Осипов

Радонеж

Когда я услышал о признании Константинополем украинских раскольников, мне сразу вспомнился образ из лекций о.Андрея Кураева. Отвечая (еще в 90х годах) на вопрос, почему каноничная Церковь на Украине не может соединиться с раскольниками, он напомнил о такой древней казни: осужденного на смерть человека привязывают к трупу, и мертвый своим ядом убивает живого.

11 октября Константинопольский патриархат как раз совершил попытку привязать к живому телу Церкви мертвую плоть украинского раскола.

Религиозные организации УПЦ КП и УАПЦ страшны не только своей неканоничностью. Дело в том, что за годы существования украинский раскол вобрал в себя все болезни украинского общества. Гордыня, лукавство, ложь, братоненавидение, русофобия, нацизм, этнофилетизм, равнодушие к подлинной духовной жизни, примитивная идеологизация церковности – такова душа украинского раскола. А Михаил Денисенко – его главный символ, олицетворяющий названные пороки.

Соединить Вселенское Православие с подобной «церковью» и означает привязать живое тело к мертвому.

Ситуацию знаю изнутри, потому что живу в Киеве. Диалог со знакомыми раскольниками и «сочувствующими» из нашей Церкви веду уже лет 15. И почти всегда натыкаюсь на те характеристики, которые привел выше.

Потому всегда удивлялся горячим призывам к «диалогу» с УПЦ КП и УАПЦ. О чем говорить, если у них нет покаяния? Ну, будем мы спорить, шуршать какими-то бумажками, находить «общий угол зрения на проблему»… От всей этой возни вышеозначенный списочек никуда не денется.

Проблема украинского раскола более духовно-нравственная, чем каноническая и историческая – и решаться должна в соответствующей плоскости. Проще говоря – через покаяние.

Поэтому позиция УПЦ по данному вопросу была самой правильной. Мы терпеливо объясняли суть вопроса и ждали возвращения заблудших братьев. Увы – с помощью Константинопольского патриарха они решили вломиться в Церковь через черный ход. Двери покаяния были отвергнуты.

Интересно, что тот же о.Андрей Кураев, который когда-то представлял принятие раскольников в Церковь в образе соединения живого человека с трупом, сегодня полностью поменял богословские взгляды. Теперь он проецирует на ту же ситуацию… притчу о блудном сыне!

Поразительно, как профессор богословия забыл о том, что притча – о покаянии. Как же можно применять рассказ о покаянии там, где покаяния нет? Ведь раскольники не покаялись. Они хотят войти в Церковь в том состоянии, в котором находятся сейчас – гордости, самодовольства, лукавства. И принять их – значит узаконить грех!

Вспоминается история Анании и Сапфиры (см.Деян.5,1-11). По собственному желанию супруги продают свое имущество, и приносят апостолам деньги, выдавая часть за целое. Бог через апостола Петра отнимает у них жизнь. Почему? Потому что Анания и Сапфира попытались внести в молодую христианскую Церковь особо ненавистные для Бога грехи: сребролюбие и лицемерие (по Златоусту – святотатство).

Так и резюмирует А.П.Лопухин: «вместо правдивости и искренности тут являются в святое общество христианские два наиболее противных ему качества — фарисейское лицемерие и иудино сребролюбие».

Лишив жизни Ананию и Сапфиру, Господь сделал предупреждение на века: нельзя протаскивать грехи в Церковь, делая их нормой. Одно дело нарушать заповеди по немощи, не хотя этого, и совсем другое – осознанные грехи, которые пытаются легализовать в христианской общине.

Нельзя легализовать раскол. Нельзя узаконить этнофилетизм, симонию (про «соболей» — отдельный разговор!), гордыню, константинопольское папство, нарушение канонов. Нельзя без покаяния вводить такого человека, как Михаил Денисенко, в Церковь.

Однако во всей этой теме есть еще более глубокая подоплека.

***

В заявлении Синода РПЦ о разрыве связи с Константинополем достаточно говорится о грубейшем попрании древних канонов Церкви. Но это, скажем так, понятия дисциплинарные. А вот о духовной сути вопроса ярче всех высказался, наверное, Алексей Ильич Осипов.

Мысль профессора насколько проста, настолько же и страшна. Если Константинопольская Церковь (осознано!) поступает с нами лживо, не по-братски; если она провоцирует раскол, инициирует религиозную войну на Украине – значит, Дух Святой отошел от нее. Поэтому нам нельзя причащаться в храмах Константинопольского патриархата.

Конечно же, мнение Алексея Ильича гораздо более резкое, чем заявление Синода и комментарии наших официальных спикеров. Они, кажется, не отрицают благодатности таинств Константинопольского патриархата. По их мысли, запрет евхаристического общения имеет скорее предупредительный, дисциплинарный характер. Мы просто показываем патриарху Варфоломею и его советникам наше несогласие с их позицией, и предупреждаем, что они встали на путь раскола.

Не берусь углубляться в данный вопрос и рассуждать, благодатны ли теперь таинства в Константинопольской Церкви. Но мнение А.И.Осипова несомненно имеет свою экклезиологическую правоту.

Вспомним, для чего вообще мы ходим в Церковь. Для того чтобы воспринять Святого Духа! Дух Святой совершает наше освящение, усваивает нам плоды подвига Христа, исцеляет повреждение нашей человеческой природы. Духом Святым мы приобщаемся к исцеленной человеческой природе Богочеловека.

По сути, Христос и приходил для того, чтобы человек начал общаться с Духом Святым. «Христос искупил нас от клятвы закона… чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3,13-14) – писал апостол Павел. Принятие Духа — высшее благо для человека, и может считаться целью христианской жизни.

Церковь – это «жилище» Духа Святого, где Он особым образом пребывает. Правильная жизнь в Церкви может принести духовный плод. Ради этих плодов мы входим в Церковь, и стараемся вести духовную жизнь.

Апостол Павел перечисляет плоды Святого Духа в человеке: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23). По наличию этих плодов можно узнать, сообщается ли человек с Духом Святым. И по наличию этих плодов также можно узнать, сообщается ли с Духом Святым… епископат Константинопольской Церкви!

Если они поступили с нами, своими братьями во Христе, так вероломно и лукаво – значит, у них нет ни любви к нам, ни милосердия. Они знают, что сделали неправду. Они знают, что провоцируют захват храмов и религиозную войну на Украине (о чем они даже упомянули в своем заявлении!) Они прекрасно понимают, что нарушили каноны. Они осознают, что легализовали раскол.

Они все прекрасно знают! Но менять своего решения, очевидно, не хотят.

Чувствуются ли плоды Духа Святого в решении Синода КПЦ? Нет. А если у епископата Поместной Церкви нет общения с Духом Святым – есть это общение у всей данной Поместной Церкви?

Не знаю. Страшный вопрос. И профессор дает на него страшный ответ: нет!

***

Алексей Ильич Осипов прямо (и, я бы даже сказал, скандально) вынес на обсуждение вопрос о действии Святого Духа в Константинопольской Церкви. Наверное, это самое главное измерение проблемы нового раскола. Здесь корень беды! Все остальное – второстепенно.

Вопрос уважаемого профессора остается открытым…

Сергей Комаров

Издательство Московской Патриархии
Москва ∙ 2019

Что такое таинство и сколько их.

В Православной Церкви существует целый ряд священнодействий, в которых, по ее учению, искренно верующему человеку ниспосылаются определенные дары благодати Божией, являющиеся вспомоществующими средствами в получении спасения. Наиболее значимые из них, например, Крещение, Причащение, Покаяние и др., называются таинствами. Другие, как: монашество, водосвятие, освящение жилищ и т. д., не имеют такого наименования, однако в Церкви нет пустых священнодействий и в каждом из них верующий христианин таинственно (отсюда и название «таинство») получает особый дар благодати. Поэтому Церковь никогда строго не определяла числа таинств, а святые отцы называют их от двух до нескольких десятков.

Однако Римская церковь, всегда отличающаяся юридическим подходом в рассмотрении всех вопросов, определила называть таинствами только семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристию, Покаяние, Священство, Елеосвящение, Брак. В силу определенных исторических обстоятельств это западное учение перешло и в Православие. Но оно не является для него догматическим учением, как в католицизме, и Церковь, даже указывая на бо́льшую значимость этих таинств, тем не менее, всегда продолжает учить, что во всех, без исключения, священнодействиях верующий при соблюдении необходимых условий таинственно приобщается определенному дару Божественной благодати.

Проф. МДА А. Осипов. Нет добродетели выше…

Профессор Алексей Ильич Осипов: Нет добродетели выше рассуждения // Православная газета. №8 (665) / 20 февраля ‘12
Беседовал Сергей Юргин
В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в этом и нескольких последующих номерах газеты.
– Здравствуйте, дорогие друзья. Нам радостно в дни празднования 7-летия начала работы телеканала «Союз» объявить, что в эфире новая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым. Здравствуйте, Алексей Ильич. Позвольте поздравить Вас, как нашего самого активного и преданного соработника, с этой знаменательной датой – без преувеличения, это и Ваш канал, ведь именно из нашей студии уже много лет звучит на огромную аудиторию Ваша миссионерская проповедь.
Алексей Ильич, многих часов не хватит прочитать все слова благодарности, которые приходят в Ваш адрес, но все же я зачитаю одно письмо, показывающее безмерную любовь к Вам наших телезрителей: «Алексей Ильич, хочу поблагодарить Вас за Ваши лекции, через них Господь стал для меня живым, а не эфемерным. С уважением, Маргарита, город Чебоксары».
Но давайте обратимся к вопросам, которые поступили накануне.
«Как отличить личный опыт общения с Богом от прелести? Татьяна, город Екатеринбург».
– Очень важный вопрос, который затрагивает духовный путь развития очень многих христиан. Православие тем и отличается от других конфессий, что оценивает любой личный опыт через призму святоотеческого опыта. Личный опыт может быть сколь угодно многообразным, и мы оцениваем его как правильный только тогда, когда он соответствует основным положениям святоотеческого опыта. Если же наблюдаем несоответствие, то мы понимаем, что здесь или что-то не так, или вообще заблуждение – так что очень важно знать основные положения святоотеческого опыта.
Эти положения четко высказаны в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), недаром о нем с таким восхищением говорили Оптинские старцы, просто поражаешься их оценкам! Макарий Оптинский говорит о нем, как о человеке великого ума. И подчеркивает, что это был бы Великий Арсений в нашей Русской Церкви, если бы Промыслом Божиим не был поставлен на другое место. А Варсонофий Оптинский говорит, что это просто ангельский ум, что когда Игнатия (Брянчанинова) хоронили, ангелы пели. Никон Оптинский (Беляев) говорит так об Игнатии (Брянчанинове): «Когда я читаю его труды, я вижу, что это настоящая азбука духовного опыта».
Я уже не говорю об исполненных великой благодарностью высказываниях в адрес Игнатия (Брянчанинова) Иоанна, игумена Валаамского, игумена Никона (Воробьева), недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советует: «Читайте его, руководствуйтесь им, и вы избегнете очень многих опасностей» – вот какую высокую оценку творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) дают люди, заслуживающие полного уважения, понимания, признания.
Так вот, святитель обозначил в своих творениях основные принципы духовной жизни, отступление от которых ведет человека к прелести. Один из основных критериев, которые подчеркивает святитель Игнатий, заключается в словах преподобного Петра Дамаскина:
«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
Вот где, оказывается, критерий истинности –
это не радостные переживания, не сладостные ощущения,
не видения, не дары прозорливости, нет.
Признаком начинающегося выздоровления души
является все большее видение
пораженности нашей природы фактически всеми страстями,
которые открываются в нас постепенно
при правильном духовном опыте.
– Следующий вопрос: «Бог есть любовь, но почему в Ветхом Завете мы постоянно видим наказания и только наказания и царей, и народа? С уважением, Надежда из Серпухова».
– Христианство открыло, что Бог, оказывается,
совсем не то Существо, Которое представлялось
иудейскому ветхозаветному и языческому сознанию, –
там Бог совершенно четко обозначен как справедливый Судья.
И поэтому все, что происходило с человеком
в его жизни, рассматривалось или как наказание,
или как награда.
Очень интересны в этом отношении такие эпизоды из Евангелия, когда ученики спрашивают Христа: «Равви, кто согрешил, он или родители, что родился слепым?» – другого понимания Бога просто не было.
Христианство, если хотите, произвело революцию,
сделало открытие величайшей важности:
Бог, оказывается, не Судья, не палач, хотя бы и милостивый,
а Врач. Все, что Он посылает, что совершается по Его воле,
по Его Промыслу, совершается
на пользу духовной жизни человека.
Только это, и больше ничего –
ведь когда врач делает операцию,
когда отнимает руку или ногу,
он не наказывает человека, а лечит,
то есть делает это с целью спасти человека.
Так и все наказания в Ветхом Завете,
которые действительно вызывают подчас недоумения,
были вовсе не наказания.
А если использовать это слово – «наказание»,
в значении, которое мы находим
в нашем славянском языке, – слово «наказание» означает «научение, помощь».
Не наказывает Бог, а любит.
Это действительно просто потрясающее открытие Того,
Кто есть Бог.
– «Бог – любовь, Бог – Творец, Который создал все. А кто тогда создал бесов?», – спрашивает Игорь Коротаев.
– Бесов никто не создавал. Бесы – это духи, которые прежде были ангелами, но, по традиционному учению, рассматриваются как духи падшие, то есть отпавшие от Бога и в результате извратившие свою добрую природу на злую. А в отношении того, какова их участь, поскольку этот вопрос постоянно сопутствует заданному, нужно сказать, что Бог знал, создавая этих духов, их участь.
Как понять, в таком случае, Его любовь? Есть точка зрения, которая выражена с полной определенностью родным братом Василия Великого святителем Григорием Нисским. Он утверждал, что и люди, и бесы, перенеся определенные страдания и поняв, что жизнь вне Бога это только страдания, в конечном счете станут способны понять и то, что Бог есть любовь и только любовь. Таким образом, пишет святитель Григорий Нисский, произойдет восстановление всего. То есть, оказывается, он утверждает, что, как пишет апостол Павел, будет Бог всяческая во всех. Во всех. Такова его точка зрения в отношении проблемы вечных мук, касающихся человека.
Подобная точка зрения была твердо и определенно выражена целым рядом великих святых Православной Церкви. Об этом говорят Григорий Богослов, Василий Великий, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин. Говорят они о том же, но предупреждают, особенно четко Исаак Сирин:
«Хотя геенна ограничена,
но страшен вкус пребывания в ней,
и никто не знает, какие страдания придется перенести там».
То есть он предупреждает:
не думай, что легко получить блага,
пройдя через те страдания, о которых говорит Откровение.
Убоись этого и не обманывайся.
– Наталья из Ханты-Мансийска спрашивает: «Греховен ли вопрос, для чего Бог создал человека? И должны ли мы задаваться этим вопросом?».
– Этот вопрос не только не греховен, он естественен, ведь если его перефразировать, то это будет звучать так: «Зачем же я живу, каков смысл человеческой жизни?». И православный ответ здесь однозначен: человек создан быть богоподобным существом. А о Боге мы говорим, что Он всеблажен, что Он совершенен, что Бог есть Красота, превыше всякого представления о Себе. Так и человек назван: вы боги и сынове, то есть сыны Вышнего, все вы – человек призван быть богоподобным существом, преисполненным благодати, познания истины, радости бесконечной, красоты, не могущей быть выраженной человеческим языком. Вот в чем смысл человеческой жизни, вот для чего Бог создал человека.
– «Как правильно понимать Божий Промысел и не впасть в искушение?», – спрашивает Алексей. И похожий вопрос: «Алексей Ильич, Православие учит, что воля Божия есть исполнение заповедей всегда и в любом месте. Мы часто читаем в житиях святых, как они продолжительно молились и совершали подвиги, перед принятием каких-то решений пытались понять, угодно ли это будет Богу. Расскажите, пожалуйста, что такое предаваться воле Божией при принятии каких-либо решений, при избрании жизненного пути. С уважением, – Василий, город Арзамас».
– Я еще раз хочу напомнить, что Православие тем отличается от других конфессий, что исходит из святоотеческого понимания ответов на те вопросы, которые нам предлагает жизнь. Да, очень многие задаются вопросом, как поступить по воле Божией?
Ответ: «Нет добродетели выше рассуждения», –
это сказал Антоний Великий,
когда к нему пришли три подвижника
и начали рассуждать, какая добродетель высшая.
Один сказал, что пост,
второй, что молитва,
третий, что послушание.
Антоний же ответил: «И постом неразумным можно убить себя,
и послушанием неразумным можно сделаться
рабами человеков, а не Божиим рабом,
и молитвою можно как вознестись на небо,
так и впасть в бездну гордыни и заблуждения».
Там, где нет рассуждения, нет добродетели.
Так вот, человек должен поступать всегда
по разуму и по совести.
По разуму, исходя из тех знаний идей христианства,
которые у него есть,
и по совести, поскольку совесть тонкий и живой индикатор
наших поступков, –
по разуму и по совести,
и пересечение этих двух линий дает искомую точку.
Если человек будет поступать так, то при этом, как пишет Исаак Сирин, мы должны говорить: «Господи, вот что говорит мое безумное рассуждение, вот что говорит моя очень сожженная совесть, но, Господи, да будет Твоя воля, а не моя». Если человек искренне обращается к Богу с такой молитвой и принимает решение в соответствии со своим пониманием,
то даже в случае ошибки человека Бог исправит это.
Почему? Да потому что он возлагает искреннее упование
на Бога, а не на себя.
Тогда и совершается Промысел Божий.
Особенно важно упование на волю Божию,
когда люди в молитвах обращаются с просьбой
о каких-то земных вещах, о здоровье, о внешнем благополучии.
Святые отцы говорят: «если можешь, ничего не проси у Бога». Но иногда мы не можем не просить, и уж тогда проси так: «Господи, Ты знаешь, что я хочу, но да будет воля Твоя, Господи, а не моя». Такое обращение к Богу может получить самый благоприятный, положительный ответ.
Когда же мы настаиваем, отвергаем Промысел Божий, волю Божию, хоть и со слезами, но требуем, чтобы было по-нашему, то, конечно, ничего не получим. Большинство людей, кажется, молятся, просят об одном, другом, третьем и ничего не получают.
По двум причинам.
Первая причина: настойчиво просят у Бога:
«дай вот это, Господи».
Вторая – а веры-то нет. Просят, и сами не верят.
И так всю жизнь проводит человек и остается без плода.
Промысел Божий совершается,
когда мы предаем себя в волю Божию, –
но не бездейственно: вот сижу я в кресле и говорю:
«Господи, вырос бы у меня сад…».
Нет, мы должны делать что можем,
но результаты предоставлять воле Божией.
Вот здесь решение вопроса.
– Следующий вопрос Борис Иванов задает: «Как именно крестная смерть Спасителя дает нам возможность ко спасению?».
– Грехопадением первых людей человек исказил свою природу, она стала крайне болезненна, но, прежде всего, она стала смертной. Я уж не говорю о том, что она стала тленной, как пишет Максим Исповедник, стала страстной и так далее. Афанасий Великий пишет:
«Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы».
Тем и отличаются крестные страдания Христа и Его Воскресение, что Он этим актом исправил ту природу, которую воспринял, ту человечность, которую Он воспринял, – посмотрите, каким Он был до Воскресения, какая у Него была Плоть, подвергнутая страданиям, и голоду, и жажде, и слезам, и каким Он стал по Воскресении. Он находится здесь – и исчезает, Он в закрытые двери заходит. Вот как природа изменилась – она стала совершенной, ее воссоздал Господь через Свою Плоть. Отныне человек получил возможность приобщиться этой воскресшей, новой природе, как говорит апостол Павел, природе Второго Адама. Приобщение это происходит через принятие Христа. Какое принятие Христа? Христос – это Спаситель, и тот человек, который видит, что самостоятельно не в состоянии справиться со своими пакостями душевными, со своими страстями, обращается ко Христу, к Богу от всей души и с покаянием. Обращаясь ко Христу, он принимает Крещение.
В Крещении и происходит то великое, чего не знало никогда человечество. Я подчеркиваю, что Крещение не магия, а таинство, в Крещении верующему человеку дается семя новой жизни, которую создал Христос, семя вот этого нового Адама. И теперь уже от человека зависит, создаст ли он условия, благоприятные для возрастания этого семени в себе, или не создаст. Только правильная духовная жизнь дает возможность возрастания в смертном и страстном человеке нового, как говорит апостол, человека.
Какое это возрастание? По примеру множества святых, которые прославлены Церковью, мы видим, какими они становились. Помните беседу Серафима Саровского с Мотовиловым? «Смотреть нельзя было, как солнце сияло лицо его». Мария Египетская, смотрите, переходит реку «яко по суху». И сколько появляется свойств нового человека во Христе, ведь это было нечто совершенно удивительное! Вот что принесла нам Жертва Христова.
Но я говорю о внешних вещах, потому что трудно сказать о внутренних. Посмотрите, какой радостью исполнены были святые. Серафим Саровский не мог встретить человека, чтобы не сказать ему от всей души, с величайшей любовью: «Радость ты моя». И все чувствовали, что это не слова пустые. Тут видели любовь, потому многие потрясенные выходили от него, изменяли свою жизнь. Вот что дала нам крестная Жертва Христова.
В связи с этим хочу отметить очень важный момент. Я помню, при беседе с католиками, один из их епископов, который кардиналом потом стал, сказал о Богоматери как о Соискупительнице. Я удивился. Он, конечно, стал извиняться сразу, но это сейчас стало входить в наше сознание. Потом смотрю, наш Софроний (Сахаров), архимандрит, то же самое говорит, что мы можем соискуплять, вместе с Христом, людей. Какой ужас! Христос природу исцелил, а мы можем только грехи омывать свои и помочь другим. Повторю еще раз замечательные слова Афанасия Великого: «Покаяние омывает грехи, но не исправляет природы». Поэтому мы не соискупляем. Это безумно: себя объявить чуть ли не равными Христу, – никакого соискупления быть не может. Поэтому, когда я прочитал такое у Софрония (Сахарова), архимандрита, я был поражен. Вот что пишет Софроний (Сахаров): «Мы не умаляем жизненной силы Жертвы Христа, но разделяем ее, соучаствуем в ней, живем в той же реальности. Отсюда как бы урок нам: каждый из нас должен молиться за мир, искупляя его нашими молитвами. Так познается Бог».
Какой ужас, вы подумайте только: искупляя его нашими молитвами! Христос – Единственный, больше никто не может искуплять мир. Ни своими молитвами, ни своими подвигами. Это очень важный момент в понимании христианства.
– Если Бог есть любовь, то как относиться к страданиям невинных, как правильно переносить страдания?
– Как относиться к скорбям, которые постигают каждого человека, – нет человека, у которого не было бы скорбей, правда? Очень важно понимать следующее. Здесь есть три ступени, о которых каждый христианин должен знать. Когда эти скорби объективные и мы ничего не можем сделать, главное – терпеть. Терпеть – это значит, не рваться с креста, потому что с креста все равно не сорвешься. Это первая, низшая ступень.
Вторая ступень та, которую указал нам разбойник разумный. Осознать: «Господи, достойное по делам нашим мы получили». Ой, как это важно! Не обвинять направо, налево всех, кто виноват. У нас ведь, что ни случись, кто виноват? Виновато правительство, Церковь, все вокруг меня виноваты, – один я только чистый голубок. Если человек достигнет духовной способности понять это и от всей души сказать Богу: «достойное по делам своим я получаю», тогда он может взойти на третью ступень. Она заключается в чем? «Господи, я знаю, что Ты есть любовь, я знаю, что все, что Ты посылаешь, это только к моей пользе, пользе вечной, а не только мимолетной. Господи, благодарю Тебя». Тот человек, который окажется способным сказать такие слова, ощутит при этой скорби кажущейся радость. Радость, которая поглотит саму скорбь. Об этом говорит бесконечный опыт множества христиан. Как великомученик Евстратий восклицал, когда с него сдирали кожу и поливали маслом кипящим: «Мучение – это радость рабам Твоим!». Потрясены были все мучители. Недаром мы часто видим в истории этих гонений, когда сами палачи бросали орудия пыток и объявляли себя христианами. Они видели присутствие Бога. «Мучение – это радость рабам Твоим». Вот она, третья ступень! Более того, Бог может избавить человека от всего этого, видя правильное устроение его души.
А в отношении невинных страданий, я уже не говорю о невинных страданиях взрослых людей…
Вот, в данном случае меня обвиняют в воровстве, но я не крал. А сколько у меня до этого было неправды? Сколько я лгал, сколько притворялся, сколько лицемерил, сколько еще других грехов творил? Я только в данном случае, оказывается, несправедливо страдаю, а ведь закон-то один. Это как цепочка. В данном случае, верно, это звено хорошее, а предыдущие все? Все гнилые. Так что важно здесь быть христианином. И тогда я пойму: «Господи, да, здесь действительно я не виновен, но я достойное по делам своим получаю, потому что знаю: чего в моей жизни только не было».
А дети-то за что страдают? Если спрашивать с православной точки зрения, отвечаю: ни за что. А почему? Неверно поставлен вопрос. За что – это наказывают. Опять мы возвращаемся к иудео-языческому пониманию Бога как Судьи, и верно: за что же страдают невиновные младенцы? Не «за что», а «почему»? А потому.
Во-первых, все мы, начиная с семьи, дальше родственники, дальше друзья, дальше коллектив и так далее – все мы из себя представляем не мешок гороха, в котором горошины соприкасаются друг с другом, но никакой связи между ними нет, никакого влияния друг на друга нет. Что пишет апостол? «Церковь есть Тело Христово» – мы все представляем собой организм живой, в котором каждая клеточка соучаствует в жизни другой. Ко мне подходит студент с кривой физиономией и говорит: «Можно я на лекции не буду присутствовать – у меня зуб болит». Голубчик, это ведь болит зуб, ну и пусть он болит, ты-то при чем?
Конечно, это смешно, но на самом деле мы забыли, что ребенок – это клеточка, органически связанная со своими родителями и с окружением своим. Страдания этого ребенка – не что иное иное, как выражение той духовной пораженности, в которой находятся, допустим, его родные, его родители, и так далее. Это первый момент, почему страдает ребенок. Второе. Ни одна капля страданий не попускается Богом ни одному человеку без того, чтобы не воздать этому человеку в миллионы и миллиарды раз больше в той вечной жизни, которая откроется для каждого из нас. То есть блаженны те, кто здесь пострадают. Они будут вознаграждены не сторицею, просто нет числа, которым можно было бы это выразить. Ибо Бог есть любовь. Вот какая наша вера.
Почему страдает этот человек? Мы говорим, что ему делаем операцию. За что? Не «за что», а «почему». Посмотрите, сделали операцию, и здоров человек, радуется жизни, солнцу. Вот почему мы ему делали операцию. Так и здесь. Кстати, а если Бога нет, объясните, за что страдают эти все бедные больные, уроды, ненормальные – они за что страдают, скажите? Ни за что? Бессмыслица, какой ужас! Это что за мировоззрение? А у нас есть Бог, Который любовь, и ни одно страдание не является бессмысленным, вот какое великое благо.
– Спасибо, Алексей Ильич. Любовь из Забайкалья спрашивает: «Мои родственники другой веры, и они меня смутили вопросом, почему мы, православные, носим крест на груди? Иисус на Кресте терпел такие страдания и боль, а мы носим его на груди, и все другие конфессии осуждают нас, православных, из-за того, что мы носим этот крест. И я ничего не могла им на это ответить».
– Крест Христов – знак тех страданий Христа, которые являются величайшим доказательством любви Бога к человеку. Крест Христов – спасение, исцеление человеческой природы. Посмотрите, как мы почитаем реликвии, мучеников, мощи мучеников. Мы благоговеем, поклоняемся, величаем страдания не только мучеников за Христа, а просто героев даже. Посмотрите, во время войны сколько людей погибло, целые поисковые отряды сейчас находят их останки. Не с благоговением ли мы, когда находим какую-то медаль, какой-то документ, звездочку, относимся к этому? Да, конечно. Мы почитаем и этих страдальцев, и все, что было связано с этими страданиями. Так и здесь – мы крест Христов почитаем как орудие, как знак нашего спасения, как постоянное напоминание себе об этом, потому-то и носим его не где-нибудь, а на своей груди.
+++

LiveInternetLiveInternet

«Национальный контроль». 2013
МУСУЛЬМАНСТВО – ЭТО БЛИЖАЙШАЯ К ХРИСТИАНСТВУ РЕЛИГИЯ
Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, действительный член РАЕН
Мир сошел с ума, мир на грани большой войны. Ситуацию вокруг Сирии и в целом кризис на Ближнем востоке некоторые склонны рассматривать как начало глобального цивилизационного столкновения – христианства и ислама. Однако выглядит странным, что и христианские США и Европа, и часть мусульманских арабских государств фанатично поддерживают радикальных исламистов — которые, в свою очередь, с равным энтузиазмом убивают и христиан, и мусульман.
— Сначала вторжение в Ирак, затем НАТОвские бомбардировки Ливии, теперь на очереди – Сирия. Разумеется, во благо местного населения, в защиту прав человека и, как всегда, с последующей гуманитарной катастрофой, гражданской войной и неисчислимыми жертвами среди того самого мирного населения, которое взялись «защищать». Алексей Ильич, неужели, и вправду, в мире идет столкновение христианства и ислама?
— Мысль о столкновении — это нарочитое искажение ситуации, прежде всего потому что Запад, Европа — уже давно потеряли христианство. Может быть, остались еще какие-то названия, какие-то ничтожные остатки. Помню, как я был удивлен, читая Достоевского, что Европа — это кладбище, что там уже давно нет христианства, и она боится лишь признаться себе в этом. Со дня кончины Достоевского прошло более ста лет, и теперь назвать Европу христианской тем более невозможно. Поэтому и говорить о столкновении христианства и ислама, указывая на Европу и арабский мир, едва ли теперь будет верно.
Да и само мусульманство, несмотря на то, что исторически оно началось с больших завоеваний — этот факт никто не отрицает — тем не менее, изменилось. Я бы привел два показательных примера.
Россия. О том, в каком согласии в ней жили православие и мусульманство, говорит следующий интересный факт. Во время Первой Мировой войны произошел такой случай: немцами был захвачен в плен один мусульманский корпус, и они, чтобы попытаться как-то склонить мусульман на свою сторону, предложили построить им мечети. Построили, приехал важный чиновник и обратился к ним с речью: вот, все в вашем распоряжении, вы можете теперь свободно молиться, а сейчас в знак благодарности спойте какой-нибудь свой гимн. И грянуло: «Боже, царя храни!» Чиновник замахал руками: что вы делаете!? А они подумали, что он рад и машет руками от восторга — еще громче повторили «Боже, царя храни!»
А как реагировали православные солдаты, если в их среде оказывался мусульманин? Когда он расстилал свой коврик и начинал молиться, никто не только не мешал, напротив, все с уважением отходили — он же следует своей вере. Не было никакого антагонизма.
Второй пример. Я был в Сирии — там 90% мусульман, 10% православных. Спрашиваю православного епископа: «Не притесняют ли вас?» Он: «Живем в согласии, никаких ущемлений со стороны правительства, ни насмешек простых мусульман, отношения вполне благожелательные».
— Западные СМИ ужасаются «бесчеловечным сирийским режимом», который подавляет свободу, права человека, уничтожает свое население. А, на самом деле, несмотря на, казалось бы, религиозный антагонизм..?
— Никакого антагонизма не было, это лживая пропаганда! Я зашел в Дамаске в одну мечеть и увидел, как мусульмане подходят и целуют металлическую решеточку, огораживающую небольшое пространство. Я спросил: что это? Мне ответили: здесь покоится голова Иоанна Крестителя. Вот вам и «антагонизм».
— Святыня, общая для христиан и мусульман?
— Да. Мусульманская религия из всех религий мира — самая близкая к христианству. В исламе два великих пророка: Мухаммед и Иса (Иисус). Иса убьет Антихриста. Мусульмане почитают Мать Иисуса Христа как Деву Марию!
— Странно, западный христианский мир смеется — какая там Дева Мария? — а для мусульман это священно!..
— Мусульманская религия – это, по-существу, ветхозаветная религия, хотя в ней присутствуют и элементы религии христианской. В этом отношении она превзошла иудаизм, для которого Христос – лжемессия, а их ожидаемый мессия для христиан — антихрист. Видите, какой контраст.
Нынешняя война между мусульманством и христианством разжигается искусственно. Все те, кто учились на психологических факультетах, знают, как легко настроить так называемое общественное мнение против кого угодно. Механизм достаточно простой, и сейчас он используется нечистоплотными идеологами, разжигающими межрелигиозные, межнациональные конфликты. Уверен, что здесь в полной мере работает сатанинский принцип — «разнуздать, чтобы взнуздать».
— Стратегия «управляемого хаоса»?
— Можно и так назвать. Хаос целенаправленно создается, ибо, как говорит русская пословица: «в мутной водичке рыбка легко ловится».
— Не подобный ли хаос сейчас пытаются посеять и в России? Некоторые теоретики проталкивают «инновационный», как им кажется, эксперимент: смешать народы на базе толерантности, ассимилировать, миллионы мигрантов как-нибудь интегрировать. Лично Вам — какой все-таки хотелось бы видеть политику государства в области национальных отношений?
— Вопрос сложный. И его невозможно решить без учета специфических свойств каждой национальности. Выскажу мысль: животный и растительный миры являются так сказать персонифицированным выражением отдельных свойств человека и даже нации. Как рождаются орлы и кроты, слоны и моськи, розы и незабудки, так подобное же имеет место и в мире людей и народов.
При этом мы понимаем, что далеко не все в этом мире могут сосуществовать друг с другом. Попробуйте смешать волков с овцами – и что будет? Специально привожу этот пример, чтобы яснее была мысль о необходимости учета специфических свойств каждой национальности при рассмотрении вопроса миграционной политики. И первое, при этом, на что должно быть обращено внимание, это вопрос о целесообразности и обоюдной полезности такого рода акций. Ведь, если этот процесс будет происходить стихийно, то он, бесспорно, приведет к самым нежелательным последствиям. Знаем же, что произойдет, если посадить вместе несовместимые растения? Хотя каждое из них по-своему и хорошо, однако одно из них подавит другое. Поэтому национальная политика должна быть очень взвешенной, осторожной и никак не лжелиберальной.
Идея, о которой вы спрашиваете, мне кажется глубоко ошибочной. Наш народ не агрессивный. Он не может плохо относиться к человеку только потому, что тот другой национальности или веры. Мы, русские, не смотрим на подобные различия. Конечно, до тех пор, пока над нами не начнут издеваться. Но есть и такие народы, которые как только ощущают свою силу, сразу же начинают правдами и неправдами захватывать власть и порабощать других. От таких нужно быть подальше. Посмотрите, что происходило с русскими, которые после распада СССР оказались на территориях бывших его республик, ставших независимыми государствами! А теперь посмотрите на наши рынки, сколько там представителей самых разных национальностей! Но что стало бы сейчас с теми русскими, которые оказались бы с своими товарами на рынках некоторых из этих народов?!
Но русского медведя будить не стоит, ибо тогда может произойти нечто непоправимое. И это произойдет, если медведь будет весь искусан. Поэтому нужна большая осторожность и рассудительность в решении этого непростого и деликатного вопроса.
— С притоком мигрантов на улицах все чаще происходят криминальные столкновения, люди раздражены, ненавидят друг друга. Зайдя на рынок, кто-то скажет – ну, прямо, какое-то вавилонское столпотворение!
— Наши рынки сейчас едва ли можно назвать «вавилонским столпотворением», поскольку это библейское событие привело к такому языковому смешению народов, что они перестали понимать друг друга. А на наших рынках смешения нет — там, фактически, одни и те же нерусские люди, и все они очень хорошо понимают и поддерживают друг друга. Российские рынки одноцветны. Это явление действительно новое и непростое в жизни нашего народа – о чем Вы и говорите.
Российская империя и Советский Союз тоже были многонациональными, но отношения между народами имели в них устойчиво позитивный характер, и это был характер мира и согласия. Теперь враждебные силы активно пытаются разрушить этот мир, действуя по принципу «разделяй и властвуй», и уже начинаем видеть, какие могут быть последствия этого для всей общественной жизни.
— А все-таки что это за «вавилонское столпотворение», которое описано в Библии?
— Вавилонское столпотворение — это описанная в Библии попытка людей древнего мира построить такую великую башню (зиккурат), которая достигала бы неба и человек сравнялся с Богом. На языке религиозном – этот «амбициозный» проект был ничем иным, как гордыней. Библия говорит, что Бог, увидев это , дал каждому народу свой язык, в результате чего они перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле (Быт. 11:9).
Сейчас происходит нечто подобное, но неизмеримо более грандиозное. Человечество с помощью научно-технического развития строит новую «Вавилонскую» башню, но не из камней, а такого познания мира, его законов и сил, которое сделало бы человека властителем, царем, богом этого мира. Но что в результате происходит? — Смешение языков (народов). Отдельные люди и народы всё меньше начинают понимать друг друга, ибо все меньше становятся богоподобными. Утрачивается единый языка. Какой? Человеческий язык – это язык любви, а не гордыни.
Беседовал Виктор СЕНЧУК

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *