Нужен ли режим ребенку?

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Нужен ли ребенку режим? Насколько велика опасность подавить творческий потенциал малыша, если с малых лет приучать его к порядку во всем? Многодетная мама и психолог Екатерина Бурмистрова рассказала об этом корреспонденту портала «Православие и мир» Тамаре Амелиной.

Когда росли мы, нынешнее поколение родителей, режим в жизни ребенка не являлся чем-то обсуждаемым. Он должен был быть. Младенцев кормили по режиму, в детском саду, на продленке, в пионерлагере был режим. Никто в значении режима не сомневался. Все дети вырастали режимными.

Что происходит сейчас? В начале 90-х годов, когда рухнула империя, открылись границы, поток информации с Запада сместил национальную парадигму. Помимо музыки из кинофильмов, рекламы жвачки и всего прочего к нам приехала антиавторитарная волна в воспитании. Она выражается в том, что не родители диктуют ребенку, как себя вести, во сколько нужно ложиться спать, сколько смотреть телевизор, а ребенок, чью свободную личность, как считается, опасно подавить, сам знает, что ему надо.
— Еще есть японская система воспитания…
Когда рассказываешь, как необходима в жизни ребенка система запретов, редкая родительская группа не говорит: «А как же в Японии растят без «нельзя»?» Там ребенок, действительно, до определенного времени растет без ограничений, но потом он попадает в настолько ранжированную запретами систему (кастовыми, возрастными, сословными), что нам и не снилось то количество запретов, которое нужно знать японскому ребенку.
Как русский человек целиком не может питаться японской кухней, ему через некоторое время станет очень плохо, точно так же невозможно взять кусок чужой системы воспитания и, воплотив его в совершенно иной культуре, получить положительные результаты. Как нельзя у нас в открытом грунте выращивать экзотические овощи, так и кусок воспитательной системы, гармонично привитый в Японии, невозможно прилепить к чужому кусту.
«Японское воспитание» – это один из родительских мифов. Но такие мифы очень влияют на сознание родителей.
Еще появился миф про детей индиго, довольно опасное оккультное движение. У этих детей якобы сильное свечение в ауре, они совершенно не воспринимают запреты. Миф о детях индиго, конечно, смехотворный, но, как ни странно, его вполне серьезно могут повторять даже люди с высшим образованием, «подкованные». Под миф о детях индиго очень легко сходят все минимальные расстройства нервной системы – ребенка к невропатологу нужно вести, его лечить надо, а у родителей в голове миф о детях индиго, якобы он такой необыкновенный, это шестая раса, и он не подчиняется законам пятой расы. Все! Он непролеченный идет в школу, и потом выясняется: он не ребенок индиго, а у него минимальная мозговая дисфункция, которую нужно было вовремя корректировать.
Все эти факторы в воспитании подействовали так, что почему-то стало считаться, что режим вообще не нужен. Родители перестали укладывать младенцев, когда надо; почему-то стало считаться, что двухлетний ребенок может отказаться от дневного сна; стало считаться, что ребенок сам знает, когда ему есть и что ему есть.
С точки зрения практикующего психолога и мамы тоже я заявляю: БЕЗ РЕЖИМА И ПОРЯДКА, КОТОРЫЕ ДИКТУЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИМИ НОРМАМИ, УСТАНОВКАМИ И ПРЕДПИСАНИЯМИ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА СО СТАБИЛЬНОЙ ПСИХИКОЙ. Чем младше ребенок, тем более ему необходим этот внешний скелет в виде режима и распорядка.
Только пятая часть детей – флегматики – в состоянии сами заснуть тогда, когда им это нужно. А остальные 80% – холерики, сангвиники, – им необходима помощь в засыпании, потому что они доводят себя до состояния крайнего перевозбуждения.
И если родители не относятся к сторонникам режима, то у них этот ребенок будет в постоянном хроническом перевозбужденном состоянии. В таком состоянии очень сложно и учиться, и сложно реагировать на родительские просьбы. Получается сложный, сложновоспитуемый ребенок.
— Тем не менее, это очень распространенная родительская позиция.
Режим – огромная тема. Мы имеем некоторый сдвиг в родительских головах, что режим может ребенку повредить. Как вернуться к здравому смыслу?
Сейчас антиавторитарная волна пошла на спад, потому что выросло поколение детей, выращенных вне запретов, и явно видно, насколько хуже они обучаются, насколько хуже отношения в семье, насколько меньшие результаты они имеют в подростковом возрасте. На Западе эта волна кончилась раньше, у них даже есть исследования по поводу того, как влияет бесструктурный день на ребенка. Режим должен быть, но я бы тут брала слово не режим, а ритм. Режим – это что-то очень жесткое: кормление точно в 6.30, в 9.30, в 13.30 и т.д. Ритм – это нечто более гибкое, если есть ритм дня – это значит, что создает и задает его родитель, а не ребенок.
– А сам ребенок может как-то влиять на собственный режим-ритм?
Возвращаемся к вопросу о главенстве ролей в семье. Если в семье главный – ребенок, то он знает, когда ему есть, когда спать и пойдет ли он гулять. Я считаю это колоссальным трагическим перекосом. Так вырастают дети–тираны. Это возможно, когда ребенок единственный. Если рождается хотя бы второй ребенок, этой детской диктатуре приходит конец.
Семья – иерархическая структура, где главный – отец, потом мама, именно взрослые должны задавать ритм, скорость наполнения жизни. Пока ребенок мал, ритм жизни, режим являются основной канвой, которую могут создавать только взрослые. Ребенок не настолько за себя отвечает, передоверять устройство жизни несознательному несмышленому человечку – это просто странно. Это меняет порядок, переворачивает иерархию.
— Но ведь можно и переборщить с режимом?
Режим должен быть как некий закон мироздания: не злая воля родителей, которая калечит ребенка, а понимание, что все так живут. Все дети младше шести лет спят днем. Но в семьях всегда бывают отклонения от правил: есть дети, которые рано перестают спать, но это скорее исключение, я даже о нем не говорю.
Любая опытная мама знает: ребенок, который не поспал днем, не поспал вовремя, не поспал столько, сколько надо, становится как бы никаким во второй половине дня. Чем младше ребенок, тем больше его нервность связана с распорядком.
У ребенка должен быть режим, но он у него не должен походить на рабочее расписание помощника министра. Потому что иногда родители склонны создавать очень плотный распорядок и могут держать этот ритм, но они очень перегружают ребенка, перестимулируют. Это тоже один из важных воспитательных вопросов.
– С какого возраста ребенок может сам отвечать за собственный режим?
Начиная примерно с семи лет можно уже ждать, что ребенок сам может ложиться спать – укладываться и засыпать, что ему не нужна помощь. Родители передают ему ответственность за режим, но они должны контролировать, так или иначе, чтобы все было по плану.
Начиная с семи лет у ребенка формируется способность отвечать за себя и за свои ритмы. Ему надо учиться распределять свое время: сколько он будет тратить на уроки, сколько оставит на игру. Это довольно плавный процесс, требующий большого наблюдения.
И ТУТ ВАЖНО ИМЕННО СТРЕМЛЕНИЕ УПОРЯДОЧИТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА, И НЕ УНИЧТОЖИТЬ В НЕМ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. Если ребенок будет перегружен, у него не останется времени для игры. А игра – это основная деятельность ребенка-дошкольника, ИГРА И ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, а вовсе не посещение развивающих занятий, как кажется многим ответственным родителям.
— Есть связь между режимом и развитием ребенка?
СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – РЕЖИМ, ПОРЯДОК, ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ. Режим для младенца – это внешний скелет формирования, позволяющий нормально расти. И, в принципе, физиологическое благополучие ребенка до трех с половиной лет точно вплотную завязано на режиме. Но очень важно после трех лет, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, характер, не сбиться с правильной дороги. И по-прежнему основные режимные события должны диктоваться ребенку взрослыми: когда кушать и что кушать, когда спать, сколько спать, гулять или не гулять – знает только взрослый.
В семье должна быть четкая область взрослых решений. Взрослый может позволить ребенку решить, куда он пойдет гулять – на эту площадку или на ту. Но гулять или не гулять, – за это ответственность передать нельзя, это не детский уровень компетентности.
Из режима происходит привычка, что жизнь – не хаос, это космос, это порядок, а не анархия. Режим не подавляет творческое начало, он организует жизнь, никак ничему не мешая. Конечно, в режиме, детском укладе должно оставаться время на гуляние, на свободную игру, когда он ничем не занят сам по себе, но это должно быть вписано в некую канву. И тогда у ребенка возникнет привычка к организованности, к ответственности, что воплотится потом, например, в школьных занятиях. Потому что, если жизнь до школы была хаотическая, потом при переходе в школьную жизнь будет огромный стресс, ведь там уже все всерьез. Если у ребенка не было порядка в жизни, он не сможет подстроиться под школьный ритм, спокойно делать уроки.
— Какие еще важные составляющие режима?
Чем старше ребенок, тем больше должно становиться:
А) ответственности за собственный режим,
Б) обязанностей по отношению к семье, в частности, бытовых, потому что если вся загрузка сводится только к интеллектуальной, соответственно это будет очень однобокое развитие. И будет формироваться потребительское отношение к семье. Поэтому с самого раннего детства в режим должны быть вписаны некоторые обязанности по отношению к другим.
— Можете дать какие-то практические советы?
Дарю замечательную рекомендацию: приготовьте наглядный плакат с расписанием. Если ребенок еще не умеет читать, то его распорядок дня, его ритм хорошо изобразить в картинках. Для школьников это может быть расписание, заполненное от руки, чтобы ребенок это делал сам, тоже очень полезно.

Но пока ребенок не читает, это может быть, как говорят психологи, некая пентаграмма, серия рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубы, вот малыш заправил кроватку вместе с мамой, вот пошел кушать, одевается на гуляние. В картинках должна быть выражена вся последовательность распорядка дня. Многие родители говорят: «Я рисовать не умею». Я бы лично хотела, чтобы такой плакат можно было приобрести в полиграфическом варианте, но любой уровень картинок устроит ребенка. Если уж совсем рисовать не получается, можно вырезать картинки из журналов или скачать из Интернета, качество графического исполнения совершенно не важно. Важно – наглядно вынесенная серия последовательных сюжетов.
— Не хочу гулять! – говорит малыш.
— А что у нас нарисовано на картинке? Так все детки делают.
Дети, которые умеют читать, вместе с мамой заполняют свой распорядок, с часами. Ближе к школе нужно учить ребенка разбираться во времени.
Рекомендации по поводу режима из своей практики: захронометрировать вместе с ребенком его основные дела. «Ты хочешь одеваться быстрее? А давай поучимся с таймером». Ребенок должен знать, что не просто нужно одеться, а на одевание нужно столько-то времени.
И особенно важно, одна из самых типичных проблем – уроки с ребенком. Чтобы делание уроков не растягивалось на часы, ребенок к концу первого класса должен быть обучен основам тайм-менеджмента. Он должен знать, что такое 5, 10 минут, полчаса, что он может успеть за этот период. Ребенок должен знать, что, если он сделает уроки вовремя, уложится в тот интервал, который в его распорядке заложен, то у него будет выбор интересных занятий (не только мультики): погулять, почитать, поговорить с мамой. И тогда эти неприятные обязанности не будут расползаться. Важно, чтобы за режим ребенка взрослый постепенно переставал отвечать. Взрослый человек режим задает, но к середине начальной школы ребенок должен уметь сам по своему режиму двигаться.
85 % всех людей (по данным физиологов) относятся к ритмичным людям, которым в определенном ритме жить проще – просыпаться в одно и то же время, укладываться в одно и то же время. Только 5-7% людей страдают от порядка, но обычно эти особенности проявляются не в детском возрасте.
Человеку любого типа легче жить в режиме, он тратит меньше сил, меньше энергии. Приведу научное понятие, так называемый «динамический стереотип, временной стереотип» (по Павлову) – система реакций на время, т.е. когда в одно и то же время человеку дают завтракать, то у него заранее, за несколько минут начинает выделяться желудочный сок. Когда, примерно в одно и то же время ребенка укладывают спать, у него мозг начинает заранее готовиться к переходу в состояние сна.
ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: ДЕТИ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК ИЗНАЧАЛЬНО, ОНИ СКЛОННЫ К ПОРЯДКУ, ДЛЯ НИХ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ В ПОРЯДКЕ.

Что такое подавление личности и как его преодолеть

Что такое подавление? Под этим термином понимается подавляющее влияние или способность человека лишить воли оппонента. Чаще всего, подавление выступает в отрицательной форме.

Виды подавления

Моральное подавление

Оно направлено на принижение достоинств человека. Например, обидчик говорит о комплексах, внешности жертвы, старается вызвать чувство вины. Сунь Дзы писал: «Чтобы подчинить врага своей воле — бей по слабым местам».

Психологическое подавление

Этот вид воздействия сопровождается физическими истязаниями. Сначала жертву бьют, толкают, а затем уже применяется психологическое насилие. Оно часто связано с такими словами: «Не хочешь по хорошему – будет по плохому», после которых начинается запугивание.

Психология подавления личности

Подавление в психологии – это защитная работа Эго, не дающего вредным импульсам достичь сознания. Под этим термином понимается механизм психологической защиты. Этот принцип был описан Зигмундом Фрейдом в своей теории. Однако эти воспоминания или импульсы не забываются, а, наоборот, продолжают влиять на человека косвенно: через сны, например.

Подавление чувств

Этот симптом говорит о внутренних проблемах человека. Подавление чувств может привести к различным психологическим проблемам и психосоматическим синдромам. Вот некоторые признаки таких индивидов:

  1. Повышенная эмоциональность. Она выражается в яркой реакции на обычные ситуации, например, молоко всего-то убежало при кипении, а человек из-за этого начинает рыдать.
  2. Неуверенность в себе. Подавленные чувства характерны для детей, выросших в неблагополучной семье.
  3. Беспорядочные половые связи. Так человек хочет восполнить тепло и любовь, которые не получил в детстве.
  4. Цинизм. Таким образом индивид защищает себя от обид и разочарований.
  5. Перфекционизм. Сделать все идеально – значит избежать критики и переживаний по этому поводу.

Подавление эмоций

Людям свойственно испытывать положительные и негативные эмоции. Однако некоторые индивиды подавляют свои эмоции, чтобы ничего не чувствовать. Подавление эмоций отрицательно влияет на здоровье.

Почему так происходит? Подавление эмоций можно разделить на 2 группы:

  1. Подавление положительных эмоций. Практически каждый ребенок во время игры слышит от родителей: «Не шуми, смейся тише». С течением времени он начинает бояться проявлять положительные эмоции.
  2. Подавление отрицательных эмоций. И снова пример из детства, связанный с воспитанием. Девочка упала и плачет, отец ей говорит: «Что ты как рева-корова». И вот она уже больше не показывает своих слез, хотя это обычная реакция, которая нужна организму для разрядки.

Важно уметь управлять своими эмоциями. Для этого необходимо принять себя настоящего: давать сдачи обидчику, плакать в случае обиды.

Подавление личности

Это часто наблюдается в парах, в семье, реже среди друзей. Под подавлением личности понимают такое воздействие одного человека на другого, в результате которого личность обезличивается.

Подавляющая личность – человек, который стремиться подавить окружающих. Это антисоциальная личность, которая мешает другим делать то, что сделает их счастливее, умнее.

Пример подавления личности в паре возлюбленных. Молодой человек долго добивается девушку, носит ее на руках. В определенный момент она сдается и начинает ему доверять. Спустя время ее подруги начинают замечать, что из яркой и активной девушки она превратилась в серую мышь. Чем сильнее мужчина подавляет ее, тем ярче расцветает сам. Он перестает ее уважать, начинает грубить.

Почему так произошло? Мужчина очень долго подавлял свои эмоции, чтобы добиться ее расположения. Когда она оказалась в его власти, он решил отомстить за все унижения.

Как бороться? Подавляющие личности – очень хорошие манипуляторы, поэтому бороться с ними не просто. Стоит обратиться за помощью к близким и к психологу, а так же оборвать всякие связи с такими человеком.

Подавление воли

Один человек может подавить волю другого. Однако второй может об этом и не знать. Есть определенный симптомы, говорящие о подавленной воле: хаотичные мысли, человек не может найти себя, он потерял радость жизни, нет желание вставать с постели, вечная усталость, нервозность.

Стоит помнить, что человека с сильной волей подавить очень сложно. Поэтому нужно заняться ее тренировкой, чтобы обезопасить себя от коварных личностей.

Способы подавления

Нарциссы, социопаты и психопаты часто используют эти методы, чтобы влиять на окружающих:

  1. «Не было такого», «С ума сошел?» – с помощью этих фраз подавляющая личность пытается подорвать ваше чувство реальности.
  2. Проекция. Это признак подавления, при котором обидчик не хочет признавать свои отрицательные качества. Выражается в таких ситуациях: лживый человек обвиняет свою подругу во лжи, завистливая жена говорит, что муж часто завидует другим и подобное.
  3. Бессмысленный спор. Вступая в разговор с нарциссом, нужно быть готовым к худшему, потому что уже спустя 10 минут он превратится в неадекватный спор, который затронет все аспекты жизни.
  4. Голословные утверждения и обобщения. Нарциссы не обращают внимания на аргументы, мнения различных авторов. Только их точка зрения может быть правильной. Во время спора для них свойственно вешать ярлык на собеседника.
  5. Резкая смена уйти. Это предпринимается для того, чтобы уйти от ответственности.
  6. Оскорбления, скрытые и явные угрозы. Они могут проявляться в виде «невинных» шуток.
  7. Клевета и преследование.
  8. Любовь и обесценивание. Сначала человек клянется в любви и верности. Когда жертва клюнула, начинается ее унижение, травля.
  9. Пристыжение. «Как Вам не стыдно обниматься на людях» – говорит человек, который явно завидует отношениям.
  10. Контроль. Подавляющие личности стремятся контролировать все, чтобы ничто не смогло нарушить их желаемое положение дел.

Свободные дети

Дети – это системы с пониженной энтропийностью. Куда ни глянь – везде и всюду люди с проблемным здоровьем, едва-едва имеющие силы и средства хоть как-то обращать на него внимание и изредка пытаться поддерживать. Но все эти действия напоминают затирание дырок на месте отвалившейся штукатурки. Целенаправленными и целесообразными вариантами укрепления своего здоровья занимаются единицы населения Земли. А чего ж можно ожидать? Только этого.

Продолжение ниже ⇓

Простуда у детей

Простуда у детей – одно из самых распространенных заболеваний, какого бы детского возраста оно ни касалось. И несмотря на то, что действие респираторного …

всё на эту тему

Необходимо понимать, что речь, как и в случае с «кувшинами эмоций», идёт о доминировании преобладающего состояния человека.

Итак. Свободный ребёнок раскрепощён в мыслях, действиях, поступках и побуждениях. Он искренен, непосредственен, артистичен, обаятелен и нравится всем, даже если не укладывается в общепринятые нормы поведения. Непосредственное поведение притягивает к себе большинство людей, особенно если по тем или иным причинам они не могут позволить себе подобного поведения. Восхищаются как маленькими, так и большими.

Свободные дети не заботятся о правилах и приличиях, часто не замечая или не придавая последним сколько-нибудь значительной важности. Их не интересует мнение ни княгини Марьи Алексеевны, ни какого-либо менее или более значимого авторитета. Они живут, не думая, правильно или неправильно, нравится или не нравится кому-то их поведение и поступки, мешают или не мешают они чьей-либо жизни и спокойствию. Они не обременяют себя догмами, устоями и правилами. Не придают значения законам, парадигмам, обычаям и запретам. Не отягощены условностями и авторитетами. Свободные дети заняты процессом жизни, заняты с азартом, упоением, целиком и полностью. На соблюдение правил времени просто нет. Они привлекательны, таинственны, интересны, обаятельны, раскованны. У людей возникает желание поучаствовать в делах свободных детей, следовать за ними, быть сопричастными хоть малым краешком своей жизни. В них влюбляются, завораживаются внутренней свободой и искренностью, но, в то же время, боятся, завидуют и ревнуют, а иногда и яро ненавидят за то, что не в состоянии обходится без этой категории граждан. Свободные дети — это гении, чудаки, изобретатели, первопроходцы, исследователи и шуты в высшем значении этого слова.

Теперь не мешает привести более конкретные примеры свободного поведения. Основной принцип свободного позитивного ребёнка — делать то, что душе заблагорассудится, лишь бы это приносило пользу как можно большему количеству заинтересованных и незаинтересованных лиц. Стремление быть главным отсутствует, это получается само собой, поскольку больше некому, а точнее само собой так получается.

Если взять героев литературных произведений, то к позитивным свободным детям следует отнести Карлсона, который живёт на крыше, Пеппи–Длинный чулок, Буратино, Тимура и его команду, не всю, разумеется, Незнайку, Остапа Ибрагимыча Бендера, Робин Гуда, Чипполино. А среди реальных персонажей в обозримом историческом периоде автор может остановиться на двух широко известных личностях: А.С. Пушкине и С.А. Есенине. Из современников можно с большой долей уверенности назвать Бориса Ельцина.

Свободный ребёнок — это герой, повеса, дуэлянт, озорник, фонтан идей и придумок. У него обострённое чувство справедливости. Он живёт для всех, помогает всем, кроме себя. Его или любят, или ненавидят, но равнодушных к нему нет.

Свободный негативный ребёнок – хулиганистая личность по жизни. Это люди, которые принципиально не умеют жить по общепринятым нормам и правилам, а посему никогда не пытаются уложить свои действия в рамки закона. Они разбойники и пираты. Своих целей добиваются любыми способами и средствами, не считаясь ни с потерями, ни с затратами. Действия производятся с эксплуатированием и использованием всех без разбора и принадлежности, будь то свой или чужой. Сей факт не имеет ровным счётом никакого значения, как и чувства эксплуатируемых людей.

Негативность поведения у маленьких детей направлена на обращение внимания на себя любым способом, пусть даже и запредельным. И подобное поведение говорит о катастрофической нуждаемости ребёнка во внимании к себе и своей жизни, внимании родителей, а не детской комнаты милиции. Мишку Квакина вспоминаете? Они также не считаются с общепринятыми нормами и установлениями, всячески избегая стандартных методов поведения. Основной характеристикой этих граждан является создание условий для извлечения максимальной пользы исключительно себе «любимым», сопровождающейся наибольшей выгодой. Кроме того, выполняя оную программу, негативные свободные детки во главе процесса видят только и исключительно себя, в то время как позитивные ребятишки к лидерству не стремятся вовсе и оказываются в оном качестве в силу складывающихся обстоятельств.

Общее у свободных позитивных и негативных детей — их инициативность, энергия и свобода мышления. Конституционально это ПИТТА-ВАТА или ВАТА-ПИТТА, а элементарно это, безусловно, деревянные и огненные люди.

Когда дети вырастают и становятся «взрослыми», а по сути дела, большими, их поведение кардинально не меняется: продолжаются те же игры, только с другими игрушками. Меняются возможности, скорость реализации планов и разнообразие масок и ролей. Улучшаются адаптационные возможности и техника лжи, на этом изменения и заканчиваются. Весьма забавно наблюдать, например, за министрами «в телевизоре», за поведением «взрослых дядей», не понимающих даже, что они делают на самом деле. Впрочем, и «общечеловеческие» государственные лидеры от последних ушли не дальше.

Примеров свободных негативных детей меньше, но всё-таки. Из литературных персонажей это вышеназванный Мишка Квакин, Франкенштейн, граф Дракула, граф Калиостро, Бармалей, Джек-потрошитель, профессор Мориарти. Реальные персонажи истории: Иван Грозный, Эдуард Седьмой, Никита Сергеевич Хрущёв.

Нужен ли ребенку режим. Как установить

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального развития малыша, формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность в дневном сне до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны засыпать самостоятельно. Основная масса младенцев (20%)— сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка. Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания, в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда приходит сон. Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни. Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех лет. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы, которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно укладываться спать вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Практические советы

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать, купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста, заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время, объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) — реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего засыпать в одно время, мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна — это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

Вывод:

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *