Мытарь Апостол

Святой апостол и евангелист Матфей

Святой апостол и евангелист Матфей

Память 16 / 29 ноября

(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 3.3 Mb) Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Изначально святой апостол Матфей носил имя Левий. Он был сыном Алфея, а по роду занятий – мытарем, то есть собирателем налогов. Однажды, когда Матфей занимался сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за Ним собралась целая толпа, с жаждой внимавшая Его учению. Господь обратил Свой взгляд на Матфея и сказал ему: «Следуй за Мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Иисусом, ни минуты не раздумывая и даже не оглянувшись на место, которое покидал.

Матфей устроил у себя большой пир, на котором присутствовал и Иисус с учениками, а также множество мытарей и грешников. Поскольку фарисеи были возмущены этим обстоятельством, Спаситель им сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31–32; ср.: Мф. 9: 13; Мк. 2: 17).

Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем Его учения и чудес как до распятия, так и после Воскресения. В день Пятидесятницы исполнившись вместе с другими апостолами благодати Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую Весть соотечественникам-иудеям. Поэтому через восемь лет после Вознесения он первым написал Евангелие – изложение учения и деяний Спасителя, предназначенное народам, до которых это учение не дошло в устной форме. Считается, что несколькими годами позже это Евангелие перевел на греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный арамейский текст, не дошедший до наших дней ни в одном экземпляре.

Позже апостол Матфей отправился с проповедью Благой Вести в земли парфян, где претерпел многие злоключения от язычников. После этого он отправился в Иераполь, на берега Евфрата. Там ему удалось проповедью обратить в веру множество идолопоклонников. Достигнув почтенного возраста, апостол отошел ко Господу.

Согласно другому преданию, после того как парфяне и мидяне, противящиеся истине, очень плохо поступили со святым апостолом, тот удалился высоко в горы. В полном одиночестве он посвящал свои дни аскезе и духовному созерцанию.

В горах ему явился Господь в образе ребенка и вручил палку, повелев посадить ее возле церкви города Мирмены.

Епископ Мирменский Платон вместе с духовенством торжественно встретил Матфея. Как только апостол посадил палку в землю, она пустила ростки, а затем появились плоды, из которых сочился восхитительный мед – как прообраз райских благ. Кроме того, у подножия дерева забил освежающий источник, и каждый, кто погружался в него, выходил избавленным от страстей и мрака язычества.

Несмотря на все добрые дела, сделанные Матфеем для парфян и даже для самой царской семьи, царь Фулвиан подверг апостола жестоким пыткам, а затем приговорил к сожжению. Однако позже тиран все-таки обратился к вере благодаря многим чудесам, произошедшим от святых мощей апостола. Когда царя крестили, он потребовал наречь его Матфеем. Новокрещеный низверг всех языческих идолов в своем царстве и привел весь народ к вере. Когда епископ Платон умер, царь отрекся от престола в пользу сына, а сам стал епископом, как и предсказывал святой апостол Матфей.

Такого парфянского царя не существовало. Вероятно, мы имеем дело с искажением имени какого-то из вассальных царей, правивших в пределах Парфянской империи.

Урок-сообщение «Евангелисты Лука. Марк, Матфей, Иоанн»

Евангелисты

Четыре евангелиста (миниатюра Ахенского Евангелия, ок. 820 года)

Евангели́сты (греч. εύαγγελιστής — возвещающие хорошую весть) — апостолы, авторы четырёх каноническихЕвангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Матфей и Иоанн — апостолы от 12, Марк и Лука — апостолы от 70.

В древности название «евангелист» было шире; так назывались все проповедники Евангелия или христианства.

Среди протестантов такое употребление слова сохранилось: так называются миссионеры и другие лица, проповедующие христианство, заключающееся в Евангелиях. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

У древних христианских писателей обычным символом для четырёх евангелистов была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1:5-26) и которая состояла из 4-х четырелицых существ, напоминающих собой человека, льва, тельца и орла. Эти крылатые существа, взятые в отдельности, стали эмблемами для евангелистов: христианское искусство, начиная с V века, изображает:

— Матфея с человеком или ангелом (считается, что в своём Евангелии Матвей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа);

— Марка со львом (в своём Евангелии Марк изображает Христово всемогущество и царственность);

— Луку с тельцом (в своём Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов);

— Иоанна с орлом (по словам блаженного Августина, Иоанн «как орёл парит над облаками человеческой немощности»).

тетраморфе

Евангелие

Род деятельности

Матфей

Ангел

Евангелие от Матфея

Мытарь (сборщик налогов). Апостол от двенадцати. Проповедовал в Эфиопии, где принял мученическую смерть около 60 года (по другим данным был казнён в малоазийском городе Иераполис).

Марк

Лев

Евангелие от Марка

Племянник апостола Варнавы, ученик апостола Петра. Апостол от семидесяти. Считается основателем Александрийской церкви и её первым епископом. Принял мученическую смерть в 68 году.

Лука

Телец

Евангелие от Луки

Врач, сподвижник апостола Павла. Апостол от семидесяти. Кроме Евангелия является автором книги Апостольских деяний. Принял мученическую смерть в греческих Фивах.

Иоанн

Орёл

Евангелие от Иоанна

Младший брат апостола Иакова, до призвания Иисусом был рыбаком. Апостол от двенадцати. Кроме Евангелия написал Книгу Откровения и три послания, вошедшие в Новый Завет. Единственный из апостолов, кто умер естественной смертью, а не был замучен.

ЕВАНГЕЛИСТЫ — Иоанн, Лука, Марк, Матфей

Леви́й Матфе́й (ивр. ‏מַתִּתְיָהוּ‏‎ Mattithyahu или ивр. ‏מתי‏‎ Mattay, «Дар Яхве»; греч. Ματθαῖος Matthaios; также Святой Матфей; Евангелист Матфей; Левий Алфеев) — один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. Считается автором первого канонического Евангелия — Евангелия от Матфея.

Художественно-символически изображается в сопровождении ангела. Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями. Евангелие от Марка (2:14) и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея:

Караваджо, «Святой Матфей и ангел»

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом, датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в X веке были привезены в итальянский город Салерно, где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе (англ.)русск., привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

После сего вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк. 5:27-29)

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея:

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним

(Мф. 9:9)

Марк (евангелист)

Марк (ивр. ‏מרקוס‏‎, греч. Μάρκος) — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

Жизнеописание

Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51—52).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года (по другой версии — 63 года).

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреевумывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Маркаявляется тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Иоанн Евангелист

Иоанн Евангелист (греч. Εὐαγγελιστής Ἰωάννης, ивр. יוחנן כותב הבשורה) — согласно церковной традиции автор нескольких книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Откровений Иоанна Богослова и Посланий Иоанна. Родился в 10 году в Вифсаида, Галилея

Автор Евангелия от Иоанна не называет себя по имени, но в богословии традиционно отождествляют его с Апостолом Иоанном. Апостол Иоанн — историческая личность, один из руководителей Иерусалимской церкви после смерти Иисуса Христа. Он был одним из двенадцати апостолов, единственный, который дожил до преклонных лет и не был убит за свою веру.

Некоторые исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

Авторство Евангелия от Иоанна, Откровений Иоанна Богослова и Посланий Иоанна дискутировалось по крайней мере со II века н. э.

Православная традиция приписывает все книги Апостолу Иоанну

В VI веке у многих богословов появились сомнения в том, что книги написаны Иоанном Богословом.

Многие современные учёные считают, что ни одна из приписываемых книг не принадлежит Апостолу Иоанну. Умер в Эфесе в 98 году

Лука (евангелист)

Лука́ (ивр. ‏לוקא‏‎, греч. Λουκᾶς) — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем. Самое раннее письменное изложения о том, что Лука написал икону Богородицы — в сочинении Федора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история»:

Евдоксия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богородицы, которую написал апостол Лука.

Авторству Луки в Русской церкви приписывается около десяти икон Богородицы, кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме (см. Приписываемые апостолу Луке иконы). Среди них Айясская икона(находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе), Владимирская Богоматерь (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне), Киккская Богоматерь (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Мега-Спилеотисская икона (находится в монастыре Мега Спилео, Греция), Сумельская икона Божией Матери (находится в храме в деревне Кастанья, Греция), Тихвинская икона Божией Матери (находится в Тихвинском монастыре, Россия), Филермская икона Божией Матери (находится в Национальном музеев Цетине), Ченстоховская икона Божией Матери (находится в Ясногорском монастыре, Польша), Эдесская икона (находится в храме святых Вонифатия и Алексия в Риме) и ряд других.

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное (Смотрите подробнее об этом в статье: Тетраморф).

Мощи святого Луки почивают в базилике Святой Иустины в Падуе (Италия).

Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Призвание апостола Матфея, Караваджо, 1599 год, Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Фото: upload.wikimedia.org

Название Призвание апостола Матфея
Страна, художник Италия Микеланджело Караваджо
Год 1599
Жанр жанровая живопись
Где хранится Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
Материалы холст, масло

В тысяча пятьсот пятьдесят девятом году по заказу общины римской церкви Сан Луиджи дей Франчези Микеланджело Караваджи написал картину » Призвание апостола Матфея». Вся церковь была отделана фресками подобной тематики. Изначально церковь расписывал другой мастер, но из-за своей загруженности он сумел оформить только свод.

Договор с художником расторгли и остальная работа была доверена Караваджо. Такая обширная композиция была первой большой работой живописца. Микеланджело отказался от фресок, заменив их большими картинами.

Первой картиной в этом цикле стала » Призвание апостола Матфея», до сих пор она считается одной из лучших работ мастера. Никем не переписанный сюжет картины еще больше добавил ей уникальности.

Когда Христос увидел Матфея, то сразу же решил призвать его служить апостолом. Такова библейская трактовка, однако, мастер трактует сюжет по-своему.

В пустом полутемном помещении итальянской таверны сидят люди. Эти люди считают деньги. Это пересчитывают дневную выручку Левия мытаря. Самые молодые из охранников, оглядываются на вновь вошедших в помещение. Кроме Левия, никто и не понял даже на сколько бедно был одет Матфей.

Широкий луч света падает из окошка, где находятся Иисус и апостол Петр, как символ веры, ворвавшийся в мил людей. Глядя на картину невольно смотришь слева направо. Иисус вошел в помещение лишь на минутку, и его ноги уже повернуты к выходу.

Считается, что не случайно в картине трижды изображена вытянутая рука. Трижды рука, как благословение.

По сюжету Иисус увидел около собора человека, назвавшегося Матфей и позвал его с собой. А когда Иисус с Матфеем вошли, лишь только мытарь догадался, кто стоит перед ним.

Картина в храме располагается на левой стене таким образом, что стена как бы является продолжением ее от направленного жеста руки.

Картина с одной стороны абсолютно реалистична и жизненна, а с другой стороны – все также загадочна. Луч света символизирует в ней веру, которая входит в темное забитое общество. Огромной популярностью пользуются картины Микеланджело из-за своей жизненности и ясности.

Святой Матфей — библейский мытарь. Прошлое и настоящее

Новое время диктует иные условия жизни, меняет сознание граждан, обусловливает формирование новых подходов к работе. Реформирование налоговой и таможенной служб Украины, создание общенационального фискального органа — Министерства налогов и сборов Украины и есть те положительные изменения, которые вызваны велением времени. Новообразованное Министерство должно быть единым органом, одновременно занимающимся экономикой и обладающим правоохранительными функциями. Новая финансово-налоговая структура, строящаяся на лучших европейских принципах, в сложных кризисных условиях современности должна создать надежный фундамент для обеспечения государства денежными средствами.

Многие страны мира уже имеют опыт слияния двух ведомств, и хотя в каждом отдельном случае речь идет об абсолютно разных факторах успеха и подводных течениях подобных реформ, все они, так или иначе, были эффективны. Не копировать какую-либо из существующих моделей, а принять за основу все самое лучшее из мировой практики и создать собственную модель — такая цель стоит перед специалистами, закладывающими основы финансово-налоговой структуры.

Впрочем слияние налоговой и таможенной служб исторически не ново. В Украине они были объединены еще при гетманстве Богдана Хмельницкого (1648 — 1657), когда действовал единый общегосударственный «войсковый скарб», который объединял обе фискальные службы. Единой была фискальная система гетманского государства и во второй половине XVII — XVIII в. Такой же оставалась налогово-таможенная система и при возглавляемом Владимиром Винниченко правительстве во времена Украинской Народной Республики (1917 — 1918) и при Генеральном секретарстве финансов.

Издавна об уплате налогов заботилась и церковь. Именно бывшего сборщика налогов — апостола Матфея избрал Бог для написания первой книги Святого Евангелия, на страницах которого есть такие слова Христа, адресованные ученикам фарисеев и иродианам:

«Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
(Мф. 22:21).

Итак, бывший сборщик налогов, а впоследствии ученик Иисуса Христа апостол и евангелист Матфей (называемый Левием), верный последователь Сына Божьего, и может служить, по нашему мнению, образом достойного налоговика и таможенника для современных служащих в этой сфере.

Матфей жил, собирал налоги и пошлину в галилейском г. Капернауме. Его служебная ятка (временное легкое здание, накрытое камышом для защиты от солнца и дождя. — Авт.) находилась у городских ворот. Здесь он взимал пошлину с купцов, направлявшихся в город со своими товарами, и с местных торговцев, продающих всякую всячину рядом на торжище. Разумеется, такие действия Матфея, как и поведение других тогдашних чиновников, собиравших налоги в казну имперского Рима, не вызывали симпатий со стороны населения захваченных римлянинами земель. Такое отношение имело под собой довольно веские основания, так как среди библейских сборщиков налогов (как и среди наших современников) были такие, которые откровенно унижали простого человека, грубо обращались с плательщиками, обирали их и умышленно обижали. По этому поводу в Евангелии (Лк. 3:12-14) есть поучительная притча:

«Пришли и мытари креститься, и сказали ему (Иоанну Крестителю — Авт.): учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Как бывшее должностное лицо и мытарь Матфей обращал особое внимание на отношение Иисуса Христа и его последователей к выполнению закона. Описывая святые дела Сына Божьего, апостол полностью однозначно свидетельствовал о том, что Христос проповедовал законопослушание и призывал всех своих последователей соблюдать закон:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»
(Мф. 5:17).

Еще один принципиально важный эпизод из законотворческой деятельности Иисуса Христа, свидетельствующий о его отношении к выполнению закона, в частности к уплате налогов, зафиксировал святой Матфей в Евангелии:

«Когда же пришли в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм (дидрахма — монета, равная двум драхмам. — Авт.) и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: Как тебе кажется, Симон: цари земные с кого берут пошлины или подати: с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны, но чтобы вам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и открыв у ней рот, и найдешь статир (статир равнялся четырем драхмам. — Авт.); возьми его и отдай им за Меня и за себя»
(Мф. 17:24-27).

Из Библии узнаем об обстоятельствах обращения Матфея в веру во Христа. Находясь в г. Капернауме, Сын Божий увидел сидящего у мытницы Матфея и сказал ему: «Следуй за Мною!» Мудрый Матфей, услышав призыв, всем сердцем уверовал в Иисуса и не колеблясь оставил свое рабочее место и пошел вслед за Спасителем.

От радости Матфей устроил у себя дома торжественную трапезу, на которую пригласил Иисуса Христа, его учеников, своих родственников и многих коллег — сборщиков налогов, а также некоторых книжников и фарисеев (Лк.5:27-32). Увидев, что Христос не гнушается грешников, они роптали и говорили Иисусу и его ученикам: почему он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же услышав слова их, сказал им:

«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Лк. 5:31).

С тех пор Матфей никогда не покидал Иисуса, везде сопровождая вместе с его ближайшими последователями. Он был живым свидетелем его чудных дел и слушателем проповедей, присутствовал при творимых им чудесах, сокрушался во время страданий и крестной смерти, восторжествовал при славном Вознесении.

Именно как налоговик и таможенник апостол Матфей имел замечательную привычку — все сверять, запоминать и скрупулезно записывать. И отчасти, видимо, поэтому он и стал одним из авторов первой книги Евангелия — истинного и искреннего благовествования о земной жизни и славных делах Спасителя.

По замечательном Вознесении Христа апостолы, выполняя заветы Сына Божьего, разошлись по миру для проповеди святого учения и свидетельства правды Господней, а Матфей еще восемь лет проповедовал в Палестине, завершая здесь святую летопись — свое свидетельство о благодатных делах Иисуса Христа.

Оставив Иудею, апостол Матфей проповедовал Слово Божье в Сирии, Мидии, Македонии, Персии и напоследок в Африке. Местом своего благовествования на черном континенте апостол Матфей избрал неграмотную языческую Эфиопию. Там на высокой горе, соблюдая пост, он молился Богу об обращении этого народа в христианскую веру. И именно здесь, в Африке, Матфей пережил чудо, которое стало господствующей доминантой всей его жизни. Святому апостолу явился Господь, вручил ему жезл, и велел установить его возле построенной Матфеем церкви. Матфей выполнил поручение Господа, и на глазах многих людей из жезла, как обещал Христос, выросло высокое дерево с большими и сладкими плодами, а из корня его истек источник чистой воды. Местные жители пришли тогда к дереву, съели плоды, испили воды, и, слушая проповедь апостола, уверовали в Господа; здесь же Матфей крестил их в чудотворном источнике.

Местные правители преследовали святого апостола, но ни огнем, ни водой, ни пытками не могли уничтожить ученика Иисуса Христа. Произнося молитвы, святой Евангелист легко переносил все пытки. Апостол «запретил огню» и вышел из него невредимым и, помолившись, сам отдал свою душу в руки Божьи.

Память святого апостола и евангелиста Матфея православные христиане отмечают 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) и 13 июля (по старому стилю 30 июня) в день памяти 12 апостолов.

Сергей ТРУСОВ,
Климентий ГАЛЬСКИЙ

Мытарь, ставший Евангелистом

Об апостоле Матфее мы на самом деле знаем крайне мало. В написанном им Евангелии о нём самом сказано предельно кратко: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним (9:9); подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев (2:14), а Лука называет его мытарем и добавляет одну, но очень существенную деталь: И он, оставив всё, встал и последовал за Ним (Лк 5:28). Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена Апостолов (10:3).

Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет, который открывается Евангелием от Матфея. Этот Апостол, в отличие от других, не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода — переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда.

Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого Апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, жили они в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари (то есть таможенники), обирая своих соплеменников, служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение “мытари

Святой апостол и евангелист Матфей.
Книжная миниатюра.Ок. 975–1000 г.
Codex Theodosianus (Sinai cod. 204)

и грешники” стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: это были обеспеченные и влиятельные, но горячо презираемые люди.

Что мог он думать, видя, как мимо него проходит знаменитый проповедник и пророк, о котором говорят все окружающие, — а некоторые, похоже, считают его долгожданным Мессией? Видимо, только одно: это не для меня. С мытарями брезговали общаться люди простого звания, а тут — великий праведник! Конечно же, Он не захочет даже взгляда бросить на погрязшего в коррупции чиновника, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с портретом чужеземного императора…

Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул и сказал только одно: следуй за Мною. И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, страшно сказать, может быть, даже весь свой дневной сбор… Предание уточняет, что при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Зак­хей (Лк 19:8). Но мы даже не знаем, была ли у Матфея возможность так поступить — кто только не проезжал мимо него по дороге! Тем более, идти за Иисусом требовалось сразу, сейчас — не оставалось времени на объяснения и расчёты даже с теми, кто жил неподалеку. Да, не всегда бывает возможно исправить причинённый ущерб, извиниться за нанесённую обиду — но всегда возможно переменить свою жизнь, что он и сделал, решительно и бесповоротно. Подробностей этой дальнейшей жизни мы не знаем, но мы твёрдо уверены, что она была посвящена проповеди Евангелия.

Его письменный текст Матфей создал предположительно в начале 40-х годов в Палестине. Относительно места написания споров нет: Матфей явно обращается к соплеменникам-евреям. В древности были свидетельства, что даже языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный арамейский), но этот текст до нас, к сожалению, не дошёл, и мы даже не можем быть уверены в его существовании — мы располагаем только греческим текстом этого Евангелия, равно как и остальных.

А вот что касается датировки, тут споров довольно много. Нет полного согласия о точной дате написания и даже об относительной хронологии Матфея и Марка: кто из них был первым? Можно с уверенностью сказать, что Лука писал позднее (наверняка ему был знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками). Ещё позднее создал свой труд евангелист Иоанн, но вот кто был первым, мы точно не знаем: расположение книг в новозаветном каноне вовсе не обязательно отражает время их написания. Большинство учёных сегодня отдаёт приоритет Марку и считает, что Матфей дополнил его текст деталями, которые были важны для его читателей. Но есть и другая точка зрения, к ней склоняются и раннецерковные историки: напротив, первым писал Матфей, а Марк, обращавшийся к совсем другой аудитории, опустил неинтересные для неё подробности, чтобы сделать свой текст более динамичным.

В любом случае, Матфей последовательно и подробно, с самых первых строк показывает, как в жизни Иисуса исполнились мессианские пророчества Ветхого Завета и как в то же самое время Он был связан со всей предшествующей историей избранного народа. Матфей изображает Христа во время Его земного служения как Пророка и Законодателя, как Царя и Первосвященника — ведь именно этого и ждали евреи от своего Мессии. Наконец, Матфей подробно описывает крестную смерть Спасителя, подчеркивая её жертвенный характер, и благовествует о Воскресении Христовом. Жизнь в Царствии Небесном — вот ещё одна центральная тема этого Евангелия. Именно для того, чтобы показать, в чём смысл этого Царствия и что требуется от человека для вхождения в него, Матфей начинает рассказ о служении Христа с длинной Нагорной проповеди — по-видимому, это не стенографическая запись какой-то одной беседы Иисуса с народом, а сведённые воедино самые известные из Его изречений. Сегодня именно к этой проповеди обращаются люди, чтобы понять: а по каким же законам должны жить христиане?

О дальнейшей жизни самого Апостола мы узнаём из церковного предания, но тут полного единства нет. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях — книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за её пределами, среди каннибальских племён чёрной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую Апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон.

Там он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года: местный правитель-язычник по имени Фульвиан велел его распять на земле и сжечь затем на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем принял крещение от епископа Платона, приняв имя апостола Матфея, которого он отныне почитал как святого. Со временем, отрекшись от светской власти, он стал епископом после Платона.

Насколько исторически достоверно это предание, судить трудно — во всяком случае, греческие и латинские имена (Платон, Фульвиан) явно были в чёрной Африке в ту пору не в ходу, так что рассказ о кончине Апостола очевидно подвергся дальнейшей переработке. Вполне возможно, что в данном случае “Эфиопией” называется некая достаточно дикая часть Азии, населённая чернокожими людьми — такая теория больше соответствует основному азиатскому направлению странствий Апостола. Это могла быть южная Аравия или какая-то область Индостана.

Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Как раз жители этого города носили греко-римские имена.

Мощи Апостола хранятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия), его память отмечается православными 16/29 ноября, католиками и англиканами — 21 сентября. Своим покровителем святого Матфея традиционно считают таможенники и обладатели “финансовых профессий“ — правда, редко доводится им в единый миг оставить всё и пойти за Христом, как сделал это в своё время Левий Алфеев и так, лишившись доходного места, навсегда обессмертил своё имя.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *