природа умирает, погребается снегом, а летом снова оживает.
• Как семя мы бросаем в землю, в которой оно погибает, но затем оживает и приносит плод, также мы сеем в землю и тело усопшего, ожидая его воскресения.(Ожидание Суда Божия). В тот день (в день воскресения мёртвых) праведники воскреснут в одежде света, и день этот для них в Евангелии сравнивается с брачным пиром, торжеству которого не будет конца. А грешники тоже воскреснут, но нагими, и тогда книги совести откроются, и совесть станет перед каждым человеком, как судия, выставляя пред человеком и на всеобщее обозрение все грехи, в которых он не покаялся при жизни. Потому что за гробом уже покаяния нет, там оно уже будет как бы – вынужденным, поэтому оно там не имеет цены, и не принимается. Сейчас время, когда Бог прощает все грехи в таинстве Исповеди. В день воскресения мёртвых для одних наступит время великой славы, и награды, а для других – время великого стыда. И день воскресения из мертвых для грешников, можно назвать – принудительным судебным приводом, когда Бог воздаст полную справедливость и праведным, и грешным. Здесь на земле человек не может добиться полной справедливости, сколько сейчас совершается различных преступлений, сколько убивают людей – совершенно безнаказанно? Кто понесет за это ответственность? Может кто-то и понесет ответственность здесь, но не все, и не до конца. Но есть Суд Божий, тогда перед обидчиком предстанут все обиженные, перед убийцей – все убитые, и Бог воздаст полную справедливость.
А жизнь – это короткий промежуток времени, пройдет несколько десятков лет, или несколько лет, и все, кто сейчас живут, переступят черту смерти, но за это оставшееся время нам нужно успеть сделать свой выбор между добром и злом, оставить все свои грехи, примириться с Богом, и жизни человеческой для этого достаточно. (Важнейшие обязанности православных христиан
по отношению к готовящимся к смерти их близким). Еще скажу «два» слова о ваших обязанностях по отношению к тем, кто готовится к смерти, поскольку со смертью близких, знакомых, человек сталкивается не один раз в жизни. И если вы себя называете – «Православными христианами», то вы должны знать, что в ваши обязанности входить подойти к человеку больному и спросить, желает ли он покаяться в своих грехах, Причаститься Тела и Крови Христовых? И если человек дает свое согласие, изъявляет такое желание, то вы должны позвонить в Церковь, пригласить священника на дом, и священник обязан приехать в любое время дня или ночи – исповедовать и причастить больного. За это ничего не надо платить, нужно только обеспечить доставку священника.
И вся суета, которой люди занимаются по подготовке к смерти, к похоронам, оказывается – ничем, по сравнению с подготовкой души к встречи с Богом, это самое главное. Поэтому всегда помните об этом, исполняйте ваши обязанности «православного христианина» по отношению к вашим же близким.

Над младенцами, умершими по Святом Крещении, совершается особое последование, как над непорочными, безгрешными созданиями. В составе этого последования нет молитв об оставлении грехов умершего, но содержится лишь прошение сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному обетованию Господа Иисуса Христа. Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от прародительского греха, соделался непорочным наследником Царства Божия. Над умершими некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как они не очищены от первородного греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся и не накажутся Праведным Судией, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания» (Слово 40-е, на крещение).

Отпевание по этому чину совершается над умершими детьми до семилетнего возраста. «Последование погребения младенцев» короче отпевания взрослых мирских людей и отличается следующим:

1) В его состав не входит кафизма.

2) Не поются тропари по «Непорочных».

3) Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца».

Естественные для провожающих в дальний путь свое любимое чадо прошения переплетаются с выражением твердой веры, что «се, Христос тебе Небесная врата отверзает, избра́нным сочетавая тя, яко Благоутробен». Хотя разлучение с земной жизнью для младенца означает переход в Царство Божие «воистину радости и веселия ходатайственно», но для любящих его родителей оно «скорби виновно». Поэтому младенческое погребение еще более, чем погребение взрослых, изобилует утешениями скорбящих: «Что мя плачете младенца преставльшагося… несмь бо плачевный: младенцем бо определися праведных всех радость». Окружающих гроб младенца Святая Церковь наставляет: «не младенцы плачем, но сами себе наипаче, да возрыдаем согрешающии всегда». От лица младенца Церковь призывает: «О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начина́х достойное. Паче же самих себе согрешающих плачете, сродницы и други» (Апостол — 1 Кор. 15, 39-46, а Евангелие — о воскресении мертвых силою Воскресшего Господа Иисуса Христа — Ин. 6, 35-39).

4) Вместо разрешительной молитвы читается молитва «Храня΄й младенцы, Господи…», в которой священник просит, чтобы Господь, уготовивший ангельское светозарное место, принял туда младенца.

5) При последнем целовании поются особые стихиры, в которых выражается скорбь родителей о усопшем младенце и утешение им от того, что он причислен к лику ангельскому.

Знаменательно, что в чине младенческого погребения во всех случаях, когда произносится имя младенца, по большей части вместе с ним поминаются все усопшие или присоединяется прошение молящихся о младенце и о самих себе. Этим всякий раз свидетельствуется вера Церкви в то, что блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их и всех живущих на земле.

Самая страшная служба

В поисках вины

Протоиерей Федор Бородин

Отпевание ребенка, особенно младенца – это самая страшная треба, которую приходится исполнять священнику, тяжелее нет ничего. Родительское горе настолько сильно, ты чувствуешь, что, как человек не переживший такого, не имеешь права ничего говорить. Но у тебя есть обязанность, и ты должен попытаться.

Мне кажется, что говорить о грехах родителей ни в коем случае нельзя, потому что вопрос о своей вине они и без тебя тысячу раз себе задали. Свою вину в том, что произошло, они будут искать всю оставшуюся жизнь и никогда уже с этим не расстанутся. Боль может притупиться, но уже не уйдет никогда.

Несправедливость падшего мира

Мы понимаем, что дети умирают потому, что грех разлит вокруг, он пропитал собой все. Как люди, жившие в Припяти и рядом, — они не были виноваты в чернобыльской катастрофе, не были причастны и многие не работали на этой станции, но кошмар пронзил все вокруг и все оказалось заражено. В этом смысле виноват каждый из нас. Мы насыщаем Божий мир непослушанием Богу, злом, за что расплата — смерть. Мы совершаем грех и платим за это оброк, мы умираем.

Но об этом тоже не надо говорить с родителями, оплакивающими умершего ребенка. Наоборот, священнику нужно пожалеть родителей, посочувствовать им. Сказать им как раз, что они не виноваты. Вспомнить слова пророка Иеремии, который говорит, что «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград , а у детей на зубах оскомина «, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград , у того на зубах и оскомина будет » (Иер. 31. 29–30). Господь открыл через пророка, что не за грехи родителей страдают дети.

В смерти младенца, — вся несправедливость этого падшего мира, весь его кошмар, который явлен и стоит страшным, вопиющим к небу вопросом: «Господи, почему Ты это допускаешь?»

На этот вопрос, наверное, нет ответа здесь, на земле. Человек может найти утешение, когда поймет, что Христос вошел в это страдание, Он во все страдания наши вошел, приняв их на себя. Человек полюбит Христа и поймет, для него Христос будет утешением. Пока человек Христа распятого не познал, для него все слова будут бессмысленными. Потому, что страдает безгрешный. Потому что умирает тот, кто сам ничего плохого не сделал. Только понимание страдания Безгрешного может дать утешение человеку.

Бояться тех, кто все понимает

Может быть, порой, дети несут этот крест за то, чтобы их родители были спасены? Но об этом матери и отцу, потерявшим ребенка тем более не нужно говорить, потому что это услышать еще страшнее. Чтобы не сказать того, чего не следует, священнику стоит представить, что умер его ребенок и он принес его на отпевание, может быть — дать волю чувствам, просто заплакать.

Ни в коем случае не следует изображать из себя человека, который все на свете знает. Если вы встречаете человека, который знает, почему все совершается и Божью волю, уверенно об этом говорит, то от этого человека нужно бежать, даже если это священник. Любой нормальный, любящий Господа человек всегда скажет, что он не все понимает, это будет искренне и честно. Есть вещи, которые нам здесь не понять.

Страдание не принять по указке

Недавно была память преподобного старца Алексея Зосимовского. Будучи молодым дьяконом, он в 27 лет овдовел, остался один с ребенком. За что? Да ни за что! Он согласился на это страдание, понес его и поэтому стал преподобным. Понимаете, когда мы говорим «крест животворящий», мы ведь говорим не просто так слова. Крест, когда ты его принимаешь, творит в тебе христианскую жизнь, он из тебя мертвого творит жизнь. Принять это страдание невозможно по указке или по чьей-то команде. Для того, чтобы принять крест и принять страдание, требуется очень много лет. Тем более — такое страшное страдание.

Любой родитель, у которого опасно болеет ребенок, прекрасно знает это чувство, когда ты готов десять раз умереть или заболеть в десять раз худшей болезнью, только, чтобы не мучилось твое дитя.

Принятие этого – это огромная работа. Скорбь пришла в судьбу человека и человек должен потрудиться, чтобы ее осмыслить, чтобы ее принять. Пророк Иеремия говорит: Невыносима рана моя и невыносима скорбь моя, но я говорю, подлинно это моя боль, я буду нести ее» (Иер. 10:19).

Человек принимает страдания только лично, никто за него это тяжелейшее задание Божье выполнить не может. Потом, когда-то, он начинает понимать слова апостола Павла, Павел говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». (Гал. 6:14). Это человек, который был восхищен до третьего неба, человек, которому являлся Христос, человек, который столько чудес совершил! Вот жизнь его подходит к концу, он оглядывается назад и говорит: «Нет ничего, что я могу представить Богу, как добродетель, я не могу ему ничем похвалиться, только страданием Христовым!». В терминологии апостола Павла – это принятые от Господа страдания. Он говорит: «Нам дано не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29).

Получается, что, когда будем уходить отсюда, мы, которых никак нельзя сравнить с апостолом Павлом, оглянемся назад и скажем: «Господи, в моей жизни не было ничего по-настоящему чистого, даже все мои добрые дела, они были так или иначе отравлены каким-то грехом, но я могу Тебе показать, что Ты послал в мою судьбу страдания, а я принял, я постарался. Может быть, я долго роптал, долго боролся, мне было тяжело, но я принял и понес. Подлинно это моя скорбь и я буду нести ее. Я Тебе ее покажу».

Молиться вместе

Мы верим, что Господь забирает человека из судьбы, когда он ближе всего к Небу. Господь знает просто все, что будет, и по любви забирает человека. Но об этом тоже не надо говорить со страдающими родителями.

С ними можно говорить о том, что этот безгрешный страдалец, ушедший туда – это ваш великий представитель молитв за вашу семью, тот, кто вас будет еще встречать в Царствие Божьем и который сейчас за вас там молится. А на отпевании просто сказать: «Давайте молиться».

Чин отпевания младенцев трудно произносим, потому что там такие слова, которые говорятся от имени младенца родителям. Как бы младенец говорит: «Не плачьте о мне, у меня все хорошо, я пришел к Отцу Небесному, со мной все хорошо». Почитать эти молитвы, само по себе, — как великое откровение.

Чин отпевания младенческого, он совершенно другой, мы же не молимся о прощении грехов ребенка, у него нет грехов. Мы просим, чтобы Господь принял его к Себе.

Может быть, стоит распечатать канон и дать родителям, чтобы они читали. Когда человек молится за усопшего, то таинственным образом происходит встреча с его душой. Он чувствует, что усопшему становится легче и ему самому немного легче. Молитва облегчает скорбь.

Прощание и встреча

Эта работа – не собрание проповедей в «чистом и готовом виде», а собрание мыслей, соединенных одной большой, можно сказать, самой важной темой – смертью. И это не просто размышления о смерти в духе элегий или надгробных рыданий. Это мысли, предназначенные для произнесения вслух при молитвенном собрании или духовном общении.

Мысли эти сгруппированы в виде отдельных статей, иногда напоминающих живое обращение к слушателям. Но это часто более художественная, то есть боле сложная и раскрашенная речь, чем речь прямого обращения. Не нужно думать, однако, что данные тексты надуманы в «кабинетной тиши» и никакого отношения к действительности не имеют. Не нужно думать, что «так никто не говорит», что «люди не поймут» и проч. Автор имеет незаслуженное счастье в течение не одного уже года быть священником, и все мысли, встречающиеся в данной работе, были многократно произнесены перед живыми слушателями. И не только, но и в присутствии немых свидетелей, перед лицом которых ни лгать, ни актерствовать нормальному человеку не захочется. Я имею в виду усопших христиан, провожаемых молитвой, на погребениях которых эти мысли высказывались и проповедовались. Так что все, что можно прочесть в данной брошюре, есть, во-первых, попытка поделиться опытом проповеди и свидетельства с собратьями священниками и, во-вторых, попытка заговорить с людьми серьезными о вещах серьезных, независимо от того, в сане эти люди или нет.

Особую пользу подобных бесед и размышлений можно видеть и в том, что бытовой и блуждающий взгляд нашего современника часто усматривает в Церкви лишь филиал погребальной конторы. Разрушению подобного стереотипа и уловлению хитрецов в сети ими же расставленных хитростей тоже может послужить попытка говорить глубоко там, где от нас – христиан – ничего глубокого не ожидали.

Это не законченный труд, но всего лишь крик в ночи. Кто услышит в нотах этого голоса братское тепло, тот, без сомнения, продолжит сладкий и опасный труд свидетельства и благовествования. Христос же, обещавший быть посреди двух или трех, собранных во имя Его, силен умножить малые труды и довести их до великой пользы. Умения превращать малое в великое, равно как и великое – в малое, в Всехитреца Слова не отнять. Ему слава со Отцем и Духом!

***

Фото: Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)

***

Прощание и встреча

В смерти есть прощание, и есть встреча.

Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его: с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5)

О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14), говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело придется на время отложить и оставить. Только душа входит в загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19)

Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.

Но есть в смерти и встреча.

С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.

Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)

Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие – омывать и радовать.

«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно – простое и зримое указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2 Пет. 3:13)

Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.

Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.

Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что. Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142)

Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека – по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек, то он должен радоваться, а все вокруг – плакать и говорить: до свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица. Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души началом нескончаемой радости.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *