Можно вышивать в церковные праздники

Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска

Можно ли заказывать панихиды по неотпетым? Татьяна.

Конечно, можно. Панихида — это такая же молитва об усопшем, как и отпевание, только сравнительно сокращенная. Можно даже на кладбище батюшку привести, пусть совершит панихиду на самой могиле, тем более что в этом случае Вы не просто закажете службу в храме и уйдете по своим делам, как, к сожалению, происходит в большинстве случаев, а будете лично участвовать в молитве по усопшему.

Здравствуйте! Благословите, батюшка! Я только начинаю воцерковляться, хотя крещена уже давно. На днях исповедалась и причастилась. Среди прочих грехов назвала грех внебрачного рождения ребенка и невозможность простить его отца, поскольку отец ребенка ушел от нас еще до его рождения, обманув меня в своем намерении создать семью. Батюшка сказал мне, что я должна молиться за ребенка и его отца, и что через молитву я смогу простить его. Можно ли узнать, какие молитвы нужно читать в данном случае и нужно ли исповедоваться в последнем грехе на последующих исповедях, если я буду чувствовать, что пока еще не смогла простить? Юлия.

Исповедоваться нужно. Не нужно лишь требовать от себя невозможного — осадок обиды останется с Вами надолго, и его легко принять за непрощение, но такова уж наша грешная человеческая природа. Со временем ненависть (если она есть) может смениться простой злостью, злость (опять же, если она у Вас еще не прошла) — обидой, а обида (о ней Вы, скорее всего, и говорите, подразумевая невозможность простить) — смутным воспоминанием со смешанными оттенками тусклых эмоций, и, может статься, по мере Вашего духовного роста обида за себя и ребенка сменится жалостью к тому человеку, который Вас бросил. Жалостью в православном понимании этого слова — точно так же мы будем жалеть любого озлобленного, несчастного человека, еще не просвещенного светом Христовой любви. Но до тех пор, пока мы станем так относиться к людям, могут пройти очень и очень долгие годы и многие-многие исповеди. Терпения Вам и помощи Божией!

Я жила гражданским браком с Иваном пять лет, у нас есть сын. Два дня назад Иван умер, на этот момент мы уже два года не жили вместе. Его родные во всем обвинили меня и не допустили к похоронам. Я с ребенком на похороны не пошла. Теперь мне очень плохо на душе. Помогите, пожалуйста! Ксения.

Дорогая Ксения, утешать человека по Интернету невообразимо тяжело, по той простой причине, что полноценное общение двух людей возможно только в личной беседе, когда видишь глаза человека, слышишь его голос, видишь реакцию на твои слова. Тем более это относится к такому непростому виду общения, как общение с целью помочь и утешить. Простите меня, Христа ради, но даже если написать здесь тысячи строк о том, что Вы ни в чем, что касается смерти Ивана, на самом деле, не виноваты, эти тысячи самых искусных и красноречивых строк не смогут пойти ни в какое сравнение даже с пятиминутной живой беседой с самым простым и добрым священником на исповеди, да или просто в храме после службы. К сожалению, в Вашем случае это именно так, и помочь Вам могу лишь искренним сочувствием и предложением, основанным на личном опыте, — в случае, когда очень тяжело и не к кому обратиться, простым человеческим языком помолитесь ко Господу, Его Пречистой Матери или святому, которого Вы особенно почитаете. Обратитесь к ним с Вашей бедой, расскажите всё, что камнем лежит на душе, попросите помощи и разума, чтобы правильно осмыслить всё произошедшее, смириться с этим и найти правильный выход из ситуации. Бог всегда рядом с нами, даже если мы одиноки настолько, что рядом нет ни одной живой души, кроме любимого, но еще малолетнего сына.

Скажите, пожалуйста, можно ли в православные праздники вышивать, вязать, рисовать, заниматься творческим делом? Наталья.

Осмелюсь предположить, что на Страшном Суде последнее, о чем нас будут спрашивать, так это о том, не занимались ли мы в праздники вязанием на спицах, при условии, конечно, что во всем остальном мы окажемся безупречны. Во время церковного праздника, безусловно, стоит помнить об этом празднике, стоит, по возможности, посетить богослужение, но относиться к нему так же, как фарисеи относились к иудейской субботе, в корне неверно. Работать в такие дни не рекомендуется (в православном понимании вообще нет слова «запрещено», «все мне можно, но не все полезно; все позволено, но ничто не должно обладать мною» — вот правильное выражение апостола Павла) исключительно потому, что, заработавшись, легко забыть о Боге вообще, чего делать нежелательно и в остальные дни, но в праздники особенно. Но не оставим же мы в праздник своих домочадцев без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не лишим прогулки собаку, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет ежедневно ходить в храм (а в храме, строго говоря, каждый день праздник). Одним словом, не занимайтесь поисками греха там, где его никогда не было. Лучше провести праздничный день за вязанием свитера любимому человеку или запечатлевая в красках красоту Божьего мира, чем провести его с пультом от телевизора на продавленном диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Благословите. Таинство Брака было введено Церковью позже всех таинств. Я читал, что это произошло в Византии в XI веке. Можно ли считать, что благочестивые семейные христиане, до введения Церковью Таинства Брака, жили в блуде? Если известно, то напишите, пожалуйста, чем мотивировано было введение этого Таинства. Спаси Господи. Виктор.

Представление о семи церковных Таинствах в Православной Церкви появилось еще позже. Произошло это не ранее конца XIII столетия под влиянием богословия Римо-католической Церкви, которая, видимо, в силу аристотелевской традиции стремится все до конца определить и подробно классифицировать. До этого в Византии подсчетом таинств не занимались и причисляли к таинствам, например, погребение и монашеский постриг (Псевдо-Дионисий и Феодор Студит). Мнение о семи Таинствах в Восточной Церкви впервые высказывается в «Исповедании веры» 1267 года императора Михаила Палеолога, стремившегося разрешить политические проблемы Византии через заключение унии с Римо-католической Церковью.

Окончательно учение о семи церковных Таинствах было сформулировано римо-католиками на Тридентском соборе (1545–1563 гг.) и к концу XVII века с известными оговорками утвердилось в Православной Церкви.

Это не значит, однако, что таинств как таковых в Православной Церкви до этого времени не существовало.

Таинство — это любое священнодействие, в котором усилие человеческой веры соединяется с Божественной благодатью. Поэтому таинства, в том числе и Таинство Бракосочетания, существовали в Церкви с самого ее основания, то есть с апостольского века. Более того, Сам Господь Иисус Христос относился к браку, даже заключенному по ветхозаветному обряду, как к Таинству; так, отвечая на вопрос о допустимости развода, он говорит: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).

Апостол Павел, говоря о христианском браке, подчеркивает его укорененность в благодати, даруемой Богом:

«Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32).

О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Богоносец (†107): «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (Послание к Поликарпу 5, 3).

В Древней Церкви Таинство Бракосочетания совершалось через благословение епископа или пресвитера, возглавлявшего общину, и совместное причащение вступающих в брак на Литургии.

С IV столетия, ознаменовавшегося воцерковлением античной культуры, возникает обряд церковного венчания брака, который восходит к древнему греческому обычаю. Особое чинопоследование Таинства Бракосочетания складывается к концу X века и с небольшими изменениями сохраняется до нашего времени.

Это чинопоследование сохранило отголоски древнего обряда: оно начинается литургийным возгласом «Благословенно Царство…» и включает в себя радостное испивание вина из общей чаши.

Таким образом, благочестивые семейные христиане первых столетий христианской эпохи жили отнюдь не в блуде, а в законном браке, освященном Церковью по обряду своего времени.

Добрый день! Подскажите, можно ли молиться за крещеного человека, который нуждается в помощи, если сам молящийся некрещеный? Можно ли в таком случае заказывать молебен в церкви за здравие? Опять же, будучи некрещеным, но за крещеного человека? Куда лучше обращаться в таком случае? В надежде на помощь, Алла.

Бог слышит молитву любого человека, независимо от того, является он крещеным или нет. Но именно молитву, то есть слово, исходящее из глубины сердца и подкрепленное всеми силами души, а не какой-то формально прочитанный текст. Такая молитва, произнесенная человеком нецерковным, некрещеным и даже еще не осознающим себя верующим, иногда обладает особой благодатной силой, поскольку Бог подкрепляет Своей Благодатью того, кто делает первые шаги к осознанной вере.

Следует знать и о том, что молитва всей Церкви, которая совершается за каждым богослужением в каждом православном храме, имеет значительно большую силу, чем молитва, произнесенная в уединении. Поэтому для некрещеного человека вполне допустимо и правильно заказывать в храме молебны и поминовение на Литургии о здравии и благополучии своих близких, являющихся православными христианами.

Добрый день! Дело в том, что я живу по адресу ул. Чернышевского, 157. Сегодня совершенно случайно на сайте «Википедия» прочла: Чернышевского, 157 — школа-интернат № 4 (Епархиальное женское училище), 1869 г. Я правильно понимаю, что раньше, до того как там расположились этот интернат и жилые помещения, здесь было вышеупомянутое училище? Заранее большое спасибо за ответ. Адамия Люсико.

Действительно, в здании по ул. Чернышевского № 157 с 1878 до 1918 год размещалось первое Саратовское женское епархиальное училище. Оно именовалось Иоанникиевским по имени епископа Саратовского и Царицынского Иоанникия (Руднева), по инициативе которого училище было учреждено в 1868 году. Впоследствии при этом училище были открыты приют для малолетних детей духовенства, оставшихся без родительского попечения, и отделение для престарелых священно- и церковнослужителей, куда могли поступать лица, послужившие Церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.

В 1901 году открылось второе Саратовское женское епархиальное училище, которое размещалось в Вольске.

Рубрика «Вопросы священнику»

Можно ли вязать в церковные праздники

Если вы ищите быстрого ответа на этот вопрос, то он звучит так: «Да, но…».

И об этом «но» мы поговорим в этой статье.

Изначально считалось, что в церковные праздники категорически нельзя работать, в том числе, и по дому. То есть стирку, уборку и т.п. откладывали на другой день. А в праздник проводили время с семьей, ходили в церковь, помогали нуждающимся. Надо отметить, что в тот период вязание считалось именно работой, ведь женщины занимались рукоделием не ради хобби, а для выживания. То же самое относится и к воскресному дню. В Библии прописано «ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ», то есть для многих религий (не только для христиан) этот день считается священным.

В Библии нет упоминания о том, что в церковные праздники нельзя заниматься рукоделием. Учитывая, что сейчас женщины вяжут ради удовольствия, спокойного времяпровождения, то этот запрет не имеет ничего общего с действительностью.

Мы попросили официального представителя православной церкви в России дать комментарий на этот счет. Ответ был такой: «Конечно, можно».

То есть для занятия творчеством и рукоделием нет никаких ограничений. Наоборот, набирая петли вы можете проговаривать про себя молитвы, мысленно желать близким здоровья и добра. Благодарить Бога за то, что имеете.

Здесь будет одно «но».

Если вы живете одна, то для вас нет ограничений для вязания.

Если же у вас есть семья, дети, близкие, то в церковные праздники нужно уделить им особое внимание. Иисус Христос проповедовал, в первую очередь, любовь к ближнему своему. Осуждал эгоизм, злобу, тщеславие. Если жить по семи заповедям, то у вас и вопроса не возникнет, можно или нет вязать в церковные праздники. То есть с этой точки зрения, вязание — это дело по душе, и уделяя ему время, мы ведем себя немного эгоистично. Поэтому лучше отправиться в парк всей семьей, научить ребенка чему-то, быть может, даже тому же самому вязанию, поговорить по душам с мужем, приготовить вкусный ужин, испечь печенье…

Если обычные праздники помогают нам развеяться, отвлечься, отдохнуть, то в церковные дни календаря следует уделить время именно своей душе. В эти моменты можно заняться благотворительностью; не обязательно помогать финансово, сейчас есть множество фондов, где требуется участие и помощь.

Для любителей вязания есть отличное решение — безвозмездно связать нуждающимся, больным детям, недоношенным младенцам. Есть даже такая благотворительная акция «40 петель добра», которая выросла до всероссийских масштабов. Суть ее в следующем: те, кто умеют вязать, вяжут для детских домов, домов престарелых носочки, варежки, шапочки, шарфы, платки и т.п. (любые универсальные вещи). Можно найти специальные группы в социальных сетях, которые созданы для такого рода благотворительности. Поищите, возможно, в вашем городе уже есть «40 петель добра», если нет — станьте его основателям и несите любовь к людям с помощью вязания. Собирайте единомышленниц. Многие вязальщицы устраивают совместное благотворительное вязание в парках, классах, дома.

Можно ли вязать на Ивана Купала

Иван Купала отмечается каждый год в ночь на 7 июля. Это языческий праздник, который знаменует летнее солнцестояние. Он не имеет отношения к православным праздникам, но совпадает с христианским Рождеством Иоанна Предтечи. Мы уже выяснили, что в церковные праздники вязать можно. Поэтому и на вопрос «Можно ли вязать на Ивана Купала» ответ также утвердительным.

Этот день несет в себе что-то мистическое. Раньше девушки ночью разжигали костры, прыгали через огонь, плели венки из полевых цветов, устраивали гадания. Иван Купала — обрядовый праздник, в эту ночь принято сжигать старые вещи, окунаться в воду, мыться в бане, веселиться и плясать.

Если говорить именно о церковном празднике — Рождество Иоанна Предтечи, то он несет в себе совершенно иную энергетику. Это рождение великого прославляемого лица, в церквях проходят Богослужения, читаются молитвы. Этот день схож с Рождеством Христовым, Рождеством Пресвятой Богородицы.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *