Монастырь зачатьевский

Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится

История монастыря

Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю.

Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году.

Святыни обители

Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них —

  • лик зачатия прав. Анны,
  • икона «Милостивая»,
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона,
  • святой образ Георгия Победоносца,
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевике,
  • частицы Крови Христовой на Кресте,
  • места погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство.

Храмы, часовни, подворья, скиты

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного

Церковь была построена в 1696 году и считается самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница.

Церковь сошествия Святого Духа

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008—2012 годах на месте разрушенных храмов XVI—XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня. Архитектором был Андрей Анисимов, по словам которого: «для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы».

Подворье монастыря в Барвихе. Храм Покрова Божией Матери

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Фото: http://zachatevmon.ru

Зачатьевский монастырь: как добраться

Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский

Расписание богослужений

  • Расписание богослужений в монастыре
  • Расписание богослужений на подворье
  • Расписание молебнов

Паломнику

Монастырь открыт с начала утреннего богослужения (7.00) до завершения вечерней службы (20.00).

Для паломнических групп проводятся экскурсии по предварительной записи. Заявку на экскурсию можно направить по электронной почте монастыря zmonastir@mail.ru или позвонить по телефону 8-495-695-16-91.

В течение дня открыт доступ к главным святыням монастыря. На территории монастыря можно приобрести свежую выпечку.

Желающим помолиться и потрудиться на послушаниях в монастыре просьба отправлять заявку на zmonastir-palomnik@mail.ru

Ежедневно у паломников и гостей Зачатьевского монастыря есть возможность принять участие в экскурсиях по Зачатьевсокму монастырю, чтобы лучше узнать древнюю обитель, основанную в 1360 году — более 650 лет назад — по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского. Зачатьевский монастырь стал первой девической обителью в Москве. В монастыре испокон веков верующие молились о чадородии, и Господь многократно исполнял просимое.

Отзыв: Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Россия, Москва) — Дорогой моему сердцу монастырь

Добрый день,
дорогие друзья и читатели!
Сегодня в день своего рождения, хочу рассказать о своем впечатлении о посещении Зачатьевского Ставропигального женсокго монастыря.

Несколько лет тому назад, сюда я пришла, после чуда которое со мной произошло, по молитвам моей мамы, я забеременела и родила сына. А теперь спустя несколько лет, пришла поклониться этому монастырю и его Святыням.
Монастырь расположен в самом сердце нашей столицы в центре Москвы, недалеко от Храма Христа Спасителя, метро Кропоткинская, 2-й Зачатьевский переулок, 2.
Он вроде как в тихом уголке находится, а тут же и центр города.

Встречает нас перед входом в монастырь Митрополит Московский Алексий. Который и создал эту прекрасную обитель в 1360 году.
Когда я переступила порог монастыря, я почувствовала столько душевного тепла. Как будто тебя кто то ласкает и охраняет. Очень сильное духовное начало в этом Зачатьевском монастыре.
При входе в храм, с правой стороны находится часовенка Митрополита Алексия, если будете в этом монастыре, обязательно ее посетите. Обитель то Митрополит создал именно для женщин. Это была первая обитель для женщин. По ней и стали обустраиваться и брать пример другие женские обители. Поэтому обязательно приложитесь к мощам Митрополита Алексия, чтобы он вам дал духовных сил.

Здесь можно почитать об истории монастыря

А это большая икона двух сестер, которые подали идею Святителю Алексию о постройке женской обители, а также были Первоначальницами Зачатьевского монастыря — преподобные игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия.

Зачатьевский монастырь несколько раз горел, в 1547 году Монастырь весь выгорел, но силами этих двух сестер, был восстановлен. Главная святыня монастыря — гробница сестер Иулиании и Евпраксии, от которой часто случаются удивительные исцеления.

На территории монастыря есть чудотворная икона Божьей Матери «Милостивая».

Она вся увешана дарами людей, за чудеса и милости которые она творит.
Если будете в монастыре, обязательно приложитесь к иконе и попросите у нее помощи, я знаю она не откажет. Божья Матушка любит нас всех, как своих детей.

Вот такая красивая территория у монастыря.
Можно посидеть на скамеечках и вдохнуть духовность этого замечательного монастыря.
Зачатьевский монастырь, часто посещают бездетные супруги. И поверьте мне, что после этого у них всегда рождаются детки.
Обязательно зайдите в храм там там находится лик зачатия прав. Анны, приложитесь к нему и усердно попросите помощи. Чудеса здесь происходят постоянно.
Хочу вам показать как у них проходит Крестный ход
Крестный ход, так как это женский монастырь ведут весь Монахини монастыря. Все благоговейно обходя обитель, они показывают нам пример почитания святых и Господа Иисуса Христа.
В монастыре особая атмосфера, когда ходишь по территории чувствуешь особую благодать.
Так приятно пройти с монахинями монастыря крестным ходом. Идешь и думаешь о своей жизни и понимаешь, что духовное превыше всего, чем материальное.

Монастырь был восстановлен недавно в 1999-2005 годах. Поэтому конечно он не тот старинный монастырь какой был раньше, но все равно это место наполнено православной духовностью. Для меня это уголок тела и света.
Зачатьевский монастырь просто огромен, десять небольших церквей, десять пределов соединены в огромный архитектурный комплекс.
В монастыре читаются молебны святым
А кто не может сам лично заказать требы может их заказать на сайте Монастыря
Также в Зачатьевском монастыре работает Воскресная школа, чтобы записаться в нее прочитайте на стенде Воскресной школы, что нужно для поступления.

Жизнь детей в Воскресной школе интересна и разнообразна.
Службы проходят:
7-00 Литургия
17-00 Вечерня. Утреня (Поилей)
После посещения монастыря осталось в душе, что то доброе, теплое и родное.
Многие люди приходя сюда получают не только исцеление тела, но и конечно души.
А сколько много паломников приезжая сюда и прося помощи о чадородии, получают ее.
Это место так и известно всем как «Божьей помощью совершается чадородие».
Хочу вам посоветовать посетить это святое место, там вы получите духовную и молитвенную помощь от иконы Божьей матери «Милостивая» и других святынь.
Для меня это тихий островок красоты и благодати в таком огромном городе как Москва в самом его сердце.

Подворье монастыря в Барвихе. Храм Покрова Божией Матери

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо. Устройство подворья началось в 1900-е годы, и было окончательно завершено при настоятельстве деятельной игумении Марии (Коробка; 1858- до †1930).

Так, в 1909 году по просьбе крестьян близлежащих деревень на монастырских землях попечением обители была построена и стала работать «Покровская хуторская Зачатьевского монастыря церковно-приходская школа». Вскоре на этих землях отчасти на средства монастыря, отчасти попечением неизвестной благодетельницы были сооружены игуменские кельи, сестринский корпус, трапезная, больница, различные хозяйственные постройки. При подворье были молочное хозяйство, огород, фруктовый сад.

В 1910 году игумения Мария, по благословению сщмч. Владимира (Богоявленского), приступает к строительству деревянного храма. Храм, так же как и весь ансамбль построек на хуторе, был возведен по проекту известного церковного архитектора А.А. Латкова в стиле «русский модерн».

16 мая 1911 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена и вскоре стала любимейшим местом молитвенной отрады и утешения для монастырских сестер и жителей окрестных деревень. В знак любви и уважения местные крестьяне подарили настоятельнице золотой крест с надписью «Многоуважаемой матушке игуменье Марии за храм и школу от благодарных крестьян. 1916, мая 16».

Но недолго было суждено продолжаться мирной жизни на подворье. Началась эпоха гонений на веру и Церковь. Подворье было ликвидировано в 1923 году, но Покровская церковь действовала как приходская. При ней продолжала существовать община сестер, занимавшихся разными рукоделиями, работала и школа, где по-прежнему обучались крестьянские дети. После закрытия подворья было основано «Покровское православно-религиозное общество», членами которого стали 54 человека. Они-то и были какое-то время главными защитниками храма и школы.

В то время на хуторе проживали и трудились 20-30 насельниц недавно закрытого монастыря. Большинство из них вскоре были вывезены со станции Барвиха в товарном вагоне в неизвестном направлении и бесследно исчезли. Некоторые были сосланы, другие какое-то время скрывались в соседнем лесу, живя в землянках. Многим жителям Барвихи была известна схимонахиня Филарета («тетя Евгеша»), старица высокой духовной жизни († 10 августа 1980 г.)

В 1928 году Покровская церковь была закрыта. Через два года деревянный храм разобрали. Сруб перевезли в соседнюю деревню Ромашково, где из его бревен построили школу. Она простояла до 1990-х годов, когда сруб снесли и бревна пустили на дрова. Некоторые из икон местным жителям удалось сохранить. Большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная на цинке, помещавшаяся над входом, ныне передана в возрожденный храм.

Новая страница в жизни Барвихинского подворья началась в середине 1990-х годов, когда настоятельницей вновь утвержденного Зачатьевского монастыря стала инокиня Мария (Каледа), ныне – игумения Иулиания, которая по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начала труды по возрождению Барвихинского подворья.

Для постройки был предложен участок, находящийся приблизительно в 400 метрах от снесенной Покровской церкви. 14 мая 1996 года Святейший Патриарх Алексий II издал указ о возобновлении «исторически существовавшего подворья Зачатьевского женского монастыря в д. Барвиха», а 14 июня 1996 года был утвержден устав подворья. Так была окончательно перевернута трагическая страница истории, связанная с поруганием и разрушением Покровского храма и всего подворья; началась его новая история.

Большую помощь в возрождении подворья оказали жители дачного поселка Барвиха. Их имена можно увидеть на почетной доске с благодарностью благодетелям, что расположена на западной стене храма, в притворе. Огромную поддержку возрождающемуся подворью оказал А.Г. Гладышев, глава Одинцовского района Московской области. Особенно весомый вклад в финансирование работ внесли генеральный директор фармацевтической фирмы АО «Время» Артем Бектемиров и президент фирмы Сергей Кривошеев. По заказу АО «Время» было проведено комплексное историко-архивное исследование прошлого Покровской церкви. Настоящей душой проекта был местный краевед, летописец Барвихи А.В. Рудомино.

Проектирование Покровской церкви было поручено архитектору А.Н. Оболенскому, и 24 июля 1996 года Святейший Патриарх утвердил проект, который в главных чертах повторял архитектурно-копозиционное решение прежнего храма.

9 июня 1996 года на месте возведения Покровской церкви был отслужен молебен, освящен закладной камень и установлен крест. Закладку производил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Алексий (ныне архиепископ Костромской и Галичский). Осенью 1996 года был заложен фундамент храма. Весной 1997 года было начато возведение бревенчатого здания.

4 июня 1998 года Святейший Патриарх Алексий II освятил купола и кресты на воссоздаваемых храме и колокольне. 14 октября 1998 года, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы , было совершено малое освящение церкви и отслужена первая Литургия. Началась новая жизнь возрожденного храма.

В августе 2002 года на колокольню были подняты освященные колокола. В 2004 году завершен многоярусный иконостас.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Так день за днем течет монастырская жизнь на подворье под милостивым покровом Царицы Небесной, и многие люди, приходящие в храм, находят здесь свой путь к Богу, приобщаются к церковной жизни, обретают сердечный мир и духовную радость.

Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и от всей души благодарят тех, кто внес и вносит свой вклад в восстановление подворья: благотворителей, строителей, постоянных прихожан и трудников, а также всех, кто посещает службы в Покровском храме, с любовью и усердием участвует в благоукрашении подворья.

Смиренно осознавая свою немощь пред Господом, сестры монастыря совершают свое служение, уповая всецело на силу Божию, «немощствующее врачующую и оскудевающее восполняющую», а также на заступничество и покров Всемилостивой Владычицы Небесной Игумении.

Просмотры (24988)

О Промысле Божием, посмертной улыбке и чудесном спасении от гремучей змеи

В прошлом году Промыслом Божиим постоянный автор нашего портала Ольга Рожнёва сподобилась побывать в знаменитом монастыре святого Антония Великого в Аризонской пустыне, который основал старец Ефрем (Мораитис) – ученик преподобного Иосифа Исихаста. Поездка была удивительной, так как случилась не без чудесной помощи старца Ефрема.

Среди братии обители есть и наш соотечественник – иеродиакон Серафим. О своем пути к Богу, о том, как он оказался в монастыре посреди американской пустыни, о наставлениях старца Ефрема, – его рассказ.

Иеродиакон Серафим и Ольга Рожнева

– Отец Серафим, в жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни?

– Знаете, Господь приводит каждого человека к Себе тогда, когда для этого человека наступает самый подходящий момент. Я родился в Москве. В детстве, как и мои сверстники, успел побывать октябренком, пионером и комсомольцем. Окончил Московский авиационно-технологический институт, получил диплом инженера-механика летательных двигателей. Начал увлекаться разными религиозными течениями, но к Православию так и не пришел.

В 1995 году в Москву приехал профессор физики из-под Чикаго Дэвид Чесек. Это был очень добрый католик, прекрасный семьянин, имеющий восемь детей. Он умер два года назад. Мы с ним познакомились, у нас были общие интересы в области физики, и Дэвид предложил мне поехать в Америку, поучиться там, поработать. Помог с визой.

Мне было 23 года, и у меня появилась возможность путешествовать, поехать в другую страну, пожить в ней, поучиться, получить какой-то опыт жизненный. Всё это Господь позволил мне сделать.

Некоторые американские университеты сотрудничают с различными компаниями, и компании платят университетам за исследования. Университет в Алабаме, где я стал учиться, сотрудничал с автомобильными компаниями. Они искали студентов, которые бы параллельно с учебой проводили исследования, так что мне оплачивали обучение и еще платили зарплату за работу на кафедре «Литье металлов». И это было для меня самым идеальным вариантом. Я снимал маленький домик у одной семьи, учился семь лет и получил степень магистра и докторскую степень. Мне предложили работу в «Дженерал Моторс».

Но у Господа уже были другие планы на меня. В Америке я учился и работал, работал и учился и был лишен тех человеческих утешений, которые имел на родине: общения с родителями, родственниками, друзьями. Люди, которые уезжают в другую страну, теряют утешения, которые были у них на родине.

Любая православная страна – это страна коллективного общения. Ну, вы понимаете… Вы можете зайти к другу без предварительного звонка – просто нагрянуть в гости. И будете распивать чаи на кухне и говорить по душам… А западные страны – это общество индивидуалистов: «Привет» – «Пока». Бывают вечеринки – party, – но это очень поверхностное общение. И как бы ты хорошо ни говорил по-английски, постоянно чувствуешь: ты из другой культуры.

А будучи лишен человеческого утешения, начинаешь искать его в Боге. Моя мама, узнав о моем интересе к вере, посоветовала мне покреститься.

Когда Господь хочет привести человека к Себе, Он создает такие обстоятельства, устраивает такие встречи, через которые человек начинает Его познавать. У меня появились русские друзья, и они оказались баптистами. А я всегда был очень любознательным, я и тут сразу захотел узнать: где истина? Истин ведь не может быть несколько. Стал ходить на курсы оглашенных в православный храм. История Церкви, учение. Сравнил, проанализировал и осознал, что истина – в Православии. Принял святое крещение.

После крещения работа в «Дженерал Моторс» больше не привлекала – у меня появился интерес к монашеству

Моя жизнь резко изменилась. Престижная работа в «Дженерал Моторс» больше не привлекала меня. Не хотел я оставаться и на кафедре в университете – у меня появился интерес к монашеству.

Монастырь прп. Антония Великого в Аризоне

– А почему вы выбрали именно монастырь святого Антония Великого?

– Как-то мой духовник, протоиерей Александр Феканин, настоятель церкви святого Симеона Нового Богослова в Бирмингеме, посоветовал мне съездить в монастырь святого Антония Великого. Первый раз я сюда приехал в 26 лет. Встретил основателя этого монастыря старца Ефрема – духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста. Сказал ему на ломаном греческом: «Отче, я хочу стать монахом». И он меня благословил.

Приезжал сюда еще несколько раз, мне нравилось, но было и смущение: я не был уверен, что именно в этом монастыре мне нужно остаться. Даже хотел возвращаться в Россию, поступать в семинарию.

Я как раз окончил университет в Алабаме, после защиты и всех трудов чувствовал усталость, и мой духовник благословил меня поехать отдохнуть на западное побережье. Калифорния – красивый большой штат: горы, Гранд Каньон, природа, монастыри… Я заехал в монастырь святого Антония Великого, сказал отцам, что скоро, после отпуска, уезжаю в Россию, взял напрокат машину и поехал в Калифорнию.

Она ответила: «Ты забыл добавить одну фразу». – «Какую, матушка?» – «Если будет воля Божия»…

Заехал в женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», который тоже основал старец Ефрем в 1993 году. Там познакомился с одной матушкой, схимонахиней Февронией, которая несла послушание гостиничной. Мы разговорились, и я сказал ей: «Знаете, а я скоро возвращаюсь в Россию». На что она ответила: «Ты забыл добавить одну фразу». – «Какую, матушка?» – «Если будет воля Божия»…

Прожил там три дня, и как-то мать Феврония, а она была духовно опытным человеком, стала со мной беседовать о монашеской жизни. И в конце беседы я почувствовал, что она хочет мне что-то сказать, но не говорит. Это тоже признак духовного человека, который не навязывает свою точку зрения, а ждет, когда его спросят. И – если вопрошают, то отвечает. То есть говорит тому, кто готов услышать.

Старец Ефрем (Мораитис) Я спросил у нее: «Мать Феврония, мне кажется, вы хотите мне что-то сказать…» И она ответила, что молилась за меня всю ночь. Сказала мне: «Воля Божия тебе ехать к отцу Ефрему и быть монахом в его монастыре». Я удивился. Тогда она посоветовала мне съездить в Сан-Франциско, в кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», к святителю Иоанну Шанхайскому. Его мощи – в деревянной раке под стеклом, и под ракой сделано такое отверстие, куда желающие могут опустить записки святителю.

Я отправился в Сан-Франциско, написал письмо святителю Иоанну Шанхайскому с просьбой помолиться обо мне. После этого я приехал в монастырь святого Антония Великого и сразу почувствовал уверенность в том, что это «мой» монастырь. Так я и оказался здесь.

Видите ли, я молился несколько лет – с тех пор как почувствовал тягу к монашеской жизни, – чтобы Господь вразумил меня: идти ли мне вообще в монастырь, и если идти, то в какой. Молился, чтобы Господь известил меня об этом так, дабы не оставалось никаких сомнений в правильности выбора. И я получил ответ в самый подходящий момент – когда я окончил университет, когда был свободен в выборе пути, то есть именно когда это было нужно. Есть много свидетельств иноков о том, что когда они избирали монашеский путь в жизни, то не могли сразу уйти в монастырь – у них появлялись препятствия. И вот Господь известил меня в самый нужный момент так, чтобы обезопасить мой путь.

Примечательно, что когда я приезжал в монастырь, будучи неготовым, я каждый раз пытался встретиться со старцем Ефремом, но он никак не хотел меня принимать. И лишь когда я был окончательно готов к выбору пути – старец тут же принял меня. Причем вызвал сам. Наставлял.

– Не могли бы вы рассказать о наставлениях старца?

– Я сказал ему, что крестился взрослым, и он озабоченно спросил, крестили ли меня полным погружением. Видно было, что он считает это важным. Когда я ответил утвердительно, он заулыбался и пошутил по поводу моего высокого роста: «И где же такую большую купель нашли?»

Дал несколько советов для начала монашеской жизни. Возможно, они будут полезны читателям, потому что их можно применить и к монахам, и к мирским людям. Старец подчеркнул важность хранения совести везде: в труде, на послушании. Посоветовал сохранять первоначальную ревность с помощью послушания духовнику и непрестанной молитвы. Сказал, что у подвизающихся есть три врага: мир, лукавый и мы сами – наша страстная природа.

Слыша бой часов, она говорила себе: «Вот прошел еще час, и я стала ближе к смерти еще на один час»

Подчеркнул, что, заботясь о спасении, нельзя терять времени даром. Привел пример одной монахини (подозреваю, что старец говорил о своей матери, монахине Феофании). Когда эта монахиня слышала бой часов – она говорила себе: «Вот прошел еще час, и я стала ближе к смерти еще на один час». Так она хранила память смертную, помогавшую ей не забывать о спасении души.

В сентябре 2002 года я пришел в монастырь, стал трудником, работал на кухне. Через четыре месяца старец благословил мне подрясник послушника и дал послушание в книжной лавке: заказ книг, прием паломников. Говорю на английском и греческом, поэтому также отвечаю на телефонные звонки, занимаюсь почтой. В 2012 году принял монашеский постриг, в январе 2015-го был рукоположен в иеродиаконы. Пожалуй, всё… Вот о Промысле Божием могу рассказать еще несколько историй.

Старец Ефрем и монахиня Евпраксия

– Расскажите, пожалуйста.

– Первая о схимонахини Евпраксии. Наш старец, отец Ефрем, постриг перед смертью в схиму около 15 человек. Большинство из них были больны раком на последней стадии. Мать Евпраксия ушла в греческий монастырь в 18 лет. Приняла монашеский постриг. Старец вызвал ее в Америку и поставил игуменией в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы во Флориде. Потом переместил ее в другой женский монастырь, в Канаде.

У нее обнаружили запущенный рак груди. Старец сказал ей: «Приезжай сюда, будешь умирать в нашем монастыре». Она приехала за несколько дней до смерти. Старец постриг ее в схиму с тем же именем. Через два дня она отошла ко Господу.

Усопшую принесли в храм. Сделали снимок на память. Над телом по традиции читали Псалтирь. Когда сфотографировали через 40 минут – поразились. На устах у нее появилась улыбка. Старец сказал: «У нее было много любви к людям. Тяжелая болезнь. Она очень высоко в раю».

Монахиня Евпраксия. Улыбка после смерти

Вторая – о схимонахине Фекле. Мать Фекла – американка из Техаса. Большая семья, дети, внуки. Жила обычной жизнью семейной женщины. Но удостоилась перед смертью схимы.

Ее дом находился рядом с монастырем во имя святых архангелов около города Сан-Антонио в Техасе. Часто приходила в обитель, помогала на послушаниях, предоставляла свой дом паломникам, когда монастырь был переполнен. Была очень ревностная. Старец Ефрем поехал на престольный праздник в тот монастырь и, вместе с другими паломниками, заехал к ней.

Посмотрел на нее и вдруг спрашивает: «А ты не думала о монашестве?» И пригласил ее в одну из женских общин. Старец благословил постричь ее в схиму за три месяца до смерти с именем Фекла.

Близилось Рождество Христово, и мать Фекла стала говорить: «Я хочу встретить Рождество с Христом». Так и случилось. Когда сестры переодевали ее после смерти, они почувствовали благоухание во всей комнате. Вот такие истории…

– Позвольте поблагодарить вас, отец Серафим, за интересную и душеполезную беседу. Что бы вы пожелали читателям портала «Православие.Ru»?

– У нас в России, особенно среди мирян, утрачена традиция Иисусовой молитвы. Даже некоторые священники косо смотрят на мирян, которые держат четки в руках. Считают Иисусову молитву по четкам монашеской традицией, боятся прелести.

Старец Ефрем благословляет мирян заниматься Иисусовой молитвой

Наш духовный отец, старец Ефрем, благословляет мирян заниматься Иисусовой молитвой. В той степени, конечно, в какой им позволяет их мирская жизнь, занятость на работе, в семье. Старец объясняет, что нет опасности для молящегося на начальных стадиях Иисусовой молитвы, когда человек творит ее устно, когда он имеет небольшое молитвенное правило, которое совершает дома, в дороге.

Обычно наши духовники благословляют новоначальным мирянам ежедневное правило, совершаемое дома либо утром, либо вечером. Это примерно 50–150 Иисусовых молитв с крестным знамением на каждый узелок и 50–150 молитв Божией Матери «Пресвятая Богородице, спаси мя», тоже с крестным знамением на каждый узелок, 20–50 земных поклонов с Иисусовой молитвой и крестным знамением (на каждый поклон). Человек должен выполнять правило, данное духовником, и не менять его своевольно.

Старец Ефрем (Мораитис)

В остальное время дня можно идти по улице, ехать в автобусе, в метро – и молиться про себя, имея в руке небольшие четки или без них. Когда нет рядом других людей, полезно творить молитву негромко вслух. Это помогает уму сконцентрироваться на словах молитвы и не отвлекаться на мечтания. Главное условие – покаянное чувство. Не стремиться к духовным достижениям, а просить милости и прощения грехов.

Старец Ефрем также настоятельно рекомендует читать каждый день Акафист Божией Матери, чтобы Она покрывала нас от всякого зла

Старец Ефрем также настоятельно рекомендует (а у нас это часть монашеского правила) читать каждый день Акафист Божией Матери, чтобы Она покрывала нас от всякого зла, также при выездах из монастыря. Думаю, этот совет будет особенно уместен в качестве комментария к недавним статьям на сайте о ДТП со священнослужителями.

У нас в монастыре был один послушник, грек (он сейчас монах). Так вот, он часто на послушаниях и не на послушаниях читал вслух акафист Божией Матери, который знал наизусть. Однажды ночью он шел по монастырю и читал вслух любимый акафист. Немного вышел за пределы обители, в темноте не заметил гремучую змею и наступил на нее. Обычно, если змею трогаешь, она тебя кусает. Но тут случилось чудо: Божия Матерь покрыла послушника, и змея его не укусила, а просто уползла в сторону. Это о пользе чтения Акафиста Пресвятой Богородице.

Храни Господь!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *