Осуждать человека

Грех осуждения

“Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”

В замечательной молитве святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних.

Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу.

Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других.

Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. “И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: “Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

Этот грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. “Любовь все покрывает”, – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем “порицал братьев во плоти”, то есть вкушал бы плоть своего брата и изъедал его душу осуждением, как говорит Иоанн Дамаскин.

Наблюдается следующее явление: люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только Бог может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. “А ты кто, который судишь другого?” – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться “видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”.

Осуждение является препятствием для нашей духовной жизни. Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что творение молитвы идет на пользу человеку, пытается воспрепятствовать этому. Таким образом, осуждение является грандиозным оружием дьявола. Оно насмерть поражает душу.

Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних.

Что однако должно делать нам, когда нас осуждают другие?

Здесь я хотел бы вспомнить слова Иоанна Златоуста. Святой говорит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуждает или не обвиняет, мы являемся самыми ничтожными среди людей. Напротив, когда мы пребываем в прилежной добродетели, “даже если против нас целая вселенная”, т.е. даже тогда, когда весь мир осуждает нас, тогда мы “ревнители всего”, т.е. достойнейшие из всех.

Поэтому нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, а к добродетели жизни нашей.

Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский, Иоиль. Жертва вечерняя, стр.161 -166

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Осуждение

  • Не судите? Александр Ткаченко
  • О злословии и клевете прп. Иоанн Лествичник
  • О том, чтобы не судить ближнего прп. Авва Дорофей
  • Не осуждайте, и не будете осуждены, или как бороться с осуждением иерей Филипп Парфёнов
  • Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность преп. Никодим Святогорец
  • Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах
  • Анализ слов Иисуса Христа “не судите”
  • Не судите, да не судимы будете прот. Евгений Бобылев
  • Грех осуждения митр. Эдесский Иоиль
  • Осуждение, обличение и рассуждение арх. Иоанн Руставский
  • Осуждение: как с ним бороться прот. Георгий Бреев
  • Как победить страсть к осуждению? свящ. Георгий Максимов
  • Святые угодники Божии о неосуждении священников

Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
Осуждение считается видом тщеславия рассматривается как один из тягчайших грехов.

Чем осуждение отличается от рассуждения?

Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы.

Глагол «осуждать» означает — выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор.

Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения.

Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.

Пожалуй, едва ли не каждому христианину известно, что осуждение ближнего (в ряде случаев) может интерпретироваться как грех: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1).

Тем не менее, многие всё же любят судить о других, «перемывать косточки», «копаться в грязном белье». Причём, достаточно часто это совершается в форме сплетен или праздной болтовни, «за спиной» того, кого, собственно, обсуждают.

Понимая, что осуждать (таким образом) — некрасиво, многие, избегая как суда своей совести, так и встречных осуждений со стороны окружающих, уверенно оправдываются утверждением: я не осуждаю, я всего лишь рассуждаю!

В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1)) осуждают?

Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?

Положим, Церковь не запрещает ставить оценку действиям ближнего в благих целях, например, с целью молитв о нём как о согрешившем, либо с целью его дальнейшего вразумления.

Однако и в таких случаях Святое Евангелие побуждает христианина сперва обратиться ко грешнику лично, открыто указать ему на его грех; затем, если тот всё же не вразумится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух свидетелей; наконец, если и это не подвигнет грешника к покаянию, обратиться к нему от лица церкви.

Очевидно, что и призвание свидетелей, и обращение ко грешнику от лица церкви требует предварительного рассуждения, некоторого обсуждения его греха. Стало быть, такого рода рассуждения не только не запрещаются Божьим законом, но и предписываются (Мф.18:15-16).

Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является раскольником или еретиком .

Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.

Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» (Мф.7:3).

Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.

И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он — грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я — не такой. Ай да молодец!

Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7:2). А зря.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель (Лк. 6:37).

***

«Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

***

«Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив, или сей тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем или предполагаем их, то тотчас обратим помысл наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощию Божиею рождается в нём благость, которою благоугождается Бог».
преп. авва Дорофей

«Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
свт. Василий Великий

«(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
святитель Тихон Задонский

«Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затворник

Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
преподобный Исидор Пелусиот

Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
прпмч. Митрофан Сребрянский

Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
свт. Николай Сербский

Ты много читал, а не понял главного — духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи — это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
священник Александр Ельчанинов

Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
— наследственности;
— обстановку его жизни в детстве и юности;
— характер его родителей и воспитателей;
— знания, которые он получил;
— направление его судьбы по Божию промыслу.
Н.Е. Пестов

Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека — это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его.
архим. Рафаил (Карелин)

***

Из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

***

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака —
Вот и станете вы человеком.

Булат Окуджава

Поиск ответа

Всего найдено: 9

Вопрос № 304338

Здравствуйте! как правильно стоить оборот: «я зарекался не делать» или «я зарекался делать»? Пример: «Я зарекался судить окружающих» или «Я зарекался не судить окружающих»?

Ответ справочной службы русского языка

Зарекаться означает «дать зарок не делать чего-либо впредь», поэтому частица не не требуется: Я зарекался судить окружающих.

Вопрос № 252785

добрый день. подскажите, как пишется НЕ в этом предложении: сумочку похитила ранее несудимая (не судимая) девушка.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ранее не судимая.

Вопрос № 238906

Здравствуйте! Подскажите, пжст., как правильно — слитно или раздельно: «ранее не судимый» и «ранее не судим» в официальном документе? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание (и не только в официальном документе).

Вопрос № 238875

Здравствуйте! Как пишется: слитно или раздельно «ранее не судимый»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: ранее не судимый.

Вопрос № 236629

Как правильно написать «не суди, да (не)судим будешь» — слитно или раздельно? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельно: не суди, да не судим будешь.

Вопрос № 235606

Не судите, да «не судимы» будете. Как пишется я не судимы слитно или раздельно (или можно и так и так). В словаре Даля стоит прилагательное несудимый. Но по мне больше похоже на краткое причастие 🙂

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае написание раздельное, поскольку это краткое причастие.

Вопрос № 225038

«не судите(,) да не судимы будете» — нужна запятая или, может, тире? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нужна запятая.

Вопрос № 214479

В интернете почти с одинаковой частотой встречались оба вариант: «ранее не судим» и «раннее не судим». Как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _ранее_.

Вопрос № 209073

Дополнение к вопросам 205504 и 205425. Усерднейше прошу у вас прощения за то, что третий раз возвращаюсь к одному и тому же вопросу, но мне очень хочется в нем окончательно разобраться, а потому не судить меня чересчур строго за излишнюю настойчивость. Итак, проверьте, пожалуйста,правильные ли я сделал выводы из ваших ответов. 1. Тире ставится совместно с запятой, если «этого требует структура… части предложения» — либо первой части, либо второй. 2. Тире ставится совместно с запятой, если «этого требует структура… самой вставной конструкции. (Во втором случае.) 3. «Часто встречается постановка запятой перед вторым тире, если запятая стоит перед первым тире (своеобразная «симметрия» знаков)». 4. Бывают случаи, когда вводные конструкции обособляются с двух сторон стоящими подряд запятыми и тире, даже если этого не требует структура какой-либо части предложения. Мы можем обособить вставную конструкцию запятыми. Если необходимо, чтобы при прочтении этот участок предложения выделялся более длительной паузой, запятые заменяются на тире. А если имеется потребность в еще более длительной паузе, то мы используем либо скобки, либо стоящие подряд запятые и тире. Притом последний способ (стоящие подряд запятые и тире) не является ОБЩЕПРИНЯТЫМ и считается АВТОРСКИМ. Его нельзя применять при составлении официальных документов и написании текстов с нейтральной лексикой. Но при необходимости его можно использовать В СОЧИНЕНИЯХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ГАЗЕТНЫХ СТАТЬЯХ и т.п., когда мы сталкиваемся с предложениями вроде тех, которые приведены ниже. 1) Не далее как вчера я вкусил это, – столь чистое, – наслаждение. 2) Если твой отец услышит какой-нибудь намек, – трепещи, – Бог знает, что может случиться… 3) Тут твой друг, – а его вспыльчивость тебе известна, – в ответ на эти слова разразился потоком оскорблений… 4) …который, – как об этом говорит вся Европа, – в совершенстве владеет оружием… 5) …которые вы проповедуете, – а я полагаю, что это не одни пустые, звонкие слова. 6) …он посмеялся надо мной, – Бог с ним! Правильно ли я все понял?

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, мы не имеем возможности ответить на такой объёмный вопрос.
Вопрос 536:
Какая разница между судом и осуждением ? А то люди на всякое обличение говорят: не суди, да не судим будешь.
Ответ:
Иов.36:17 – «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение — близки». Суждение есть рассуждение, рассмотрение для выяснения и понимания. Оно необходимо в каждом деле. Антоний Великий ставил его превыше всего. Так – рассудительность, важнее поста, молитвы и милостыни. Правильное суждение, как совет аксакалов, и доступно всем, кто ищет совета.
Прит.11:14-15 – «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр».
Прит.13:10;15:22;19:20;21:30 – «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу». Осуждение – вынесение приговора, который не всегда бывает верным, а если бывает верным, то не во всей полноте. Ибо только Бог знает чем вызвано было то или другое действие. Евр.4:12 – «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
1Кор.2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Поэтому Бог называется Судия Праведный, а люди наречены судьями с неправыми мыслями. Осуждение есть фактический приговор, последняя инстанция, и как правило – без права апелляции. В данном случае нужно сказать: руки прочь! 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Мы видим человека согрешающего, но не видим кающегося. И поэтому часто в своих осуждениях бьём по пустому месту, т. е. судим вчерашнего, а не сегодняшнего. Рим.14:4 – «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».
Канонизация святых есть фактически преступное занятие, обратная сторона медали осуждения. Христос ещё не воссел на престоле Судии, а грешные люди в клобуках и митрах, самовластно записывают в Книгу Жизни кого желают. Зачем? Кто дал право? Первоапостольская Церковь канонизировала только мучеников за Христа. Всё остальное – от гордыни, под маской религиозного благочестия.
Мф. 25:31-35 – «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня». Люди весьма заблуждаются и только по двум причинам: Мф. 22:29 – «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Всюду и везде смертельно опасно незнание Библии, Священного Писания, незнание силы Божией, что Он есть Судия Единый, имеющий подлинное знание о сердце человека. 1Кор.2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия».
Бог сказал сурово: не судите!
Престол Судьи вакантен до Суда… Рим.12:19
Там не от наших вздохов и наитий
Канонизируют на – «Нет!» и – «Да!»
Нам смертным не дано проникновенье,
В чужую душу, в замыслы, в потёмки.
Спросонок, субьективно наше мненье, –
Не сердцевину зрим, а срез каёмки.
Но Бог придёт, грядя на облаках, – Мф.13:26
Земля – развернутая карта полигона.
Наш неоконченный последний полушаг,
На пол пути и пуля из патрона.
Всё окончательно, фактически, навечно.
От изначальной цели и сомненья. 1 Кор.4:5
На всем печатью Божией помечено,
Несбывшееся даже – тем не менее.
Да! Как мы любим Господа Иисуса,
Его словам насколько твёрдо верим?
Синод и папа как тогда спасутся?
Когда Хозяин, встав, закроет двери. Лк.13:35
Борьба тысячелетий за главенство.
«Наместники», «викарии Христа»…
Один Судья здесь на судейском месте –
Над огненной рекою нет моста. Дан.7:10
Там не листают книг канонизаций –
Процесс для всех! Всё заново! Сначала!
Сегодня дым надмения всё застил.
В порту с неправдой баржи у причала.
Настойчиво нас судят столько лет,
Седые старички в тиарах, митрах.
Слезящимися глазками, то – «да», то – «нет».
Рисуют нимбы на кривых пюпитрах.
Развейся, наважденье, комарьё,
Суд не настал, сокройтесь, не дурите!
Канонизация есть выдумки, враньё.

Иеромонах Григорий Святогорец

(Хадзиэммануил)

Страсть осуждения

Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Первое послание апостола Павла Коринфянам 4: 5

Предисловие

Не судите, да не судимы будете.

Мф. 7: 1–2

В наши дни мы часто сетуем, сколько усилий требует от нас жизнь по Богу. Мы считаем, что являемся настоящими христианами в том случае, если соблюдаем посты, молитвенные правила, подаем милостыню и совершаем прочие добродетели. Размышляя о трудах, которые мы должны понести ради добродетелей и жизни во Христе, мы робеем и отступаем. Христос показал нам очень простой и легкий способ стать угодными Богу и избежать осуждения на Страшном Суде. Он сказал: не судите, да не судимы будете.

Рассказывают такую историю. Кто-то из братьев спросил авву Иосифа:

– Отче, что мне делать, если я не могу переносить страданий любви Христовой ради, но и не могу работать и подавать милостыню?

– Если ты, – ответил старец, – не можешь делать ничего из этого, храни по меньшей мере свою совесть от помыслов и осуждения своих братьев, не унижай их и тогда непременно спасешься.

Слова Христа, о которых мы упомянули, и разговор двух подвижников дают нам повод поговорить о раковой опухоли духовной жизни – порицании и осуждении. Этот вопрос касается нас всех, потому что мы все легко осуждаем наших братьев за их дела, а самих себя всегда оправдываем. Мы теряем таким образом Божественную благодать и мучаемся, хотя могли бы, избегая осуждения, жить во Христе без большого труда. Все, что мы скажем далее, основано на житиях богоносных отцов и на их святых наставлениях.

Порицание и осуждение

Посмотрим сначала, что означает порицание и что – осуждение. «Порицать, – читаем у аввы Дорофея, – значит распространять грехи или ошибки ближнего, к примеру: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд… Говоря все это, человек уже злословит, говорит пристрастно против кого-либо, злобно рассуждает о чужом грехе. Осуждение бывает, когда кто-то обвиняет самого человека, говоря: такой-то лгун, гневлив, блудник. Таким образом человек судит само расположение души другого, произносит приговор о всей его жизни, говоря, что он такой-то, и осуждает его как такового».

Осуждение тяжелее злословия, но из-за то го, что злословие является первой стадией осуждения, далее мы не будем их различать, но рассмотрим их как единую страсть.

Святые отцы учат, что осуждение – тяжкий грех, к которому нас побуждает диавол. Иоанн Лествичник говорит: «Бесы или подталкивают нас ко греху, или, когда не грешим, к осуждению согрешающих». Как отмечает святой, «порицание есть исчадие ненависти, большая скрытая и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; она – лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца».

Человек, по слову Иоанна Златоуста, «таков, что на успехи ближнего, пусть даже многочисленные и великие, не обращает внимания; а если откроется какой-нибудь недостаток – хотя бы незначительный, хотя бы давно случившийся, – тотчас замечает его», осуждает брата и, как следствие, порицает. «Нет греха тяжелее и вместе легче греха злословия, – продолжает святитель. – Остальные грехи требуют и времени, и издержек, и ожидания, и помощников… А при злословии не так, но если мы не очень бдительны, то легко увлекаемся. Потому если это зло быстро, если этим грехом легко заразиться, если тяжко за него наказание и мучение, а пользы никакой… то будем с великим тщанием избегать этой болезни, будем прикрывать чужие пороки, а не разглашать».

«Cудить – значит бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать – значит погублять свою душу», – читаем у Иоанна Лествичника.

Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись.

Причины осуждения и его способы

Христос заповедал нам не осуждать ближних, чтобы и мы не были Им осуждены. Он указал нам на корень, из которого произрастает страсть осуждения, говоря: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7: 3–5). Христос «грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну. Настолько тяжело осуждение, что превосходит всякий грех», пишет авва Дорофей. Слово «лицемер», которое использует Христос, показывает, что причина осуждения – это наше лицемерие: мы хотим оправдать самих себя, осуждая нашего ближнего.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *