Оранский монастырь Нижегородской области

Оранский Богородицкий мужской монастырь

Россия Нижегородская область село Оранки

Идёт загрузка карты…

Оранский Богородицкий монастырь основан в 1634 году. Принадлежит Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.

История

Основан в 1634 году как пустынь дворянином П. А. Глядковым, в честь Оранской иконы Божией Матери. С 1866 года — общежительный мужской монастырь 1-го класса.

В ночь с 17 на 18 августа 1918 года на острове Мочальном, на реке Волге вблизи от Нижнего Новгорода, были расстреляны 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский.

В 1920 году монастырь был закрыт. С 1942 по 1949 годы на территории монастыря функционировал лагерь № 74 НКВД СССР, в котором содержались военнопленные (немцы, австрийцы, румыны, итальянцы и т.д.); их количество, по некоторым данным, достигало 12 тысяч человек.

Монастырь возрожден в 1993 году.

Современное состояние

В августе 2004 года по приглашению епископа Георгия восстанавливать монастырь прибыл игумен Нектарий (Марченко). Он сразу благословил зажечь неугасимую свечу перед образом Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и каждый день перед службой читать акафист со словами: «Перед чьим образом горит день и ночь свеча, того она побуждает ходатайствовать за человека, монастырь и людей в монастыре». 27 декабря 2005 года игумен Нектарий по прошению епископа Георгия был назначен Священным Синодом наместником монастыря.

К лету 2009 года были побелены все три храма обители, сделан ремонт в братском корпусе. Вокруг монастыря возведена кирпичная ограда, установлены главные ворота. В июне проводилось исследование фундамента колокольни, собирались средства на её строительство.

21 сентября 2011 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий совершил Великое освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 сентября 2012 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополитом Георгием был освящён соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А 15 декабря Великим чином митрополит освятил храм святителя Афанасия, Патриарха Царьградского. Который располагается в цоколе соборной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня.

26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского.

Святыни

  • «Оранская-Владимирская» икона Божией Матери
  • святой источник иконы Владимирской-Оранской Божией Матери (находится на территории монастыря) — имеет большую силу в исцелениях недугов, как телесных, так и духовных
  • святой лесной источник

Видео

Как добраться

Проезд:

Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода на автобусе:

Доехать можно с пересадкой в Богородске. До Богородска – на автобусе с автовокзала «Щербинки». В Богородске на автостанции пересесть на автобус №115 Богородск – Оранки (время отправления 8:30; 12:00; 16:20). В Оранках на автобусной остановке есть обратное расписание.

От автобусной остановки идти по асфальтовой дороге, мимо магазинов, до синих ворот в монастырь.

С расписанием автобусов можно также ознакомиться на сайте монастыря.

Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода на автомобиле:

По Богородской трассе. Доехать до поста ДПС перед поворотом на Богородск. От поста ехать по главной дороге (по трассе на Павлово). Через 8 км будет перекресток, где нужно повернуть налево по указателю на Оранки, Ключищи (перед этим будет еще один поворот на Лакшу, туда поворачивать не нужно).

От трассы ехать по асфальтовой дороге, покрытие хорошее. Дорога очень живописная. Снова будет поворот налево с указателем на Оранки. Всего от трассы до села Оранки 36 км.

Въехав в Оранки, ехать по асфальтовой дороге, мимо автобусной остановки, проехать мимо двух магазинов до синих ворот в монастырь. Ворота нужно открывать самим. На территории Оранского монастыря есть большая парковка.

Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Оранок – около 100 км.

Адрес: 607625, Нижегородская обл., Богородский р-н., с. Оранки, ул. Почтовая, дом 2

Тел.: 8 (83170) 45-5-45, 8 (929) 044-60-05 (с 9:00 до 21:00)

E-mail: orankimon@yandex.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений

В монастыре совершаются каждодневные Литургии. Полунощница начало в 6:00 либо в 7:00 в зависимости от праздничной или простой службы. Служатся молебны, а затем Божественная Литургия. Также каждодневно совершаются вечерние богослужения в окончании которых проходит крестный ход с главной святыней монастыря-иконой Оранской-Владимирской Божией Матери.

Ссылки

  • Оранский монастырь. Справочная информация
  • Оранский Богородицкий мужской монастырь. Фотографии
  • Оранский Богородицкий монастырь. Отзывы
  • Оранский Богородицкий мужской монастырь. Группа ВКонтакте
  • Оранский Богородицкий мужской монастырь. Общие сведения

Оранский монастырь, история Нижегородского края

Лето 2017 в центральной России года не задалось. Подлетая к аэропорту Шереметьево, я с удивлением слушала краткую информацию командира корабля о погоде в городе Москве. Оказалось, что солнечный июньский день не баловал москвичей и гостей столицы летним теплом. По непонятным причинам Солнце явно скупилось на обогрев Земли Московской. Пять градусов тепла по Цельсию , это не совсем то , что мне бы хотелось ощутить, покинув салон самолета. Встречающий меня племянник, саркастически заметил, что я очень удачливая , потому что еще вчера в Москве шел снег, а сегодня по крайней мере температура воздуха уже выше нуля.
-Что- то вы неправильно место для отпуска выбрали, тетушка, в Калифорнии то теплее будет. А вы от тамошних пальм к нашенским запорошенным снежком березкам в гости пожаловали.
-Ну что же делать у природы нет плохой погоды. Даже если это не благодать, то и не природный катаклизм . Неприятность эту мы переживем .
-Да , это без сомнения, мы живучий народ. Чем собираетесь в отпуске заниматься,тетушка? Наверняка у вас уже есть план?
-Плана нет . Я хочу поездить по малым городам и селам Владимирской и Нижегородской области. Большие города меня тяготят, я устаю от народа, от суеты, от спешки…
…..Июль 2017 года. Я еду в село Оранки Нижегородской области , там находится старый монастырь. На дороге стоит бабуля, голосует. Останавливаюсь, беру бабулю на “борт”. Оказывается автобус не пришел и она решила идти с сумками наперевес пятнадцать километров пешком, но после пяти километров марафона она чуть- чуть устала и решила положиться на милость божию и благосклонность водителей редких проезжающих машинах.Да, “есть женщины в Русских селеньях…”
-А вы по что в наши края приехали — по делам или так погулять?
-Погулять.
-Ну что же дело хорошее. У нас тут раздолье — в полях крупяника, в лесу земляника, только, вот грибов еще нету. А вы сами откудова будете?
-Я из Нижнего Новгорода.
-Из Нижнего?! У нас ту все больше из Богородска ездят. Богородск туты рядом, если машина есть , то до лесу ехать недалече. А вы ране здесь бывали?
-Нет первый раз еду.
-Ну если за крупяникой то поезжайте на Шарголи. За земляникой — в Ключищи.
-Я еду в Оранки.
-Ну тогда вам вот этот поворот налево, а я здеся сойду. Мне тута рядом , рукой подать .
Зачем меня понесло в Оранки, я не знаю. Особой набожностью я не отличаюсь. Скорее даже наоборот, я твердо уверена, что процесс крещения Руси был кровавым. Не верю я , что наши предки были продажными и беспринципными и легко предали веру отцов и дедов. Боролись древние славяне за своих Богов. Восставали против насильников отбиравших у них детей для обращения в новую веру. Вылавливали свергнутых и поруганных деревянных идолов из вод Днепра со словами — “Выдубай Боже” (Выплывай Боже). Но политические и стратегически интересы правящей верхушки были превыше всего, и утопив Русь в крови , они сделали ее Христианской страной. Брат со мной категорически не согласен, он говорит, что все было мирно и достойно, мол приказали русичам всем отречься от своей истории, культуры , корней и они все как один тут же согласились.
А я возьми , да и задай ему простенький вопрос, — так значит если тебе завтра повелят принять ислам ,ты возражать не будешь , а побежишь в мечеть? Брат даже побагровел от ярости — да за кого ты меня принимаешь?! Да как у тебя язык поворачивается?
-Ага -говорю, -значит ты человек достойный и правильный ,чтишь веру свою , а предки твои были ,беспринципными и бесхребетными и с легкостью отказались от нее? Задумался братец. А я ему еще на десерт рассказала про староверов, которые уходили в скиты, и которых там жгли нещадно, но от веры отцов своих под влиянием реформ церкви они не отрекались. Так что не нужно возводить напраслину на народ русский. Не принимала Русь Христианство, Христианство ей навязали и захлебнулась наша Родина в крови. Но деваться было некуда .Правительство взяло курс на Запад и Западные ценности . Нужно было подстраиваться под Европу.
Ну что же покрестились, сроднились , свыклись с мыслью, полюбили всем сердцем и как будто бы так всегда и было и как будто бы христианство родилось в Российской глубинке, таким оно стало нам родным . А тут возьми, да и народись еще один Владимир. И начал этот Владимир с амбициями выжигать христианство со святой Руси каленым железом. И так он ладно говорил про “опиум народа”, что у его приближенных не оставалось сомнений , в том, что все церкви нужно порушить , а попов обратить в новую веру и сделать из них парт. полит. работников . Ведь главная борьба -это всегда борьба за умы и сознание народных масс .
А теперь послушайте какая удивительная и таинственная история приключилась в связи с этими революционными событиями прошлого века в небольшом селе Нижегородской области с названием Оранки, но начну я мой рассказ издалека.
Жил — был на Нижегородчине , в царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете благочестивый, глубоко- верующий муж по имени Петр Андреевич Гладков и случилось так , что он занемог. Докторам и лекарям местным он не особо доверял, как большинство русских и поныне, а посему решил просить исцеления у Святой Богородицы. Более всех других икон почитал Петр Андреевич икону Владимирской Божьей Матери, что якобы была написана евангелистом Лукой и находилась в Успенском соборе Кремля . Вот туда и отправился Петр Андреевич. Помогла ему Богородица, исцелила. Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать копию Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. Для исполнения данной просьбы, был приглашен искусный московский живописец Григорий Черный. Сданная им копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но, несколько отличалась написанием самого лика и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик.
“По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину — село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери. “По преданию в ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый человек. Проснувшись, Петр был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.
Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» — пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее он понял : это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин — это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.
Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.
Вернувшись вновь на Нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.”
И построил Петр Андреевич храм, и сделал его обителью для монашеской братии. Мордва, которая рассматривала строительство храма ,как посягательство на их исконные территории, конечно не согласилась с вторжением и захватом земель.
Как бы мне не промывали мозги , я твердо уверена, что психология людей не измена и естественно, что непрошенных гостей на территории угро-финских племен восприняли как угрозу.
“И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы разрушить храм, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.”
Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича.
“Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.”
Читая эти строки я понимаю, как именно нужно в России реформировать здравоохранение. За последние годы в сельской местности закрылось много больниц, зато открылась много церквей.Знает наш Президент, что делает, да пошлет ему Бог здоровья на долгие лета. Мудрые государственные мужи посчитали, что здравоохранение расходная статья бюджета, а имея такой мощный духовный потенциал, нам вообще грех даже заикаться о медицине.
Кстати,читая летописи о том как икона Оранской божьей Матери защищала монастырь от врагов , делая его невидимым ,можно подумать так же о сокращении расходов на оборону.
В 1866 году Оранская обитель из заштатного монастыря была возведена в степень первоклассного монастыря. Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги. 5
В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства.
Но вот наступил двадцатый век и “вступил на престол” очередной благодетель и радетель за судьбу народа России Владимир Ульянов.И захотел отделить он церковь от государства.
Интересно то, что христианство зародилось в Европе среди народа, эдакое демократическое движение низов. Хорошо известно как первые христиане преследовались правящей верхушкой. А в России как раз наоборот, народ не спросили нужна ли новая религия, взяли плеть и погнали всех туда куда нужно. А в 1917 новый мессия решил , что христианство народу ни к чему и стал взрывать храмы по всей России.
Пришла беда и в Оранский Монастырь. Монастырь закрыли, монахов и настоятеля по официальной версии расстреляли. Кто — то говорит о 19 расстрелянных , кто то говорит 43 расстрелянных.
Информацию эту легко найти в интернете на русском языке. Но вот чего вы не сможете найти на русском языке, так это свидетельство очевидца массовых захоронений. На территории монастыря было найдено несколько тысяч скелетов с пулевыми ранениями в голову.
Странно почему свидетель не писал на русском?
А вот тут и начинается самое интересное.
После того как монастырь перестал выполнять свои функции как божья обитель , его строения использовались для других целей. Как говорится свято место не пустует.
На его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации.- колония для детей раскулаченных крестьян, мужская трудовая исправительная колония.
В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1942 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.
В 1942 году по распоряжению органов НКВД в селе Оранки был открыт лагерь для военнопленных. Лагерь как секретный объект получил официальное название «Оранки-74» и расположился на территории бывшего Оранского Богородицкого монастыря.
Первые военнопленные, прибывшие в лагерь, были немцы, финны, венгры и румыны. Жители Оранок первыми увидели результат победного наступления наших войск, о котором другие слышали лишь по радио.
Эшелоны с пленными прибывали по железной дороге на станцию Шониха. Многие старожилы и по сей день вспоминают события 1943 года, когда ожидался состав с военнопленными румынами, вывезенными из Сталинграда.
Председатель колхоза послал местных мальчишек на санях встретить и довести больных и слабых пленных до лагеря. Ребятам пришлось ожидать состав почти сутки. А когда он прибыл, и конвой раздвинул двери, оттуда стали выпадать и выпрыгивать истощенные солдаты. Некоторые бросались на снег и со страшной жадностью засовывали его себе в рот. Оказывается, на все время пути (2 недели), по словам конвоя, запасов пищи и воды не хватило.
Увидев происходящее , растерявшись, Оранские дети не знали, кого брать в сани, настолько пленные все были одинаково истощены. Они сажали в сани столько людей, сколько могла увезти каждая лошадь, и мчались до села во весь опор через лес самой короткой дорогой.
Основная масса военнопленных шла пешком через поле в сопровождении конвоя, так как боялись побега пленных. Шинели на них были летние и ветхие, а на ногах рваная летняя обувь, у многих на головах были пилотки.
С этого эшелона и началась в Оранках лагерная жизнь
После составов с румынами прибыло много немцев, австрийцев, итальянцев, венгров, финнов, испанцев. Вначале пленные умирали в огромных количествах. Большинство прибывших было обморожено, еще во время боев под Сталинградом. В Оранский лагерь они попадали еле живые, с гангреной.
С каждым месяцем количество военнопленных в лагере увеличивалось. На территории бывшего Оранского монастыря уже не могли разместить всех пленных. Было принято решение выстроить еще один лагерь за пределами монастыря, который расположился в нескольких километрах от села в местности под названием «Монастырка». По разным оценкам всего в лагере Оранки-74 насчитывалось порядка 12 тысяч человек.
Новый лагерь состоял из земляных бараков. В чистом поле военнопленные румыны сами себе копали землянки, сверху покрывая их бревнами, и так зимовали.
Всего было примерно 36 землянок по 120 человек в каждой.
Территория нового лагеря была огорожена колючей проволокой в 3 ряда высотой около 6 метров. Между ограждениями бегали собаки, а на вышках находились охранники.
Основным занятием рядовых военнопленных была заготовка леса, но иногда они помогали колхозникам убирать урожай. Как вспоминают бывшие работники лагеря, военнопленные полностью обслуживали себя: готовили пищу, стирали, шили одежду, оказывали медицинскую помощь.
Немцы, заключённые в монастыре, оказались в основном высокопоставленными военными чинами. Здесь находился почти в полном составе штаб командующего шестой армии вермахта — генерал-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса. На короткое время в Оранки был привезен даже сам генерал Паулюс, но в дальнейшем его этапировали в другой лагерь для военнопленных, в город Красногорск.
На территории лагеря, в самом большом его здании — бывшем главном монастырском Владимирском соборе, — были установлены в пять ярусов металлические кровати. Люди взбирались на верхние ярусы по специальной лестнице.
Фактически же на территории бывшего монастырского скита разместили не просто лагерь для пленных, а организовали своеобразную «школу перевоспитания людей, вышедших из капиталистического мира, в людей с коммунистическим сознанием». Таким образом, бывший монашеский скит превратился в антифашистскую школу под руководством Коминтерна.
В Оранки прибыл Вальтер Ульбрихт — секретарь коммунистической партии Германии, представители Коминтерна из других европейских стран: от Венгрии — Ванбергер, от Румынии — Паукер. В одной из комнат скитского корпуса они постоянно проводили свои заседания, вынашивая идею организации на базе Оранского лагеря интербригад. Появился в деревне и Швейцарский Красный Крест.
Не всем военно- пленным посчастливилось дожить до окончания войны. Как я сказала ранее, согласно свидетельству очевидцев , заключенные умирали сотнями.
Среди выживших, оказался румынский православный священник Дмитрий Бежан. Отец Дмитрий- полковой священник попал в плен после Сталинградской битвы и провел в плену 6 лет.
Позднее он написал книгу о жизни в плену в Оранском монастыре. Отец Дмитрий рассказал как во время строительных работ на территории монастыря они нашли огромное количество костей с пулевыми ранениями в черепе, о чем они немедленно доложили лагерном начальству.
Отец Дмитрий также свидетельствует о чуде , что среди захоронений находился священник, тело которого не подверглось тлению.
Кроме того отец Дмитрий подробно повествует о встрече с бывшим монахом Федотом. Федот был единственным спасшимся от массовой расправы. Отец Дмитрий встретил Федота в лесной хижине, во время заготовки дров. Согласно его рассказу- в 1918 году Советской властью в Оранки были свезены монахи со всех монастырей России, около одиннадцати тысяч. Представители новой власти предложили им отречься от Бога в обмен на жизнь и дали на раздумье 24 часа. Монахи сказали, что им достаточно подумать 10 минут. Ответ был таков — мы не отречемся от Бога.
С этого момента , по словам Федота, в монастыре начались массовые расстрелы. Каждый день убивали от трехсот до пятисот человек. Сначала люди копали для себя могилу в виде рва, а затем временно оставшиеся в живых засыпали мертвых землей.
Убийства производилось выстрелом в голову.
Книга Дмитрия Бежана никогда не переводилась на русский язык и была запрещена в СССР. Но любознательные читатели могут найти ее на английском языке.
Отец Дмитрий написал эту автобиографическую книгу незадолго до смерти. Был ли смысл для старого и больного человека на смертном одре писать неправду? Я склоняюсь к тому, что написанное в книге — правда. Но советские архивы не подлежат рассекречиванию. И скорее всего мы никогда не узнаем что же на самом дел произошло на территории монастыря в первые годы Советской власти.
По прошествии лет родственники погибших иностранных солдат и офицеров начали активные поиски их останков. В 1995 году к правительству Нижегородской области обратилась Московская организация «Военные мемориалы» с вопросом об увековечении памяти погибших на советской территории оккупантов. Так, в нескольких километрах от села Оранки на месте братской могилы, где хоронили военнопленных, был организован мемориальный комплекс, под который администрацией Богородского района был выделен участок земли.
Благоустройством бывшего братского кладбища занималась нижегородская строительная организация. Для оформления мемориала она использовала природные камни, привезенные сюда специально с Урала. Основу композиции составляют три громадные гранитные глыбы: две розовых — для погибших итальянцев и финнов, и одна белая — для венгров. Установлены здесь так же железные чёрные кресты на белом мраморном камне в количестве семи штук — от немцев. Официальное открытие Оранского мемориала состоялось летом 1995 года, на нем присутствовали итальянская и финская делегации.
Давно закончилась война, а родственники бывших военнопленных каждый год приезжают в Оранки с тем, чтобы посмотреть на бывший лагерь. Они везут со своей родины землю предков, а горсть нашей Оранской земли берут на память с собой. Чаще всех приезжают итальянские делегации. В один из таких приездов бывший военнопленный Джузеппе Басси подарил в музей при Оранской сельской библиотеке свои зарисовки и воспоминания о тех далеких военных годах. А бывший румынский военно-пленный Дмитрий Бежан опубликовал книгу -мемуары о жизни в Оранском монастыре.
Село Оранки, Нижегородской области
Июль 2017

Оранский Богородицкий Мужской Монастырь

В Богородском районе Нижегородской области есть интересное место — Оранский Богородицкий Мужской Монастырь. Несмотря на удаленность в 40 км от основной дороги Нижний Новгород — Выкса, эта обитель является одной из самых популярных святынь у паломников, но я узнал про это место совершенно случайно, увидел плакат на дороге. Решили заехать, тем более, что хороший асфальт проложен до самого монастыря и ехать одно удовольствие.

✎ История Оранского монастыря начинается с 1634 года, когда дворянин Петр Андреевич Глядков (Глятков) завершил военную службу и выйдя в отставку вернулся в свою вотчину в село Бочеево Горбатовского уезда (сейчас Богородский район). Отойдя от мирских дел Глядков занимался хозяйством и воспитанием троих сыновей. Будучи при этом глубоко верующим человеком он особенно почитал Владимирскую икону Богоматери, которая находится в Успенском соборе в Москве. Его вера укрепилась еще больше, когда в 1629 году он тяжело заболел и сумел излечится только поклонившись иконе и лично испытав на себе ее благословение. После чего Петр Андреевич заказал у живописца Григория Черного список (копию) чудотворной иконы, которая и стала главной святыней будущего монастыря.


Надвратный храм преподобного Нектария Киево-Печерского

Изображение иконы Владимирской Богоматери у входа в монастырь

✎ В 1634 году в Великий пост Глядкову три раза снился один и тот же сон, где голос велит ему построить церковь на горе. Дождавшись окончания Великого поста он отправился на поиски того места, которое видел во сне. Спустя какое-то время в далеке на горе показался костер, подойдя ближе оказалось, что это не костер, а сияние поднимающиеся к небесам. Благодаря этому знамению, он понял что место которое ему виделось во снах нашлось.

✎ После этих событий Глядков отправился в Москву за разрешением на строительство храма. Подробно рассказав свою историю Патриарху Иосафу Петр Андреевич получил от него благословение и грамоту на возведение храма на Славенской горе. По возвращению в нижегородский край, первым делом Петр Андреевич распорядился перенести родовой мраморный крест на место будущего монастыря, обозначив этим место строительства.

✎ За 3 месяца был построен первый деревянный храм, освятили который уже 21 сентября 1634 года. В эту церковь была перенесена чудотворная икона. В этом же году построили несколько деревянных келий, в которых поселились восемь старцев. Сам же Петр Андреевич оставался жить в своем имении, но по прежнему способствовал развитию и обустройству Оранской пустыни (так первоначально называли монастырь) . С этого момента чудотворная икона Владимирской Богоматери стала изливать многочисленные чудеса, что привлекло в обитель много верующих и просящих


Церковная лавка в которой есть куча книг про все, что угодно, но нет простенького путеводителя по монастырю

✎ Однако проживающие в этих лесах языческая мордва всячески противились строительству и учиняли периодические набеги на будущий монастырь с целью разрушения православного храма. Нашлись даже люди, которые оклеветали Глядкова, будто он забрал в свое владения леса, пахотные земли и вообще строит не храм, а свое личное поместье. Проведенное расследование показало, что ни какого имения тут нет, а монастырь строится с разрешения Патриарха. После этого царь Михаил Федорович отдал прилегающую территорию с лесом монастырю, а в 1665 году Алексей Михайлович закрепил права царской грамотой. Но местная мордва по прежнему всячески вредила монастырю неоднократно поджигав его и грабя.

Колокольня самое новое здание на территории монастыря. Построена относительно недавно, а прежнее сооружение было полностью разрушено советской властью.
Памятник Николаю II. Кстати здесь повсюду висят изображения (иконы?) с царем, какое отношение именно последний государь имеет к этому месту мы так и не поняли.

✎ В 1642 году Глядков подарил монастырю половину своего имения и сам переехал в обитель на постоянное жительство. Позже принял постриг с именем Павел и взял фактическое управление монастырем в свои руки. К 1665 году в собственности обители было несколько деревень с десятками крестьянских дворов, пахотные земли и гектары леса. Такое расширение на мордовские земли очень не нравилось окрестным язычникам. Возмущенные самоуправством монастырских властей местные жители ворвались на территорию обители учинив расправу, а самого Глядкова поймали на колокольне и стащили вниз разбив ему голову о ступени. Смерть основателя, подвижника и настоятеля монастыря стала искупительной жертвой от всех бед и с 1665 года в монастыре установилась мирная жизнь.

✎ После смерти Петра Андреевича всех его крестьян переселили поближе к монастырю и так образовалась деревня, которую назвали в честь монастыря — Оранки. Само же слово «оранки» происходит от старославянского орати — пахать. Когда-то Славенова гора, на которой стоит монастырь, со всех сторон была окружена лесом, но со временем лес расчищали и вырубали под поля и место под горой стали называть Оран поле (паханое поле) или оранки.

✎ Слухи о чудотворной иконе быстро разносились по окрестностям. В монастырь пошли богомольцы, что бы поклониться образу и в благодарность за исцеления и посланную благодать приносили с собой щедрые пожертвования. Наследники Глядкова так же поддерживали обитель материально. Увеличение доходов позволило братии заняться внутренним благоустройством и с 1720 годов начались масштабные перестройки. Вместо деревянного храма, который строил еще Глядков, возвели каменный, обитель окружили стеной и заложили колокольню.

Собор Владимирской Оранской иконы Божией Матери (1804-1819). Самое монументальное и величественное здание, почему то был закрыт.

✎ Масштабная стройка сильно ударила по бюджету, деньги быстро закончились. И что бы как то существовать братия начала распродавать имущество, украшения, иконы и церковные книги. А в 1764 году по указу Екатерины II у монастыря были отобраны земли и крепостные крестьяне. Но оставшиеся в монастыре 19 человек не покинули монастырь, а продолжили молится и надеяться на чудо. И через 6 лет случилось чудо

✎ В 1771 году в Нижнем Новгороде случилась эпидемия моровой язвы, избавиться от напасти удалось только с принесением в город Оранской чудотворной иконы. (С тех пор ежегодно совершается по нескольку крестных ходов из Оранок в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас.) Именно после этого чуда монастырь навсегда избавился от денежных вопросов, а крестные ходы давали постоянный доход. В начале 19 века строительство продолжилось с новым темпом. В 1867 году монастырь был переведен в ранг первоклассного.

✎ 20 век монастырь встречал в цветущем состоянии. При монастыре была больница, аптека, хоз.двор, шесть каменных корпуса, гостиница для прихожан, водокачка и водопровод, слесарная мастерская, кузница, кирпичный цех, конюшня, поля и пастбища. Таким образом монастырь не только обеспечивал себя всем необходимым, но и давал работу местному населению

✎ Все изменилось в 1917 году — революция. В ночь на 18 августа 1918 года на островке Мочальном на реке Волга были расстреляны архимандрит Августин и еще 15 монахов из Оранского монастыря. В этом же году часть имущества монастыря были разворовано местными жителями, а подсобное хозяйство реквизировано. В 1920 году монастырь прекратил свое существование. Позже здесь располагался дом престарелых и административные службы. В 1922 году в одном корпусе организовали церковный приход во главе с архимандритом Димитрием, но в 1928 году закрыли и его, а Димитрия расстреляли.

✎ Какие только учреждения потом не располагались в стенах бывшего монастыря. С 1939 по 1941 годы стены стали убежищем для иностранных послов, работников консульств и их семей. Во вторую мировую с 1942 и по 1949 годы на территории находился лагерь военнопленных «Оранки 74» НКВД СССР (), затем были колония для несовершеннолетних и лечебно трудовая колония. Возрождение монастыря началось в 1993 году

Первый раз такое вижу, Церковь Святителя Афанасия Царьградского находится в подвале главного храма
Опять портрет Николая
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1837-1838). Знаменитая чудотворная икона Оранской Божией Матери сейчас находится здесь.
Первый раз, когда приехал в монастырь, пошел просить разрешения на съемку, но либо время было не то, либо еще какие факты сыграли роль, но икону фотографировать мне не разрешили. Во второй мой приезд я получил разрешение.
Внутри церкви Рождества Пресвятой Богородицы. По началу решил, что все росписи на стенах это новодел, но как оказалось это реставрированная роспись прошлого.
Чудотворная икона копия Владимирской иконы из Успенского собора Московского Кремля. С некоторыми изменениями в изображении лика и наличием внизу московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, блаженных Василия, Максима и Иоанна. Все изображенные на иконе русские святые во время её написания покоились в мощах в московских храмах, а на могилах их совершались исцеления.
Ротонда с бочкой воды
Архиерейский дом
Недавно отреставрированная Церковь Первопрестольных апостолов Петра и Павла. Хотя на самом деле это трапезный корпус, а церковь занимает только второй этаж
Прямо столовая, церковь наверх
Небольшой план с историей обители
Кельи, больничный корпус, гостиница для паломников и хоз.двор
Непонятное здание за монастырской стеной, от него идет спуск к монастырскому источнику.
Небольшой пруд с дикими утками
Здесь же надкладезная часовня и источник в честь иконы Владимирской Оранской Божией Матери
Вода оказалась теплой и ни сколько не походила на ключевую.
Купель немного обмельчала. Да и внутри мне не очень понравилось, какой то бассейн в профилактории, а не лесной источник.
В принципе интересное и спокойное место. Отличный кусочек истории, а главное фотографировать разрешают практически везде и ни кто не донимает вопросами.
Адрес: 607625 Нижегородская область, Богородский район, с.Оранки, ул.Почтовая, дом 2
Электронный адрес: orankimon@yandex.ru
Канцелярия 8-929-044-60-05 факс:(8-83170) 45-5-45
Координаты монастыря на Гугл-карте: N 55° 53′ 41» ; E 43° 42′ 53,8»
Фото июль 2018 г.

Оранки

Милостью Божией, сподобилась душа моя пребывать некоторое время во святой Оранской обители. Случилось это в зимнее время, а потому кельи в обители были переполнены. С приходом холодов, многие «калики перехожие» устремились на монастырские хлеба. Тут и тепло и светло и кормят три раза. Вот только со спиртным в обители строго. Стоит обнаружить смотрящим кого; будь то трудник или чернец, в состоянии подпития, так тотчас же таковой подпивший изгоняется из святой обители.

Понравилось! 5 5
В нашей келии жило пятеро. Деда Миша работал на скотном дворе. Он трудился там сутками и я его видел нечасто. Годов деду было 65, но он еще был весьма крепок и трудоспособен. Торчал он в обители целый год и не чаял; как бы ему отсюда свалить на хлеба вольные.
Понравилось! 4 4
Уйти самому нельзя. Отпускать — не отпускают. Вот и решил он устроить демонстративную попойку, во время которой и подрался с батюшкой.Счастливый дедушка утром убежал домой в Богородск.
Из местных типажей он мне больше всех запомнился. Жаль, что я его не запечатлел, но выглядел он точно таккже, как герой одного известного мультфильма
Понравилось! 1 1
Было в келии еще трое. Один непрестанно молился, второй непрестанно пердел и матерился, третий постоянно торчал. Он то и дело бегал в Нижний за дурью, а потом курил ее под одеялом.
Однажды, он договорился с незнакомой дамой покурить вместе, поехал в город, да чуть не загремел на другие нары — тетя в ментуре работала и это была подстава.
Понравилось! 3 3
Утром и вечером народ ходил на службу. Утром причащались, вечером миропомазывались. В промежутках, между службами, народ нес послушание: кто снег чистил, кто очко драил, кто на кухне картошку чистил.
Мне, как немощному работы доставалось мало, а в трапезную я успевал самым первым. По причине поста, кормили довольно скудно. Из-за чего, я , грешным делом бегал в магазин за колбасой. (вы только никому не говорите)
Понравилось! 7 7 Понравилось! 4 4
Чудотворная Владимирская-Оранская икона Божией Матери является списком с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Московском Успенском Соборе Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу Московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, Василия и Максима, Московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Все изображенные на иконе русские святые во время написания покоились в мощах в Московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, свершались бесчисленные исцеления.
Понравилось! 5 5
Летопись чудотворной иконы Божией Матери
Чудотворная Владимирская-Оранская икона Божией Матери является списком с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Московском Успенском Соборе Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу Московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, Василия и Максима, Московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Все изображенные на иконе русские святые во время написания покоились в мощах в Московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, свершались бесчисленные исцеления.
Понравилось! 7 7 Понравилось! 3 3
Обстоятельства появления Оранского списка с Владимирской иконы Божией Матери очень интересны.
Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Глядков (по другим сведениям: Гладков, Глятков), в схиме Павел, отставной голова или капитан. Из-за своей болезни он отправился в Москву на поклонение чудотворной иконе и, получив исцеление, Петр Андреевич просит протопопа Успенского собора Кремля Кондрата (Кодрата) сделать список.По преданию, он был родом из Балахны. Впоследствии род протоирея Кондрата в числе благотворителей был внесен на вечное поминовение в монастырский Синодик. Список был сделан самим протопресвитером Кондратом и иконописцем Григорием Черным.

Красномаровский монастырь [MS/22054]

Крестовоздвиженская Красномаровская обитель — один из старейших монастырей в Нижегородской области

Монастырь был основан в 1632 пришедшим из Киева иноком Матфеем в село Прудищи. К нему присоединился местный житель Иларион, после пострижения ставший Иларием. В трёх верстах от села у источника Булач они соорудили шалаш из луба и стали в нём жить. Жители Прудищ, узнав об этом, перенесли к источнику келью, и умоляли их переселиться в неё.
Молва о двух сподвижниках быстро распространилась окрест, и вскоре к ним прибыл монах Желтоводской пустыни Маркел, родом из села Пояркова Нижегородского уезда, и стал «спасаться» в пещере, вырытой им на соседнем холме. Затем к первым маровским отшельникам присоединился ещё один пустынник из Желтоводских заволжских лесов Макарий (не Вороных), имевший сан священника.

В 1647-1653 годах здесь были построены Крестовоздвиженский собор , Михайло-Архангельская и Троицкая церкви из камня. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. Первая храмовая икона была привезена Макарием из Москвы и на Марах стала чудотворной.

Расцвет монастыря
Во второй половине XVII века Маровская обитель достигла своего расцвета. Примечательно, что её храмы были единственные каменные строениями на территории Нижегородского уезда к востоку от Лыскова и Макарьева. Общее число насельников при митрополите Павле достигало 80 человек. А всего в синодике было записано 455 усопших обитателей Маров.
Монастырь был не особо богат, но имел крепкое хозяйство: скотный двор, при прудах в Лепешкином овраге две мукомольные мельницы, сад, пчельник, рыбные ловли на реке Суре и на озерах в устье речки Курмышки. В заливных лугах вдоль Имзы, а также по склонам оврагов располагались сенокосные угодья
Местные иноки сами обрабатывали землю, сами же мололи хлеб. Помимо хозяйственной работы иноки Маровской обители большое внимание уделяли литературной деятельности, своему духовному совершенствованию. На Марах была собрана богатая библиотека. К сожалению, из её коллекции до нас дошли лишь отдельные книжные экземпляры, которые хранятся в библиотеках Москвы.
Маровская пуcтынь стояла на оживлённой Большой Курмышской дороге. Хорошее географическое положение, а также большое стечение народа во время главного местного храмового праздника Воздвижения Креста Господня, создало благоприятные условия для появления у стен обители ежегодного торга.

Упадок
В царствование Петра I монастырское хозяйство пришло в упадок. С 1705 года все монастырские мельницы, рыбные ловли и постоялые дворы были обложены пошлиной. Уменьшилась площадь монастырской запашки — к 1720 году она составляла всего 9 десятин. Число братии сократилось к концу правления Петра I сократилось до 26 человек, но и их нелегко было обеспечить пропитанием. В 1717 году монастырь ограбили крестьяне из Толбы и Погореловского Майдана (Сергачская волость).
Согласно указу 1721 года Крестомаровская пустынь была приписана к Оранскому монастырю,
Несмотря на трудности, духовная жизнь на Марах продолжалась. К середине XVIII века здесь оставалось не более 10 монахов,. Вековые монастырские храмы обветшали, но подновлять их было не на что. Михаило-Архангельская церковь сильно выгорела в результате пожара и для проведения богослужений больше не использовалась. В летнее время служба велась в холодном Крестовоздвиженском соборе, а зимой — в тёплой Успенской церкви.

Упразднение монастыря
При секуляризационной реформе в 1764 году Крестомаровская пустынь, по-прежнему приписанная к Оранскому монастырю, подлежала закрытию, а её строения должны были стать собственностью казны. Хотя, возможно, некоторые местные иноки остались жить на Марах. Так что пустынь могла существовать фактически ещё некоторое время. В описи упразднённых монастырей Нижегородской епархии за 1764 год она не числится. И только в описи за 1780 год о пустыни сказано, что она «совсем упразднена». К этому времени здесь сохранилась только каменная соборная Крестовоздвиженская церковь, но и она «почти вся развалилась, при ней колокольня каменная, прочего никакого строения не имеется; строение оное казенное». С ликвидацией монастыря на Марах у его стен перестала собираться и ярмарка.

Маровская женская община
В 1885 году рядом с деревянной часовней на Марах была выстроена каменная часовня в изящном древнерусском стиле. Возведена она была частично на средства её попечителя Н. А. Демидова, потомка одного помещика, имевшего в округе в XVIII веке здесь имения. Основателем и попечителем общины стал Василий Москвин, из личных сбережений выделивший несколько тысяч рублей на образование неприкосновенного капитала общины и купивший для неё участок пахотной земли. В. Москвин жил при общине в качестве заштатного священника. А начальницей общины являлась Екатерина Васильевна Пасынкова. В году число членов общины достигло 149 человек. Крестомаровская женская община была небогата и отличалась суровой трудовой и высокой нравственной жизнью её обитательниц. В ведении обители находилось 60 десятин земли, которые обрабатывали сами послушницы. За тяжёлой работой часто можно было видеть и казначею Елену Москвину — образованную дочь богатых родителей.
Главной же святыней общины являлась местночтимая икона Иерусалимской Божьей Матери «Избавительница». По преданию, она была написана в Иерусалиме и предназначалась для церкви некоего села Сорвижское. Три года её несли на руках из Палестины. Путь лежал через Маровскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Священники, несшие икону, остановились рядом отдохнуть. Когда же они решили двинуться в дальнейший путь, то икона стала неподъёмной. Как ни старались люди поднять её, ничего у них не получалось. И тут голос с небес возвестил: «Несите меня на Старые Мары!» Что и было исполнено. Помещенная в местную Троицкую церковь, икона явила немало чудес, а жители окрестных сёл стали ежегодно совершать к ней крестные ходы.
В начале XX века на Марах начали строить каменный собор, для чего при общине был открыт кирпичный завод, но из-за революции его так и не достроили.

Судьба монастыря после революции
В начале 1920-х годов религиозная деятельность местных сестер была ограничена, монастырские постройки частично стали собственностью созданной здесь сельскохозяйственной коммуны, земли тоже были ей переданы. В 1927 году общину окончательно закрыли. В 1927 году монастырь был закрыт, Троицкую церковь разобрали, недостроенный собор был взорван.
Во времена «хрущевских гонений» на Церковь монастырь был разрушен до основания, сохранился только фундамент каменной монастырской стены.

Восстановление монастыря
На месте алтаря бывшей маровской церкви Святой Троицы в 1997 году был водружён деревянный крест. В 1999 году здесь прошла литургия. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил на создание часовни. Создано Маровское Крестовоздвиженское братство.

В 2009 году Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области утвердил проект восстановления Крестовоздвиженского Маровского женского монастыря. Согласно проекту, Маровский монастырь будет обнесен каменной стеной, в нем запланированы 4 надвратных храма, Крестовоздвиженский собор с колокольней, Никольская деревянная церковь. На территории обители построят также архиерейский и игуменский корпуса, сестринские кельи, медицинский и просветительский центры, гостиницу для паломников, купальню и мастерские. Для строительства монастыря Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области предоставит земельный участок площадью 71,815 тыс. кв. м.

Родник «Булач», освященный в честь иконы Божией Матери «Избавительница» расположен в поселке Красные Мары Спасского района Нижегородской области. Святой источник обустроен, каптирован, слив воды из колодца по трубе, рядом построена открытая купель под навесом, за ручьем две обливальни. «Булач» — в переводе «красный».

Почитаемый родник известен уже более 380 лет

Святой источник привлекает многих верующих своей целительной и кристально чистой водой. Родниковая вода исследована, анализ показал что она одна из самых чистых и полезных во всей области.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *