Многозадачность человека

.com

По легенде, Юлий Цезарь обладал необычным даром – мог делать несколько дел одновременно и, что самое главное, без ущерба для качества. В современном мире корпоративных дедлайнов иногда кажется, что начальники хотят воспитать маленькую копию великого императора практически в каждом сотруднике, заставляя выполнять несколько заданий одновременно. Такое явление называется много- или мультизадачностью и активно изучается специалистами. Главный вопрос исследований – действительно ли гора неотложных дел обеспечивает эффективность человека? Давайте разбираться.

Мультизадачность: научный подход

Способность или неспособность людей заниматься несколькими делами одновременно просто не дает покоя ученым. В одном из недавних исследований все-таки удалось установить любопытный факт – на самом деле никто из нас не может одновременно заниматься двумя работами или проектами одновременно. А то, что мы привыкли называть мультизадачностью – это всего лишь способность мозга быстро переключаться между заданиями и генерировать решения для каждого из них. Так что, история про Юлия Цезаря – это, скорее, выдумка, чем истинная правда.

Кроме того, ученые доказали, что те работники, которые хвастаются способностью успешно делать несколько заданий одновременно, демонстрируют куда худшие результаты, по сравнению с персоналом, которому посчастливилось выполнять одно конкретное задание. Как ни крути, а наш мозг заточен под обработку только одной операции, но на все 100%. Если же его заставляют переключаться, то и производительность, соответственно, падает. Вы, скорее всего, замечали, что не можете одинаково успешно разговаривать по телефону и при этом воспринимать информацию, которую читаете на экране монитора. Вам приходится переключаться, отвечать невпопад или перечитывать предложение по несколько раз.

Успешное переключение между задачами возможно, но на это необходимо потратить около 15 минут. Если вы думаете, что после перекура с коллегами сможете тут же вернуться к заполнению отчета, забудьте об этой затее.

Есть еще один интересный факт, о котором мы не можем не упомянуть. Исследования показывают, что успешное переключение между задачами возможно, но на это человеку необходимо потратить около 15 минут. Другими словами, если вы думаете, что после перекура с коллегами сможете тут же вернуться к заполнению отчета, забудьте об этой затее. Скорее всего, вам понадобится время на то, чтобы снова перестроиться на рабочий лад. Но стоит отметить, что данная теория не касается музыки. Ее можно слушать без отрыва от производства.

Читайте еще: 7 простых приемов, как работать меньше, но успевать – больше

Мультизадачность: практический подход

В общем и целом, ученые считают, что всех людей, так или иначе имеющих дело с мультизадачностью, можно разделить на три условные группы.

Первая группа – это те из нас, кого профессиональная деятельность заставляет делать все и сразу, поскольку высокая производительность – это единственный способ не потерять должность и подняться выше.

Вторая группа – эти люди, вполне возможно, даже не подозревают о том, что имеют дело с мультизадачностью. Они могут в процессе работы, не доделав ее, броситься проверять почту или социальные сети. Знакомо?

Третья группа – те, кто гордятся своей способностью работать со всем и сразу. Но они не думают о том, что подобным подходом снижают собственную продуктивность и, возможно, теряют деньги.

Читайте еще: 9 привычек, которые мешают нам быть продуктивными

Еще раз повторим, что мультизадачность – это не самая хорошая затея. Но, если избежать ее по некоторым причинам невозможно, попробуйте использовать несколько приемов, которые существенно облегчат жизнь.

Планируйте. Разговоры о том, что свой день и насущные дела нужно расписывать, стары, как мир, но многие из нас по-прежнему плывут по течению и предпочитают просто реагировать на события, происходящие здесь и сейчас. Это в корне неправильно. Располагая информацией о том, что нужно сделать в течение дня, вы будете знать, к чему готовиться. И не забывайте оставлять резерв времени на форс-мажоры (как минимум, 20%).

Делегируйте. Если не успеваете сделать что-либо самостоятельно, не бойтесь передать это задание. А распространенный миф о том, что от делегирования страдает качество, не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Если правильно поставить задачу, подробно ее описав, установить точки промежуточного контроля, то можно рассчитывать на вполне достойный результат.

Сосредотачивайтесь. Сколько вкладок браузера открыто у вас прямо сейчас? Пять? Десять или даже больше? Стоит оставить только одну – самую главную, без которой сделать свою работу вы не сможете. Старайтесь сокращать объемы информации, которую вы воспринимаете в единицу времени. Чем меньше вы отвлекаетесь на интересные статьи не по делу, тем лучших результатов добьетесь.

Читайте еще: Все – потом: как избавиться от привычки откладывать

Перемещайтесь. Меняйте рабочие места, если есть такая возможность. Особенно хорошо этот принцип работает для тех, кто трудится удаленно. Не засиживайтесь, будьте мобильными, используйте все ресурсы. Это поможет расслабиться, переключиться, но сохранит внимание и сосредоточенность.

Останавливайтесь. Да-да, вы все прочитали верно. Время от времени, делая параллельно несколько заданий, «жмите на тормоз» и давайте себе отдохнуть. В такие моменты стоит расставить приоритеты в задачах, расслабиться и попробовать переключиться. Старайтесь всячески избегать ненужных стрессов и переработок. Даже самые срочные дела можно заставить подождать.

Когда этот материал был уже почти готов, мы наткнулись на статью о том, что мультизадачность, на самом деле, не всегда так уж плоха. Наоборот, она делает нас счастливее и дарит ощущение завершенности заданий и удовлетворения от работы. Быть может, это действительно так. Но каждый из нас должен сам принимать решение о том, стоит или не стоит ему брать на себя слишком много. Главное – не переусердствовать и соблюдать баланс. Тогда все становится возможным.

М
Многозадачность


Когда в начале 60-х годов прошлого века создали первую операционную систему IBM, пользователей поразила возможность компьютера выполнять несколько функций одновременно. То есть процессор легко переключался с одной задачи на другую, постепенно доводя их все до логического завершения. Впечатлившись таким эффектом, мультизадачность попробовали перенести в сферу человеческой деятельности. Тогда показалось, что умение выполнять несколько дел одновременно – это очень полезный навык, овладев которым можно кратно повысить эффективность в работе при этом сэкономив уйму времени. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Что такое многозадачность?

Начнем с определения. Многозадачность – это возможность, умение, навык выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Изначально термин применялся сугубо в среде программирования, но постепенно перекочевал в производство и в сферу человеческой деятельности.

Скорей всего вы не раз слышали о выдающихся способностях Цезаря делать одновременно два и больше дел. Воодушевившись таким «подвигом», вы «задвинули» усердие в выполнении одного дела на дальнюю полку и попробовали переключаться с одной задачи на другую, потом на третью и так далее. Всего по чуть-чуть и что в итоге?

А на выходе вы получили несколько начатых задач и ни одной завершенной. Вдобавок ко всему вы совершенно запутались, какое дело выполнить в первую очередь, а какое отложить напоследок. И, главное, вы потратили время и ресурсы мозга впустую. Мотивация на нуле, ком незавершенных задач вырос до небес. В итоге минусовая эффективность и стрессовая ситуация. Приехали.

Умение работать в режиме многозадачности – это не такой уж полезный и ценный навык, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что мультизадачность вредит трудоспособности человека. Мы не роботы к счастью, поэтому продуктивность работы во многом зависит от умения концентрироваться на выполнении одной задачи. Цепочку дел мы выполняем последовательно, завершая одно и приступая к другому. По мере достижения целей растет мотивация и желание добиваться больших успехов, экономится время. Казалось бы, схватившись за два дела сразу, время на выполнение задач должно сократиться наполовину. Но в действительности потребуется вдвое больше усилий и при этом шансы на успешное завершение сократятся.

Например, вам нужно расставить 10 тарелок на столе, полить цветы на подоконнике в 10 вазах и разослать 10 пригласительных SMS. Попробуем включить режим многозадачности – это, значит, делаем все сразу, перепрыгивая с одной задачи на другую. Поставили 3 тарелки, побежали поливать 3 цветочные вазы, а потом или одновременно с поливом отправили 3 SMS. Вернулись к тарелкам, следом вазы и опять сообщения. И так по кругу. Простые задачки, но, выполняя их все сразу, вы устанете сильнее и потратите времени больше. При этом на середине всего действа включатся побочные эффекты многозадачности: вместо того чтобы отправить SMS, вы, зачем-то польете телефон водой или выставите тарелку на подоконник, а не на стол.

А теперь сделайте те же простые задачи последовательно: сначала тарелки, потом поливка и в завершении отправка сообщений. Вы удивитесь – и дела идут быстрее и мозг цел!

Усложним нагрузку, а точнее сделаем приближенной к реальности. Например, вы пишите отчет или презентацию и одновременно проверяете новые сообщения в одноклассниках или ВК, отвечаете на смс или просьбы коллег помочь по «неотложному» делу. В 99% случаев, работая в режиме такой многозадачности, вы заметите, что время утекло непонятно куда, рабочий настрой улетучился, а основной работы сделано всего 10-15%. Шокирующий вывод: чем больше вы отвлекаетесь, тем сложнее сосредоточиться на работе. Гаджеты, аккаунты в соцсетях, email-почта и другое – это пожиратели времени и усилий, которые вы могли бы с куда большей пользой потратить на полезное дело.

Мы сильно преувеличиваем важность коммуникации – эта мысль кажется такой несовременной в нашу эпоху. Но, если вы планируете завершить задачу максимально эффективно и быстро, то отключите все раздражители. Это поможет сосредоточиться на задаче.

Как работать в таком режиме?

Режим многозадачности в работе – это сочетание следующих качеств: аналитическое мышление, системный подход, высокая организованность. Требования не самые простые, но чтобы их выработать, рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций:

  • Планируйте дела на день, неделю, месяц вперед. Бывает полезно даже прописать задачи на 1-2 часа, чтобы четко и вовремя их выполнить. Однако не составляйте нереальный план – это один из «хитрых» способов прокрастинации. Список дел должен мотивировать на достижение конкретных задач, промежуточные цели должны быть осуществимы за 1-2 итерации, мозг не должен быть забит лишней информацией. Ещё одно преимущество реального плана в том, что вам проще будет мотивировать себя на выполнение простой задачи.
  • Распределите задачи по важности. Самые важные дела начинайте с утра. Помните принцип 20 на 80? Сначала делайте то, что приближает к поставленной цели. Думайте как стратег. Используйте уже проверенные методики Брайана Трейси «АБВГД», Дуайта Эйзенхауэра «Матрица» и, например, почитайте об эффекте Блюмы Зейгарник.
  • Зациклите работу. Что значит многозадачность в «правильном» понимании этого термина? У вас может быть несколько дел, которые нужно выполнить за конкретный период времени. Если вы наброситесь на всё сразу, то не достигнете желаемого. Вдобавок получите стресс и депрессию. Чтобы решать эффективно, сосредотачивайтесь на каждой задаче. Например, возьмите на вооружение простой метод Франческо Чирилло, который называется «работать помидорами». То есть вы знаете, что можете продуктивно работать над задачей 45 минут, но потом вам требуется 10-15 отдыха. Возьмите таймер и поставьте период в три четверти часа. В это время полностью погрузитесь в выполнение дела. Как услышите сигнал – отдыхайте. Выпейте кофе, пообщайтесь в соцсетях, проверьте почту. Словом делайте то, что нравится. Отдохнув, снова заводите таймер и делайте работу. Давать отдых мозгу после режима концентрации полезно – это повышает эффективность в последующие отрезки времени.
  • Не отвлекайтесь во время работы. Отключите в период концентрации над задачей все отвлекающие факторы – соцсети, оповещения на телефоне и электронной почте. Все это – пожиратели времени. Отведите определенные часы для проверки почты, просмотра аккаунтов и прочего. Не нужно каждые 10 минут листать ленту соцсетей в поиске новых сообщений.
  • Разводите похожие виды деятельности и проекты на разное время. Наш мозг любит все упрощать и многие одинаковые дела сваливать в одну кучу. Именно поэтому, мы, находясь в здравом уме и светлой памяти, ставим электрический чайник на газовую печку, наносим на кожу зубную пасту вместо крема и делаем другие глупости. Например, вы можете довольно продуктивно соединить два дела: совершать покупки в мегамаркете и решать деловые вопросы по телефону. Эти действия из разных сфер, поэтому мозг видит различия и не смешивает все в одну кучу.
  • Включайте музыку во время работы. Как ни странно, но звуки помогают лучше сосредоточиться и заряжают энергией. Конечно, музыка должна быть в тему – не напрягать, не отвлекать внимание на себя.
  • Фиксируйте результаты. То есть переносите выполненные задачи в папку «завершенные» — это дисциплинирует мозг. Вы видите, что сделали за час, день, неделю, месяц и сколько осталось до финиша.
  • Подключайте «напоминалки». Гаджеты могут стать вашими помощники в личной эффективности. Планируйте, на какое время поставить ту или иную задачу и, главное, выполняйте свой план.
  • Старайтесь действовать последовательно, то есть делайте задачи одну за другой. Конечно, бывает необходимым выполнить сразу два дела за раз, но все хорошо в меру. Подходите к трате своих умственных ресурсов с позиции экономии: если не нужно напрягаться и включать режим многозадачности, то и не стоит этого делать.
  • Отдыхайте разнообразно. Продуктивность в работе напрямую связана с качеством отдыха. Можно «пахать» 12 часов, приходить домой и падать без сил на кровать. А завтра снова на работу. Такой режим подходит для роботов, но у человека сильно творческое начало и продуктивность работы зависит от того, как он отдыхает после неё. Например, можно пролежать выходной на диване, уставившись в телевизор, или сходить в театр, музей, съездить с друзьями на пикник.

Многозадачность – это капризное и довольно сложное свойство психики человека. Если мы не сможем его обуздать, чтобы использовать себе во благо, то оно оседлает нас и выжмет все соки. Помните об этом!

Плюсы и минусы

Рассмотрим преимущества мультизадачности:

  1. При надлежащем планировании действительно можно эффективно решать несколько задач одновременно. То есть, выполняя дела, вы должны четко понимать, каких результатов должны достичь.
  2. Многозадачность помогает развить пластичность мышления и способность удержать в поле внимания несколько задач. Это неплохой тренажер для мозга.
  3. Способность делать несколько дел одновременно и делать это хорошо, помогает быстро реагировать на форс-мажорные обстоятельства, улучшает стратегическое мышление и видение ситуации. В некоторых нишах действительно полезно сразу охватить несколько направлений одновременно, проанализировать их перспективность и только потом принимать решения по каждому из них.

Минусы многозадачности:

  1. Поверхностная обработка информации. Когда много всего, то мозг скользит по верхушках, не вникая в суть процессов. Такой человек берет общее изо всех сфер, но ни в одной не является профи.
  2. Высока вероятность ошибок. При недостаточной концентрации на задаче или при эффекте переноса данных с одной задачи на другую, неизменно совершаются ошибки. Внимание у многостаночника рассеивается, и это сильно вредит результату.
  3. Повышается утомляемость. Попытки ухватиться за всё сразу требует больших затрат энергии как физической, так и умственной. Человек быстрее устает, а продуктивность стремится к нулю.
  4. Растут горы неоконченных дел. Лихо начать 10-20 дел одновременно никто не запрещает, но не стоит ждать такого же быстрого их завершения. Из 10 начатых дел к финишной черте доводят 1-2 задачи, при этом сорвав все сроки и потратив в разы больше усилий. А что с остальными? Они лежат и ждут своей участи – годами, десятилетиями.

Последствия многозадачности бывают крайне неприятными. Увеличивается когнитивная нагрузка, то есть приходится тратить больше умственных ресурсов на обработку потока информации. Снижается продуктивность работы, многостаночники зачастую неправильно оценивают свои возможности и недооценивают силу отвлекающих факторов. Снижается способность к концентрации внимания на задаче, многозадачность не ценится в среде высоких технологий, научных исследований и других сферах со сложными алгоритмами работы.

Многозадачность приводит к выгоранию. Люди, практикующие такой подход, нарушают естественные механизмы мотивации и вознаграждения, которые имеются в нашем мозге. Нейробиология доказала, что снижение плотности серого вещества в передней поясной коре головного мозга из-за стресса приводит к потере радости от мыслительных усилий.

Совмещение дел может быть опасным для жизни и здоровья. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и пытаетесь одновременно вести переговоры с партнером. Вероятность аварии возрастает в разы.

Резюме

Мы узнали, что такое многозадачность. Изучили, как работать в таком режиме, какие есть плюсы и минусы выполнения нескольких дел одновременно. Мультизадачность можно использовать для тренировки пластичности мозга, однако в рабочей среде полезнее развивать навык последовательного выполнения дел. Тише едешь – дальше будешь!

Многозадачность в обучении: за и против

Что такое многозадачность

Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.

Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.

Плюсы и минусы многозадачности

Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.

Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?

В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.

Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.

Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.

Минусы многозадачности:

  • Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
  • Плохая концентрация внимания. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.

Медиамногозадачность

За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.

Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?

В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».

Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.

Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медиамногозадачности.

Споры о медиамногозадачности

В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно переключаться между контекстами.

Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.

Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.

Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.

Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).

На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах, и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.

С другой стороны, такие люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.

Выводы

Исследований многозадачности достаточно много, и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.

Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.

Другие исследования демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.

Вопросы, по которым учёные пришли к консенсусу:

  • Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
  • Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
  • Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.
  • Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.
  • Умение переключаться между разными видами деятельности в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.

<<Форма с консультацией>>

Похожие статьи


Лариса Парфентьева

Чтобы выиграть бой с многозадачностью, можно не уменьшать число дел, а расположить их так, чтобы заниматься чем-то конкретным последовательно. В книге «Мозг с препятствиями» рассказывается о семи стратегиях, которые помогут справиться с многозадачностью.

Стратегия 1: тренировать однозадачность

В выступлении на TED в 2012 году Паоло Кардини предложил прекрасное противоядие от многозадачности — однозадачность. Это умение стоит развивать!

Чтобы получить максимальную пользу от своего «внутреннего фонарика», нужно светить не перед собой, а по сторонам. То же правило верно и для повседневной жизни. Чтобы что-то сделать, тем более хорошо, надо сфокусироваться на текущей задаче. Вспомните о своей цели. Спросите себя, чем надо заниматься в этот момент, и включайте режим однозадачности!

Готовите обед? Не отходите от кухонного стола и ограничьте спектр дел нарезкой, взбиванием, жаркой и переворачиванием. Перестаньте отправлять сообщения, звонить, смотреть телевизор и заказывать через интернет кулинарные книги.

Ведете машину? Руки на руле, нога на педали, взгляд на дорогу. Не надо трогать навигатор, читать СМС и закидывать ноги на панель приборов.

Провóдите время с друзьями? Постарайтесь поддерживать зрительный контакт, слушайте, кивайте, отвечайте, повторяйте. Не надо проверять электронную почту, писать СМС, флиртовать с официантками и думать о работе.

Стратегия 2: тренировать мозг

У большинства людей сложилась своя система тренировок: немного упражнений для сердца, несколько отжиманий и приседаний, поднятие тяжестей, может быть, занятия йогой каждую вторую субботу. Смысл не в том, чтобы стать профессиональным бегуном, тяжелоатлетом или йогом, а в том, чтобы быть здоровым, избежать травм и боли.

Вашему мозгу тоже нужны упражнения. Во многих тренировочных программах онлайн и в виде приложений есть упражнения для мозга. Они должны включить и укрепить механизмы, контролирующие определенные когнитивные функции, сделать их эффективнее. С виду они напоминают стимулирующие, сложные и интересные игры, которые отслеживают ваш прогресс и подстраивают нагрузку под результаты.

Почти всегда в программе есть разнообразные упражнения на внимание.


Источник

Стратегия 3: замечать ловушки

Мир полон ловушек. Телевидение, компьютеры, смартфоны, социальные сети, интересные блоги, модные приложения и другие яркие, сияющие объекты, которые пытаются завладеть нашим вниманием. Технические новинки сделали многозадачность доступной и легкой. Но не дайте себя обмануть. Они будут внушать, что вы эффективно делаете много дел, но в действительности лишь породят рассеянность.

Чтобы не угодить в ловушки, надо знать, где они. Попробуйте справиться с таким заданием: выявите для себя пять самых мощных отвлекающих факторов. Подумайте, какие дела вы обычно совмещаете, чтобы выполнить больше за меньшее время, не потерять мотивацию или сделать перерыв в работе.

Стратегия 4: положиться на списки дел

Если у вас еще нет списка дел, отложите эту книгу и со- ставьте его немедленно. Если вы уже пользуетесь этим приемом, но он плохо помогает, изучите книги, блоги и приложения, в которых предложены разные варианты. Определите свое любимое приложение, а не лучшее. Перечень задач должен прежде всего нравиться, в противном случае вы им не воспользуетесь.

Проведем небольшое исследование. Возьмите свой список дел и найдите пункты, объединяющие несколько задач. Посмотрите, например, нет ли там записей вроде: «позвонить в страховую компанию и посмотреть конспект лекции». Или «поработать над заявкой на грант и запланировать заседание комитета». Или «прочесть последние новости об антидепрессантах и съесть печенье». Есть такие? Вряд ли. Причина проста: многозадачность интуитивно воспринимается как бессмысленная затея. Имейте список дел под рукой и выработайте привычку почаще с ним сверяться, особенно перед началом работы. Решите, какие задачи важны в этот момент, и сами с собой договоритесь выполнять сначала приоритетные дела. Если в процессе вы подумали еще о какой-то задаче — зафиксируйте ее на будущее: потратьте несколько секунд и внесите дело в ваш перечень. Не прерывайте основной работы, потому что идея уже не исчезнет, и в свое время вы все сделаете.

Стратегия 5: учиться говорить «нет»

Большое сердце и благие намерения часто становятся причиной многозадачности. Когда к вам обращаются за помощью, сложно удержаться от искушения быть добрым самаритянином. Ваш начальник дает дополнительную работу, подруга просит помочь с проектом, родительский комитет уговаривает заняться организацией мероприятия. Вы чувствуете обязанность делать что-то для других, хотя забот и так хватает. Отказать в помощи сложно, поэтому многие мои знакомые — из рвения, чувства долга и желания быть полезным — набирают много проектов, отлично зная, что это им не по силам. Больше заданий, больше дедлайнов при том же количестве времени равно многозадачности.


Источник

Стратегия 6: учиться делегировать полномочия

У вас много умений и талантов. Вы многого достигли в жизни, даже если не всегда это замечаете и признаёте. Вы играете разные роли и справляетесь со многими задачами. Вы креативны, энергичны и помогаете другим. Вы мастер своего дела.

Но все знать и уметь невозможно. Вы не сверхчеловек. Нельзя все делать самостоятельно. Одно из лучших лекарств от многозадачности — попросить других о помощи. Знать, когда это делать, очень важно. Многозадачность способна сильно запутать мозг, и человеку становится сложно решить, что делать самому,

а что перепоручить. Кроме того, это реально порождает стресс. Если утратить контроль над каким-то аспектом работы, доверив его другим, забот может стать только больше: качество окажется неожиданно хуже вашего, придется постоянно присматривать, или человек согласится помочь, а потом не сдержит слово. Хотя это, возможно, и неприятно, все равно стоит привлекать других, если вы чего-то не умеете или не успеваете. Это поможет оптимально распределить ресурсы и получить лучший результат.

Считайте это взаимовыгодным обменом. Вы же помогали другим, когда вас об этом просили? Теперь их черед ответить взаимностью. Конечно, самый непосредственный и равноценный обмен — просто кого-нибудь нанять. Вы даете деньги за услугу и помогаете человеку платить по счетам. А он делает свою работу и помогает вам добиться цели.

Стратегия 7: скучать — значит естественным образом тренировать мозг

Люди все хуже переносят скуку. Вокруг огромный океан интересных, захватывающих дел, поэтому сложно вы- терпеть что-то нудное и не вызывающее вдохновения.

Скука подпитывает многозадачность. Если дело кажется утомительным и неинтересным, вы вряд ли втянетесь. Такого рода задачи не берут за душу и не цепляют внимание. На скучном деле сложно сконцентрироваться, поэтому сначала человек начинает избегать таких

дел, откладывать их или заниматься ими наспех, а за- тем сочетает с чем-то более занимательным (многозадачность). Вы бегаете с другом, чтобы было веселее; ведете машину, прослушивая аудиокниги, чтобы скрасить дорогу на работу; во время затянувшейся деловой встречи проверяете электронную почту, чтобы не заснуть.

К сожалению, из-за хронической перегрузки заниматься чем-то одним невыигрышно. Многозадачность дает стимулы и энергию, а однозадачность — оцепенение и зевоту. Однако именно неинтересные задачи — лучшая тренировка для мозга. Не бросать долгую утомительную задачу — прекрасное естественное упражнение на внимание. Ищите такие возможности и пользуйтесь ими, чтобы развить стойкость.

Выделите три ситуации, которые обычно заставляют вас скучать и подпитывают желание заняться чем-то параллельно. Я, например, плохо переношу собрания, где мне особенно нечего делать, и длинные разговоры по телефону с отдельными родственниками (не буду показывать пальцем), а еще ожидание поезда на станции метро. А вы?

В следующий раз попрактикуйтесь в однозадачности. Концентрируйтесь пять минут на скучном деле и ни на чем больше. Потом сделайте минутный перерыв (загляните в телефон, съешьте энергетический батончик, попейте чайку) и снова пять минут занимайтесь задачей. Повторяйте до тех пор, пока не завершите. Затем увеличьте отрезки до десяти минут, а позже прибавляйте каждый раз пять минут, пока не научитесь справляться с подобными заданиями при минимальном числе перерывов.

Фотообложки

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *