Оптина пустынь отзывы

Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

  • Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;

  • Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;

  • Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;

  • Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;

  • Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;

  • Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;

  • Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;

  • Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;

  • Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
  • Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
  • Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
  • Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
  • Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
  • Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
  • Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;

  • Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни. Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы. Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ ОПТИНСКИХ МУЧЕНИКОВ – Моя сестра умирала от почечной недостаточности. То есть, мы прошли все мыслимые и немыслимые курсы лечения, сестра подолгу лежала в больнице на аппарате «искусственные почки», пока врачи не вынесли приговор: «Если не сделать срочно пересадку почек, ваша сестра умрет». Продали мы квартиру наших покойных родителей и обнаружили – денег на операцию в Америке или в Европе нам явно не хватает. И тогда врачи подсказали нам самый дешевый вариант – надо лететь в Китай, тем более, что по китайским законам для трансплантации используют органы казненных преступников, а, стало быть, операцию сделают быстро. Прилетели мы в Пекин, оплатили операцию, а клинике сказали: «Ждите». И потянулись даже не дни, а месяцы ожидания. К сожалению, мы в такой спешке улетали в Китай, что я не взяла из дома ни одной иконы. У меня была с собой только книга «Пасха красная», читанная и перечитанная уже настолько, что иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим стали для меня родными людьми, и я постоянно просила их о помощи. Чтобы не молиться перед пустой стеной, я поставила в иконный угол «Пасху красную» – не икона, конечно, но все же на обложке Ангелы и пресветлые лики мучеников, пострадавших за Господа нашего Иисуса Христа. И если кто-то осудит меня за такую «икону», то могу сказать одно – не дай Бог кому-то пережить такой духовный голод, какой мы пережили за шесть месяцев жизни в стране драконов. Сначала я даже не поверила, что в огромном Пекине и во всем Китае нет ни одной православной церкви. Говорят, они позже появились. А тогда, как рассказали мне, последнего китайского православного священника отца Григория Чжу похоронили на кладбище мирским чином, ибо власти запретили пригласить на отпевание православного иерея из России. Раньше я даже не представляла себе, как тяжело бывает на душе, когда не ходишь в храм и месяцами не исповедуешься и не причащаешься. Дома рядом был батюшка. И, хотя моя сестра, к сожалению, была неверующей, но батюшка умел уговорить ее исповедаться, причаститься. А после причастия сестре становилось легче, и она уже хотя бы изредка, но добровольно читала молитвы. В Китае исчезли даже эти слабые ростки веры, а Великим постом сестра пошла в разнос. Особенно ее почему-то раздражало, что я обращаюсь за помощью к тричисленным Оптинским мученикам: «Да кто они такие? Нашла святых?!» Ну, и так далее. Я терпела, понимая, что моя сестренка в отчаянии: смерть при дверях, а в клинике уже полгода лишь обещают: «Ждите». Живем мы между тем в убогой съемной комнатушке, денег почти не осталось – все уходит на медицинские услуги, и мы могли себе позволить питаться лишь самыми дешевыми овощами. В Страстную Пятницу сестра устроила мне скандал, потому что я расплакалась на молитве при мысли, что впервые за мою взрослую жизнь я не буду в церкви на Пасхальном богослужении и не услышу, как крестный ход со свечами многоголосо запоет в ночи: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Не славить мне на Пасху Христа в церкви! И я уже в голос взывала к отцу Василию, иноку Трофиму и иноку Ферапонту: «Вы же всегда так любили Пасху! Сделайте хоть что-нибудь. Я не могу без храма в Пасхальную ночь!» А сестра насмешливо комментировала: «Сейчас они тебе за одну ночь построят церковь. А как же?!» И говорила такие обидные слова, от которых еще больнее сжималось сердце. Наплакалась я и повела сестру обедать в китайскую столовую. Посты я всегда держала строго, но тут по безденежью постилась и сестра, благо, что в Китае много дешевых и очень вкусных овощей. Вдруг подходит к нам одна женщина, сидевшая за соседним столиком: – Вы русские? – Да. – Я смотрю, вы поститесь Великим постом. Вы православные? – Конечно. – А хотите попасть на Пасху в церковь? – Как?? А женщина тут же вручила нам с сестрой два пригласительных билета, рассказав, что в наше Российское посольство приехал священник с антиминсом, и сейчас гараж посольства уже начали переоборудовать в походный храм. – Всю ночь будем трудиться, и встретим Пасху в церкви, – сказала наша новая знакомая. Господи, помилуй! Что за чудо было это Пасхальное богослужение в посольском гараже! Я бывала в знаменитых соборах, встречала Пасху в монастырях, но такого духовного подъема, как тогда в Китае, я еще не встречала. Люди плакали от радости, обнимая друг друга, а после службы никак не могли разойтись. Мы снова и снова пели: «Христос воскресе из мертвых» на многих языках мира – по-русски, по-китайски, по-английски, по-корейски, по-гречески, и еще на каких-то незнакомых мне языках. Христа в том гараже, казалось, славил весь мир. И было точное чувство – Христос посреди нас. Был, есть и будет! Помню, я взглянула на счастливое лицо сестры и увидела, что она тоже плачет от радости. Сразу после Пасхи сестру прооперировали, и выздоровела она легко и быстро. А та Пасхальная ночь настолько перевернула ей душу, что сестренка с тех пор прилепилась к Церкви, и любит рассказывать знакомым о том, как по молитвам тричисленных Оптинских мучеников в Китае за одну ночь выстроили храм. Паломница из Сочи Людмила Лучко

Форум Винского

Как получить желаемое по молитве к оптинским старцам.
Транспорт. В Оптину лучше ехать одной, а не в составе паломническо-туристической группы. Появится гораздо больше времени для того, чтобы почувствовать дух обители. От м. Теплый Стан каждый день отправляются автобусы до Козельска. Для покупки билета требуется паспорт. Поездка длится около 5 часов, с 3-4 остановками в сопутствующих городах. Водители автобус подчас очень далеки от церкви, на их поведение нужно просто не обращать внимания. На автостанции Козельска слева от красной башни есть пирожковая палатка, там в 40 минут каждого часа останавливается прямая маршрутка до Оптины. Ехать минут 15, стоимость поездки 16 руб. (на октябрь 2015).
Можно сесть на маршрутку до Сосенского и попросить водителя остановить на оптинском повороте. Там на правой стороне по ходу движения стоит памятник грузовику, а на левой – маленький металлический указатель на Оптину. Следует перейти на левую сторону и пройти 2 километра до монастыря. Мимо обычно проезжают много легковушек с паломниками, многие добродушно останавливаются и сами предлагают подвезти вас до монастыря.
В понедельник прямая маршрутка из Козельска в Оптину не ходит, поэтому доехать до обители можно либо на маршрутке, следующей до Сосенского (выйти по дороге), либо взять такси (1 поездка стоит 150 руб., водитель довозит до дальней оптинской парковки).
В 12.45 каждый день с м. Теплый Стан в сторону Оптины ходит прямой автобус. Прямого ж.д. сообщения с Козельском нет, поэтому если вы едете на поездке, то берите билет до Калуги, а в Калуге пересаживайтесь на автобус, который обычно отходит с 7-ой площадки). На автостанции Калуги в здании вокзала есть бесплатный туалет. Положить деньги на мобильный можно в здании супермаркета «Магнит» или в здании вокзала (комиссия 12 %). Когда автобус останавливается в Калуге, можно выйти погулять минут на 20 или поехать вместе с водителем в отстойник (там тоже есть бесплатный туалет, но без рукомойника, и кафе, где продаются пончики). Еду в дорогу лучше брать заранее, так как на автостанции Калуги она дорогая и вредная (кругом продают лишь пирожки и газировку).
В Оптине несколько гостиниц. Одиночным паломникам места заранее не бронируют. Просто приезжаешь и оплачиваешь койку по факту заселения. Бронь предоставляется только группам. Групповых паломников заселяют либо в 5-ую, либо в 6-ую гостиницу (зимние), одиночных паломников – в 1-ую и 2-ую (летние). Кельи на 6 и 10 человек, ночь проживания стоит 300 руб. за нос. Есть более дорогой вариант, с душем, личным сортиром, микроволновкой и двумя-треми койками в комнате, еду приносят в большой бадье каждый день. Есть можно, сколько хочешь. Стоит такое удовольствие около 1000 руб. за человека в сутки (дорогие кельи расположены в зеленых домиках, находящихся вдоль центральной дороги до монастыря). Зачастую мест там либо нет, либо они зарезервированы для священников с их семьями, поэтому особо на шикарные условия не рассчитывайте.
Процедура расселения проходит в 5-ой гостинице (идти по центральной дороге и, не доходя до стен монастыря, повернуть направо, затем пройти через черные ворота и войти в дверь правого здания). Это второе строение от монастырской стены. Для поселения нужен паспорт. Там же оплачиваете питание, если хотите питаться в паломнической трапезной. Продукты в трапезной и чайной сильно отличаются. В чайной она представляет собой вареники с разной начинкой, разнообразие булок и пирожков. Цены московские, один кусок пирога стоит 40 руб. В трапезной обычно подают разные веганские супы (мяса в Оптине нет, так что даже его не ищите), кашу и салаты и тертой моркови/свеклы/капусты, чай или компот.
В трапезную заходят по приглашению: сперва трудники, затем трудницы, потом паломники-мужчины, затем паломницы-женщины. За каждый стол садятся 10 человек (5 с одной стороны, 5 с другой). Если вы пытаетесь влезть 6-ым, дежурный вас пересадит за другой стол. Когда столы заполняются, то по команде дежурного все встают и читают молитвы перед принятием пищи (их лучше сразу выучить, чтобы не молчать и не чувствовать себя дураком среди продвинутых православных). Затем дежурный читает отрывок из жития святого, память которого празднуется в этот день. За время его чтения нужно успеть поесть (обычно минут 10-15).
Разговоры запрещены, они отвлекают от процесса принятия пищи. На каждом краю стола стоят две кастрюли — с супом и кашей. 5 человек, сидящие ближе к проходу, едят из кастрюль, стоящих ближе к проходу. 5 человек, сидящих ближе к окну, едят из кастрюль, стоящих ближе к окну. Дежурный внимательно следит за паломниками. Когда он видит, что тарелки большинства пусты, то дает команду читающему, все встают и дружно молятся (лучше заранее выучить молитвы после принятия пищи, чтобы не чувствовать себя дураком среди умных). Войт в трапезную можно только по талону. Если вы попытаетесь пролезть бесплатно, якобы слившись с толпой, то вас развернут и попросят оплатить питание на ресепшн 5-ой гостиницы.
5-ая гостиница слишком шумная, в кельях нет розеток. Зарядить мобильник можно лишь в коридоре перед закутком ресепшн. Всего там 3 розетки. Подниматься на второй этаж не благословляется. Женский туалет расположен за крутящимися стендами (идти чуть вглубь коридора и повернуть направо). Мужской – далее по коридору, следующая дверь. В келье 6 кроватей, вешалка, тумбочка с 6 выдвижными ящиками, стол для продуктов (ставить на него можно только воду и просфоры, продукты следует держать либо в ящиках, либо в своей сумке). В коридоре 5-ой гостиницы развешены таблички с поучениями старцев. На первый взгляд она кажутся жутко заумными, но это только на первый взгляд. Ощущение попадания в место, где практикуют бдсм, обычно быстро проходит. Наверно, оно возникает только у новоначальных.
В туалете 4 кабинки, кладут бумагу, есть общие полотенца для рук. Мыть ноги нужно в тазах, обувь можно обтирать тряпкой. Мыть обувь в раковине – дурной тон: вы же не какаете на свой обеденный стол. С 9 до 11 утра каждый день происходит уборка помещений и туалет бывает закрыт. Если вам нужен санузел, то можно воспользоваться туалетом на улице. Находится он слева от входа в монастырь (маленькое белое здание вдали, обычно от входа в обитель видна только его шиферная крыша). Идете по ближней парковке, мимо урн, в сторону шикарной обзорной площадки на козельские поля и леса.
1-ая гостиница аналогична 2-ой гостинице. В кельях 10 кроватей, расположенных в 2 яруса. Есть вешалка для вещей, 1 общий стол у окна, обогреватель. Тюки обычно запихивают под кровати. Левая часть обычно мужская, правая женская. Туалет находится в конце коридора, там же и душ (платный, 100 руб. за 30 минут мытья, оплачивать на ресепшн 2-ой гостиницы). Вход в душ очень узкий, как Игольное ушко, поэтому смотрите на свои габариты, некоторые не пролезают и сильно обижаются. Рекомендую им есть меньше сладкого и изделий из теста.
Заселиться в гостиницу можно в любое время, кроме промежутка с 23 до 5 утра. В этот период двери монастыря закрыты. В 5 утра дежурная ходит по коридору и будит всех, звеня в колокольчик. Можно поставить будильник на мобильном, но тогда вы разбудите всех. Ходить лучше на раннюю службу, красиво поют монахи, вы приносите жертву Богу, пересиливая себя и свою лень. Есть так же средняя и поздняя служба. Поздняя исповедь начинается в 9.00, сама служба – в 9.30. На внутренней стороне каждой кельи висит бумажка-напоминалка формата А4, где указано расписание служб и прописано, как вести себя на территории обители.
В Казанском храме, с левой стороны, за лавкой, напротив иконы преп. Марии Египетской можно взять деревянные стульчики, если вам тяжело стоять. Просфоры продают справа во Введенском храме и в церковной лавке, которая находится справа от входа в монастырь. Подать записки можно в любом храме и в любой гостинице, дежурная с радостью их примет. В каждой гостинице так же лежат книги на продажу. Купить продукты можно в магазине, расположенном справа за оптинской остановкой. Там же можно положить деньги на телефон (комиссия 9 %). За зубными щетками и прокладками придется ехать в Козельск. Прямая маршрутка от Оптины отходит в 10 минут каждого часа (в 8.10, в 9.10, в 10.10). Если вам нужна обувь, попросите водителя остановить возле Военторга, там дешево, рядом расположена аптека и продуктовые маркеты. Стоимость поездки 16 руб. За полчаса можно купить все необходимое и поехать на маршрутке обратно, не теряя времени.
Есть возможность посетить Клыково и Шамордино. Для этого можно подойти к таксистам, которые обычно стоят у дальней оптинской парковки. Правда, берут они дорого, руб. 500 с человека за посещение обоих монастырей. Шамордино расположено в 12 км. От Оптины, Клыково – в 5 км. Есть бесплатный вариант: отходите от дальней парковки на 100 метров в сторону леса, стоите на дороге и молитесь преп. Амвросию, просите послать вам попутку. Кто-нибудь на личной машине обязательно остановится и довезет вас либо прямиком до Шамордино, либо высадит на повороте до этого монастыря. Пройдет в сторону Шамордино 2 км. По прямой дороге. Когда соберетесь уезжать, снова молитесь преп. Амвросию Оптинскому, подходите к каждому водителю легковушки и спрашивайте, едет ли он в Оптину. Если едет, попросите вас подвезти. Возьмет бесплатно. В Шамордино есть источник, к нему нужно спуститься, преодолев 250 ступеней. По пути к источнику слева расположена церковная лавка с книгами. Записки подают в храме. Очень красивые иконы, вышитые драгоценными камнями. Сестры могут сделать их на заказ.
Чтобы съездить в Клыково, можно подойти на ресепшн 5-ой гостиницы и попросить информацию у дежурной. Там должно висеть объявление местного козельчанина, у него своя машина на 8 мест, берет 100-200 руб. за человека за одну поездку. Набираете группу, опрашивая всех встречных в гостинице и келье, едете вместе, чтобы было дешевле. В Клыково чудесный храм, где находятся чудотворные и мироточащие иконы. Спросите человека за свечным ящиком, кто может провести вам экскурсию. В келье матушки Сепфоры можно постучать себя ее палочкой, чтобы выбить дурь из головы, и присесть на ее диванчик, на котором зачастую можно нащупать песок (есть мнение, что песок – это материализовавшиеся бесы).
Поесть ни в Шамордино, ни в Клыково не удастся, там накрывают трапезу лишь для паломнических групп, причем хавчик они заказывают заранее. Так что берите что-то съедобное с собой. Оптинская чайная работает с 8 утра до 22.30, без перерывов. Поесть там можно в любое удобное время. Часто там ошиваются местные толстые оптинские коты, которые даже могут спать на стульях. Паломники с удовольствием их подкармливают. Можете тоже им что-нибудь подкинуть: Господь зачтет вашу любовь к пушистой скотине и спишет много грехов.
В Оптине тщательно следят за внешним видом паломников. Женщинам следует надевать платья и юбки ниже колен, закрывать локти, плечи грудь. Если вы приедете а-ля «я модная москвичка», то будьте готовы к тому, что вас попросят надеть черный балахон на плечи и плотную длинную черную юбку на бедра. Станете выглядеть, как монашка. Так что лучше заранее продумывайте свой гардероб, чтобы не было накладок. Многие жалуются, хотя сами виноваты, ведь знают, что едут в монастырь, тем более мужской.
На центральных вратах можно заказать экскурсию по обители. Индивидуальная (только на 1 чел.) стоит 2000 руб. В составе группы от 8 человек – по 300 руб. с каждого. Вас попросят оставить номер телефона, чтобы позвонить вам, когда наберется нужное количество людей. Или вы сами можете их собрать, поспрашивав паломников в келье и в гостинице. Обычно всеми делами в монастыре рулят оптинские старцы, а каждое ваше действие происходит по воле Бога. Там она становится особенно заметной.
Балахоны для прикрытия плеч и дежурные юбки можно взять справа на монастырских вратах. В Оптине 2 церковные лавки. Одна расположена слева от входа в монастырь, а вторая – под Казанским храмом, в подвале (дверь слева от входа в Казанский). Святая вода – в Преображенском храме (маленький, розоватый, в цветнике, напротив Казанского, слева от входа в монастырь). Там же находится чудотворная икона Вседержителя и камень из Иерусалима.
Часовня новомучеников расположена справа за Казанским храмом. Там три гробницы под спудом. Сами монахи погребены в земле, как обычные люди. Каменные саркофаги внутри пусты, так что не бойтесь. На поверхности саркофагов обычно стоят цветы, паломники кладут рядом печенье и фрукты в качестве пожертвований. Их могут брать другие паломники. Так что если вы зашли к новомученикам и увидели на поверхности их гробниц печеньки, можете смело их есть, они для того туда и положены.
Слева на окне в часовне стоит кисточка для помазывания маслом. Берете ее, макаете в емкость с маслом, стоящую на каждой раке и рисуете крест на лбу. Масло можно налить в пузырек для масла, он продается в церковной лавке. Существует акафист новомученикам, он бесплатный, в красной обложке, взять его можно на ресепшн 5-ой гостиницы. Убиенные монахи еще не прославлены, поэтому читать им акафист рекомендуется келейно или на молебне в Оптине. По молитве к ним случаются чудеса, сама тому свидетель. Слышат очень быстро и подают помощь.
В Оптине очень дешевые записки, сорокоут стоит 50 руб., 1 имя на Псалтирь – 100 руб. Делается это специально, чтобы сумма за записки была подъемной для каждого паломника. 10 крупных просфор стоят 50 руб. Многие затариваются впрок, покупая тряпичные мешочки (в лавке) и водружая туда сразу штук 20-30 просфор.
Трапеза для одиночных паломнков – в 13.00, ужин – сразу после вечерней службы. Можно приехать в качестве трудницы на послушания, тогда вас поселят в вагончике (бывший обыкновенный ж.д. вагон поезда дальнего следования, теперь, правда, переоборудованный в жилое помещение, с туалетом и раковинами). Туалетной бумаги там часто нет, поэтому пару рулоном лучше брать из дома. Полки узкие, в отсеке 4 койки и маленькая тумбочка у окна. Вещи можно закинуть наверх, там есть большая ниша. Пожилых обычно селят на нижние койки, молодежь – на верхние. Берите беруши, многие трудницы храпят. Сильно храпят. А еще и пукают во сне.
Трудницы все разные, многие страдают неврозами и другими психзаболеваниями. Относитесь к таким с пониманием. Туда все приезжают лечиться, а не кичиться своим духовным здоровьем, которого на самом деле нет. Вас там многое будет раздражать, это бывает со всеми с непривычки к монастырской жизни. Но через неделю несения послушаний состояние приходит в норму, а светская жизнь даже начинает казаться глупой и бессмысленной. Послушаются трудницы обычно с 9 до 12, с 14 до 17. В 12.00 обед, потом свободное время до 14. Посещают они раннюю службу. В 17.00 отправляются на вечернее богослужение.
На исповедь идите в исповедальное время к любому первому попавшемуся монаху. Некоторые паломники устраивают соцопросы и придирчиво выспрашивают, кто из отцов духоноснее, добрее и святее. Некоторые тетки тут же принимаются рекламировать того или иного монаха. Скажу так: слушать бабские бредни – удел дураков. Не хватало еще кастинг среди монахов проводить. Не заморачивайтесь и смело идите к тому пастырю, на которого падет ваш взор. Он-то и окажется тем, кто вам реально нужен.
В келье и в округе меньше слушайте паломниц, так как люди там разные и затуманить вам мозги способна каждая первая. Ответы на ваши вопросы можно получить либо у монахов на исповеди, либо у охранников на центральной вахте, либо у дежурных в гостиницах. И больше ни у кого. Болящих заезжан там очень и очень много, не пугайтесь. У них тоже свои проблемы, как и у вас. И решать их, как и вы, они приезжают именно в Оптину.
Крытый источник Пафнутия Боровского расположен в лесу. Чтобы дойти до него, нужно шагать в сторону оптинской остановки, миновать шлагбаум (слева остается парковка автобусов и машин), затем взять чуть левее и войти в лес под углом в 45 градусов. Идти по лесной дорожке, никуда не сворачивая. Когда увидите зеленую будку (туалет), то источник будет за ней на расстоянии 100 метров. Он разделяется на женскую и мужскую купель. Дверь в каждую купель закрывается на засов как снаружи, как и внутри. Можно окунуться в одиночку, закрывшись на внутренний засов. Внутри купальни есть вешалки для одежды, пазы для свечей и зажигалки. Если зажигаете свечу, то после окунания тушите ее. На стене висит молитва святому. Отцы советуют окунаться 3 раза с головой. Вода сероводородная, пить ее не следует, но для кожи она очень полезна.
Если на выходе из купальни дойти до зеленого туалета и повернуть налево, пройти вперед по лесной дороге, то вы увидите открытый источник преп. Сергия Радонежского. Он выполнен в форме креста, из отверстий которого льются мощные струи воды. Можно повесить длинное полотенце на провод и быстро окунуться, пока никого нет. В лесу много белок, стучат дятлы, куча шишек. Даже прогулка там одухотворяет и дает силы двигаться по жизни дальше, закрывая глаза на мелкие проблемки и поведение вредных людей.
Возле оптинской остановки есть билетный киоск, там можно купить билет на автобус Оптина-Москва. Выезжает он из Сосенского, заезжает в Оптину пустынь, далее делает остановку в Перемышле, в Калуге, в Обнинске и на метро Теплый Стан. Если вы издалека, то в Москве куча хостелов даже рядом с указанным метро. Стоимость койко-места в сутки в комнате на 6-8 человек стоит там около 400-450 руб. Нет нужды переплачивать за двухместный номер в гостинице.
Стоимость билета от Оптины до Москвы дешевле, чем от Москвы до Оптины. На октябрь 2015 сумма составляет 550.60 руб. без багажа, багаж оплачивается отдельно (около 100 руб.). Рядом с билетным киоском расположены палатки с выпечкой. В чайной Оптины очень вкусный квас, соки и соленья. Квас, как и многие продукты, они делают сами. Об этом вам расскажут на экскурсии, которую проводят сами монахи монастыря. Так что у вас есть возможность задать ваши вопросы братии напрямую.
Периодически по территории обители ходит старец Евфимий (дядечка с тросточкой, в черном одеянии с нашитыми белыми крестами). Можете подойти к нему, задать вопрос, он вам прочитает стихи или ответит цитатой их святых отцов. Запомните его слова, так как при дальнейшем обдумывании вы поймете, что он предельно точно ответил на мучающий вас вопрос. На исповедь берите ручку и блокнот, так как весьма вероятно, что монах даст вам книгу, раскрытую на определенной странице, и попросит прочитать от сих до сих. Там тоже будет ответ на ваш вопрос. Запишите название, чтобы потом купить ее или найти на просторах сети. А вообще очень ценная книга – «Страсти и борьба с ними» или любой фолиант трудов Феофана Затворника.
Первый вопрос каждого новоначального паломника: «Есть ли в Оптине старцы и как их найти». Идите на исповедь к любому монаху, он и станет вашим личным старцем. Второй вопрос каждой новоначальной паломницы: «Когда я выйду замуж и как найти мужа?» Среди трудников много молодых ребят (25-35 лет), они тоже приезжают в обитель с целью вымолить хорошую невесту. Вероятно, чтобы вымолить у Бога семейное счастье, вам следует потрудиться на послушаниях и понять, какие качества вашей натуры вам нужно изменить. Возможно, для этого вам потребуется усилием воли блокировать ваш гнев, стать добрее к людям, перестать замечать чужие слабости (чавканье, храп), научиться спокойно относиться к критике в ваш адрес.
После молебна преподобному Амвросию (начинается в 13.00 во Введенском храме) сестры из числа трудниц приглашают всех желающих помочь помыть храм. Соглашайтесь, тем самым вы испытаете себя и поймете, над исправлением каких недостатков вам следует поработать. В 15.00 во Владимирском храме проходит акафист преподобным старцам, после которого все прикладываются к мощам старцев и помазываются маслом. Затем дежурная просит паломников помочь помыть храм. Соглашайтесь и мойте, тем самым вы испытаете себя. Книжки с акафистами выдают (во Введенском они красные, лежат на стойке между праздничной иконой и подсвечников, во Владимирском они синие, лежат справа от входа, под иконном Богоматери), после акафиста акафистники нужно вернуть на место. Брать их себе не благословляется.
В Оптину приезжает много одиноких девушек, все они вымаливают себе будущего мужа. Чтобы понять, почему у вас нелады в личной жизни, рекомендую оплатить койку в келье на 10 человек. Частников даже не рассматривайте, хотя некоторые и поют дифирамбы условиям проживания у них. Чем аскетичнее ваше жилище, чем проще ваш быт, тем быстрее вы заметите ваших тараканов. Жилье у частников – вариант для диванных паломников, которые не желают вылезать из своего кокона, а хотят получить плюшки, ничего не делая. В келье на 10 человек вас многое будет бесить, но так вы быстрее поймете, над чем вам следует работать.
Основная причина одиночества – это ненависть к людям, нежелание прощать чужие слабости и банальная неуживчивость. Хороший мужчина – это простой мужчина. Когда вы сами перестанете строить из себя манерную московскую девицу с кучей запросов; когда вы сами начнете ставить внутренние качества человека выше его внешности; когда вы прекратите забраковывать тех мужчин, поведение которых далеко от поведения делового брутального павлина; когда вы поймете, что вы самодостаточная и не нуждаетесь быть инфантильной маленькой девочкой-«дочкой» в руках заботливого, уверенного в себе, ответственного и богатого мужчины-«папы», тогда вы и найдете своего будущего мужа, с которым проживете счастливо всю жизнь.
Прекращайте искать человека, на которого можно переложить все ваши проблемы. Такого человека нет. У мужиков трабблов тоже по самое не балуйся. Учитесь благодарить Бога за то, что вы уже имеете, ведь могло не быть и этого. Учитесь решать проблемы самостоятельно. По молитве к Богу, к оптинским старцам и оптинским новомученикам. Тогда в вашей жизни будет радость, благоденствие и достаток. Знаю по своему опыту паломническо-труднических поездок в Оптину пустынь. 😉

Оптинские чудеса, или У Бога случайностей не бывает

В общем, я очень люблю Оптину пустынь. Мое знакомство с ней было «банальным» для современного православного человека. В метро на каком-то «развале» я купила книгу «Пасха красная» – об убийстве трех оптинских монахов в 1993 году. «Загорелась» и вскоре уже была там. И сразу же влюбилась в это место. Сейчас мы с семьей стараемся туда ездить хотя бы раз в год. Снимаем «сарайчик» в соседней деревне и живем неделю-две.

В моей жизни бывали случаи, когда я получала явную, видимую помощь оптинских старцев. Например, история с картошкой.

Лет семь назад мы с мужем оставили нашу единственную тогда двухлетнюю Варвару бабушке и отправились в паломничество.

Мы ходили на долгие монастырские службы, исповедовались и причащались. Помню, я очень боялась пойти на исповедь к монаху, потому что мне тогда казалось, что в монастыре давно все святые и будут в шоке от моих признаний… Окунались в источник, плавали в Жиздре, собирали землянику, каждый вечер ходили крестным ходом и были несказанно счастливы.

Но была у нас одна проблема. Тогда в Оптиной либо не было трапезной, либо мы о ней не знали. В пределах досягаемости – один лишь крохотный магазинчик с сосисками, пирожками (которыми я, честно говоря, уже давилась), и чем-то молочным. А шел Петров пост.

Машины у нас тогда не было, и доехать куда-либо было проблематично. Благо, мы набрали с собой из Москвы всяких достижений науки, типа «ролтонов» и бульонных кубиков. Но где-то дней через пять лично мой желудок начал так сильно болеть, что я уже подумывала о возвращении в Москву.

И вот, идем мы с мужем как-то со службы. Он весь такой благостный, а я постная, унылая и ругаюсь про себя: «Господи, что же это такое. Сейчас придем и опять эту гадость в себя запихивать. Живот уже заранее болит. Хоть бы картошечки вареной что-ли…Нет, завтра точно домой».

Чуть не плачу от жалости к себе и вдруг вижу – перед нами на тропинке лежит порванный мешок с картошкой. Килограмма три. И тишина…

Помню я даже побоялась предположить, что это Господь услышал мой жалобный стон. В моем представлении тогда, подумать так было бы кощунством – где Бог и где картошка?!

Мы подождали минут 15, подумали. В итоге, взяли драгоценную находку и, прижав к груди, засеменили в свой сарай. И хозяйка нам ее сварила – с укропом, чесноком и ароматнейшим подсолнечным маслом. И все удивлялась, что мы до сих пор ее не попросили – у них и картошка есть, и овощи разные. Сколько хочешь… А мне до сих пор кажется, что ничего вкуснее той картошки я никогда не ела.

… А прошедшим летом мы познакомились в Оптиной пустыни с прекрасной семьей: папа, мама и годовалые с небольшим мальчики-тройняшки. Первыми «законтачили» папы. Посмотрели друг на друга, поулыбались и стали обсуждать, что круче – быть отцом трех сыночков или трех лапочек-дочек (своей четвертой дочерью я тогда была еще беременна). А пока они это выясняли, мама тройняшек рассказала о своем оптинском чуде.

У них с мужем долго не было детей. И не помню уже, то ли кто-то посоветовал, то ли они сами решили, но стали они читать акафист Амвросию Оптинскому. И через какое-то время женщина забеременела тройней, а потом благополучно родила. И вот теперь они приехали сюда благодарить. «Так что захотите тройню – рекомендую!» – смеясь сказала она. «Да нет, спасибо!» – невольно вырвалось у меня. И тут же спохватилась, засмущалась, но, к счастью, «мамочка» попалась с чувством юмора. И расхохоталась еще веселее.

… А теперь об озарении. Начало этой истории я уже описывала в одной из своих статей. Но тогда мне казалось, что это все. А оказалось, нет.

Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки.

После упомянутой «Пасхи красной», я отправилась туда на автобусе с паломнической поездкой. Зашла в Введенский храм, купила свечи и поставила одну у иконы Целителя Пантелеимона. У меня тогда болел раком отец.

Неожиданно ко мне подошел какой-то странный мужчина – бородатый, в телогрейке и высоких сапогах. Поговорил немного «о духовном», сказал, что живу я, видимо, неважно, потому что свечечка моя наклонилась и коптит, а потом он заявил, что мне необходимо взять с собой в Москву маслица из пантелеимоновой лампадки. «Пригодится, вот увидишь. Мало того, что от целителя, так еще и Оптинское!!!».

Я пыталась возразить: «Как-то неудобно»… Да и дядька какой-то «стремный» попался. Но незнакомец уже тянул меня к монаху за благословением на изъятие масла, а потом к свечному ящику – за пузырьком. Чудак чудаком… Но…

Не буду долго тянуть… Через какое-то время мой отец был уже при смерти. Врачи сказали, что «анализы его несовместимы с жизнью». Он буквально разлагался изнутри, но в больницу ложиться не хотел. К нам домой приходила медсестра делать уколы, а в квартире стоял страшный, непередаваемый запах.

Я рассказала моей маме о странном мужике и пузырьке с оптинским маслом. Она начала капать его отцу в рот.

«Скажите, а где запах?» – удивленно спросила медсестра, навестившая нас на следующее утро (или через день). А еще через какое-то время отец повторно сдал анализы – они были хорошими. Он прожил еще несколько лет.

Тогда я думала, что это, собственно, и есть конец истории. Но оказалось, что нет…

Несмотря на то, что я и Оптину очень люблю, и почитаю старцев, и со мной там случались такие вот удивительные вещи, я никогда не удосуживалась запомнить, когда же дни их памяти. Вот такая я «благоговейная». А в этом году я наконец-то поняла, что Собор преподобных старцев оптинских – 24 октября.

Двадцать четвертого октября!!! Это день рождения моего отца. Понимаете!?! Который, благодаря «оптинскому маслицу», которое меня буквально заставил взять чудоковатый мужик, на время вылечился от рака. Пусть не навсегда, но все же. А потом исповедовался и причастился. Впервые в жизни. Благодаря милости Божией и помощи моих любимых оптинских святых.

И, знаете, теперь я думаю, говорят же, что у Бога случайностей не бывает. А их, и правда, не бывает.

Старцы Оптиной Пустыни

Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют «прообразом Царства Небесного», «осколком земного рая», «вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества «. Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время

Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Старец Илия

Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.

Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.

Старец Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.

О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.

Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.

Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!

Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни

Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.

На главную

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *