Опередивший время

Человек, опередивший время

«Ну, ты — Кулибин!», — так часто говорят о человеке, способном смастерить нечто из ряда вон выходящее, о человеке с золотыми руками. Что же сделал в своей жизни Иван Петрович Кулибин, став одной из наиболее известных и почитаемых фигур в российской истории?

В русской мемуаристике сохранилось интереснейшее свидетельство о встрече на балу у князя Г.А. Потёмкина двух достойнейших сынов Отечества — А.В. Суворова и И.П. Кулибина. «Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал:

— Вашей милости!

Потом, подступив к Кулибину на шаг, поклонился ещё ниже и сказал:

— Вашей чести!

Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил:

— Вашей премудрости моё почтение!

Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил: — Помилуй Бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!»

Первые шаги

– Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 г . в Нижнем Новгороде в семье торговца мукой. Отец не отдал мальчика в школу, грамоте его обучал дьячок. С ранних лет Ваня получил опыт работы за прилавком. Однако мальчика мало привлекала торговая стезя, он тратил всё свободное время на конструирование различных игрушек — «флюгеров, толчей, маслёнок». Наибольший интерес у Вани вызывало устройство мельниц и часов.

Юный Кулибин пытался понять работу часового механизма и сам собрать простейшую его конструкцию, но столкнулся с недостаточностью полученного образования. Необходимы были научные и технические знания. На помощь пришли книги, и с тех пор самообразование стало важнейшей и постоянной характеристикой жизненного пути Кулибина. Его настольными книгами были работа Г.В. Крафта «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочинённое для употребления российского юношества», книга Вольфа «Приёмы циркуля и линейки или избраннейшее начало в математических искусствах», другие сочинения отечественных и зарубежных авторов.

Попытки собрать часовой механизм натолкнулись на отсутствие необходимого инструментария. Делу помог случай. Во время поездки в Москву Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым, который не только передал пытливому юноше необходимые навыки и знания, но и подарил набор инструментов. По возвращении в Нижний Новгород Кулибин вплотную приступил к ремонту и конструированию часов. Вначале дела шли неважно, но после починки «замысловатого снаряда, показывающего делянки суток», принадлежавшего губернатору Аршеневскому, авторитет часовых дел мастера резко возрос. Нижегородская знать, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина.

В 1764 г. стало известно о намерении Екатерины II совершить поездку по волжским городам. Одним из пунктов маршрута был Нижний Новгород. Предполагавшееся посещение города императрицей подвело Кулибина к мысли «как выдумать, какие пристойные сделать часы, которые представить к поднесению ея императорского величества», и вскоре, как вспоминает сам мастер, он «начал рисовать рисунки, чтобы быть часам яичной фигурой».

Кулибин поделился своим замыслом с купцом Костроминым, согласившимся взять на себя все расходы по изготовлению часов с условием, что «волшебное художество» они преподнесут императрице вместе. Екатерина II приехала в Нижний Новгород 20 мая 1767 г., однако часы ещё не были готовы. Представленный губернатором императрице Кулибин продемонстрировал изготовленные им электрическую машину, телескоп и микроскоп, рассказал о незаконченных часах и преподнёс державной властительнице оду, сочинённую в её честь. Екатерина II очень заинтересовалась рассказом о часах и пригласила Кулибина посетить Зимний дворец, как только его диковинный «времясчитательный снаряд» будет готов.

Санкт-Петербург. Назначение

– Работу над часами Кулибин завершил в марте 1769 г . и сразу же вместе с купцом Костроминым отбыл в Санкт-Петербург. «Диковина видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», показывающая время и отбивавшая часы, половины и четверти часа, заключала внутри себя крохотный театр-автомат. По прошествии каждого часа створчатые двери раздвигались, открывая «златой гербок», где разворачивалось театрализованное представление. В полдень часы играли гимн, сочинённый в честь императрицы. Во второй половине суток часы исполняли новые мелодии и стих. В любой момент с помощью специального механизма можно было включить театр-автомат.

Поднесённый императрице дар произвёл на неё столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин дал согласие. «Для лучшего успеха, – говорилось в постановлении дирекции Академии наук, – находящихся в Волковом доме от Академии наук зависящих художеств и мастерств принять в академическую службу на приложенных при сём кондициях (т.е. условиях – В.Г.) нижегородского посадского Ивана Кулибина, который искусства своего показал уже опыты, и привести его к присяге». Начинался новый, наиболее яркий этап в жизни и творчестве «нижегородского посадского, вельми прилежного до всякого сотворения премудростей диковинных».

Механические мастерские имели обширную производственно-техническую базу, созданную ещё усилиями А.К. Нартова и М.В. Ломоносова. В них насчитывалось шесть отделений: инструментальное, столярное, токарное, барометрическое, оптическое и цуасонное – .ческое, оптическое и цуасонное) с хорошим станочным парком, научно-исследовательским оборудованием и многопрофильным инструментарием.

За то время, что мастерскими руководил Кулибин, в них было изготовлено множество оптических, навигационных, механических и других приборов. Геодезические, гидродинамические и акустические инструменты, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы – таков далеко не полный перечень всего, что было сделано талантливыми рабочими и мастерами, которых Кулибин подбирал с большой тщательностью и усердием.

«Главный механикус отечества» уделял много времени и сил выявлению и обучению молодых кадров: «…тех мальчиков, – писал Кулибин Комиссии Академии наук, – которые мне отданы в обучение, должен как до полудни, так и после полудни, учить, не упуская времени».

Расширение производственных площадей мастерских, увеличение числа трудившихся под его началом мастеров и рабочих было предметом постоянных усилий Кулибина. Одной из главных забот руководителя являлось улучшение условий их быта и труда. Сохранилось немало исторических свидетельств, рассказывающих о недюжинных способностях Кулибина как организатора, руководителя и педагога.

Производственно-конструкторские работы, выполнявшиеся в мастерских, определялись научными изысканиями и исследовательскими программами Академии наук. Кулибин постоянно находился в тесном контакте с Л. Эйлером, его сыном А. Эйлером, Э. Лаксманом, С.Я. Румовским, С.К. Котельниковым, Н. Фуссом, другими крупнейшими учёными екатерининской поры.
Рукодельщик безделиц замысловатых

Под руководством Кулибина были разработаны и созданы несколько типов электростатических машин и электрофоров. Для проводившихся Эйлером изысканий в мастерских сконструировали ахроматический телескоп и микроскоп, по параметрам и уровню изготовления превосходившие зарубежные аналоги.

Конструкторские разработки, как правило, сопровождались разъяснительными текстами, которые представляли собой тщательные и достаточно глубокие научные изыскания, неизменно получавшие высокую оценку учёных мужей. Анализ обширнейшего наследия Кулибина позволяет утверждать, что он был не только «рукодельщиком безделиц замысловатых», но и талантливым конструктором и учёным, оставившим потомкам удивительные приборы и оригинальные научные тексты.

Знание законов оптики позволило Кулибину спроектировать и изготовить светильник – прообраз современного прожектора. Его основой служило вогнутое зеркало, состоявшее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стёкол. Помещённый в фокусе зеркала источник света, лучи которого отражались от зеркальных кусочков, производил сильнейший осветительный эффект. «Слепящий зраки фонарь» произвёл большое впечатление в Петербурге. О нём непрестанно писали и говорили. Г.Р. Державин воспел кулибинскую диковинку в специально написанном шестистишье:

«Ты видишь, на столбах ночною как порою

И светлой полосой

В каретах, в улицах и в шлюпках на реке

Блистаю вдалеке.

Я весь дворец собою освещаю

Как полная небес луна»

Сохранилось любопытное описание использования светильника мореплавотелем Г.И. Шелеховым во время его плавания к Аляске. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. Во избежание кровопролития и зная о культе Солнца среди аборигенов, Шелехов пригласил их собраться ночью на берегу. Завидя сильнейший свет фонаря, зажжёного на мачте корабля, островитяне с воплями попадали на землю, простирая к новому Солнцу руки. Шелехова они признали великим колдуном и стали оказывать ему всевозможные почести.

«С начала моего в Санкт-Петербург приезда, – писал Кулибин, – усмотрел я в вешнее время по Большой Неве обществу многие бедственные происшествия. Множество народа, в прохождении по оной имеют нужду, проходят с великим страхом, а некоторые из них и жизни лишались: во время шествия большого льда вешнего и осеннего, перевоз на шлюпках бывает с великим опасением и продолжается оное беспокойство через долгое время». Так зародилась у Кулибина идея однопролетного моста без промежуточных «быков» с опорой лишь на береговые конструкции.

Узнавший о кулибинском проекте светлейший князь Г.А. Потемкин проявил к нему большой интерес и исходатайствовал в Кабинете для проведения необходимых работ 1000 руб. По завершении проекта Кулибин немедленно приступил к постройке модели в 1/10 натуральной величины. В конце декабря 1776 г . были проведены её испытания. Сразу же после их успешного завершения на середину модели к Кулибину взошел Л. Эйлер и тепло поздравил изобретателя с большим успехом. «Теперь Вам остаётся,– добавил великий математик, – построить нам лестницу на небо». Специальная академическая комиссия в составе Л. Эйлера, С.К. Котельникова, С.Я. Румовского и других ученых дала высокую оценку проекту и вынесла заключение о возможности строительства моста через Неву.

Проект Кулибина получил широкую известность. Екатерина II в качестве награды выдала изобретателю 2000 руб. и вручила специально изготовленную золотую медаль на Андреевской ленте. На лицевой стороне медали были выбиты изображение императрицы и надпись «Достойному», на обратной – рельефы двух богинь, символизирующие союз науки и искусства, и надпись «Академия наук механику Ивану Кулибину». Почетная награда давала право ее владельцу беспрепятственно в любое время входить в Зимний дворец наравне с высшими чинами империи.

Величественные покровители… и недоброжелатели

На протяжении всей жизни Кулибин получал в своих изысканиях неизменную поддержку со стороны всех, с кем ему приходилось сталкиваться. Ему практически ни разу не отказали в финансировании разработок и изобретений. Доброжелательность, заинтересованность и денежные вспомоществования оказывались Кулибину как самыми простыми людьми, такими, как часовщик Лобков, так и высшими петербургскими сановниками. Особой причиной покровительства и благоволения последних к мастеру было его неизменное участие в оформлении различных карнавалов, празднеств, торжественных ассамблей, балов. Он проявлял чудеса изобретательности при проведении фейерверков, «световых шутих», оптических забав, различных аттракционов. Для детей первых лиц Двора, в том числе маленьких великих князей Константина и Александра, он придумывал различные механические игрушки: солдатиков, самокатки, заводных зверюшек, потешные «для зраку прилежные трубки стеклянные», забавные иллюминации.

Особое расположение к Кулибину неизменно и при всяком случае проявляла Екатерина II. Причин тому было несколько. Как умная и дальновидная правительница, она постоянно держала в поле зрения проблемы развития отечественной науки. Будучи самолюбивой и тщеславной, «блистательная Фике» не упускала случая показать себя «сущей и щедрой наук и художеств покровительницей». Поскольку Кулибин своим обликом внешне напоминал простолюдина (окладистая борода, подпоясанный кушаком незамысловатый кафтан, сапоги), то забота о нем как бы символизировала собой особое радение обо всем столь талантливом российском народе. А о том, чтобы выглядеть чадолюбивой матушкой всего люда и всех сословий, Екатерина II заботилась постоянно.

Была и еще одна причина участливого отношения императрицы к Кулибину. Как известно, восшествие ее на российский престол было оплачено жизнью ее супруга – императора Петра III, убитого в Ропше братьями Орловыми. Принимавшая активное участие в дворцовой интриге ближайшая подруга императрицы Е.Р. Дашкова (в девичестве Воронцова) олицетворяла теперь собой постоянное напоминание об этих неблаговидных обстоятельствах. Каждая встреча с подругой юных лет напоминала о кровавой ропшенской драме. Это рождало в сердце императрицы чувство настороженности и даже неприязни, и она не упускала случая всякий раз подчеркнуть подруге юности свое августейшее положение и превосходство.

Отношение к Кулибину представляло собой как нельзя более удобный случай для этого, поскольку Дашкова, будучи директором Петербургской Академии наук, являлась его непосредственной начальницей. Екатерина всякий раз выказывала свое расположение к Кулибину в ответ на его ходатайства без согласования с Дашковой и всегда и во всем их удовлетворяла. Это больно задевало самолюбивую и гордую Дашкову и сказывалось на ее отношении к изобретателю. Со временем оно становилось все более холодным.

Размолвка двух выдающихся женщин России резко отрицательно сказывалась на судьбе Кулибина. Е.Р. Дашкова по любому поводу вмешивалась в работу мастерских, контролировала их руководителя, чинила ему всевозможные неудобства и препятствия. По ее распоряжению к Кулибину для надзора был приставлен специальный инспектор. Помимо обязанностей по руководству мастерскими на талантливого изобретателя были возложены чуждые ему хозяйственные и торгово-закупочные дела в масштабах всей Академии наук. Все это вынудило мастера в 1787 г . оставить пост руководителя академических мастерских. Притеснения со стороны Дашковой однако продолжались. Она не упускала случая материально ущемить Кулибина. Стоявшая 17 лет во дворе Академии деревянная модель одноарочного моста распоряжением директрисы была перенесена на территорию Таврического дворца. Наконец, в ноябре 1793 г . Кулибин по приказу Дашковой был выселен из занимаемой им казенной квартиры.

Удивительные изобретения

Несмотря на все эти трудности, мастер продолжал свою изобретательскую деятельность. Он сконструировал удивительный даже по нашим временам ножной протез — «механическую ногу». Первый образец был изготовлен для офицера Непейцина, потерявшего ногу под Очаковым. Как писал Кулибин, благодаря протезу офицер ходил с тростью, садился и вставал, а впоследствии стал свободно передвигаться без трости, «обувался в шелковые чулки, башмаки и сапоги, ибо у приделанной ноги плюсня (стопа – В.Г.) должна быть для обуви разгибная, с пружиною на шарнире, чтобы, обуваясь при надевании чулка, могла разгибаться подобно натуральной…».

Однажды в коридорах Зимнего дворца царедворцы не без удивления наблюдали за тучным увальнем А.А. Безбородко. Обычно ленивый и флегматичный канцлер пребывал в несвойственном для него состоянии возбуждения. Как выяснилось, он только что взлетел с первого этажа в царские апартаменты в «самоподъёмном кресле». Это было не что иное, как прообраз лифта. Созданный Кулибиным подъёмный механизм передвигался с помощью одного или двух человек, приводивших во вращение посредством кривошипа и системы зубчатых колес специальные гайки; последние, двигаясь по двум вертикально установленным ходовым винтам, поднимали площадку с кабиной. Подъёмное кресло стало одним из любимых развлечений и высших сановников, и дворцовой челяди.

Из других кулибинских изобретений петербургского периода необходимо назвать создание оптического телеграфа, восстановление в Эрмитаже знаменитых часов с павлином, конструирование и установку над Зимним дворцом специальных астрономических часов, разработку способов и средств спуска на воду судов, проектирование трехпролетных арочных металлических мостов с решетчатыми фермами.

Однако, живя в холодном Петербурге, Кулибин всё чаще вспоминал родной волжский город. Окончательным толчком к возвращению в Нижний Новгород стал указ Правительственного Сената от 7 августа 1801 г . «Желая,— говорилось в нем,– одобрить и усилить действие трудолюбия и обратить на предметы общеполезные упражнение силы изобретательной… признали мы нужным всех и каждого сим удовлетворить, что… кто откроет новую отрасль торговли и промыслов, изобретет новую полезную машину, заведет фабрику в новом виде, или в лучшем устройстве с большим действием или меньшим расточением сил, и, наконец, всяк, кто представит по сим предметам сочинение на твердом умозрении и опыте основанное, да будет удостоверен в достаточном возмездии и награде, пользам его изобретения соразмерной».

К этому времени Кулибин окончательно утвердился в вынашиваемой им с 1782 г. идее разработки и постройки новых речных судов – «водоходов». Наилучшим местом претворения плана в жизнь мастеру виделся Нижний Новгород с его прекрасной волжской акваторией. Идеи Кулибина получили высочайшую поддержку; все просьбы и материального, и организационного характера были приняты и удовлетворены императором Александром I.

Спроектированное Кулибиным судно приводилось в движение специальным механизмом, состоявшим из водяных колёс и каната с якорем, закидывавшегося вверх по течению; оно могло передвигаться как по течению, так и против него. Построенные и опробованные на Волге образцы показали высокие для своего времени судоходные качества.

В период жизни в Нижнем Новгороде Кулибин проводил также работы по применению паровой машины в качестве двигателя грузовых судов. Кроме того, он разработал проекты машины для добычи соли, различных мельничных колес, водяного колеса оригинальной конструкции, сеялки, фортепьяно и т. д.

Всю свою большую пенсию в 3000 руб. годовых Кулибин тратил на изобретательство; в конце жизни он оказался в крайне стесненном материальном положении. Кулибин умер 30 июня 1818 г . в возрасте 83 лет и был похоронен на Петропавловском кладбище в Нижнем Новгороде.

Наследие «главного механикуса отечества»

Замечательный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин – яркая и гармоничная личность, соединившая в себе ремесленно-прикладную универсальность и художественно-творческую одаренность. Масштаб, глубина, новизна и разносторонность содеянного ставят его в один ряд с такими выдающимися представителями человеческой цивилизации, как М.В. Ломоносов и Леонардо да Винчи.

Наследие «главного механикуса отечества» огромно. За время его руководства механическими мастерскими Академии наук там были изготовлены сотни оптических, навигационных, геодезических, акустических и механических приборов и инструментов. Они составили обширную экспериментальную базу исследований, проводившихся крупнейшими отечественными учёными А.Эйлером, Э Лаксманом, С.Я. Румовским, С.К. Котельниковым и другими. Таким образом, И.П. Кулибин имеет самое непосредственное отношение к достижениям русской академической науки XVIII века.

Многие оригинальные изобретения и «безделицы замысловатые» типа часового яйца со встроенным в него театром-автоматом или часов с павлином, хранящихся в Эрмитаже, изготавливались в одном экземпляре как дары императрице Екатерине II. Это были штучные произведения искусства, и их судьба сопоставима с судьбой шедевров Карла Фаберже.

Третий пласт кулибинского наследия – фундаментальные промышленные проекты – был реализован на уровне модельных образцов и детальных рабочих чертежей. Отсутствие необходимой производственно-технологической базы не позволило талантливому изобретателю полностью воплотить в жизнь свои дерзновенные замыслы. Наиболее крупные и сложные разработки, будь то идея однопролётного моста с опорой на береговые сооружения или принципиально новые конструкции речных судов, опередили своё время. Они стали важными научно-техническими ориентирами в деятельности выдающейся русской инженерной школы XIX века.

Соотечественники по достоинству оценили творческое наследие российского самородка. Его имя увековечено в названиях улицы и парка в Нижнем Новгороде, курсирующем по Волге крупном теплоходе. Изучению жизни и деятельности изобретателя посвящено несколько монографий; о нем написаны художественные и научно-популярные книги.

7 учёных, опередивших своё время и не нашедших признания современников

Современное научное общество очень консервативно – не спешит принимать новые теории и идеи, даже будь они сто раз подтверждённые и проверенные. А в прошлом всё было ещё хуже. И нет, не из-за происков инквизиторов, которых хлебом не корми – дай только какого-то учёного сжечь. Главными врагами прогрессивных исследователей были их же коллеги. И недальновидные государство. Так что мы расскажем вам об учёных, опередивших своё время, которых мало кто ценил при жизни.

Ингац Земмельвейс

Додумался до того, что потом начало называться асептика и антисептика в медицине. Проще говоря – заметил, что у врачей, которые тщательно моют перед работой руки – пациенты реже умирают. Для сравнения – в больнице, где этот товарищ работал, было два акушерских отделения. В одном смертность достигала 31 процентов, в другом – 2,7 процентов. Можете сами догадаться, где руки мыли, а где — нет. Даже эксперимент наглядный провёл. Вот только его послали с его открытием очень далеко – дескать, ерунда, а у врачей и так времени мало, чтобы ещё и руки мыть. Ещё и официальную статистику смертности просто перестали публиковать. Несмотря на то, что учёный, опередивший своё время, возглавлял ту самую больницу, где всё это дело исследовалось. И только через 20 лет после Земмельвейса, некто Джозеф Листер наконец-то докажет научному сообществу пользу обеззараживания рук и инструментов хирургов.

Альфред Рассел Уоллис

Человек, который одновременно с Дарвином изучал происхождение видов. Одновременно, но чуточку быстрее, поскольку Дарвин писал книгу, а Уоллис ограничился монографией. Которую он даже отослал Дарвину. Справедливости ради, британский учёный упомянул о работе Уоллеса в своей книге. И даже сам рассказал о ней на научных чтениях. Впрочем, теорию Дарвина- Уоллеса принимали очень долго – слишком уж она была новаторской для своего времени.

Ричард Тревитик

В 1797 году создал прототип железной дороги и паровоза. Действующий прототип. Вот только общество буквально ополчилось на инженера, опередившего своё время – местные жители ломали железную дорогу, а какие-то «специалисты» в один голос кричали, что люди будут в лучшем случае задыхаться в вагонах, а в худшем – получать сотрясение мозга и сходить с ума. Да, учёные того времени были в этом абсолютно убеждены, поэтому всячески старались запретить «опасное изобретение». Безрезультатно, к счастью.

Роберт Фултон

В самом начале XIX века смог соорудить первый в мире пароход. И пустить его по реке Сена против течения со скоростью 3 узла. Вот только никто не воспринял его изобретение всерьёз. В адмиралтействе заявили, что пар никогда не сможет заменить парус, а некто Наполеон Бонапарт вообще объявил Фултона шарлатаном. Потом, правда, извинялся – но уже не при жизни учёного.

Грегор Иоганн Мендель

А ему вообще не повезло – сказалось происхождение и профессия. Дело в том, что Мендель бы священником… Поэтому учёные просто отказались серьёзно рассматривать его исследования по наследованию и изменчивости. Дескать – «Наверняка там всё по божией воле происходит. Что ещё с монаха взять – он же даже экзамены по биологии в своё время завалил». Впрочем, труды Менделя всё же распространились по библиотекам. И потом, когда начали всерьёз изучать генетику, из них очень много полезной информации удалось почерпнуть.

Александр Можайский

В 1882 году провёл тест самостоятельно собранного, разработанного и продуманного летательного аппарата. Первый полёт даже был успешным, но потом – авария, серьёзные повреждения конструкции и отсутствие денег на ремонт. Армия и флот, однако, отказались выделить средства на «бесполезную затею». И лишь в двадцатом веке конструкцию Можайского исследовали и поняли, что она реально эффективная. Увы, инженер просто слишком опередил своё время.

Александр Богданов

Автор «новой науки» — тектологии, которая должна была заниматься взаимодействием различных объектов, созданием равновесных систем и первых алгоритмов. И всё бы ничего, но этот товарищ жил и работал в 20-х годах двадцатого века. В России. И его труды оказались неинтересными и идеологически чуждыми марксистко-ленинской советской науке. Даже некто Владимир Ильич Ленин неодобрительно прохаживался по творчеству Богданова. А некто Норберт Винер – наоборот. Поэтому можно сказать, что тектология легла в основу кибернетики. Но не при жизни учёного.

Современным учёным немного легче, чем их предшественникам. Вот только до действительно свободного научного мышления, готового принимать новые и подтверждённые экспериментально концепции, нам ещё развиваться и развиваться.

Tags: история наука

   Вы
знаете: я готовил абсолютно другую тему, но проводя время с моей командой и
просто общаясь, мы затронули одну уникальную тему. Мы вспомнили, как мы
начинали, когда была совсем маленькая группка людей, и у нас ещё не было
названия, у нас просто была мечта. Всё начинается с мечты! Знаете ли вы об
этом? Всё
начинается не с названия, всё начинается не с денег, или группы людей с которой
ты идёшь. Всё начинается с мечты. И поэтому, была просто мечта и
вокруг мечты собралось несколько человек.  И
когда я  молился, то Бог дал мне название
нашей церкви. Я долго молился! Я сказал: «Господь, покажи нам стратегию наперёд,
кто мы?» То есть, почему у евреев называли детей именами, которые сопутствовали
их будущему? Потому, что Бог открывал своему пророку, что происходило в жизни того
ребёнка, которого помазывали и благословляли.

«Опережая свое время»
Пастор Андрей Шаповалов

Итак, первый пункт: говорят ли в твою жизнь те, которые тебя учат, то есть, говорят ли в твою жизнь люди, у которых ты учишься?

С глубоким уважением
Пастор Андрей Шаповалов

Особая благодарность за редакцию статьи, Светлане Голодюк

Тесла: человек из будущего

Наталия Николаева, 10 июля 2018, 00:09 — REGNUM Изобретатель Никола Тесла в мировой истории остался как выдающийся учёный, опередивший свое время и гений которого сравнивали с Леонардо да Винчи. Сам учёный заявлял, что трудится не «для настоящего», а «для будущего». Только запатентованных изобретений, изменивших инженерный мир, у него было более 300, всего насчитывается более тысячи. К примеру, его изобретения легли в основу современного энергоснабжения, он открыл принципы робототехники и двигателей на солнечной энергии, его считают создателем компрессора, промышленного вентилятора, водяного насоса, электросчетчика, частотомера, рентгеновского аппарата, автомобильного спидометра, люминесцентных ламп, электрических часов, приборов электротерапии, он усовершенствовал паровые турбины, занимался разработкой локомотива, летательного аппарата, автомобиля на электрическом двигателе. Тесла также предсказал появление интернета и современных гаджетов, проводил опасные научные эксперименты на грани науки и фантастики, чем ввергал в шок даже учёных. Он спорил и конкурировал с Томасом Эдисоном.

Никола Тесла,1896

При этом его личность окутана тайной и мистикой: говорят, Тесла спал не более четырёх часов в сутки, ему являлись видения и инопланетяне, он предвидел будущее. Учёному также приписывают эксперименты с телепортацией, «лучами смерти», его имя связывают с падением Тунгусского метеорита в Сибири и «Филадельфийским экспериментом», якобы сделавшим невидимым целый корабль. Так это или нет, до сих пор остаётся загадкой, так как свой архив он сжёг, заявив, что «человечество пока не готово к величию моих изобретений».

Напомним о нескольких наиболее известных изобретениях гения и опытах, которые ему приписывают.

Война токов, или Война с Эдисоном

Имя Теслы связано с изучением переменного тока, который современники учёного считали «хламом и бредом», непригодным для широкого использования. Его оппонентом тогда стал сам Томас Эдисон, выступавший за использование постоянного тока. Напомним, постоянный ток движется только в одном направлении, его сложно транспортировать на большие дистанции (более 3 км). То есть при передаче электроэнергии, которая происходит по проводам, сопротивление растёт с увеличением длины провода, что влечёт потери из-за нагрева и, как следствие, может привести к опасным разрядам на коммутаторе. Поэтому передать большую мощность можно было увеличивая, к примеру, толщину проводов (а это дорого по затратам) или повышая напряжение. В то время как переменный ток способен менять направление несколько десятков раз в секунду, достигая больших напряжений (можно преобразовывать через трансформаторные станции), и при минимальных потерях может передаваться на длинные расстояния.

Никола Тесла в лаборатории в Колорадо-Спрингс. Начало 1900-х годов (фотография получена путём двойной экспозиции)

Научный спор о том, как должно проводиться и распространяться электричество, получил название «война токов».

О переменном токе в то время знали, но его невозможно было использовать из-за однофазности. Тесла доказал на практике, что переменный ток может быть многофазным. И создал двигатель и генератор переменного тока, которые до него никому не удавалось изобрести. Патент на изобретение генератора переменного тока Тесла уступил по договоренности за 1 млн долларов миллионеру Джорджу Вестингаузу, который использовал его при строительстве самой крупной по тем временам электростанции — ГЭС на Ниагарском водопаде.

Томас Эдисон, построивший бизнес-империю на постоянном токе, для дискредитации конкурента устраивал демонстрации опасности переменного тока, убивая на публике животных. После того, как Эдисон прознал от одного врача об идее использования переменного тока для умерщвления людей, был изобретён электрический стул. Первым на нём был казнён мужчина, убивший свою любовницу. В ответ Тесла устраивал легендарные демонстрации безопасности переменного тока, пропуская его через своё тело, чтобы зажечь лампы, чем шокировал даже учёных того времени.

Война токов шла более 100 лет, продолжившись после смерти учёных. Формально она завершилась после того, как Нью-Йорк перешёл с постоянного тока в энергоснабжении на переменный. Сегодня изобретение Теслы используется повсеместно для генерации и энергоснабжения домов.

«Катушка Теслы»

Одно из самых зрелищных изобретений — «Катушка Теслы», которая до сих пор пользуется успехом на различных шоу и которую можно увидеть в специализированных музеях, кино, шоу-бизнесе. Она является разновидностью резонансной трансформаторной схемы и используется для создания напряжения высокой частоты. Тесла создал её для экспериментов с высоковольтными зарядами, в действии «катушка» выглядит опасной и при этом пленяет своей красотой: выдаёт электрические многометровые разряды, похожие на молнии.

Тесла с «Теорией натуральной философии…» Руджера Бошковича на фоне катушки ВЧ трансформатора в своей лаборатории на Хаустон-стрит

Говоря о молниях, можно вспомнить эпизод из детства учёного, который врезался ему в память на всю жизнь. Как-то раз, гладя пушистую кошку, он обратил внимание на появляющиеся между шерстью и руками искры. Объясняя это явление, отец Теслы сказал о родстве искр с молниями и отметил, что электричество, как и кошку, можно приручить. Но всегда нужно помнить и о другой стороне — что оно может быть опасным, как природная стихия. Впоследствии многолетние эксперименты с электричеством привели к тому, что Тесла стал сторониться солнечного света, и народная молва приписала ему родство с Дракулой. В действительности же из-за регулярного воздействия электромагнитных полей он стал лучше видеть в темноте, а при свете появлялась резь в глазах — это довольно редко встречающееся заболевание. Ещё одна фобия, которая стала его спутником на всю жизнь, — это боязнь получить инфекцию. Доходило до того, что учёный не здоровался с людьми, постоянно мыл руки и отказывался есть пищу, если на неё садилась муха.

«Башня Ворденклиф»

Тесла предсказал появление интернета и современных гаджетов. Прообразом можно считать проект «Башня Ворденклиф», или «Башня Теслы», суть которой в использовании природных частот для передачи энергии и массива данных, говоря современным языком, — беспроводная коммуникация и беспроводная передача энергии. В идеале проект мог дать доступ к поставкам электричества «из воздуха» или из «эфира», что могло разорить энергетиков.

«Башня Ворденклиф»

Говоря о беспроводной передаче, Тесла заявлял, что

«Когда проект будет завершён, бизнесмен в Нью-Йорке сможет диктовать указания, и они будут немедленно появляться в его офисе в Лондоне или любом другом месте. Он сможет со своего рабочего места позвонить любому абоненту на планете, не меняя существующего оборудования. Дешёвое устройство, по размерам не больше, чем часы, позволит его обладателю слушать на воде и суше музыку, песни, речи политиков, учёных, проповеди священников, доставляемые на большие расстояния. Таким же образом любое изображение, символ, рисунок, текст могут быть переданы из одного места в другое. Миллионы таких устройств могут управляться единственной станцией. Однако важнее всего этого станет беспроводная передача энергии».

Сегодня беспроводная передача данных — обыденность. А тогда работы Теслы были приостановлены. Исследователи до сих пор спорят, на каком этапе эти работы были закрыты и чего смог достичь Тесла. Некоторые считают, что эти исследования могли спровоцировать появление Тунгусского метеорита над Россией в 1908 году.

Загадки

Учёный занимался разработкой электрического автомобильного двигателя. В 1931 году он продемонстрировал машину с двигателем переменного тока, заявив, что он может разгоняться до 150 км/ч и передвигаться без зарядки неделю. Его изобретение было встречено насмешками современников, чертежи двигателя не сохранились.

Незадолго до смерти Тесла заявлял, что создал некий «луч смерти», который концентрировал в себе энергию, способную уничтожить 10 тыс. самолетов. Говорят также, что он занимался разработкой машины времени, фотоаппарата для мыслей, телепортацией.

Эсминец «Элдридж»

Одним из самых загадочных является так называемый «Филадельфийский эксперимент», который занял особое место в фантастической литературе и кино. По слухам, Тесла сотрудничал с военными, один из проектов касался телепортации и технологии защиты кораблей от радаров. Но эти разработки якобы не были завершены — учёный скончался от сердечной недостаточности. Также, по слухам, после смерти Теслы военные решились на эксперимент по его разработкам. Но якобы созданное вокруг эсминца «Элдридж» электромагнитное поле сделало его невидимым не только для радаров, но и для человеческого глаза. Эсминец попросту исчез. Говорят также, что судно вместе с экипажем телепортировалось — якобы его видели в 200 километрах от места эксперимента. Члены команды в результате эксперимента потеряли ориентацию во времени и пространстве, получив психические расстройства.

Тайны учёного и изобретения до сих пор тревожат умы учёных. Сам Тесла говорил:

«Великие тайны нашего бытия ещё только предстоит разгадать, даже смерть может оказаться не концом».

Читайте ранее в этом сюжете: Технократ, на лету схвативший будущее, которое еще не наступило

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *