Монастырь на острове

Добраться до Валаама самостоятельно можно несколькими способами, не прибегая к помощи туристических агентств. Такая поездка предоставляет больше свободы и позволяет строить свой график и маршруты, не оглядываясь на расписание экскурсий.

На каком озере находится остров Валаам

Остров Валаам на карте является частью Валаамского архипелага, который расположен в водах Ладожского озера. Географически Валаам на карте Ленинградской области находится на северо-западе России, в Сортавальском районе республики Карелия. Остров отстоит от берега примерно на 20 км, а ближайшими населенными пунктами являются Приозерск и Сортавала, они находятся в 50 км и 35 км от острова соответственно.

Во всем архипелаге островов именно Валаам занимает наибольшую площадь — 29,8 кв. км. Ширина острова составляет около 7 км, длина — больше 9 км.

Стоит ли ехать на Валаам

Главной достопримечательностью острова является старинный мужской Валаамский монастырь. Поэтому многие туристы сомневаются, есть ли смысл отправляться в путешествие, если нет цели совершить религиозное паломничество.

Ответ будет утвердительным — посетить Валаам самостоятельно определенно стоит. Он интересен не только для верующих, но и для всех, кто неравнодушен к удивительным природным красотам, историческим и архитектурным памятникам и древним преданиям. Увлекательная поездка принесет массу впечатлений и новых знаний, поскольку на острове расположено много знаменитых достопримечательностей.

Что нужно знать перед самостоятельной поездкой на Валаам

Путешествие на священный остров необходимо тщательно планировать. Прежде всего, рекомендуется выделить на поездку достаточно времени, чтобы всесторонне изучить остров — паломнические места и природные красоты заслуживают внимательного рассмотрения. На острове стоит провести хотя бы один полный день, иначе просто не удастся проникнуться его удивительной атмосферой.

  • Туристам следует помнить, что территория заповедного острова принадлежит православному мужскому монастырю, здесь следует соблюдать установленные монастырем правила. Тем, кто планирует посетить обитель, нужно одеться соответствующе. Мужчины могут входить в храмы только в закрытой одежде и с непокрытой головой, женщины должны быть одеты в длинные юбки и закрытые блузки, а также укрывать голову платком.
  • Большая часть территории острова покрыта лесами, и со всех сторон участок суши окружен водами Ладожского озера. В поездку на остров необходимо брать теплые вещи, даже если погода стоит летняя и солнечная, также нужно надевать закрытую обувь.

На территории монастырского острова нельзя разводить костры и ловить рыбу без соответствующего разрешения. Непосредственно на территории обители нужно соблюдать тишину и порядок, не нарушать рамок общественных приличий, не включать громкую музыку и не устраивать публичных мероприятий.

Как попасть на Валаам самостоятельно

Попасть на остров Валаам можно из разных точек страны, из Санкт-Петербурга, расположенного достаточно близко, и из отдаленной Москвы, а также из других городов. Добраться до острова можно личным и общественным транспортом — проверенные удобные маршруты позволяют сделать это с минимальными затратами времени.

Как доехать из Санкт-Петербурга до Валаама

Из крупных городов Санкт-Петербург расположен к острову Валаам ближе всего, поэтому основные маршруты пролегают именно через северную столицу.

  • Добраться самостоятельно из СПб на Валаам на машине проще и быстрее всего. Из северной столицы нужно выехать на трассу А-121, ведущую к городу Сортавала, и двигаться по ней около 2 часов до города Приозерск, расположенного на побережье Ладоги. От причала в Приозерске к Валааму ежедневно отправляются пассажирские катера «Метеор».
  • Еще один способ достичь священного острова — это сесть на электричку на Финляндском вокзале и доехать все так же до Приозерска. Время в пути на поезде составит около 2 часов, а от железнодорожного вокзала в городе Приозерск совсем неподалеку располагается пристань, откуда отходят «Метеоры» на Валаам.
  • Также от Санкт-Петербурга до Валаама можно добраться на автобусе. Сесть на рейсовый транспорт можно на Северном автовокзале у метро «Девяткино» — автобус 859 до Приозерска ходит ежедневно с утра и до позднего вечера. Время пути зависит от загруженности трассы, но обычно составляет не более 3 часов. В Приозерске от автовокзала нужно будет пройти до городской пристани и сесть на пассажирский катер, перевозящий туристов по Ладоге к острову Валаам.

Внимание! При самостоятельном путешествии на Валаам необходимо учитывать, что катера к острову ходят по расписанию и притом не чаще, чем дважды в день. Поэтому на Валаам из Приозерска самостоятельно на «Метеоре» нужно добираться с учетом графика движения водного транспорта и, соответственно, рассчитывать время собственного прибытия в Приозерск.

Как добраться до Валаама из Сортавалы

Городок Сортавала находится очень близко к острову — всего в 40 км от него. Поскольку в Сортавале есть городская пристань, от которой отходят катера и теплоходы, единственный путь к священному острову из Сортавалы — водный.

  • Попасть на Валаам из Сортавалы самостоятельно можно на катере «Метеор», в этом случае время в пути займет всего час. Как правило, «Метеоры» от пристани отходят ежедневно, но всего дважды в сутки — в 9 и 11 часов утра, а обратно возвращаются в 15 и 17 часов. Поэтому добраться до священного острова без лишних проблем можно только в утреннее время, в середине дня приходить на городскую пристань не имеет смысла.
  • Добраться до острова от Сортавалы можно не только на «Метеоре», но и на обычном теплоходе — такой водный транспорт отправляется от берега к острову с 9 до 12 часов. Попасть на один из теплоходов намного проще, поскольку ходит такой транспорт чаще. К тому же на теплоходах почти всегда есть свободные места. А вот на «Метеорах» для самостоятельных туристов их может и не оказаться, поскольку в основном места выкупаются туристическими фирмами.

Совет! По возможности рекомендуется добираться на Валаам из Сортавалы самостоятельно на»Метеоре», прогулка на теплоходе по Ладожскому озеру займет намного больше времени, около 2,5 часов.

Как добраться до Валаама из Петрозаводска

Расстояние от Петрозаводска до Валаама составляет 185 км по прямой, поэтому многие туристы предпочитают ехать к священному острову именно через этот город. Существует несколько способов добраться до Валаама самостоятельно из Петрозаводска.

  • На машине. Из Петрозаводска необходимо выехать на трассу Кола, а от нее ехать в направлении Петербурга до поселка Пряжа. После этого последует поворот на Сортавалу направо — ехать понадобится вплоть до этого прибрежного городка на Ладоге. Всего дорога на автомобиле займет около 4 часов, непосредственно в Сортавале нужно будет проехать по улице Бондарева до улицы Карельской, а по Карельской — до улицы Ленина. Дальше необходимо свернуть налево перед мостом и припарковать автомобиль перед городским причалом.
  • На автобусе. Добраться самостоятельно от Петрозаводска до Валаама можно на автобусе, следующем до города Сортавала — от автовокзала отходит сразу несколько номерных маршрутов. Садиться лучше всего на самые ранние автобусы, в таком случае есть шанс попасть непосредственно на Валаам в тот же день. Если выехать на автобусе из Петрозаводска ближе к полудню, то в Сортавале неизбежно придется снимать номер в гостинице на ночь, поскольку водный транспорт до острова Валаам после полудня уже не отправляется.

Прямого сообщения для самостоятельных туристов между Петрозаводском и Валаамом нет. Маршрут в любом случае придется строить с пересадкой, сначала нужно доехать до Сортавалы, а после этого пересесть на теплоход или «Метеор» на пристани городка.

Как добраться до Валаама из Москвы

Расстояние на машине Москву и Валаам разделяет довольно большое — свыше 1000 км. Добраться до заповедного острова самостоятельно из столицы можно только на автомобиле, тогда делать пересадку придется лишь на пристани Приозерска, чтобы преодолеть Ладожское озеро. Другие маршруты предполагают большее количество пересадок.

Добраться самостоятельно из Москвы до священного острова Валаам можно следующими способами.

  • На автомобиле. Из столицы необходимо по Ленинградскому шоссе выехать на трассу М-10 и следовать по ней до самого Петербурга, чтобы обогнуть его по кольцевой автодороге и выбраться до шоссе А-121. По нему необходимо проследовать до Приозерска, после чего либо сесть на скоростной «Метеор», либо купить билет на теплоход.
  • На поезде. В этом случае необходимо сесть на Ленинградском вокзале на поезд, следующий до северной столицы, а уже из Петербурга направиться к Приозерску и Валааму автобусом, пригородным поездом или электричкой. Проще всего взять билет на «Сапсан» — дорога до Петербурга займет всего 4 часа, хотя и по цене поездка обойдется дороже.
  • На самолете. От Москвы до Санкт-Петербурга можно добраться самостоятельно воздушным путем, из всех основных аэропортов столицы ежедневно отправляются недорогие авиарейсы до Пулково. Время в пути по воздуху занимает всего 1,5 часа, а по прибытию в Санкт-Петербург можно воспользоваться поездом или автобусом, чтобы попасть в Приозерск и на Валаам.

В любом из вариантов следует заранее рассчитывать свой маршрут, чтобы благополучно доехать до Валаама из Москвы. Время прибытия на берег Ладожского озера желательно выбирать так, чтобы в тот же день добраться до Валаама на теплоходе или катере-«Метеоре».

Как попасть на Валаам зимой

Как добраться до Валаама в мае и в летние месяцы — вопрос, не представляющий сложностей. В хорошую погоду водный транспорт курсирует ежедневно, и возможная задержка в Приозерске или Сортавале составит не более дня. Зимой Ладожское озеро замерзает, однако возможность попасть на священный остров все равно сохраняется. Между берегом и Валаамом регулярно курсируют суда на воздушных подушках — при незначительных снеговых заносах на льду озера они разгоняются до 100 км в час и помогают добраться до Валаама очень быстро.

Сложнее всего попасть на Валаам осенью и в весенний период, когда на Ладожском озере часто бушуют шторма или начинается движение льдов. В это время сообщение с островом может временно прекращаться на несколько дней.

Важно! Попасть зимой на священный остров можно, однако в целом в холодное время года Валаам не очень популярен у туристов. Большая часть построек Валаамского монастыря не отапливается и закрыта для посещения, под снегом скрыты от глаз и многие другие достопримечательности острова.

Туры на Валаам

Самостоятельно добраться до заповедного острова не так уж трудно, и поездка обещает быть очень интересной. Но иногда туристам не хочется тратить лишнего времени и сил на то, чтобы спланировать и организовать свой маршрут.

В этом случае можно воспользоваться экскурсионными и паломническими турами на священный остров. Попасть на Валаам в составе экскурсионной группы можно из Москвы, Петербурга и Петрозаводска, причем сразу несколькими путями.

  • На поезде или автобусе. При заказе наземных экскурсионных туров Валаам обычно становится только одной из нескольких точек маршрута. Забронировав место на автобусной или железнодорожной экскурсии, можно за несколько дней посетить несколько городов северо-западного региона России, познакомиться с множеством природных красот и достопримечательностей и осмотреть, в том числе, остров Валаам в качестве промежуточного или конечного пункта экскурсионного тура.
  • На теплоходе. Путешествие на Валаам из Москвы на теплоходе можно осуществить в составе прямого экскурсионного тура, также водные круизы отходят от пристаней Санкт-Петербурга. Воспользоваться одним из таких круизов особенно удобно, поскольку это позволяет не тратить времени на бесконечные пересадки между видами транспорта.

Путешествие на Валаам в составе экскурсии вынуждает подчиняться установленному распорядку, однако обладает рядом важных достоинств. Помимо того, что туристам не приходится самостоятельно беспокоиться о составлении маршрута, они могут еще и узнать в течение длительной экскурсии намного больше полезной информации о Валааме и окрестностях, чем узнали бы при самостоятельном изучении острова.

Достопримечательности Валаама

Главной достопримечательностью священного острова, безусловно, является Валаамский монастырь. Точная дата основания обители остается неизвестной, однако первые упоминания о монастыре относятся к 1407 году. За время своего существования Валаамский монастырь пережил немало взлетов и периодов упадка, но сохранил самые важные святыни и до сих пор является объектом паломничества для верующих из разных стран.

Помимо основного комплекса монастыря, на удивительном острове можно ознакомиться с несколькими достопримечательностями.

  • Спасо-Преображенский собор. Здание является основным элементом архитектурного комплекса Валаамского монастыря. Возведение собора относится к XVIII веку, в течение нескольких столетий храм активно совершенствовали, перестраивали и реконструировали. Спасо-Преображенский собор серьезно пострадал от разрушений в ХХ веке, однако в конце столетия был полностью восстановлен. На сегодняшний день в нем проходят службы, а паломники могут посетить важнейшие святыни монастыря.
  • Скиты острова Валаам — Воскресенский, Свято-Владимирский, Коневский, Никольский, Гефсиманский и другие. Небольшие скиты в разных уголках острова Валаам и на других островах Валаамского архипелага являются частью знаменитого монастыря, придерживаются всех правил и традиций святой обители и хранят важнейшие православные святыни.

Интерес для туристов представляет и природный музей-заповедник на острове Валаам. В ходе самостоятельного путешествия или экскурсионного тура можно изучить особенности и уникальные черты северной природы, полюбоваться на величественные и суровые пейзажи Валаама, ознакомиться с флорой и фауной заповедного края.

Добраться до Валаама самостоятельно несложно, однако поездка потребует тщательного планирования маршрута. Удобные пути к острову Валаам пролегают от крупных городов и небольших поселений, расположенных поблизости, важно лишь рассчитывать собственное время и учитывать особенности работы водного транспорта.

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Интересные факты

  • Валаамский монастырь имеет собственную эмблему, разработанную в 2015 году.
  • Около 100000 паломников ежегодно посещают монастырь, 90% которых являются туристами.
  • Гостиница обители способна вместить сразу около 200 человек.

Валаам и его святыни

Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь

В начале мая 2018 года я побывал в составе небольшой паломнической группы в удивительном месте – на Валаамском архипелаге, где расположен знаменитый православный монастырь. Находится архипелаг в Карелии, в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, и насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км.

Дорога туда непростая и проходит по воздуху (если лететь до Санкт-Петербурга на самолете), суше и воде. Мы прибыли в Северную столицу вечером 4 мая, а уже в 4:30 утра следующего дня выехали на автобусе в небольшой город Приозерск, что на берегу Ладожского озера. Оттуда в 9:00 мы отправились на теплоходе к монастырю. Плыли 3,5 часа (в летнее время из Приозерска ходят «Метеоры», которые довозят пассажиров менее чем за 1,5 часа). На материке ближе всего к Валааму город Сортавала, однако туда неудобно добираться из Москвы.

Тут настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой

Ладожское озеро – холодное, темное и негостеприимное. Там часто бушуют шторма. Нам же повезло: водная гладь была безмятежной. Правда, несмотря на теплую погоду, дул ледяной пронизывающий ветер. Паломникам и туристам, посещающим Валаам весной, я бы рекомендовал обязательно брать шапки, теплую одежду и обувь. В тамошних местах настоящая таежная природа, обладающая завораживающей холодной красотой.

Название «Валаам» восходит к финно-угорскому топониму Valamo, где valo – это «свет», «клятва» (по другой гипотезе – «высокая земля»), или к финскому слову valаа – «отливать из металла». Даты рождения монастыря также указываются разные: одни исследователи называют конец X века, другие – XIV век.

Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. В Валаамском монастыре подвизался преподобный Герман Аляскинский, которому предстояло стать первым православным миссионером в Америке. Северный Афон, как часто называют Валаам, был местом паломничества русских царей и членов их семей, вдохновлял блестящих представителей русской культуры и науки: И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Н.С. Лескова, Ф.И. Тютчева, П.И. Чайковского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.И. Менделеева и многих других.

Валааму довелось побывать в составе Швеции (XVIII в.) и Финляндии (1917–1940 гг.). Наивысшего расцвета монастырь достиг к середине XIX столетия, в годы 42-летнего настоятельства игумена Дамаскина (Кононова). А самый трагический период его истории пришелся на 40–80-е годы прошлого века, когда в монастырских стенах разместилась сначала школа боцманов и юнг, а затем дом инвалидов. Также на Валааме действовал рыбпромкомбинат.

Монашеская жизнь возродилась в 1989 году, с 1991 года монастырь имеет статус ставропигиального (то есть подчиняется непосредственно Патриарху, от имени которого текущими делами занимается игумен обители – епископ Троицкий Панкратий). Сегодня здесь насчитывается около 200 насельников. В обители сложился полноценный приход, действует культурно-просветительский центр и воскресная школа.

Совместно с коллективом Ассоциации специалистов по культурным маршрутам «Святыни неразделенного христианства» я веду работу над проектом одноименного культурного маршрута, поддержанного Министерством культуры России, Федеральным агентством по туризму и получившего грант Президента Российской Федерации в области культуры и искусства. Маршрут включает в себя наиболее значимые храмы, часовни и монастыри России и европейских стран, которые названы в честь святых Церкви I тысячелетия и в которых хранятся мощи этих святых, а также другие культурные памятники, имеющие отношение к общехристианским святым.

Культурный туризм, под которым понимают знакомство с культурой и культурной средой места посещения, приобретает все большую популярность. По разным данным, на него приходится от 35 до 60% мирового туристического потока (и это логично, ведь люди пресытились сугубо развлекательным досугом и стремятся даже на отдыхе узнавать что-то новое). Как отмечают теоретики туристического дела, этот вид туризма призван выполнять культурно-познавательную, образовательную, культуроохранную, консервационную, коммуникационную и миротворческую функции.

В ходе нашего трехдневного пребывания на Северном Афоне сложился, с моей точки зрения, весьма примечательный маршрут, который я рекомендовал бы не только паломникам, но и всем любителям культурного туризма. Святыни, расположенные в местах со столь богатой историей и природой (на Валааме насчитывается около 480 видов растений), старинной и изящной (вместе с тем отнюдь не помпезной) архитектурой, прекрасной инфраструктурой и приятной атмосферой, важно и полезно знать всем.

Гора Фавор

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх

Фавор – гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета. На ней произошло Преображение Господне: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2).

Гость, высадившийся с теплохода на причале в Монастырской бухте Валаама, оказывается у подножия одноименной горы. Валаамский Фавор поднимается на 30 метров над уровнем Ладожского озера. Таким образом, дабы попасть в монастырь, необходимо приложить усилия – подняться наверх. И многие монастырские скиты построены так, чтобы к ним нужно было идти, затрачивая физические силы.

Фавор на Валааме с трех сторон окружен великолепными садами, которые веками возделывают монахи.

Знаменская часовня

Знаменская часовня

С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон.

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Памятник апостолу Андрею Первозванному

Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Как следует из Евангелия от Иоанна, он первым был призван Иисусом Христом, поэтому именуется Первозванным. Когда ученики Спасителя разделили между собой страны, в которых предстояло вести проповедь христианства, апостолу Андрею достались восточноевропейские земли. Он был известен и почитаем на Руси. В начале XII века великий князь Владимир Мономах приказал внести в очередную редакцию «Повести временных лет» фрагмент о посещении апостолом Андреем Руси. Согласно возникшей легенде, он предпринял путешествие из Крыма в Рим через Ладогу и ступал на острова Валаамского архипелага. Попутно ученик Христа побывал на холмах, где впоследствии будет построен Киев, и благословил их.

В 2003 году на Валаам из Греции были принесены мощи апостола Андрея. Памятник Андрею Первозванному недалеко от Святых врат монастыря освятил в 2014 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор Основной храм Валаама созерцает каждый прибывший сюда, стоя у подножия горы Фавор.

Нижний храм был освящен в 1892 году во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Он построен в греческом стиле, поскольку зачинатели монастыря пришли на Русь из Византии. Это иноческий храм, своим интерьером настраивающий на погружение в себя и покаянную молитву. В настоящее время от дореволюционного собора ничего не осталось. К счастью, по сохранившимся фотографиям к 1996 году удалось воссоздать в общих чертах первозданный облик церкви.

В год десятилетия возобновления на Валааме монашеской жизни икона мироточила

Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой установлен образ «Господь-Вседержитель с предстоящими». На этой иконе, уцелевшей чудесным образом, изображены преподобные Сергий и Герман, коленопреклоненно молящиеся за Валаамскую обитель. В год десятилетия возобновления монашеской жизни на Валааме эта икона мироточила.

Поблизости находится список Валаамской иконы Божией Матери. Богородица одета в темно-вишневый плащ и предстает будто огненный столп, соединяющий небо и землю, в середине которого, точно на престоле, восседает Младенец Иисус. Его правая ручка благословляет, а в левой находится держава, увенчанная крестом, – символ царской власти. По преданию, этот святой образ восходит к византийской чудотворной иконе «Никопея» («Победотворная»), написанной евангелистом Лукой. После разграбления крестоносцами Константинополя икона попала в Венецию, хранилась в закрытом киоте в базилике святого Марка и только с 70-х годах XX века доступна для обозрения. Вероятно, преподобный Сергий и Герман принесли список иконы «Никопея» на Валаам. Дерзну сказать, что самой своей историей эта икона стала общей для восточных и западных христиан святыней.

Со временем Валаамский образ Божией Матери был утерян, но его воссоздал в 1878 году Алексей Константинов, который позднее принял монашеский постриг с именем Алипий и возглавил Валаамскую иконописную мастерскую. Удивительно, что на момент написания иконы иеромонаху Алипию было всего 26 лет.

С приходом советской власти на Валаам в 1940 году братия монастыря покинула обитель и перебралась в Финляндию, основав Ново-Валаамский монастырь. Туда были перевезены многие предметы утвари, библиотека, архив и, конечно же, особо значимые иконы, в том числе Валаамская Божия Матерь. На Старом Валааме хранится точная копия иконы, выполненная в 1900 году отцом Алипием или его ближайшими учениками. Рядом с этой иконой находится ее уменьшенная копия, написанная в 2005 году специально для беспрецедентной миссии: с 8 сентября по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз». По молитвам у Валаамского образа Божией Матери сотни больных получили исцеление.

Из нижней церкви, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм Преображения Господня. Он более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Сооружен храм в 1896 году в русском стиле. На строительство пошло 3,5 миллиона кирпичей (каждый весом по 7 кг), изготавливавшихся прямо на острове из местной глины. Над иконами для иконостаса трудились иеромонах Алипий и его ученики. Росписью стен руководил другой одаренный мастер – монах Лука (Богданов), начальник Валаамской школы живописи. В советские годы заброшенный собор медленно разрушался. Реставрация началась в 1980-х годах, спасти получилось только часть росписей.

19 августа 2005 года в престольный праздник обители – день Преображения Господня – Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, глубоко любивший Валаам, совершил великое освящение монастырского собора.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла

Петропавловская церковь над Святыми вратами – главным входом в монастырь – построена на заре XIX века в стиле русского классицизма XVIII века. Этот храм разделил печальную участь других монастырских зданий: в 1940 году курсанты школы боцманов и юнг разорили и осквернили его; например, золоченые колонны, украшавшие иконостас, были сняты и использовались как сценические декорации в клубе, устроенном в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.

Храм реставрируется, богослужения совершаются один раз в год – на праздник святых апостолов Петра и Павла. Убранство храма строгое.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник»

Храм святой Живоначальной Троицы. Фото: patriarchia.ru

На противоположной стороне от Петропавловского храма находится церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Она была сооружена в 1814 году. В 1837 году по инициативе благотворителей храм надстроили, освятив новую верхнюю церковь во имя святой Живоначальной Троицы.

Архитектурный облик храма такой же простой, как и у Петропавловской церкви, хотя внешне храм значительно массивнее и тяжелее. Украшали его карнизы сложного профиля и иконы в медальонах.

В годы советско-финской войны (1939–1940) он наиболее сильно пострадал от бомбежек. Сейчас церковь возрождена.

Исторически храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный Источник» был больничным. К нему примыкали монастырская больница и аптека.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1785 году в качестве трапезной церкви. В православных монастырях трапезная нередко соединена с храмом, ибо совместное вкушение пищи считается неотъемлемым продолжением богослужения. Обед завершает Литургию, а ужин (по-славянски «вечеря») – вечерню с повечерием и монашеским правилом.

Свой современный вид церковь приобрела в результате многочисленных перестроек конца XVIII столетия и 60-х годов XIХ века. Она напоминает псковско-новгородские храмы XV века: простое квадратное здание, стены которого прорезаны лопатками, увенчанное небольшой луковичной главкой на тонком глухом барабане.

В советский период здание Успенской церкви занимал поселковый магазин, тем не менее в этом храме сохранились на своих местах одиннадцать икон, написанных на рубеже XVIII–XIX веков специально для его иконостаса. Эти росписи обнаружили реставраторы под слоем масляной краски.

В 1994 году Успенский храм был освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Никольский скит

Никольский скит

Никольский храм когда-то служил маяком: в его окне всегда горел мощный фонарь

Этот скит встречает гостей Валаама при входе в Монастырскую бухту. Назван он в честь самого почитаемого христианского святого – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В Никольском скиту хранится частица мощей святителя Николая.

Чтобы попасть из центральной усадьбы монастыря в скит, нужно пройти около двух километров, в том числе по множеству деревянных мостиков. Перед скитом заканчивается остров Валаам и начинается остров Никольский, который прежде назывался Крестовым.

Выстроенный в 1833 году в традициях русского зодчества XVII века Никольский храм когда-то служил маяком (в одном из его больших окон всегда горел мощный фонарь). Рядом с церковью монахами разбиты огород и фруктовый сад, защищенные от холодных ветров с одной стороны каменной стеной, с другой – сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Храм Николая Чудотворца был излюбленным местом на Валааме для писателя Александра Дюма-отца, посетившего монастырь в 1858 году, и для Патриарха Алексия II.

Свято-Владимирский скит

Свято-Владимирский скит

Скит, посвященный Крестителю Руси – равноапостольному князю Владимиру, – был первым на Валааме скитом, возведенным в новейшее время. Строительство, стартовавшее в 2002 году, курировал известный церковный архитектор А.А. Анисимов. Скитский комплекс построен в псковско-новгородской манере.

В сентябре 2008 года Патриарх Алексий II освятил Владимирский храм с белокаменным резным иконостасом, имеющим мозаичные вставки, и белокаменным же алтарем. Это последний храм, освящение которого совершил предыдущий Предстоятель Русской Православной Церкви, скончавшийся 5 декабря 2008 года.

В храме есть придел во имя мученицы Людмилы Чешской. Родившаяся около 860 года, она вышла замуж за чешского князя Борживоя. Супруги приняли крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Людмила и Борживой потрудились для христианского просвещения своего народа, строили храмы. Князь умер молодым; на престол вступил его сын Вратислав, которому, в свою очередь, наследовал внук Людмилы и Борживоя Вячеслав. Вдова Вратислава Драгомира, пользуясь юностью и неопытностью сына, пыталась насаждать в стране язычество. Людмила воспротивилась этому, за что была убита по велению Драгомиры. Спустя четыре года, в 925 году, Вячеслав перенес останки бабушки в базилику святого великомученика Георгия Победоносца на Пражском Граде. А ее глава вместе с главой князя Вячеслава покоится в соборе святого Вита там же, в историческом центре Праги.

Людмила и Вячеслав – первые чешские святые, небесные покровители Чехии. Мученицу Людмилу чтут как молитвенницу за бабушек, матерей и христианских учителей. В Москве единственным местом, где можно поклониться мощам этой святой, является храм святителя Николая Чудотворца в Котельниках – Патриаршее подворье и представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

Воскресенский скит

Воскресенский скит

Воскресенский скит входит в число точек на карте Валаама, воспроизводящих Святую Землю, вместе с упоминавшейся горой Фавор, горой Елеон с Вознесенской часовней, Гефсиманским скитом, Мертвым морем (Лещевским озером) и рекой Иордан (протокой, соединяющей два озера). «Русский Иерусалим» задумал создать на Валааме в начале XX века игумен Макарий (Баранов), хотя Воскресенский скит возник несколькими годами ранее. Скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда могут заходить габаритные суда. Порой отсюда начинается осмотр Валаама, ведь именно здесь, как повествует легенда, Андрей Первозванный воздвиг крест.

Скит также известен как Новоиерусалимский и Красный (все его постройки выполнены из красного кирпича). Он был заложен в 1901 году; в 1906 году состоялось освящение верхнего (в честь Воскресения Христова) и нижнего (во имя Андрея Первозванного) храмов, сочетающих русский и византийский стили.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии. Тут хранится частица Гроба Спасителя

Когда Валаам принадлежал Финляндии, на территории скита находилась монастырская школа. В советские годы одну церковь преобразовали в танцплощадку, а другую – в прачечную. С 2000-х годов комплекс возрождается. В наши дни там размещаются паломническая служба монастыря, жилье для экскурсоводов и трапезная.

Святая святых Воскресенского скита – копия Кувуклии, купольной часовенки в иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня. Тут хранится частица Гроба Иисуса, привезенная со Святой Земли. Над репликой лавицы (пещерного камня, на котором лежало тело Христа) возжены семь лампад; одна из них неугасаемая. Валаамская Кувуклия помещена в Андреевском храме – тусклом, лишенном росписей, с низкими потолками, призванном напоминать о страданиях и смерти Спасителя на Голгофе. В противоположность ему верхняя Воскресенская церковь – светлая, открытая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой. Своим убранством она выражает дух «Праздника праздников и Торжества из торжеств» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью и добра над злом.

Ильинский скит

Ильинский скит. Фото: liveinternet.ru/users/tantana/post343767433/

Этот скит назван в память великого ветхозаветного пророка Илии, жившего в IX веке до Рождества Христова. С юных лет он посвятил себя проповеди Единого Бога, подвизался в пустыне, непрестанно молился и соблюдал строгий пост. Тогда в Израиле правил царь-идолопоклонник Ахав. Чтобы доказать истинность Единого Бога, Илия однажды собрал на горе Кармель народ и жрецов языческого божества Ваала и предложил принести жертвы Богу и Ваалу на двух разных жертвенниках, но не поджигать их. Если Ваал воспламенит свою жертву огнем с неба, то он и есть подлинный Бог, если же Господь – Бог Он. Жертва Вааала осталась нетронутой, а Бог воспламенил жертву, дрова, каменный жертвенник и даже окружавший его ров с водой. Потрясенные израильтяне покаялись и восславили Бога.

Лишь Илия и Моисей удостоились беседы с Христом во время Его Преображения на Фаворе. Илия был вознесен в огненной колеснице «яко на небо». Именно пророк Илия будет Предтечей Второго Пришествия Иисуса и в ходе проповеди примет телесную смерть.

Ильинский скит находится в 10 километрах от Валаама, на острове Лембос (на карельском – «Чертов»). Второе название острова – Ильинский. Еще в XVIII веке там стояла часовня. В 1868 году на Лембосе был построен храм, освященный во имя пророка Божия Илии. В советское время в келейных корпусах Ильинского скита жили рыбаки. В 1967 году храм и братские корпуса сгорели (возможно, их подожги намеренно, чтобы стереть скит с лица земли). К концу XX века от комплекса почти ничего не осталось.

Вдруг над горой закружил белый голубь – и сел там, где когда-то возвышался алтарь

Скит поднимают из руин с 2003 года. Примечательно, что, когда конюх Николай перевозил на тяжеловозе бревна от причала к месту возведения храма, на горе он увидел белого голубя (хотя на Валаамском архипелаге голуби не водятся), который покружил и сел там, где когда-то возвышался алтарь. Николай вместе с братией поймали голубя и по колечку-«паспорту» на лапке узнали, что это финская почтовая птица, прилетевшая из той точки, куда в 1940 году эвакуировались валаамские монахи. Это было воспринято как благословение прежних поколений братии на восстановление скита пророка Илии. Уже через три года Ильинский храм был построен и освящен.

До Ильинского скита мы плыли минут сорок. По пути нам встретилось несколько ладожских нерп – млекопитающих, похожих на тюленей (они занесены в Красную книгу России). На причале паломников ожидал улыбчивый послушник Павел. Он повел нас по лестнице к деревянному храму, сооруженному в стиле Русского Севера XVII–XVIII веков, и первым делом предложил угоститься чистейшей водой из скитского колодца. Павел показал нам храм и провел по берегу острова. Остановившись на площадке возле отвесной скалы, он поведал трогательный случай: в один из приездов на Валаам, взирая отсюда на Ладогу, Патриарх Алексий II сказал, что хотел бы умереть в этом месте. Потом мне рассказали, что наш провожатый – бывший артист цирка из Нижнего Новгорода. Пару лет назад Павел бросил успешную карьеру и поступил послушником в Валаамский монастырь.

На Северном Афоне вообще немало насельников с необычными судьбами. Так, в Смоленском скиту мы познакомились с монахом Феофилом, который в светской жизни был диджеем, ныне же занимается кулинарным делом и фотографией (в интернете выложены его работы). Сопровождал нас в дни пребывания на Валааме инок Герман, раньше учившийся в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России и трудившийся в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Все они молоды, образованны, полны энергии и могли бы реализоваться в мирской среде. Это веское свидетельство в пользу того, что в монашество люди уходят отнюдь не от несчастий и безысходности (как многие считают), а по зову Божиему, против которого бессильны любые материальные блага, профессиональные достижения и житейские радости.

***

В настоящем очерке я коснулся лишь малой толики достопримечательностей Валаамской обители – тех, которые посетил сам и которые предполагаю включить в маршрут «Святыни неразделенного христианства». Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), пророка и крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла, апостола Андрея Первозванного и других.

В заключение поделюсь такой историей. Надгробная плита одной могилы на старом братском кладбище Валаама содержит надпись:

«На сем месте тело погребено,
В 1371 году земле оно предано,
Магнуса, шведского короля,
Который, святое крещение восприя,
При крещении Григорием наречен…»

Далее рассказывается история короля Швеции и Норвегии Магнуса II Эрикссона по прозвищу Смек («Ласковый»), который дважды воевал против Руси, дал клятву более не нападать на соседа, нарушил ее, потерял войско в кораблекрушении на Ладожском озере, три дня и три ночи носился по волнам на корабельной доске, пока не был спасен валаамскими монахами. Он перешел в Православие, затем принял монашеский постриг. Прожив на Валааме всего три дня, скандинавский король скончался.

Споры о том, где окончил свои дни могущественный король Швеции – на русском Валааме в 1371 году или в Норвегии в 1374-м, – не утихают до сих пор. Однако одно можно сказать точно: Валаам – тот уголок планеты, где любой человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное. Как, возможно, нашел это католический правитель, который под действием Божественной благодати и в знак благодарности за проявленные к нему заботу и любовь обратился в веру своих недавних врагов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *