Недели Великого поста

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 6.

ЗАДАНИЕ 6 .

1)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖЁСТЧЕ камня алых ВИШЕН внезапно СПОТЫКНУЛСЯ ВОСЬМИСОТ лет нет ГОЛЬФОВ

2) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Грамотные БУХГАЛТЕРЫ ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями менее ДОСТУПНЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример ЧЕТВЕРО медвежат

3) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Гостил у БОЛГАР несколько ПАРТИЗАНОВ килограмм МАКАРОН ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ письмами весёлые ШОФЁРЫ

4) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖГЁТ листья ДВОЕ ножниц сзади НЕГО более БОГАТЫЙ НАДЕТЬ пальто

5) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ОБОИМ ботинкам к пятому МАРТУ СЕМИСОТ двадцати вдоль ПОБЕРЕЖИЙ БЕГИ быстрее

6) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый СЛАДЧАЙШИЙ СЫПЛЕШЬ крупу весёлых СВАДЕБ несколько БАКЛАЖАНОВ СЕМИСОТ страниц

7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ехать без ПРОМЕДЛЕНИЙ без зимних САПОГ пойти без ЧУЛОК к ШЕСТИСТАМ экземплярам ПРОПОВЕДУЕТ истины

8) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЕМСТАМ пятидесяти ИХ мечты нет САПОГОВ ОТБЕГИ в сторону ТРОЕ лисят

9) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРАСТА рублям ДВОЕ бабушек знойных ПУСТЫНЬ ЛЯГТЕ на диван ОБЕИМ девушкам

10) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ни разу не ОШИБИЛСЯ менее СЛОЖНЫЙ детских ЯСЛЕЙ ПЯТЬЮСТАМИ книгами опытные ТРЕНЕРЫ

11) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЖИ на стол домашняя ТУФЛЯ ДВОЕ ножниц ЖГЁТ хворост около ПОЛУТОРАСТА рублей

12) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЩЕТ ЛЕКТОРЫ ВЫТЕРЕВШИЙ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году КОРОЧЕ

13) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЕЛЬ с ТРЕМЯСТАМИ участниками ДЛИННЕЕ карандаша ЕХАЙ медленнее ИХ презентация

14) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИХ дом ОФИЦЕРЫ МОЛОДЕЕ ДВОЕ детей ЛАЗАЯ

15) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

прозрачного ТЮЛЯ ДЕВЯНОСТАМИ учениками несколько БЛЮДЕЦ рота СОЛДАТ ИХ план

16) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВУМЯСТАМИ инженерами корзина ЯБЛОК ИХНИЙ подарок ПРИЛЯГТЕ на полчаса компетентные ДОКТОРА

17) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

расположиться БОЛЕЕ УДОБНО несколько ВИШЕН ЛЯЖЬТЕ на кушетку КРАТЧАЙШАЯ дорога с ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ депутатами

ДНИ НЕДЕЛИ

Среда — легко угадывается Меркурий в Dies Mercuri(лат.), le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Mercoles (исп.). Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот жеперсонаж скрыт в Onstag(шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден — необычный бог, он изображается высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи — Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом. В славянских «среда», «середа» и т.д, а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды «третийник». Заметим, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда — День Меркурия.

Суббота — лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему «покой, отдых». В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от «Шаббата». Lauantai (фин.), Lördag(шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения», откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота — День Сатурна.

* Примечание: слово viikko (неделя) в финском языке произошло от готского vikó.

Астрология на службе календаря. Звезда Магов.

Для удобства расчётов и планирования времени древние астрономы и астрологи, а раньше это были одни и те же люди, изобрели Звезду Магов, своеобразный семиконечный «калькулятор». В этой звезде-считалке планеты расположены по кругу начиная от самой медленной, Сатурна, до самой быстрой – Луны. Последовательность дней недели рассчитывается по лучам звезды по часовой стрелке. Кроме дней недели, эта схема позволяет высчитывать соответствие планетам 36-летних периодов, годов, часов и некоторых других отрезков времени. Часы, например, считают так: 1-й час воскресенья принадлежит Солнцу, 2-ой Венере и так далее по периметру звезды. Замечу, что 1-ым часом любого дня в этой системе считается час после восхода Солнца, продолжительность же часа равна 1/12 от длительности светового дня, т.е. времени от восхода до захода Солнца. Ночные часы по аналогии равны 1/12 от продолжительности тёмного времени суток. Продолжая далее вычисления часов согласно схемы звезды, вы заметите, что 1-й час понедельника окажется под Луной, 1-й час вторника под Марсом, 1-й час среды под Меркурием, 1-й час четверга под Юпитером, 1-й час пятницы под Венерой, 1-й час субботы под Сатурном. Система оказывается замкнутой и логичной.

О субботе

Этот день, всё же, самый неординарный. Большинство языков сохранили приёмственность от ивритского «Шаббат» (отдых, покой). В арабском ас-Сабат, персидском Шабат, грузинском Шабати, не говоря уже о славянских разновидностях «суббот» слышны аналогичные мотивы.. Любопытно, а откуда произошло само ивритское «Шаббат»? Есть следующее предположение, которое вы вольны принимать или нет. Возможно, в этом слышится только игра слов, но на мой взгляд необходимо приглядется к санскритскому «шабда». Это слово очень популярно в санскрите и во ведийской культуре в целом, его корневое значение переводится как «священный звук», «изначальный звук». Другой перевод слова «шабда» — «Абсолют, воплотившийся в звуке, слове». Впечатляет и наталкивает на аналогии, не правда ли?

Какой день недели первый?

С позиции материалистического реализма постановка вопроса о первом дне недели не имеет смысла. Действительно, совершенно неважно какой день недели считать первым, какой вторым. Главное, в этом случае, чтобы сохранялась чёткая периодичность между рабочими и выходными днями, чтобы неделя шла за неделей не внося путаницу в календари, компьютерные программы и т.д. Вопрос о признании того или иного дня первым носит прежде всего культурно-исторический и эзотерический смысл. Вопрос о существовании биологического смысла пока остаётся без ответа.

Уже было упомянуто, что для принимающих Ветхий Завет, ответ должен быть однозначен — воскресенье. Этот день был днём начала Творенья и, с этой точки зрения, абсолютно правы иудеи отмечая воскресенье первым днём, а субботу — последним. В Европе, а точнее в Риме до II в. н. э тоже придерживались этого обычая, пока император Адриан не запретил христианам праздновать субботу. Именно тогда день отдыха перенесли на воскресенье, а в 321 г. римский император Константин узаконил этот день как еженедельный государственный праздник. Постепенно сознание христиан смирилось с явным отходом от подобия библейскому порядку дней в неделе. Сейчас первенство воскресенья осталось лишь во внутренней церковной христианской литургической жизни, реальный же недельный ритм в большинстве стран мира начинается с понедельника.

С астрологической точки зрения естественно и логично начинать отсчёт рабочих дней с воскресенья, ибо день Солнца выглядит более креативным, в нём видится больше бодрости, чем в понедельнике, дне непостоянной Луны. Это как раз тот случай, когда между астрологией и религией наблюдается абсолютное согласие.

Возможно, нарушение космического ритма привело к появлению русской пословицы: «Понедельник — день тяжёлый»?

Гипотеза о древней неделе.

Все, кто берётся за тему анализа недели в русском языке, неизбежно упираются в неразрешимое противоречие. Прежде, чем и мы отправимся в этот путь и подойдём к тем же запертым воротам, предлагаю немного подкрепиться историческими фактами.

Итак, понятие «воскресенье» появилось на Руси после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день — день начала празднования Пасхи. Только в XVI в. появилось воскресенье как отдельный день «седмицы»- так называли неделю в то время. О происхождении слова «седмица» судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово, скажем так, было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно столь прочно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется неделя в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-Х в.) были обнаружены тоже на болгарской территории, то начинает ощущаться тёплый южный ветерок, дующий со стороны Болгарии. А когда становится известным то, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то ветерок превращается в ветер. Итак, седмица, скорее всего, из Болгарии.

Другими словами, скорее всего, само слово «неделя» привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.

Можно ли предположить существование другой, более древней недели у славян? Давайте применим следующий логический ход. Ясно, что вторник, четверг и пятница явно содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старых источников, имела порядковое название — третийник. Только извращённая логика второй день недели, вторник, может считать третьим, а четвёртый день, четверг — пятым днём. Если же, согласиться с тем что понедельник день первый, вторник второй и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели! Серединой недели становится четверг, что нелогично по всем пунктам.

Есть ли из этого противоречия выход?

Есть. Перед нами задача. Как сделать так, чтобы среда была посередине, а вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно только одним единственным способом. Надо принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, была 5-дневной! В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза (если это, вдруг, не окажется вновь изобретённым велосипедом) заключается в том, что древняя неделя быля 5-дневной, а два других дня, week-end так сказать, субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже.

Эпилог

Была ли древняя неделя 5-дневной? Если да, то нечто родственное пятидневному ритму видится в восточных стихиях — металле, воде, дереве, огне и земле. Есть у 5-дневки и астрономическое объяснение, пожалуй даже более логичное, чем у 7-дневной недели. Посмотрим на небо. Мы видим, что Луна и Солнце по своей величине не могут идти ни в какое сравнение с оставшимися 5 планетами. С точки зрения земного наблюдателя Луна и Солнце вне конкуренции, не зря их называют светилами. Значение светил на порядок больше, чем у любой из остальных видимых планет. У светил более важная роль не только в небе, но и в символизме календарных периодов.

В моей реконструкции древняя неделя была 5-дневной, год состоял из 365 дней, раз в 20 лет вставлялась дополнительная пятидневка компенсируя високосность. Каждый из 5 дней соответствовал планете. Солнце и Луна управляли трёхнедельными периодами по 15 дней.

Давно известно, что календарь, кроме прямого назначения, играет роль идеологического инструмента. Укрепляя собственную власть вводили свои календари китайские, японские, римские императоры, вожди французской революции. Я убеждён, что структура недели должна подчиняться исключительно природным космическим ритмам, календарь не должен быть инструментом укрепления какой-либо идеологии. Человек должен понимать какой космический ритм он еженедельно отбивает. Перед наукой будущего будет стоять задача определения наиболее оптимального для здоровья человека космического ритма жизни. Может статься, что лучшей останется 7-дневка, может придёт время 3-дневки, а может в интересах человека будет перейти (вернуться?) на 5-дневку?

Внешне развитая технологически современная цивилизация, на деле насквозь пропитана древними суевериями и предрассудками. Наша цивилизация до сих пор живёт по вавилонской неделе, отдельные народы и государства видоизменяют неделю в зависимости от своих религиозных предпочтений. Иудеи объявили нерабочим днём субботу, в большинстве других стран выходной воскресенье, у мусульман выходной — пятница (день рождения пророка Мохаммеда). Эти детали подчёркивают разницу между людьми, разобщают их. Пока идеология формирует календарь в большей степени, чем здравый смысл. Разная идеология порождает непонимание между людьми, непонимание рождает настороженность и даже агрессию. Отсутствием понимания можно объяснить все войны..

Руслан Суси, апрель 2005
* Тема происхождения календаря бескрайняя, поэтому дополнения и сообщения о возможных ошибках будут всегда полезны. * Другие статьи на подобные темы: Значение дней недели, Восточные года

Четыредесятница

  • О Святой Четыредесятнице прп. авва Дорофей
  • Церковный календарь
  • Тест: Великий пост

Четыредеся́тница – 1) также Святая или Великая четыредесятница – первые сорок дней Великого поста; 2) также Малая четыредесятница — Рождественский пост.

Первые 40-к дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице.

Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого, а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту. В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника, написавшего «Лествицу» – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы – на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы – память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы – стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, – в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря (Ин. 11, 1–46).

В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших. В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *