Номоканон патриарха фотия

Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона. Часть 2

Часть 1 →

Номоканон (греч. Νομοκανών — закон-правило) — сборник правил, регулирующих жизнь в Церкви. В предлагаемом вниманию читателя труде были собраны и систематизированы каноны апостолов, а также правила Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов Церкви. Сборник и комментарии к каждому правилу составлен в IX веке св. патриархом Фотием. В книге правила изложены параллельно на греческом, церковно-славянском, русском языках. В приложении (имеет свою нумерацию) изложен указатель из Институций, Новелл, Дигест и Кодекса Юстиниана которые приводятся или цитируются в Номоканоне. Помимо указанного труда в книге содержатся комментарии (в сносках), помогающие понять терминологию этого средневекового памятника церковного права.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате djvu

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

святитель Фотий, патриарх Константинопольский

День памяти: 6(19) февраля

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (греч. Πατριάρχης Φώτιος), жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними». У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни – всей душой он стремился к иночеству.

В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году – святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор, осудивший своеволие Запада.

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?» Противники Фотия после долгих споров одержали победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его…» В то время латинское духовенство было изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор (многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии. Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув латинское искажение (filioque), признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек их господство там.

При преемнике императора Василия, Льве, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Главное сочинение патриарха Фотия — «Библиотека» (иначе «Myriobiblion», греч. Μυροβίβλιον). Содержит реферативные обзоры и извлечения (иногда весьма протяжённые) из 386 сочинений ораторов, грамматиков, врачей, историков, географов, христианских богословов, из соборных постановлений, житий святых и др. Почти полностью отсутствуют рефераты поэтических сочинений древних, а также Платон и Аристотель. Особую ценность представляют извлечения из исторических сочинений, так как Фотий располагал документами, которые впоследствии были утеряны.

Сочинения патриарха Фотия Константинопольского собраны в Patrologia Graeca (Тома: 101, 102, 103, 104).

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, глас 5

Премудрости возвеститель блистательный был еси, / Православия Богоданный защитниче, Отцов украшение Фотие Великий, / ибо ересей не устрашився, / обличаеши доныне гордыню их, / от Востока воссиявшее светило, / облистание Церкве, / юже сохрани, отче, неколебиму во веки.

Тропарь свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Яко апо́столов единонра́вный / и вселе́нныя учи́тель, / Влады́ку всех, Фо́тие, моли́, / ми́р вселе́нней дарова́ти / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Конда́к свт. равноапостольному Фотию, Патриарху Константинопольскому, гла́с 4:

Церко́вный свети́льник светоза́рнейший / и правосла́вных наста́вник боже́ственнейший /, да увенча́ется ны́не цветы песненными,/ боговеща́нная цевни́ца Ду́ха, / крепча́йший ересе́м противобо́рец, / ему́же и зове́м ти:/ ра́дуйся, всечестны́й Фо́тие.

Конда́к на русском языке, гла́с 4:

Церкви светильник далеко светящий / и православных путеводитель в Боге наибольший / увенчивается ныне цветами песней /, Богозвучная кифара Духа / твердейший ересей противник, / и вопием ти / радуйся всечестный Фотие.

Молитва

О всемудре и преизрядне архиерею равноапостольный просветителю земли болгарския, светлогласная гусло Божественного Духа, святителю отче Фотие к тебе ныне притекаем, и малое сие моление тебе умиленно приносим. Услыши нас, смиренных чад твоих, яви предстательство твое о нас к Вышнему, тепле Того умоляя да простит ны рабы своя, да отверзет нам двери милосердия своего. Несмы бо достойни, ниже довольно зрети высоту небесную от множества грехов наших сляцаеми. Но аще и тажце согрешихом и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений его, обаче не обратихомся к богу иному, ниже прострохом руце к богу чуждему. Преклоняюще колена сокрушенна и смиренна сердца нашего зиждителю своему и твоего отеческаго заступления к Нему паки просим: предстательствуй, угодниче Христов, светлопозлащенный Фотие, стране нашей и Церкве Болгарстей, некогда потом трудов твоих напаяемой, ныне же горькими соблазны снедаемой. Помози нам, святче Божий, да не погибнем со беззаконии нащими, избави нас от всякого зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердца наша в православней вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством ни ранами, ни прещением, ни коим гневом от Создателя своего умаленны будем. Молитимся, пастырю добрый, волки тяжки от словеснаго стада Христова отгоняй, латинскую гордыню, аки бы смирением себе покрывающую, и лестне о любви глаголющую, на Церковь же Соборную крепце востающу, якоже древле посецы. Нас же от еретических ухищрений добре сохрани и истинствовати в любви настави. Всякому доброделанию, наипаче же покаянию слезному о гресех нас научи: яко да по исходе нашем в тамошный мир омофором молитв твоих покрываеми и Матерним заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея сохрани, избавимся воздушных мытарств и вечнаго мучения, да с тобою и со всеми святыми всегда прославляем Всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и в безконечныя веки веков, Аминь.

Фотий, митрополит киевский и всея Руси

Фотий, митрополит киевский и всея Руси

— митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напеч. в «Памятниках древнерусского канонического права» Павлова, 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю (напеч. в «Памятниках» Павлова, 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (см.). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в «Актах Истор.», т. I, 19, и в «Памятниках» Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в «Полн. собр. рус. летоп.», IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков — в «Актах истор.», I, 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правление Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см.). После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в «Полн. собрании рос. летоп.», VI, 144, Никон. Лет., V, 100; «Собран. госуд. грам. и догов.», II, 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечат. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 182), на Сретение Господне (в «Правосл. собеседн.», 1860, ч. II, стр. 453), в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в «Правосл. собеседн.», 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов «О казнях Божиих», не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напеч. в «Дополн. к Актам истор.», т. I, 181 и в «Памятниках» Павлова, 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напеч. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукоп. по «Опис.» Горского и Невоструева, 330; указание на другое в «Библиографическом словаре» Строева, 1); три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в «Актах историч.», т. I, 21, в «Памятниках» Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в «Актах историч.», т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в «Актах истор.», т. I. 35, и у Павлова, 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечат. в «Дополн. к Актам историч.», т. I, 180); послание в псковской Снетогорский м-рь (напеч. в «Актах историч.», т. I, 26, и у Павлова, 46); послание к препод. Павлу Обнорскому (в «Актах ист.», т. 2, 57, и у Павлова, 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви получило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении «аллилуиа» (1419 г.). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитуются Василий Велик., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. прот. Горский, «Ф., митрополит Киевский и всея России» («Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе», ч. XI, М., 1852); А. Вадковский (еп. Антоний), «О поучениях Ф., митрополита Киевского и всея Руси» («Правосл. собеседник», ч. I и III, и в его же книге «Из истории христианской проповеди» СПб., 1892); епископ Орловский Макарий, «О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России» («Духовная беседа», 1870, №№ 18—20, 23—27); Голубинский, «История русской церкви» (т. II, М., 1900).

{Брокгауз}

Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

— святитель, митрополит Киевский и всея Руси.

† 1431, память 27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

По происхождению грек.

Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес).

Чувствуя влечение к уединенной жизни, еще отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником.

В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397—1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского.

2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита.

1 сентября 1409 года митрополит Фотий прибыл в Киев, где пробыл около полугода.

22 марта 1410 года он торжественно въехал в Москву. Московскую Русь митрополит Фотий застал разоренной недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным и разворованным после смерти митрополита Киприана, и принялся за его восстановление. В двух грамотах великому князю Василию Дмитриевичу Фотий упрекал его за то, что тот «церковь Божию уничижил… насилствуя, взимая неподобающая», ставил ему в пример Византийских императоров и князей-предков, в том числе отца великого князя, Дмитрия Донского. Фотий просил князя вернуть Церкви то, что было дано ей его прародителями, и утвердить эти ее права «благочестивым списанием».

Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей. Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать «девок менша двунацати лет», участников поединков («поля») велит рассматривать как самоубийц и душегубов. То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник.

Летом 1411 года митрополит Фотий предпринял поездку во Владимир и едва не был захвачен там напавшими 3 июля на город татарскими отрядами царевича Талыча, действовавшими совместно с отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича под руководством воеводы Семена Карамышева. Митрополит Фотий случайно спасся, удалившись накануне набега в митрополичью волость Сенеж на Святом озере и скрывшись затем от погони в лесах. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары подвергли разграблению Владимир, и особенно Успенский кафедральный собор. Спутник владыки Фотия монах Патрикий был замучен во Владимирском Успенском соборе. В ознаменование спасения митрополит Фотий основал на лесном берегу церковь Рождества Богородицы.

В 1411 (или 1414) году при посредничестве митрополита Фотия был заключен брак между десятилетней дочерью Московского великого князя Анной и наследником Византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. О том, что Церковь придавала этой связи большое значение, свидетельствует шитье на одном из двух сохранившихся саккосов митрополита Фотия (хранится в кремлевской Оружейной палате). На каждом из них вышит по-гречески текст Символа веры; но на одном, кроме того, изображены по одну сторону великие князья и княгиня — Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна, по другую — ИоаннУШ Палеолог со своей первой женой, русской княжной Анной (саккос датируется временем до 1417 года, когда Анна в эпидемию умерла), а между ними — трое виленских мучеников: Антоний, Евстафий и Иоанн, убитые в 1347 году князем Ольгердом и канонизированные в 1374 году патриархом Филофеем. Есть на саккосе и шитое изображение самого митрополита Фотия. Очевидно, при посредничестве митрополита Фотия был заключен в 1412 году союз Московского, Тверского и Литовского великих князей.

Однако же как династические связи с Византией, так и единство русской митрополии оказались при митрополите Фотий нарушенными. В 1411— 1412 годах митрополиту Фотию еще удалось беспрепятственно посетить Литву: 8 сентября 1411 года в Луцке он поставил на Туров епископом Евфимия, в 1412 году был в Галиче. Но вскоре за тем какие-то люди постарались наговорами поссорить с митрополитом Фотием сначала великого князя Московского Василия Дмитриевича, а затем, бежав в Литву, и великого князя Литовского Витовта. В Литве в 1412 году стали притеснять православных в русских областях, соседних с Польшей, а католикам с 1413 года предоставлены исключительные права. Наряду с этим в 1414 году возникло движение за отделение от Москвы литовской части Киевской митрополии. В 1415 году, после отказа Константинопольского патриарха князю Витовту в просьбе об учреждении самостоятельной митрополичей кафедры для Литовского княжества, Собор литовско-русских епископов, по приказанию князя Витовта, избрал своего самостоятельного митрополита. Попытка митрополита Фотия предупредить это избрание окончилось для него плачевно — при поездке в Литву он был ограблен, а наместники его изгнаны. Произошло разделение Всероссийской митрополии. Но отдельное существование Литовской митрополии продолжалось недолго. В 1419 году Литовский митрополит Григорий (Цамблак) скончался, и князь Витовт решил воссоединить подчиненную ему часть Русской Православной Церкви с великорусской, митрополит Фотий вновь стал на деле митрополитом Киевским и всея Руси. По этому поводу он написал послание к литовским православным (ДАИ, № 183). В 1420—1421 годах он ездил в Литву с послами императора (грек Филантропен) и патриарха, крестил в Слуцке сына князя Олелька (Александра) Владимировича Семена и побывал в Мозыре, Галиче, Львове, Владимире-Волынском, Вильне, Друтске, Тетерине, Мстиславле и Смоленске. В 1423 году митрополит Фотий ездил «наперед великиа княгини Софьи» к ее отцу Витовту в Смоленск.

Мудрый и высокообразованный пастырь, митрополит Фотий оставил много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения возникшей в Пскове еще до его правления ереси стригольников. Он писал, что надо «благоуветне» возводить «от помрачениа в прозрение» их духовные очи, а если они будут очень упорствовать, то и «нужами», только, предупреждает он, «кровь и смерть да не будуть на таковых, но инако всяко, и заточенми приводите тех в познание, да не погибнуть, ни снидуть во ад в помрачении своем». О том, чтобы не предавали еретиков смерти, митрополит Фотий просит и в другой грамоте, от 23 сентября 1427 года. Усилиями мудрого святителя ересь была пресечена в 1427 году.

За год до смерти митрополит Фотий был удостоен видения Ангела, который сообщил ему, что ему дается «седмица» для рассмотрения жизни и «управления паствы». После этого митрополит Фотий написал Духовную грамоту, в которой говорит о своей жизни, об испытанных бедствиях, о предвещающих смерть болезнях, всех прощает и благословляет (кроме тех священников, которых «по правилом от священства возбранил») и, наконец, поручает князю и его потомству охранять с трудом восстановленное им церковное имущество «от злата, и сребра, и жемчугу, и камениа, и сосуды сребряныя, и земли, и воды» и наказывает ничем не обижать его бояр, чернецов и слуг.

Митрополит Фотий оставил после себя необыкновенно большое по сравнению с предшественниками и преемниками литературно-учительное наследие. Всего его именем надписывается тридцать пять грамот и поучений. В XVI веке шестнадцать поучений митрополита Фотия и его Духовная грамота под общим названием «Книга, глаголемая Фотиос» были включены митрополитом Макарием († 1563, память 30 декабря/12 января) в Великие Минеи Четий под 31 декабря.

Скончался митрополит Фотий 2 июля 1431 года. Погребен в Московском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном. В 1472 году, при перестройке собора, его прах вместе с останками других похороненных там митрополитов был вынут из гроба, причем его обрели «цела суща не всего, едины ноги толико в теле», в 1475 году перенесли в церковь преподобного Иоанна Лествичника, а в 1479 году — вновь в выстроенный Успенский собор с торжественным молебном, совершенным митрополитом Геронтием († 1489, память в Соборе Московских святых) с сонмом епископов, прибывших в Москву, и всем духовенством Москвы. Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы. Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 годов.

Труды:

Поучения о достоинстве священства и обязанностях его, с догматическими мыслями о священстве, об евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. № 181, с. 180—183.

Поучение на праздник Благовещения — о достоинстве христианского храма // Там же. — Т. 1. № 182.

Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях // Там же. Два поучения печерским инокам — об обязанностях иноков // Там же. Не изданы: На Сретение Господне. В Неделю мясопустную — о страшном суде. В Неделю Православия — о посте. В Неделю блудного сына — о долготерпении Божием.

Поучения во время бездождия (два). Поучения во время язвы (два).

Послание в Печерскую Лавру о житии преподобных Антония и Феодосия. 13 посланий митрополита Фотия // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841 — 1842. — Т. 1, № 19—23, 26, 30, 33—35, 256, 257. Окружное послание «О нынешнем новом разрушении и мятежи церковнем» // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1842. — Т. 1—5. — Т. 1., № 19.

Литература:

Филимонов г. Д. Иконные портреты на большом саккосе Фотия митрополита // Вестник Общества древне-русского искусства. — М., 1876. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский номоканон. — Одесса, 1869, с. 11—12, а также // Ученые записки Императорского Казанского университета. — 1869.

Шевырев С. П. История русской словесности, преимущественно древней: в 4 ч. — М., 1845— 1860. — Ч. 3.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 86, 87,104, 380, 385.

Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 228.

Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. — СПб., 1889—1891.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 5.

Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 518.

Русская старина. — СПб., 1879, апрель, с. 731, 735.

Исторический вестник. — СПб., 1885, декабрь, с. 35.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 36 (кн. 71), с. 394—396.

Источник: Большая биографическая энциклопедия на Gufo.me

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *