Нательный крестик

Можно ли носить нательный крестик верующему человеку?

Опубликовано 29.10.2017

Нательный крестик давно стал для многих людей неотъемлемым атрибутом христианства. Возникает вопрос — нужно ли носить крестик? Что говорит Библия о ношении крестика? Некоторые утверждают, что традиция носить нательный крест пошла от самого Иисуса Христа.

Говорил ли Иисус о ношении крестика?

Библия очень много говорит о кресте. Но давайте будем внимательными читателями Библии — о каком именно кресте говорил Иисус? Говорил ли Иисус о ношении крестика на шее или Иисус Христос говорил о другом кресте?

«Если кто-то хочет идти за Мной, пусть отречётся от себя, пусть изо дня в день несёт свой крест и следует за Мной» (Евангелие от Луки 9:23).

Конечно, Иисус не говорил здесь о ношении нательного крестика. Может ли хоть один разумный человек полагать, что Иисус, говоря о кресте в 9 главе Евангелия от Луки, говорит о ношении крестика на шее?

Иисус Христос говорил о кресте в свете испытаний и страданий.

В чем был «крест» Иисуса? Его крест был в исполнении воли Бога. Его крест был в том, чтобы отдать за всех людей Свою жизнь. Его крест был в том, чтобы поступать согласно воле Бога, а не Своей собственной. Во время молитвы в Гефсиманском саду Иисус Христос сказал следующие слова:

«И отойдя от них подальше, пал ниц и стал молиться, говоря: «Отец Мой, если это возможно, пусть минет Меня чаша сия, но пусть сбудется не то, что хочу Я, а то, чего Ты желаешь»» (От Матфея 26:39).

Была ли практика ношения нательного крестика в ранней церкви?

ФАКТЫ говорят о том, что ранняя церковь первого века не носила никаких крестиков. Они даже не размещали крестов на своих строениях и не использовали изображения креста на своих богослужениях. Крест в христианстве стали использовать значительно позже, но и тогда это было в текстах, а не в реальности.

Ранняя церковь вообще не стала бы использовать крест как символ, поскольку в первые два века она была против использования любых физических предметов, включая иконы и другие изображения. Крест использовался лишь метафорически, а до 4 века н.э. не использовался в искусстве вообще. Физическое использование креста началось позже — в 4-5 веках н.э.

В любом случае, неужели нам надо так подробно изучать историю ранней церкви, чтобы понять, что Иисус не говорит о физическом ношении крестика на шее в 9 главе Евангелия от Луки?

В те времена крест использовался лишь одним способом — для казни преступников. Это глупо думать, что Иисус Христос говорил о ношении крестика на шее, говоря о том, что человек должен «нести свой крест».

Так можно ли носить крестик?

Итак, зачем христиане носят нательный крестик? Библия ничего не говорит о ношении нательного крестика. И носить его или нет — решать вам самому. Библия так же и не запрещает носить крестики. Но при этом необходимо понимать, что ношение крестика на шее, либо подвешивание крестика в автомобиле или дома не несет в себе никакой силы и никакого смысла. Ведь спасает людей Бог, а не какой-либо предмет. Вера в спасительную силу предметов — это удел языческих верований. Христианство не имеет с этим ничего общего!

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Что можно некрещеному человеку

Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.

Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.

Буквальный смысл свечи — это наш дар Богу. И это понятно, потому что цена свечей — условная копейка за пучок. И когда мы кладем за свечной ящик сколько-то рублей, то это именно наш дар Богу. Поэтому, думаю, неправильно говорить “свечка ЗА кого-то”. Вот милостыню за кого-то дать можно. И Святые Отцы об этом говорят при ответе на вопрос о том, как помочь некрещеному человеку. Они призывают подавать милостыню за него. Это такой способ замолить и свои грехи, преодолеть их — подавать милостыню.

Свеча — символ нашей молитвы. Церковь — не буддийский монастырь, в котором есть колесо, как мельница, барабан которого с текстом молитвы нужно повернуть, и таким образом как будто молитва совершена. У нас не так. Мы должны прочитать, увидеть эту молитву, произнести вслух по возможности, осознать его. И то же со свечкой: мы не можем ее ставить без молитвы. свеча — это не “повернуть круг”, она сама по себе ничего не значит. А молиться за некрещеных можно, своими словами и про себя. В такой ситуации, когда мы соединяем свечу с нашей молитвой, можно поставить ее и с молитвой о некрещеном.

Можно ли креститься некрещеному человеку?

(речь идет о крестном знамении)

иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.

Тем более если человек верит в Бога, стремится ко крещению, ему можно креститься, потому что он уже верит во Христа и хочет быть с Ним. В Церкви есть институт оглашенных — это люди, которые готовятся к принятию святого крещения. Если сейчас, в наше время, этот период достаточно короткий, то в древности он длился несколько лет.

Важно предупредить того, кто решился встать на путь подготовки ко крещению, чтобы он был последовательным и целеустремленным, постарался реализовать свое благое намерение, не откладывал. Дело в том, что темные силы не хотят отпускать человека от себя, могут неожиданно возникнут затруднения и препятствия, которые мы называем искушениями. Люди, далекие от Церкви, могут считать эти обстоятельства “знаками” и придавать им особое значение. Не стоит этого делать — важно быть решительным на пути ко Христу.

Можно ли некрещеному ходить в церковь?

протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк

Можно и нужно. Только не следует присутствовать на основной части божественной литургии, после возгласа “оглашенные, изыдите”. Оглашенные — это готовящиеся ко крещению. Желательно выходить из храма, услышав этот возглас. На любом другом богослужении можно присутствовать неограниченно, молиться, осенять себя крестным знамением. Я не вижу греха и в том, чтобы свечку поставить некрещеному самому. Только важно, чтобы это присутствие на службе, и даже не просто присутствие, а первые шаги навыка молитвы были частью подготовки к крещению. Чтобы человек не думал, что “мне и так хорошо”: сходил в Церковь, помолился, на душе стало легче и можно дальше ничего не делать. Важно, чтобы человек до крещения привыкал к богослужению, вникал в его смысл, чтобы, приняв святое крещение, он подошел к таинствам, уже будучи внутренне готовым к полноте участия в богослужении.

Можно ли некрещеному носить крест?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Некрещеному носить крест можно. Но зачем? Если для украшения, то нет в этом никакого смысла, только лишний повод для кощунства. Крест — это все-таки не украшение, а символ того, что мы христиане и следуем за распятым Христом.

Господь создал человека со свободной волей. Если человек чего-то хочет, то никто не может запретить ему это сделать. Он может что угодно делать, тем более носить крест. Вопрос — для чего, с какой целью.

Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.

Можно ли молиться за некрещеных живых?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?

Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.

Можно ли поминать некрещеного?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И

если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.

Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.

Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.

Из жития святого, подробно изложенном святителем Димитрием Ростовским, известно, что мученик Уар жил в IV веке, был тайным христианином и славным воином. Он командовал когортой, большим воинским подразделением и несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар хотя и был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. К христианам, которых наместник Египта осуждал на пытки за отказ поклонится богам, будущий мученик тайно приходил, подкупая стражу, чтобы омыть их раны, накормить и попросить святых молитв.

В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.

Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Почему церковное поминовение о некрещеных невозможно? Потому что мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви. Это было бы насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.

Можно ли молиться за некрещеного человека?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва

Конечно, можно и нужно молиться за человека, умершего некрещеным, потому что мы все — дети Божии. Если мы хотим как-то облегчить его участь, мы, конечно, можем просить об этом нашего Отца, который любит нас вне зависимости от того, приняли ли мы Его или не приняли в своей жизни.

Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.

Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.

Можно ли отпевать некрещеного человека?

священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.

Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.

Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.

🙂 Приветствую постоянных читателей и гостей сайта! Друзья, часто можно видеть женщин и молоденьких девушек, которые носят нательный крестик поверх одежды. Вероятно, они не задумываются как правильно носить нательный крестик.

Поверх одежды надевают служебные кресты только священники, а под одеждой у каждого священнослужителя обязательно есть свой нательный крест.

Что такое нательный крест

Это не украшение, крест должен быть без всяких «прибамбасов», простой формы. И нет никакой разницы из какого материала он изготовлен. На чем его носить? На цепочке, кожаном шнурке или суровой нити? В принципе безразлично, но на цепочках они теряются чаще (цепочка рвется и ломается).

После того, как Вы купили священное изделие в магазине, его нужно обязательно освятить. Некоторые производители предлагают освященные изделия со специальной пометкой на заводском ярлыке.

Это является заблуждением. Кресты и иконы освящаются в алтаре церкви на престоле. Поэтому на предприятии освящение всей выпускаемой продукции практически невозможно. Кроме того, в магазинах изделия смотрят разные люди, берут их в руки.

Крест — зримый символ христианской веры, средство благодатной защиты. Для православного человека это святыня. Нательный крестик носят на теле. На Руси его так и называли — «тельник». Лицевой стороной является та, на которой изображен Иисус Христос.


Крестик, с которым крестили, задача которого защищать, не стоит выносить на всеобщее обозрение. Ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имена Господа Бога твоего всуе…»

Грех – тем, кто носит крест для моды. Осознанное же его ношение является бессловесной молитвой, позволяющей являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова. Это защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Не рекомендуется надевать поверх одежды и медальон Богородицы, превращая его в обычный кулон.

Мною замечено, что золотые нательные кресты выставляют напоказ поверх одежды люди, относящиеся к бедным слоям населения. Этим они хотят показать, что имеют золото. И как ЭТО богатство можно прятать под одеждой?! А вот поверх одежды, выполненных из недорогих металлов, таких «украшений» мне встретить не пришлось…

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов». Никогда не расставайтесь с Вашим оберегом. Даже на один день.

Интересные вопросы:

Как быть, если дама приглашена на вечер и к её наряду необходимо колье, рядом с которым крестик «не смотрится»?

Выход есть: приколите его булавкой к подкладке вашего платья. В советские времена многие люди, вынужденные скрывать свою веру, никогда не расставались с крестом, прикалывали булавкой к подкладке одежды.

Можно ли носить крестик умершего? Можно. Ничего в этом страшного нет. Например, умирают дедушки, бабушки. Остаются их крестики, иногда старинные. Почему их нужно куда-то убрать подальше? Можно носить и детям и внукам, передавая их по наследству.

В бане или душе крест снимать не нужно. Он всегда должен быть с Вами. Иногда его можно снимать при занятии спортом. Борьба, например. В это время крестик должен оставаться при Вас в каком-нибудь кармане. Несложно вшить в одежду маленький кармашек.

Если Вы найдете крестик на улице, поднимите, не бойтесь — это же святыня! Грех, если Вы просто переступите его. Суеверия же относительно того, что нельзя его брать, якобы тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны.

Находку можно оставить себе, если владелец не найден. А если нашли крестик в церкви, то отдайте его священнику, чтобы он объявил о находке.

Я очень надеюсь, что эта небольшая статья может быть кому-нибудь полезной и молоденькие девушки поймут, как правильно носить нательный крестик. 🙂 Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях.

Понравилась статья? Поделись с другом

МирТесен

А вы носите крестик? ☦️

Иначе он не принесет никакой пользы!

Нательный крестик – это символ христианской веры. Многие люди воспринимают его как украшение. А ведь крестик – священный предмет, к которому нужно относиться с большой осторожностью.

Вот чего категорически нельзя делать с нательным крестиком:

1) Покупать дорогой или слишком массивный крест.

Если вы собираетесь носить крестик постоянно, откажитесь от покупки больших или слишком дорогих крестов с драгоценными камнями. Это ваш личный оберег, который не должен бросаться в глаза и привлекать лишнее внимание.

Крестик – это не украшение, которым можно хвастаться или выставлять на всеобщее обозрение. Желательно, чтобы он был небольших размеров, чтобы его удобно было носить.

2) Покупать крестик без надобности.

Во время крещения ребенку вешают на шею крестик. Его вполне достаточно. Пусть он простой и неброский, главное – какой смысл вы в него вкладываете.

Если крестик потерялся или был поврежден, можете заменить его, но делать это нужно именно в церкви.

3) Самостоятельно освящать крестик.

Крестик освящают во время специального обряда. Он является таинством. Благодаря ему крестик приобретает особый смысл и огромную силу, становится оберегом от бед и напастей.

Не нужно освящать крестик самостоятельно, даже если вы знаете все нужные молитвы. Этот обряд имеет право проводить только священнослужитель.

4) Носить крестик поверх верхней одежды.

Не зря крестик называют нательным – это значит, что он должен находится как можно ближе к телу. Это атрибут веры, а не украшение. Наши предки носили такую одежду, которая скрывала крестик. Никаких глубоких вырезов.

Крестик поверх одежды – это дурной тон, попытка привлечь внимание к своей религиозности, похвастаться и т.д. А ведь хвастовство и самолюбование – страшные грехи.

5) Снимать крестик без надобности.

Крестик – это оберег, он теряет свою силу, когда не соприкасается с телом человека. Снимать его без особых на то причин не рекомендуется. Прежде чем одеть крестик, обязательно нужно прочитать молитву.

Наши предки даже во время посещения бани старались не расставаться с распятием, во время купания они использовали крестик из дерева. Им заменяли нательный, чтобы не обжечься горячим паром.

6) Носить крестик на цепочке.

Священники не запрещают использовать с этой целью цепочку. Однако во время обряда крещения крестик обычно вешают на шнурок.

Желание поменять её на цепь – золотую, серебрянную или платиновую – считается проявлением гордыни и бахвальства, а это грех.

На вашей шее не должно быть ничего лишнего, кроме крестика. Использовать амулеты или кулоны с зодиакальной символикой недопустимо. Все эти вещи под запретом в христианской церкови.

Нательный крестик следует носить исключительно на шее. Его нельзя использовать как серьгу, цеплять на браслет или класть в кошелек.

8) Выбрасывать испорченный крестик.

Нельзя выбрасывать крестик в мусор, даже если он испорчен. Это священный предмет, ему не место на свалке.

Если повреждения незначительные, отремонтируйте крестик самостоятельно или отнесите его в антикварную мастерскую. Если распятие пришло в негодность, отнесите его в церковь и там замените на новый.

9) Носить чужой крестик.

Если вы получили нательный крестик от близкого человека – ничего страшного. Церковь не запрещает дарить крестик, особенно тому, кто до этого его никогда не носил.

Но не стоит надевать на себя крестик, найденный на улице. Ведь вы совершенно не знаете, кто его носил, к нему лучше вообще не прикасаться. Просто он чужой, и неизвестно – освятили его или нет.

10) Носить крестик без распятия.

Некоторые люди считают, что нательный крестик не должен иметь форму распятия, иначе он навлечет на своего хозяина беду и сделать его жизнь невыносимой.

Однако эти страхи беспочвенны. Распятие на крестике является символом жертвы, которую Иисус Христос принес ради спасения человечества. Плохого в таком образе ничего нет.

11) Носить не освященный крестик.

Церковь не запрещает носить не освященный крестик. Ведь даже две скрещенные палки способны защитить от нечисти.

Однако крестик, над которым не провели церковный обряд, – это просто украшение, не более того. А украшения не имеют ничего общего с верой. Поэтому лучше крестик все-таки освятить.

P.S. Вы соблюдете правила ношения крестика?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *