Никольская башня кремля

Москва. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест».

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») — московский православный храм, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году. Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца.

Церковь построена на средства московских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 году, закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.

Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма — в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. В кресте находились 165 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» — присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.

В 1928 году храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и отказывающихся поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского). Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем…»

Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков были арестованы и попали в заключение. В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (что у Крестного целования) (улица Ильинка, ныне сквер между домами 13-21). Построена в 1680—89 гг. на средства архангелогородских купцов Филатьевых, возможно, при участии мастеров Оружейной палаты. Здание, сооружённое в стиле зрелого московского барокко, представляло собой одно из самых оригинальных произведений русского зодчества конца XVII в. Чрезвычайно высокий трёхсветный на подклете четверик храма с трёхчастной скруглённой апсидой и папертью-галереей венчало тесно сдвинутое пятиглавие. На галерею вели две крутые лестницы, начинавшиеся у юго-западного угла подклета и поднимавшиеся к южным и западным входам в храм. Белокаменное убранство памятника, используя декоративные приёмы предшествующих эпох, во многом предвосхищало художественные формы, получившие широкое распространение в зодчестве рубежа XVII-XVIII вв. Фасады четверика завершались широким 2-ярусным антаблементом. В нижнем ярусе антаблемента помещались шестигранные окна в ажурных резных обрамлениях, в верхнем — ряды кокошников, заполненных ребристыми раковинами-гребешками. Такие же раковины располагались в основаниях гранёных барабанов глав, украшенных золочёными звёздами. Фасады членились колонками с композитными капителями. Большие прямоугольные окна первого и второго света были обрамлены колончатыми, с изящными фигурными навершиями наличниками. В церкви хранился огромный двухметровый крест с 156 частицами мощей. Разобрана в 1933 г. Золочёный иконостас храма в настоящее время находится в трапезной Троице-Сергиевой лавры (Московская область).

П.Н. Шармин. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992

Летом 1933 г. разрушители культуры снесли одно из красивейших московских зданий – церковь святителя Николая, стоявшую на старинной московской улице Ильинке и прозывавшуюся в народе «Никола Большой крест». Возведена она была в 1680-1688 гг. богатыми купцами из Архангельска – братьями Филатьевыми, заказавшими построить себе такое великолепие, которое бы прославляло не только Господа, но и самих храмоздателей, их щедрость и ревность к богоугодным делам. Как и водилось тогда, часть церковного здания была оставлена храмоздателям – нижний этаж служил усыпальницей, а в собственно же церковь вели два входа через крыльцо, поднятое на трех арках и прекрасно украшенное архитектурной резьбой по белому камню. Изящное здание было почти квадратным в плане, вытянутым в высоту и необыкновенно стройным; второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна фасада здания обрамлялись пышными наличниками (подобными можно сейчас любоваться на Преображенской церкви Новодевичьего монастыря). Однако, самое необыкновенное было наверху здания – здесь неведомый нам гениальный мастер в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместил шестигранные окна, великолепной и необычной для архитектуры Москвы формы, а верхний заполнил ребристыми раковинами, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле за полтора века до того. Такие же раковины зодчий поместил и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами.

Интерьер церкви был подстать ее внешнему виду. Украшением его был резной величественный иконостас, похожий более на произведение ювелирного искусства. Достопримечательностью храма, от которой он и получил свое название, был высокий, в три аршина высотой (более двух метров) деревянный крест, устроенный теми же братьями Филатьевыми, в котором были заключены 120 частиц мощей различных святых. Рядом с церковью стояла колокольня, выстроенная одновременно с ней, но увенчанная псевдоготическим завершением после пожара 1812 г.

Разрушили это чудо русской архитектуры под предлогом, что церковь своим крыльцом выходит далеко на тротуар и мешает движению. Сначала в августе 1933 г. сломали крыльцо, а потом принялись и за саму церковь, и через некоторое время на ее месте была лишь безобразная груда кирпича.

Никольская башня. История

Никольская башня – была построена в 1491 году. Строительством руководил Солари. Названа башня в честь иконы Николая Чудотворца, которая висела на фасаде здания.

Характеристики башни:

Высота – 67,1 метр

Высота со звездой – 70,4 метра

Форма башни – четверик

Возведена – 1491-1492 годы

Звезда – установлена в 1935 году

История башни

Построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари одновременно со Спасской башней. Название происходит от иконы Святого Николая Чудотворца, поставленной над проездными воротами.

В XVI-XVII веках её ворота служили главным образом для подъезда к боярским дворам и монастырским подъворьям в Кремле. Через Никольскую и Спасскую башни вошло народное ополчение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина в октябре 1612 года.

В 1806 году над башней, по проекту русского архитектора, швейцарского происхождения, Луиджи Руска, над башней поставлен стройный шатер и четыре башенки с украшениями. Высота башни (в то время без звезды) составляла 67 метров.

В 1812 году башня была взорвана отступавшими из Москвы французами, затем восстановлена российским архитектором О.И. Бове в 1816-1819 годах, работавшим над реконструкцией Москвы после Отечественной войны с французами.

Но в ноябре 1917 году башня вновь балы повреждена, на этот раз артиллерией большевиков во времена октябрьской революции и стремительной смены власти с монархической на советскую. В 1918 году была восстановлена под наблюдением русского, в будущем советского, архитектора Н.В. Марковникова.

Красная звезда на Никольской башне

(Исторический музей с орлом и Никольская башня со звездой)

В 1935 году двухглавый имперский орел, остававшийся символом старой власти, был демонтирован. Его сменила звезда, каркас которой был изготовлен из нержавеющей стали и облицован позолоченной медью. Но звезда в таком виде простояла недолго, через два года в 1937 году её заменили на более яркую и вызывающе мощную рубиновую звезду, вместе с другими четырьмя башнями Кремля.

Новая звезда оказалась меньше в размерах, но её главная особенность и отличие от прежней, она светилась ночью кркасным рубиновым цветом, и единственная из всех звёзд Кремля обладательница самым большим количеством граней на лучах – 12 граней.

Освящена икона святителя Николая на Никольской башне Кремля

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

Список с иконы свт.Николая на Никольской башне московского Кремля fap.ruМолебен на Красной площади, 1918 г.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» — флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

Обезглавленная снарядами Беклемишевская башня

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца — Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей — Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Никольские ворота. Вид из Кремля. Фото ноября 1917 г.

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы — один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой — с храмом и сохранившейся правой — с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. — митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

Никольская башня. Вид с Красной площади. Фото ноября 1917 г.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).

После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. — временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».

Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.

Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Наше слово. 1918. Среда. 15 (2) мая

Творимая легенда

Повреждённая снарядом икона святителя Николая

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.

По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.

Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.

Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.

Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Наше слово. 1918. Пятница, 17 (4) мая

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Пробитый купол Успенского собора

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие… Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

«Никола Можайский»

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Иллюстрации: http://his.1september.ru/view_article.php?id=200901903

  • Расстрел Московского Кремля
  • Стреляя по Образу из винтовок и орудий…
  • Успенский Собор в Москве

Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV – началом XVI века.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.

По материалам Патриархии.ру и соб. информ.

Никольская башня Московского Кремля

Никольскую башню (высота до звезды — 67,1 метров) построили по проекту архитектора Пьетро Антонио Солари в 1491 году.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но привычный нам готический вид она получила после восстановления архитектором Осипом Бове в 1816-1819 годах. Тогда белокаменный шатер башни заменили железным, а по углам установили 4 белокаменных башенки-фиала. Именно эти черты отличают Никольскую башню от ее кремлевских «сестер».

Башне дали имя по иконе святого Николая Чудотворца, что была на фасаде отводной стрельницы. По другой версии, название башни произошло от одноименного монастыря на Никольской улице. Никольские ворота долго служили для проезда к боярским и монастырским подворьям в Кремле. А когда-то на этой башне даже были часы, но последнее упоминание о них относится к 1614 году.

А в 1812 году Никольскую башню взорвали уходящие из Москвы французы. Но она устояла: обрушился шатер, пострадали проездные ворота, а четверик с надвратной иконой Николы Можайского оказался нетронутым.

Рвануло так, что выбило окна и двери у всех домов в округе. От Арсенала остались одни развалины. И полбашни рухнуло. А вот Никола — с мечом и градом — устоял! Даже стекло на иконе не треснуло. Даже фонарь со свечой продолжал висеть.

Весть об этом чуде быстро дошла до императора. Приехав в Москву, Александр I убедился в сохранности иконы и велел восстановить башню, а под иконой установить мраморную доску: В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих.

До 1925 года рядом с Никольскими воротами также стояли часовни Николая Чудотворца и Александра Невского. Их много раз перестраивали, а затем снесли.

А вот бои в октябре 1917 года не обошли стороной надвратную икону Никольской башни: образ Николы Можайского был поврежден пулями и осколками, но сам лик не пострадал.

После этого в иконописи появился новый образ — Никола Раненый, изображающий обстрелянную икону.

Еще одно чудо, связанное с образом, произошло в конце апреля 1918 года. Перед первым празднованием Первомая фасад Никольской башни с иконой задрапировали красным кумачом. По воспоминаниям современников, погода тогда стояла безветренная, но полотно разорвалось, будто его разрубили мечом. И это произвело на присутствующих огромное впечатление.

В присутствии Ленина и всего совнаркома был первомайский парад. Как раз в разгар манифестации материя на Никольских воротах, прямо против образа разорвалась и упала на площадь, а не было ни ветра, ни какого-либо дефекта в шитье полотнища. Митрополит Вениамин привез потом кусок материи, и он оказался как ножом отрезанным.

Возможно, это подстегнуло желание советских властей как можно скорее избавиться от иконы на Никольской башне. И до 11 мая 2010 года надвратный образ Николы Можайского считался утраченным.

История кремлевских звезд

Об иконе напоминал только заштукатуренный белый прямоугольник над Никольскими воротами. Но официальных документов о том, что произошло с надвратным образом на Никольской башне при советской власти, не было. Не было даже известно, что икона написана прямо на стене. Поэтому специалисты долго искали образ в запасниках музеев, но тщетно.

Лишь 11 мая 2010 года при реставрации Никольской башни обнаружили, что образ был надежно спрятан под сеткой-рабицей и слоем бетона. Вероятно, иконы на Никольской и Спасской башне сохранил архитектор Константин Аполлонов, работавший в мастерских Игоря Грабаря. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы их не было видно.

Икона Николы Можайского сохранилась на 50%. При этом на образе были и следы осколков, и пуль, и даже средневековых пожаров. Но сейчас надвратная икона на Никольской башне восстановлена.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Никольская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Никольской башне Московского Кремля?

Никольская башня — одна из красивейших и наиболее известных башен Московского Кремля наряду со Спасской, выходит на Красную площадь вблизи здания Исторического музея. В башне расположены проездные Никольские ворота, от которых в прошлом (до образования Красной площади) начиналась Никольская улица.

Башня была построена в 1491 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари (в русской традиции — Пётр Фрязин) и предназначалась для защиты моста через Алевизов ров, который шёл от Никольских ворот на Красную площадь. Современный вид и оригинальный готический облик приобрела после капитальной перестройки по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева в 1805-1806 годах и реставрации 1816-1819 годов под руководством Осипа Бове.

Высота башни: 70,4 метра (67,1 метра без звезды). Башня имеет форму четверика, на который ступенчато (один на другой) водружены два восьмерика с ажурными украшениями и высоким шатром; на вершине размещена большая красная звезда. По углам четверика для дополнения готического облика башни установлены 4 белокаменных башенки-фиала. В киоте над Никольскими воротами размещена надвратная икона Николы Можайского с мечом в правой руке и градом в левой. Декоративное оформление изобилует растительными мотивами и орнаментами; ажурные белокаменные украшения контрастируют с кирпичными красными фасадами, благодаря чему башня имеет особенно нарядный и торжественный вид.

Название Никольской башни связано предположительно с иконой святого Николая Чудотворца; также вполне вероятно, что оно могло быть дано по монастырю Николы Старого на Никольской улице. Любопытно, что в отличие от многих прочих башня никогда не меняла своего названия.

История Никольской башни

Никольская башня была построена в 1491 году при возведении восточной линии укреплений Кремля; изначально она несла исключительно оборонительные функции, и её внешний вид был достаточно неказист: это был просто четверик с воротами и отводной стрельницей, от которого отходил мост на современную Красную площадь через Алевизов ров.

В 1612 году Никольская башня сыграла роль в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов: через Никольские (и Спасские) ворота ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского торжественно вошло в Кремль после подписания договора о капитуляции занимавшего крепость польского гарнизона.

В 1737 году башня сильно пострадала при городском пожаре и после восстановления под руководством архитектора Ивана Мичурина приобрела барочный декор, подобный изначальному оформлению здания Арсенала в Кремле, а к 1780 году по проекту архитектора Карла Бланка была надстроена круглым верхом с низким шатром. Надстройка сохранялась чуть более 20 лет: в 1805-1806 годах по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева башня была капитально перестроена, и её заменили готическим верхом-восьмериком с белокаменным шатром и вычурными украшениями.

К сожалению, в 1812 году Никольская башня сильно пострадала при подрыве Арсенала французскими войсками: шатёр полностью обрушился, частично пострадали проездные ворота, но часть четверика с иконой Николы Можайского осталась сохранна. Тогда, учитывая, что башня наполовину обрушилась, а на иконе даже стекло не треснуло, это сочли за чудо, и император Александр I, приехавший в Москву, чтобы лично в этом убедиться, повелел восстановить башню и повесить на ней памятную табличку о том, как сила Божья уберегла образ святителя Николая на практически разрушенной башне (демонтирована в 1918). В 1814 году Алевизов ров был засыпан, а в 1816-1819 годах башню восстановили по проекту архитектора Осипа Бове, при этом в её облик были внесены некоторые изменения: белокаменный шатёр был заменён железным на каркасе, а по углам четверика для усиления готического образа башни установили 4 башенки-фиала. Башня была покрашена в белый цвет (в то время Кремль белили), но в целом приобрела современную форму.

В Революцию 1917 года во время штурма Кремля большевиками ворота Никольской башни были обстреляны из пушек и пробиты, особенно пострадала нижняя часть ворот. Надвратный образ Николы Можайского был изрешечён пулями и осколками, но лик святого при этом не пострадал, что было воспринято как ещё одно чудо. В 1918-1919 годах башня была была восстановлена и отреставрирована по проекту архитектора Николая Марковникова; фасады перекрасили в красный цвет, а икону, сняв более поздние наслоения, сохранили — к сожалению, спустя несколько лет она всё-таки была закрашена. Однако, перед этим успело произойти ещё одно чудо: 1 мая 1918 года, во время первого празднования Первомая, фасад башни с иконой был задрапирован красной тканью; во время парада в присутствии Владимира Ленина, по официальной версии, полотнище скрутило ветром, освободив вид на икону, но свидетели заверяли, что погода была безветренной, и ткань разорвалась сама собой, словно её разрубили мечом. Говорили даже, что от лика святого якобы исходило сияние; весть об этом быстро разнеслась по Москве, и к Никольским воротам началось настоящее паломничество, а 22 мая патриарх Тихон провёл перед башней молебен. Официальная советская власть мнений о чуде не разделила, и конные красноармейцы периодически разгоняли собиравшихся у башни верующих.

До недавних пор надвратная икона считалась утраченной, но в 2010 году киот прозондировали и обнаружили её под слоем штукатурки (одновременно с этим была обнаружена икона в киоте Спасской башни) толщиной около 10 сантиметров. По оценкам реставраторов образ имел сохранность около 50 %: из-за обстрела башни штукатурка выпала, и фрагмент с левой рукой святого (кроме ладони) осыпался, икона имела трещины и отслоения. В тот же год образ Николы Можайского был расчищен и полностью восстановлен.

В прошлом по обе стороны от Никольских ворот располагались одноглавые часовни: в честь Николая Чудотворца (слева) и Александра Невского (справа), которые принадлежали Казанскому собору. Изначально часовни были деревянными, затем их перестроили в камне, но до наших дней они не дошли: в 1929 году их снесли при обустройстве трибун между Спасской и Никольской башнями, а на их месте впоследствии обустроили общественные туалеты.

В 1935 году вместо венчавшего шатёр башни двуглавого орла была установлена самоцветная звезда, которую уже в 1937 сменила рубиновая.

Таким образом, Никольская башня за свою историю стала свидетельницей большого количества значимых исторических событий: от освобождения Москвы от польско-литовской интервенции до московских боёв Революции 1917 года.

Любопытно, что звезда Никольской башни — самая «лучистая» среди кремлёвских звёзд: на каждый луч она имеет по 12 граней, в то время как у остальных всего 8.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *