Надо помогать

«Наша цель — не дать им погибнуть» Актеры БДТ собрали для больницы почти 4 миллиона рублей. Худрук театра Андрей Могучий — о том, почему важно помогать врачам любыми способами

Сергей Бобылев / ТАСС

17 мая БДТ имени Товстоногова провел марафон в поддержку врачей — актеры театра (среди них Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Нина Усатова и другие) прочитали тексты, написанные врачами во время пандемии коронавируса. За день театру удалось собрать 3,8 миллиона рублей — средства направят НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе в Санкт-Петербурге. Эстафету акции #помогиврачам принял «Гоголь-центр» — его марафон начнется 20 мая, собранные актерами «Гоголь-центра» средства направят двум нижегородским больницам. Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий рассказал «Медузе», как появилась эта акция, почему именно сейчас важно поддерживать врачей любыми способами и как еще можно им помочь.

— Как началась эта акция?

— Она началась со звонка. С звонка в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе. Должен сказать, что наш театр с этим институтом дружит давно. Они нас всегда выручают в самых разных ситуациях. У артистов и врачей вообще особый тип взаимоотношений, потому что врачи выступают настройщиками — тело и психика артистов должны быть всегда в порядке. Поэтому врачи для нас особенно ценны. Они всегда нам помогали. Я позвонил им, уже не помню зачем, за какой-то помощью — и услышал голос и понял, что там что-то не в порядке.

— Когда это было?

— В четверг . Я не буду называть имени этого человека, так как не спрашивал его согласия. Он начал с фразы «Чем я могу помочь?» Он — мне. Но он сказал это таким голосом, что я понял, что помощь нужна не мне, а ему. Я стал спрашивать, что у них происходит. Он аккуратно отвечал на вопросы, , что в общем все не очень хорошо. Проект не родился бы, если бы не этот звонок.

Я понял, что надо поднимать артистов, команду БДТ Digital. Возникла идея сделать этот проект в виде документального спектакля. Мы берем реальные тексты, написанные сейчас врачами . Это очень похоже на то, что мы делали к 9 мая, — только там были дневники и письма войны, такой радиоспектакль, который 12 часов шел в онлайне. А сейчас мы оказались в другой военной теме. Артисты уже освоили этот тип социального театра и приняли все близко к сердцу. Они выстроились в очередь, чтобы произносить эти тексты.

— Свидетельства врачей, которые вы берете, принадлежат только работникам НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе?

— Нет, есть и из других больниц тоже. Я должен сказать важную вещь, которую мы для себя определили. Мы хотим помогать конкретным людям, которых мы знаем. Так мы можем узнать, куда уходит эта помощь. Это конкретные люди, которые рядом с нами.

Мы помогаем НИИ Джанелидзе, а кому поможете вы? Сейчас нас поддержал «Гоголь-центр», они будут помогать нижегородским больницам — Городской клинической больнице № 5 и Рентгенологическому отделению ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» Нижегородской области. Это такая эстафета, которую мы делаем вместе с журналом «Театр», они нас решили поддержать, чтобы все не закончилось только нашей воскресной акцией. Мы призываем коллег продолжать эту инициативу, потому что, кажется, это тот момент, когда артисты должны отдавать свои долги врачам. Сейчас подключился «Гоголь-центр», «Приют комедианта», Виктор Рыжаков из «Современника»…

Я бы очень хотел, чтобы эта история продолжилась. Им непросто. Это мягкое слово. Им сурово. Судя по тем разговорам, по близким мне людям, врачам. Это очень сурово.

— Где вы брали тексты? Общались с авторами? Собирали их анонимно?

— Там не было одного пути. В основном искали в интернете, многие врачи ведут дневники в инстаграме; что-то присылали, что-то через знакомых. Вчера, например, мы нашли пост врача, обнаружившей с удивлением, что ее текст прочла Алиса Бруновна Фрейндлих. Автор не знала, что этот текст будет произнесен… Она написала в соцсетях свои мысли, Фрейндлих этот текст был распределен, — как это у нас принято в театре. Она взяла его как пьесу.

Автор этого текста, можно сказать драматург, нашелся — она работает где-то в Ленобласти. Она написала, что запись Алисы Фрейндлих вызвала у нее прилив радости и энтузиазма, как это замечательно. Она написала, что это важнее всяких государственных наград. Честно скажу, мне это очень приятно. Алисе Бруновне я тоже отправил этот пост, она прочитала. Очень важно оказать конкретную помощь этим людям. Это очень важно для артистов — они выстроились в очередь, не на всех текстов хватило.

Самый важный источник текстов был таким — под конец марафона стали приходить тексты из НИИ Джанелидзе. Они же не знали, что мы будем это делать. Они слушали весь день наш марафон — и к концу дня, когда находили лишнюю минуту, присылали тексты прямо оттуда, написанные прямо в течение этого дня. И мы озвучивали их мгновенно. Они ждали, кто будет читать. Кого я распределю на эти тексты. Им было это очень важно. Я надеюсь, что мы сделали все правильно, как им и хотелось.

Наша роль — не навредить, как и у врачей по отношению к пациентам. Мы стараемся быть очень тактичными и не нарушать этических границ.

— Получается, что таким образом вы даете врачам голос. Не все из них готовы, например, говорить с журналистами, но так их точно услышат.

— Да, это так. Мы говорим за них, это правда.

Я никогда не занимался такой деятельностью, ни социальным театром активно, ни благотворительностью. Но я почувствовал, как легко на эту тему садятся люди, которые хотят получить свои дивиденды — личностные, политические, какие угодно. Эти проявления были не очень сильными, но они были. Я понимаю, как легко это присваивают те, кому не интересны люди, а интересны свои цели.

Я призываю всех не навредить этим людям. Быть очень осторожными. Наша цель — не дать им погибнуть. От невнимания, от болезни, от отсутствия защиты, на которую нет денег. Мы долго можем говорить о бюрократии, о коррупции, о всей этой чуши, которая в нашей стране творится, но сейчас не тот момент, когда с этим надо разбираться, мне кажется. Государство в таких вещах, конечно, менее поворотливо, чем мы. Поэтому мы пытаемся помочь сейчас, пока эта бюрократическая машина разворачивается в нужную сторону, пока она начнет адекватно реагировать на то, что происходит в поле, в бою. Мне кажется, наш долг сейчас, долг тех, кто может чем-то помочь — попробовать взять эту историю на себя.

— Как оцениваете результаты первого марафона? Собрали почти 4 миллиона рублей?

— Да, за день мы собрали 3,8 миллиона, деньги еще идут. Я не ожидал, честно скажу. Я не знаю, как работают эти механизмы. Но мне кажется, что это неплохой результат. Я знаю, что этих денег хватит, может, не надолго, но условно говоря, месяц можно будет продержаться. Главное, не обольщаться по этому поводу, а пытаться продолжать помогать.

Для меня главная цель была другая — обратить внимание. На врачей, на то, что им плохо, что им тяжело. Чтобы они услышали, что они не брошены. Они же заперты в больницах — по причине карантина, по причине болезни… Они просто болеют ковидом. Мне кажется, важно дать сигнал этим людям, что они не одиноки.

— Какие еще были отклики от врачей? Кроме поста, о котором вы рассказывали.

— Телефонные в основном. Я слышал благодарности. Но об этом я меньше всего хочу говорить, на самом деле.

— Продолжите ли вы делать такие акции?

— Посмотрим. Я внимательно слежу за процессом. Не знаю, будем ли мы делать это так шумно, — если надо будет, конечно, будем. Но мне кажется, сейчас важно, чтобы нас поддержали. Я имею в виду театральных людей, которые по жизни всегда обязаны врачам. У каждого свой врач — и это тоже важно, ты можешь не топить космос, просто скажи спасибо и помоги тому человеку, который тебе помогал. Это очень простая же вещь.

Я был бы рад, конечно, если бы подключились не только актеры, но и медийные личности. Мне кажется, все зависит от нас. Тут есть реальный шанс помочь. Его надо использовать.

— Вы на связи с врачами. Что они говорят, как еще можно помочь?

— Я бы говорил, в первую очередь, про движение «Что делать» — оно объединяет несколько фондов . Я знаю, что другие театры будут взаимодействовать с другими близкими им фондами, — тут нет никаких границ.

Помощь простая — внимание. И средства индивидуальной защиты. Насколько я понимаю, еще грядет проблема с тестами на антитела, они в дефиците. Поэтому врачи ни больных, ни себя не могут проверить. И еще еда. Хочу вспомнить еще одну организацию — , они сейчас готовят еду и возят ее в больницы, студенты организации кормят врачей, шьют маски, хотя им самим нужна помощь. Они как могут собирают деньги на себя, но успевают еще и помогать.

LiveInternetLiveInternet

Нужно ли помогать людям. Кому, когда и зачем?
Раньше мне казалось, что помощь надо оказывать всем и всегда, буквально обращать людей в счастье. И я очень расстраивалась, когда мои гениальные умные советы и статьи оказывались невостребованными и не применялись в жизни.
В особо тяжелые периоды я принималась ненавидеть неблагодарных людей, не понимающих, какой дар и свет я им несу. Я зарекалась что-либо делать для других. Но от этой ненависти не рождалось ничего хорошего. Со временем меня отпускало, и я снова начинала писать. Иногда я получала слова благодарности, мне приходили теплые отзывы, и это на какой-то период давало мне успокоение. Но меня все время волновал вопрос — почему люди не берут помощь, которая так щедро и бесплатно раздается? Казалось бы, ешь – не хочу, чего же ты не ешь, а? Для тебя же, сволочь, стараюсь. Чтобы ты был счастлив и успешен.
А потом я все поняла.
Пять лет назад я участвовала в семинаре, на котором была предусмотрена возможность получить ответы на волнующие вопросы. Для этого мне надо было заполнить анкету и отправить ее мастеру. Мне обещали ответить и дать рекомендации для жизни.
Заполнила я анкету и стала ждать. Ждала-ждала, а ответа все не было. Меня обуревал гнев и негодование — как это меня так обманули. Я поделилась своими соображениями с человеком, который много раз был на семинаре этого мастера. И он мне сказал: «Маша, в твоем голосе нет запроса о помощи». Я удивилась: «Как это нет?». А он мне ответил что-то вроде: «Ты сама и есть свой вопрос. Тебе надо быть в состоянии вопроса, а не получения ответа».
Я не сразу поняла, что это значит. Но если это услышал человек, который просто присутствовал на семинарах, то мастер уж наверняка все понял. Повозмущавшись еще немного, я приняла это как правду. Что-то внутри подсказывало, что так оно и есть. А еще через какое-то время мне реально стало очень тяжело, и в тот момент я поняла, что такое — истинный запрос о помощи. Я написала мастеру, задала свой вопрос и он мне ответил.
Из той ситуации я вышла с пониманием: пока человек не готов услышать ответ, пока он не жаждет помощи, он никогда ее не сможет взять полной мерой. Любая помощь будет как еда в переполненный желудок. Что-то, может, и войдет, но, в принципе, нужно быть готовым, что человека стошнит.
Хочу рассказать вам две притчи.
Первая – про собаку на гвозде:
Однажды человек шел мимо одного дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли.
Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук.
Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.
— Извините, мэм, — обратился он к старушке, — что случилось с вашей собакой?
— С ней? — переспросила она. — Она лежит на гвозде.
Смущенный ее ответом человек спросил:
— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

Вторая притча про учителя и ученика, который пришел за советом, как ему познать мудрость жизни. В ответ на этот вопрос учитель взял ученика и опустил его голову в ведро с водой. Держал его там, пока ученик не стал вырываться. Когда ученик спросил, что это было, учитель произнес: «Как сильно ты хотел воздуха, когда был там?» Ученик ответил, что очень хотел и это было единственное, о чем он мог думать. И учитель сказал: «Когда ты захочешь познать мудрость жизни так же, как и сейчас воздуха, ты ее познаешь».

Я открыла для себя несколько истин.
Очень часто людям не нужна помощь. Им больно, чтобы скулить об этом, но не настолько, чтобы что-то делать.
1. Они серфят Интернет на предмет советов и идей, поглощают тонны информации каждый день, потребляют все подряд: от розовых цитат до философских размышлений на тему счастья и жизни.

Но у них нет нужды НА САМОМ ДЕЛЕ решить свою проблему. Да, какие-то проблемы, в общем-то, есть. Но они оказываются терпимыми. То есть не настолько усложняют жизнь, чтобы встать с гвоздя и думать только о том, как найти решение. Не говоря уже о том, что самые действенные советы может оказаться очень неприятно выполнять. Например, взять ответственность за свою жизнь только на себя и перестать спихивать вину на окружающих. Зачем же так сложно, лучше я найду что-то полегче. Например, как поднять женскую энергию шоппингом. Просто, эффективно, радостно. Думать о жизни, делать какие-то упражнения — это не годится… Надо чтобы быстро и ненапряжно. Лучше обезболить, чем оперировать. Лучше прилепить пластырь, чем сделать промывание.

2. Помогая насильно, вы лишаете людей самостоятельности, выбора, мешаете взять ответственность за свою жизнь.
Каждый должен сделать помощь своим личным выбором.
Есть такие люди, которые постоянно намекают на то, что им нужна помощь. При этом сами ничего не готовы для себя делать. Если у тебя есть внутренняя потребность помогать, ты бросаешься на выручку. Но поскольку от тебя нужна не помощь, а лишь внимание, то тут начинается всякое: «Что ты лезешь в мою жизнь, я тебя ни о чем не просил, я сделал так, как ты сказал, и смотри, как все теперь ужасно, это все ты виноват…»
Такие люди не умеют быть взрослыми. Они не умеют просить помощи. Им кажется, что это ниже их достоинства. Поэтому они все сделают так, чтобы другие стали эту помощь предлагать. Потому что в этом случае можно спокойно отказываться, отбрыкиваться, делать высокомерное лицо и говорить, что вы все сами за меня тут решили, а мне этого совсем не надо было. И вообще я ничего не просил.
Позиция жертвы обстоятельств и несмышленыша очень коварная. И очень манипулятивная. В ней много силы и власти. Намного больше, чем кажется на первый взгляд.
Для иллюстрации принципа невмешательства снова вспомнила о притче. Она о человеке, который хотел помочь бабочке выбраться из своего кокона. Он видел, как трудно ей из него выбираться и поэтому вскрыл его ножом. Но когда бабочка оказалась на свету, то ее крылья не были способными летать. Они бы стали такими, если бы она смогла самостоятельно пробраться через кокон и окрепнуть, прилагая усилия. А так она осталась с недоразвитыми крыльями и больше не летала. Люди развиваются через преодоление, поэтому создавать им комфортные условия — значит делать их слабее. Если им нужна помощь, пусть учатся ее просить. Нет ничего благородного в том, чтобы быть выше просьб о помощи. Это какая-то нарциссическая конструкция, и она точно не должна быть чем-то очень возвышенным и святым.

3. Люди получают намного больше пользы, не решая свои проблемы.
Это называется вторичная выгода.
В какой бы тяжелой ситуации человек ни находился, если он ничего не делает, чтобы оттуда выбраться, значит, у него есть какая-то вторичная выгода: не расти, не изменяться, получать бонусы, оставаться инфантильным и т. д.
Есть сотни историй про больных людей, которые не выздоравливают только потому, что, став здоровыми, перестанут получать внимание. Вплоть до того, что семьи сохраняются исключительно до тех пор, пока кто-то болеет. Ведь нельзя бросить больного человека. А больной и рад стараться — болеть. Приходишь к такому человеку с искренним мотивом помочь выздороветь и получаешь в ответ саботаж и агрессию.
Ему не надо лечиться. Ему надо оставаться больным.

4. У каждого человека свой путь, своя карма, каждый получает ровно столько, сколько заработал своими действиями.
Когда я желаю кому-то помощи, то думаю, что она им нужна для облегчения их состояния. Но откуда мне знать всю его задачу по судьбе? Как я могу решать за Бога (вселенную, душу), что именно это необходимо для того или иного человека. У каждого свой путь. И я знаю, что многие из моих выводов и мудростей (если можно так это назвать) пришли ко мне только потому, что я сидела в своих печалях до тех пор, пока со всем сама не разобралась. А разобраться появились силы только тогда, когда насиделась. Это еще называется «оттолкнуться от дна». Выздоровление начинается, когда совсем невмоготу. А не тогда, когда вроде как ОК.

5. У каждого человека свои неврозы, ценности и взгляды.
Если ведической женщине начнет помогать специалист по успеху, то будет конфликт. Хотя каждый из них уверен, что их путь верный и правильный. Поэтому перед тем как предложить помощь, хорошо бы понять, а не будет ли она конфликтовать с тем, что уже есть.
Принять, что видение жизни у другого человека может очень сильно отличаться от вашего.
Все эти истины справедливы для подавляющего большинства людей. И я такая же. Есть вопросы, которые вопят о решении, тогда я отдаю этому свое внимание полностью. А есть вопросы, которые висят в фоновом режиме.
Конечно, хорошо бы, чтобы они как-то решились, но в целом сильно напрягаться для их решения я не буду.
Сегодня я рада, что на том семинаре мастер не подыграл мне в моей манипулятивной игре «сделайте мне хорошо, а я как бы не при делах».
Нет ничего зазорного в том, чтобы просить помощь. Если мне она нужна, я обращаюсь за ней. Поначалу это было не просто. Но теперь мне намного комфортнее говорить прямо, что надо. Этого же я жду и от других.
Поэтому я для себя решила, что помогать буду, только если меня об этом попросят. И не полунамеками, говоря: в надежде, что я сама брошусь выяснять, что да как, а конкретно: «» и т. д.
Свои потребности надо учиться осознавать, а просьбы — уметь озвучивать.
Я больше не додумываю и не пытаюсь догадаться. Я спрашиваю: — и не играю в игру «Угадай, на что я обиделась».
Но изучение вопроса помощи одной только этой стороной для меня не закончилось.
Потому что, раз есть те, кому помогают, значит, есть те, кто помогает. И от них в этой ситуации зависит не меньше, чем от просящих. Когда я «оказываю помощь», я исхожу из предположения, что другому человеку ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходима моя помощь. А самое главное, думаю, что я знаю, ЧТО ему нужно.
Но ведь это далеко не так.
Недавно один добрый человек хотел мне «помочь», пытаясь сделать меня лучше. Но для меня это было не помощью, а наездом. Поэтому я ответила, что сама решу, хочу ли я быть лучше или нет. Помощь, даже проистекающая из самых благих побуждений, может быть иллюзией. А иногда и банальным насилием.

Какие мотивы движут «помогающими»? Далеко не всегда чистые и светлые.
1. Допустим, помогающий искренне верит, что знает, как будет лучше для другого.
Иногда это верно, а иногда и нет. Прежде чем предлагать что-то лучшее, хорошо бы узнать, готов ли другой к этому лучшему? Часто не готов. Почему? См. первые пять пунктов.
2. Помогающий пытается самоутвердиться за счет другого, удовлетворить свои потребности.
Такая помощь особенно болезненная. Она идет либо через критику, завернутую в обертку заботы: , либо через пассивную агрессию:, либо преследует корыстные интересы: «Ты ужасно готовишь. Говорю тебе это, чтобы ты одумалась и стала лучшей хозяйкой», либо через пассивную агрессию:»Что-то ты плохо выглядишь. Давай я дам тебе номер своего косметолога?», либо преследует корыстные интересы: «Я хочу помочь тебе раскрыть свою женственность, поэтому ты должна со мной переспать».
3. Помогающий хочет поднять собственную значимость для себя и для других.
Такие люди ощущают себя очень-очень благородными, несущими свет, знания и радость другим. Когда они «помогают», они чувствуют себя святыми, реализующими великую миссию. У них плюсуется самомнение, начинает ярче светиться нимб. Ведь это очень важно и красиво — просвещать несведущих, делать слепых зрячими и инвалидов здоровыми.
К сожалению, такое часто случается с представителями помогающих профессий — тренерами, коучами, психологами. Они застревают в своей профессиональной идентичности. Они чувствуют себя живыми, только пока помогают. В своих постах в соцсетях они постоянно твердят о том, как счастливы жить и помогать людям, что их работа самая лучшая, что нет большей радости, чем проснуться с утра и придумать очередную программу, чтобы привести темное человечество к светлому будущему.
Поначалу это круто. Это бодрит и делает тебя таким клааасненькииим, а мир — ярким и улыбающимся. Плюс кажется: раз тебе в руки дали великолепный инструмент, с которым ты теперь умеешь обращаться, значит, надо пытаться этим инструментом всех починить. А иначе — зачем учился?
Я была такая же. Когда я только начала обучаться гештальт-терапии, я так сильно кайфовала от открывшихся передо мной возможностей. Я ходила и всем рассказывала, что жить надо максимально осознанно и искренне, что надо все про себя понимать, ковыряться в своих проекциях и интроектах, разворачивать ретрофлексию и т. д.
Хорошо, что жизнь не дала мне возможности почивать на лаврах этих знаний. Если бы в тот момент у меня появились сотни последователей, корона приросла бы к черепу наглухо, и увидеть что-то иное, отличное от избранной точки зрения, шансов не было бы.
Вместо этого мне приходилось сталкиваться с непониманием, неприятием, я бесилась — как же эти дураки вообще ничего не понимают? Я бросалась помогать, а оказывалось, что это никому не нужно. Испытывала много разных неприятных эмоций. Я переживала поистине мхатовские страсти, искренне рыдала и клялась никогда ничего никому больше не рассказывать. Придумать лекарство от всех болезней, сообщить, что оно у меня есть, и уйти с ним в горы. И ждать. Ждать, когда все эти неучи приползут ко мне и будут умолять поделиться светлой мудростью. А я, так уж и быть, снизойду до них и отсыплю чуток.
Я долго прятала от себя эти мысли. Пока не поняла, что я такая не одна. Что с такой проблемой сталкиваются большое количество помогающих. Они точно так же страдают от того, что их не любят, не принимают, не ценят, не носят на руках.
Когда люди оказывают помощь, они делают это, в первую очередь, для себя.
Я поняла, что важность внешнего признания была нужна мне потому, что я не чувствовала собственной важности для самой себя. Помощь другим давала ощущение, что я ничё так вообще.
Прошло много времени, прежде чем я нашла выход из этой ловушки. Я поняла, что помогать другим — это вообще не про святость, избранность и особенность, и признание окружающих уже не влияет на мое самоощущение.
Легко жить, когда меняешь жизни других людей. Тяжело жить обычной мирской жизнью без благодарностей и поклонения.
Поэтому, в первую очередь хелперам, надо разбираться именно с этими вопросами:
— Кто ты без своей помощи другим?
— Что с тобой будет, если у тебя не останется никого, кому нужна твоя помощь и твои светлые мысли?
Очень хорошо в работе со святостью и короной помогает самоирония. Как только я начинаю чувствовать, что звезда на подходе, я возвращаю себя к реальности.
Теперь я никому не помогаю. Тренинги и терапия — это моя работа. Но теперь я не жду, что она будет всем нужна и что все ее оценят. Это дает мне свободу, я больше не заложник собственных ожиданий. Как говорят, «не будите спящих, помогайте пробудившимся».
Каждый делает свой выбор: помогать или не помогать, просить помощи или не просить помощи. Главное — быть максимально честными перед собой.

Если вы из помогающих, задайте себе вопросы:
— Почему вы помогаете?
— Кому вы помогаете?
Если вы из тех, кому нужна помощь, спросите себя:
— Готовы ли вы просить помощь?
— Готовы ли вы принимать помощь?
Никому нельзя помочь насильно, никого нельзя спасти без его ведома. Каждый человек идет своим путем. И если на этом пути он сочтет кого-то или что-то полезным, он выберет побыть рядом какое-то время. А потом снова продолжит свой путь. А если вы хотите помогать, то предлагайте, но не настаивайте.
Удачи!
И напоследок классика о том, что не всегда очевидная помощь — это то, что надо.
Мария Жиган

Серия сообщений «Наше окружение -6-«:
Часть 1 — ХРОНИКИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕХОДА МАТРИЦЫ ВСЕПРОНИЦАЮЩЕЙ ЛЮБВИ-6
Часть 2 — почему близкие напрягают друг друга

Часть 45 — Через несколько сотен лет на Земле не останется нормальных людей.
Часть 46 — Необходимо понять, что СТАВ СЧАСТЛИВЫМ, ТЫ МЕШАЕШЬ ДРУГИМ БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМИ.
Часть 47 — Нужно ли помогать людям. Кому, когда и зачем?
Часть 48 — Чтобы вам перестали завидовать. Почему не всегда стоит делиться своей радостью с окружающими
Часть 49 — Жутко? Ну да. Ну что ж, всё как в жизни.
Часть 50 — Почему вы проводите много времени за пустыми разговорами?
Серия сообщений «Познать Себя-4-«:
Часть 1 — Давайте учиться вместе. Закон ЗЕРКАЛА.
Часть 2 — Почему мы сопротивляемся познанию? Инструменты.

Часть 14 — Я МЕНЯЮ СУДЬБУ! От старого к новому, преодолевая страх.
Часть 15 — Выстраивание личного пути — это чисто уникальная штука
Часть 16 — Нужно ли помогать людям. Кому, когда и зачем?
Часть 17 — КТО ВЫ?
Часть 18 — Человек — жертва

Часть 47 — К чему приводит терпение
Часть 48 — Почему мы видим людей искаженно. Что делать, чтобы увидеть реальность
Часть 49 — Шутки — это нередко скрытый страх и скрытая агрессия

Почему нужно чаще помогать другим и как это делать

Быть полезным другим — самое простое и оптимальное решение. Оно любую ситуацию превратит в положительную. Поэтому, когда чувствуете себя потерянным, расстроенным или непродуктивным, сделайте что-нибудь для других. Так вы поможете не только окружающим, но и самому себе.

Злясь и срываясь на других, вы никому не принесёте выгоды. Быть полезным гораздо проще, чем кажется. Есть множество способов как-то помочь другим.   Вот три из них.

Делитесь знаниями

Передавайте то, что знаете сами. Учить никогда не рано. Всегда есть кто-то, кому пригодятся ваши советы или лайфхаки.

К тому же это полезно и для вас самих. Чтобы поделиться знанием, вам нужно сначала чётко сформулировать свои мысли и хорошо разобраться в теме.

Разрешите небольшую проблему

Помогите кому-то разобраться с трудностями. Пусть даже это будет не глобальная проблема, а что-то небольшое. Может, помощь нужна вашим коллегам? Подумайте, какие у них есть сложности. Если ваши знания и опыт помогут решить их за 15–30 минут, сделайте это. Не ждите вознаграждения или ответных услуг. Просто искренне помогите другому человеку.

Конечно, на это тяжело решиться. Некоторые люди, получив помощь один раз, ждут её постоянно. Но лучше сразу узнать, кто из вашего окружения так себя ведёт, и прекратить с ними общение.

Сделайте что-то, даже если это не входит в ваши обязанности

Всегда приятно работать с людьми, которые могут справиться с любой ситуацией. Только важно соблюдать баланс. Не бояться выполнять задачи вне ваших обязанностей, но и не закапываться в мелочи. Главное, не будьте тем, кто определил проблему, но даже не попытался её решить, потому что это не его работа.

Одно дело просто выполнить порученное, а другое — приложить усилия, чтобы быть полезным. Это крайне недооценённый навык.

Люди, которые хотят быть полезными, задают правильные вопросы, а не только ждут ответа. Они создают что-то ценное для других.

Для этого не нужны конкретные навыки. Если не можете помочь с чем-то узкоспециальным, принесите коллегам кофе с пончиками. Они наверняка обрадуются. Если работаете в офисе, уберитесь в кабинете, полейте цветы или повесьте картину. Даже такие мелочи полезны для других.

Подумайте, что вы можете сделать полезного. Пусть это будет хотя бы небольшая помощь, если у вас много своих дел. Зато вы будете спокойно спать, зная, что день прошёл не зря.

Секреты благотворительности: 10 правил для тех, кто не знает, как начать помогать

1. Дети-сироты

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Мы уже говорили, что нельзя дарить подарки в детдома — их воспитанники приобретают привычку получить вещи просто так и становятся иждивенцами. В действительности дети-сироты нуждаются в двух вещах: в подготовке к самостоятельной жизни и эмоциях, которые они не получили из-за отсутствия близких.

Найдите несколько часов в неделю и станьте для ребенка значимым взрослым, человеком, который покажет, как устроен мир, и научит общению. Это будет гораздо полезнее новогоднего подарка.

Как стать волонтером?

Старшие Братья Старшие Сестры — одна из старейших в мире программ наставничества. Волонтер-наставник каждую неделю встречается с ребенком и проводит с ним время за спортом, уроками, развивающими хобби. Их дружеские отношения строятся под наблюдением профессиональных кураторов.

2. Бездомные

С октября по апрель самое страшное время для бездомных. Многие погибают от холода и становятся инвалидами. Запишите телефоны служб помощи, они подскажут, куда направить бездомного (в приют, ангар спасения, зимний пункт обогрева или кормления, выдачи одежды). Помните: нечеткая дикция и нарушенная координация могут быть следствием не опьянения, а переохлаждения. Таким бездомным нужно вызвать «Скорую помощь» (телефоны 03 или 112). Если опасности для здоровья нет, купите готовой еды, горячий чай и не давайте денег. Наконец, если вы обнаружили бездомного в подъезде, не выгоняйте его на холод: лучше поделитесь едой, одеялами или чистой одеждой.

К кому обратиться за советом?

Ночлежка — организация, занимающаяся помощью бездомным в России с 1990 года. Специалисты «Ночлежки» кормят, лечат, дают приют, помогают вернуться к нормальной жизни.

3. Люди с алкогольной и наркотической зависимостью

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Каждый пятый российский гражданин считает, что наркозависимых нужно ликвидировать. Каждый четвертый предлагает изолировать алкозависимых от общества. Между тем, наркомания и алкоголизм — болезни, а людям, которые от них страдают, нужна помощь, оказывать которую должен профессионал.

Помочь таким людям можно, отправив их в программу «Анонимные алкоголики» или «Анонимные наркоманы». Метод 12 шагов, по которому они работают, проверен временем. Живут такие организации за счет пожертвований.

Каким организациям я могу помочь?

Старый свет — программа реабилитации Фонда рассчитана на два года. Все это время участники бесплатно живут в центре, занимаются групповой и индивидуальной работой, занимаются в специальных мастерских.

4. Люди с ограниченными физическими возможностями

Общайтесь с людьми с физической инвалидностью так же, как вы общаетесь со всеми остальными людьми. Если ваш собеседник незрячий, не забывайте предупреждать, когда отходите, если слабослышащий — убедитесь, что ему хорошо видно ваше лицо. Общаясь с человеком на коляске, старайтесь говорить так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.

Если вы хотите помочь человеку, сначала узнайте, нужна ли ему помощь, и если да, то как именно ему лучше помочь. Возможно, понадобится помощь с образованием или работой.

Как помочь найти работу?

«Хомона» — школа удаленных профессий для инвалидов. Ее основательница — тоже инвалид, так что хорошо знает обо всех трудностях поиска работы для людей с ограниченными физическими возможностями. Первая обучающая студия школы — «Продающая публицистика», в планах — еще две, по графическому дизайну и веб-разработке. Организация существует благодаря частным пожертвованиям.

5. Люди с ментальными особенностями

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Правило то же, что и пунктом выше: человек не равен своим болезням и особенностям. Люди с аутизмом или синдромом Дауна могут вести себя иначе, чем мы привыкли. Если вы увидели такого человека на улице, не надо бросаться ему на помощь (и тем более тыкать в него пальцем): сопровождающий особенного человека всегда знает, что делать в разных ситуациях.

Еще нуждаются в поддержке родственники людей с особенностями. В роддомах молодых мам уговаривают отказаться от таких детей. Те, кто не соглашаются, сталкиваются с массой предрассудков со стороны общества, например, с идеей о том, что особенные дети необучаемы.

У кого попросить совета?

«Моя и мамина школа» — иркутский центр помощи детям с Даун-синдромом и их семьям помогает решить психологические и юридические проблемы, а главное, проблемы социализации и образования.

6. Животные

Про то, что подавать милостыню попрошайкам с собаками нельзя, вы уже знаете. Лучше приютите пса хотя бы на время: пока он находится у вас на передержке, вы сможете найти ему хозяев (есть даже инструкции, как это сделать). Главное — не отдавать питомца в приют, потому что российские приюты больше напоминают собачий Освенцим.

Если вы хотите завести собаку или кошку, то лучше найти их на улице: искусственно выведенные животные предрасположены к генетическим заболеваниям и нарушениям поведения. Главное, не забудьте привить животное и стерилизовать.

Если не хотите заводить собаку, станьте хозяином выходного дня для питомцев из приюта. Живущие в тесных клетках животные катастрофически нуждаются в общении и ласке.

С кого взять пример?

«Не просто собаки» — проект фонда P.E.T., который дает собакам из приюта возможность не только найти хозяев, но и помогать одиноким людям. После отбора и обучения собаки из приюта становятся частью команды «хозяин+пес». Такие команды ездят в гости к старикам в хосписы и дома престарелых, к детям-сиротам, инвалидам в интернатах.

7. Пожилые люди

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Старики нуждаются в том же, в чем и все остальные. Чтобы помочь, можно присоединиться к волонтерской группе, у которой есть опыт и знание специфики работы с пожилыми людьми. Например, движение «Даниловцы» делает благотворительные ремонты в квартирах нуждающихся, сразу несколько проектов предлагают медицинский уход (вы найдете их на «Добро.Mail»), а некоторые фонды организуют занятия и развлечения для тоскующих в одиночестве стариков.

Какой организации я могу помочь?

Досуг в доме престарелых — проект фонда «Старость в радость». Его специалисты организуют для пожилых людей развлечения, помогают им сохранить мыслительную активность, работают с чувствами и эмоциями при помощи арт-терапии.

8. Люди с тяжелыми или неизлечимыми заболеваниями

Заболеваний много: помимо нуждающихся в лечении от онкологии, есть люди с миодистрофией Дюшенна, боковым амиотрофическим склерозом, муковисцидозом, несовершенным остеогенезом. Им можно помочь через профильные благотворительные фонды.

Тем, кого вылечить нельзя, все равно можно помочь. Хосписам в России помогает фонд «Вера», однако таких учреждений в стране катастрофически мало. Например, за Уралом нет ни одного паллиативного центра для детей, и вы можете помочь в строительстве первого.

Куда перевести деньги?

Детский хоспис в Омске — первое подобное учреждение в азиатской части страны. Его строит фонд «Радуга», здание уже есть, но необходимо специальное оснащение и оборудование.

9. Пострадавшие в катастрофах, терактах, стихийных бедствиях

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

Первое правило — сдавать кровь, ее всегда не хватает. Если вы хотите пожертвовать вещи — проследите, чтобы они были чистые и целые. Если хотите стать волонтером, обратитесь к фондам, которые организуют волонтерскую работу, самодеятельностью заниматься не стоит.

Как стать волонтером?

Люди в беде — программа благотворительного фонда «Предание», которая оказывает быструю помощь людям в зоне бедствия.

10. Те, кому никто не помогает

Есть множество людей, которые оказались в трудной ситуации, но их заявки не проходят ни в один из существующих фондов, а сил справиться с обстоятельствами у них нет. Такой человек выглядит так же, как мы с вами: обычный взрослый, который, в отличие от больных детей и животных, не вызывает жалости.

Это может быть ваш сосед или даже близкий родственник — зачастую, чтобы найти человека, который готов принять вашу помощь, достаточно оглянуться вокруг.

Как помочь?

«Живой» — один из двух существующих в нашей стране фондов, помогающих людям трудоспособного возраста в тяжелой ситуации. По статистике готовность помогать взрослым у россиян на последнем месте. При этом любой из нас может стать жертвой болезни или несчастного случая, который перевернет жизнь с ног на голову.

Вы можете начать помогать прямо сейчас — например, оформив ежемесячное пожертвование в 100 рублей в любую из перечисленных программ. Ежемесячные пожертвования эффективнее разовых – они позволяют фондам проводить долгосрочное планирование своей работы.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

antonisakov


У «Союзмультфильма» есть серия потрясающих мультфильмов по мотивам древнегреческих мифов, снятых режиссером Александрой Снежко-Блоцкой. Совершенно по-особому трактуемые ею античные сюжеты (несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость изложения), насыщены глубокими, отнюдь не примитивными смыслами и ценностями. Из этой серии два моих любимых фильма – «Прометей» и «Возвращение с Олимпа». Что характерно, и в том, и в другом в числе героев фигурирует Прометей.
Фильм «Прометей» зацепил меня еще в далеком детстве. Мне было лет шесть. Я первый раз в жизни попала в планетарий. И в программе представления был показан то ли сам мультфильм, то ли его фрагмент. В этом возрасте я была особенно чувствительна к пафосу самопожертвования ради других. Поэтому из всей программы запомнила только Прометея с его огнем. «Возвращение с Олимпа», напротив, мне привелось посмотреть лет двадцать спустя, когда я уже переболела и бунтарством молодости, и сопутствующими ему нигилизмом, цинизмом и либерализмом. Меня поразило то, насколько на самом деле взрослым и осмысленным является этот мультик для детей. И струны, задетые когда-то в шестилетнем возрасте, вновь зазвенели.
На этом фоне совершенно не удивительно, что обращение к прометеевской тематике в серии статей С. Кургиняна «О марксизме и коммунизме» буквально приковало мое внимание и в некотором смысле заставило трепетать. Те смысловые слои, которые он вскрывает один за одним, заставляют совершенно иначе смотреть на этот, казалось бы, простой и незамысловатый мифический сюжет. Сюжет, по-прежнему острый и актуальный для всех нас.
Читая этот цикл, я вновь пересмотрела фильмы Снежко-Блоцкой. И теперь многие, казалось бы, незначимые детали заиграли совершенно другими красками.
В мультике «Прометей» есть удивительные моменты. Например, когда Прометей приходит к своему другу Гефесту и рассказывает о том, что научил людей обрабатывать камень, тот только смеется и демонстрирует свое, божественное произведение – голема-охранника Зевсового огня. Однако в ответ на реплику о том, что Зевсов огонь нужен на земле, Гефест удивляется, мол, кому? «Людям! – восклицает Прометей, – Он согрел бы им землю, зажег их сердца, осветил бы их мысли!.. Ведь если люди получат священный огонь, они будут подобны нам, богам!» На что Гефест отвечает: «А кто тогда отличит богов от людей? Представляешь, какая будет путаница! Эээ, нет уж!»
То есть, здесь, уже с самого начала, очевиден не прямой, а именно метафорический смысл божественного огня, хотя в мультфильме люди используют его и для приготовления пищи, и для обогрева.
Как отмечает С. Кургинян (следуя пути, намеченному некогда философом Лафаргом, другом, родственником и горячим сторонником Маркса), огонь, выкраденный Прометеем, вовсе не был обычным огнем. И миф рассказывает вовсе не о том, как титан научил людей его добывать. Прометеев огонь – это некая священная субстанция, символизирующая появление культуры (интересно, что в мультфильме люди, получившие огонь, начинают рисовать и писать), отделение человека от природы, преодоление им звериного индивидуализма. Причем это преодоление осуществлялось за счет приобретения первичной социальности, выраженной в первобытной коммунистичности. Что Прометей, принадлежа к древней, доолимпийской генерации богов – титанов – символизирует собой ту самую эпоху первобытной коммунистичности. Тогда как Зевс – глава олимпийцев – эпоху появления частной собственности, вновь вернувшей силу тому первичному, звериному индивидуализму.
«Знаем мы этих титанов! – говорит орел Зевса, отмечая тот факт, что один из лепестков божественного огня Прометей оставил себе, а потому стал неуязвим для божественной кары, – жесты, подвиги! А себя не забывают!» Здесь интересно, что косвенно как раз как бы дается характеристика доолимпийской генерации богов: «жесты, подвиги…»
В своих статья Кургинян частично вскрывает еще один смысловой слой прометеевого огня, проводя параллели между ним и между бессмертной душой человека. Что человек становится человеком с обретением этой души (и в этом контексте сразу вспоминается, что знание человека о собственной смертности составляет одно из сущностных его свойств). Что в дальнейшем, с появлением различных форм эксплуатации людей (прежде всего, рабовладения), происходило как бы лишение большинства людей этой бессмертной души – таковая оставалась только у господ (=богов). И что стремление к преодолению эксплуатации – это есть стремление «вернуть огонь людям».
Возвращаясь к мультфильму, еще хочется отметить важный, на мой взгляд, момент, касающийся пыток Прометея. Согласно мифам, пытки в виде грома, молний, свержения в Тартар и выклевывания печени были ниспосланы титану за его нежелание рассказать Зевсу о том, какая угроза ждет его впереди. Однако в мультфильме его пытают, пытаясь выведать, зачем он выкрал Зевсов огонь. «Я хотел помочь людям!» – честно отвечает Прометей, но ему не верят, уговаривая признать, что на самом деле он хотел власти и могущества. То есть, милосердие и альтруизм оказываются не просто не свойственными «древне-буржуазным» олимпийцам, но даже и не доступными для понимания. Забавно, что в комментариях под видео в youtube были искренние и полные детского негодования реплики типа: «Почему они не верили? Он же говорил правду!»
Приковывая друга, Гефест просит прощения, оправдываясь, что его заставили (в том числе, напомнив ему о том, как он однажды был сброшен Герой с Олимпа) это сделать. На что Прометей ему отвечает: «Мне лучше быть вот так прикованным к скале, чем быть у Зевса рабом». В целом, бунт титана против олимпийцев является так же одним из основных лейтмотивов «Прометея прикованного» у Эсхила. Хотя в мультфильме Снежко-Блоцкой этот бунт замешан не на «историческом» противостоянии титанов и олимпийцев, а именно на идейной основе.
Преемником этого бунта и становится Геракл – главный герой мультфильма «Возвращение с Олимпа». По сюжету, Геракл, будучи введенным за свои подвиги в ранг богов и вознесенный на Олимп, сильно скучает по земле и просит Зевса ненадолго его отпустить. Зевс дает своему сыну время до рассвета. Тот приходит в свое святилище, где изображены все его великие подвиги, и вспоминает прошлое в сопровождении всё того же орла Зевса. В полемике с орлом, настаивающем на необходимости быть покорным богам, Геракл заявляет о том, что самым великим его подвигом было освобождение Прометея – вопреки этой самой божественной воле. Далее вспоминает детали этого подвига. В этих воспоминаниях, разорвав цепи, сковывавшие титана, Геракл спрашивает его: «Ты украл и отдал людям божественный огонь. Где он?» И Прометей указывает Гераклу на грудь. В этот момент главный герой как бы ощущает этот огонь в себе. Оживив эти воспоминания о Прометее и об огне в сердце, Геракл, собираясь вернуться на Олимп, видит, что земля по-прежнему стонет от гнета зла, что этот божественный огонь по-прежнему нужен ей.
Причем совершенно интересны те образы, которые предстают перед ним. Например, он видит воскресшую Гидру. Гидра ползет по земле, принося разрушения и страдания, а затем превращается в свастику. Геракл лицезреет стимфалийских птиц, поражающих людей внизу своими медными перьями. И птицы эти оказываются самолетами, сбрасывающими бомбы. Он видит, как солдат избивает прикованного чернокожего человека и сетует на то, что еще много грязи надо смыть с Земли. Под впечатлением от этих картин и внутренне бунтуя против воли богов (при этом, по сюжету, и жалость к людям, и нежелание подчиняться воле сильных исходят именно от прометеевого огня в груди Геракла), герой отказывается возвращаться на Олимп и остается с людьми. «Пойми, чего ты лишаешься! Ты бог!» – восклицает орел. «Я человек! – гордо отвечает Геракл, – я иду к вам, люди!»
Примечательно, что по ходу сюжета Гера, возмущаясь тем, как Зевс потворствует прихотям Геракла, заявляет ему: «Он не твой сын! Он не похож на тебя! Зачем ты сделал его богом?!» И громовержец на это отвечает: «Потому что как человек он опасен!»
В серии статей «О марксизме и коммунизме» Прометей отождествляется с Марксом. Причем, это отождествление очень скрупулезно обосновывается и рассматривается с самых разнообразных углов, вовлекая самые разные эпохи. И в контексте этого литературного цикла, совершенно иначе начинаешь воспринимать Геракла из «Возвращения с Олимпа». Здесь он – преемник Прометея, который, как становится ясным по сюжету, перенимает у него эстафету в XX веке. То есть, по сути, – большевики, подхватившие марксовы идеи и выстроившие на их основе великое государство, не похожее ни на что, существовавшее ранее. И Прометей, и Геракл, символизируют элиту служения, воспылавшую жалостью к людям и горячим желанием вернуть им огонь, их бессмертную душу, то есть обеспечить равенство богов и людей.
Простой пафос двух мультфильмов совсем не так прост. Да, они получились идеологизированными и политизированными, но от этого отнюдь не потеряли своей ценности, а приобрели ее. Вполне возможно, что режиссер совсем не намеревалась вкладывать в свои сюжеты все те смыслы, о которых я здесь написала. Но настоящий художник практически никогда не вкладывает эти смыслы осознанно. Он передает их по другим каналам, зачастую минуя логическое осмысление собственного творчества.
Горьким осадком после всей этой истории становится осознание того, что, в силу каких-то причин, огонь был потушен. Причем, задолго до разрушения СССР. И в каком-то смысле жизненно важным вопросом для нас сегодня является вопрос о том, возможно ли его снова разжечь. И кто (или что) является носителем тех последних лепестков этого огня, от которых снова можно было бы распространить пламя, поделившись им с каждым?

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *