Николай сербский беседы на евангелие

Беседы

Аудио

Часть 1 Неделя первая по Пятидесятнице, Всех святых. Евангелие о следовании за Христом Неделя вторая по Пятидесятнице. Евангелие о призвании апостолов Неделя третья по Пятидесятнице. Евангелие о чистоте ума Неделя четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о великой вере Неделя пятая по Пятидесятнице. Евангелие о спасении человека и гибели свиней Неделя шестая по Пятидесятнице. Евангелие о радости и злорадстве Неделя седьмая по Пятидесятнице. Евангелие об исцеленных и неисцелимых слепцах Неделя восьмая по Пятидесятнице. Евангелие об Умножившем хлебы в пустом месте Неделя девятая по Пятидесятнице. Евангелие о Сильнейшем природы Неделя десятая по Пятидесятнице. Евангелие о бессилии неверия и силе веры Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о прощении Неделя двенадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о бремени богатства Неделя тринадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о злых виноградарях Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына Неделя пятнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о любви Часть 2 Неделя шестнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о талантах Неделя семнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о богатом улове рыб Неделя девятнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о совершенном милосердии Неделя двадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Воскресителе Неделя двадцать первая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Сеятеле Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице. Евангелие о Лазаре и богаче Неделя двадцать третья по Пятидесятнице. Евангелие о спасении человека и гибели свиней Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о силе Божией и вере человеческой Неделя двадцать пятая по Пятидесятнице. Евангелие о милосердном Самарянине Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице. Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти Неделя двадцать седьмая по Пятидесятнице. Евангелие о скорченном теле и скорченных душах Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына Неделя двадцать девятая по Пятидесятнице. Евангелие об исцелении десяти прокаженных Неделя тридцатая по Пятидесятнице. Евангелие о бремени богатства Неделя тридцать первая по Пятидесятнице. Евангелие о слепом Вартимее Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице. Евангелие о покаявшемся Закхее Часть 3 Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила Рождество Христово (I). Евангелие о Первенце Рождество Христово (II). Евангелие о Небесном Хлебе в соломе Рождество Христово (III). Евангелие о восточных волхвах Рождество Христово (IV). Евангелие о Свете во тьме египетской Неделя пред Богоявлением. Евангелие об Иоанне Предтече Святое Богоявление. Евангелие о Крещении Господа Суббота по Богоявлении. Евангелие о победе над искушениями Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие об истинном и мнимом богомольце Неделя о блудном сыне. Евангелие о блудном сыне Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде Неделя сыропустная. Евангелие о посте Неделя первая Великого поста. Торжество Православия. Евангелие о Господе Всеведущем и о человеке, в котором нет лукавства Часть 4 Неделя вторая Великого поста. Евангелие об исцелении расслабленного Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры Неделя пятая Великого поста. Евангелие о служении и страданиях Сына Божия Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря Великий Пяток. Евангелие о Боге среди разбойников Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангелие о Победителе смерти Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы Неделя третья по Пасхе. Евангелие о женах-мироносицах Неделя четвертая по Пасхе. Евангелие о чуде в Вифезде Неделя пятая по Пасхе. Евангелие о Подателе воды живой и о женщине самарянке Неделя шестая по Пасхе. Евангелие о чудесном исцелении слепорожденного Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа Неделя седьмая по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Евангелие о молитве Господа и Спасителя за нас День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

«Творите дела правды»: проповеди

Жизнеописание святителя Николая Сербского

Тропарь святителю Николаю Сербскому

Проповеди О нашем церковном проповедничестве Новые темы проповедей Первая проповедь Вторая проповедь Третья проповедь Видение невидимого Что Господь Иисус Христос писал перстом на песке? Принцип восточной православной Церкви На освящение церкви в селе Врдилы Бог явился, братья! На Богоявление О Преображении Господнем Христос умер за нас Притча о блудном сыне Лепта на Божий храм О Святой Троице Дивное творение Духа Святого О сроднике Христовом В день Святых Апостолов Крест и светлые символы нашей веры Оружие против страха О Святых Ангелах Божиих Вера, благочестие и патриотизм О человеческих судьбах Успение Богородицы Поздравление братствам с праздником Покрова Пресвятой Богородицы Золотая кадильница В день Святого угодника и чудотворца Святителя Николая Не бойся, токмо веруй! Слово о благословенном царстве О нейтралах «Помоги, Боже, всем, помоги и нам» Добрый или Великий О задушбинах О любви к Богу О трех крестах Крестное поле Ношение креста Ценность человеческой души Кто постыдится Христа О кладбище Хранилища, усыпальницы, опочивальни Тесно ли на кладбище Проклятие и благословение Молельная на кладбище Смысл против бессмыслицы Голод Нравственные проблемы Об уважении к священнику Духовный строитель Признаки отсутствия страха Божия Исповедование чужих грехов Молитва во всем помогает Не будь хуже осы Кумовство Высокая честь Притча старца Дидима царевичу Катаяме Рассказ об эгоисте Вспомни, серб Народная мудрость сербов Конь и осел История вторая Участь мучителей христиан

«Творите дела правды» – поучал святитель Николай (Велимирович). В данной книге представлены избранные проповеди Владыки, полные любви и заботы о ближнем. Его наставления являют собой врачующую «живую воду» для больной и скорбящей души и помогают человеку открыть свое сердце для Милосердного Бога.

Жизнеописание святителя Николая Сербского

(Память 5/18 марта, 20 апреля/3 мая)

Все, что им написано – Небесное сокровище.

Все, что им написано – нетленное, Небесное, вечное золото.

Прп. Иустин Попович

Владыка Николай (Велимирович) – Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почетный доктор нескольких мировых университетов, – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Литературное наследие владыки Николая насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых – жемчужины мировой православной книжности.

Никола Велимирович родился 23 декабря 1880 года и был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; любовь к письму он привил и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келии) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, по окончании которой отец послал сына в гимназию в г. Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в Белградскую богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию для продолжения учебы на Бернском старокатолическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората – «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».

Окончив Бернский факультет, он поехал в Англию и, быстро овладев английским языком, закончил философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат – «Философия Беркли» – он защищал уже во Франции на французском языке.

Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболел. В больнице он дал обет, если выздоровеет, целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. После чудесного исцеления Никола немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг с именем Николай.

В 1910 году иеромонах Николай поехал учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. При приеме в академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

Началась Первая мировая война, и Сербское правительство направило отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет Православная Сербия. Целых четыре года, с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за Сербскую и Юго-славянскую идею.

Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, владыка Николай уже в начале 1920-ых годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил владыка современную ему безбожную культуру… В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.

Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предзрев опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.

Православное народное движение, распространившееся усердием владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.

В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.

Началась вторая мировая война, когда Сербия – уже в который раз! – разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно видел в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь – Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»

Так владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии – единственные из всех европейских церковных лиц такого сана взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря владыка Николай вышел с готовой книгой – «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил столь страшное бедствие.

Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.

Последние дни владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года святитель мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.

Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.

Прославление свт. Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабачско-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года (на день памяти владыки Николая).

Лишь в 1991 году Сербия вернула себе свою святыню – мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся мощи, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.

Тропарь святителю Николаю Сербскому

Глас 8-й

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоносного в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца, да дарует мир и единение роду нашему.

Текст жизнеописания печатается в сокращении по изданию: «Журнал Московской Патриархии». 1999.

Аудиокнига
Сербский Николай, святитель — Беседы на Евангелие

«Когда Господь наш Иисус Христос умирал на Кресте, Он и в предсмертных страданиях старался принести людям пользу. Думая не о Себе, но о людях, Он, испуская дух, дал человеческому роду один из величайших Своих уроков. Это урок прощения. Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Никогда раньше ни с одного места казни не слыхали таких слов. Напротив, раньше казнимые, невиновные или виновные, взывали к богам и людям, прося о мести. “Отомсти за меня”, – вот слова, которые чаще всего можно было услышать на месте казни до Христа, да, к сожалению, и сегодня можно услышать у многих племен – даже тех, что крестятся святым Крестом Христовым. А Христос при последнем издыхании прощает Своим ругателям, мучителям и убийцам, просит Отца Своего Небесного, чтобы и Он им простил, и, более того, еще и находит для них оправдание: не знают, – говорит Он, – что делают.» Святитель Николай (Велимирович)Доп. информация: Беседы на Евангелие (112 Kbps): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1756138
Трэклисты
CD1
Неделя восемнадцатая по ПятидесятницеНеделя восьмая по ПятидесятницеНеделя вторая по ПятидесятницеНеделя двенадцатая по ПятидесятницеНеделя девятая по ПятидесятницеНеделя девятнадцатая по ПятидесятницеНеделя десятая по Пятидесятнице_1Неделя десятая по Пятидесятнице_2Неделя первая по Пятидесятнице, Всех святыхНеделя пятая по ПятидесятницеНеделя пятнадцатая по ПятидесятницеНеделя седьмая по ПятидесятницеНеделя семнадцатая по ПятидесятницеНеделя третья по ПятидесятницеНеделя тринадцатая по ПятидесятницеНеделя четвертая по ПятидесятницеНеделя четырнадцатая по ПятидесятницеНеделя шестая по ПятидесятницеНеделя шестнадцатая по Пятидесятнице
CD2
Благовещение Пресвятой БогородицыНеделя двадцатая по ПятидесятницеНеделя двадцать вторая по ПятидесятницеНеделя двадцать девятая по ПятидесятницеНеделя двадцать первая по ПятидесятницеНеделя двадцать пятая по ПятидесятницеНеделя двадцать седьмая по ПятидесятницеНеделя двадцать четвертая по ПятидесятницеНеделя двадцать шестая по ПятидесятницеНеделя о мытаре и фарисееНеделя пред БогоявлениемНеделя тридцать вторая по ПятидесятницеНеделя тридцать первая по ПятидесятницеРождество Христово (I)Рождество Христово (II)Рождество Христово (III)Рождество Христово (IV)Святое БогоявлениеСуббота по Богоявлении
CD3
Великий ПятокВознесение ГосподнеДень Святой ТроицыНеделя вторая Великого постаНеделя вторая по ПасхеНеделя мясопустная, о Страшном СудеНеделя о блудном сынеНеделя первая Великого постаНеделя пятая Великого постаНеделя пятая по ПасхеНеделя седьмая по ПасхеНеделя сыропустнаяНеделя третья Великого поста, КрестопоклоннаяНеделя третья по ПасхеНеделя четвертая по ПасхеНеделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная)Неделя шестая по ПасхеСветлое Христово Воскресение
Обложки и диски

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *