Нужно ли поститься кормящей маме?

Как кормящей маме с младенцем жить церковной жизнью?

Первая неделя августа — Всемирная неделя грудного вскармливания. Правмир попросил священников ответить на вопросы, которые прислали нам кормящие мамы.

ПОСТ ДЛЯ КОРМЯЩИХ

— Должно ли быть послабление в еде во время поста для кормящих матерей?

Не забывать про здравый смысл

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

Протоиерей Александр Ильяшенко

Для кормящих матерей пост, конечно, ослабляется. Более того, им нужно усиленное питание, больше молочной пищи.

А что касается мяса, думаю, постом любой человек, даже кормящая мамочка, если она здорова, может не есть его. Но здесь важно смотреть внимательно на состояние здоровья: кормящей маме нужны силы.

Цель поста — некая осмысленная и оправданная жертва ради Бога. Ведь главная задача матери — вырастить ребеночка, ей Богом дарованного, хорошим, крепким и здоровым, и самой при этом сохранить силы и бодрость духа.

Подрастет ребенок, не нужно будет его грудью кормить, тогда и поститься можно более строго. А пока дети маленькие, мамочке не до особо строгого поста. Строгость может зависеть от состояния здоровья, от усердия, но всегда быть по благословению духовника и по согласованию с врачом. При этом маме не стоит забывать про собственный здравый смысл.

К вопросу о посте надо подходить творчески

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Насчет послаблений поста для беременных и кормящих есть несколько мнений. Я придерживаюсь того, что если ограничения поста не причиняют вред здоровью, то они вполне допустимы беременным и кормящим мамочкам. На самом деле, не есть мясо во время поста большинству кормящих здоровых женщин не противопоказано.

Пост для беременных и кормящих никто не отменял. Есть единственное упоминание в книге правил, что если женщина родит в Страстную седмицу, то ей позволяется вино и елей ради ее немощи. Больше никаких указаний на этот счет нет.

Но женщины все разные, беременность и кормление у них тоже протекают по-разному. Есть те, которые не постятся по состоянию здоровья, едят все в пост, даже мясо, и все равное выглядят и чувствуют себя ослабленными. Им трудно поститься. И строго требовать от них соблюдения поста не оправданно.

А другие соблюдают все посты, в принципе никогда не едят мяса, и при этом нормально себя чувствуют, рожают, кормят грудью. Причем рожают много детей. И дети вырастают прекрасными, здоровыми. Это я не теоретические измышления говорю, а рассказываю об опыте многих знакомых женщин.

Поэтому здесь надо подходить очень индивидуально. Иногда священники, если они особо не вникают в ситуацию, может быть, не очень зная женщину, рекомендуют ей серьезные послабления в посте, вплоть до мяса.

Мне кажется, мамы сами должны смотреть по своему состоянию. Если женщина воздерживается от молочного, и с ней ничего не происходит — и хорошо. А если женщина не попила чай с молоком, и количество собственного молока у нее резко уменьшилось, значит, надо изменять режим поста.

Надо помнить о важном правиле — пост не должен ухудшать состояние здоровья, не должен вредить ни маме, ни ребенку.

Понятно, что если перейти на картошку, отказавшись от животного белка, то в организме никаких сил не хватит. Но можно, оказываясь от тех или иных продуктов, заменять их постными, но содержащими много полезных веществ. Здесь можно проконсультироваться со специалистом.

Главное — без терроризма по отношению к собственному организму. Но с другой стороны, не стоит безоглядно думать: «Ага, я беременная (я кормящая), значит, мне в пост можно есть любую пищу». Это неправильно.

Если здоровье не позволяет поститься полноценно, то стоит оказаться от продуктов, которые, может, и являются «постными», но же вредят и маме, и ребенку — тех же сахаросодержащих лимонадов. Начать можно со вредных вкусностей, которые женщина привыкла есть.

В общем, к вопросу о посте кормящей маме надо подходить творчески.

Рассчитать свои силы

Протоиерей Андрей Юревич:

В вопросах поста нужно ориентироваться на самочувствие любого человека, а не только кормящей женщины. Потому что есть обстоятельства, такие как болезнь, допустим, которые вменяются в пост. Ведь что такое пост? Это некое ограничение самого себя, но не извне.

Если ограничение человек воспринимает как ограничение извне, как какие-то внешние рамки, смысла в этом нет. Потому что смысл поста в том, чтобы человек трудился над собой. А внешние рамки — это как тюрьма. Тюрьма у нас только называлась исправительным учреждением, но никого не исправляла. Она ухудшала ситуацию, выпуская уже закоренелых преступников.

И если человек воспринимает Церковь как тюрьму, то ему будет только хуже, он превратится в самого упорного фарисея, такого законодателя, и все.

А то иногда неофит приходит в Церковь, ему сразу говорят: «Поститься, молиться и слушать радио „Радонеж“» — и больше ничего. Он понимает, что ему ставят жесткие рамки, а для чего — никто не объясняет.

Ограничения, дисциплина поста должны идти изнутри. Пост человеку нужно осознать, прожить его, понять смысл.

Постясь, стесняя себя, мы внутренне упражняемся, а ко всякому упражнению надо подходить разумно. Если человек, занимаясь физкультурой, начнет упражняться сверх меры, он себя перегрузит, и будут у него или сорванные суставы, или поломанные конечности, или депрессия, что угодно.

Так же и здесь — человек не рассчитал своих сил, сорвался, потом — депрессия, и он либо пост бросил, либо вообще — церковную жизнь.

Поэтому все должно быть разумно. Если у человека есть какие-то другие, кроме поста в еде, моменты, в которых он упражняется, то уже с едой надо быть осторожным. Беременность, кормление грудью — это особые состояния, которые дают огромные нагрузки на организм женщины, почти стрессовые, хотя и естественные, и потому радостно воспринимаемые.

К посту в еде здесь надо подходить очень осторожно. Растущему в утробе матери ребенку необходимы, так сказать, «строительные материалы». И как может происходить нормальная выработка молока у матери, если мать не пьет коровьего молока, не ест молочных продуктов, например?

КОРМЛЕНИЕ В ХРАМЕ

— Что делать, если ребенок просит есть в храме? Можно ли его покормить?

Чтобы никто никого не смущал

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

В принципе, кормление в храме, если там нет специальной комнаты — не очень хорошо. Кого-то из молящихся это может смутить. Храм — все-таки место молитвы, а не кормления.

Но если возникла такая острая потребность, а вспомогательного помещения нет, можно уединиться в уголок, чтобы никому не мешать и никого не смущать. И чтобы кормящую женщину тоже никто не смущал.

Лучше заранее узнать порядки конкретного храма

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Мне кажется, кормить ребенка в кормительной одежде в храме можно, если это никого особенно не смутит.

В разных храмах могут быть разные порядки. Я не готов ответить за все храмы, что вот есть такое правило, которое разрешает кормить детей во время службы. Нет по этому поводу какого-то канонического запрещения или разрешения.

Но во многих храмах к этому действительно относятся спокойно. В некоторых мы видим икону Божьей Матери Млекопитательница, например, в Богоявленском соборе — громадная чудотворная икона, у которой кормящиеся мамочки молятся о помощи во вскармливании ребенка.

Более того, мы знаем, что эта икона, на которой изображена Богородица, кормящая грудью Младенца, была написана на Афоне, афонскими монахами.

У нас в храме есть специальная комнатка, рядом с притвором, куда можно зайти и прямо там покормить.

Можно просто отойти в уголок и покормить. Накрывшись большим палантином, частью слинга. Ничего не нужно делать демонстративно.

Но я знаю, что в некоторых других храмах это может смущать. Так что родителям важно заранее узнать, как происходит в том или ином конкретном храме, чтобы чувствовать себя комфортно. Это гораздо полезнее, чем, не разобравшись, не поняв ситуации, прийти в храм и начать качать свои права.

В идеале — нужны специальные комнаты

Протоиерей Андрей Юревич:

Протоиерей Андрей Юревич

В ситуации, когда грудной ребенок хочет есть во время службы, лучше не пытаться незаметно прикладывать его к груди, тем более, что это очень неудобно и ребенку, и матери. Да и смысла нет — все равно уже не до молитвы. Лучше отойти, например, присесть на лавочку у стены. Это и для мамы будет удобнее, и для ребенка — мама на нем сосредоточится. И для всех окружающих, потому что окружающих тоже отвлечет от службы чмокающий малыш.

Худший вариант, когда люди скажут: «Вы мне мешаете, идите отсюда». Лучший вариант — наоборот, окружающие будут беспокоиться за женщину, начнут суетиться: «Присядьте, туда, сюда». И то, и другое нехорошо — в храме переполох, молитвы нет. Так что повторяю, лучше отойти на лавочку, если нет других вариантов.

Хорошо, если настоятель храма продумает эту проблему и, если есть возможность, выделит какую-то детскую комнату. У нас в Лесосибирске была целая система детских комнат. Была комнатка для грудничков, где мамы могли спокойно покормить грудью, стояли пеленальные столики. Была комната для ползунков, с ковром на полу и диваном для мам и нянь. Была комната, где дети постарше могли посидеть за столом, порисовать, пораскрашивать, полистать книжку. Имелись горшки, игрушки, карандаши, альбомы, детские книжки, раскраски.

Если мы хотим, чтобы дети оставались в храме, мы должны создавать для них условия. А младенцы — народ непредсказуемый. Они не могут заранее сделать все свои санитарные дела. И в идеале, в храме должны быть все условия, чтобы детям было хорошо, да и мамочкам тоже.

КОРМЛЕНИЕ И ТАИНСТВА

— Что делать, если младенец просит есть перед Причастием? Можно ли кормить? Можно ли кормить кроху перед Крещением?

Маме нужно все учитывать

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

Чем раньше начать ребеночка причащать натощак, тем легче будет делать это, когда он станет постарше. Но для этого маме нужно хорошо продумывать распорядок дня, когда малыша несут в храм. Может быть, следует встать пораньше и покормить ребенка, прежде чем отправиться в храм. И смотреть по обстоятельствам — выдерживает ребенок — хорошо, не выдерживает — значит, покормить.

Но, понятное дело, речь не о малыше, появившимся на свет месяц назад. Здесь о каких-то попытках приучить говорить рано.

На самом деле, не стоит кормить грудничка перед Причастием, потому, что он, например, может срыгнуть. Поэтому надо стараться отодвигать время кормления от Причастия, сделать так, чтобы оно попадало между кормлениями.

Понятно, что не всегда это получается, и иногда придется подкормить. Нужно смотреть по ситуации.

Ведь единый жесткий режим на все дни здесь не установишь. Ребенок здоров — одно. Не очень себя хорошо чувствует — другое. Смена погоды, недосыпание, — что только не влияет на самочувствие крохи. Мамочке следует об этом помнить и учитывать, стремясь принести ребенка к Причастию, чтобы избежать нежелательных эксцессов.

Перед Крещением тоже надо стараться, чтобы кормление от Таинства было отделено. Чтобы во время Таинства не произошло никаких нежелательных естественных для ребеночка происшествий.

Но время Крещения зависит не от мамочки, священник может задерживаться, ребенок — начать плакать. Тогда, конечно, можно и покормить.

Может, тогда и исповедовать месячного младенца?

Протоиерей Андрей Юревич:

Иногда спрашивают, отказывать ли младенцу в еде перед причастием и сколько времени? Если исходить из того, что пост — осознанное дело, я не вижу смысла не давать младенцу есть перед причастием. Для чего отказывать ему в еде? Чтобы исполнить закон? Зачем младенцу исполнять закон? Повторюсь: пост должен быть осознанным. Что малыш может осознать в свои несколько месяцев? Почему бы тогда младенца не начинать исповедовать с первого месяца его жизни?

Ждать появление сознательности

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

До того момента, как у ребенка появятся хотя бы начатки сознательности, никакого специального поста перед Причастием для ребенка нет.

Заплакал ребенок в очереди к Чаше, мама тут же ему может дать бутылку со сцеженным молоком (редкие, единичные случаи пользования бутылкой вреда не причинят) или отойти в уголок — покормить.

Но как только он начинает понимать что то, надо приучать к тому, чтобы он подходил к Причастию натощак. Причем не обязательно приурочивать это к конкретной дате: «Все, с трех лет начинаем приучать!». Но при этом нужно помнить, что трехлетний ребенок вполне уже может причащаться натощак. Для этого нужно вырабатывать определенную привычку и навык. Встали, например, быстро оделись и вышли, чтобы ребенок не сообразил, что нужно позавтракать.

У нас в храме мамы кормят во время Крещения. Прямо во время крестин. Например, если возникает пауза в действиях священника, например, он читает молитву на освящение воды. Но даже если ребенок расплакался в момент какого-то действия, можно дать ему поесть.

Подготовка к Причастию беременной или кормящей мамы

Причащается раб Божий, младенец…

Как подготовиться к Причастию беременной и кормящей маме

Будущей и молодой маме важны чувство умиротворенности и внутреннего покоя, чтобы вынашивать и растить ребенка в радости, уповая на милость Господа. Поэтому отлучаться от церковных Таинств, таких как Исповедь и Причастие, женщине во время беременности и кормления грудью новорожденного неправильно. Ведь Тело и Кровь Христовы очищают душу христианина от всякой скверны и зла, помогают жить в любви и благодати.

Как готовиться к Причастию беременной?

Беременная может причащаться так часто, насколько для нее это посильно. При подготовке к Причастию будущей маме Церковь допускает послабления. Пост может быть ограничен неупотреблением мясной пищи или вовсе отменен, если есть противопоказания по состоянию здоровья. Этот этап подготовки беременной рекомендуется обсудить со своим доктором и духовником. Молитвенная же часть должна соблюдаться полностью: необходимо читать утренние и вечерние молитвы, исповедаться и покаяться накануне Причастия.

Беременной важно знать:

  • Пост не должен навредить здоровью будущей мамы и ребенка.
  • Стоять в течение всей службы в храме необязательно, можно присесть, особенно на поздних сроках беременности.
  • Пребывающим на сохранении исповедаться и причаститься можно вне стен храма, пригласив священника домой или в больничную палату.

Как готовиться к Причастию кормящей маме?

По истечению 40 дней после рождения ребенка над женщиной читается очистительная молитва, и она снова может участвовать в церковных богослужениях и Таинствах. Но чаще всего появление в доме младенца затрудняет посещение храма молодой мамой, как и возможность соблюдать строгий пост в дни подготовки к Причастию.

Важно, чтобы с молоком матери новорожденный получал все необходимые питательные и полезные вещества, поэтому в рационе кормящей должно быть мясо, яйца, молочные продукты. В этом случае подготовка женщины к причастию заключается в усиленной молитве, когда позволяет время. Считается, что период ухода за новорожденным, его кормление и христианское воспитание, и есть служение Богу и Церкви.

Как готовить к Причастию ребенка?

Дети должны готовиться к Причастию, начиная с 7-летнего возраста. До этого времени они считаются младенцами и причащаются без подготовки.

Грудных детей в церковь приносят перед самым Причастием. Желательно, чтобы к началу Таинства прошло более двух часов после кормления, и ребенок не срыгнул Святыми Дарами. Если такое произошло, одежду, испачканную каплями Крови Христа, необходимо оставить в храме и после сжечь. Во избежание подобной ситуации, рекомендуется при себе иметь носовой платок или детский нагрудник.

Маленьких детей 4-5 лет можно приучать причащаться натощак постепенно: выходить из дома в церковь до завтрака, а после Причастия кормить ребенка в трапезной принесенными с собой пирожками, творожком или другим видом перекуса. Так малыш к семилетнему возрасту привыкнет принимать участие в Таинстве и будет спокойно поститься и научится исповедоваться. Личный пример в таком случае обязателен – мама готовится и причащается вместе с ребенком.

О посте беременных и кормящих грудью женщин

Обязаны ли женщины возмещать пост, пропущенный по причине беременности или кормления грудью?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
В связи с разногласиями, существующими вокруг восполнения поста пропущенного по причине беременности или кормления грудью, многих мусульманок интересует вопрос, чем обязана беременная и кормящая грудью? Обязаны ли они поститься или нет, и необходимо ли им возмещать пост в том случае, если они его пропустили.
С соизволения Аллаха эти вопросы будут рассмотрены с приведением доводов всех сторон.

О том, что беременная и кормящая грудью могут при необходимости прервать пост
От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.
Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу или нехватку молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 184).
Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
Таким образом, беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.

Примечание:
Если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения, связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?
Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.
Рассмотрим подробно мнения всех сторон:
Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Однако некоторые шафи‘иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Второе мнение состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273.
Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи говорил:“Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.
Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.
Они говорят, что основа в шариате Всевышнего – это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
Также их доводом являются следующие аналогии:
Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.
Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.
Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту, женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение. Упомянув это, Ибн Хазм сказал: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).
И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184) сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено кормление одного бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей)”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”. Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод
Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
Это мнение является самым сильным по следующим причинам:
Во-первых, оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.
В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.
Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему мнению не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.
Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.
Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.
Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Разъяснение некоторых сомнений
Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказавший: «А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней» (аль-Бакъара 2: 185). Однако на то, что кормящая грудью и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.
Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если из этого хадиса провести аналогию между путником с одной стороны и беременной или кормящей грудью с другой, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ответ на четвертое мнение, что беременным и кормящим грудью не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.
Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им либо поститься, либо кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).
Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).
История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Умар, Му’аз и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.
Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). Однако установлено для старика и старухи, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей грудью, которые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Таким образом нам стало ясно, что между Ибн ‘Аббасом и другими сподвижниками не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и другим, однако вместе с этим он указывает на исключение из общего положения, а именно в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.
Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который неспособен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься. А в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключении из общего положения говорил Ибн ‘Аббас. Также и Ибн ‘Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.
Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, беременной, а также кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене аята дозволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления. Имам аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей (старого человека, беременной и кормящей грудью). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.
Подобное исключение из общего повеления не мог сделать никто из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.
Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным или кормящим грудью: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом»», тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Только в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных или кормящих грудью так же, как и для старого человека, которому трудно поститься.
Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем Тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка, и возмещать пост»”.
Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.
А сообщений от ‘Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’ и словам: «Установлено»!
На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу и Ибн ‘Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.
Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу’ (то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.
Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.

Чем следует кормить бедняка?
Старый человек, беременная и кормящая грудью одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими день поста одного бедняка половиной са’ или одним муддом еды, что примерно соответствует 1,5 кг.
Ибн ‘Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит бедняка за каждый день одним муддом еды”, в другой версии сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.
От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн ‘Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка, сказал:“Она не постится и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.
Сообщается, что “когда Анас ибн Малик состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек неспособен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который, после того как состарился, за каждый день кормил бедняка мясом и хлебом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.
Таким образом, можно кормить и раздавать беднякам любую еду.
Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.
Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: “Если старик или старуха не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!
Это положение подобно закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду!” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.

И в заключение воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Подготовлено редакцией сайта

Грудное вскармливание во время поста — это реально?

Многие женщины решают держать пост во время кормления грудью. Но при этом они беспокоятся за свое здоровье и здоровье своих детей.

Когда приближается Рамадан, мы получаем много вопросов от кормящих матерей – могу ли я держать пост и одновременно кормить ребенка?

Ответ на этот вопрос зависит от возраста грудного ребенка – поскольку со временем качество и количество грудного молока меняется. Потребности недавно родившегося ребенка, который полностью зависит от материнского молока, и подросшего малыша, который уже получает прикорм, сильно отличаются.

Итак, что же происходит с грудным молоком во время поста?

В Арабских Эмиратах было проведено обследование женщин: у здоровых матерей были взяты образцы молока до и после Рамадана. Исследование показало, что пост не сказывается отрицательно на качестве молока. Количество макроэлементов, необходимых ребенку в больших количествах, такие как белки и углеводы, осталось прежним. Даже содержание жира в молоке не изменилось. Самое удивительное в том, как оказалось, что молочные железы женщины способны сами вырабатывать некоторые молочные жиры. Это означает, что некоторые виды жиров поступают из собственного жирового запаса женщины, если в ее рационе недостаточно жирной пищи.

Д-р Хесса Хальфан аль-Газаль, директор Исполнительного комитета кампании по детскому вскармливанию в Шардже, отмечает: «Грудное молоко невероятно устойчиво и может сохранять свои основные питательные свойства во время длительного отказа от пищи. Женщины во многих бедных странах способны выкормить здорового ребенка так же, как и жительницы богатых стран».

Однако, пост действительно влияет на содержание в молоке микроэлементов, таких как калий, цинк и магний, которые необходимы организму в небольших количествах. Нельзя сказать, что это обязательно плохо, поскольку грудное молоко приспосабливается к вашему питанию и его содержание меняется, чтобы удовлетворить потребности вашего ребенка.

Тем не менее, обезвоживание действительно может привести к тому, что количество молока уменьшится. Этого можно избежать в случае, если мать будет всю ночь – от захода до рассвета восполнять потребности своего организма в жидкости.

Также нам не следует забывать о духовной стороне: Рамадан — это благословенный месяц, так что матерям следует твердо верить, что Аллах обеспечит молоком их ребенка. Но также следует помнить о том, что Всевышний по Своей милости дает кормящим матерям выбор – держать пост или нет, если они боятся за свое здоровье и здоровье ребенка.

Если мать все-таки решила держать пост, как избежать уменьшения количества молока?

Д-р Аль-Газаль советует: «Если вы решили держать пост, то крайне важно поддерживать тот же ритм кормления, что и до Рамадана, чтобы ребенок не испытывал стресса».

Далее она поясняет: «Крайне важно, чтобы женщина обеспечила свой организм достаточным количеством жидкости, чтобы количество молока и частота кормлений были как можно ближе к нормальным».

Кроме того, женщинам во время поста следует правильно питаться, много отдыхать и занять себя поклонением в это время. Это способствует тому, что матери смогут без вреда для себя и ребенка держать пост и одновременно кормить грудью.

Как только время поста оканчивается, старайтесь выпить как можно больше жидкости – избегайте напитков, содержащих кофеин (чай, кофе) и сладких газированных напитков. Они могут способствовать обезвоживанию. Пейте обычную или минеральную воду, травяные чаи и свежие фруктовые соки.

Сара, мать троих детей из Кейптауна, говорит, что когда она кормила своего ребенка во время Рамадана, она старалась как можно больше пить утром и вечером. Обычно она пила имбирный чай в качестве альтернативы напиткам с сахаром и кофеином.

Также не старайтесь много выпить сразу. Распределите всю необходимую жидкость на все время от сухура до ифтара. Составьте себе расписание и попробуйте пить каждый час на протяжении ночи.

Также важно не только пить, но и восполнять необходимое количество питательных веществ и калорий из продуктов питания. Подключите к этому ваших домашних.

Попросите кого-то из членов семьи взять на себя часть домашних обязанностей и, при необходимости, присмотреть за старшими детьми, чтобы вы могли больше отдыхать.

Старайтесь избегать стресса и отдыхайте, поскольку стресс уменьшает количество молока. Не забывайте о дневном сне – это Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение) и особенно важно во время поста.

Многие мамы спрашивают: какие продукты им лучше есть, чтобы количество молока не уменьшалось?

В этом нет строгих правил. Главное – питайтесь здоровой пищей, тогда у вас не будет проблем.

Однако существуют некоторые виды продуктов, которые особенно рекомендуются:

  1. Финики: согласно Сунне, это лучшие продукты для сухура и ифтара.
  2. Свежие фрукты или фруктовый салат. Его можно приготовить заранее и поставить в холодильник.
  3. Зеленые овощи – салат, шпинат, разнообразная зелень, целиком или в измельченном виде.
  4. Молочные продукты – творог, простокваша, йогурты, иные кисломолочные продукты.
  5. Овсяная каша: овес – это один из самых полезных продуктов, он содержит белки, витамины и минералы.

Наконец, целесообразно для всех матерей продолжать частое кормление грудью как во время поста, так и после ифтара —днем и ночью, и даже когда они чувствуют, что их грудь “пуста”. Удаление молока из груди способствует его новому образованию.

Кормление грудью — это чудесный процесс, так что женщинам не следует отказываться от этого, даже если они хотят держать пост. Пусть Аллах облегчит всем мамам этот Рамадан. Амин.

319315 Теги: Рамадан, пост, кормление грудью

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *