Н а любимов

Любимов, Николай Михайлович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Любимов.

Николай Михайлович Любимов (20 ноября 1912, Москва — 22 декабря 1992) — советский переводчик, главным образом с французского и испанского языков. Государственная премия (1978) за участие в издании Библиотеки всемирной литературы в 200 томах.

Любимов перевёл более двух десятков крупных романов и пьес. Редактировал собрания сочинений Гюго, Доде, Мериме, издававшиеся в «Библиотеке „Огонёк“». Автор вступительных статей к сборникам сочинений И. А. Бунина, С. Н. Сергеева-Ценского. В журналах «Новый мир», «Литературная Армения» печатались воспоминания Любимова о Э.Багрицком, Т. Л. Щепкиной-Куперник и других.

Сын: Борис Николаевич Любимов (29 июня 1947, Москва) — российский театровед и педагог.

Биография

Детство и юность провёл в селе Перемышль Калужской губернии, здесь в 1930 году закончил среднюю школу. После окончания Института Новых языков в Москве принят в издательство Academia. В начале 30-х арестован и отбыл три года в ссылке в Архангельске. Затем работал переводчиком художественной литературы по заказам различных издательств. С 1942 года — член СП СССР. Мать Любимова, Елена Михайловна, как находившаяся в зоне оккупации в Перемышле и имевшая определённые отношения с комендантом города, была арестована по обвинению в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками и осуждена на десять лет лагерей. Была освобождена в конце 1951 года. Тётка Елены Михайловны, фрейлина Анастасия Гендрикова, в своё время была арестована вместе с царской семьёй и добровольно разделила её участь, а ныне причислена Русской зарубежной православной церковью к лику святых.

Особенности творческого подхода

В своих переводах известных литературных памятников Любимов не только обновляет их, приближая к современному русскому литературному языку, но и мастерски воспроизводит ранее не выявленные элементы стиля подлинника. Для переводческого метода Любимова характерно разнообразие интонаций, богатый словарь, широкое использование русской идиоматики и просторечия, свободное владение стилями русского языка, а также историзм в подходе к языково-стилистическим явлениям.

Список основных переводов Н. М. Любимова

  • Джованни Бокаччо — «Декамерон»;
  • Мигель Сервантес — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1953—1954), «Странствия Персилеса и Сихизмунды»;
  • Франсуа Рабле — «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1961);
  • Мольер — «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» (1953);
  • Бомарше — «Драматическая трилогия»;
  • Проспер Мериме — «Небо и ад», «Случайность» (пьесы), «Хроника царствования Карла IX» (1963);
  • Стендаль — «Красное и чёрное»;
  • Гюстав Флобер — «Госпожа Бовари» (1958);
  • Эжен Скриб — «Лестница славы»;
  • Ги де Мопассан — «Милый друг» (1956);
  • Альфонс Доде — «Тартарен из Тараскона» (1957), «Короли в изгнании», «Сафо»;
  • Анатоль Франс — «Рабле» (монография);
  • Шарль де Костер — «Легенда об Уленшпигеле» (1961);
  • Морис Метерлинк — «Синяя птица», «Обручение», «Монна Ванна» (все — 1958);
  • Марсель Пруст — цикл «В поисках утраченного времени»;
  • Ромен Роллан — «Дантон»;
  • Фридрих Шиллер — «Коварство и любовь»;
  • Наири Зарьян — «Давид Сасунский».

Оригинальные работы Н. М. Любимова

  • «Былое лето» (из воспоминаний зрителя);
  • «Перевод — искусство»;
  • «Несгораемые слова», М., «Художественная литература», 1983 г. (книга очерков об искусстве Фета, Ал. К.Толстого, Случевского, Короленко, Бунина, Сергеева -Ценского, Багрицкого, Пастернака; во втором издании очерки дополнены: Иван Тургенев, Николай Лесков, Сергей Клыков);
  • «Лингвистические мемуары»;
  • «Неувядаемый цвет» — книга воспоминаний, отрывки печатались в журналах — «Дружба народов» 1992 N 7,1993 N 6,7; «Москва» 1993, N 6,7.

Ссылки

Из письма вдовы Любимова — Жигур З. Я.

Любимов Николай Михайлович

Родился в Москве. Детские и школьные годы провел в Перемышле. После окончания Института Новых языков в Москве принят в издательство Academia. В начале 30-х арестован и отбыл 3 года в ссылке в Архангельске. Затем работал переводчиком художественной литературы по заказам различных издательств. С 1942 года — член СП СССР. Государственная премия за участие в издании Библиотеки Всемирной литературы в 200 томах.

Николай Михайлович прекрасно знал русскую прозу и поэзию, очень любил их. Он был членом редакционного совета издательства «Художественная литература» с 40-х годов, с его мнением всегда считались. Он бы, несомненно, принял участие в составлении «Золотого Списка». К нему часто обращались издатели (до 1992 г.) с просьбой указать те книги, которые он считал нужными читателю. Последняя просьба была из издательства МГУ, копия списка у меня есть, я Вам ее прилагаю. Только не полный список (не все разобрала — почерк изменился последнее время — ему было 80 лет). И еще прилагаю библиографию его переводов и оригинальных работ.

Он любил и часто перечитывал: Достоевского, Чехова, Толстого, Сергеева-Ценского (до 30-х г.г.), Лескова, Бунина, Тютчева, Фета, Никитина, Гоголя и очень ценил Случевского (был составителем его сборников), Ал. К. Толстого, Есенина, не говоря уж о Пушкине, Пастернаке (но не Цветаеву — любил простоту, считал, что она слишком усложненно пишет). Николай Михайлович прекрасно знал русский язык, прекрасно писал сам. В наше время людей с такой эрудицией, работоспособностью уже нет. Самое главное в его жизни была работа. Николай Михайлович переводил прекрасные вещи — классику, переводил только то, что нравилось, а вкус у него был очень хороший, наслаждался чтением.

prostalingrad

Несмотря на множества изданий, публикаций и исторической литературы, посвященных событиям, происходящим в ходе Сталинградской битвы, приходится с сожалением замечать, что есть еще у многих (в том числе и у меня) некоторые пробелы в знаниях истории тех дней. Это касается не военных или крупных, масштабных действий, а того, что совершили и как отдали жизнь за этот город на Волге те люди, которые не были солдатами, не принимали присяги. Имена таких, как Саша Филиппов знают многие, но мало кто знает о сталинградском художнике Николае Николаевиче Любимове.
Вот копия справки из Волгоградского областного архива записи актов гражданского состояния. В ней написано «Актовая запись о смерти Любимова Николая Николаевича… Время смерти — 11 октября 1942 года. Возраст — 47 лет. Причина смерти — расстрелян немцами…» То есть сложилось так, что он остался в дни войны в Сталинграде и погиб в родном городе от рук фашистов, которым был весьма хорошо известен, но об этом после.
Николай Любимов в свое время считался известным Царицынским художником, сделавшим не мало для развития изобразительного искусства нашего края. Рисовать он начал с детства и это увлечение переросло в желание стать художником. В шестнадцать лет Любимов поступает и с отличием оканчивает Пензенское художественное училище и получает рекомендации для поступления в Петербургскую академию художеств. Но мечта о счастливой жизни заставляет Николая Николаевича в годы Революции оставить учебу. Два года учился Любимов в академии, а в 1917 году возвратился в Царицын. В дни гражданской войны он воюет в рабоче-крестьянском полку, затем позже в составе особого батальона и ему лично приходилось общаться Рудневым, Пархоменко, Буденным и Ворошиловым.
В истории культуры нашего города художник Любимов отмечен полезными начинаниями такими, как открытие в 1918 году первой послереволюционной картинной галереи, в 1921 году он организовал художественные курсы для простых людей, где сам стал преподавателем, но вместе с этим не мало времени уделяя личному творчеству. Прошу прощения, не смог представить работы художника, почти все было испепелено войной, у родных осталось малое, но если у кого есть возможность посетить Волгоградский областной краеведческий музей, то некоторые картины Любимова составляют жемчужину коллекции изобразительного искусства музея. Серию графических рисунков приобрел Волгоградский государственный тракторный завод, в частных руках находятся несколько плакатов, фотографии . Так же остался в Комсомольском саду, возле театра НЭТ памятник, где похоронен Яков Ерман — организатор установления советской власти в Царицыне, сделанный по проекту Николая Любимова в стиле двадцатых годов.
Арестовывали Любимова не один раз. Первый арест был когда его обвинили, что ранее написанный им портрет И.В.Сталина был выполнен в мрачных тонах и не соответствовал требованиям того времени. Около года пришлось пробыть под следствием, пока не выяснилось, что виной тому качество красок, которые потемнели со временем от содержащегося в них свинца. Случился даже арест по анонимному доносу из за соперничества за женщину (по видимости за жену Николая Любимова). Но последний арест был в разгар Сталинградской битвы из-за предательства одного из соседей и впервые Николай Любимов был арестован иноземцами — врагами-фашистами.
Вот я подошел к тому о чем отошел в начале. В начале Великой отечественной войны Николая Любимова пригласили работать в Сталинградское отделение «Окна ТАСС». У Любимова, помимо всей его творческой работы, было увлечение карикатурой и взять в руку карандаш как оружие требовал его гражданский долг. Карикатуры были хлесткие злободневные, отличавшиеся высоким агитационным действием: «Смерть Гитлеру», «Фриц -мародер» и другие, они наводняли весь город, выставлялись в витринах магазинов и рядом со сводками Информбюро. Сталинградцы с интересом рассматривали выразительные сатирические картины, предсказывавшие бесславный конец фашизму.
Фашистская разведка работала на должном уровне, имела обширную агентурную сеть и была подробно осведомлена о всех, кто мог представлять какую либо опасность Германии. По этому немцы не могли не оставить без внимания эти работы Николая Любимова и к концу второго года войны его имя было впечатано в соответствующие документы гестапо как имя врага, которого необходимо уничтожить. Во время боев немцы стали разыскивать Любимова, они знали, что перед ними не просто дерзкий художник а опасный идейный противник. За него было обещано вознаграждение, и нашелся тот, кто прельстился этими посулами. И вот Николай Любимов усталый, окровавленный сидит на пеньке возле своего дома, его мать, кто-то еще рвутся к нему через цепь фашистов с автоматами.
Требования которые выдвинул старший офицер были конкретны: либо смерть, либо сотрудничество, что предполагало так же начать рисовать карикатуры, но только на советских солдат и офицеров, на Сталина, на Родину. И чтобы утвердить свою лояльность к третьему рейху и Германии необходимо было написать портрет Адольфа Гитлера. Ответ Николая Любимова был однозначен: — «На фашистов не работаю!» и выбрал смерть! Расстрелян он был не далеко от центра Сталинграда, примерно там, где проходит ныне улица Пугачевская.
После Победы советские власти не уделили много внимания советскому художнику, так, несколько упоминаний в газетах. Всего то лишь и вышло, что сталинградец Николай Любимов сидел за портрет Сталина и погиб за портрет Гитлера. Но герои не должны умирать, память о них должна увековечиваться, запечатлеваться в бронзе, камне, названии. Может на памятнике Якову Ерману все же найдется место для плиты с памятной надписью о его авторе.
Фотографии художника были любезно предоставлены родственником художника А. С. Бубиным.

Метки: Сталинград, война, история, краеведение

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *