Монастырь святой нино в Грузии

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Бодбийский монастырь находится в восточной части Грузии — Кахетии, в двух километрах от города Сигнаги, над Алазанской долиной. Он основан в конце VI века, после смерти святой равноапостольной Нины, на месте, которое святая избрала себе последним пристанищем.

Бодби — монастырь над Алазанской долиной

Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.

В V веке святой благоверный царь Вахтанг Горгасали украсил храм и гробницу. В следующие века базилика расширялась — главный алтарь был посвящен святому Георгию, а гробница святой Нины оказалась в правой части, в небольшой часовне.

Гробница была украшена настолько богато и с таким благоговением, сам вид ее внушал такое почтение, что даже татаро-монголы, грабившие храмы, в том числе и в Бодби, опасались ее трогать.

В Средние века в Бодби совершалось помазание на царство кахетинских царей. В XVII веке обитель была почти полностью разрушена персидским шахом Аббасом, который за несколько лет до того присутствовал там же на коронации царя Теймураза I. Однако вскоре монастырь был восстановлен и приобрел еще большую славу не как только духовный, но и как культурный и просветительский центр. Здесь существовала богословская школа, изучались естественные и гуманитарные науки, располагалась крупнейшая в Грузии библиотека…

В XIX веке Грузия вошла в состав России. В 1823 году умер последний Бодбийский епископ Иоанн Макашвили, Бодбийская епархия и действующая в монастыре семинария были упразднены.

В конце XIX века монастырь был преобразован в женский. Одной из насельниц его стала инокиня Ювеналия, в миру — княжна Тамара Марджанишвили. Русскому читателю она известна как схиигумения Фамарь (Марджанова) — настоятельница Серафимо-Знаменского скита. Сейчас сестры обители собирают материалы для ее канонизации.

С 1902 по 1917 год настоятельницей Бодби была игумения Анастасия (Высоцкая) — до того насельница Скорбященского монастыря в Москве.

Последняя настоятельница Бодби перед его закрытием в 1924 году, игумения Нина (в миру — княжна Елена Вачнадзе), похоронена, по ее собственному завещанию, у входа в храм, во дворе. Разоренный большевиками монастырь вновь открылся только в 1991 году.

Обитель была и остается одной из крупнейшей в Грузии. Здешние монахини прекрасно образованы: они несут не только традиционные послушания в огороде и на скотном дворе, но и в иконописной мастерской и в библиотеке: сестры работают с архивами, переводят и издают богослужебную и святоотеческую литературу.

Зато другого обычного для женского монастыря послушания — выпекания просфор — здесь нет.

— У нас есть просфорня, но сейчас там никто не работает, — рассказывает благочинная монастыря монахиня Тамара. — Несколько лет назад в нашей епархии умер молодой священник. Его скорбящая матушка, желая послужить Господу, попросила нас, чтобы мы позволили ей печь просфоры и для нашей обители. Мы не смогли ей отказать…

Вид на Бодби с дороги к Сигнаги

Вход в трапезную

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезный храм

Трапезная. Благочинная монастыря Бодби монахиня Тамара

Трапезная

Трапезная

Трапезная

За трапезой читаются не только молитвы, но и жития святых и другая душеполезная литература

Монахиня Тамара, благочинная монастыря. Чтобы провести экскурсию по Бодби для корреспондентов ПРАВМИРа, матушка жертвует воскресной литургией — другого времени не будет

Библиотека

Монахиня Тамара

Монастырские нектарины

Достаточно было восхититься красотой фруктов, чтобы матушка немедленно начала угощать…

Теплица с огурцами

Скотный двор. Коров не видно — на пастбище

Скотный двор. Коров не видно — на пастбище

Скотный двор. Коров не видно — на пастбище

Поилка для скота

Хозяйственные постройки

Помидоры

Столярная мастерская

Столярная мастерская

Монастырское кладбище

Строящийся собор

Строящийся собор

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

На источнике святой Нины неподалеку от обители

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Храм над источником

Дорога к источнику сейчас облагораживается

Дорога к источнику сейчас облагораживается

Паломники

Собор монастыря

Колокольня монастыря

Собор монастыря

Распятие. Собор Бодбийского монастыря

Святая равноапостольная Нино. Собор Бодбийского монастыря

Святой великомученик Георгий. Собор Бодбийского монастыря

Интерьер собора

Гостеприимство Авраама. Фреска

Омовение ног апостолов. Фреска

Фрагмент убранства Царских врат

Царские врата

Ной и сыновья

Жена-грешница у ног Спасителя. Фреска

Фреска «Столб животворящий (Светицховели)»

Иоанн, епископ Бодбийский (Макашвили)

Могила епископа Иоанна (Макашвили)

Лавка в храме

Гроб святой Нино

Интерьер собора. Иконостас — последний, сделанный в мастерской Давидо-Гареджийской обители, 1823 год

Фрагмент фрески «Страшный суд»

Фреска «Страшный суд»

Фрески собора, XVIII век

Исцеление бесноватых. Фреска собора

Ноев ковчег. Фреска собора

Радуга завета. Фреска собора

Фрески собора, XVIII век

Фрески собора, XVIII век

Паломники

Адам и Ева в раю

Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска собора

Фрески собора, XVIII век

Фрески собора, XVIII век

Чудотворная Бодбийская Иверская икона Божией Матери. В годы Великой Отечественной войны образ использовался как операционный стол

Паломники прикладываются к гробу святой Нино

Царские врата

Икона святой Нино

Икона Божией Матери «Знамение»

Икона Троицы, написанная Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II

Водосвятная чаша и кропило

Чтение часов

Фрагмент иконостаса

Чудотворная Бодбийская Иверская икона Божией Матери. В годы Великой Отечественной войны образ использовался как операционный стол

Фрагмент иконостаса

Фрагмент иконостаса

Паломники над могилой игумении Нины (Чачвадзе)

Вы прочитали статью Бодби: дом святой Нины в Грузии | Фоторепортаж. Читайте также:

Грузия Православная (ВИДЕО)

Успение в Первом уделе Божией Матери (+ ФОТО + АУДИО)

Грузия: страна любви, святости и простоты

«Наша мудрая Амма»

Игуменья Тамара (Романова-Багратион-Мухранская)

28 августа сего года исполняется 40 лет со дня блаженной кончины матушки игуменьи Тамары (Багратион-Мухранской), бывшей в 1951–1975-м гг. настоятельницей Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря в Иерусалиме.

Масштаб личности этой великой подвижницы Святого Русскаго Елеона таков, что живущие ныне ее воспитанницы всегда называют ее «аммой», то есть «мамой», а еще – «царская игуменья», а еще – «наша царица».

Матушка Тамара тихо и мирно скончалась почти в 90-летием возрасте, на один из самых главных православных праздников – Успения Божией Матери. Очень промыслительно, что Царица Небесная взяла в свои райские обители одну из ярчайших представительниц Царского Дома Романовых, Великую княгиню, которая была родной дочерью Великого князя Константина Константиновича, прямой правнучкой Императора Николая I и праправнучкой Императора Павла I.

Живущие ныне ее воспитанницы называют ее «аммой», то есть «мамой», а еще – «царская игуменья», а еще – «наша царица»

Со слов живущих ныне ее воспитанниц перед нами предстает классический образец смиренной и преподобной рабы Божией, основными качествами которой (помимо всех других ее великих добродетелей) были материнство и мудрость.

Предоставим им самим сказать поминальное слово о своей мудрой матери.

Вспоминает монахиня мать Вероника (Рахеб), на Святом Русском Елеоне с 1957 года.

Монахиня Вероника (Рахеб) в монашестве

– Нам всем, живущим ныне русским арабкам, насельницам Святого Русскаго Елеона, Всемилосердный Господь дал велию радость – почти четверть века видеть и ощущать святую жизнь нашей дорогой и родной матушки Тамары. Мы, в количестве 8 оставшихся в живых ее воспитанниц, живем ее светлой святой памятью, и, я убеждена, живем до сих пор ее предстательскими небесными молитвами пред Господом о нас, о всем Святом Русском Елеоне.

Ее подвиги на Елеоне – исторические. Матушка Тамара воистину сохранила и утвердила святой русский православный женский Елеон и дала необратимый толчок для его твердого дальнейшего развития.

Монахиня Вероника (Рахеб) в юности

Когда она пришла в монастырь игуменьей, в 1951-м году, женский Елеон влачил очень жалкое и бедное существование: кругом была послевоенная нищета, было сплошное своекоштье, сестры зарабатывали себе на хлеб на стороне за пределами монастырских стен, подвергались всяческим унижениям и издевательствам со стороны местных мусульман – арабов и турок, ходили в лохмотьях, в оборванных рясах.

В монастыре проживало очень много старых, с дореволюционного времени, сестер, которые умирали с геометрической быстротой. Я помню, только в один год мы похоронили аж 10 сестер! Монастырь в будущем мог однозначно обезлюдеть…

Вместе с отцом Димитрием (Биакаем), которого назначили начальником Русской Духовной Миссии одновременно с матушкой Тамарой и который также является великим подвижником Елеона, матушка резко и бесповоротно преобразила всю внутреннюю жизнь монастыря.

Матушка резко и бесповоротно преобразила внутреннюю жизнь монастыря

Являясь одной из самых ярких представительниц Русского Зарубежья, матушка благодаря своим широким добрым связям получала от многочисленных европейских спонсоров деньги и вкладывала их тут же в обустройство материально-технической жизни обители: провела электричество, водоснабжение, канализацию.

При матушке сестры перестали зарабатывать себе на хлеб в миру, перестали ходить в лохмотьях. Была установлена общая сестринская обеденная трапеза, хотя полностью от своекоштья отказаться не позволяли средства.

Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь в Иерусалиме Матушка заботилась о сестрах, как добрая мать о своих дочерях. Для больных и немощных сестер была устроена больница, в которой постоянно поочередно дежурили молодые сестры и ухаживали за находящимися на одре болезни и смерти старицами.

Матушка следила за физическим здоровьем сестер. Нас бесплатно обслуживали в арабском госпитале им. Августы-Виктории, и нас часто посещал лично прикрепленный врач, обследовал тяжкоболящих стариц и всех, чье здоровье вызывало сомнение.

Матушка сделала монастырь интернациональным, привлекла местное православное арабское население к сохранению этой Вселенской Святой обители.

До сих пор ходят нелепые слухи, что мы, арабки-монахини, пришли в монастырь из мусульманских семей. Полная чушь! Если бы такое произошло, то мусульмане нас просто уничтожили бы одним махом, в секунды! Там такие вещи даром не проходят.

Мы все, арабские старейшины Елеона, – выходцы из древних православных арабских родов, как правило, сирийских. В Сирии, в Антиохии впервые приверженцы Иисуса Христа стали называться христианами. Вот мы почти все и оттуда. Даже моя фамилия Рахеб переводится с арабского как «Монахова». Мой прадед лично общался и знал Святителя Феофана Затворника, в то время бывшим начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Вот матушка и решила обновить уже постепенно и неуклонно умирающий состав старых сестер Елеона на новый, с привлечением выходцев из древних православных арабских родов.

По рекомендации местного православного арабского духовенства, с согласия и по настоянию православных родителей, матушка стала принимать в монастырь молодых арабских воспитанниц. Я пришла в монастырь 10-летней девочкой, в 1957-м году. На сегодняшний момент нас осталось в живых восемь, так сказать, русских арабок—монахинь, которых лично непосредственно приняла наша Мама Тамара.

Как поступала с нами матушка? К нам были приставлены опытные взрослые сестры для назидания и обучения послушнической жизни. Матушка нанимала для нас учителей русского и английского языков. Мы все помним и будем помнить нашу великую учительницу русского языка – матушку Иулианию (Клепцову). Ее отец и дед были знаменитыми московскими священниками, которых убили большевики в годы страшных послереволюционных гонений. Я помню, как строго и назидательно учила нас матушка Иулиания, даже заставляла грамотно, по-старорусски писать слова с буквой «ять». Она объясняла нам, что этим самым мы должны проявлять строгое уважение к царской России.

В обиходе матушка была сама кротость. Я помню, как она бесшумно шла в своей мантии через весь собор к своему игуменскому креслу, боясь задеть кого-либо из сестер или молящихся неосторожным движением или толкнуть. Собор был тогда полон сестрами и молящимися до отказа, ведь сестер было более 140 человек, стояли в несколько рядов. Пели два больших клироса.

Она бесшумно шла через весь собор к своему игуменскому креслу, боясь задеть кого-либо или толкнуть

А как благостно учила матушка других сестер правильно и благочестиво себя вести в обители! Я помню, она давала мне книги святых отцов, Игнатия Брянчанинова или Феофана Затворника, с закладками и велела отнести их к той или иной сестре, которая накануне позволила себе какие-нибудь неподобающие вещи, и просила прочесть эту сестру отмеченные закладками выдержки из писаний этих святых отцов – для назидания и исправления, во избежание впредь проступков с ее стороны. Вот такое у нее было воспитание.

Никогда матушка не дерзнула себе позволить не то чтобы крикнуть, а даже повысить голос на кого-либо из сестер, никогда не позволяла себе распекать сестру публично, а только мягко и смиренно умирить ее наедине или вот таким, указанным выше, способом.

Во всем чувствовалось ее царская осанка, воспитание, смирение, беспрерывное уважение к человеку.

Никогда мы не забудем наших великих елеонских наставников и учителей, первой из которых, конечно, навсегда для нас останется наша великая царская игуменья, преподобная матушка Тамара.

Вспоминает монахиня мать Тамара (Хури), в русских монастырях Святого Иерусалима с 1948 года.

м. Тамара и ее тетя м. Феоктиста – Так определил мне Господь, что на сегодняшний день я являюсь самой старой (по пребыванию в монастыре) из всех русских монашествующих в Святом Граде Иерусалиме.

71 год в монастырской и монашеской жизни! Не поверите…

С 8 лет я пришла девочкой-воспитанницей, в 1948-м году, вместе со своими родными тетями – монахинями Фотинией и Феоктистой, ныне уже покойными, сначала в Горний женский монастырь. Однако после войны 1948 года мы вынуждены были уйти из Горнего – сначала в Гефсиманский женский монастырь, а потом, уже окончательно, на Святой Русский Елеон. Находясь в Гефсимании, я окончила нашу знаменитую Вифанскую школу, где научилась свободно говорить по-русски и по-английски. С 1950-х годов я вместе с тетями – монахинями Фотинией и Феоктистой – насельничаю на Святом Русском Елеоне и могла воочию, наглядно, счастливо видеть и ощущать великое подвижничество нашей преподобной матушки Тамары. Я, как и мать Вероника (Рахеб), с которой я проживаю ныне в одной келлии и которая за мною ухаживает, как за лежачей уже на одре сестрой, также принадлежу к древнему православному арабскому роду Хури. «Хури» переводится как «Попова». Мой отец, мои дяди, деды и другие славные предки были православными священниками, монахами и священнослужителями. А мой младший брат Иоанн – ныне епископ канонической Антиохийской Православной Церкви в США.

Всех нас, русских православных арабок, собрала на Святом Русском Елеоне наша Мама – дорогая матушка Тамара. Она вела очень умную, так сказать, политику – в обязательном порядке утвердить на Святом Русском Елеоне насельничество представительниц древних арабских православных родов. Мы принимались ею в монастырь строго по рекомендациям наших священников и духовников. Только из благочестивых православных семей. С великим, так сказать, историческим православным прошлым. Моя тетя – мать Феоктиста (Ягнам) — была сразу замечена матушкой Тамарой, как очень талантливая, подвижническая и строгая личность, и была ее назначена в 30 лет ее заместительницей, наместницей и первой помощницей. И 25 лет мать Феоктиста была правой рукой матушки во всех делах. И даже служила еще трем игуменьям уже после матушки наместницей-заместителем игумений. Господь даровал радость наградить меня монашеским именем Тамара, в честь Царицы Грузинской Тамары, то есть Небесной Покровительницы матушки Тамары. Я была также и келейницей матушки, и всегда пешком, держа под руки, сопровождала матушку, вместе с другой келейницей-арабкой матерью Аполлинарией, от покоев до храма, в особенности после почетной отставки матушки в 1975-м году.

Всем мы обязаны матушке Тамаре. Она развивала монашеские делания вышивания и иконописи в обители. Я, мать Феоктиста, мать Рафаила постигли великое искусство вышивания митр, облачений, плащаниц. Этим и многим другим и жил монастырь. В обители совершалось царское церковное клиросное пение, которым руководила покойная ныне арабка, мать Афанасия. Матушка Тамара очень любила церковные службы, пока позволяли ее физические силы, она всегда была в храме на службах, сама читала Шестопсалмие и часто Полуночницу.

Великая княгиня императорской крови забыла свою дворцовую жизнь и полностью предалась монашеской аскезе

А в быту матушка была крайне аскетична, истинная монахиня. Даже не верилось, что Великая княгиня императорской крови, кузина Царя Николая II, напрочь забыла свою дворцовую жизнь и полностью предалась монашеской аскезе: в быту ела деревянной ложкой из деревянной посуды, пользовалась переносным деревянным умывальником, простейшей одеждой и бельем, никаких изысков в пище, никакой роскоши в быту.

м. Тамара с отцом Димитрием (Биакай). Но я бы хотела обязательно, помимо матушки, упомянуть еще об одном великом подвижнике Елеона – о нашем дорогом отце-духовнике, архимандрите Димитрие (Биакае). Мне также посчастливилось некоторое время быть его секретарем, поскольку я знала английский язык. Это был удивительный человек! Я бы не побоялась сказать, что отец Димитрий – это был второй великий священник на Елеоне и на Святой Русской Палестине после отца-основателя, аввы Антонина (Капустина). Широта его знаний была почти безгранична. Матушка Тамара почитала отца Димитрия так, что без его благословения ничего не делалось и не совершалось важного в монастыре. Хотя матушка была старше отца Димитрия на целых 18 лет и, по сути, годилась ему в матери, тем не менее она строго считала себя его духовной дочерью и оставалась ему верной и после отставки отца Димитрия в 1968-м году, и после своей отставки в 1975-м году. Их взаимоуважение было настолько велико, что после смерти матушки на Успение 28 августа 1979 года отец Димитрий сделал все, чтобы матушка была в обязательном порядке погребена только в центре монастыря, за Спасо-Вознесенским собором, рядом с первоосновательницей и первостроительницей Святого Русского Елеона матерью Евпраксией (Миловидовой), в череде самых великих подвижников Святой Елеонской Горы.

Вспоминает нынешняя наместница монастыря, монахиня мать Рафаила (Лел). В обители с 1954 года.

– Для меня лично этот год тоже в какой-то степени знаменательный. Ровно 65 лет назад, 14-летней девочкой, я вступила в стены нашей величайшей обители мира. Это произошло по воле нашей великой Мамы – матушки Тамары, нашей земной царицы. Могу также несколько похвалиться, что на настоящий момент я старейший долгожитель по пребыванию на Елеоне. Настолько я люблю и предана своему родному русскому Елеону, что ни разу не была, например, в Горнем Иерусалимском монастыре, хотя они наши самые близкие братья. Как и все мои арабские монахини-сестры, я выходец из православной арабской семьи, насчитывающей несколько веков своей истории.

На снимке: нынешняя игуменья Варвара, епископ Николай и наместница м. Рафаила (Лел)

Благодаря нашей великой матушке Тамаре, матушкам Феодосии и Тавифе, нашим великим учителям – отцу Димитрию, матери Феоктисте, матери Иулиании (Клепцовой), отцам-духовникам Мефодию, Модесту, Нектарию, я обучилась всему монашескому деланию и впитала монашескую жизнь в себя настолько, что Господь доверил мне, многогрешной, в 1996-м году, после почетной отставки по состоянию здоровья матери Феоктисты, стать наместницей игуменьи, то есть ее заместителем на время отсутствия, с правом ношения наперсного креста по воскресным и праздничным дням, стать как бы вторым человеком в монастыре после нее. Более того, после ухода из монастыря матушки игуменьи Иулиании в 1997-м году, до назначения новой игуменьи Моисеи, я два месяца в сложнейших условиях исполняла обязанности настоятельницы и игуменьи, и мое имя поминалось даже во время ектений. Так что я – плоть от плоти Елеонская русская арабская монахиня и знаю всю его историю, начиная с 1954 года.

Конечно и безусловно, первой и главной фигурой для нас, ныне живущих старых монахинь-арабок, после отца-основателя монастыря Антонина (Капустина), является матушка игуменья Тамара. Это для нас живой эталон, пример во всем. Мне постоянно думается, что вот мы все, старые почтенные арабки-старейшины Елеона, живем до настоящего времени только потому, что у нас была такая живая мать – матушка игуменья Тамара (Багратион-Мухранская), урожденная Великая княгиня императорской крови Романовых.

Игуменский дом в монастыре при ней был всегда открыт для всех

Матушка Тамара была настолько простым и порядочным человеком, что игуменский дом в монастыре при ней был почти всегда открыт для всех. На двери даже не было звонка. Это был настоящий общий, материнский дом, где все кормились, встречались, получали благословение, получали совет, наставление и так далее. Матушка была невероятно привязана к родной обители и только дважды за все время игуменства его покидала, находясь в поездках, на длительное время. За стены монастыря она выходила нечасто, только к Гробу Господню и в Гефсиманию, к Божьей Матери. Матушка никогда не держалась за власть. И когда она, на девятом десятке жизни, стала сильно уставать по возрасту и болячкам и забывать что-то, матушка твердо для себя решила оставить настоятельство и уйти на покой. И, в этом опять проявилось ее царственность – во всем, даже в монашеском настоятельском деле надо всегда соответствовать строгой и стойкой форме! И более никак. Во всем, даже в форме простой монашки, держать царскую осанку. Поэтому в 1975-м году она, с благословения ее постоянного духовника отца Димитрия (Биакая), написала прошение в Архиерейский Синод РПЦЗ о почислении ее на покой по возрасту и состоянию здоровья с должности настоятельницы Елеона. Несмотря на усиленные уговоры ее помощницы матери Феоктисты – остаться формально до смерти действующей настоятельницей и освободить себя от забот и хлопот по монастырю, которые будут нести все ее помощницы и наместница, – матушка строго и неуклонно отказала, мотивируя свое решение отсутствием у нее надлежащих и должных сил, как настоятельницы, руководить монастырем. А казаться формально игуменьей, при отсутствии сил, ей, как царского происхождения лицу, не подобало! Вот такая у нас была достойная, благородная, образцовая во всем преподобная матушка Тамара.

Матушка Тамара с родной сестрой Верой Константиновной Романовой

Вспоминает монахиня мать Магдалина. В монастыре с 1961 года

– Когда матушка Тамара пришла в монастырь, в кассе монастыря было всего 5 динариев, то есть 5 монет.

Вы можете себе представить, что это такое?! Была страшная нищета, голод. Монашки работали за монастырем в миру. Со всеми вытекающими последствиями, ходили оборванками.

При матушке все стало резко меняться. Она спасла монастырь от разорения и гибели. Она и отец Димитрий (Биакай).

Она спасла монастырь от разорения и гибели. Она и отец Димитрий (Биакай)

Вот эти два великих подвижника и дали Русскому Елеону устоять, утвердиться и развиваться дальше.

Что было очень ценного в обители? При отсутствии в обители технических благ, отсутствия бытовой техники, как сейчас, при отсутствии воды, света, канализации, должных лекарств, при наличии сестер в количестве более 140 человек, монастырь жил внутренней любовью! Это самое главное! Ничего ценного материально-технического не было, как сейчас, а любовь – была! И примером этой настоящей любви была матушка Тамара.

Игуменья Тамара (Романова-Багратион-Мухранская)

Она была настолько богоугодным человеком, что, при общей бедности монастыря, по ее молитвам и усилиям находились всегда спонсоры, дававшие деньги обители на ремонты и реставрации, на ту же воду и свет, всегда помогали наши арабские православные родичи, поставлявшие в обитель продукты и муку. Мы сами развивали огородничество, сами трудились на поле, на оливах. Продавали нашу наикрасивейшую вышивку. Этим и кормились также.

Матушка принимала в монастырь стариков, по благословению святителя Иоанна Шанхайского и по его личной рекомендации принимала в наш монастырь старых сестер-русских эмигранток, которые оказались за границей после революции и остались одинокими и немощными. Казалось бы, зачем принимать в монастырь старух, от которых трудового толку никакого?! Но эти неблагочестивые рассуждения были не для матушки, обладавшей глубинным человеческим, личным благородством. Они принимала этих зарубежных русских старух в монастырь и давала им легкое послушание – дежурить на свечном ящике, принимать пожертвования и читать по очереди Неусыпаемую Псалтирь! То есть абсолютно необходимое монашеское делание для любого монастыря! И, казалось, старые немощные сестры, которые не могли работать ни на огородах, оливах и ни на строительных работах, буквально спасали монастырь своей непрестанной, круглосуточной молитвой по Псалтири! Буквально для всех при матушке находилось место. Немощные сестры, которые уже лежали на одре своих тяжких болячек и готовились отойти в жизнь вечную, находились под постоянным присмотром в отдельной больничке, находившейся на территории монастыря. За ними постоянно, по очереди, ухаживали молодые сестры. Никто из лежачих стариков не был выброшен за ворота. Здание больнички сохранилось до сих пор, только самой больнички уже в нем нет…

Специальное фото: матушка Тамара и отец Димитрий с русскими арабками-насельницами Святого Русского Елеона

Все мы убеждены, что время матушки Тамары и отца Димитрия (Биакая) – это и для нас, и для истории – золотое время. Вряд ли оно повторится, хотя сейчас в монастыре всего полно: и сыты все, и отремонтирован он, и бытовой техники навалом, и у всех компьютеры, и Интернет.

Могила матушки игуменьи Тамары в центре Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря. Но сейчас не 140 человек насельниц, как при матушке Тамаре, а только 40, с послушницами.

Дай то Бог, чтобы возродилась та настоящая, истинная любовь, которая была при матушке Тамаре!

По поводу присутствия на Елеоне нас, русских арабок-монахинь, которых вырастила матушка Тамара, нынешний Наблюдающий за Святыми обителями РПЦЗ на Святой Земле Архиепископ Берлинский Марк (Арндт) публично как-то сказал: «Мы благодарны русским монахиням-арабкам Елеона за то, что они сохранили для Русского Зарубежья и всего мира Святой Русский Елеон. Без их подвижнических усилий это невозможно было бы сделать. Спаси Господи за их труды!»

Вечная память преподобной матушке игуменье Тамаре за ее исторические подвиги на Святом Русском Елеоне !

Монастырь Бодбе в Грузии

Монастырь Бодбе или Святой Нино в Грузии (Bodbe Monastery of St. Nino, Kakheti, Georgia), расположенный недалеко от города Сигнахи в Кахетии, привлекает паломников со всей страны и мира. Ведь именно здесь покоятся мощи Нино, принесшей христианство в эти земли, покровительницы и просветительницы Грузии. Территория монастыря заслуживает отдельного внимания – ухоженные зеленые аллеи, с которых просматривается Алазанская долина, и видны горы с заснеженными верхушками.

Святая Нина

Святая Нина появилась на свет в богатой семье в Каппадокии (нынешняя турецкая территория). В возрасте 12 лет девочка была отдана на воспитание христианке, служащей при храме Гроба Господня. Та рассказала, что в Иверию (современную Грузию) перенесен Хитон Господень. Через два года произошло явление Нине во сне Богородицы, та поведала об избрании девушки для поиска Ризы и проповедования Слова Божьего в том краю.

Нино удалось силами молитв исцелить грузинскую царицу Нану и царя Мириана, ее мужа, после чего правитель принял Христа. Спустя несколько лет, в 324 г. Грузия стала православной. Святая же отправилась в Кахетию и прибыла в селение Бодбе, где несколько лет жила в палатке и обращала в христианскую веру грузин, жителей окрестностей. Умерла она примерно в 335 г., завещав похоронить ее в Бодбе, что и было сделано. На месте ее палатки в 50-е годы IV в. возвели храм (не сохранившийся до наших времен), в последующем разросшийся до монастыря.

По легенде, царь Мириан вознамерился переместить мощи усопшей Нино из Бодбе в храм Светицховели в Мцхете, однако двум сотням человек не удалось сдвинуть их с места.

История монастыря

Правители царских династий всегда почитали это место и проявляли особую заботу о его благосостоянии и процветании. Со временем культурное и религиозное влияние сделало Бодбийский монастырь центром Бодбийской епархии.

Время наивысшего расцвета Бодбе пришлось на XV век. Монастырь стал местом коронования кахетинских царей. После он пережил много разных событий:

  • В XVII в. монастырь Бодбе разорил персидский правитель Аббас; восстановивший ее царь Теймураз I открыл здесь семинарию. В ее стенах хранилось самое значительное в Грузии количество книг на религиозную тематику.
  • В XVIII в. монастырь Святой Нино стал мужской обителью.
  • В 1811, после того, как Грузия стала частью Российской империи, епархия была упразднена, земли изъяты, а место пришло опустело.

  • В 1889 г., побывавший здесь император Александр III, настолько был очарован Бодбе, что приказал восстановить религиозный центр. Монастырь стал женской обителью, ему были снова отведены земли. Здания Бодбе отреставрировали, открыли школу рукоделия и художественное училище. Первые монахини в количестве 12 человек приехали сюда из разных частей России. В последующем служительниц в Бодбе стало около 300.
  • В 1924 г. большевики, пришедшие к власти, закрыли святыню, упразднив службы и разрушив строения, в том числе сломав соборный купол. Монастыре был заброшен вплоть до 1991 г., когда его вновь начали возрождать.
  • В 1995 решено было обновить монастырь. В это время на территории Бодбе стали проводиться археологические раскопки, идущие по сей день и явившие на счет ценные реликвии и части старинных зданий.

С 1924 по 1991 гг. в Бодбийском монастыре работала больница. Одна из самых почитаемых в Грузии, икона Иверской Божией Матери, использовалась в качестве стола, на котором проходили операции, об этом свидетельствуют оставшиеся на ней следы скальпеля.

Территория монастыря

Монастырь Святой Нино в Грузии занимает большую площадь. На территории расположены основные постройки и ухоженный парк со большим количеством растительности и мощеными дорожками. По периметру построен небольшой забор, вход в монастырь закрывается в 19.00.

Перед монастырем Бодбе находится парковка. Рядом есть кафе «Пилигрим», где можно заказать национальные блюда, приготовленные по монастырским рецептам. По местным правилам здесь не подают блюда из мяса, а также под запретом алкоголь. Вырученные средства идут на нужды религиозного комплекса.

Изначально возведенный на месте палатки Святой Нины храм, в Бодбе не сохранился. На его месте в IX в. возвели кафедральный собор во имя Георгия-победоносца и равноапостольной Нины. Это главная достопримечательность комплекса, в южном пределе которого и расположены мощи Святой. Здание представляет собой кирпичную классическую базилику. Здесь находится икона Иверской Божией Матери, источающая миро, и останки военачальника Василия Гулякова. Генерал, герой кавказской войны, знаменит тем, что победил в битве с дагестанцами у реки Иори в 1803 г.

За храмом Святого Георгия в Бодбе расположена смотровая площадка. С нее можно полюбоваться живописными видами, открывающимися с высоты. Отсюда начинается спуск к источнику Святой Нины с целебной водой – второй по важности достопримечательности монастыря Бодбе.

Также на территории находятся:

  • Колокольня XIX в.
  • Церковная лавка.
  • Резиденция патриарха.
  • Кельи монахинь.
  • Кладбище.
  • Хозяйственный постройки.

Источник Святой Нины

Родник расположен в ущелье, ниже монастыря, добраться до него можно либо на автомобиле по горной дороге, либо пешком. Ведет к нему извилистая лестница, идущая через лес. Расстояние до источника немалое – около трех километров, и если спуск к роднику несложен, то тяжелый подъем не всем по силам. На этот случай у источника дежурят таксисты.

Внизу расположена маленькая церковь во имя родителей Нино Завулона и Сосанны и купальня. Для того, чтобы окунуться, потребуется рубашка (хитон), его можно купить тут же. У источника всегда много народа – все хотят исцелиться и набрать святой воды.

Как добраться

Расстояние Тбилиси – Бодбе составляет 110 км. Первый и самый простой способ добраться до монастыря – взять экскурсию (они ежедневно отправляются из Тбилиси и других крупных городов), попутно побывав в других интересных местах Кахетии. Можно также воспользоваться услугами такси. Время в пути составит около 2 часов.

Монастырь Святой Нино, Бодбе находится всего в 2 км от Сигнахи, до города из Тбилиси ездят маршрутки. Расстояние от Сигнахи до монастыря в можно преодолеть на попутке или пройти пешком.

Бодбе, монастырь в Грузии, представляет собой уникальное место, куда едут паломники со всего мира, чтобы приложиться к мощам Святой Нины, главной просветительницы и покровительницы Грузии, и исцелить недуги в целебном источнике. Однако сюда стремятся и простые туристы, их привлекают богатая история, интересная архитектура и живописные виды, открывающиеся с территории монастыря.

Участник православных выставок-ярмарок ВК «Узорочье» с 2014 года.
Гардабанская епархия, Грузия.

Шавнабадский монастырь в честь св.Георгия расположен на горе Телети в Тбилиси. Первоначально на этом месте стояла грузинская церковь. Она была построена в XVIII веке, а затем перешла к армянам, подвергшись переделкам и перестройке. Позже на месте древней церкви был выстроен новый храм во имя святого Георгия Победоносца и колокольня. В наши дни Шавнабадский монастырь стал одним из самых значительных центров религиозного паломничества в Грузии.

Мы пообщались с представителем монастыря Автандилом.

— Скажите, участвовали ли вы ранее в наших выставках?

— Да, мы приезжаем в Нижний Новгород уже четвертый год. Нам очень нравится, как организовано мероприятие. К нам на стенд приходят грузины, живущие в России, чтобы узнать, чем живет сегодня Грузия в духовном и в культурном плане. Подходят и русские с вопросами о нашей культуре, интересуются нашей продукцией.

— Какие товары вы привезли к нам?

— На стенде у нас утварь, которую мы изготавливаем сами: крестики из редкого кустарника – самшита, четки из камня гагата, одежда с традиционным грузинским орнаментом.

— Что пользуется спросом?

— Вы знаете, общение. Люди приходят на выставку не только и не столько за покупками, сколько за общением. Между грузинским и русским народом, между нашими церквями давние тесные связи. Своим присутствием здесь мы способствуем их укреплению. Участие в выставке нужно и нам самим, и нашим посетителям.

— Каковы Ваши впечатления от нынешней выставки?

— Очень хорошие впечатления. Большое количество посетителей, многие жаждут познакомиться с зарубежными монастырями и храмами. Отдельная благодарность организаторам: все очень четко продумано, создана приятная атмосфера.

— Как Вы думаете, в чем значимость православной выставки для нижегородцев?

— Участие в выставке – это, прежде всего, духовное развитие. Недаром на открытии владыка Нижегородский и Арзамасский Георгий говорил о том, что православная выставка – это своеобразный форум, где собираются монастыри и храмы со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Посетители за неделю могут пообщаться с представителями разных епархий, и это благодать для людей. Ведь объездить самому все эти монастыри и храмы просто невозможно.

— Что Вы можете пожелать организаторам мероприятия?

— Здоровья и процветания! Успехов в Вашем деле!

История Святой Нино — Просветительницы Грузии

Родилась Святая Нино в одном из поселений близ города Коластры, в Каппадокии (современная Турция) около 280 года.

Нино, как и многие другие Святые, происходила из знатной семьи — отец Завулон был родственником Святого Георгия Победоносца, мать Сусанна — сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Событие, в значительной степени побудившее Нино на миссионерский подвиг, произошло с ней в 12-летнем возрасте, когда она вместе с родителями прибыла в Иерусалим.

По благословению патриарха отец Нино ушел в пустынники, а мать – поставлена диаконисой при храме Гроба Господня. А воспитанием и духовным образованием Нино занялась благочестивая старица Нианфора.

Однажды, при чтении евангелия, где описывалась казнь Иисуса Христа, Нино посетила мысль, а где сейчас находится Хитон Господень, который по жребию достался одному их римских воинов.

Девушка, душа которой была потрясена Святой землей, где родился, проповедовал, совершал чудеса, принял крестную смерть и воскрес Спаситель, была уверена, что столь великая святыня не может погибнуть безвозвратно.

Старица рассказала Нино, что нешвейнный Хитон Господень (одежда Спасителя, сотканная Пречистой Матерью), по преданию, выкупил у римских солдат мцхетский раввин Элиоз и отнес его в Иверию (Грузию), которую считали Уделом Божьей Матери.

Узнав, что хитон находится в Иверии, которая, практически, до сих пор не знает христианства, Святая Нино стала ежедневно молиться Божией Матери с просьбой, чтобы Та помогла ей не только отыскать Хитон Господень, но и увидеть Иверию просвещенной.

И однажды юной деве приснилось, что Пресвятая Богородица вручает ей крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия.

Проснувшись, будущая просветительница Грузии обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Она поцеловала его трепетно, отрезав часть своих волос обвязала крест ими посередине, тем самым посвятив себя его служению.

Крест Святой Нино в Светицховели

Патриарх Ювеналий, узнав о чуде произошедшим с Нино, благословил ее на подвиг апостольского служения.

В Грузию Нино попала не сразу — путь был долгий и тернистый. Из Иерусалима в путь Нино отправилась вместе с царевной Рипсимией, ее наставницей Гаианией и 35 христианскими девами, которые из Рима бежали в Армению от гонений императора Диоклетиана.

По пути Нино чудом избежала участи своих спутниц, которых предал мученической смерти армянский царь Трдат III. Но Нино, укрепленная видениями Ангела Господня, который явился ей дважды — в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, продолжила свой путь и прибыла в Грузию в 319 году.

Вскоре, слава о Нино, проповедь которой сопровождалась многими знамениями, распространилась и в окрестностях Мцхета. Так, в день Преображения Господня, по молитве Святой Нино, сильной бурей были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим.

Это произошло во время языческого жертвоприношения, которое жрецы совершали в присутствии царя Мириана и многочисленного народа.

Первыми обратила Святая Нино в Христову веру царского садовника и его жену Анастасию, у которых поселилась. Своей молитвой Святая Нино излечила Анастасию от бесплодия и тем самым подарила бездетной семье безграничную радость.

Скоро к Святой Нино, узнав о силе молитв праведницы, стали стекаться толпы больных и страждущих. Исцелившись по молитвам просветительницы, многие из них вскоре крестились.

Царь Мириан не мог препятствовать Святой Нино проповедовать Христа во Мцхета, так как Грузия в тот период уже находилась под властью Римской империи, где христианство было уже утверждено.

Однако царица Нана — супруга Мириана, была яростной почитательницей идолов, но излеченная Святой Ниной она уверовала во Христа и стала ревностной христианкой из идолопоклонницы. Но царь Мириан обращаться в истинную веру не спешил.

Согласно легенде, царь Мириан уверовал в Бога после одного случая — во время охоты неожиданно снизошла тьма, и царь после тщетных обращений к языческим идолам, впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо.

Святое Крещение царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли в водах реки Арагви, а через несколько лет христианство было объявлено в Грузии государственной религией — в 324 году.

Царь Мириан и царица Нана

Христианство в Грузии окончательно утвердилось при содействии византийского императора Константина (306 — 337), который прислал в Грузию по просьбе царя Мириана Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов.

Величественный собор в Мцхета — Светицховели, на месте первой деревянной церкви возвел зодчий Арсакидзе в первой половине XI века.

Главный собор Грузинской православной церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные события Грузинской церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в Светицховели.

Горные области Грузии, несмотря на то, что христианство было объявлено в стране государственной религией, оставались непросвещенными. Поэтому Святая Нино, в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона, отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам.

Благодаря проповеди просветительницы Грузии, многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Затем Святая Нино отправилась в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы, где вела подвижническую жизнь, постоянно молилась, обращая окрестных жителей ко Христу. В числе обращенных была и царица Кахети Соджа (София), которая приняла Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

О близкой кончине просветительница Грузии была извещена свыше. В послании к царю Мириану просветительница попросила прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь. Царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений.

Святая Нино, наставляя народ, пришедший ей поклониться, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни – он был записан Соломией Уджармской и послужил основанием жития Святой Нино.

Святая Нино мирно скончалась в 335 году. Просветительницу Грузии похоронили по ее желанию в Бодбе.

Монастырь Св. Нино в Бодбе

Христианство, проповедованное в Грузии еще в I веке апостолом Андреем Первозванным, возродилось и укрепилось в стране благодаря заслугам Святой Нино.

Царь Мириан на месте ее захоронения в 342 году основал храм в честь Георгия Победоносца, родственника Нино. Позднее в Бодбе был основан женский монастырь, который действует по сей день.

Мощи Святой, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала ее равноапостольной, то есть уподобившейся в деле распространения веры ученикам Христа — апостолам.

На северо-востоке от монастыря, в ущелье, находится источник Святой Нино (Нинос цкаро) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей — Святых Завулона и Сусанны.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефону +995 555 566 540 *WhatsApp *Viber

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *