Монастырь как попасть

Никогда не задумывался о том, как сложно стать послушником и тем более монахом православного монастыря, пока сам не столкнулся со всеми сложностями. А все из-за того, что мой родной брат решил, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Попробую рассказать вам об основных подводных камнях и правилах, которые вы вряд ли знали до этого.

Кто может стать послушником мужского монастыря?

Послушником мужского православного монастыря может стать любой человек мужского пола, который осознанно готов посвятить свою жизнь служению Богу. При этом его желание должно быть искренним и альтруистичным, а также проверенным временем, именно из-за этого сразу же принять сан послушника невозможно. Так, церковь в целом готова принять каждого, однако, есть некоторые ограничения для людей, стремящихся стать послушниками монастыря. С ними лучше заранее ознакомиться, чтобы не питать никаких фатальных иллюзий…

  • Нецелесообразно уходить в монастырь, если вы являетесь опекуном или родителем. В таком случае нужно либо дождаться совершеннолетия ребенка, либо смерти родителя или любого другого зависимого лица. Монастыри не делают поблажек и тем, чьи семьи согласны на уход человека в послушники;
  • Послушником не может стать несовершеннолетний человек. Это связано не только с тем, что по закону Российской Федерации он находится под опекой родителей или лиц заменяющих их, но и с духовной незрелостью. А вот исполнять обязанности трудника при монастыре, которые фактически почти не отличаются от тех, что несет послушник, несовершеннолетний может. Вероятно, это оптимальный вариант для юнош, которые четко определили свой будущий жизненный путь;
  • Нельзя скрываться в монастыре от алиментов, налогов, неоплаченных долгов. Конечно, это контролируется не слишком строго, но все обеты будут недействительны, если выяснится, что вас преследуют коллекторы или органы судебной власти России. Так что не стоит пытаться обмануть церковь: светские обязательства гражданина нельзя отменить;
  • В монастырь нельзя уйти, если вы состоите в официально зарегистрированном браке. Сначала придется получить свидетельство о разводе. Не менее строгие правила распространяются на тех, кто венчался в церкви. Таким людям следует получить развод и у священнослужителя, что, как известно, довольно сложно. Но, к счастью для потенциального послушника, осознанная и добровольная инициатива ухода в монастырь является весомым поводом для развода в глазах священника;
  • Нежелательно уходить в монастырь после пережитого потрясения, поменявшего мировосприятие или жизненные ценности человека. К примеру, священники отговаривают тех, кто хочет податься в послушники после гибели второй половинки, ребенка, после развода или получения серьезных физических увечий. Обычно церковь рекомендует обождать не менее года, и затем вернуться к идее послушничества. Ведь она подразумевает полное посвящение себя Иисусу. А человек с эмоциональной травмой попросту не способен на самоотверженное служение без вреда себе.

Основные правила

В первую очередь надо понять, что стать послушником за один церковный обряд вам никто не позволит. Возможно, на то, чтобы доказать другим священнослужителям свою преданность идеям религии и аскетизма, уйдет несколько лет. За это время происходит полное погружение человека в религиозное культурное пространство, оно и позволяет выстроить более крепкие и возвышенные отношения с Господом. Однако, если соблюдать некоторые правила, можно получить сан послушника в течение одного календарного года, что по церковным меркам очень мало:

  • Регулярно посещайте службы и исповедуйтесь. Если, к примеру, ранние подъемы на воскресную службу вас утомляют, стоит еще раз пересмотреть желание посвятить себя церкви. Надо помнить, что сан послушника напрямую связан с отказом от собственного комфорта, полным служением Богу и поиском истины в вере;
  • Договоритесь с кем-то из руководства монастыря о том, чтобы стать трудником, сейчас это можно сделать и в сети. Трудник — это человек, который помогает в выполнении хозяйственных работ, действует по поручениям монахов и послушников. У таких людей нет строго нормированных часов работы, все решается в индивидуальном порядке, так, некоторые приезжают на трудничество ежегодно, на несколько недель, тем самым люди находят физическое и духовное очищение. Но именно так получится проверить, насколько вы готовы к тяжелому труду на постоянной основе;
  • Напишите прошение о том, чтобы вас приняли в послушники монастыря. Направлять его нужно на имя настоятеля. Если оно будет одобрено, вы получите право на ношение особых религиозных символов, тем не менее, у вас сохранится мирское имя и право на возвращение к светской жизни.

Следующим шагом после послушничества является принятие монашества. Тем не менее, нужно подходить к такому шагу со всей ответственностью. Не стоит торопить себя, помните также, что в поиске своего религиозного пути вами руководит Господь. И если вам отказали в постриге или даже в послушничестве, так будет лучше для вас и для церковной общины.

Выводы

  • Послушник — это второй шаг на пути к статусу монаха, поэтому послушничество следует рассматривать как этап на пути к принятию монашества;
  • Послушником может стать любой совершеннолетний мужчина со стабильным психологическим состоянием, не имеющий долгов перед государством или своей семьей;
  • Если вы ощущаете, что нуждаетесь в Боге, но боитесь брать на себя серьезные обязанности послушника, попробуйте стать трудником при монастыре;
  • Послушник может вернуться к мирской жизни, это не запрещается монастырскими законами, но и не одобряется со стороны церкви;
  • Прежде чем становиться послушником при мужском монастыре, надо полностью удостовериться в своей готовности служить Богу, то есть регулярно молиться, посещать церковь, вести праведную жизнь и исповедоваться.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

– Матушка Тавифа, расскажите, пожалуйста, о себе: откуда Вы родом, где начинали монашеский подвиг?

– Родом я из Санкт-Петербурга. Монашеский путь я начала осознанно, когда мне было больше 30 лет. Когда я поняла, что уйду в монастырь, то решила сперва поехать и посмотреть на устройство монашеской жизни. В Санкт-Петербургской епархии открывался тогда Введено-Оятский женский монастырь, туда я и поехала на 10 дней в отпуск, но так и осталась в этом монастыре и до сих пор несу своё послушание Церкви.

Десять дней переросли во всю последующую жизнь. После монашеского послушания в Введено-Оятском монастыре меня перевели на приход храма Серафима Саровского в Петергофе, затем в Успенский мужской монастырь, в котором организовали женский скит, там я пробыла 13 лет: три года жила одна, потом присоединились ещё сестры.

Спустя какое-то время тихвинские жители обратились в епархию, чтобы меня назначили настоятельницей Введенского Тихвинского женского монастыря.

Теперь указом владыки Игнатия я переведена в Горицкий монастырь. Думаю, что это промыслительно и связано с историей Горицкого и Введенского Тихвинского монастырей, потому что Тихвинский монастырь устраивала царица инокиня Дарья, которая свой постриг приняла в Горицах. Она прожила более 20 лет в Горицком монастыре, была здесь игуменьей в конце XVI века. Я всегда очень почитала царицу Дарью и думаю, что её предстательством попала сюда.

– Бывали ли Вы в Горицком монастыре раньше, до Вашего назначения сюда?

– Я была здесь проездом, ездила в Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская земля – это земля преподобных, она вся пропитана их молитвами. Преподобные Кирилл Белозерский, Ферапонт и Мартиниан Белозерские, Зосима Ворбозомский и многие другие святые жили и молились на этой земле.

– Нравится ли Вам в Горицах?

– Конечно, вначале впечатление было не самое лучшее, но когда я прикоснулась к истории Гориц, изучила её подробнее, то узнала, что здесь жили монахини с необыкновенными судьбами, необыкновенные подвижницы.

У нас перед Покровским храмом лежит надгробная плита Параскевы Хованской. Она была родственницей Ефросиньи Старицкой, которая основала наш монастырь, и приехала поклониться и помолиться ей. Параскева увидела, какой необыкновенно благочестивый образ жизни ведут здесь монахини, и, видимо, внутреннее устроение монашеской жизни ей понравилось, поэтому она осталась, приняв монашество. Будучи дворянского рода, она несла любые послушания.

Её пример для меня очень важен. Важно и то, как жили сёстры этой обители, какие у них были отношения друг с другом, думаю, что эти отношения были пропитаны любовью Христовой, потому что, несмотря на то, что многие из них были в опале, они обустраивали эту обитель, благоукрашали монастырь. Они служили Богу кто чем умел.

Работы Ефросиньи Старицкой по вышивке представлены не только в Кирилло-Белозерском музее, но и в музеях Санкт-Петербурга. Я поклоняюсь сёстрам Горицкого монастыря, которые жили здесь до меня, и надеюсь, что дух их внутренней жизни нам удастся здесь взродить. Главное – найти то лучшее, что есть у каждого в душе. Ведь каждый идёт в монастырь с любовью ко Христу, и нужно постараться потерпеть некоторые сложности в характере друг друга, которые есть у всех. Думаю, что со временем это получится, потому что монастырь любят все, кто принял постриг.

Замечательный край Вологодский: здесь Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, Нило-Сорская пустынь, основателя которого, преподобного Нила Сорского, я глубоко почитаю и считаю его покровителем этих земель и Горицкого монастыря, а также вдохновителем на умную молитву, которую он принёс с Афона.

Это счастье – жить на Вологодской земле, подарившей столько великих подвижников.

– Матушка, имя какой святой Вы носите? Кто Ваша небесная покровительница?

– Моя небесная покровительница святая праведная Тавифа Иоппийская. Она была добродетельной и милосердной, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она тяжело заболела. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Пётр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришёл в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошёл к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой. Об этом написано в 9 главе Деяний апостольских (Деян. 9:36). Именно в её честь меня постригли в 1998 году.

– Говорят, что тот небесный покровитель, имя которого носит человек, оказывает влияние. Как Вы считаете, это действительно так?

– Думаю, что так. Тавифа в переводе – серна – это быстрое животное, которое очень много бегает. У меня тоже много контактов в связи с настоятельской должностью, приходится много ездить по разным делам. Нет спокойствия, оседлости. Так что думаю, что имя оказывает влияние на человека.

– Матушка, кем Вы хотели стать до того, как решили уйти в монастырь?

– Я в детстве мечтала быть геологом, увлекалась изучением географии. Отчасти железнодорожником стала благодаря желанию в совершенстве овладеть английским языком. Я поступила в Международное железнодорожное училище, где требовалось углублённое знание английского языка. Закончила его с отличием и поступила в Железнодорожный институт на самый сложный факультет – «Мосты и тоннели». До сих пор не понимаю, зачем я выбрала именно этот факультет. Не окончила.

Потом я работала садовником Лесотехнической академии. Там я проводила много времени на природе, в парке. На меня в то время сильно повлияли труды Августина Блаженного, я много его читала. Тогда я и поняла, что уйду в монашество. Так и случилось. Приняв монашество, я окончила Свято-Тихоновский университет в Москве.

– Пользуясь случаем, хочу задать вопрос: как приходят в монашество?

– Приходят в монашество по-разному. В древности это было естественным – приходить в монашество. Многие князья и княгини приходили в монашество в зрелом возрасте и впоследствии были прославлены в лике святых. Считалось, что человек вырос, родил и воспитал детей и свободен для служения Богу.

Ещё один путь прихода в монашество – через опалу, но и при этом люди тоже часто являли святой образ жизни. Это должно быть собственное произволение и желание, потому что против воли монахом стать сложно. Даже опальные постригаемые были воспитаны в православной вере, поэтому для них это не было чем-то страшным.

Монашество – это откровенное несение веры во Христа. По светскому человеку в обычной одежде сложно понять, верит он в Бога или нет, а монашеские одежды уже являются таким знаком, можно сказать, что проповедью христианства. На мой взгляд, главная составляющая монашества – это то, что монах активно проповедует веру в Бога.

– Какие духовные писатели Вам ближе всего?

– Наиболее мне близки творения святых отцов: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Нила Сорского, Игнатия Брянчаниноа, Тихона Задонского, Феофана Затворника. Долго можно перечислять…

Я люблю читать «Добротолюбие», самое часто читаемое, конечно, Евангелие и Апостольские послания.

Высшая духовная поэзия – это Григорий Богослов. Из творений по воспитанию детей очень интересны труды священномученика Иринея Лионского, особенно о воспитании девочек. Нельзя не вспомнить Максима Исповедника, написавшего четыреста глав о любви, Григория Нисского – об устроении человека.

Эти труды невозможно не полюбить. Сложно назвать самого любимого духовного писателя, потому что кого читаешь на данный момент, тот и любимый, а самый любимый тот, кто в данную минуту тебе помогает. Святые Варсонофий Великий и Иоанн Пророк написали книгу «Руководство к духовной жизни» – это настольная книга монаха, в моём понимании.

Ничто не заменит покаянную молитву Ефрема Сирина. В монастыре мы каждый день читаем творения святых отцов. Псалтырь, написанная царём Давидом, у всех монахинь любимая книга. Литургия Иоанна Златоуста необыкновенна по своему духовному воздействию. Можно перечислять бесконечно…

– Какие первоочередные задачи Вы ставите перед собой, став игуменьей Горицкого монастыря? Что сделали за время управления обителью?

– Сейчас у нас строится сестринский корпус, где будет обустроена гостиница для паломников, и продолжает реставрироваться Троицкий собор. Работ там предстоит много.

Серьёзная проблема – освободить территорию монастыря от хозяйственных построек, потому что монастырь является одновременно памятником архитектуры. Летом в Горицы приезжает много паломников, которые должны видеть благолепие монастыря.

Большая благодарность ректору Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина Николаю Гурьевичу Малкову, который откликнулся на мою просьбу о помощи и предложил мне для консультации профессионалов, которые осмотрели наши земли, дали рекомендации, где лучше поставить постройки подсобного хозяйства. Но проект этот будет реализован на другой территории, вне монастырских стен. Меня волновало, что имевшиеся в монастыре животные содержались без выпаса. Всех животных мы раздали.

Территория будет облагораживаться, все хозяйственные постройки будут постепенно выноситься за стены монастыря. Одного из жителей Гориц мы устроим на учёбу по ведению фермерского и подсобного хозяйства в молочную академию. В долгосросной перспективе – поставить для хозяйства добротный дом с русской печью, палатями, скотным двором, как в музее в Семёнково.

Я встречалась с ландшафтным дизайнером, который дал свои предложения по обустройству территории монастыря. У нас сохранился древний водопровод. Водопровод мы планируем улучшать.

Следующая задача, которую необходимо решать, – сделать территорию монастыря закрытой от посторонних лиц и бездомных собак. Сейчас у нас установлен забор, планируем ремонт кирпичных монастырских стен.

Очень важно наладить в Троицком соборе систему отопления. С мая этого года там проводятся регулярные богослужения. На современном уровне можно решить эту проблему, устроив в определённых частях собора тёплый пол: священнику перед престолом, на клиросе и так далее, чтобы было минимальное отопление.

Конечно, есть мечта возродить в Горицком монастыре швейную мастерскую во имя основательницы монастыря Ефросиньи Старицкой. Те работы, которые я видела – неповторимы! Может быть, и сейчас найдутся такие искусницы, которые будут готовы потрудиться в женских рукоделиях. Очень бы этого хотелось. Если мы сумеем построить швейную мастерскую, то работницы смогут за свой труд получать достойную плату и в то же время здесь будет возобновлено дело Ефросиньи Старицкой. Здесь край рукодельный, потому что многие женщины вышивают, вяжут, плетут кружево, и наши мастерицы смогут познакомиться с образцами лучших работ. Думаю, что вышивка и швейное дело найдут своих продолжателей в лице современных местных жительниц. Вологодская земля богата талантами.

– Сколько сейчас в монастыре насельниц и трудников?

– Монашествующих у нас семь. Матушка Зосима перенесла операцию в Череповце, но летом мы перевезли её к нам в монастырь. Это удивительный, светлый человек, необыкновенная монахиня, сердце которой полно добра, сёстры к ней приходят в келью, молятся вместе с ней, у неё словно живая келья.

Постоянно в монастыре проживает примерно шесть или восемь трудников: кто-то приезжает, кто-то уезжает, а на выходные приезжают группы паломников. Летом число паломников и трудников возрастает, но всем находится работа во славу Божию.

– Будете ли Вы содействовать развитию паломнического туризма в Горицком монастыре?

– Мы заключили договор с туристической фирмой «Пардус». У нас строится гостиница, там планируем устроить конференц-зал. Мы уже проводили православные встречи, а строительство конференц-зала поможет нам выйти на новый уровень. Нам есть что рассказать, и есть желание услышать что-то новое об истории Горицкого монастыря. Очень полезно встречаться с людьми, обмениваться с ними мнениями и информацией. Мы будем продолжать вести эту работу. Паломникам мы всегда рады. Будем организовать паломническую службу. У нас разработаны экскурсии по монастырю, которые проводит матушка Ариадна, планируем готовить и новых экскурсоводов.

– Что Вы пожелаете жителям района и читателям?

– В первую очередь и кирилловчан, и жителей Гориц хочу поблагодарить за то, что они несут духовную культуру преподобных, веками здесь подвизавшихся. Желаю не потерять эту духовность. За время моего пребывания в Горицах я встретила много людей, которые родились на этой земле и живут здесь. Ценно для любого места, чтобы люди заселяли ту землю, которую возделывали их прадеды. Здесь много интересных, душевных, добрых людей. Они нам помогают.

Мы поддерживаем контакты с Горицкой школой. Пока не много жителей Гориц приходит к нам в монастырь, но думаю, что со временем их будет больше. Мы остро нуждаемся в помощи по облагораживанию территории монастыря, чтобы наш монастырь принял тот величественный вид, который он должен иметь, и мы приглашаем всех жителей близлежащих населённых пунктов потрудиться во славу Божию. Можно приехать в любой день, чтобы помочь на трапезной, в швейной или в хозяйстве, особенно нам нужны плотники.

– Матушка Тавифа, спасибо за интервью, желаем процветания Горицкого монастыря под Вашим руководством.

– Спаси Господь и дай Бог, чтобы людям было тепло от того, что они прочитали.

Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора

Как я ушла в монастырь. Личный опыт

Поиски

Мария Кикоть, 37 лет

В монастырь люди уходят по разным причинам. Одних туда приводит общая неустроенность в миру. Других — религиозное воспитание, и они, как правило, считают путь монаха лучшим для человека. Женщины довольно часто принимают такое решение из-за проблем в личной жизни. У меня все было немного иначе. Вопросы веры занимали меня всегда, и однажды… Но обо всем по порядку.

Мои родители врачи, отец — хирург, мама — акушер-гинеколог, и я тоже закончила медицинский институт. Но доктором так и не стала, меня увлекла фотография. Я много работала для глянцевых журналов, была довольно успешна. Больше всего мне тогда нравилось снимать и путешествовать.

Жизнь после 50: реальный опыт

Мой молодой человек увлекался буддизмом и заразил этим меня. Мы много ездили по Индии и Китаю. Было интересно, но я не погружалась в веру «с головой». Искала ответы на волновавшие меня вопросы. И не находила. Потом заинтересовалась цигуном — своеобразной китайской гимнастикой. Но со временем прошло и это увлечение. Мне хотелось чего-то более сильного и захватывающего.

Как-то мы с подругой ехали на съемку и случайно остановились переночевать в православном монастыре. Неожиданно мне предложили подменить тамошнего повара. Я люблю такие вызовы! Согласилась и проработала на кухне две недели. Так в мою жизнь вошло православие. Я начала регулярно ходить в храм возле дома. После первой исповеди чувствовала себя замечательно, так спокойно она прошла. Заинтересовалась религиозными книгами, изучала био­графии святых, соблюдала посты… Погрузилась в этот мир с головой и однажды поняла, что хочу большего. Я решила уйти в монастырь. Отговаривали все, включая батюшку, но старец, к которому я поехала, благословил на послушание.

Стать волонтером: реальные истории

В монастырь я приехала промокшей с головы до ног, замерзшей и голодной. На душе было тяжело, в конце концов, не каждый день так круто меняешь свою жизнь. Я, как и любой нормальный человек, надеялась, что меня накормят, успокоят и, главное, выслушают. Но вместо этого мне запретили разговаривать с монахинями и отправили спать без ужина. Я расстроилась, конечно, но правила есть правила, тем более речь шла об одном из самых строгих монастырей России.

У настоятельницы был личный повар. Она лицемерно сетовала, что из-за диабета вынуждена есть лосось со спаржей, а не наши серые сухари

Особая зона

Монастырем управляла сильная, властная и, как оказалось, очень влиятельная женщина. Во время первой встречи она была приветлива, улыбалась, рассказывала, по каким законам идет жизнь в обители. Уточнила, что ее нужно называть матушкой, остальных — сестрами. Тогда показалось, что она отнеслась ко мне по-матерински снисходительно. Я поверила, что все живущие в монастыре — одна большая семья. Но увы…

Это было царство бессмысленных ограничений. За столом не позволялось без разрешения притрагиваться к еде, нельзя было просить добавки, есть второе, пока все не доедят суп. Странности касались не только трапез. Нам запрещали дружить. Да что там, мы не имели права даже разговаривать друг с другом. Это, не поверите, считалось блудом. Постепенно я поняла: все так устроено для того, чтобы сестры не могли обсуждать настоятельницу и монастырский уклад. Матушка боялась бунта.
Я пыталась практиковать смирение. Когда меня что-то пугало, думала, что просто вера моя пока слаба, а никто не виноват.

Дальше — больше. Я заметила, что во время трапез обязательно кого-нибудь отчитывают. По самым незначительным поводам («взяла ножницы и забыла отдать») или вовсе без них. Надо понимать, что, согласно церковному регламенту, подобные разговоры должны происходить с глазу на глаз: твой наставник не только ругает, но
и выслушивает, предлагает помощь, учит не поддаваться искушениям. У нас же все превращалось в жесткие публичные разборки.

Справиться с выпадением волос: реальный опыт

Есть такая практика — «помыслы». У монахов принято записывать все сомнения и страхи на бумаге и отдавать их духовнику, который даже не должен жить в том же монастыре. Мы свои помыслы писали, конечно же, настоятельнице. Когда я впервые это сделала, матушка зачитала мое письмо на общей трапезе. Мол, «послушайте, какие у нас тут дурочки живут». Прямо рубрика «анекдот недели». Я чуть не расплакалась прямо при всех.

Питались мы тем, что жертвовали прихожане или близлежащие магазины. Как правило, нас кормили просроченными продуктами. Все то, что производили в обители, матушка дарила вышестоящим церковнослужителям.

Иногда игуменья приказывала есть чайной ложкой. Время трапезы было ограничено — всего 20 минут. Сколько ты там успеешь съесть за это время? Я очень сильно похудела

Быть послушницей

Постепенно жизнь в монастыре стала напоминать мне каторгу, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры, извините, в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы.

Понятно, что монашество не курорт. Но ощущение постоянного надлома тоже не кажется нормальным. Сомневаться в правильности послушании нельзя, допускать мысль о том, что настоятельница неоправданно жестока, — тоже.

Личный опыт: ребенок попал в секту

Здесь поощрялись доносы. В форме тех самых «помыслов». Вместо того, чтобы говорить о сокровенном, надлежало жаловаться на других. Я не могла ябедничать, за что бывала неоднократно наказана. Наказание в монастыре — это публичный выговор с участием всех сестер. Они обвиняли жертву в выдуманных грехах, а затем настоятельница лишала ее причастия. Самой страшной карой считалась ссылка в скит — монастырь в глухой деревне. Я эти ссылки полюбила. Там можно было немного отдохнуть от чудовищного психологического давления и перевести дух. Добровольно попроситься в скит не могла — меня бы тут же заподозрили в страшном заговоре. Впрочем, виноватой я становилась часто, поэтому в глушь ездила регулярно.

Многие послушницы принимали сильные транквилизаторы. Есть что-то странное в том, что примерно треть обитателей монастыря психически нездоровы. Истерики монахинь «лечились» визитами к православному психиатру — по­друге настоятельницы. Та выписывала сильнейшие лекарства, превращавшие людей в овощи.

Многие спрашивают, как в монастыре борются с сексуальным искушением. Когда ты постоянно находишься под жестким психологическим давлением и пашешь с утра до ночи на кухне или в коровнике, желаний не возникает.

Личный опыт: история домашнего насилия

Дорога назад

Я прожила в монастыре семь лет. После череды интриг и доносов, незадолго до предполагаемого пострига у меня сдали нервы. Я не рассчитала, приняла убойную дозу лекарства и попала в больницу. Полежала там пару дней и поняла, что обратно не вернусь. Это было трудное решение. Послушники боятся покидать монастырь: им внушают, что это предательство Бога. Пугают страшной карой — болезнью или внезапной смертью близких.

По дороге домой остановилась у своего духовника. Выслушав меня, он посоветовал покаяться и взять вину на себя. Скорее всего, он знал о том, что происходит в монастыре, но дружил с настоятельницей.

Постепенно я возвращалась к мирской жизни. После долгих лет, проведенных в изоляции, заново привыкать к огромному шумному миру очень тяжело. Поначалу мне казалось, что на меня все смотрят. Что я совершаю один грех за другим, а вокруг и вовсе творятся бесчинства. Спасибо родителям и друзьям, которые помогали мне всем, чем только можно. По-настоящему я освободилась, когда написала о пережитом в интернете. Постепенно я выкладывала свою историю в ЖЖ. Это стало отличной психотерапией, я получила много откликов и поняла, что не одинока.

Примерно через год монастырской жизни у меня пропали месячные. Так было и у других послушниц. Организм просто не выдерживал нагрузки, начинал сбоить

В результате из моих зарисовок сложилась книга «Исповедь бывшей послушницы». Когда она вышла, реакции были разными. К моему удивлению, меня поддержало много послушниц, монахинь и даже монахов. «Так все и обстоит», — говорили они. Конечно, были и те, кто осудил. Число статей, в которых я предстаю то «редакторским вымыслом», то «неблагодарным чудовищем», перевалило за сотню. Но я была к этому готова. В конце концов, люди имеют право на свою точку зрения, а мое мнение не истина в последней инстанции.

Прошло время, и теперь я точно знаю, что проблема не во мне, виновата система. Дело не в религии, а в людях, которые трактуют ее таким извращенным образом. И еще: благодаря этому опыту я поняла, что всегда надо доверять своим чувствам и не пытаться увидеть в черном белое. Его там нет.

Личный опыт: истории про любовь и женское счастье

Другая дорога

Эти женщины однажды устали от мирской суеты и решили все поменять. Не все они стали монахинями, но жизнь каждой теперь тесно связана с церковью.

Ольга Гобзева. Звезда фильмов «Операция «Трест» и «Портрет жены художника» в 1992 году приняла постриг. Сегодня матушка Ольга — игуменья Елисаветинского женского монастыря.

Аманда Перез. Несколько лет назад знаменитая испанская модель без сожалений бросила подиум и ушла в монастырь. Возвращаться не собирается.

Екатерина Васильева. В 90-х актриса («Шальная баба») ушла из кино и служит звонарем в храме. Изредка снимается в сериалах вместе с дочерью Марией Спивак.

Как попасть в женский монастырь? Путь спасения или смирения?

Когда женщина не в силах справиться с проблемами, болезнями или горем, когда душа ее ищет покоя и молитв, не остается ничего другого, как попасть в женский монастырь. Прийти в это место может любой человек независимо от положения в обществе, своего ранга или сословия. Как правило, люди, попавшие в монастырь, сильны духом и телом, ведь служба требует много сил, терпения и воли.

Готовы ли вы к уходу в монастырь?

Прежде чем решится на такой отчаянный и судьбоносный шаг, необходимо всё взвесить, тщательно обдумать и прийти к единственно правильному выводу. Уйдя в монастырь, вы навсегда лишитесь мирской свободной жизни. Главным для вас станет послушание, смирение, физический труд и молитвы.

Вам придется много трудиться, усмирять свою плоть и многим жертвовать. Готовы ли вы к этому? Если да, то вам необходимо последовать следующим советам:

  1. Обратиться за советом к священнослужителю. Он поможет вам подготовиться к новой жизни и посоветует в выборе монастыря.
  2. Уладить все мирские дела. Оформить документы, решить финансовые и юридические вопросы.
  3. Поговорить с родственниками и постараться объяснить им свое решение.
  4. Обратиться к настоятельнице монастыря с просьбой принять вас в монастырь.
  5. Подготовить необходимые документы. Это паспорт, свидетельство о браке (если вы замужем), автобиография и прошение на имя настоятельницы.

Если все в порядке, вы являетесь одинокой совершеннолетней женщиной, у которой нет детей или они хорошо устроены, вас примут в женский монастырь на испытательный срок. Всего он составляет 3 года. При условии полного смирения, повиновения, усердных молитв через этот промежуток времени вы можете принять постриг в монахини.

Этапы монашеской жизни

Отдавая себя целиком службе Богу, женщина проходит основные этапы жизни в монастыре:

  • Паломница. Ей запрещено молиться вместе с монахинями, есть за общим столом. Главное ее занятие — молитва и послушание.
  • Трудница. Это женщина, которая еще только приглядывается к монастырскому быту. Она еще продолжает жить светской жизнью, но приезжая в монастырь, трудится наравне со всеми, выполняя все правила и подчиняясь внутреннему распорядку.
  • Послушница. Ею становится та, кто уже подал прошение о вступлении в монашескую жизнь. Если настоятельница уверена в серьезности намерений женщины, то вскоре она становится монахиней.
  • Монахиня. После того, как человек дал обеты, вернуть уже ничего нельзя. Если изменить обетам — значит изменить Богу. А это один из самых больших грехов.

Подготовка к уходу

Если решение принято, и женщина готова посвятить себя Господу, ей необходимо следовать таким правилам:

  • ежедневно молиться и присутствовать на богослужениях;
  • не нарушать данные обеты;
  • выполнять большую и трудную физическую работу;
  • больше молчать и думать, не сплетничать и не вести праздных бесед;
  • отказаться от вредных привычек;
  • ограничить себя в еде, отказаться от мясных блюд;
  • поститься;
  • покидать стены монастыря, разрешается выход в свет только по важным делам;
  • отказаться от частых встреч с родными;
  • отдыхать только в святых местах;
  • вести себя смиренно и кротко;
  • отказаться от денег и других материальных благ;
  • читать только церковные книги, запрещается смотреть телевизор, слушать радио, листать развлекательные журналы;
  • совершать дела только с благословения старшей.

Монахиня — это обычная женщина со своим характером и слабостями, поэтому выполнять всё сразу будет очень нелегко. Тем не менее, выполнение этих правил обязательно для того, кто действительно решил изменить свою судьбу.

Не возьмут в монастырские стены того, у кого в жизни остались невыполненные обязательства. Если у вас немощные престарелые родители или маленькие дети, сначала необходимо позаботиться о них, и только потом думать об уходе в монастырь.

Как попасть в мужской монастырь?

Мужчина, который понял, что его судьба неразрывна с Господом, что его предназначение в жизни — служение Богу, обязательно захочет попасть в мужской монастырь.

Первым делом, конечно, нужно спросить благословения своего духовного наставника. Поговорив с вами, священник должен решить, действительно ли решение, которое вы хотите принять, искренне и не является ли оно бегством от светской жизни. Если батюшка решит, что вы готовы к таким переменам в жизни, можно идти дальше.

Сначала нужно стать трудником или послушником. Основные занятия — изучение церковной литературы, молитвы, соблюдение постов, физическая работа. Эти периоды могут продолжаться до 10 лет. Часто происходит так, что человек, отдохнув от суеты, возвращается в привычную для него жизнь. Те же, кто прошел все испытания, принимают постриг.

3 степени монашества

  1. Рясофор. Это монах, который принимает обет целомудрия, послушания и нестяжательства.
  2. Малый схимонах. Принимает обет отречения от всего земного.
  3. Ангельский (великий) схимонах. Даются повторно те же обеты, принимается постриг.

В монашестве есть 4 главных обета, которые принимает человек:

  1. Послушание. Вы перестаете быть свободным человеком. Отбросьте гордыню, свои желания и волю. Теперь вы исполнитель воли духовника.
  2. Молитва. Постоянная и непрекращающаяся. Молиться всегда и везде независимо от того, что вы делаете.
  3. Обет безбрачия. Вы должны отказаться от плотских утех. Нельзя заводить семью и детей. Тем не менее в монастырь могут прийти любые люди, даже те, у кого в миру остались семья и дети.
  4. Нестяжание. Это отказ от любых материальных благ. Монах должен быть нищим.

Помните, что монахов часто называют мучениками. Готовы ли вы им стать? Хватит ли у вас терпения, целомудрия и смирения, чтобы до конца дней своих следовать заповедям Божиим. Перед тем как попасть в мужской монастырь подумайте еще раз. Ведь служба Господу — одно из самых трудных дел. Попробуйте выстоять многочасовую службу на ногах. Если это доставило вам удовольствие, ваше призвание — монашество.

Можно ли попасть в монастырь на время?

В минуты сомнения и колебания человеку требуется обратиться к Богу. Только в молитве, послушании и строгой жизни можно принять верное решение и понять смысл своего существования. Поэтому иногда нужно пожить в монастыре некоторое время. Для этого желательно заранее спросить разрешения у главного. Сейчас это довольно просто. Почти у каждой обители есть свой сайт, где вы можете задать интересующий вопрос.

Приехав туда и поселившись в специальной гостинице, вы должны будете трудиться наравне со всеми, быть послушным и смиренным, ограничивать себя в плотских делах и слушать приказания монахов. Разрешается принимать участие в подготовке к праздникам и другим мероприятиям. За это вы получаете еду и жилье.

В любое время вы сможете вернуться к мирской жизни, и это не будет считаться греховным. Такое возвращение возможно только до того, как вы примете постриг.

Как только совершен постриг — вы навсегда становитесь Божьим слугой. Любое нарушение правил монашеской жизни является большим грехом.

В трудные жизненные моменты многие задаются вопросом, как попасть в женский монастырь или мужской. Считают, что это очень сложно. Но это не так. Принять постриг может абсолютно любой человек. Этим шансом может воспользоваться каждый, кто ощутит в себе чувство любви к Богу, терпения и смирения. Господь готов принять каждого, кто выберет для себя такой путь, ведь перед его лицом все равны. Церкви, монастыри и обители всегда рады принять человека с чистыми помыслами и верою в душе.

Правила поведения в монастыре

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Вне монастыря оставляют все свои греховные привычки и пристрастия

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В монастырях при работе на послушаниях стараются щадить немощного

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В монастыре каждый несет определенное послушание

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

Монастырь – это особый мир

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

Послушание

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

В монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

Трапеза в женском монастыре

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Игумен Аристарх (Лоханов)

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *