Нет никакой

Содержание

«Нет никакой депрессии, соберись и учись». Почему успешные подростки решают свести счеты с жизнью

Почему успешные и одаренные дети из благополучных семей сводят счеты с жизнью, что они хотят сообщить своей семье, может ли плохая оценка или конфликт с подругой стать причиной суицида и как поддержать контакт в критические моменты – рассказывает Ирина Макарова, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ.

«Нет никакой депрессии, пусть учится»

— Психологи часто рассказывают, что у них на приеме стало очень много успешных детей, отличников-олимпиадников с депрессией, суицидальными мыслями. Почему так происходит?

— Одаренные дети — это в том числе особая чувствительность к окружающему миру. Обратная сторона одаренности — уязвимость, болезненность, хрупкость психики. Те, кто демонстрирует высокие интеллектуальные и академические показатели, тяжело переживают негатив внешнего мира.

Ирина Макарова

К тому же в 10-11-м классе, а то и раньше, родители выбирают педагогическую стратегию: интенсивное интеллектуальное развитие детей. Они нанимают репетиторов, посылают в специальные лагеря, где дети восьми лет решают логарифмы или учат пять языков. Но вместе с этим эмоциональному развитию детей предоставляют мало возможностей, в том числе и для получения очень важного опыта.

Сбиваться в группы — потребность подросткового возраста. Опасаясь этого, родители создают условия, когда ребенку некогда выйти на улицу и поболтать со сверстниками. Или даже замыслить что-то эдакое, от чего родители придут в ужас. Ребенок мог бы учиться социальной жизни в школе, но его оттуда часто забирают на домашнее обучение. Да, он перестает тратить время на эмоциональные интриги и отношения, а готовится к олимпиаде. Но все эти предательства, обиды, разрывы и воссоединения — важная часть жизни. Ее надо пройти, чтобы стать взрослым и понять закономерности человеческих отношений. Когда родители ограждают от этого, возникает перекос.

— И вот этот «перекос» поступает на первый курс престижного вуза и быстро попадает к вам с депрессивными мыслями.

— Не всегда быстро. Но выясняется, что эмоционально ребенок не зрелый, хотя и очень умный. Родители далеко, многие вещи надо делать самостоятельно. Нужно справляться с нагрузкой, выстраивать отношения с группой, а он не может.

Довольно часто блестящий ученик, победитель олимпиад, из региона приезжает сюда, а рядом с ним оказываются не менее выдающиеся люди. Приходит понимание: «Я не справляюсь, рядом студенты, которые быстрее делают домашку и лучше учатся. Я не окей, я так себе». Конкуренция в Высшей школе экономики связана еще со студенческим рейтингом. При этом старые доуниверситетские способы — учиться, учиться, загружать себя, трудиться — не работают. Здесь нужно выходить на другой уровень. У кого-то усердия хватает на 1-2 месяца, кто-то борется год-полтора.

Ресурсов на все не хватает, все расползается, наступает отчаяние. Чем дольше человек в отчаянном состоянии, тем вероятнее мысли, что все вообще бессмысленно. Ради чего это все?

— И что они говорят, когда приходят?

— «У меня нет никакой личной жизни, я ничего не делаю, только учусь. Я не сплю ночами, готовлюсь к семинару, все читаю, решаю задачи и все равно не дотягиваю». Дальше апатия и тяжелейшая депрессия. «Я думаю о самоубийстве, мне приходят в голову мысли, что вся жизнь не имеет смысла». Более жизнелюбивые признаются, что мысли есть, но не будут этого делать, а лучше поищут жизнь вне ВШЭ.

Важно то, что в клинической психологии называется преморбид, то есть личностные предиспозиции, характер. Люди, которые выстроены в духе «либо все, либо ничего», чувствуют, что есть только один вариант — убить себя.

— И как вы с ними работаете?

— А мы должны разговаривать. Если навязчивые мысли слишком остры, отправляем к врачу. Если риски высокие, говорим со студентом, предлагаем позвонить родителям. Иногда я сама звоню родителям. Бывает, звонишь, рассказываешь, что состояние ребенка не очень хорошее, плохо справляется, скорее всего депрессия, надо приехать и помочь ему, побыть с ним рядом, есть риск суицида. Родители отвечают, что это глупость и надо просто больше внимания уделять учебе.

Буквально вчера я просила студента связаться с родителями. Он сказал: «Я знаю, что они скажут, я делал несколько заходов. “Нет никакой депрессии, соберись и учись. Ты должен закончить университет и начать работать, и вся эта ерунда у тебя пройдет”».

-Но есть, наверное, и родители, которые приезжают?

-Конечно, и часто студент говорит: “Да, я сам им позвоню”, то есть контакт хороший. Иногда приезжают, но не сразу. Был у меня студент, вроде ходит в университет и ничего, а потом накатывает на него: все вокруг плохо, вокруг люди прекрасные, а я никакой. Я позвонила родителям. Трубку взяла мама: “Вы понимаете, мы живем далеко, муж работает, у меня грудной ребенок на руках”. Ну и он совершил попытку… Так папа приехал тут же.

С мальчиком все хорошо, через несколько дней его выписали. Я представляю чувства родителей, когда студент или психолог говорят, что все плохо. Принять эту информацию и включиться довольно тяжело. Естественная реакция: отмахнуться, ну нет, полежит и встанет.

— Да, когда родителям говорят “депрессия” — это одно, это не так серьезно воспринимается. Когда ребенок в реанимации — совсем другое. А были истории, которые плохо закончились?

-Ну такого, чтобы мы звонили, никто не приехал, а ребенок умер — не было. Все-таки когда родители отказываются, они чувствуют, что это не совсем окончательно, что есть жизненная сила в ребенке. Но недавно был случай, когда студент сам разговаривал с родителями. Пытался объяснить, что ему плохо, что нуждается в психологической и психиатрической помощи. Но родители были недоступны: “Не надо нам ничего такого говорить”. Он покончил жизнь самоубийством.

Если мать не видит перспектив, она не даст ребенку жизненной силы

— Почему родители так поступают? Почему не верят своим детям?

— К психологам приходит 2 тысячи студентов в год из 25 тысяч учащихся. А мамам мы звоним в единичных случаях. Но именно в этих случаях мы видим конфликт между родителями и ребенком. Если у них сохраняется связь, даже не очень теплая, и первый, кого ребенок называет, это мама, тогда и родители отзываются. Тогда студент до психологов даже не доходит.

А когда они отказываются приезжать и всерьез рассматривать проблемы ребенка, то есть разрушение связи либо она слабая.

— Если родители поверят, тогда придется решать вопрос с обучением, вдруг придется все бросить. Это же крушение надежд, а вложено уже много.

— Как раз крушение надежд и плана и говорит о том, что мой ребенок мне менее важен, чем план. Связи с ним нет, он только инструмент удовлетворения родительских амбиций. Это и открывает сложную, драматичную ситуацию взаимоотношений в семье. И ситуация, когда ребенок что-то с собой совершает — тоже про это.

Все дети хотят самостоятельности, иногда это превращается в семейную бойню, но задача родителя — найти в этот момент общий язык с ребенком. А его задача — отстаивать себя и бороться за свою независимость, отдельность. Но я — мать, я готова принять индивидуальность, в том числе желание не учиться во ВШЭ. Как бы прекрасно ни выглядели эти перспективы.

— Я знаю историю про девочку, которая блестяще училась, а на первом курсе престижного ВУЗа лежала год у стенки, взяв академический отпуск. Потом встала и пошла работать продавцом.

— Я думаю, она легла не потому, что ей так легко дался первый курс. Дети довольно послушны. Родители же говорят: надо много учиться и тогда будешь успешным. Это одна из родительских истин, разоблачение которой тяжело дается и студентам ВШЭ.

О, оказывается, все не так! Я буду хорошо учиться и даже закончу универ с красным дипломом, но это не гарантирует успешной жизни.

Успех не приходит автоматически, когда я выхожу и говорю: у меня все пятерки. Потом еще выясняется, что балбес Вася, который сидел рядом и не учился, а только вертелся и болтал, вдруг успешный блогер.

Пока я не поднимал голову от книг, он налаживал социальные связи и вел дискотеки.

— Давайте тогда про простых «вась», но не таких успешных и веселых, а грустных. Представьте, маленький депрессивный город, местное предприятие дышит на ладан, денег ни у кого нет, пойти подростку некуда, беспросвет. Вот Евгений Ямбург говорит о нравственном, психологическом, мировоззренческом кризисе населения. Это же влияет на количество суицидов у детей в том числе?

— Депрессия взрослых, конечно, влияет на состояние детей. Если ребенка воспитывает мать, которая не видит перспектив, большой жизненной силы она ребенку не даст. Этот ребенок будет очень хрупким.

С другой стороны, можно говорить про ужасную обстановку в стране. Но мы же взрослые, не маленькие дети, у нас есть определенная степень свободы, просто мы ей не пользуемся. Те же дети, которые со всей России приезжают во ВШЭ, выбирают читать книжки, а не пить как папа и дедушка, допустим. Конечно, есть социальный, политический, экономический контекст, но вот вспомните прекрасный итальянский фильм «Жизнь прекрасна». Ужаснее жизни в концлагере нет ничего, но папа так устраивает быт сына, что мальчик думает, будто это игра.

Но если у нас внешний концлагерь, а мы для ребенка создадим еще и внутренний: все плохо, все ужасно, ты будешь как дедушка, который колготился на бесполезном заводе, а потом запил, и книжек не читал, и ничего не хотел, тогда совсем бесперспективно. Однако если вы в этих ужасных условиях решились родить ребенка, то найдите в себе силы поиграть с ним, как тот папа из фильма. И вам станет легче, и ребенку, и жизни в нем будет больше, и самоубийством жизнь он никогда не покончит.

Я ничего не хочу сказать миру, а просто умереть

— Как вам кажется, стало больше детских суицидов или больше информации?

— Здесь трудно сказать. Конечно, тема перестала быть табуированной, об этом все чаще говорят. По статистике сложно понять, если нет предсмертной записки — дело часто открывают по другим статьям. Из практики мне кажется, что рост числа подростковых самоубийств есть, все чаще ко мне приходят дети с такими мыслями.

Подростковый, юношеский возраст всегда выделяли в отдельную категорию с точки зрения суицидального риска. Границы возраста сейчас плавают. Раньше подросток — это девочки с 10 до 15 лет и мальчики с 12 до 17. Сейчас человек взрослеет позже, и границы детства сдвигаются до 25 и даже до 30 лет.

Фото: unsplash

— В МВД говорят, что 30 процентов подростковых самоубийств — это неразделенная любовь и конфликты с родителями. Это так?

— Это очень формальные причины. Причина всегда одна — отчаяние и непереносимая боль, которую приносит эта жизнь. Конечно, есть ситуации, которые срабатывают как триггер. Но тяжесть и сложность выдерживать боль — личностные особенности.

Первые любви всегда несчастные, с родителями тоже конфликты всегда, но невозможность с этим справиться — особенность человека. Есть же меланхоличные личности, среди которых риск суицида выше. Мысли о самоубийстве связаны с самоуничижающими мыслями. Я ужасный, когда я уйду, всем станет легче. Ощущение, что я ни на что не гожусь и ни с чем не справляюсь, я один такой, всем остальным хорошо.

— Правда ли, что суициды подразделяются на два вида?

— Да, мне об этом рассказал психиатр Вадим Моисеевич Гилод из 20-й больницы. Есть диалогическая форма, когда с помощью суицида человек хочет что-то сказать близким людям и миру. Там довольно высокая возможность его спасти. Он в диалоге с окружающими. А есть монологическая. Я ничего не хочу сказать миру, а просто хочу умереть. Тут истинных суицидов гораздо больше. И спасти тяжелее, подростки придумывают способ, чтобы им не могли помешать.

-Можете привести пример диалогической формы суицида?

-Я работала в подростковом отделении психиатрической больницы, и к нам привезли девочку после реанимационных мероприятий. Это был мой первый подросток с суицидом.

Дорожка была безлюдная, но неподалеку гуляли мамы с детьми, и мимо изредка проходили люди. Она начала отплывать, пена уже появилась. В этот момент на нее наткнулись и вызвали Скорую. С одной стороны, она вроде бы хотела покончить жизнь самоубийством, с другой она сделала это в парке, где есть люди. То есть призыв о помощи был заложен.

Мне она рассказала, что представляла, как умрет и увидит, как все раскаиваются и винят себя. Опасность в том, что люди ее увидели, а могли там не пройти. Или таблетки были бы сильнее. Или их было бы больше. Или Скорая приехала бы не через 10 минут, а через 20. То есть риск даже в диалогической форме высок. Когда она прошла промывание желудка и прочие реанимационные мероприятия, то говорила, какая дурочка и зачем это сделала да еще родителей напугала.

— Вам не кажется, что дети стали совершать суицид из-за вроде бы ерунды? Из новостей видим: отобрали гаджет, не пустили на дискотеку, получил двойку, не сдал ЕГЭ. Почему так?

— Мне кажется, это не причина. Это какой-то щелчок, последняя капля. Скорее всего, этому предшествовал долгий период непонимания от родителей. Значимость двойки ребенок воспринимает исключительно через призму родительского отношения. Если школа давит, значит, родители давят еще больше. Это они же нашли лучшую школу с самой большой нагрузкой.

Даже самый тревожный ребенок не будет кончать с собой из-за оценки, если чувствует поддержку семьи. Если мама может выдерживать детскую тревогу и возвращать ее обратно уверенностью, спокойствием, структурированностью, а не удваивать ее, то даже самому беспокойному ребенку можно помочь.

— Откуда столько тревожных мам, этому есть объяснение?

— Конечно, жизнь предыдущих поколений накладывает отпечаток. В 90-е большое количество населения потерпело крах в профессиональной жизни. И поколение наших мам прятало гречку и соль, а мы прячем детей по кружкам и лучшим школам. Раньше тревога была про еду, а сейчас про детей, про то, как им будет непросто жить и справляться.

Как пример тревоги я вижу: ВШЭ, и только ВШЭ. А почему? У нас других вузов нет? Я знаю удивительные истории, когда люди берут кредит на обучение, в залог отдают квартиры. Это про родительскую безответственность.

Все мы живем в ненадежном и небезопасном мире. И на этом фоне легко создаются шаблоны, что, если ребенок закончит вторую школу — жизнь удалась. А если двадцать вторую — пропало лето. Мама своими руками создает ребенку ощущение страха и ужаса.

Подростки серьезно воспринимают интернет, они там живут

— Как в цифровом мире изменились поводы к суициду у подростков?

— Жизнь подростка изменилась, она стала более виртуальной. У некоторых 90% жизни проходит в интернете. Раз туда все переехало, то и триггеры там. Например, неприятные моменты взаимодействия социальной жизни. Кто-то на кого-то обиделся, кто-то с кем-то поругался.

Они серьезно воспринимают интернет, они же там живут. Я живу в реальности и многих виртуальных друзей в фейсбуке не воспринимаю как реальных. Даже не очень уверена, что знаю их. Но понимаю, что ребенок живет не так. Он живет в виртуальном мире, и конечно, все, что там происходит — это серьезно.

— В интернете дети привыкают осуждать друг друга, издеваться, эту модель поведения переносят в реальную жизнь. Принято смеяться, «хейтить» сверстников, отказывать в поддержке. Это может спровоцировать суицид?

— Я бы не рискнула сделать такое умозаключение. Конечно, пространство, где слабы регуляторы того, что можно и нельзя, где привыкаешь не сильно задумываться и чувствуешь анонимность, может повлиять. Неприятно и болезненно быть объектом травли даже в интернете. Большинство детей не готовы к такому. Для кого-то это будет непереносимо и подтолкнет что-то сделать с собой.

Но не каждый ребенок будет сразу доведен до отчаяния. Конечно, если он и без того ранимый, и в реальной жизни у него дела не очень, он чувствует себя незащищенным и одиноким, ему не с кем поговорить, то такие дети могут думать о самоубийстве. То, что происходит в виртуальном пространстве — дополнительный фактор. А сама по себе суицидальная готовность — это многофакторное состояние, в котором человек чувствует себя очень плохо, это все непереносимо и переполнено отчаянием, и, конечно, все, что окружает ребенка, усугубляет его состояние.

— Подростки мне рассказывали о закрытых группах во «ВКонтакте». Они там делятся депрессивными мыслями, картинками, договариваются вместе порезать руки, выкладывают фото порезов. Взрослым туда допуска нет. Насколько такие сообщества опасны для тех, кому грустно?

— Закрытое общество для подростков — очень важная тема. Может, оно удовлетворяет потребность ребенка в территории свободы, которая будет защищена от взрослых и их желания управлять его жизнью. Пространство, где будет создаваться собственный мир, очень нужно им.

— А если пространство депрессивно и там только про это?

— Конечно, это тревожный сигнал. Но тут вопрос, как с этим обойтись. Как быть чутким, терпимым и очень внимательным к хрупкому миру подростка. Не надо шествий против таких групп, ах, давайте все это прикроем, какой ужас и кошмар. Значит, у них есть потребность именно в таком пространстве, где можно выразить именно депрессивную тоску. И с этим надо обходиться вежливо.

— У вас были ребята, которые состоят в таких группах?

— У нас есть такие, но они не закрытые. Там студенты открыто пишут, как им невыносимо и плохо. Года полтора назад я с этим столкнулась, для меня это был вызов. Люди, которым плохо, часто стараются не показывать этого и тем более нигде не писать. А у нас есть студенческие СМИ, где студенты рассказывали о своих тяжелых состояниях.

Они находили отклик. Да, у меня тоже, я так же себя чувствую! Сначала меня это напугало, но с другой стороны, чем больше мы говорим об этом, кажется, тем лучше. Не остается недомолвок, тайн, стыда. Конечно, закрытые группы пугают. Но детям нужно защититься от всепроникающего взгляда взрослых. Сейчас зашел в школу, вышел из школы, съел то, не съел это — все родителям мгновенно известно. Как ребенку в этом пространстве найти тайное местечко?

Когда ребенок набирает в поисковике «как убить себя»

— Студенты на консультациях рассказывают, что когда начинается подростковый возраст и бурная внутренняя жизнь ребенка с депрессивными мыслями, отчаянием, родители начинают это отчаянно контролировать. Одной девочке родители поставили везде специальные программы, которые отслеживали, по каким сайтам она ходит. Она в минуту отчаяния набирает в поисковике «как убить себя» или что-то в этом роде, и через 10 минут звонит мама: «Тебе что, грустно?»

А есть родители, которые, боясь наркотиков и отчаянных мыслей, дома ставят видеокамеры, чтобы отслеживать каждое движение. Это делает ситуацию безвыходной. Понятно, что взрослые беспокоятся. Но эти беспокойство и тревога могут быть вежливыми, спокойными и с уважением, а могут быть вот такими. Этот гиперконтроль может и подтолкнуть ребенка. Мысли о депрессии, фантазии «как я умру и все пожалеют», они тоже в каком-то пространстве должны быть представлены.

— А родители как раз не хотят, чтобы они были представлены.

— Ну, мы все вспоминаем свое подростковое детство. Там было по-серьезному, остро и с надрывом. Мальчик не любит, девочка предала. Большие переживания, а готовности справляться с ними небольшие. И вот я умру, а все пожалеют — мы же все через такие фантазии проходили.

— То есть можно оставить ребенка с этими фантазиями в покое?

— Я бы не сказала «оставить» в значении «бросить». Надо быть рядом, показать, что вы тут, с ним. Но вот эти встречные родительские отчаянные способы контролировать в виде маячков на компе, видеокамеры и прочее — это похоже на преследование.

— Вам сейчас бы любой родитель ответил: знаете, в нашем жестоком мире по-другому никак.

— Это понятно, что мы пугаемся. Но надо найти способ справиться со своей тревогой. Уметь ее деликатно предъявлять ребенку. Если тревога затмевает все и мы живем, только реализуя тяжелые переживания, то ребенку совсем несладко. Надо его отпускать потихоньку. Маме нужно пойти к психологу, чтобы справляться с тревогой, уметь тестировать ее на реальность. Изменять отношение к ребенку и свободе гибко и в соответствии с возрастом.

— Когда ребенок заговорил о самоубийстве, что делать родителям? Допустим, он кричит: «Не дашь мне гаджет, я выброшусь из окна».

— Я бы для начала посоветовала не доводить до отчаяния. Ребенок имеет право быть незрелым, импульсивным, а родитель взрослый и несет ответственность. Сделайте передышку за 1-2 шага до взрыва, найдите контакт. Нащупайте почву, можете ли договориться, есть ли поле для компромисса.

Если аффект уже случился, надо пойти передохнуть, всем взять паузу, надеюсь, что ребенок не успеет за это время что-то сделать. А когда все подышат и позволят рациональному началу вернуться, дальше можно снова начать разговаривать.

— А затрагивать ли тему суицида или говорить только про суть скандала?

— Почему нельзя? Если ребенок выкрикнул подобное, спросить: «А ты действительно об этом думаешь?» А потом поговорить, действительно ли это состояние такое отчаянное и что случилось, если он хочет убить себя. Или он так говорит, потому что нет аргументов повлиять на родительское решение? Давайте их поищем. Может, у нас будет конструктивный диалог.

Подростковый возраст — это желание самостоятельности. Но не этой, хорошей, какую хотят родители. А в смысле куда хочу, туда и иду, что хочу, то и получаю. Это желание очень велико. Оно далеко от наших ожиданий взрослости.

Это и становится разрывом. Надо найти силы и начать диалог.

— А другие ситуации? Например, родитель узнает, что ребенок ищет статьи по теме суицида. Как говорить с ребенком?

— Если у родителя хороший контакт, то говорить про опасные и неловкие темы получается. Даже смущаясь и стесняясь, можно начать, и ребенок это поймет. А если есть сложность, то можно пойти к психологу проконсультироваться.

Бывает, нет контакта и они разговаривают ни о чем: поел — не поел, уроки — не уроки, а тут мама подходит и говорит: «Вижу, ты жизнь самоубийством хочешь покончить, давай поговорим». Тогда ребенку странно, ее ничего не интересовало, а тут нарисовалась, конечно, он не хочет говорить. По моему профессиональному и материнскому опыту, контакт — самое важное.

Фото: Freepik

А ты представь, что твои друзья не плачут

— Мы часто читаем в сообщениях про самоубийство: дружная семья, контактный парень, общался со сверстниками, проблем не было и вдруг…

— Вот эти «вдруг» всегда скрывают в себе то, что нам не хочется осознавать и принимать. Поэтому все «вдруг». Когда мы честны и готовы это видеть и думать над этим, то этого «вдруг» не бывает.

Конечно, быть родителем подростка — очень тяжело. Почему еще стоит пойти к психологу? Да просто себя поддержать. Подростковый возраст — это напряженная эмоциональная жизнь и для родителя. Революция происходит. И вы не наблюдатель, а активный участник, это тяжело.

— Кстати, про контакт. Нужен ли ребенку контактный взрослый помимо родителей и есть ли проблема с этим?

— Вообще, было бы неплохо. Иногда такое случается. Например, ребенок ходит в спортивную секцию, а тренер замечает его настроение и спрашивает: «Ты чего? Задачи мои не выполняешь. Случилось что?» И, кстати, родители могут помочь в поиске такого взрослого, отправить в секцию или лагерь.

Например, у моей дочери был бурный подростковый период. У нас появился репетитор по математике. Он не вел душевных психологических бесед, но дал ей возможность поверить в себя. Началось с математики, она рыдала над каждой задачей, но он с уважением относился к тому, что она делала. И умение справляться с математикой перенеслось на другие сферы жизни.

— Когда подросток совершает попытку суицида, то представляет, как все потом плачут и жалеют, что не понимали его. А работает ли в качестве профилактики рассказ о реальных последствиях?

— Я видела, как с такими подростками говорят психиатры. Не церемонясь ни разу. Вот так в лоб и лепят: а ты представь, твои друзья не плачут, никому не стыдно, маму забрали в больницу, семья распалась, никто не может пережить. И когда я слушала такое, то была в шоке, мне казалось, это жестоко. Я психиатрам говорила, что это бесчеловечно. А они мне отвечали: “Когда за плечами такое количество неспасенных душ, тут будешь как угодно говорить”. Я поняла, чтобы так говорить с подростком, нужно внутреннее право, а иначе это выглядит как-то странно. Врачи говорили с ними с внутренним надрывом и болью. И это работало.

И да, мы все переполнены страхами, мы немножко трусы, живем под гнетом социальной желательности. И я, перепуганная, могу сказать: “Ой, наверное, ребенок имеет право на смерть, на выбор как личность. Но самоубийство — это ужасно. Это не должно быть так”. Дети не должны погибать, не прожив эту жизнь, и не поняв, с чем они могут справиться, а с чем нет.

Откуда берётся Я не справляюсь

Статья написана специально для блога SelfMamaForum

Каждая из нас хоть раз переживала ощущение «я не справляюсь». С каким-то делом, с детьми (со всеми или с конкретным поведением одного ребенка) , с домашними обязанностями, с работой, с работой и семьей одновременно, … да со своей жизнью не справляюсь!
имптоматика этих ощущений чрезвычайно обширна: от глухого ухода в себя до бурной истерики, и от постоянного невроза в стиле многодетной мамы-обезьянки из мультика («В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке, есть по 200 грамм взрывчатки …» помните, да?) до приступов панических атак.
Но прежде, чем паниковать, давайте попробуем разобраться, откуда берется это «не справляюсь».
Важнее, чем анализировать каждый единичный возникающий случай, понять механизм и причины вашего уникального, и только вашего «не справляюсь».
Зададимся вопросом, а что для вас значит -справляться? Есть ли инструкции, образцы, критерии успешности? Откуда они, кто и когда вам их «вручил» или у кого вы их сами взяли?
Вы уже, наверное, догадываетесь, к чему я клоню… Не только к перфекционизму) Скорее к тому, что сейчас принято называть семейными, родительскими посланиями.
Это действительно те «хорошо» и «надо», которые нам вдалбливали родители, бабушки, воспитатели в детстве. Одни из них говорили «хорошие девочки не плачут», «грязные руки только у плохих детей» и т.п., а другие не говорили, но демонстрировали своим поведением: ребенок всего -то стащил конфету из серванта, а родитель ему вдруг выдаёт таакую реакцию, что ребенок делает вывод: я — обжора и почти преступник. Наглядная демонстрация имеет бОльшую силу, и в тех случаях, когда слова противоречили действиям (а такое имеет место быть, и это называют «двойными посланиями») ребенок будет считывать и запоминать тело, невербальную реакцию, а не сказанные фразы.
По мере взросления усвоенные нами «надо» и «нельзя» обрастают причудливым узором из указаний и моделей других значимых людей: педагогов, кумиров, бизнес- и прочих гуру… И всё это аккумулируется в одной из частей психики, называемой «родителем» (по модели Эрика Бёрна). Это, конечно же, не ваш реальный родитель, это- некая фигура внутри вас. Похожая в чём-то на того родителя из детства, но уже сильно искаженная воспоминаниями, собственным опытом, представлениями других «гуру»…
Фигура родителя критикует, диктует, что делать, и… оценивает! Вот в ней-то и находятся все критерии «справляюсь-не справляюсь». Делаешь, как тебя когда-то учили — «зачёт», не выполняешь «родительских» наказов — «садись, два!» И когда таких мест, областей жизни, где «незачёт», становится очень много, либо когда критериев перебор, то возникает ощущение круглой двоечницы и полной неудачницы.
Анализ параметров, по которым вы сами себя оцениваете (это делает ваш Родитель внутри, но это же вы сами!), может занять длительное время и наиболее эффективно происходит, конечно же, в индивидуальной работе со специалистом (буду ссылаться на арт-терапию, потому что являюсь специалистом именно в этой области, хотя можно проводить и другую психотерапевтическую работу ).
Упрощенно говоря, задача по устранению невроза «не справляюсь» сводится к отделению «своего» от «не своего», то есть действительно полезных, эффективных на данный момент убеждений (скажем, ходить по квартире в уличных сапогах я действительно считаю негигиеничным) от неких устаревших стереотипов и сценариев, которые пора бы отправить на помойку (к примеру, из того, что я сегодня не помыла посуду и легла спать, не следует, что я вообще плохая хозяйка).
Нахождение настоящей-Себя в себе, да еще наработка навыка отделения своих истинных потребностей из кучи неких (возможно, навязанных) желаний — является задачей, вообще говоря, нетривиальной.
Например, может быть непросто признаться себе, что мне нравится «художественный беспорядок» на рабочем столе, хотя в моей родительской семье это никогда не поощрялось. Или, что для меня не так значимы дипломы, подтверждающие какие-то навыки, как свобода самовыражения (другими словами, необязательно обучаться на курсах, чтобы делать что-то «правильно» и чтобы вообще начать что-то делать).
Ещё потребуется, видимо, разобраться, а что я делаю со своей «неидеальностью», когда на неё натыкаюсь. Я могу в этот момент отчаянно пытаться стать идеальной (как в предыдущем случае, всё-таки помыть посуду ночью, валясь от усталости), либо могу корить себя или каждый раз «подтасовывать» критерии и правила. А могу перестать мыслить в категориях «правильно-неправильно», заменив их, скажем, на «полезно — неполезно именно в данной ситуации» или «насколько мне в этот момент важно позаботиться о себе и сохранить силы и работоспособность для более важных дел», или «сейчас мне проще сделать всё самой или позволить другому(мужу, ребенку) научиться это делать, поощряя его самостоятельность?»… Другими словами, переориентировать себя на другие ценностные шкалы, важные мне сейчас (а не те, что были важны в моем детстве).
На решение этих задач направлены, среди прочих, такие арт-терапевтические методики как работа с масками, составление карты эмоций, обращение к мандале (спонтанный рисунок в круге) своей сущности или создание/выращивание «внутреннего сада». Перечисленные техники могут выполняться на групповых занятиях.
Для самостоятельной работы можно порекомендовать выписывание всех «установок», которые в вас живут и которые вы вспомните, про успешность, правильность, про всё, что может относиться к проблематике «справиться». Для примера, «обед всегда должен состоять из трех блюд и компота»,» чистота — залог здоровья», «или делай хорошо, или вообще не берись..» и т.п.
Здесь, как и в технике мозгового штурма, первый /ранний/ слой состоит из очевидных утверждений. Потом будет пауза, и если»повымучивать» из себя ещё какое-то время, то откроется второй слой, содержание которого вас может удивить. Как минимум, увидеть и осознать, что некие конструкты в вас присутствуют — уже полдела к их преодолению.
Другая техника: это провести «диалог» с внутренним родителем, взяв в обе руки по фломастеру разного цвета и порисовав некоторое время каракули на листе. Линии могут причудливо пересекаться,»спорить», могут меняться их интенсивность, ритм, нажим, руки будут передавать «слово» то фигуре родителя, то — «внутреннему ребенку». Выполняя это задание, вы сможете для себя тоже что-то понять относительно характера и смысла такого взаимодействия.
Наконец, можно попробовать перестать «сверяться» с внутренним родителем, или делать это реже, не запрашивать у него оценку по каждому мелкому поводу. В момент, когда снова подкатывает ощущение «не справляюсь», попробуйте говорить себе: «я имею право быть такой, какой хочу». Напоминать: я достойна любви, я получаю её в любом случае, выполню я нечто прямо сейчас блестяще или не очень, до успешного конца или нет.
Желаю Вам пребывать в гармоничном состоянии! И всегда помнить, что жизнь — только ваша, и прожить её хорошо бы так, чтобы не было мучительно больно.. за проживание чужих жизней.
Кузьменко Виктория,
арт-терапевт, проводит групповые и индивидуальные консультации.
страница автора в ФБ — https://www.facebook.com/groups/isoterra/
блог автора — http://isoterra.livejournal.com/

Пару лет назад я стоял на углу главного перекрестка и всерьез подумывал о том, чтобы броситься прямо на дорогу. Особо догадливые читатели, должно быть, поняли, что я решил не делать этого. На самом деле, в интернете искать людей, замышляющих самоубийство, долго не придется. А возможно, для этого вам просто нужно посмотреть в зеркало. Собственно, ниже описано, как я пришел к такому состоянию и как заставил себя жить дальше. Может быть, это вам немного поможет.

Это плавная, нисходящая спираль, что ведет вас на самое дно

Знали ли вы, что барьеры по периметру мостов серьезно снижают количество самоубийств не только в местах, где они непосредственно установлены, но и в зоне видимости вообще. Это исследование показывает, что только 6% людей, гуляющих по карнизу в подобных местах, в конечном счете успешно убивали себя. Возможно, барьер является напоминанием чужой заботы о вас, ну или за время, которое требуется на то, чтобы доехать до другого моста, у самоубийц внезапно появляется непреодолимое желание съесть Doritos и они просто едут в магазин 7-Eleven. Смысл в том, что самоубийство — крайне иррациональный акт, и если вы сможете помочь человеку в момент кризиса, позже он пересмотрит свое мировоззрение.

Я знаю это, потому что потратил добрых 15 минут, взвешивая все за и против агрессивного косметического ремонта передней части незнакомой Мазды, и в случае с моей жизнью, я не знаю, чем это было вызвано. Черт, да я даже не смог бы сказать, в каком году это произошло. Все, что я помню — я был дома, злой и расстроенный по какому-то поводу и решил прогуляться, проветрить голову; я случайно вышел на главную дорогу, а потом подумал, что все мои проблемы уйдут, стоит лишь сделать шаг в сторону проезжей части. Я не думал о том, насколько больно это будет, я не думал о последствиях. Все, что я знал — мой мозг будто бы сжирал сам себя живьем, а я больше всего хотел, чтобы это закончилось.


Даже больше, чем мы с вами хотели бы потискать этого котенка. Источник: Lilun_Li/iStock

В поп-культуре суицид — это эффектный показушный акт со вполне ясными причинами. Ромео убил себя, ибо думал, что Джульетта мертва, а Джульетта убила себя, потому что умер Ромео; Риггс (Мартин Риггс — главный герой кинотетралогии «Смертельное оружие») хотел умереть, потому что умерла его жена; Брюс Бэннер пытался убить себя, поскольку ему не нравилось быть Халком; Луиджи (Супер Марио) проглотил кучу отравленных грибов из-за того, что принцесса Дейзи променяла его на Бирдо, сойдясь с тем на теннисном корте. На TV Tropes (вики-проект, нацеленный на сбор и исследования различных приёмов и сюжетных ходов — тропов) есть исчерпывающий перечень примеров суицида, изображенного как героическое или мужественное решение проблемы. Там всегда есть четкая, понятная причина. Вас покусал зомби? Лучше поймать пулю, чтобы не заразить своих друзей!

Но я просто… мне просто не нравилась моя жизнь. Я был в депрессии, ненавидел свою работу, моя писательская карьера дергалась в конвульсиях и улучшалась лишь рывками, а я был слишком незрелым, чтобы понять, что это нормально. Моя социальная жизнь не была такой, какую мне хотелось бы, моя личная жизнь была еще хуже, мои рифмы не были оригинальными. Я жил в подвале, где кабинетом мне служила тесная, плохо освещенная спальня; зимой Солнце было для меня чем-то вроде «Sugar Ray» и «Crazy Bones» (популярные раньше рок-группы), я помнил, что когда-то давно оно существовало. Никто не называл меня «Танго», хотя я настаивал на том, что хочу себе такой псевдоним, я выпивал и ел дерьмовую еду, чтобы смириться со всем этим.


Меня раздражали люди, которые судили меня по моей внешности. Источник: Art-Of-Photo/iStock

Вы можете признать, что с таким набором проблем в той или иной степени сталкивается почти каждый. Никто из людей обычно не намеревается специально стать несчастным. Никто не устраивается на работу или не начинает отношения с мыслью о том, что это однозначно подпортит им жизнь. Но иногда все происходит не так, как вы задумали, и как только скапливается достаточно проблем , вы начинаете тонуть. Уровень воды поднимается так медленно, что вы не отдаете себе отчет в этом, пока не утонете с головой. И дело не в том, что вы не можете дотянуться до спасательной шлюпки — хотя бы одна всегда находится прямо перед вами, в виде общения с другими людьми или плана по решению проблем. Вы просто не видите в этом смысла. Спасательная шлюпка сможет достигнуть берега лишь в течение нескольких лет, и путь обещает быть очень утомительным. Так почему бы просто не дать себе утонуть? Почему бы просто не дать этой машине сбить себя?

В определенный момент вы чувствуете себя так, будто вас покусал зомби, и вы хотите словить пулю, пока ситуация не стала еще хуже. До того, как вы заразите друзей своим стрессом, или тревогой, или чем угодно другим, что вы убежденно считаете той самой причиной, по которой вы принципиально не способны быть полноценным человеком, как все вокруг вас. Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то реагировал на суицид словами «Как они могут причинять боль любящим их людям?» Вы не думаете об этом так, будто причиняете им боль. Вы считаете, что помогаете им избежать заражения.

Отсутствие перспектив выступает катализатором

В лучшие времена, я вполне обоснованно был оптимистом. Я видел себя в роли парня, который помогает цивилизации двигаться вперед на своем личном крошечном промежутке общего пути. Парень, который создает что-то , чем он может гордиться, делает своих друзей счастливыми и хотя бы отдаленно напоминает хорошего гражданина. Напротив, в плохие времена я нигилист. Я не вижу смысла в работе, ну или даже в том, чтобы подниматься с утра с кровати. «Где смысл, — спрашивает сам у себя мой депрессивный разум, — в какой-либо работе, в натягивании штанов или написании того, что не будет иметь значения в течение нескольких лет, а впоследствии и вовсе окажется забытым спустя пару десятилетий после моей смерти?». Когда каждый из нас, и все, что когда-либо создавалось, будет забыто спустя миллионы лет. Тогда как мои штаны — чудовищно неудобные.

Возможно, это потому, что в подростковом возрасте я слишком много читал Лавкрафта или потому, что так работает мое мышление. Все, что я могу сказать наверняка: при правильных обстоятельствах вы обнаружите себя раздумывающим о невообразимых масштабах времени вместо того, чтобы ответить на электронные сообщения вашего босса . И, если попробовать максимально упростить такое обширное и сложное понятие как суицид, то это кризис, который наступает в тот момент, когда хорошие дни в вашей жизни прекращаются и остаются только плохие.


Окей, 20-го числа мне нужно к стоматологу, и это будет единственный день в этом месяце, когда я почувствую хоть что-нибудь. Источник: Tuivespa/iStock

Оглядываясь в прошлое, на старую работу, которую я ненавидел (хотя она была высокооплачиваемой и давала мне хорошую страховку), на свой подвал, где я был несчастен (но жил там со своими друзьями), мне не составляет труда вспомнить моменты, когда я был счастлив. Глупые офисные розыгрыши, веселые вечеринки, а бывало, что во время шторма в моем подвале находили себе убежище девушки, играющие в пляжный волейбол, потому что из-за дождя их бикини уменьшались на пару размеров. Сейчас я вспоминаю это все с улыбкой, но тогда все эти моменты тонули в болоте моей депрессии, вместе с остальными переживаниями.

Когда размышляешь о суициде, тебе кажется, что ты просто стал реалистом и видишь жизнь такой, какая она есть. Это выглядит так, будто все вокруг тебя любят жизнь, а ты никак не можешь с этим смириться. Ты не понимаешь, как они так могут, не понимаешь, зачем. Тебе хочется схватить их и закричать: «Почему ты не видишь, насколько бессмысленно все это? Через 10 тысяч лет ничего не останется от тебя самого, а все, что ты когда либо делал, исчезнет. Как ты можешь получать удовольствие от своего карамельного макиато, зная это? Да и можешь ли ты объяснить, что такое макиато? У меня очень хреново получается быть взрослым». Но это не значит быть реалистом, ты просто потерял контроль над своим разумом и разучился получать удовольствие от жизни.

Так что поспешите понять эту невероятную сложную вещь — науку. Источник: iLexx/iStock

Я уверен, что для многих из вас это выглядит как подростковая тоска, из которой я никак не могу вырасти. «Оу, ты открыл для себя экзистенциализм. Молодец, мальчик! А теперь отрасти яйца и делай свою гребаную работу». Если у вас такой настрой, то внезапно окажется, что все вокруг будут думать так же. Вы думаете, стал бы Курт Кобейн таким популярным, если б он жил для того, чтобы стать жирным, выпуская посредственные сольные альбомы и периодически выезжая в свои дрянные переоцененные туры? На сайте Reddit есть сообщества, где вас вдохновят, если вы захотите убить себя. Есть много известных книг, написанных умными людьми, которые будут поддерживать ваш нигилизм. Я потерял счет людям, кто говорил мне убить себя просто потому, что я сказал что-то нехорошее про видеоигру. Возможно, кто-то попросит меня убить себя в комментариях к этой статье. Если вы ждете подтверждения того, что у вас все дерьмово, вы найдете его в каждом темном углу нашего мира, где только захотите. Это похоже на то, будто все люди, которые бы хотели поговорить об этом с вами, уже заранее согласны, что вам стоит убить себя.

И если вы живете в подобной атмосфере достаточно долго — это вас поглотит. Если бы вы тогда спросили, как мои дела, я бы ответил: «Ох, ну ништяк». Я определенно не сказал бы о своих суицидальных настроениях, не потому, что я хотел бы избежать разговора, но потому, что я действительно считал себя нормальным. Вы ведь не просыпаетесь утром со словами «Ну что ж, с меня достаточно, пора покончить с собой!». Это как если бы вы наконец решили разобраться, откуда столько шумихи вокруг «Западного мира» (американский фантастический сериал). Сначала ты перестаешь быть счастливым, потом становишься бесполезным для себя и окружающих, а затем начинаешь праздно рассуждать, как бы попасть в аварию или подхватить ужасную болезнь. Это происходит так медленно, что ты не замечаешь перехода между состояниями. А затем однажды вы обнаружите себя на краю дороги, пытаясь осознать, как вы вообще могли дойти до такого. «Ха, медленно, но верно.»

Вам становится лучше, но это долгий и болезненный процесс

Я не помню, что сделал после того, как решил не принуждать случайного водителя сыграть со мной в GTA. Возможно, я пришел домой, поиграл в видеоигру, лег спать, а утром проснулся и пошел на ненавистную работу, лишь на секунду призадумавшись, насколько странным было все произошедшее. Я продолжил думать и читать о суициде, ну так, не всерьез, как если бы я стал рассуждать о том, трахнул бы я Бреда Пита, если бы у меня был шанс. Ну, в смысле, я не гей, но чисто для мысленного эксперимента. Но я никогда даже близко не думал о том, чтобы решиться на что-то подобное, и каким-то образом закончил ту жизнь, что ненавидел, и начал другую, где я пишу шутки про суицид вместо того, чтобы его совершить.

И самым сложным в этом деле было просто ждать. Это так утомительно и тревожно, и, хотя прогресс безусловно был, в ретроспективе он казался ужасно незначительным. Это ярче всего отражает тот факт, что желание покончить с собой не имеет какой-либо основной причины, ну, или по-другому, чтобы это желание ушло, нужно решить далеко не одну проблему. Вы не выиграете в лотерею или заведете девушку. Вы просто идете дальше, чтобы лишь через несколько лет осознать, что хороших дней стало больше, чем плохих. Вы оглядываетесь назад на другую версию себя, что стояла в раздумьях на перекрестке: этот человек кажется вам незнакомцем. Нередко — более симпатичным незнакомцем, чем вы сейчас, но все же.

Незнакомец, которому во всяком случае, удалось спасти свою и вашу жизнь. Источник: Highwaystarz-Photography/iStock

В общем, тут нет определенного порядка действий, нет рецепта, которому вы могли бы следовать так, чтобы прийти к одинаковому результату. Первый шаг — это просто подняться следующим утром с кровати. Если у вас получится, то вы уже на несколько миль впереди человека, которым вы хотели бы быть вчера. Кроме того, вам решать, у кого вам будет не зазорно попросить помощи, чтобы выяснить, как решать проблемы в вашей жизни. И я имею в виду только план действий, не мгновенное решение. Это не тупое новогоднее обещание вашего друга, которое он тут же исполняет, когда покупает абонемент в тренажерный зал и скачивает пару новых подкастов, считая, что теперь в его жизни все наладилось. То, о чем я говорю, скорее поможет определить количество лезвий, что ежедневно ранят вас, и как медленно и аккуратно их извлечь. Вам, возможно, придется сосредоточиться только на одном, игнорируя остальные, по крайней мере, на время.

Это может показаться очевидным, но для меня всё было не так. Понадобилось время, чтобы фраза «Ну что ж, я не бросился под машину, теперь-то у меня все хорошо. Я просто чувствую себя немного подавленным по непонятным причинам» сменилась на «Черт, может стоит попробовать изменить мою жизнь». В поп-культуре и трогательных новостных сюжетах улучшение происходит мгновенно. «Этот мужчина собирался покончить с собой, но любовь его дочери оказалась тем, ради чего стоит жить!» Не читайте суицидникам нотаций о том, как много причин у них есть для того, чтобы жить — ведь они не оказались бы в той ситуации, в какой оказались, будь они согласны с вами. «Это история о супергерое, который пытается переубедить неудачника на краю уступа». Ну конечно, после этого супергерой уничтожает злых роботов и целуется с его девушкой. Мы ведь не сочиняем истории о том, что неудачник просто пошел домой в свою пустую квартиру, присел, уставился в стену и начал размышлять, что же делать дальше.


Даже если Супермен захочет покутить сегодня вечером, я, наверное, откажусь. Источник: Elenaleonova/iStock

В этом заключается вызов. Спустя день после рокового момента гораздо легче увидеть прогресс в том, что вы собирались убить себя, но не сделали этого, и все же вы продолжаете чувствовать себя паршиво. То, что вы были на краю гибели, не означает, что через несколько часов вы будете лучом света для окружающих, даже если вам кажется, будто все вокруг хотели бы этого. На это нужно время, время, которое мир далеко не всегда вам предоставит. Может пройти три месяца, прежде чем вас пригласят на вечеринку или на собеседование, а еще три месяца спустя вы оглянетесь в прошлое: тот факт, что вы не свернулись в клубок, лежа в темноте в полном одиночестве, будет доказательством того, что вы все-таки продираетесь через эти тернии.

Но если вы станете подмечать подобные признаки прогресса – они будут только прибавляться. Через месяцы и годы возможность вытащить себя из кровати станет для вас чем-то большим, например, жизнью, которой вы можете гордиться. Плохая новость заключается в том, что мозг привык работать определенным образом, поэтому идея о суициде вряд ли когда-то окончательно покинет вашу голову. Она будет периодически всплывать, как будто шепот где-то позади ушей, напоминающий о том, что есть способ легко решить любую проблему. Но, если прогресс будет значительным, вы без проблем научитесь отгонять такие мысли. Вы начнете слушать ваших родителей, детей, друзей, которые были лишены возможности постоянно спрашивать себя, могли ли они что-то сделать для вас. Начнете прислушиваться к лучшей вашей стороне.

Не стоит недооценивать свои проблемы

Я провел несколько месяцев в раздумьях касательно того, хочу ли я написать об этом. Не потому, что это чересчур лично или неловко (когда-то я писал эротические фанфики про своих коллег), но потому, что чувствовал себя еще недостаточно уверенно. Я волновался, что получу кучу ответов вроде «Оу, молодой гетеросексуальный здоровый белый парень из среднего класса без серьезной ответственности грустит из-за того, что не смог продать книгу. Я подвергался оскорблениям на расовой почве в автобусе по дороге на вторую из трех моих низкооплачиваемых работ ,которые нужны были мне, чтобы помогать детям, я запускаю свою хроническую болезнь для того, чтобы они могли позволить себе обучение в школе. Я не хочу даже слушать эту эгоцентричную хуйню, а ты — пидор».

Но мозг играет с вами злую шутку. Вас смущает, что ваши проблемы будут звучать глупо в грандиозной системе ценностей, где людям обычно плевать на проблему, если она не кажется им серьезной. Люди по всему миру рискуют своими жизнями ради защиты гражданских прав, так как вы можете не получать удовольствия от своих? Что не так с вашей полноправной задницей?


У кого-то в Сьерра Леоне рак мозга в последней стадии, ты, большой ребенок. Источник: Andresr/iStock

В том случае, если из-за ваших проблем вы хотите прострелить себе голову, их вполне можно считать серьезными. Несчастье — немного не та вещь, которой можно меряться, и если вы так не думаете, то вскоре оно станет еще одной идеей, которая вообще-то не должна была вас поглотить, но поглотит. Поэтому расскажите другу, расскажите человеку на горячей линии или крикните это с гребаной крыши, если понадобится. Потому если вы этого не сделаете, то однажды проснетесь и осознаете, что несчастье медленно съедает ваши внутренности, оставляя только пустой каркас.

Я понимаю, что это тяжело. Из-за страха вам кажется, что вы слабы, вам кажется, что всем вокруг плевать. Страх может определить за вас, будете ли вы веселым другом, неплохо разбирающимся в машинах, или же навечно останетесь другом, который мечтал покончить с собой, и о ком будут говорить только шепотом. Но блять, вам что, есть что терять? Вы не позволяете своим школьным комплексам влиять на вашу жизнь после школы, тогда почему другие социальные этапы должны влиять на вашу короткую никчемную жизнь?


Если сейчас вы чувствуете себя неуверенно в средней школе, не сомневайтесь, что в конце концов это пройдет. Источник: KrisSchmidt/iStock

По идее, в заключение я должен сказать вам, что сейчас у меня в жизни все отлично. Но это не так, и никогда не будет так. У меня по-прежнему случаются приступы депрессии и страха, я до сих пор тревожусь о тех вещах, что не могу контролировать, люди все еще находят меня настолько сексуально озабоченным, что им трудно разговаривать со мной. Зато недавно я побывал на нескольких фантастических шоу моих любимых групп, пролетел через весь континент, чтобы увидеть свадьбу друга, потратил кучу времени, обсуждая идиотские теории фанатов Гарри Поттера. Я говорю о том, о чем хочу говорить, я рад тому, что не покончил с собой и что все еще впереди.

Впрочем, я не могу сказать, что у вас все получится. Спустя миллионы лет никто не будет помнить, чем вы занимались, а если и будут, им на это плевать. Но сейчас вы здесь, черт возьми. И я хочу, чтобы вы остались с нами, чтобы рассказали другу дебильную шутку, сделали что-то, чем вы будете гордиться, пока еще можете. Потому что если у нас нет друг у друга, если у нас нет тебя, то выходит, что у нас нет вообще нихрена.

Марк Хилл.
Оригинал: Cracked.

Перевел: Ян Даниилов.
Редактировал: Сергей Разумов.

Как школа влияет на настроение ребенка и развитие депрессии

В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.

Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.

Школа в жизни ребенка

Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.

В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.

Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека, поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.

С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.

У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.

Как школа влияет на риск развития депрессии

Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.

С каждым годом…

Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.

В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.

По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами, который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов. Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.

Причины депрессии у ребенка

Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:

  • отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
  • неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
  • требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
  • плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение);
  • низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
  • травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
  • перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.

Проблемы, связанные с началом обучения в школе

Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.

Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей.

Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу. Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.

Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.

Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.

Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.

Школьные проблемы подростков и развитие депрессии

Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.

Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.

Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.

Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.

Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.

Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.

Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.

Симптомы депрессии у детей

Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:

  • тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
  • аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
  • агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
  • нарушения сна – тревожный сон, моменты бессонницы, трудности с утренним пробуждением;
  • ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
  • снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
  • соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье, нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
  • потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.

Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.

Как справится с депрессией из за отсутствия детей

Существует множество видов и причин происхождения депрессии. Это и хроническая, и атипичная, маниакальная, сезонная, послеродовая депрессия и многие другие. Особого внимания заслуживает депрессия, которая возникает у женщин в связи с невозможностью забеременеть и родить ребенка на протяжении длительного промежутка времени. На первый взгляд, проблема может показаться незначительной, особенно для мужчин, однако здесь следует учитывать материнские инстинкты всех женщин, их бесконечную любовь к своему ребенку. Как часто вы слышали подобные слова: «Не могу забеременеть, у меня депрессия»? Если близко сталкивались и общались с девушками и женщинами с такой проблемой, то, скорее всего, довольно часто могли услышать от них подобные фразы. И это действительно серьезная проблема, которая требует к себе внимания со стороны психиатров и психотерапевтов.

Есть много причин женского бесплодия, появление депрессии и ее развитие во многом будет зависеть также и от характера такой причины:

  1. Отсутствие овуляции, что может быть вызвано гормональными нарушениями, возрастными изменениями и различными патологиями.
  2. Нарушена проходимость маточных труб.
  3. Патологии матки.
  4. Психологические причины.
  5. Неизвестные никому причины.

Кроме того, иногда женщина не может забеременеть из-за бесплодия мужчины. Все причины кардинально отличаются друг от друга, некоторые из них лечатся, от других практически невозможно избавиться, а если врачи и вовсе не могут выявить причину бесплодия, это действует угнетающе на любую женщину.

Невозможно самостоятельно установить причину бесплодия, следует обязательно обратиться к профессиональному гинекологу, который на основании обследования даст правильный ответ и назначит верное лечение.

Известны многочисленные случаи, когда женщины беспричинно не могли забеременеть в течение долгого времени. Если это происходит в течение одного года, девушка расстраивается, но не теряет надежды, когда идет второй год попыток забеременеть, но ничего не получается, она начинает больше плакать «в подушку», ищет ответы на многие вопросы, но все же продолжает верить. Неудачные попытки забеременеть, которые продолжаются следующие годы, могут оказать серьезное давление на женщину. Именно из-за этого некоторые пары даже расстаются, решив, что у них ничего не получится, и они не созданы друг для друга.

Симптомы депрессии в том случае, если женщине не удается забеременеть, следующие:

  • Сильное разочарование, постоянное плохое настроение.
  • Повторение себе одних и тех же вопросов: Почему? Почему именно я? Что делать? Кто виноват?
  • Привычные вещи, которые раньше приносили удовольствие, перестают радовать.
  • Суицидальные наклонности.
  • Иногда появляется нелюбовь и антипатия к другим девушкам, которые только вышли замуж и сразу забеременели.
  • В некоторых случаях возникает раздражение к маленьким детям.

Чем больше женщина не может забеременеть, тем заметнее становятся такие симптомы. Следует обратиться за помощью к психотерапевту в том случае, если данная симптоматика проявляется все чаще и агрессивнее, в противном случае она может привести к более серьезным осложнениям.

Стоит понимать и то, что сама депрессия также может спровоцировать бесплодие. Таким образом, девушка попадает как бы в замкнутый круг – она не может забеременеть, и из-за этого начинается легкая депрессия, но затем это расстройство препятствует беременности, даже если с общим состоянием здоровья все в порядке.

Это не просто слова, а доказанные факты, которые были получены в ходе многочисленных исследований со стороны гинекологов. Сильное ожидание и дальнейшее разочарование от отсутствия результатов приводит к тому, что эти результаты могут так никогда и не наступить. Что же делать? Все психотерапевты советуют пройти лечебный курс, направленный на нормализацию эмоциональной сферы человека, улучшение его настроения и выработку эндорфинов. Это действительно тяжелая ситуация, однако следует максимально расслабиться, получать удовольствие от жизни и перестать думать о том, что уже пора забеременеть, а никак не получается. Как известно, чем меньше ты ждешь чего-либо, тем больше вероятность того, что больше получишь.

«Не могу забеременеть, у меня точно депрессия» — такие слова являются первым признаком того, что женщина нуждается в профессиональной помощи психотерапевта. Навряд ли здесь помогут какие-то лекарственные препараты, транквилизаторы и прочие средства. Естественно, необходимо лечить главную причину бесплодия, но если врачи не могут выявить эту причину или говорят о том, что ее сложно вылечить, рекомендуется отвлечься от нее следующими способами:

  • Посвятить себя своему любимому человеку – своей второй половинке, ведь он тоже вас любит и желает самого хорошего. Как часто бывало так, что влюбленные люди просто отвлекались от проблемы, и сами не замечали того, как быстро смогли родить ребенка.
  • Стоит подумать над тем, какие дополнительные способы зачатия существуют – искусственное оплодотворение, ИКСИ, ЭКО и пр.
  • Если у вас уже есть один ребенок, а не получается завести второго, не расстраивайтесь, подарите всю свою любовь первому малышу, и он обязательно ответит вам тем же.
  • Займитесь каким-нибудь делом, бизнесом, хобби.
  • Больше смотрите позитивных фильмов, видеороликов.
  • Думайте позитивно, не зацикливайтесь на проблеме.
  • Некоторых успокаивает мысль о том, что кому-то в данный момент может быть еще хуже, чем вам. Наберитесь терпения и мужества, все будет хорошо.

Конечно же, не нужно обманывать саму себя, это серьезная проблема, и иногда вы будете плакать, иногда будут накатываться мысли о том, что вы неудачница, и все остальные лучше вас, но нельзя останавливаться на этих мыслях. Гоните их прочь от себя, вы такой же человек, как и все, просто верьте в то, что вскоре все получится.

Спрашивает: Светлана

Категория вопроса: Дети

Ответов на сайте: 5104 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 126

мой жизненный сценарий, который я выстроила в голове еще с юности, рухнул

Сочувствую тому, что задуманное не получилось именно в том виде, в каком планировали, однако, можете ли вы быть уверены, что «план в голове с юности» — это действительно ТО, что нужно вам в жизни НА САМОМ ДЕЛЕ?

Нам много разных планов с детства внушают. Кому и зачем это нужно — отдельный вопрос. Но внушают нам не совсем то, что может быть нам на самом деле нужно. А потом люди привязываются к этим планам и перестают замечать реальность.

Подробнее об этих процессах вы можете почитать вот тут: http://zerkalodushi.org/choice

потеряла интерес к жизни, потеряла уверенность в себе, потеряла даже интерес к сексу,

Сложно совсем потерять интерес ко всему, если он реально БЫЛ. Хуже, когда он как бы был, но все эти вещи по-настоящему не удовлетворяли. И тогда происходит, как правило, зацикливание, потому что исходит оно из простого (и часто даже не осознаваемого!) мотива: «вот сейчас наконец случится ЭТО и я стану чувствовать настоящее счастье и удовлетворенность».

В реальности же, если человек и до рождения ребенка этой настоящей удовлетворенности жизнью не чувствовал, то и после не чувствует, скорее наоборот — напряженность самого процесса + смутное чувство, что счастья все-таки нет по-настоящему — рождает намного больше разочарований.

Здесь нужно всерьез разбираться — что было ДО этой идеи, почему вы не чувствовали достаточно интереса к своей жизни, чтобы продолжать испытывать счастье даже несмотря на несбывшиеся планы.

что мне делать в жизни дальше

А что вы делали до того? Это все тот же вопрос: неужели вы не делали ничего интересного и важного для вас, а только всю жизнь ждали момента, когда вы сможете родить ребенка?

Ради чего я вообще жила и живу?

Предлагаю вам об этом задуматься всерьез: http://zerkalodushi.org/v-chem-smisl-jizni

Я не ощущаю себя счастливой

Вот так, с помощью этой проблемы с зачатием и рождением ребенка, выяснилась другая ваша (думаю, главная) проблема — вы несчастны. Несмотря на нормальную работу, мужа, уважение в социуме и материальную обеспеченность.

Возможно, потому что не это вам нужно было на самом деле — может быть, вы не реализуете себя в работе, может — ведете не тот образ жизни, который хотели бы. Что угодно еще. Бывает так — «все есть» (в общепринятом смысле), а конкретному человеку на самом деле нужно не это. И сколько бы он себя ни утешал — «у меня все даже лучше чем у других» — но если это НЕ ЕГО НАСТОЯЩИЕ ценности, такое самовнушение не поможет.

ребенок не сделал бы меня счастливой, если я не нашла способ быть счастливой без него.

И вы сами это хорошо понимаете.

А почему не меняются мысли и почему вы так привязываетесь к этой теме — наверное потому, что так и не получилось почувствовать себя полноценной. А для этого нужно не переключать внимание куда-то, лишь бы переключить, а найти РЕАЛЬНЫЕ способы стать счастливой и отыскать свои истинные желания (которые все равно не сводятся ни у одного на самом деле гармоничного человека только к детям).

Но я не могу вам сказать, что есть один алгоритм. Каждый раз мы с человеком ищем этот именно ЕГО алгоритм в совместной работе. Поэтому не получится вот так однозначно сказать — что вам в себе изменить.

Видимо, многое. Думаю, вам просто нужно решиться на психотерапию. И хотя бы попробовать реально действовать, менять, пробовать что-то новое в этом контакте, а не только думать.

Не агитирую вас за кого-то конкретно — выбор специалиста — это как раз шаг от каких-то уже давно сформированных сценариев к вашему настоящему выбору в здесь и сейчас.

С уважением, Несвитский А., консультации, психотерапия в СПб и в skype

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *